Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес - файл n1.doc

приобрести
Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес
скачать (1075 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1075kb.14.09.2012 22:57скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
А.Д.ЧУДНОВСКИЙ

"ГОСТИНИЧНЫЙ И ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС"
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ...........................................................................................................

Глава I. Транспортное обеспечение торизма ......................................................

1. Туризм и путешествия ............................................................................

2. Мотивация путешествий..........................................................................

3. Путешествия по земле ..........................................................................

4. Морские путешествия (круизы) ............................................................

5. Воздушные путешествия........................................................................

Глава 2. Индустрия размещения туристов ........................................................

1. Классификация средств размещения .....................................................

2. Характеристика здания гостиницы .......................................................

3. Состав помещений гостиницы..............................................................

4. Обслуживание гостей в общественной части гостиницы.....................

5. Жилая часть гостиницы и ее обслуживание.........................................

6. Системы жизнеобеспечения гостиницы ...............................................

Глава 3. Управление в индустрии размещения туристов..................................

1. Системы классификации гостиниц........................................................

2. Службы гостиницы и их характеристика..............................................

3. Требования к обслуживающему персоналу в индустрии гостеприимства..

Глава 4. Индустрия питания .............................................................................

  1. Принципы функционирования предприятий питания ,.,....................

  2. Меню ......................................................................................................

3. Закупки и хранение сырья ....................................................................

4. Организация приготовления пищи....................................................

5. Обработка и хранение предметов сервировки....................................

6. Обслуживание посетителей .................................................................

Глава 5. Индустрия развлечений.....................................................................

1. Индустрия развлечений как объект изучения .......................................

2. Сбор и анализ социологической информации о развитии

индустрии развлечений.......................................................................

3. Инфраструктура театров ......................................................................

4. Инфраструктура многоцелевых залов ................................................

5. Клубная деятельность ..........................................................................

6. Игра как вид развлечений ...................................................................

7. Персонал и оборудование дискотек....................................................

Глава 6. Экономические аспекты выбора предприятиями гостиничного я

туристического бизнеса эффективной учетной политики................

1 Теория учета ..................................................................................,..........

2. Особенности предприятий гостиничного и туристического

бизнеса, учитываемые при выборе ими учетной политики .............

3. Методика выбора предприятиями гостиничного и туристического бизнеса учетной политики ................................................................

4. Организационные аспекты выбора и оформления предприятиями гостиничного и туристического бизнеса учетной политики ............

5. Капитал предприятий сферы туризма и гостеприимства..................

Глава 1.

ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИЗМА

1. Туризм и путешествия

Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо совершающий путешествие для удовольствия или из интере­са», другой словарь XIX века содержит более интересные зна­чения: «люди, которые путешествуют для удовольствия, из любопытства и от того, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом».

Путешествия, туризм — это комплекс родственных сфер бизнеса, которые служат путешествующим тем или иным об­разом. Очевидно, что наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т.е. работа туристических агентств. Непосредственно привлечены авиакомпании. Так же, как компании по прокату машин, железные дороги, автобус­ные маршруты, гостиницы и рестораны. Вся эта группа пред­ставляет собой инфраструктуру туризма. К соседствующим видам бизнеса можно отнести, например, финансовые струк­туры, которые финансируют развитие сферы обслуживания, обеспечивают кредитные карточки туристов и т.д.

Рост и усложнение туристической сферы поощряют специа­лизацию. Например, обеспечивающие службы делают все необ­ходимые приготовления — бронирование номеров в гостиницах, развлечения — особенно, для групповых путешествий (преми­альные путешествия, вознаграждения за успех предприятия, ect).

Другие факторы, конечно, тоже влияют на успехи в тури­стическом бизнесе: реклама, правительственная политика, об­щие экономические условия, курс валюты, отношения между правительствами стран, количество конкурирующих направ­лений (курортов), безопасность и репутация места отдыха.

История путешествия/туризма тесно связана с экономикой, технологией и общественной историей.

Технология устанавливает места путешествия. Каждое ее улучшение не только изменяет скорость, комфорт и стоимость путешествия, но и имеет влияние на все общество, экономику.

Технология путешествия определяет также число и разме­щение общественного жилья. Первые таверны были размеще­ны в портовых городах или на реках, соединяющихся с Атлан­тическим океаном, чтобы обслуживать людей, путешествую­щих на кораблях. С наступлением эры дилижанса таверны стали строиться вдоль главных дорог. Железнодорожные пути при­несли необходимость в отелях, расположенных рядом с желез­нодорожными станциями. Автомобильная система привела к необходимости в мотелях. Воздушные путешествия привели к сооружению огромных комплексов отелей рядом и в самих аэропортах.

Путешествие явно является феноменом XX века и появи­лось в современном виде в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями. Однако еще со времен античности путешествия совершались ради торговли, завоева­ний и религиозных целей.

3000 лет до н.э. древние египтяне уже плавали по реке Нил, перевозя огромные глыбы, из которых строили пирамиды. Ран­ние финикийцы плавали по Средиземному морю к берегам, которые сейчас называются Сирия и Ливан, размещая там свои колонии и развивая торговлю.

Особо следует сказать о путешествиях во времена Римской империи. Около 200 лет до н.э. римляне расположились вдали от Италии. На протяжении последующих пяти столетий они завоевали множество земель, в том числе и Британию. Они путешествовали на кораблях, лошадях, в колесницах и пешком.

Преуспевающие римляне двинулись в Египет и Грецию: ку­пание, места поклонения и морские курорты. Свидетельством их привычек отдыхать являются раскопки городов (Помпеи), похороненных под лавой, грязью и вулканическим пеплом.

Римские туристы интересовались историей и религией, по­сещали греческие храмы, ездили в фургонах, запряженных му­лами, в места, где похоронен Александр Великий, где жил Со­крат. Верите ли вы в это или нет, но они посещали Египет, чтобы увидеть пирамиды так же, как это делают современные туристы.

Во время средневекового периода в основном совершались религиозные путешествия. Религиозные убеждения побужда­ли миллионы людей путешествовать к святыням: мусульман — в Мекку, христиан — в Иерусалим и Рим, других — в остальные места поклонения. Средневековые церкви стали господствую­щими инстанциями и единственной узнаваемой властью в раз­личных странах. Монастыри принимали путешественников (и пожертвования). Странноприимные дома, как разновидность гостиницы, содержались религиозными орденами.

Можно сказать, что церковь создала первую гостиничную цепь (систему).

Крестовые походы, которые начались в 1095 г. и длились последующие 200 лет, также привели к массовым движениям людей. Десятки тысяч европейцев породнились со Средним Востоком и его культурой. Крестовые походы стимулировали культурный обмен. Результатом стала великая социальная ре­волюция и возрождение торговли, которое привело к подъему среднего класса. Косвенно эти изменения так же возродили гостиничное дело и путешествия.

Северная Италия стала первой, кто ощутил эффект Воз­рождения, последовавший после крестовых походов. Контро­лируя торговлю между Европой и Востоком, северные италь­янские города активно развивались. Содержание гостиниц стало там солидным процветающим бизнесом и «союз хозяев гости­ниц» процветал, создавая правила для себя и своих гостей.

Во времена Возрождения появились престижные универ­ситеты и, соответственно, «путешествия для образования», ко­торые стали особенно популярны в XVI веке. Молодая ари­стократия, так же как и представители поднимавшегося сред­него класса, путешествовали с целью повысить свое образова­ние и, возможно, немного погрешить.

Когда в 1539 г. Генрих VIII попытался запретить монастыри, он, не намереваясь этого делать, остановил рост гостиничного дела. А именно там паломникам предоставлялось жилье и пища в соответствии с их положением. Когда церковные земли были отданы или проданы, функция церкви как хозяев гости­ниц исчезла/

Один из существенных факторов, который способствовал развитию гостиниц, заключался в том, что задолго до установ­ления национальной почтовой системы хозяева гостиниц были вынуждены держать конюшни и лошадей, чтобы удовлетво­рить потребности королевской почты. Английский закон про­возгласил гостиницу общественным домом и сделал хозяев (владельцев) гостиниц ответственными за состояние путеше­ственников.

6 воображении большинства людей старые гостиницы выгля­дят, как каретные гостиницы, которые процветали в ХУШ ве­ке и начале XIX века. Каретная эра в Великобритании нача­лась серьезно в 1784 году, когда Парламент уполномочил до­ставлять правительственную почту в экипажах.

Почтовые экипажи могли взять максимум 7 пассажиров: 4 внутри и 3 напротив извозчика; иногда даже ездила охрана. Состоятельные путешественники могли ехать без Посторон­них в почтовом фаэтоне. Национальная почтовая система бы­ла оснащена уже в ту пору множеством гостиниц.

Городские гостиницы очень сильно зависели от привычек путешествия их покупателей и большая часть их дохода шла при условии, что будут лошади для экипажей. Тем не менее путешествия были медленными и, например, для преодоления расстояния в 400 миль требовалось 34 остановки и 42 часа.

В 1838 году Английский Парламент разрешил перевозить почту по железной дороге и каретная эра закончилась.

Следует обратить внимание, что места проживания весьма тесно связаны с путешествиями. Так, в конце 1820 г. штат Пенсильвания начал разрабатывать нечто, что по возможной случайности превратилось в каналы протяженностью 1200 км. На их берегах тут же стали строиться таверны. Штат Нью-Йорк также разработал обширную систему каналов с таверна­ми, а позже и отелями вдоль них.

Многие новые американские деревни и города сегодня со­держат таверны, которые сохранились с колониальных вре­мен. Большинство этих старых таверн были построены как большие дома для использования хозяевами таверн, а также их семьями и гостями.

В 1829 г. в Бостоне открылся «Тремонт-Хаус», Это была первая гостиница, полностью оформленная как отель, вклю­чая посыльного, ключи от комнат для гостей и в каждом номе­ре ванна и туалет. Так был установлен стандартный дизайн для американских отелей на многие годы. Городские отели обычно располагались рядом с железнодорожными станция­ми, а железные дороги представляли собой часть курортного бизнеса и курортной собственности.

В конце XIX века стали формироваться гостиничные цепи. В Европе содержание роскошных отелей ассоциируется с Цеза­рем Ритсом, который с 1870—1907 гг. сформировал цепь отелей Ритса, многие из которых были лицензированы для последую­щей работы под именем Рите.

Сталтер-отель стал первым американским отелем Эльворта Статлера. «Буффало статлер» обеспечивал клиентов «комна­той и ванной за 1,5$». Родилась новая современная гостинич­ная цепь.

В 30-х годах значительными именами в гостиничном деле стали Конрад Хилтон (Хилтон Отель) и Эрнест Эндереон (Ше­ратон Отель),

2. Мотивация путешествий

Почему люди путешествуют, несмотря на связанные с пу­тешествием стрессы, затраты денег и энергии? Выбор мест, куда можно поехать, очень велик, и человек может выбрать место поездки из более чем нескольких десятков тысяч назва­ний. Место поездки выбирается на основе таких факторов, как финансы, смысл поездки или его недостаток, — все это заставляет человека решить, где ему провести отпуск — в го­рах, на побережье или же за городом. Путешественники со стажем расширяют карту своих путешествий. Некоторые путе­шественники не являются сторонниками дорогих и опасных путешествий и снова и снова посещают Рим, Вену, Лондон и другие знаменитые города Европы.

Торговые сделки происходят в туристических агентствах, так же как они происходят и в продуктовых магазинах. Имею­щиеся денежные средства у клиента играют очень важную роль. Цены на путешествия меняются так же быстро, как и цены на продукты в магазинах — некоторые направления путешествий становятся более дорогими, другие, наоборот, дешевеют. На изменение цен на путешествия влияют такие факторы, как изменения курса американского доллара по отношению к на­циональным валютам, а также такие факторы, как политиче­ская ситуация в стране, состояние ее экономики etc. Так, на­пример, революция в Португалии 1974—1976 была повинна в уменьшении числа поездок в эту страну.

В начале 80-х годов мексиканское правительство неожи­данно девальвировало песо, что значительно снизило стоимость туристических путевок.

Неожиданное усиление позиции американского доллара в середине 80-х годов привело к тому, что американцы пред­почли путешествия за границу, что усилило позиции междуна­родных туристических агентств. Туристы выбирают те туры, которые предлагают лучшее соотношение цена/услуги.

Ситуация на рынке туристских услуг постоянно меняется. Направления, не посещаемые ранее из-за высоких цен, стано­вятся более дешевыми и популярными. Для тех, кто живет в странах с высоким уровнем жизни, путешествия в другие мест­ности с низкой стоимостью проживания являются действи­тельной экономией затрат. Для супружеских пар в Англии ста­новится возможным сдавать свой дом в аренду на месяц при­близительно за 900 фунтов стерлингов, а самим переехать на жительство в Португалию или Испанию практически за сумму, составляющую величину арендной платы. Туристы всегда ищут те направления, которые дешевы, — они занимаются шоппингом не только в путешествиях, но и путешествуют для шоппинга.

Внутри самой страны цены также варьируются достаточно широко и те, кто занимается охотой за выгодными ценами, знают об этом. Гостиницы в Дублине так же дороги, как и в Нью-Йорке, но завтрак в таверне в Ирландии значительно де­шевле. Тарифы на гостиницы в Пуэрто-Рико и на Багамах до­статочно высоки; вместе с тем они значительно ниже в Коста-Рике и в Колумбии. Получение таких знаний является как бы частью игры и само по себе достаточно интересно.

Большое значение имеет величина тарифов на перевозку, особенно в тех случаях, когда перелеты продолжительны. 80 процентов пассажиров летают по специальным тарифам. Увеличение числа пассажиров подтверждает еще раз то, что стоимость перевозок имеет большое значение. После того, как стоимость перелета, например, в Лондон или Париж снизи­лась, большее число пассажиров приняли решение о полетах в эти города.

С течением времени мотивы путешествий становятся более очевидными: религиозные убеждения, экономические выго­ды, войны, миграции. Кажется, путешествия ради удовольст­вия — просто непонятны. Это, однако, не так. Путешествия для удовольствия становятся все более популярными.

Свидетельством тому является секс-туризм. Так, европей­цы и североамериканцы путешествуют с этой целью преиму­щественно в страны Юго-Восточной Азии, в частности, в Таи­ланд, японцы — в Европу. Особняком стоят Нидерланды — Мекка искателей приключений со всего света.

По отчетам компании American Express самыми привлека­тельными для американцев являются Флорида, Калифорния, Мексика, Гавайи, Багамы, Ямайка, Пуэрто-Рико и Барбадос. Из них большинство являются людьми среднего возраста, вы­сокообразованными. Многие из них — люди высокого достат­ка, часто путешествующие вне страны. Респонденты так про­комментировали привлекательность и важность путешествий:

— визуальная красота;

— дружелюбное отношение местных жителей;

— комфортность;

— благоприятные тарифы воздушного сообщения;

— исторический и культурный интерес;

— кухня;

— водный спорт;

— развлечения (включая ночные);

— шоппинг;

— спорт (гольф и теннис).

Четыре основных компонента оказывают решающее влия­ние на выбор направления для путешествий: развлечения, шоп­пинг, комфортность и стоимость.

Конечно, даже внутри самих групп все эти факторы варьи­руются. Один индивидуум остановит свой выбор на том месте, где есть возможность играть в гольф или теннис, другой — из-за дружелюбности местного населения. Но вся группа в целом поддается влиянию одного фактора, например, стоимости пе­релета.

Ожидание и реальность, удовлетворенность или разочаро­вание результатами путешествия зависят от того, с какой точ­ки зрения оно рассматривается.

Потрясающие закаты и красивые горы могут показаться скучными туристу, путешествующему в одиночестве.

Самый лучший сервис и кухня в ресторане окажутся беспо­лезными для туриста, испытывающего в данный момент от­сутствие аппетита.

Один турист любит дождь, другой ненавидит его. Для одно­го горы являются удовольствием, для другого сплошное нака­зание. Все зависит от того, что человек ожидает от путешест­вия, от его вкусов и т.д.

Путешествие — это всегда эксперимент. Он вызывает уста­лость или незабываемые впечатления, радость или разочаро­вание.

Путешествия дают людям возможность осуществить свои самые смелые мечты. Воспоминания, новые впечатления за­ставляют людей путешествовать все снова и снова. Сведения и видео материал о курортах очень часто искажают реальность до такой степени, что человек, побывавший там, понимает, что реальность не соответствует информации, полученной им из этих источников. Снимки, делающие бассейн длиннее, чем он есть на самом деле, краски природы, не существующие в реальности, потрясающий закат, снятый случайно, — все это, зачастую, приводит человека к разочарованию.

Рассматривая основные причины и факторы совершения путешествий, можно остановиться на следующих.

Финансовый. Маршрут путешествий зависит от средств, ко­торыми располагает путешественник, и от размера желаемых трат на поездку.

Причиной многих поездок является долг посетить своих род­ственников или друзей.

Рекламный. Многие туристические агентства рекламируют дешевые и надежные маршруты путешествий.

Семейный статус. Чем больше людей в семье, тем более важно учитывать стоимость поездки и мнения детей.

Желание отдохнуть.

Престиж.

Вызов самому себе.

Желание приключений.

Красота видов.

Интерес с исторической точки зрения.

Интерес к культурным мероприятиям.

Интерес к спортивным событиям.

Бизнес-поездки. Аналитики авиакомпании Пан Америкой заявляют, что число бизнес-туров изменяется в зависимости от маршрута. Около 60—70% гостей, проживающих в отелях Шератон по всему миру, приехали с целью деловых контак­тов. Однако деловые поездки всегда связаны с определенной долей отдыха. Невозможно увидеть границу между отдыхом и бизнесом: заключение сделки в Европе может закончиться ос­матриванием Елисейских полей или ужином в ресторане «Максим».

Путешествия ради удовольствия. Удовольствие, полученное от посещения новых мест, зависит от условий, в которых до этого жил человек, от его жизненных потребностей. Люди мо­гут получать удовольствие от хорошего самочувствия, избавле­ния от скуки и побега от рутинной работы. Перемена места уже несет в себе радость.

Меняющиеся представления об удовольствии. Старшее по­коление убеждено, что сама работа приносит ни с чем не срав­нимое удовольствие. Нынешнее поколение проповедует идею о том, что жизнь — это развлечение и работа всего лишь сред­ство для его получения. Путешествие ради удовольствия поме­няло свои критерии и будет продолжать меняться.

До 1940 года люди путешествовали за границу преимущест­венно водным транспортом. Во время пяти-шестидневных во­яжей на корабле в Нью-Йорк или в Англию любитель морских путешествий имел возможность стать гурманом или принять участие в развлекательных программах. Даже морская болезнь не могла испортить вояж.

Сегодня люди летят самолетом в Лас-Вегас ради азартных игр, на Гавайи ради серфинга, в Италию для осмотра Венеции и других достопримечательностей.

Путешествия как потакание своим желаниям. Многие пу­тешествуют, чтобы возвыситься в своих собственных глазах. Путешествие в бедную страну дает человеку чувство превос­ходства.

Путешествия ради посещения спортивных зрелищ. Миллио­ны туристов посещают разнообразные спортивные мероприятия — баскетбол, футбол, бейсбол. Интерес к спорту, как в роли участника, так и в роли зрителя, затрагивает все слои общества.

Путешествия ради покупок. Как это ни странно, но для многих людей поездки ради того, чтобы провести целый от­пуск в магазинах, являются частым явлением. Покупки явля­ются свидетельством визита в ту или иную страну, они застав­ляют человека вспомнить о былых переживаниях. Каждая страна отличается производством той или иной вещицы: Шот­ландия — свитерами, Мексика — сомбреро, Ирландия — оде­ялами, Франция — духами и тд. Рынки, магазины, бутики имеют свою культуру, свои запахи, свои традиции.

«Бродяжничество». В данном случае это — желание при­ключений.

Заложенные в человеке инстинкты заставляют его не си­деть на одном месте, искать что-то новое. В прошлом частые переезды не поощрялись обществом. Однако европейские на­роды являются исключением. Западные немцы составляют 80% туристов, посещающих Австрию, они частые гости в Югосла­вии, Италии и Испании. Американцы тоже любят путешест­вовать, в основном по образовательным программам. Их из­любленные маршруты — Рим, Амстердам, Париж. Замечается увеличение числа туристов из Японии.

Путешествия для поправки здоровья. Поиск маршрутов для улучшения здоровья и продления жизни стимулируют людей ехать на курорты с минеральными водами, на берег моря. Ми­неральные воды всегда пользовались большой популярностью и многие отели включили в свои услуги грязевые и минераль­ные ванны. Многие люди ездят на курорты ради престижа.

Путешествия ради просвещения. Путешествия предоставля­ют человеку возможность реализовать свое желание познать новое. Школьные учителя составляют значительную часть отды­хающих в Европе американцев. Студенты также много путеше­ствуют по Европе как отдельно, так и в группах, спонсируемых университетами. Многие американские университеты имеют об­ширные связи с европейскими коллегами и предоставляют сво­им студентам возможность участвовать в обменных программах.

Европа всегда притягивала американцев — каждый из них думает, что его предок когда-то пересек океан в поисках новой земли и свободы вероисповедания. В Испании туристы участву­ют в корриде, во Франции проигрывают деньга на ипподромах.

Путешествие ради азарта. Пристрастие к азартным играм, стремление рискнуть можно найти практически в любой куль­туре, включая и самую простую и самую сложную. Риск может обеспечить то развлечение, которое невозможно найти в без­опасных границах пригорода, предлагает шанс получить мно­го, потратив мало. Для некоторых он превращается в страсть, столь же сильную, как страсть к наркотикам.

Такие места, как Атлантик Сити, Лас Вегас предлагают пе­рерыв в жизненном однообразии, место, где азартные игроки могут насладиться небольшим риском, буфетом с недорогой закуской, может быть, даже и сомнительным шоу. Тысячи ав­тобусов приезжают каждый месяц, привозя пассажиров, кото­рые затем, точно приклеившись к сотням игровых автоматов, ожидают, когда выпадут три вишенки и река монет с веселым звяканьем польется в поднос победителя. Наблюдать то, как великосветские толстосумы выигрывают (и проигрывают) ты­сячи долларов тоже может служить для них развлечением,

Лас Вегас привлекает 14 миллионов посетителей в год. В течение нескольких дней посетитель откалывается от своей группы. На больших шоу уровень адреналина повышается скач­кообразно по мере появления в программе скользких шуток, полуобнаженных длинноногих красавиц, усиленного звука, ко­торый сотрясает нервы. Можно получить кое-что за бесплат­но: игра в кости для искушенных людей, игровые автоматы для лентяев, американское лото для поклонников бинго. Пи­тание вкусное и недорогое.

Но, как представляет один писатель, дело обстоит таким образом «только три дня. На утро четвертого напуганный, све­денный с ума Вегасом человек обычно обвыкается. Слишком много больших событий, слишком мало всех остальных. Цент­ральная нервная система превышает точку критической на­грузки, мозг оседает и топорщится, как спагетти, целую неде­лю лежавшие в глубине холодильника. Жертва, охромевшая и благополучно просадившая деньги, начинает тосковать по до­му. Вегас сделал свое дело и с тобой.»

Каждый выигрывает? Не каждый, особенно азартный иг­рок, который не может перестать играть. В конечном итоге все равно всегда выигрывает игорный дом.

Снобизм путешественника. Он может быть столь же плодо­творным, как денежный снобизм, снобизм в вопросах образования и семейный снобизм. Требуется определенное количе­ство денег, изобретательности и энергии для того, чтобы путе­шествовать на широкую ногу.

Снобам-путешественникам нравится, когда они могут рас­сказать о местах, которые они увидели, об отелях, в которых они останавливались, о ресторанах, которые они постоянно посещают — в общем, о местах, где, как они надеются, никог­да не был их собеседник.

Снобизм путешественника имеет свои преимущества. Сре­ди обширных групп людей главной причиной, по которой лю­ди отправляются в поездку, является стремление по возвраще­нии домой рассказать всем о ней. Кроме того, добывать во многих местах считается столь же престижным, как быть хо­рошо образованным. Последняя поездка на Юкатан обогаща­ет путешественника и добавляет шик его личное и. Рассказ о путешествии пользуется успехом, особенно если, он касается поездки в какое-нибудь необычное место отдыха

Путешественники-снобы эксплуатируют свою поездку во время путешествия, по возвращении домой и долгие годы по­сле. Во время поездки это открытки из Парижа и сувениры из Гонконга, посылаемые определенным, «нужным» людям. На стадии «после поездки» у путешественника есть возможность поделиться с «нужными людьми» рассказами. Рассказ не дол­жен содержать в себе одно лишь описание великолепной ки­тайской кухни; он может быть ужасным повествованием о за­держке самолета перед посадкой в Лондоне, потерянном бага­же, или украденном дорогом фотоаппарате. Пересчет стоимости путешествия и отдыха является неотъемлемой частью их удо­вольствия, частью всей туристской поездки. Выгода, получае­мая после поездки, растягивается на всю оставшуюся жизнь.

Удовольствия до и после путешествия. Принято разделять удовольствия, полученные от путешествия, на три фазы: до поездки, сама поездка и после поездки. Каждая из них может принести свои собственные особые удовольствия. Планиро­вать поездку — это уже почти развлечение. Зачастую люди пла­нируют обширную поездку и готовятся к ней в течение Пред­шествующих шести месяцев или даже целого года.

Обсуждение поездки и узнавание нового о планируемом ме­сте отдыха может быть продолжительной и сложной процеду­рой, участием в ритуале, включающем в себя чтение книг, посещение ужинов совместно с людьми, уже побывавшими там, и даже попытки учить язык местного населения. Многие люди планируют поездку, совершают ее и — еще до ее завершения — начинают планировать следующую. Для них путешествие стано­вится образом жизни. На самом деле, для многих людей средне­го класса которым больше сорока пяти, путешествие и даже сама мысль о путешествии представляет огромный интерес. Де­ти выросли и покинули родительский дом, финансовые тылы обеспечены, взлеты карьеры потеряли свое значение. Одна по­ездка открывает путь следующим и предоставляет возможность прослыть знатоком того самого маленького островка, затеряв­шегося в Южных морях, или крошечной испанской деревушки. Менеджеры распродаж хорошо осведомлены о волшебной власти путешествия. Призами в конкурсах, проводимых во вре­мя распродаж, зачастую являются поездки на Багамы, в Пуэр­то-Рико, Грецию или в еще какую-нибудь из романтических точек земного шара. Такие призы излучают особую привлека­тельность, не свойственную автомобилю, цветному телевизо­ру или плавательному бассейну. Тем более, что все это уже, как правило, есть у участников конкурса.

3. Путешествия по земле.

Железная дорога

Появление железных дорог произвело настоящую револю­цию в путешествиях.

Железная дорога предложила дешевую и быструю перевоз­ку по сравнению с лошадьми и кораблями. Обширные сети железных дорог Северной Америки и Европы сделали желез­нодорожные станции центрами близлежащих районов. Когда железная дорога заменила дилижанс, она также заменила тавер­ны тем, что в 1790 г. стало определяться французским словом «отель». Вполне естественно, что для удобства отели строи­лись рядом с железнодорожными станциями. Первые приме­ры — это комплексы вокруг Grand Central Station и Pennsylva­nia Station в Нью-Йорке.

Лошадь как распространенное средство передвижения до 1830 года не могла сравниться с «железным конем» в скорости или стоимости пассажиро-мили. Успех железных дорог был моментальным и распространялся повсюду. Во времена карет в 1837 году среднестатистический англичанин путешествовал со скоростью 9 миль в час, по цене 5 центов за милю. 50 лет спустя стоимость путешествия на поезде была 1,25 цента за милю со скоростью 25—30 миль в час.

Железные дороги установили образец мобильности и сде­лали возможным связь между отдаленными частями страны. Строительство железных дорог стало самым крупным бизне­сом после сельского хозяйства. В конце XIX века на 60% боль­ше капитала инвестировалось в железные дороги США, чем во все остальные производственные предприятия вместе взятые.

Как это ни странно, но железные дороги несколько лет ис­пользовались исключительно для перевозки грузов, прежде чем появилась мысль перевозить людей. Англичанам приписыва­ется начало современного туризма, они были первыми, кто использовал локомотив для перевозки пассажиров из Стокто­на в Дарлингтон на расстояние 10 миль. С 1830 по 1850 годы в Англии и в ведущих европейских странах было построено 12000 миль железнодорожных путей.

В США курорты и прибрежные районы, которые были уда­лены от населенных центров, стали доступны благодаря же­лезным дорогам. Горные курорты первыми почувствовали вли­яние туристических путешествий на поезде. Железнодорож­ные компании построили отели в Европе, Канаде и США. Же­лезные дороги Canadian РасШс и Canadian National до сих пор управляют большим числом отелей и курортов.

В последующие годы поезда стали безопаснее, быстрее и бо­лее комфортабельными. К1900 году железные дороги могли пред­ложить все удобства современного быта, включая электрическое освещение, паровое отопление, спальные вагоны, вагоны-ре­стораны и даже ванные комнаты. Путешествие на поезде пере­стало быть способом просто добраться из пункта А в пункт Б. Определенно они стал» чем-то вроде приятного времяпрепро­вождения., На поездах с такими названиями, как «20 век LTD», «Супер Шеф», «Строитель Империи» и т.д., пассажиры в тече­ние всего путешествия были окружены нежностью и заботой.

Хотя железнодорожная индустрия наслаждалась периодом относительного процветания в 20-х годах двадцатого века, она также столкнулась с серьезной конкуренцией других видов транспорта. Рост числа владельцев автомобилей и развитие меж­дугородных автобусных рейсов врезались в железнодорожный пассажирский бизнес. В то же время перевозка грузов на гру­зовых автомобилях бросила вызов монополии железных дорог на грузовые перевозки. В течение Великой Депрессии железные дороги потеряли огромные суммы денег и несколько компа­ний отошли от дел. Вторая мировая война принесла времен­ный подъем, но в последующие годы для железнодорожной индустрии наступили трудные времена.

В 50—60 годы перевозки по железным дорогам США при­шли в упадок. К 1980 году доля железных дорог в пассажиро-милях (включая путешествующих на автомобилях) упала до от­метки ниже 5%. К этому же времени число пассажирских по­ездов, задействованных в перевозках, сократилось с двадцати тысяч до менее чем 500.

Основным фактором упадка железнодорожных путешест­вий стало растущее число владельцев автомобилей. В 1929 году каждый пятый человек в США уже владел автомобилем. На сегодняшний день автомобилем владеет каждый второй. Дру­гой важный фактор упадка индустрии железных дорог заклю­чался в росте популярности авиаперевозок. После того, как начали действовать маршруты очень большой протяженности, стало гораздо быстрее и иногда дешевле путешествовать по воздуху, чем на поездах. Только в труднопроходимом Север­ном Коридоре, между Бостоном и Вашингтоном, и на несколь­ких других маршрутах средней протяженности, путешествие на поезде оставалось конкурентоспособным. Третьим факто­ром упадка индустрии железных дорог стала финансовая струк­тура. Фиксированные цены на железной дороге были гораздо выше, чем на других видах сухопутного транспорта. Железные дороги должны были тратить огромные суммы на оборудова­ние, текущий ремонт и оплату труда. Политический конфликт, связанный с ролью правительственного и частного сектора в индустрии, тоже оказался проблемой. Столкнувшись с серьез­ными ежегодными потерями, многие железнодорожные ком­пании отошли от дел. Другие выжили только благодаря тому, что бросили предоставление невыгодных услуг; зачастую это означало отказ от целых пассажирских маршрутов.

В то время как в США индустрия железнодорожных пере­возок боролась за выживание, в Европе, и особенно в России, передвижение пассажиров по железной дороге оставалось важ­нейшей формой транспортировки. Многие железные дороги принадлежат правительствам и находятся под их управлением и, хотя очень немногие из них приносят доход, европейские правительства считают эффективную и хорошо развитую же­лезнодорожную сеть очень важной.

Существуют и другие факторы, кроме правительственных суб­сидий, которые говорят в пользу того, чтобы железнодорожные пассажироперевозки продолжали существовать в Европе.

Большинство поездов в Европе передвигаются гораздо бы­стрее, чем их двойники в США. Французский ТВГ курсирует со скоростью 160 миль в час. Поезд ТВГ, например, совершает переезд из Парижа в Лион, расстояние в 265 миль, менее чем за 2 часа 40 минут. Новый поезд «ТВ Г-Атлантика даже быст­рее, он движется со скоростью 186 миль в час.

Французский поезд ТВГ вдохновил создание американско­го собрата. Штат Техас разработал первый скоростной поезд в США — «ТВГ-Техас». Он передвигается примерно с той же скоростью, что и французские ТВГ-поезда, и переезд из Дал­ласа и Хьюстон занимает 90 минут.

Железные дороги являются основным видом пассажирского транспорта в Латинской Америке, Азии, Африке и Австралии. Как и в Европе, большинство из этих железных дорог принадле­жат государству и управляются им. И только некоторые из них являются такими же развитыми, как железные дороги Европы.

Россия имеет самую большую в мире систему железных до­рог, является одной из немногих индустриализированных стран, которая продолжает строительство железных дорог. Российские железные дороги перевозят около 50% междугородных пассажи­ров и осуществляют не менее 75% всех перевозок по стране.

Принадлежащая государству Японская Национальная же­лезная дорога осуществляет перевозку наибольшего числа пас­сажиров в Японии, есть также несколько частных железнодо­рожных компаний. Японская система пассажирских поездов считается лучшей в мире. Обслуживание- настолько быстрое, комфортабельное и надежное, что местные авиакомпании не добились большого успеха.

Скоростные поезда Шинкансен пересекают густо населен­ную страну Японию со скоростью, превышающей 125 миль в час. Японскими инженерами разработан новый высокоскоростной поезд, названный Маглев. Во время испытаний поезд достигал скорости 300 миль в час. Маглев использует электро­магнетизм для плавного скольжения по одной рельсе.

Великие поезда мира. Большинство людей слышали о леген­дарном Восточном Экспрессе. Названный «поездом королей и королем поездов», он, возможно, является самым знаменитым поездом в мире. В свое время он был олицетворением роскоши и до сих пор остается чем-то особенным по возможностям для романтического путешествия. Приступив к работе в 1883 г., Во­сточный Экспресс доставлял состоятельных людей из Парижа в Истанбул по эффектному живописному маршруту. Путешествие занимало 4 дня, но в условиях элегантной обстановки, с отлич­ной едой и идеальным сервисом время пролетало быстро.

В 1977 г. Восточный Экспресс — потрепанный и забытый, тень от старого поезда — совершил последнюю поездку, но через 5 лет Венский — Восточный — экспресс был пущен в эксплуатацию. Подражая многим поездам 1920-х годов, он был составлен из реставрированных до былого великолепия ста­ринных вагонов.

Восточный Экспресс в наши дни производит перевозку пас­сажиров из Лондона или Парижа. После того, как он пересе­кает Францию, поезд проносится через Швейцарию и Авст­рийские Альпы, проезжая через Бренье Пасс в Италию и при­бывает в Венецию как раз ко времени коктейлей и ужина.

Другие известные поезда:

— Транс-Сибирский специальный, который совершает прият­ное девятнадцатидневное путешествие из Москвы в Монголию;

— Голубой Поезд, который совершает высококлассный 24-х часовой переезд из Кейптауна в Преторию, Южная Африка;

— Шотландский Королевский, который извивается через Шотландские высокогорья. Обслуживающий персонал, есте­ственно, носит шотландские юбки.

Несколько слов о современной и активной маркетинговой политике железных дорог на примере такой крупной североа­мериканской железнодорожной компании, как «Амтрак». В золотой век железных дорог не приходилось сильно волно­ваться, как обеспечить пассажиропоток. Теперь приходится усердно работать над тем, как выдержать конкуренцию с авиа­линиями. Под привлекательными лозунгами, такими, как «Все вАмтрак», "Америка движется к поезду", «Открой для себя чудо — Амтрак>, — Амтрак пытается убедить народ опять, что поезда являются очень удобным способом передвижения по стране. Амтраку также приходилось модернизировать свои си­стемы бронирования и продажи билетов.

Амтрак пытался соблазнить пассажиров, предлагая конку­рентные цены. Базовая стоимость покрывает то, что Амтрак называет сервисом в вагоне. Специализированное обслужива­ние и размещение — клубные вагоны, спальные вагоны, спаль­ни или купе спального вагона — предлагаются на некоторых маршрутах за добавочную плату. Амтрак также предлагает скид­ки для поощрения групповых и семейных путешествий, ко-роткосрочные рекламные цены и билеты, которые дают право неограниченного передвижения по всей стране в течение ус­тановленного времени. Амтрак также вышел на туристский рынок. В состав туров входит размещение в отеле + переезд на поезде. Некоторые пакеты услуг, помимо этого, включают про­кат автомобилей, автобусные переезды и экскурсии.

Автобусные перевозки

Объединенные в громадные сети междугородных и городских маршрутов автобусы перевозят больше людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты вместе взя­тые, В большинстве стран междугородные автобусные перевоз­ки обслуживаются как автобусами, принадлежащими правитель­ству, так и автобусами независимых компаний. Автобусы, нахо­дящиеся под правительственным контролем, часто управляются совместно с национальными железными дорогами.

Автобусная индустрия зарабатывает миллиарды долларов каждый год, перевозя путешественников на дальние и корот­кие дистанции.

В последние годы автобусная индустрия была сфокусиро­вана на развитии программ, связанных с турами.

Для привлечения большого числа пассажиров многие авто­бусные компании предлагают пакеты туров и службу проката автобусов. Вот несколько видов туров:

— Чартерные туры. Обычно используются клубами, орга­низациями для обслуживания школьных вечеров или другими сформированными группами. Любая группа может взять напрокат или нанять автобус у оператора по прокату для однодневной поездки на спортивные соревнования, в музей, торговый центр или казино. Также существуют пакеты праздничных ту ров, длительностью неделя и более. В них обычно включаются размещение, питание, экскурсии. В чартерной поездке группу обычно никто не сопровождает;

— Сопровождаемые туры. Таковыми являются поездки за­планированных групп, которые путешествуют, например, из основных городов США и Канады по туристическим местам всей Северной Америки. Многие компании в США также пред­лагают сопровождаемые туры в Европу. Сопровождаемые туры, которые могут длиться от 5 дней до 4 недель, включают в себя размещение в отелях, и в большинстве случаев питание. В течение всего путешествия группу сопровождает руководитель;

— Независимо сформированные группы. В туры входит по­сещение нескольких городов или интересных мест на автобу­сах, ходящих по расписанию. Включены экскурсии и разме­щение в отелях;

— Гибкие туры. Направление в индустрии автобусных ту­ров, отличающееся переплетением с другими видами транс­порта. Идея гибких туров появилась в 1974 г. в результате «би­летного соглашения» о соединении маршрутов «Грейхаунда» с обслуживанием "Амтрака". Круизно-автобусные туры тоже ста­ли популярными. Такой тур мог представлять из себя однонедельную автобусную поездку из Нью-Йорка во Флориду и за­тем однонедельный круиз по Карибскому морю.

Автобусы также широко используются для обеспечения пас­сажиров трансфертами между аэропортами и гостиницами или центром города. Как правило, эту услугу предлагают многие компании, среди которых и независимые операторы и подраз­деления больших транспортных компаний. Многие компании также занимаются перевозкой багажа в небольших городах или сельской местности.

Кроме того, отели и мотели могут предоставлять свои собст­венные автобусы для бесплатной транспортировки из аэропорта.

Основной привлекательной чертой автобусов, по сравне­нию с другими формами общественного транспорта, долгое время оставалась их низкая стоимость. Тем не менее несмотря на то, что автобус все еще дешевле, чем поезд, расценки на авиаперелеты в последнее время были значительно уменьшены для возможности конкуренции с автобусными компания­ми, особенно при длине поездка более 500 миль. Вместо того, чтобы продолжать соревноваться с авиакомпаниями за пассажи­ров, несколько автобусных компаний решили присоединиться к ним, предлагая «гибкие билеты». Авиакомпания, например, могла предложить билет, который сочетал в себе авиаперелет в основной аэропорт с автобусным обслуживанием для перевоз­ки пассажиров из аэропорта. Многие люди неохотно соглаша­ются на значительные переезды в автобусе, т.к. уверены, что они некомфортабельны. На самом же деле современные авто­бусы для переезда на дальние расстояния гораздо более удоб­ны, чем их ранние модели. Стандартным набором является хороший кондиционер в сочетании с удобствами комнаты для отдыха. Многие автобусы сейчас снабжены высокими сидень­ями, звукоизолированы, имеют улучшенное освещение и боль­шие окна для обзора, в некоторых установлены телевизоры.

Автобусные билеты могут быть приобретены по несколь­ким каналам распространения. На короткие расстояния пас­сажиры приобретают билеты прямо на станциях перед отправ­лением или у водителей. Однако путешественники, которые планируют совершить длительную поездку и которые собира­ются воспользоваться туром, предлагаемым автобусной ком­панией, могут приобрести билеты заранее. Многие автобус­ные компании присоединяются к системам компьютерного ре­зервирования и могут принять заявку задолго до отправления. Путешественники также могут приобрести билеты на автобус­ные поездки, сопровождающие туры, заранее сформирован­ные туры, гибкие туры у агентов по путешествиям. Тур может быть заказан также через турброкера.

Информация об автобусных турах распространяется через различные печатные издания, такие как туристские брошюры, проспекты и путеводители.

Прокат автомобилей

Индустрия проката автомобилей почти так же стара, как и сами автомобили. Начало проката автомобилей в 1916 г. поло­жили братья Саундеры из Омахи, США, позаимствовав авто­мобиль после того как их собственный автомобиль разбился.

Братья сочли, Что есть и другие люди, которым нужен автомо­биль на ограниченный период времени, так они купили другую машину и занялись прокатным бизнесом. Оплату они взимали в размере 10 центов за милю при минимальном прокате — 3 мили. Бизнес разрастался, и к тому времени как в 1925 г. они объединились с еще одной компанией, их собственная компа­ния имела представительства в 21 штате страны. Хертц — на сегодняшний день самая большая прокатная фирма — начала свою деятельность в 1918 г. Фирма Авис начала работать в 1946 г. и Нэшнл — в 1947 г.

Индустрия проката автомобилей пережила действительный подъем, когда первые коммерческие авиалинии начали обслу­живание пассажиров в конце пятидесятых. По мере разраста­ния воздушных путешествий все больше и больше людей — особенно занимающихся бизнесом — нуждались в прокате ав­томобилей, когда прибывали в аэропорт по месту назначения. Имея возможность взять напрокат автомобиль, бизнесмен мо­жет иметь необходимую мобильность, не прибегая к услугам такси или другого общественного транспорта.

Прокат автомобилей сегодня. Хертц и Авис занимают ли­дирующие позиции. 3-е место занимает Нэшнл, 4-е — Баджет. Хотя эти четыре компании самые большие и, возможно, самые известные, существует еще около 5000 компаний, работающих на сегодняшний день в США. Число их растет каждый год. Наиболее активные из них, такие как Доллар, Аламо и Трифти, добились для себя в последние годы значительной части рынка.

Экономика индустрии проката автомобилей в значитель­ной мере отличается от экономики других видов транспорта. Маленькие компании могут выйти на рынок относительно спо­койно. Не требуется больших первоначальных капиталов. От­дельные люди, имеющие достаточную платежеспособность, мо­гут добиться финансирования приобретения машин у банка и взять по лизингу место под офис и гараж. Большинство из компаний, начинающих заниматься прокатом автомобилей, ста­новятся частью цепи (сети). Они отчисляют процент от при­были в главную компанию взамен за ее имя и предоставление таких же, как у нее, услуг. Компании по прокату автомобилей могут следовать требованиям рынка, продавая лишние авто­мобили, когда бизнес ослабляется, и покупая новые, когда ак­тивность рынка вновь усиливается.

Индустрия проката автомобилей все еще в большой степени ориентируется на людей, путешествующих по бизнесу, но и ры­нок отдыха тоже стремительно разрастается (от 10% в 1971 г. до 35% в 1995 г.). Рост популярности пакетов «перелет/автомобиль», которые являются программами для отпуска и включают в себя стоимость авиаперелета и аренды автомобиля, явились основ­ным фактором этого роста. Стимулировали же популярность этих пакетов снижение платы за авиаперелет и урезанная цена про­ката автомобилей. Пакеты "поезд/автомобиль" схожи с пакета­ми «перелет/автомобиль» лишь с той разницей, что в их сто­имость вместо авиаперелета включена стоимость билета на поезд. Сейчас такие пакеты тоже доступны. Предсказывают, что на рынке проката автомобилей наибольший рост будет продолжаться именно в секторе, связанном с отдыхом.

Компании по прокату автомобилей подразделяются по двум основным типам функционирования: корпоративные и лицензированные. Большинство крупных фирм, включая Хертц, Авис и Нэшнл, в основном функционируют корпоративно. Они по­купают автомобили и сдают их в аренду потребителям. После того, как автомобиль проехал 18—25 тыс. миль, компании Про­дают их по ценам подержанных автомобилей напрямую по­требителю или фирмам, занимающимся подержанными авто­мобилями. Кроме того, в соответствии с программой «продай обратно», использованные автомобили возвращают их дейст­вительным производителям вместо того, чтобы перепродавать. Лицензированные компании обычно являются частью дейст­вующей сети. Чаще всего они берут автомобили по лизингу у крупных компаний, а не покупают и перепродают их.

Местоположение. Большие фирмы по прокату автомобилей имеют представительства и в городах и в пригородах, но боль­шая их часть до сих пор сконцентрирована в аэропортах. К началу 90-х годов у компании Хертц 32% работы было свя­зано с аэропортами, у Ависа — 28%, у Нэшнл и Баджет — 17,5%. С местом расположения компании связано количество сдаваемых автомобилей и уровень удобств, с которыми клиент может их получить.

Компании по прокату автомобилей, имеющие свои стойки в аэропортах, должны при расчете стоимости аренды также учитывать зачастую сильно завышенную плату за аренду места в аэропорте. В результате стоимость проката у таких компаний обычно выше, чем у тех компаний, которые не имеют пред­ставительств в аэропорте. Несмотря на это, потребители це­нят удобства от того, что могут сразу при выходе из самолета подойти к стойке проката автомобилей. Большинство круп­ных компаний по прокату автомобилей, включая Хертц, Авис и Нэшнл, имеют представительства по прокату и обслужива­нию почти во всех основных аэропортах. В прошлом многие мелкие компании по прокату автомобилей могли удерживать свои расценки на невысоком уровне, благодаря тому, что не имели представительств в аэропортах и держали свои автомо­били за пределами пространств аэропортов. Большинство из этих компаний предлагали клиентам самим добраться из аэро­порта до их представительств. Наградой клиентам за причи­ненные неудобства служила более низкая цена проката.

4. Морские путешествия (круизы)

Индустрия круизов вошла в полную силу на туристском рын­ке в начале 70-х годов и продолжает развиваться в настоящее время. С 1980 до 1990 гг. более трех миллиардов долларов было потрачено на строительство кораблей для круизов, что удвои­ло мировой флот круизных кораблей.

Увеличение числа пассажиров, ездящих в круизы, было до­статочно эффектным — с 1,4 млн. в 1980 г. до 4 млн. в 1990 г., причем около 70% всех пассажиров из Северной Америки.

Количество действующих маршрутов круизов значительно увеличилось за последнее десятилетие. Некоторые из новых маршрутов принадлежат и осуществляются компаниями США, но большинство маршрутов в руках европейских компаний. Греческие, итальянские, норвежские, датские и британские мар­шруты доминируют на рынке круизов. Российские компании расширили круизный флот страны, а также успешно проник­ли на западный рынок, предлагая более низкие тарифы, чем европейские и американские маршруты.

Не всегда можно сказать, кому принадлежит корабль, если судить по флагу, под которым идет корабль. Большое количе­ство круизных кораблей идет под флагом, который известен как «флаг удобства». Этот флаг показывает, что корабль одной страны зарегистрирован под флагом другой. Например, корабль США — владельцы "Карнавальные маршруты круизов", плавает под либерийским флагом. Зарубежная регистрация да­ет возможность морским маршрутам сократить затраты на оп­лату труда. Это также позволяет им избежать строгого контро­ля и высокого налогообложения в родной стране.

Маршруты круизов проходят по всем возможным примор­ским местам, от эффектных побережий Аляски до льдов Антарк­тики. Существуют круизы, которые подойдут любым запро­сам, практически с любой продолжительностью путешествия. Туристы могут выбрать увеселительную поездку на выходные на Багамы, шестидневное путешествие по рекам Европы, двух­недельный круиз по Средиземноморью, шестинедельный тур вокруг Южной Америки и, конечно, трехмесячный круиз вок­руг света.

Кругосветные круизы — это максимальное путешествие, ка­никулы всей жизни для тех, кто может позволить себе соот­ветствующие расходы и время. Три месяца пассажиры избало­ваны первоклассным обслуживанием, роскошной кухней, международными развлечениями и береговыми экскурсиями в экзотических портах. Цена может варьироваться от $25000 до более чем 125000 за апартаменты де люкс для корабля «Коро­лева Елизавета II». Не удивительно, что с этими ценами ры­нок кругосветных круизов относительно ограничен.

Круизные корабли имеют самые большие накладные рас­ходы в индустрии туризма. Чтобы покрыть расходы, круизы должны достигать 80—90% заполнения корабля, авиалинии — 60-65%, отели 55-60%.

Все маршруты круизов предлагают гибкие цены, чтобы при­влечь туристов с разным уровнем дохода. Может существовать более дюжины ценовых категорий на один и тот же круиз.

Круизы также могут предлагать скидки для стимулирова­ния туристов. Многие маршруты представляют скидки в несе­зон или если клиент бронировал поездку заранее. Предостав­ляются скидки для повторных круизов, etc.

Круиз — уникальный туристский продукт, который сочета­ет транспортировку и программу (назначение).

Почти каждый круизный корабль заходит в несколько пор­тов во время путешествия. Это представляет транспортный эле­мент продукта "круиз". В большинстве круизов в основном привлекает сам корабль.

«Плавающий остров» — высказывание преувеличенное, но круизное судно несомненно — «плавающий отель». Корабль обеспечивает туристу сервис курортного отеля и удовольствие от отдыха на сухой земле.

Так как пассажиры не могут покинуть корабль, когда он в море, надо удостовериться, есть ли там все, что может понадо­биться пассажирам на борту. Основные нужды пассажиров, конечно, еда и место для сна. Многим понадобятся услуги пра­чечной и парикмахерской. Другие пассажиры будут ожидать наличие спортзала или центра здоровья на борту. Некоторым могут понадобиться услуги религиозных служб. Бизнесмены захотят поддерживать связь с сушей по телефону, использо­вать компьютер на борту. Короче говоря, корабль должен обес­печивать широкий спектр услуг, особенно во время длитель­ных путешествий.

Вряд ли удивительно то, что большинство кораблей имеют большую судовую команду. Существует разделение между су­довой командой и персоналом гостиницы.

На многих судах приходится один служащий на двух пасса­жиров, т.е. соотношение 1:2. В целом, чем это соотношение выше, тем лучше обслуживание.

Туристы-инвалиды. Пассажиры-инвалиды имеют специаль­ные потребности. Им часто может потребоваться индивиду­альное внимание и уход. Некоторые круизные суда снабжены специальными скатами, лифтами и другими устройствами, ко­торые минимизируют препятствия для инвалидов. Может быть оборудовано несколько кают, которые модифицированы для пассажиров на креслах-каталках. Вместе с тем не все круизы имеют необходимые условия для размещения инвалидов. Мно­гие компании оповещают в проспектах, что они оставляют за собой право отказать пассажирам, которые требуют специального лечения и ухода.

Круиз как отдых на море. Программа круиза содержит 4 главных элемента: еда, деятельность, спорт и т.д.; развлече­ния; время на берегу.

Предпочтение различных элементов зависит от типа круи­за. Круиз в теплых водах, например, ставит ударение на спор­те, развлечениях. Приключенческий круиз, с другой стороны, акцентирует внимание на времяпрепровождении на берегу. Да­же круизы, когда все разделяют общие интересы, т.е. тематические круизы, должны быть достаточно гибкими, чтобы под­ходить запросам и ожиданиям различных пассажиров,

Еда — одно из наиболее популярных развлечении на боль­шинстве круизов. Обычно круизы представляют еду превос­ходного качества. Кухня может быть интернациональной или с национальными блюдами.

Спорт, занятия. Менеджеры круиза расписывают полную программу занятий на день, когда корабль в море. Гимнастика очень популярна среди пассажиров. На больших кораблях есть инструкторы по гольфу, теннису, танцам, икебане, иностран­ным языкам, etc.

Приглашенные лекторы часто рассказывают о культуре, ис­тории мест, около которых находится корабль. Также могут быть игры в бассейне, на площадках, турниры по теннису, шахматам, бриджу и др.

Развлечения. После ужина многие пассажиры идут в глав­ное фойе посмотреть ночное музыкальное шоу. Певцы кабаре и пианисты дают представление в барах на борту корабля. На многих кораблях устраиваются маскарады и ночь талантов для пассажиров. На многих больших кораблях есть танцевальные залы с живой музыкой. Дискотеки и ночные клубы стали нор­мальной чертой на многих кораблях, как и казино. Новые и классические фильмы идут в кинотеатре корабля.

Экскурсии на побережье — существенная часть почти каж­дого круиза. Иногда они могут быть главной привлекательно­стью (аттракционом), особенно в приключенческих круизах. Пассажиры не обязаны участвовать в этих экскурсиях, если едут в круиз. Экскурсии могут быть оплачены как индивиду­ально за каждую, так и за «пакет».

При трех- четырехдневном круизе остановки в порту огра­ничены несколькими часами, что дает пассажирам возмож­ность лишь осмотреть достопримечательности и купить суве­ниры и, может быть, поучаствовать в местных развлечениях.

Строение корабля. Большие лайнеры имеют до десяти и болев палуб. Пассажиры размешаются обычно на нижних па­лубах, верхние палубы заняты общими комнатами, бассейна­ми и др. Лайнеры, используемые для круизов в теплых стра­нах, имеют большую открытую палубу, где люди загорают и т.д. Многие корабли снабжены выдвигающейся крышей, ко­торую можно закрыть при плохой погоде.

Каюты могут быть «внешние» и «внутренние». «Внешние» каюты имеют иллюминаторы или окна и: вид на океан; «внут­ренние» каюты не имеют доступа для естественною освеще­ния и выходят в центральный Коридор. В настоящее время большинство круизов разрабатывают свои суда с максимально возможным количеством «внешних» кают.

Факторы, влияющие на цену круиза. Четыре основных фак­тора, которые устанавливают цену круиза: продолжительность круиза; сезон; расположение и размер каюты; тип корабля.

Фактор продолжительности круиза очевиден: двухнедель­ный круиз будет стоить больше, чем недельный. Цена обычно вычисляется по дневному тарифу.

Цены на круиз зависят от сезона. Цены самые высокие во время «высокого» сезона (зима на Карибах, лето на Аляске) и самые низкие в «низкий» сезон.

Расположение каюты — важный фактор, влияющий на цену круиза. Как правило, высота над водой. Каюты, расположенные высоко над водой, достаточно дорогие, т.к. открывают туристам хороший вид на океан и расположены ближе к развлечениям, ресторану и пр. Каюты, расположенные в середине корабля, также дороже, чем каюты на корме и на носу, т.к. качка меньше чувст­вуется в середине корабля. Также «внешние» каюты дороже, чем «внутренние». Фактически «внешние» каюты даже на нижней палубе стоят больше, чем «внутренние» каюты на верхней палу­бе. Так же, как и расположение, размер каюты влияет на цену, как и количество пассажиров в каюте. Обычно третий и четвер­тый пассажиры в каюте путешествуют со скидкой.

Последний фактор, который влияет на цену, — это тип корабля. Цена круиза на некоторых старых судах выше, чем на новых судах для круизов. Старые корабли более просторны, с более низкой плотностью пассажиров.

Каналы распространения. Раньше билеты на круиз прода­вали круизные компании. Сейчас пассажиры круизов почти никогда не покупают билеты в офисе круизов. Около 95% всех пассажиров бронируют круиз через туристические агентства.

На борту. Две основные категории служащих на борту — команда корабля и персонал отеля. Команда, отвечающая за действия корабля, находится на любом судне. Персонал оте­ля — специфика круизных кораблей, их обязанности похожи на обязанности персонала курортного отеля.

Команда отеля. Персонал отеля обычно сильно превосхо­дит количество членов судовой команды на большинстве круизных кораблей, особенно на тех, которые предлагают широ­кий набор услуг.

Корабль для круиза часто имеет менеджера отеля, который отвечает за гостиничное обслуживание на борту. Директор кру­иза организует и контролирует общественные мероприятия и отдых пассажиров, которые осуществляют так же, как набор туруслуг на суше. Ему помогает большой штат персонала.

Отдел стюардов включает больше работников, чем любой дру­гой отдел на большинстве кораблей. Комнатные (каютные) стю­арды выполняют те же функции, что и горничные в отелях. Они убирают каюты, меняют постельное белье и Т.д. «Ресторанные» стюарды выполняют роль сервировщиков под всевидящим гла­зом капитана ресторана. Другие стюарды приносят вино, ноч­ные стюарды обеспечивают доставку в номер в ночное время. Палубные стюарды выставляют стулья на палубу и разносят на­питки, другими словами, обеспечивают пассажиров комфортом. Менеджер по еде и напиткам организует частные вечеринки.

В зависимости от размера корабля и продолжительности круиза предоставляются и другие услуги. На борту может быть прачечная, парикмахер, инструкторы по атлетике, фотографы, специалисты по развлечениям, лекторы и библиотекари.

Каждый корабль, если на борту больше 12 пассажиров, дол­жен иметь доктора. На крупных кораблях обычно имеется штат врачей и медсестер.

5. Воздушные путешествия

Лошадь как символ транспорта появилась в языке с тех пор, как человек начал путешествовать верхом или в экипажах. За­тем пришел век железного коня — железнодорожный транс­порт. Затем энергия лошади ушла под капот автомобиля и, наконец, символом путешествия стал самолет.

С 1935 года за короткий срок в шесть с лишним десятков лет воздушный транспорт связал мир вместе, позволил милли­онам иностранцев встретиться лицом к лицу, сделал возмож­ным отдых на далеких островах, организацию международных мероприятий и открыл новые горизонты миллионам людей.

В прошлом авиалинии классифицировались как местные, региональные, национальные и международные. Сейчас они классифицируются по годовому обороту. Наиболее крупные перевозчики имеют оборот, превышающий $1 миллиард, на­циональные перевозчики от $100 миллионов до $1 миллиарда, большие региональные от $10 миллионов до $100 миллионов, средние менее $10 миллионов.

Международные авиационные организации. Две междуна­родные организации располагаются в Монреале и за­нимаются координацией авиалиний и безопасностью поле­тов — Международная организация гражданской авиации (ICAO) и Международная организация воздушного транс­порта (IATA). ICAO — межправительственная организация, LATA — ассоциация авиакомпаний. 1САО занимается воз­душной навигацией, безопасностью воздушного транспор­та и координацией летных служб. Она финансируется пра­вительством стран участников.

В прошлом принципиальная цель IATA состояла в дости­жении соглашений между членами по тарифам в международ­ных полетах. Члены заключали соглашения, которые позволя­ли держать тарифы на воздушные перевозки выше, чем они могли быть при открытой конкуренции. Это было таким же надувательством, как электронная карта на дисплее в салоне самолета. Только пилоты могут точно видеть, где они и каково их расположение относительно других самолетов.

Компьютерные системы резервирования. Почти везде име­ются компьютерные системы резервирования. Авиакомпании, отели и фирмы по аренде автомобилей платят взнос для вклю­чения в базы данных.

Кроме собственно резервирования билетов, компьютерные системы позволяют авиакомпаниям вводить данные по распи­саниям полетов, а также различную информацию по местам и оборудованию. Например, о сломанной ручке сиденья 20Д бу­дет сообщено на место следующего приземления, и ремонт­ный рабочий придет к этому месту и исправит ручку.

Международные авиалинии и отели. Существуют тесные вза­имоотношения между авиалиниями и отелями, особенно при международных полетах. Авиалинии хотят быть уверены, что их пассажиры будут размещены в городах, которые они обслу­живают Авиалинии оплачивают отели и визы. Некоторые отели принадлежат авиакомпаниям, которые приобрели их по фи­нансовым соображениям.

Pan American была первой авиакомпанией, которая вошла в гостиничный бизнес в крупном масштабе. Во время второй мировой войны президент Рузвельт, встретившись с прези­дентом Pan Am, предложил, что для американских интересов было бы выгодно, если Pan Am построит первоклассные отели в Латинской Америке. После встречи была создана Межкон­тинентальная гостиничная корпорация (ЩС). Тем не менее, впоследствии финансовый нажим вынудил Pam Am продать высокодоходную IHC.

В наше время Allegis, которая включает United Airlines, аренду автомобилей — Hertz, гостиницы Hilton и Westin, является гро­мадным транспортным концерном. Компьютеры соединяют отели, конторы по аренде автомобилей и авиакомпанию. Од­нако покупатели считают, что летают United Airlines, арендуют машину у Hertz и живут в отелях, управляемых Allegis.

Авиация подразделяется на транспортную авиацию (воздуш­ные перевозки) и авиацию общего назначения.

Транспортная авиация. Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов и почты.

Некоторые самолеты спроектированы только для транспор­тировки пассажиров. Другие — с удаляемыми сиденьями, ши­рокими дверьми и техникой для разгрузки и погрузки, — мо­гут перевозить и пассажиров и грузы. Другие специально раз­работаны для перевозки грузов.

Воздушные перевозчики обеспечивают обслуживание как по расписанию, так и вне его. Большинство авиакомпаний работают по расписанию, что означает, что каждый вылет и посадка происходят в известное время. Расписание особен­но важно, и все перевозчики соблюдают его примерно на 90%. Авиарейсы, выполняемые вне расписания, так назы­ваемые чартерные, обеспечивают воздушные перевозки по более низким ценам, чем регулярные. Самолеты могут ис­пользоваться как чартерные специально или арендованы на регулярных авиалиниях.

Авиация общею назначения. Она обеспечивает как обще­принятые, так и специальные услуги и может быть подразде­лена на шесть категорий:

1) Воздушные такси, оперирующие как чартеры. Это могут быть специальные самолеты в аэропортах, даже одно- и двух­моторные.

2) Самолеты, принадлежащие предприятиям и фирмам для перевозки производственного персонала, а также вертолеты.

3) Специальные самолеты для аэрофотосъемки, пожарные, медицинские, вертолеты для движения и т.д.

4) Самолеты для тренировки профессиональных пилотов.

5) Частные самолеты для бизнеса и путешествия.

6) Спортивные самолеты.

Хотя профессионалы-транспортники главным образом ин­тересуются транспортной авиацией, знание авиации общего назначения важно по некоторым соображениям. Во-первых, она обеспечивает воздушными перевозками людей в тех райо­нах, где нет регулярного воздушного сообщения. Во-вторых, авиация общего назначения является школой для подготовки пилотов, механиков и техников. В-третьих, многие внутрен­ние авиалинии, особенно региональные, используют авиацию общего назначения.

Типы аэропортов. Аэропорты обслуживают регулярные авиа­рейсы — международные, национальные и региональные. Они также обслуживают авиацию общего назначения, самолеты раз­личных фирм и предприятий.

Аэропорт обычно имеет контракт с оператором (fixed-base opeiator-FBO). FBO закупает топливо, арендует ангары для са­молетов, обеспечивает эксплуатацию и ремонт, а также обуче­ние летного состава. FBO платит ренту (обычно процент от оборота) аэропорту.

Воздушные перевозчики платят аэропорту за использова­ние взлетно-посадочных полос, аренду касс и офисных поме­щений, топливо и регистрационные сборы. Аэропорт также получает сборы от торговых предприятий и других фирм, рас­положенных в помещении аэровокзала.

Расположение аэропорта. Большое количество земли, ко­торое требуется аэропортам, делает трудным их размещение и проектирование. Быстрый рост интенсивности воздушного дви­жения и увеличение размера самолетов все время требуют боль­шего пространства. В то время как вокзалы и автобусные стан­ции могут располагаться в центре города, аэропорт должен обязательно находиться за пределами города.

Здание аэровокзала является сердцем комплекса аэропор­та. В этом месте пассажиры покупают или регистрируют биле­ты и багаж, производится посадка и высадка пассажиров из самолета. В зданиях большинства аэровокзалов находятся аген­тства по аренде автомобилей, магазины, рестораны, буфеты и банки.

Первые аэровокзалы были длинными прямыми зданиями. Люди заходили с фасада и проходили к своим самолетам. С ростом воздушного движения были сделаны пристройки. Эта конфигурация позволила аэропортам увеличить количество вы­ходов для посадки и высадки.

Для того, чтобы избежать длинных переходов, были спро­ектированы новые типы аэровокзалов. Пассажиры после ре­гистрации, как правило, эскалатором доставляются в здания-спутники» (терминалы») для посадки на рейсы.

В дополнение к пассажирским терминалам и стоянкам ав­томобилей большие аэропорты имеют следующие объекты:

— карго-терминал — одно или больше отдельно стоящих зданий, где обрабатываются почта и грузы;

— контрольная «башня» — нервный центр аэропорта, обычно примыкающий к пассажирскому терминалу. Из стеклянной башни диспетчеры воздушного движения, используя радары и радиосвязь, управляют движением в воздухе и на земле;

— ангары — места, где самолеты стоят и ремонтируются. Ангары располагаются достаточно далеко от взлетной полосы.

— рулежные дорожки и взлетно-посадочные полосы — со­ответствующие типам используемых самолетов.

— стоянки — территории аэропорта, где самолеты заправ­ляют топливом, грузят и производится посадка пассажиров.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


А.Д.ЧУДНОВСКИЙ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации