Содержание работы социального педагога по профилактике наркомании у подростков - файл n1.doc

приобрести
Содержание работы социального педагога по профилактике наркомании у подростков
скачать (255 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc255kb.14.09.2012 20:18скачать

n1.doc

  1   2




Главное управление образования Курганской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Катайский педагогический техникум»
Дипломная работа
Содержание работы социального педагога по профилактике наркомании у подростков


Брызгалова Александра

Владимировна

Специальность 050711

Социальная педагогика

Курс IV, группа 241

Руководитель:

Акулова Валентина

Ивановна



Катайск 2011

Оглавление


Введение………………………………………………….


стр. 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы

наркомании

1.1. Понятие и виды девиации…………………...



стр. 6

1.2. Проблема наркомании……………………....

стр. 10

1.3. Классификация и типы наркотиков………...

стр. 12

1.4. Особенности наркомании …………………..

стр. 16

1.5. Причины и последствия наркомании……....

стр. 20

1.6. Уровни вовлеченности подростков в

употребление наркотических веществ……...



стр. 27


Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

по профилактике наркомании





2.1. Структура социально-педагогической

деятельности с детьми, склонными

к употреблению наркотиков………………...



стр. 29

2.2. Содержание социально-педагогической

деятельности с детьми, склонными

к употреблению наркотиков………………...



стр. 32

2.3. Технологии профилактики наркомании……

стр. 38


Заключение…………………………………………….....



стр. 45


Список литературы……………………………………....


стр. 47


Приложение





Введение


Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Наркотические мафии управляют государствами, имеют свои армии, доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикомании, еще более трагична.

Проблема распространения наркомании в среде детей и подростков – одна из острейших проблем современного российского общества. В последнее время число наркоманов постоянно увеличивается. В настоящее время в России зарегистрировано более 10 000 000 человек, употребляющих наркотики.

Наркомания – от греч. нарк – оцепенение, онемение; мания – безумие. Это болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в перечень наркотиков, проявляющаяся зависимостью от этих веществ и приводящая к расстройствам психики, глубоким изменениями личности и к нарушениям функций внутренних органов.

Почти каждый человек сталкивался с этой проблемой: друзья, соседи, знакомые, родственники, сам употреблял, встречал. Число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, у детей – в 42 раза. Наркомания обостряет проблемы СПИДа и гепатита С. Наркомания увеличивает преступность, хотя существуют федеральные законы о наркотических средствах. Существуют законы за хранение, распространение, привлечение, сбыт наркотических средств и образование наркопритонов.

Наркомания – это болезнь, но большая роль принадлежит личности человека. Как считают многие наркологи, наркомания практически не

поддается лечению. По данным ученых Ф. Э. Шергера, А. Л. Арефьева, Н. В. Вострокнутова, С. Б. Зайцева, доля лечившихся от наркозависимости очень велика в возрастной группе от 18 до 22 лет, до 18 лет – минимальна.

Вопросы наркомании ранее исследовались в работах многих авторов, среди которых следует отметить, прежде всего, Р. О. Аакяна, А. Г. Бронникова, В. И. Брылева, А. А. Габиани, А. А. Гериша, Б. Э. Закирова, В. В. Зарецкого, Г. М. Мерстукова, В. Г. Наймушина, В. В. Паникова, Г. Н. Тростанецкой и других. В работах этих ученых содержится много важных практических рекомендаций, обращается внимание на опасность наркомании как социального явления, разрабатывается методика профилактики, предлагаются меры по совершенствованию антинаркотического законодательства.

Вопросы, касающиеся наркомании, в конце концов, неизбежно восходят к одному, самому важному: сумеет ли наше общество предотвратить ее массовое распространение? Сейчас нам как никогда ясно, что настает пора разобраться с этим явлением на основе глубоких, продуманных научных подходов и выработать адекватную государственную политику профилактики и борьбы с наркоманией на разных уровнях: медицинском, социальном, экономическом, правоохранительном. Именно этой проблеме посвящена данная дипломная работа.

Объект исследования: наркомания, как форма девиантного поведения.

Предмет исследования: подростки, склонные к употреблению наркотиков.

Цель исследования: выявить детей, склонных к употреблению наркотиков и определить основные формы работы социального педагога с такими детьми.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретическую и специальную литературу по данной теме.

  2. Выявить детей употребляющих наркотики.

  3. Определить наиболее эффективные формы работы с такими детьми.

  4. Разработать мероприятия, направленные на предупреждение наркомании.



Методы исследования:

  1. Изучение и анализ методической литературы по теме.

  2. Анкетирование.

  3. Педагогический эксперимент.


Глава 1. Теоретические аспекты проблемы наркомании

1.1. Понятие и виды девиации

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружаю­щему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связа­на с деятельностью и выражается в поведении человека, кото­рое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлени­ями девиантного поведения являются ситуационно обусловлен­ные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематичес­кие уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуаль­ного характера; попытки суицида.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обще­стве правил, норм поведения, называют трудными или труд­новоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается со противление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связан­ными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обу­чения и воспитания.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризо­вано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушаю­щее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адек­ватного учета средой особенностей его индивидуальностей про­являющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

— дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);

— дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

—социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут оче­реди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуально­му насилию;

—подростки, употребляющие наркотики и токсические сред­ства; — подростки сексуально распущенного поведения;

—подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков ра­стет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, харак­теризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчи­вый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

— агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбле­ния, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

— корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымога­тельство, угоны автотранспорта и другие имущественные пося­гательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

— распространение и продажа наркотиков. Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуля­ции.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовно­го кодекса. Криминальному поведению, как правило, предше­ствуют различные формы девиантного и делинквентного пове­дения.

Негативные формы девиаций являются социальной патоло­гией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значи­тельный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Необходимость в регулировании поведения людей всегда бу­дет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностя­ми их удовлетворения. Стремление к удовлетворению матери­альных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответ­ствующим общепринятым нормам поведения. Также фактора­ми отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом со­циальным нормам или генетическая предопределенность от­клонения.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

- видам преступления (уголовные, административные) и амо­ральных поступков(пьянство, проституция);

- уровню или масштабности отклонения, когда принято го­ворить об индивидуальном или массовом отклонении;

- внутренней структуре отклонения, когда отклонение свя­зывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;

- ориентированности отклонения на внешнюю среду (семей­ные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и наркомания и др). В общем - наркомания является формой девиантного поведения.
1.2. Проблема наркомании


Известно, что наркомания – это пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории. Эти вещества различны как по составу, так и по действию на организм человека. Злоупотребление ими наносит вред, как индивиду, так и обществу в целом.

По статистическим данным в России число наркоманов примерно 7% и составляет более 10 млн. человек. В России уже нет людей, так или иначе, не сталкивающихся с наркотиками: либо они пробовали их сами, либо их друзья, знакомые, родственники, либо им предлагали наркотики.

За последние 4 года число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло в 6 – 8 раз. Получили распространение «семейная наркомания» и даже приобщение родителями детей. Число смертных случаев употребления наркотиков увеличилось за последние 10 лет среди населения России в 12 раз, среди детей – в 4 раза. Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Ежедневно во всем мире 6000 человек заболевают СПИДом, из них 70% приходят к этому через внутреннее введение наркотиков. Ежегодно в страну ввозится более тысячи тон наркотических средств, из них около 80 тонн только одного героина. За 1999 год в России более чем на 70 тысяч подростков заведены уголовные дела за распространение наркотиков. В настоящее время принят ряд законов по борьбе с наркоманией, в частности федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», однако количество наркоманов не уменьшается, а продолжает расти. Чтобы понять такую сложную социальную проблему, как наркомания, необходимо научно обосновать причины возникновения и распространения наркомании, выявить социальные, биологические, психологические механизмы ее возникновения и взаимодействия, создать социально – психологические службы, нацеленные на профилактику наркомании в школьных коллективах, неформальных объединениях и по месту жительства. Поскольку речь идет не о здоровье отдельных личностей, а о здоровье всего общества, которое не может чувствовать себя в безопасности, не найдя эффективного механизма, предупреждения наркомании, ее лечения и организации социального контроля над ее распространением.

Несмотря на то, что злоупотребление наркотиков стало одной из важнейших мировых проблем совсем недавно – лишь в XX веке, опыт употребления людьми наркотических веществ измеряется тысячелетиями. Мифы и легенды разных народов рассказывают о параллельном существовании двух миров: жесткого реального мира, в котором существует несправедливость, зло


1.3. Классификация и типы наркотиков

Наркомания – болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости.

Наркомания – белая смерть. Все наркотические вещества вызывают состояние дурмана. Наркоманами становятся, прежде всего, люди слабые и безвольные, не желающие трудиться, неспособные преодолевать неудачи.

Наркомания – это следствие насильственного слома сложившихся устоев жизни, разрушения социальной сферы жизнедеятельности населения, нестабильности в обществе, глубокого социального расслоения, массовой нищеты, безработицы, беспризорности, проституции, падение нравственных устоев общества и распада личности.

Наркотиком считается каждое вещество растительного или синтетического происхождения, которое при введении в организм может изменить одну или несколько его функций и вследствие многократного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости.

Под наркоманией понимается употребление наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний. Понятие наркомании в социально-медицинском аспекте охватывает два вида употребления наркотиков: неболезненное, когда наркоман имеет возможность по своему желанию прекратить потребление наркотиков; болезненное, когда наркоман по своей воле прекратить потребление наркотиков уже не в состоянии.

В мире известно более 500 наркотических средств, из них 100 наркотиков и около 50 психотропных препаратов, обладающих наркотическими свойствами, зафиксированными в международных документах.

Существует несколько классификаций наркотиков. В самом общем виде различают следующие виды наркотических веществ:

  1. Анальгетики (морфин, кодеин, опийный мак, героин и др.), которые применяются в медицине как болеутоляющее средство, оказывая тормозящее действие на центральную нервную систему. Для человека достаточно 7-12 уколов морфина, чтобы он стал наркоманом, а героин в восемь раз активнее морфина.

  2. Депрессанты – лекарственные препараты, используемые в медицине как снотворное, успокаивающее средство, анестезия, а при немедицинском использовании эти средства вызывают состояние опьянения. К ним относят алкоголь, барбитураты, транквилизаторы.

  3. Стимуляторы (никотин, кофеин, кокаин, амфетамин и др.) оказывают возбуждающее влияние на центральную нервную систему, вызывают повышение умственной и физической активности, ощущение бодрости прилива сил, уверенности в себе.

  4. Галлюциногены – синтетическое средство ЛСД (диэтиламид лизергиновая кислота), мескалин (производят из бутонов кактуса), псилоцибин (получают из грибов), буфотеин (получают из яда жаб или грибов) и др.- изменяют эмоциональное состояние человека, его ощущения, восприятия вплоть до галлюцинаций. В медицине не применяется.

  5. Психоделитики. Получают из конопли, которая встречается во многих уголках мира и отличается неприхотливостью и жизнестойкостью. К психоделитикам относятся: конопля, гашиш, марихуана, анаша и др. Они использовались в древности в медицинских целях как анестезирующее средство, но сейчас практически в этом качестве не используются. В медицине их стали применять для лечения раковых заболеваний, глаукомы.

  6. Ингалянты – ингаляционные средства для наркоза – закись азота, эфир, хлороформ.

Во всем мире за наркотическими и психотропными веществами установлен строгий контроль. Они назначаются и применяются под наблюдением врачей. Производство, реализация и употребление некоторых наркотиков, например марихуаны, вообще запрещены.

Разновидностью наркомании является токсикомания. При токсикомании вместо наркотиков в организм вводятся различные химические вещества, в том числе не предназначенные для внутреннего применения, такие как пары бензина, средства бытовой химии и т.д.

Токсикоманы – это подростки 13-14 лет, не понимающие последствий отравления ядами своего организма. Опасность токсикомании состоит в том, что дети в результате интоксикации (отравления) организма либо погибают, либо совершают действия, ведущие к их гибели. Но если токсикоман остается жить, то воздействие ядовитых паров на детский организм приводит к необратимым последствиям: инвалидности, умственной неполноценности.

Принято считать токсикоманию, связанную:

  1. Со злоупотреблением стимуляторами.

  2. Систематически вдыханием летучих ароматических веществ.

В первом случае токсикомания связана со злоупотреблением стимуляторами, не относящимися к наркотикам, например, кофеин, алкалоиды кофеина – чай и кофе. Острое отравление стимуляторами вызывает кажущееся ощущение бодрости и прилива сил, ясности мышления, стремление к деятельности. При постоянном употреблении стимуляторов для получения желаемого эффекта требуются большие дозы вещества (100-200 таблеток кофеина в сутки). Длительный ежедневный прием стимуляторов вызывает истощение детского организма, и прекращение приема приводит к нетрудоспособности токсикомана. Доминирующими становятся признаки разбитости, усталости, повышенной сонливости, вялости; настроение снижено, возникают суицидные мысли и намерения. В то же время возникает бессонница, что вынуждает токсикомана прибегать к снотворным и переходить на другой наркотик.

Принятие вроде бы безобидных стимуляторов в течение нескольких лет ведет к стойким нарушениям сна, отсутствию аппетита, снижению массы тела; нарастает конфликтность, угасает стремление к социально полезной деятельности.

Токсикомания, развивающаяся вследствие употребления различных дурманящих веществ, предполагает использование легко доступных и распространенных средств бытовой химии, нитрокрасок, растворителей, средств для выведения пятен, синтетических клеев, в частности клея «Момент».

Приятие данных веществ, начинается, как правило, с 10 лет, и наиболее частый мотив при этом – желание не отстать от других членов группы, любопытство. Если потребность в приеме вещества появляется только в том случае, когда компания собирается вместе, говорят о групповой зависимости.

Самым распространенным способом ингаляции ароматического вещества является вдыхание паров в надетом на голову полиэтиленовом мешке, где создается повышенная концентрация вещества и в замкнутом пространстве оно не имеет возможности быстро улетучиваться, что продлевает время отравления организма. Нередко такой способ ингаляции приводит к смертельным исходам в результате тяжелого отравления или удушья.

Если рассматривать термин «наркомания» в социалъно-педагогическом аспекте, то можно определить, что наркомания - это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

Таким образом, главная опасность наркомании не столько в нанесении физиологического вреда организму, сколько в последующей деградации личности, которая наступает в 10-20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Наркоманы перестают интересоваться учебой, школой, а потом и вовсе оставляют ее. Постепенно ослаб­ляются и прекращаются полезные социальные связи с друзья­ми, школьным коллективом, педагогами, возникают сложные отношения в семье, развиваются эгоистические черты характе­ра, лицемерие, лживость; внимание концентрируется лишь на проблеме приобретения наркотиков.

1.4. Особенности наркомании

Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков.

Эффективность профилактических мероприятий подростковой наркомании крайне низка, и одной из причин этого является недостаточное знание специфики подросткового возраста.

Подростковый возраст, как отмечалось выше, имеет свои особенности, он труден в социально-психологическом плане. У подростков ярко выражена познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами.

Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются подростковые «поведенческие реакции»:

1. Группирование со сверстниками.

2. Эмансипация – стремление выйти из под опеки взрослых.

3. Чувство протеста и оппозиции – когда в ответ на излишнее «давление взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь.

4. Имитация – копирование подростками поведения взрослых без должной критичности к некоторым его проявлениям.

Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:

  1. Массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;

  2. «Омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13 -14 лет;

  3. Переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к дорогостоящим и престижным наркотикам (кокаин, героин, «экстази»), наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные» наркотики. Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как правило, стараются использовать более мягкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;

  4. Распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку;

  5. Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижение чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь выступают другие мотивы – стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры», которая подогревает это любопытство (ведь ни у кого не возникает желания из чувства любопытства попробовать воды из уличной лужи), и недостаточной борьбе с ней государственных и общественных институтов;

  6. Изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные «тусовки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются и принимаются наркотики. На сегодняшний день особую опасность представляет употребление таких наркотиков, как кокаин, героин, таблетки «экстази» (несмотря на достаточно высокую цену от 50 до 150 долларов США за одну дозу). Этап первых проб сменяется этапом «полинаркотизма», когда подростком начинают повторно и систематически приниматься различные наркотические препараты. Попробовав разные наркотики, подросток делает выбор, когда предпочтительными оказываются те психоактивные вещества, которые облегчают бездумную коммуникацию. Здесь уже можно говорить о переходе отклоняющегося поведения в болезнь, где за этапом выбора наступает вначале психическая, а потом и физическая зависимость от любого наркотика;

  7. Следованием молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений, становятся ночные дискотеки, которые предполагают, что молодежь будет танцевать без перерыва в течение 10 часов. Для того, чтобы выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подготовлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки могут выдержать ночной марафон под оглушительную музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро стали распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази», когда под действием только одной таблетки можно танцевать без перерыва, не ощущая усталости, в течение 10 – 12 часов. Или другое направление в моде – увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества;

  8. Распространением мифов о наркомании:

- миф первый – «я только попробую, это не страшно и не опасно» (детям свойственно ощущать себя бессмертными и бесстрашными);

- миф второй – « я в любое время могу отказаться, я не наркоман»;

- миф третий – «алкоголь и табак – это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков».

Опасность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшается все компоненты здоровья – физические (биологические, экологические), генетические, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.

1.5. Причины и последствия наркомании

Социологи, медики, психологи, представители правопорядка, осуществляя прогноз развития наркомании в среде детей и подростков на ближайшие три – пять лет, отмечают динамику ее роста и усиление следующей тенденции: дальнейшее омоложение контингента, употребляющего наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества.

Называются и причины этого явления. К ним в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности и социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку, который ориентирован на «раскручивание» потребительского спроса нашей молодежи.

Наиболее распространенная классификация причин, влияющих на употребление наркотиков подростками, включает причины следующего характера: социально-экономического, конституционально-биологического, социального, индивидуально-психологического.

Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы: причины глобального характера и традиционные.

К причинам глобального характера относят интеграцию нашей страны в мировую рыночную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Традиционные причины – это причины, свойственные только нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения. Примером могут служить те группы населения, у которых разрушился весь жизненный уклад в связи с боевыми действиями в той местности, где они проживали, результатом чего явился их переход в разряд беженцев. Это влечет за собой появление дезадаптационного синдрома, который создает, положительны предпосылки для наркотизации данной части населения. К традиционным причинам, повлиявшим на всплеск интереса к наркотикам в нашей стране, и в первую очередь в молодежной среде, явился долгое время существовавший запретно-карательный механизм действия различных социальных институтов в отношении лиц, употреблявших наркотики.

К традиционным причинам можно отнести и сложившееся в нашей стране толерантное отношение среди населения к таким явлениям, как алкоголизм и табакокурение. Россия всегда считалась страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культурных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Нельзя сказать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом. Но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относится к алкоголю и табакокурению.

К причинам конституционально-биологического характера обычно относят наследственную отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями.

Социальные причины – это влияние на подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в том числе огромное влияние средств массовой информации и успешность или неуспешность адаптации ребенка в образовательном учреждении.

К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:

  1. Подражание старшим подросткам или авторитетным сверстникам.

  2. Попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания.

  3. Стремление соответствовать значимой для подростка группе сверстников.

  4. Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенную или заниженную самооценку, повышенную комфортность, неустойчивость характера).

  5. «Протестные» реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов).

  6. Самодеструктивное поведение.

  7. Любопытство.

  8. Подчинение давлению и угрозам.

Существуют факторы риска употребления молодежью наркотических веществ и защитные факторы. Факторы, связанные с большей склонностью к употреблению наркотиков, называются факторам риска, а те, которые связаны с пониженной склонностью к злоупотреблению наркотиками, называются защитными факторами.

Существует множество факторов риска злоупотребления наркотиками, каждый из которых представляет собой угрозу психологическому и социальному развитию человека и оказывает различное воздействие на него в зависимости от возрастной фазы. Влияющие на раннее развитие ребенка семейные факторы, возможно, являются наиболее опасными. Этими факторами могут быть:

  1. Неблагоприятная семейная атмосфера, особенно если родители злоупотребляют медикаментами или страдают от психических заболеваний.

  2. Неумелое воспитание, что особенно опасно для детей с трудным характером и неуравновешенным поведением.

  3. Отсутствие взаимопонимания в семье и заботы к детям со стороны родителей.

Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество):

  1. Неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе.

  2. Неудачное участие в школьных мероприятиях.

  3. Неспособность справиться с общественными задачами.

  4. Принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми.

  5. Позитивное отношение к поведению употребляющих ПАВ в школе, среди сверстников и в обществе.

Существует и группа защитных факторов, которые не всегда являются абсолютно противоположными факторами риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы включают:

  1. Крепкие семейные узы.

  2. Положение, когда родители следят за своими детьми, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи.

  3. Успех в школьных мероприятиях.

  4. Крепкая связь с социальными институтами – например, семьей, школой, религиозными общинами.

  5. Соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.

Другие факторы, такие, как доступность наркотиков, особенности торговли наркотиками и убеждение, что употребление наркотиков, в общем, не является неприемлемым, также влияют на количество молодых людей, которые начинают употреблять наркотики.

Существует в психолого-педагогической литературе и еще один взгляд на причины детско-подростковой наркомании. Все причины делятся на две большие группы объективного и субъективного характера.

Объективные – это все, что связано со средой обитания и жизнедеятельностью ребенка.

Субъективные – это все, что соотносится с личностью ребенка, процессом его развития и социального становления.

Данная классификация наиболее удобна в ходе организации профилактики наркомании среди детей и подростков, поскольку она ориентирует на два основных направления работы:

  1. с социальной средой, которая окружает ребенка (выделение причин, вызывающих риск приобщения к наркотикам и их нейтрализация);

  2. с личностью самого ребенка (формирование у него устойчивой жизненной позиции, установки на неприятие наркотиков и рефлексивной позиции, обеспечивающей сознательную оценку себя, своих действий и поступков, сознательную позицию отрицания наркотиков).

Осуществляя работу в этих двух направлениях, необходимо также опираться на знание того, что для большинства детей самыми уязвимыми периодами являются те, когда они переходят из одной стадии развития в другую. Риск может возникнуть даже до рождения ребенка; поэтому будущим мамам рекомендуют воздерживаться от употребления наркотических средств во время беременности.

Первым большим критическим периодом для детей является время, когда они частично выходят из-под опеки семьи и поступают в школу. Позже, по окончании начальной школы, в средних классах, они часто сталкиваются с такими новыми для них социальными задачами, как необходимость находиться одному в большой группе сверстников. Как раз на этой стадии раннего подросткового периода дети чаще всего употребляют наркотики в первый раз.

С началом обучения в старших классах и профессиональных учебных заведениях юноши и девушки испытывают новые социальные, психологические и образовательные проблемы. Так как уже готовятся к будущей самостоятельной жизни. Подобное положение может привести их к употреблению сигарет и других наркотических веществ и злоупотреблению алкоголем.

Когда повзрослевшие молодые люди поступают в вуз, создают семью или начинают работать, они вновь подвержены риску злоупотребления алкоголем и другими наркотическими веществами в своем новом взрослом окружении.

В связи с возможным риском в каждом переходном периоде, с самого раннего детства и на протяжении всего развития, нужно разрабатывать такие профилактические программы, которые обеспечивают поддержку на каждой ступени взросления.

Можно назвать три разновидности последствий наркомании, взаимосвязанные между собой: биологические, социально-психологические и криминальные.

К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон, половое влечение и др.), снижение сопротивляемости, прогрессирующее истощение детского организма.

В самом общем виде социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно-этическую деградацию личности ребенка. Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков. Наркотическое влечение меняет сложившиеся межличностные отношения формирующейся личности, ее социальные ориентации, а, следовательно, и всю жизнь. Окружающая социальная среда воспринимается, оценивается наркоманом только с точки зрения возможностей, облегчающих или затрудняющих поиск и употребление наркотиков. Происходит разрыв социально полезных связей с обществом (наркоман теряет друзей, не хочет и не может учиться и работать, паразитирует). Психический комфорт возможен только при условии приема необходимой дозы наркотика.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег наркоман, не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством.

Другую группу составляют преступления, относящиеся к незаконному изготовлению, приобретению, хранению, перевозке или сбыту, а также хищению наркотических средств; склонение детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание притонов для потребления наркотиков.

По мнению специалистов, наркомания, как правило, сочетается с алкоголизмом. Отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсировать алкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию личности ребенка, предопределяет наступление психозов и затрудняет медицинское лечение.

Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина – неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградировавших наркоманов занимаются бродяжничеством, являются тунеядцами.

1.6. Уровни вовлеченности подростков в

употребление наркотических веществ

Любой наркотической зависимости предшествует так называемое аддитивное поведение – злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение, до того, как сформировалась физическая зависимость от них. Аддитивное поведение у подростков может развиться двумя путями, первый из которых называется в медицине полисубстантным, а второй – моносубстантным.

Этапы полисубстантного поведения:

  1. Этап первых проб, который, как правило, происходит в компании сверстников.

  2. Этап поискового наркотизма, когда пробуются все психоактивные вещества, к которым имеется доступ.

  3. Этап выбора предпочитаемого вещества, который завершает поиск.

  4. Этап групповой зависимости, проявляющейся потребности в приеме наркотика в компании, за пределами группы влечение отсутствует.

Этапы моносубстантного периода:

  1. Случайное употребление психоактивного вещества.

  2. Эпизодический прием.

  3. Злоупотребление.

  4. Групповая зависимость.

Этап первого случайного или преднамеренного употребления наркотика характеризуется «знакомством» организма с наркотиками. На этом этапе ребенок употребляет наркотическое вещество только из любопытства или для поддержания общения с приятелями. Как правило, при первом приеме под наблюдением «опытных лидеров» одурманивающие вещества неприятны и болезненны для организма.

На этапе злоупотребления наркотиком происходит адаптация организма к новым условиям, определяемым постоянною наркотизацией. Из всех признаков, характеризующих возникающее на этом этапе состояние, особенно важны следующие: желание (но не неудержимое) продолжать прием наркотика в целях воссоздания его эффекта; зависимость только психического состояния данного человека от наличия или отсутствия наркотика; вредные последствия, касающиеся только самого человека. На этом этапе изменения психики происходят в виде вегетативных нарушений, понижения настроения, раздражительности.

Этап групповой зависимости – этап сложившегося привыкания, переходящего в пристрастие. В отличие от предыдущего этапа состояние наркомана характеризуется неудержимым желанием продолжать прием наркотиков и добывать их любыми средствами. Здесь можно говорить о начале органического поражения мозга (слабоумие, личностные изменения), когда подростки теряют контроль за дозой, и, оглушенные, одурманенные, доводят себя до смертельного отравления.

Таким образом, подростковая наркомания обладает целым рядом специфических особенностей, а также тенденций к злокачественному течению. Подростковые наркомании сложны для диагностики, лечения, социальной реабилитации. Они требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по реконструкции личности подростка, восстановлению утраченных социальных связей.

  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации