Царегородцева С.Р., Брезе О.Э. Организация и управление торговых предприятий - файл n1.doc

приобрести
Царегородцева С.Р., Брезе О.Э. Организация и управление торговых предприятий
скачать (809.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc810kb.14.09.2012 20:43скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

С.Р. Царегородцева, О.Э. Брезе

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Курс лекций
Для студентов вузов специальности 351100

«Товароведение и экспертиза товаров» заочной формы обучения
КЕМЕРОВО 2004

УДК 658.6:658.5(075)

ББК


Печатается по решению редакционно-издательского совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности

Рецензенты:

И.Ф. Панин, генеральный директор торгового дома «Интекс»;

Т.А. Швецова доцент, канд. экон. наук Московского

торгово-эконономического университета (Кемеровский филиал)

Царегородцева С.Р., Брезе О.Э.

Организация и управление торговых предприятий: Учебное пособие / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово , 2004. - 109 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным стандартом и программой дисциплины «Организация и управление торговых предприятий» и предназначено для студентов специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров» заочной формы обучения.

Пособие содержит краткий курс лекций, варианты контрольных работ, а также вопросы к экзаменам по данной дисциплине.


© Царегородцева С.Р., Брезе О.Э., 2004

© Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2004

ВВЕДЕНИЕ
На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили необходимость в новых подходах к организации, технологии и управлению торговыми процессами. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых связана со сферой обращения.

Следуя из сферы материального производства в сферу потребления, товары проходят стадии Торгово-технологического процесса (транспортировка товаров от производителей до складов, приемка по количеству и качеству, их внутрискладское перемещение, хранение, товароснабжение розничной торговой сети, внутримагазинные операции, отпуск покупателям и оказание дополнительных услуг). В данном курсе предусмотрено изучение Торгово-технологических процессов на торговых предприятиях. Специальные темы курса посвящены таре и тарным операциям в торговле, организации перевозки товаров.

Вместе с тем, управление всеми процессами в торговле осуществляют люди. Повышение эффективности работы торговых предприятий в немалой степени зависит от профессиональных навыков и умения управлять менеджеров фирмы. Поэтому в данном курсе дается система научных знаний, которая составляет теоретическую основу управления.

Наряду с другими учебными дисциплинами, курс «Организация и управление торговых предприятий» способствует всесторонней подготовке специалистов в области торговли.
Тема 1.


РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ
Понятие, функции, классификация, специализация, типизация.

Показатели, характеризующие качество розничной

торговой сети. Материально - техническая база магазинов.

Виды помещений магазина. Технологическая планировка.

Виды торгово-технологического оборудования
1. Понятие, функции, классификация, специализация, типизация

Розничная торговая сеть - это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.

Функции розничной торговой сети:

• закупка товаров;

• продажа товаров;

• транспортировка;

• хранение;

• принятие риска;

• финансовая деятельность;

• информирование рынка, получение информации о рынке;

• подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.

Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам:

стационарности;

товарно-ассортиментному профилю.

По первому признаку розничная торговая сеть разделяется на:

1. стационарную (магазины);

2. полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски);

3. передвижную (развозная и разносная).

По второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:

1. Смешанную (предлагающую продовольственные и непродовольственные товары на одном рабочем месте продавца).

2. Специализированную (торгующую товарами одной товарной группы).

3. Узкоспециализированную (торгующую товарами части товарной группы).

4. Универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных или непродовольственных товаров).

Специализация торговой сети - это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.

Специализация способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Специализация магазинов может осуществляться по товарному профилю (признаку), формам торгового обслуживания, функциональной роли.

Ведущим направлением специализации является специализация магазинов но товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.

Необходимость специализации розничных торговых предприятий - следствие постоянного расширения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников. Здесь имеется больше возможностей для предложения покупателям широкого ассортимента товаров в пределах одной или нескольких родственных товарных групп, для более эффективного воздействия на производство товаров.

С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:


Типизация торговых предприятий - система мероприятии, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных магазинов, использующая следующие показатели: торговая площадь, торговый ассортимент, форма продажи товаров.

Типизация магазинов позволяет сократить затраты на их строительство, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания.

Типы торговых предприятии не являются неизменными. Они совершенствуются под воздействием процессов, связанных с переходом к рыночной экономике, а также НТП и др. факторов. Так, в последние годы в городах появились супермаркеты - крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно продовольственных товаров и большим объемом товарооборота. Магазины оснащены современной торговой мебелью и торгово-технологическим оборудованием. В них при-меняется прогрессивная технология.

2. Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети

1. Плотность торговой сети - количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей.

2. Обеспеченность населения розничной торговой сетью - торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей.

3. Доля полустационарной сети в общем количестве розничной тор-говой сети.

4. Уровень специализации розничной торговой сети - отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли.

5. Общая численность торговых предприятий.

6. Соотношение торговой и неторговой площадей магазина.

3. Материально-техническая база магазинов

МТБ магазинов включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.

Виды зданий магазинов:

встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и нежилых по-мещений);

встроенно-пристроенные;

кооперативного пользования, в которых подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй - предприятия бытового обслуживания;

отдельно стоящие.

Требования, предъявляемые к торговым зданиям:

технологические - наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций, обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств;

архитектурно-строительные - использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений; возможность реконструкции и расширения отдельных помещении, наличие удобных подходов и подъездов к магазину;

технические - обеспечение необходимых влажности воздуха, температуры, освещенности;

эстетические - оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением, современным дизайном;

экономические - эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию.

Технико - экономические показатели зданий магазинов

Отношение торговой площади к общей площади магазина:
К= Sт/So,(1.1)

где Sт - торговая площадь; So - общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.

Например, если общая площадь универсама составляет 3200 м2 , а торговая площадь - 1200 м2, то К = 1200 / 3200 = 0,38, т. е. торговая площадь универсама составляет лишь 38 % от общей, а 62 % неторговая площадь. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина исполь-зуется неэффективно, т.к. значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складских помещений.

В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площадей магазина как 70 : 30, что оптимально для реализации функций розничного торгового звена - реализации товаров и обслуживания покупателей.

Показатель рациональной расстановки оборудования (эффективнос-ти использования торговой площади) - установочный коэффициент (Ку), показывающий отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь) к общей площади торгового зала:
Kу = Sт.o6./Sт.з.,(1.2)

где Sт.o6 - площадь, занятая торговым оборудованием; Sт.з.- общая площадь торгового зала.
Оптимальное соотношение этого коэффициента должно составлять 0,3 - 0,32. Например, пусть торговая площадь универсама составляет 1200 м2, а установочная площадь различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров, холодильников и т.д.) - 408 м2 . Находим установочный коэффициент.

Ку = 408 / 1200 = 0,34.

Следовательно 34 % торговой площади занято установленным торговым оборудованием, а 66 % - это проходы для покупателей и продавцов, места дополнительного обслуживания покупателей, территория для товаропотоков.

Рабочее место в магазине - это зона работы одного человека или группы лю­дей определенной площади, оснащенная оборудованием, предназначенным для различных операций по обслуживанию покупателей (рабочее место продавца, кассира - контроллера, продавца - консультанта и т.д.).

Требования, предъявляемые к организации и обслуживанию рабочих мест:

• высокий уровень технического оснащения;

• соответствие оборудования требованиям эргономики (психофизиологическим возможностям человека в процессе груда);

• оптимальное размещение оборудования, инструментов, товаров, упаковоч­ных материалов в удобном для работы порядке;

• обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы;

• бесперебойное пополнение запасов товаров, упаковочных материалов;

• своевременный ремонт оборудования и инвентаря.

4. Виды помещений магазина. Технологическая планировка
Все помещения магазина можно разделить на две группы:

1) торговые;

2) неторговые.

К торговым помещениям (площадям) магазина относятся:

• торговые залы;

• залы кафетериев;

• места для продажи соков;

• места для игровых автоматов.

К неторговым относятся помещения, разделенные на 5 групп в зависимости от их назначения:

•помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

•помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: для хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.;

•административно-бытовые помещения;

•технологические помещения;

•коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина. Технологическая планировка магазина - это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.

Требования, предъявляемые к планировке магазина:

• торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже;

• кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;

• приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;

• помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал;

• планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; предусматривать оптимальное использование площадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов;

• планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и способствовать лучшей обозримости ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется преодолеть для того, чтобы приобрести все намеченные товары.

Виды технологических планировок торгового зала (в зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи):

• линейная - размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета; используется в основном в магазинах самообслуживания, может быть продольной, поперечной, смешанной;

• боксовая - торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок;

• смешанная - расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок;

• выставочная - размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров; используется при продаже товаров по образцам;

• свободная - расстановка оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.

5. Виды торгово-технологического оборудования магазинов
1. Мебель классифицируется:

• по месту применения (для торговых залов, подсобных помещений);

• назначению (для приемки товаров, для подготовки и продажи, для показа товара, для выкладки и продажи, транспортировки и продажи, расчетов с покупателями, для обслуживания покупателей);

• товарному профилю (универсальная, специализированная);

• конструкции (неразборная, сборно-разборная).

Требования, предъявляемые к мебели:

• эксплуатационно-технические (стандартная, универсальная, ёмкая, с большой площадью экспозиции, прочная, устойчивая, надежная);

• экономические (недорогая, экономичная в эксплуатации; возможность массового производства на основе современной технологии);

• эргономические (основные соотношения размеров мебели должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека и обеспечивать снижение утомляемости до минимума, хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним);

• эстетические (форма, пропорции и цвет должны соответствовать своему функциональному назначению, интерьеру торгового зала);

• санитарно-гигиенические (устройство мебели, материалы, используемые для изготовления, не должны затруднять ее чистку).

2. Торговый инвентарь - приспособления, инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров при обслуживании покупателей, а также для проведения различных вспомогательных и хозяйственных операций.

Классифицируется:

• по месту использования (для складских и подсобных помещений, торговых залов);

• назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовке к продаже и отпуску, для выкладки и рекламы, счётный, вспомогательный, санитарно-гигиенический, противопожарный).

3. Торговое холодильное оборудование - устройства охлаждения, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров.

Классифицируются по:

• по назначению (для хранения товаров, их показа и продажи, демонстрации товара);

• температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости (низкотемпературное, обычное).

Виды холодильного оборудования:

1. Холодильные камеры (имеют сборно-разборную конструкцию, предназначены для складских помещений магазина).

2. Холодильные шкафы (используются на рабочем месте продавца, имеют холодильные агрегаты).

3. Холодильные витрины (применяются для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов).

4. Холодильные прилавки (предназначены для хранения, демонстрации и продажи охлажденных гастрономических продуктов в универсамах).

4. Торгово-измерительное оборудование - весы, гири, меры длины и объема.

Весы классифицируются:

5. Контрольно-кассовое оборудование - контрольно-кассовые машины, которые классифицируются:


Тема 2.


ОПЕРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В МАГАЗИНЕ

Понятие торговых и технологических процессов.

Принципы организации оперативных процессов. Приемка товаров.

Хранение и подготовка товаров к продаже. Формы и этапы

продажи товаров. Правила розничной торговли

1. Понятие торговых и технологических процессов

Оперативные (торгово-технологические) процессы в магазине - это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как разгрузка транспортных средств, доставка товаров в зону приемки, приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей (рис. 2.1), см. на стр.

Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Он обеспечивает не только доведение товаров до потребителей, а также изучение спроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина.

К операциям непосредственного обслуживания покупателей относятся:

Для того чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим способом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания.

Большую роль в торгово-технологических процессах играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими, и в целом, на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.
2. Принципы организации оперативных процессов
• обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

• создание наилучших условий выбора товаров, экономии времени покупателей, высокого уровня торгового обслуживания;

• соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов;

• достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения;

• сохранение физико-химических свойств товаров.

Организация торгового и технологического процесса в магазине зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.
3. Приемка товаров

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-тех-нического назначения и товаров народного потребления по количеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», если в договорах - поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров.

Приемка товаров является важной операцией торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходыванию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и ТУ.


Поступление товаров

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации