Гатиятулин Ш.Н. Бухгалтерский учёт - файл n1.doc

приобрести
Гатиятулин Ш.Н. Бухгалтерский учёт
скачать (1252.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1253kb.14.09.2012 21:47скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

кафедра «Финансы Бухгалтерский учет и Аудит»

Учебное пособие

Б У Х Г А Л Т Е Р С К И Й У Ч Е Т

Волгоград, 2004

УДК


ББК

Разработчик: Гатиятулин Ш.Н.

СОДЕРЖАНИЕ



ГЛАВА 1 Формирование уставного капитала

ГЛАВА 2 Учет операций по расчетному счету

2.1 Безналичная форма расчетов

2.2 Наличные расчеты

2.3 Учет операций по счету 51 «Расчетный счет»

ГЛАВА 3 Учет кассовых операций

3.1 Организация работы кассы

3.2 Лимит наличных денежных средств

3.3 Счет 50 «Касса»

ГЛАВА 4 Учет основных средств

4.1 Задачи учета основных средств

4.2 Понятие и классификация основных средств

4.3 Единица учета основных средств

4.4 Определение первоначальной стоимости основных средств

4.5 Переоценка объектов основных средств

4.6 Амортизация основных фондов

4.7 Поступление в организацию основных средств

4.8 Реконструкция, модернизация и ремонт основных средств

4.9 Выбытие основных средств

4.10 Синтетический учет основных средств

ГЛАВА 5 Учет нематериальных активов

5.1 Понятие и виды нематериальных активов

5.2 Оценка нематериальных активов

5.3 Амортизация нематериальных активов

5.4 Синтетический учет нематериальных активов

ГЛАВА 6 Учет материальных ценностей

6.1 Задачи учета материалов

6.2 Классификация материальных ценностей

6.3 Оценка материалов

6.4 Методы оценки себестоимости материальных ценностей при отпуске в производство и ином выбытии

6.5 Синтетический учет материалов

ГЛАВА 7 Учет труда и его оплаты

7.1 Организация оплаты труда

7.2 Формы и системы оплаты труда

7.3 Доплаты и надбавки

7.4 Состав фонда заработной платы

7.5 Расчет среднего заработка

7.6 Отпуска

7.7 Удержания и вычеты из заработной платы

7.8 Расчеты с персоналом по оплате труда

ГЛАВА 8 Расчеты с подотчетными лицами

8.1 Подотчетные лица

8.2 Хозяйственные расходы

8.3 Командировочные расходы

8.4 Представительские расходы

8.5 Учет расчетов с подотчетными лицами

ГЛАВА 9 Учет долгосрочных инвестиций

9.1 Понятие инвестиций. Виды инвестиций

9.1 Основные задачи учета долгосрочных инвестиций

9.2 Источники финансирования долгосрочных инвестиций

9.3 Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

ГЛАВА 10 Учет финансовых вложений

10.1 Понятие и виды финансовых вложений

10.2 Оценка финансовых вложений

10.3 Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами

ГЛАВА 11 Учет затрат на производство

11.1 Основные задачи и принципы учета затрат

11.2 Состав затрат

11.3 Счета учета затрат

11.4 Сводный учет затрат на производство

ГЛАВА 12 Готовая продукция

12.1 Задачи учета готовой продукции

12.2 Единицы измерения готовой продукции

12.3 Оценка готовой продукции (работ, услуг)

12.4 Учет готовой продукции в бухгалтерии

ГЛАВА 13 Учет финансовых операций

13.1 Формирование финансового результата в бухгалтерском учете

ГЛАВА 14 Бухгалтерская отчетность

14.1 Порядок формирования информации о финансовом положении организации

14.2 Состав бухгалтерской отчетности

14.3 Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности

ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВА 1


ФОРМИРОВАНИЕ УСТАВНОГО КАПИТАЛА

В различных формах предприятий для характеристики капитала, вносимого уч­редителями или участниками при регистрации предприятия, применяются различные термины:

Суть понятия «уставный капитал» во многом зависит от того, кто им пользуется.

С экономической точки зрения - это минимальная сумма материальных и де­нежных ресурсов, необходимая для финансового и материального обеспечения перво­го производственного цикла. То есть сумма уставного капитала не должна быть меньше стоимости необходимых основных и оборотных средств.

С юридической точки зрения - уставный капитал - это стоимостная оценка имущества предприятия или организации, в пределах которой оно (она) отвечает по обязательствам кредиторов.

С точки зрения бухгалтерского учета - это стоимостная оценка акций (для ак­ционерных обществ) или иных форм вкладов учредителей организации.

Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством и учредительными документами. В соответствии со статьей 26 закона РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» минимальный уставный капитал:

Для ООО - не менее 100-кратной суммы МРОТ установленного законодательством на дату регистрации общества. Статья 14 закона РФ «Об обществах с ограничен­ной ответственностью» от 08.02.98 № 14-ФЗ.

Вкладом в уставной капитал могут быть как денежные средст­ва, так и ценные бумаги, вещи, имущественные права или иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада учредителя производится по согласованию учредителей.




Не менее половины вклада в складочный капитал товарищества должно быть внесено участником к моменту его регистрации. Остальная часть - в сроки, установленные учредительным договором



Для синтетического учета формирования уставного капитала и расчетов с учре­дителями используются бухгалтерские счета, приведенные в таблице.


№ счета

Название счета

Актив

Пассив

Рекомендуемая аналитика

75

Расчеты с учредителями

Активно-пассивный

По каждому учредителю

80

Уставный капитал

Пассив

По каждому участнику договора


Для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала Пла­ном счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организа­ций и Инструкцией по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предназначен счет 80 «Уставный капитал».

Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 в корреспонденции со счетами ло учету денежных средств и других ценностей.

Датой формирования уставного капитала организации и образования задолжен­ности его собственников по вкладам в него является дата приобретения статуса юри­дического лица. Согласно пункту 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В соответствии с пунктом 67 Приказа МФ РФ от 29.07.98 № 34н «Об утвержде­нии положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Россий­ской Федерации» в бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складоч­ного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации.

ГЛАВА 2


УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ

И СПЕЦИАЛЬНЫМ СЧЕТАМ В БАНКАХ

Предприятия вне зависимости от форм собственности обязаны хранить свои де­нежные средства в учреждениях банков. Расчеты предприятий по своим обязательст­вам с другими предприятиями производятся, как правило, в безналичном порядке. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями высту­пают учреждения банков.

К расчетным операциям по специальным счетам в банке относятся расчеты ак­кредитивами и расчеты чеками из лимитированных чековых книжек.

Безналичные расчеты регулируются «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12.04.2001 № 2-П.

2.1 Безналичная форма расчетов


Безналичные расчеты осуществляются банками с банковских счетов предпри­ятий, а также могут осуществляться через банки, в которых не открыты счета пред­приятий, осуществляющих платежи, либо в пользу которых произведен платеж.

2.1.1 Расчеты платежными поручениями


Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежными поручениями могут производиться:

Схема расчетов платежными поручениями


1 Между поставщиком и покупателем заключается договор-контракт.

2 Поставщик отгружает продукцию покупателю (выполняет работы, оказывает услуги).

3 Покупатель передает платежное поручение о перечислении суммы средств со своего расчетного счета на счет получателя.

4 Банк передает покупателю выписку с расчетного счета о списании денежных средств.

5 Банк плательщика передает платежное поручение банку поставщика и перечисляет денежные средства на его расчетный счет.

6 Банк поставщика передает выписку из расчетного счета о зачислении суммы платежа.

2.1.2 Расчеты по аккредитивам


Расчеты аккредитивами относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов аккредитивами осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках».

Аккредитив - от лат. accreditivus доверительный; англ, letter of credit - дословно «кредитное письмо».

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.
Схема аккредитивной формы расчетов



1 Заключение между продавцом и покупателем договора купли-продажи товара, преду­сматривающего платеж по документарному аккредитиву.

2 Покупатель направляет своему банку (банку-эмитенту) инструкцию об открытии до­кументарного аккредитива в пользу продавца (бенефициара).

3 Банк-эмитент, в свою очередь, открывает документарный аккредитив и информирует исполняющий банк об открытии документарного аккредитива.

4 Исполняющий банк продавца информирует поставщика об условиях документарного аккредитива.

5 Продавец, получив документарный аккредитив, должен убедиться в том, что аккре­дитив соответствует условиям договора купли-продажи товара, а также в том, что сам продавец может выполнить условия и положения документарного аккредитива. Только после этого продавец может дать разрешение на отгрузку товара в адрес покупателя.

6 После отгрузки товара продавец посылает в банк (исполняющий банк) все необходи­мые для исполнения документарного аккредитива документы.

7 Банк изучает документы на соответствие условиям документарного аккредитива.

8 Банк-эмитент изучает документы, и если они соответствуют условиям аккредитива, то он заранее оговоренным способом переводит возмещение исполняющему банку, ко­торый произвел платеж, акцепт или негоциацию в соответствии с документарным ак­кредитивом.

9 После того как банк-эмитент изучил полученные документы и пришел к мнению, что они соответствуют условиям документарного аккредитива, он передает эти документы покупателю. Одновременно с этим банк-эмитент получает от покупателя заранее огово­ренным способом денежное возмещение.

Каждый аккредитив должен содержать указание на его вид. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

2.1.3 Расчеты чеками


Расчеты чеками из лимитированных чековых книжек относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов чеками из лимитированных чековых книжек осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках».

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Схема расчетов чеками



1 Для получения чековой книжки покупателем в банк представляются: заявление и платежное поручение о депонировании определенной суммы.

2 Банк выдает чековую книжку с депонированием суммы лимита.

3 Поставщик передает товар покупателю (отгружает продукцию, выполняет работы).

4 Покупатель передает чек поставщику в оплату товара или выполненных работ.

5 Поставщик передает чек в банк для оплаты.

6 Банк поставщика пересылает банку покупателя документы на оплату.

7 Банк покупателя перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика.

По окончании срока действия чековые книжки сдаются в банк.

2.1.4 Расчеты по инкассо


Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством ко­торой банк (банк-эмитент) осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании:

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

2.1.4.1 Платежное требование


Платежное требование является расчетным документом, содержащим требова­ние кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщи­ку) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Схема расчетов платежными требованиями


1 Между поставщиком и покупателем заключается договор-соглашение с указанием формы расчетов платежными требованиями.

2 Поставщик отгружает продукцию покупателю (выполняет работы, оказывает услуги).

3 Поставщик отсылает (вручает) плательщику предусмотренные договором документы.

4 Поставщик отсылает в банк платежное требование.

5 Платежное требование направляется в исполняющий банк.

6 Банк передает покупателю выписку с расчетного счета о списании денежных средств.

7 В случае отказа плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявле­ние об отказе от акцепта формы № 0401004.

8 Банк плательщика перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика.

9 Банк поставщика передает выписку из расчетного счета о зачислении суммы платежа.

2.1.4.2 Инкассовое поручение


Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном по­рядке. Инкассовые поручения применяются:

Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

2.2 Наличные расчеты


Документы на получение (выдачу) наличных денежных средств должны быть составлены в соответствии с требованиями положений Банка России о порядке веде­ния кассовых операций.

При операциях с наличными средствами используются:

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

2.3 Учет операций по счету 51 «Расчетный счет»


Синтетический учет операций по расчетному счету ведут на активном счете 51 «Расчетный счет».

Счет 51 «Расчетный счет»


Для учета операций, отражаемых на счете 51 «Расчетный счет» в бухгалтерии ведут специальные регистры: журнал-ордер № 2 и ведомость № 2.

Все записи в этих регистрах ведутся на основании выписок банка из расчетного счета и приложенных к ним документов, полученных от других предприятий, на ос­новании которых списаны или зачислены средства, а также документы, выписанные предприятием.

Выписка из расчетного счета - это копия лицевого счета предприятия, открыто­го ему банком. Она отражает движение денежных средств на расчетном счете пред­приятия.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации