Контрольная работа - Особенности развития естествознания в средние века - файл n1.doc

Контрольная работа - Особенности развития естествознания в средние века
скачать (102.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc103kb.30.05.2012 00:25скачать

n1.doc



Тема: Особенности развития естествознания в Средние века
План


Введение
Актуальность нашего исследования определяется прежде всего исторической ролью средневекового сознания, которая сознания состояла не в поиске новых рациональных форм знания, отражающих объективные законы природы, а в пролиферации, умножении связей и отношений чувственных образов. Для перехода к научному познанию природы сознание должно было сформировать структуры, позволяющие отбирать из множества связей и отношений чувственных образов такие, которые носят существенный, закономерный характер. Этот процесс сопровождается на протяжении всей истории развития средневековой науки.

Объект исследования – история естествознания.

Предмет – развитие естествознания в период Средневековья.

Цель исследования – рассмотреть особенности развития естествознания в Средние века.

Задачи работы следующие:

1. Рассмотреть особенности средневековой духовной культуры во многом влиявшей на развитие науки исследуемого периода.

2. Изучить основные естественно-научные достижения средневековой арабской культуры.

3. Проследить становление и особенности науки в средневековой Европе.

4. Проанализировать роль и место алхимии в развитии науки средневековой культуры.

В процессе исследования нами использовались учебные пособия и специальные работы, посвященные разным сторонам развития естествознания в Средние века.
1. Особенности средневековой духовной культуры
Средние века – промежуточное время между древней и новой цивилизациями. Понятие средние века появилось в XV-XVI вв. у итальянских историков-гуманистов, утвердилось в науке с XVIII в. Эпоха феодального Средневековья качественно отличается от античной. Значительные изменения произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духовной культуры.

Средневековое сознание было ориентировано, прежде всего, на межличностные отношения, на эмоциональную сторону жизни. Любая вещь воспринималась с точки зрения ее полезности, без учета ее объективных связей с миром. Точно так же и человек характеризовался не своим объективным чертам – талант, деловитость, ум и т.д., а через социально-иерархические ценности – власть, авторитет, богатство, престиж. Знание же рассматривалось всего лишь как побочный продукт духовно-религиозной деятельности. Во многих житиях святых мы может встретить мнение о том, что даже совершенно неученый человек способен получить премудрость и знание напрямую от Бога. Коли так – наука теряла смысл, все стала определять вера.

Этот период обычно называется периодом господства церкви над наукой. Такое понимание не является полностью адекватным. Христианство, направленное на духовное исцеление каждого человека, не отвергает исцеления телесного, медицинского. Как институт духовной и светской власти церковь Средневековья Западной и Восточной Европы стремилась донести до широких масс и народов духовное содержание Библии. Для этой цели необходимо научить людей читать Библию. Средневековье способствовало развитию образования и медицины, безусловно, лишь в определенном смысле1.

Ценностно-эмоциональное восприятие доминировало над познавательно-рациональным, а точкой отсчета в ценностной системе духовного мира религиозный дуализм поставил антагонистические понятия: добро и зло, Бог и Сатана, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное. Отношение к Богу довлело над отношением к второстепенной, по мнению средневековых людей, природе. Ориентация на выявления ее объективных закономерностей отсутствовала.

Выделяя себя из природы, но не противопоставляя себя ей, средневековый человек не относился к природе как к самостоятельной сущности. В качестве определяющего выступает у него отношение к Богу, а отношение к природе вторично и производно от отношения к Богу. Здесь знание природы подчинено «чувству божества». Природа рассматривалась как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него, реализующая его волю во всем2.

В целом средневековое знание ориентировано на повторение, воспроизведение и обоснование некоторых исходных абстрактных образов религиозной значимости, которые передавались из поколения в поколение на основе авторитарности.

Вместе с тем средневековое сознание исторически развивалось и претерпевало качественные изменения. Качественные преобразования состояли в подключении новых элементов, т.е. новых образов (иносказаний, символов, аллегорий и др.), а также в установлении между образами (как старыми, так и новыми) новых связей и отношений (классификации, схематизации, формализации и др.) и их структурировании.

Таким образом, мир средневекового сознания – это мир амбивалентности, подлинное «царство грез». Средневековый человек часто не может дать себе отчет в том, в каком, собственно, мире он находится – в земном или небесном. Его сознание беспрестанно экстатически наполняют видения, откровения, тягостные переживания и образы.

Но, поскольку производство нового знания – историческая необходимость, то и в крайне консервативном средневековом обществе наука продолжала развиваться.

В средневековой науке можно выделить три традиции познания:

– схоластическую традицию, опирающуюся на простейшую логику, предание и умозрение, и ставившую основным вопросом соответствие реального бытия понятиям разума. В основу традиции легли принципы античного платонизма, истолкованные в духе христианства. Главные ее достижения лежат в областях теологии и космологии, в которых предмет познания реально не представлен и разум остается единственным средством анализы предмета на основе умозаключений;

– герметическую традицию, опирающуюся на ритуал, магию, рецептурно-манипуляторное и предметно-преобразовательное начала, сверхъестественные силы. Ритуалы сопровождали почти все действия не только в ремесленно-мануфактурном производстве и других отраслях хозяйства, но и в политике, юриспруденции, познании мира. Самые яркие воплощения герметизма – средневековые алхимия, астрология, медицина;

– опытно-эмпирическую традицию, в которой критерием истинности и точкой отсчета был личный опыт. Эта традиция развивалась под влиянием античных естественнонаучных идей Аристотеля. Представители этой традиции видели в научном знании средство расширения практического могущества, улучшения реальной жизни людей.

Таким образом, в первых веках новой эры античная наука стала постепенно приходит в упадок, не будучи востребованной утратившей передовые позиции, дряхлеющей рабовладельческой системой. Сменялись вехи истории. Начиналась эпоха Средневековья.

2. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры
Пока европейская христианская наука переживала дли­тельный период упадка (вплоть до ХII-ХШ вв.), на Вос­токе, наоборот, наблюдался прогресс науки. Со второй по­ловины VIII в. научное лидерство явно переместилось из Европы на Ближний Восток. В IX веке, наряду с главным трудом Птолемея («Альмагест»), на арабский язык были переведены «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля. Таким образом, древнегреческая научная мысль получила известность в мусульманском мире, способствуя развитию астрономии и математики.

В истории науки этого перио­да известны такие имена арабских ученых, как Мухаммед аль-Баттани (850-929 гг.), астроном, составивший новые астрономические таблицы, Ибн-Юнас (950-1009 гг.), дос­тигший заметных успехов в тригонометрии и сделавший немало ценных наблюдений лунных и солнечных затмений, Ибн аль-Хайсам (965-1020 гг.), получивший известность своими работами в области оптики, Ибн-Рушд (1126-1198 гг.), виднейший философ и естествоиспытатель сво­его времени, считавший Аристотеля своим учителем3.

В арабской культуре получает распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля, заимствованная из индийской математики. Аль-Хорезми, аль-Бируни и Омар Хайям практически создают алгебру как самостоятельную математическую дисциплину; те же Хорезми, Бируни, и аль-Баттани, и Ибн Курра превращают плоскую и сферическую геометрию из вспомогательного раздела астрономии также в самостоятельную математическую отрасль. Алгебраический трактат Хорезми содержал классификацию квадратных уравнений и приемы их решений, трактат Омара Хайяма – теорию и классификацию кубических уравнений, трактат Альхазена – квадратуры конических сечений и кубатуры тел, полученных от их вращения.

Прогресс естественнонаучных знаний был неразрывно связан с прогрессом философской мысли, и отмеченные нами мыслители не боялись вступать в конфликт с господствующей религиозной системой. Так, в сочинении «О вечном движении небесной сферы» аль-Фараби защищал «еретическое» с точки зрения Корана учение о вечности мира (являясь последователем Аристотеля, Птолемея и Евклида), а аль-Бируни был глубоко убежден в неизменности и всеобщности законов природы4.

Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни средневекового Востока. Интенсивное денежное обращение и торговля, как внутренняя, так и международная, требовали постоянного совершенствования методов взвешивания, а также системы мер и весов. Это определило развитие учения о взвешивании и теоретической основы взвешивания – науки о равновесии, создание многочисленных конструкций различных видов весов. Арабоязычные ученые широко использовали понятие удельного веса, совершенствуя методы определения удельных весов различных металлов и минералов. Этим вопросом занимались аль-Бируни, Хайям, аль-Хазини. Для определения удельного веса применялся закон Архимеда, грузы взвешивались не только в воздухе, но и в воде.

Средневековыми учеными стран ислама обсуждались проблема существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободное падение тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту. В работах Ибн-Сины, известного в Европе под именем Авиценна, аль-Багдади и аль-Битруджи, по сути, была сформулирована «теория импетуса», которая в средневековой Европе сыграла большую роль в качестве предпосылки возникновения принципа инерции.

Развитие кинематики было связано с потребностями астрономии в строгих методах для описания движения небесных тел. Кроме того, в ряде работ изучалась кинематика «земных» движений.

Существенный вклад внесен арабоязычными учеными стран Востока и в астрономию. Они усовершенствовали технику астрономических измерений, значительно дополнили и уточнили данные о движении небесных тел5.

Значительное и своеобразное развитие получают на средневековом арабоязычном Востоке и медико-биологические знания. Их своеобразие объясняется рядом обстоятельств. «Во-первых, богатыми традициями народной медицины стран Востока. Во-вторых, они опирались на древнегреческие и древнеримские источники. В-третьих, высокой оценкой в исламе профессии врача, медика, лекаря. И, в-четвертых, ислам категорически запрещает вскрытие человеческого тела (что, однако, не явилось препятствием для развития отдельных отраслей анатомии и хирургии)»6.

Все это определило развитие медико-биологических знаний в следующих основных направлениях: детальное изучение лекарств растительного, животного и минерального происхождения, диагностика, учения о причинах болезней, о принципах лечения, профилактика заболеваний, токсикология, особенности инфекционных заболеваний, диетология, гигиена, косметология и др. Известное развитие получили также анатомия (особенно учение о строении глаза – офтальмология) и хирургия.

Средневековой арабской науке принадлежат и наиболь­шие успехи в химии. Опираясь на материалы александрий­ских алхимиков I века и некоторых персидских школ, арабские химики достигли значительного прогресса в своей области. В их работах алхимия постепенно превращалась в химию. А уже отсюда (благодаря, главным образом, ис­панским маврам) в позднее средневековье возникла евро­пейская химия.

В XI веке страны Европы пришли в соприкосновение с богатствами арабской цивилизации, а переводы арабских текстов стимулировали восприятие знаний Востока евро­пейскими народами.

3. Становление науки в средневековой Европе
К концу XII – началу XIII в. обозначился застой в социально-экономическом и культурном развитии стран Ближнего и Среднего Востока. Страны же Западной Европы, напротив, стали «обгонять» мусульманский Восток и Византийскую империю. В основе такого «исторического рывка» лежало развитие производительных сил (как в сельском хозяйстве, так и в ремеслах).

Новым словом в истории образования стали университеты. Возникновение таких светских учебных заведений стало возможным только в эпоху развитого средневековья, когда, благодаря успехам агрономии и ряду изобретений возросло сельскохозяйственное производства, расширились ремесло и торговля, начали поощряться облегчающее физический труд изобретательство и инженерное дело. В каждом из них было четыре факультета: подготовительный или философский, медицинский, юридический и высший, но не популярный – теологический.

В XIII-XV вв. через усвоение наследия арабоязычной и древнегреческой математики (частично из Византии) формируется западноевропейская математика, накапливается важный исходный опыт рационально-теоретического анализа, который определит ее дальнейшее стремительное развитие начиная с XVI столетия.

В XIV-XV вв. главные направления развития европейской математики – расширение понятия числа, совершенствование алгебраической символики, формирование тригонометрии как особой отрасли математики7.

В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественно-научной картины мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии.

Важным источником новых физических идей стало «отрицательное богословие». Это такая теологическая доктрина, которая определяла характеристики Бога на основе абсолютной противоположности свойств земного мира, а затем искала принципы, которые бы позволяли связать земное и божественное в некое единство.

Формируются предпосылки новой механистической картины мира. К таким представлениям и образам можно отнести следующие:

– допущение существования пустоты, но пока не абстрактной, а лишь как нематериальной пространственности, пронизанной божественностью;

– изменение отношения к проблеме бесконечности природы. Бесконечность природы все чаще рассматривается как позитивное, допустимое и очень желательное (с точки зрения религиозных ценностей) начало;

– возникает и представление о бесконечном прямолинейном движении как следствие образа бесконечного пространства;

– возникновение идеи о возможности существования бесконечно большого тела. Образ пространственной бесконечности постепенно перерастает в образ вещественно-телесной бесконечности;

– допущение существования среди движений небесных тел не только идеальных (равномерных, по окружности), соизмеримых между собой, но и несоизмеримых8.

Качественные сдвиги происходят также в кинематике и динамике. В кинематике средневековые схоласты вводят понятия «средняя скорость», «мгновенная скорость», «равноускоренное движение».

В эпоху позднего Средневековья в динамике значительное развитие получила теория импетуса, которая была мостом, соединявшим динамику Аристотеля с динамикой Галилея. Благодаря теории импетуса исследовательская мысль постепенно сосредоточивалась на расстоянии движущегося тела от начала движения: тело, падающее под действием импетуса, накапливает его все больше и больше, по мере того как отдаляется от исходного пункта. Эти выводы стали предпосылками для перехода от понятия импетуса к понятию инерции.

Кроме того, теория импетуса способствовала развитию и уточнению понятия силы. Старое, античное и средневековое, понятие силы благодаря теории импетуса в дальнейшем развитии физики раздвоилось на два понятия. Первое – то, что И. Ньютон называл «силой», понимая под силой воздействие на тело, внешнее по отношению к движению этого тела. Второе – то, что Р. Декарт называл количеством движения, т.е. факторы процесса движения, связанные с самим движущимся телом. Все это постепенно готовило возникновение динамики Галилея9.

Итак, мы отмечаем, хотя и не все осветили, что в центре внимания креативной (творческой) деятельности мыслителей средневековья были физика, механика, теплота, оптика, космология, география, геометрия, алгебра, метеорология, минерология, вопросы относительности и абсолютности движения, природы сил, наличия или отсутствия центра Вселенной и др. В конечном итоге, ими был заложен фундамент для возникновения и развития в эпоху Возрождения идей Николая Коперника и Джордано Бруно, небесной механики Иоганна Кеплера, методов аналитической геометрии (в том числе, метода координат великого реформатора науки средневековья Рене Декарта) и др.

4. Алхимия как феномен средневековой культуры
Алхимия складывалась в эпоху эллинизма на основе слияния прикладной химии египтян с греческой натурфилософией, мистикой и астрологией (золото соотносили с Солнцем, серебро – с Луной, медь – с Венерой, и т.д.) (II-VI вв.) в александрийской культурной традиции, представляя собой форму ритуально-магического (герметического) искусства.

Алхимия преследовала, как основные цели, поиски философского камня и иных способов «превращения» неблагородных металлов в золото или серебро, эликсира бессмертия, алкагеста (универсального растворителя). В реализации алхимического рецепта предполагалось участие священных или мистических сил (частицы Бога или дьявола, надъестественного бытия, в котором проявления человеческого мира теряют свою силу), а средством обращения к этим силам было слово (заклинание, молитва) — необходимая сторона ритуала. Поэтому алхимический рецепт выступал одновременно и как действие, и как священнодействие10.

Алхимики утверждали, что главной задачей их профессии является «поиск первопричины мира, «первичной материи», заложенной в природу Богом»11. Здесь они соприкасались с религией. Но для обнаружения этой первоосновы алхимикам приходилось проводить множество химических экспериментов, и это сближало их с наукой.

Алхимики в процессе проводимых ими исследований попутно решали многие практически важные задачи: ими были получены сведения о многих процессах и открыты различные методы производства продуктов, пользовавшихся большим спросом. Именно алхимики заложили фундамент для создания химии.

Различают три пути развития алхимии: греко-египетский, арабский и западно-европейский, выделение которых в структуре алхимических исследований обусловлено, прежде всего, особым пониманием целей и предмета в каждом из них.

Еще в Египте растущий спрос на благородные металлы подтолкнул ученых к реализации предполагавшейся тогда возможности «трансмутации» – превращения одного металла в другой (в частности, свинца или железа в золото). В ходе поиска философского камня углублялись и расширялись знания о химических процессах. В период правления римского императора Диоклетиана алхимия впервые была запрещена, а труды алхимиков сожжены, т.к. властитель боялся, что дешевое золото подорвет уже шаткую экономику империи.

Следующий этап развития алхимии – раннее и развитое средневековье (VII-XIII вв.). В основе арабской алхимии по-прежнему лежит учение Аристотеля и его идея о взаимопревращаемости элементов. Однако для интерпретации опытных данных, касающихся свойств металлов, теория Аристотеля оказывается не слишком удобной, поскольку описывает, прежде всего, физические свойства вещества. Развитие алхимической практики потребовало создания новой теории, основанной на химических свойствах веществ.

Абу Муса Джабир ибн Хайан (721-815), в европейской литературе известный под именем Гебер, разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов, которая составила теоретическую основу алхимии на несколько последующих столетий. В основе всех металлов лежат два принципа – Ртуть (философская Ртуть) и Сера (философская Сера). Ртуть является принципом металличности, Сера – принципом горючести. Принципы новой теории, таким образом, выступают как носители определённых химических свойств металлов, установленных в результате экспериментального изучения действия высоких температур на металлы12. Семь основных металлов, таким образом, по Геберу представляли собой смесь ртути и серы: чем меньше серы, тем они более прочны, блестящи и ковки. Для превращения одного металла в другой необходимо иметь некое вещество – эликсир или философский камень, обладающий целым набором чудесных свойств.

Последний этап развития алхимии – западноевропейский. Во время эпохи крестовых походов европейцы заимствовали у арабов многие научно-практические знания, включая алхимию. Самым важным достижением европейской алхимии было открытие серной и азотной минеральных кислот, с помощью которых удалось осуществить многие новые реакции, растворить вещества, считавшиеся нерастворимыми. Европейские химики ввели в качестве третьей части металлов (наряду с серой и ртутью) соль, считая, что соли придают ртути свойство затвердевать и противостоять огню. В связи с этим изучено было огромное количество солей.

Особой заслугой западноевропейских алхимиков следует назвать изучение продуктов брожения: вина и уксуса. В результате именно в Западной Европе научились получать чистый спирт путем перегонки крепких вин и водки. В 1317 г. папа Иоанн XXII, подобно Диоклетиану, предал алхимию анафеме, как сатанинское искушение, но это не помогло – она продолжалась развиваться.

Таким образом, были подготовлены условия для исследования химических соединений, их применения в медицине и практической науке. Поскольку герметизм был тайным, а часто и запретным учением, имена герметистов малоизвестны.

Заключение
Эпоха Средневековья в Европе сопровождалась закатом классической Греко-римской культуры и значительным усилением влияния церкви на общество, особенно на культурную, научную жизнь. Следствием этого явилось возникновение и усиление противоречий между наукой и схоластическим догматическим богословием.

Со второй половины VIII в. естествознание стало развиваться в основном на Востоке, а не в Европе. Для Средневекового Востока характерно отсутствие религиозного давления на науку. Благодаря усилиям арабских ученых возникает алгебра, разрабатывается учение о точном взвешивании – теория весов, появляются прецизионные измерения, что позволяет точно измерить плотность, объем. Средневековым арабским ученым принадлежит и наибольшие успехи в становлении химии.

До XII-XIII вв. европейское естествознание переживало длительный период упадка. Корпус средневекового знания был выстроен следующим образом.

Во-первых, одну из частей средневекового знания составляли воспринятые от античности астрономические и математические знания, в основе которых лежала геоцентрическая картина мира, восходящая к Аристотелю. Признавая роль Бога в создании и движении мира, аристотелизм хорошо сочетался с христианской религией.

Во-вторых, неотъемлемой частью являлось учение о живом, которое объединялось понятием одушевленности, или души, идущей от Творца. Этот мир «твари» включал в себя растения, животных и человека.

В-третьих, средневековое знание включало комплекс алхимии и астрологических знаний с элементами медицинских и минералогических знаний. Алхимия представляла собой некий синтез магии и науки, экспериментального и мистического знания. Первоначально она возникла в Египте в раннем Средневековье, а затем распространилась в Западной Европе.

Итак, научные знания эпохи средневековья ограничивались в основном познанием отдельных явлений и легко укладывались в умозрительные натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности (главным образом в учении Аристотеля). В таких условиях наука еще не могла подняться до раскрытия объективных законов природы. Естествознание – в его нынешнем понимании – еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки».

Список литературы


  1. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – С. 49-55.

  2. Западноевропейская наука в средние века: Общ. принципы и учение о движении / В.П. Гайденко, Г.А. Смирнов; Отв. ред. И.Д.Рожанский, А. В.Ахутин; АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. – М.: Наука, 1989. – С. 220-262.

  3. Зимин А.И. Концепции современного естествознания (Текст): Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2007. – С. 56-59.

  4. Концепции современного естествознания / Под ред. проф. С.И. Самыгина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С. 50-52.

  5. Левченков С.И. Краткий очерк истории химии: Конспект лекций. – Ростов н/Д: РГУ, 2004. – С. 18-31.

  6. Лихин А. Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 26-29.

  7. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 142-171.

  8. Савченко В.Н. Начала современного естествознания: концепции и принципы: учебное пособие / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 43-52.

  9. Островский Э.В. История и философия науки: Учеб. пособ. для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 68-78.

  10. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М.: Наука, 1979. – С. 43-73.

1 Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 27.

2 См.: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 147.

3 См.: Концепции современного естествознания / Под ред. проф. С.И. Самыгина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С. 50.

4 См.: Савченко В.Н. Начала современного естествознания: концепции и принципы: учебное пособие / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 43.

5 См.: Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – С. 49-52.

6 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – С. 160.

7 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – С. 163.

8 См.: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – С. 164-165.

9 См.: 2. Западноевропейская наука в средние века: Общ. принципы и учение о движении / В.П. Гайденко, Г.А. Смирнов; Отв. ред. И.Д. Рожанский, А.В. Ахутин; АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. – М.: Наука, 1989. – С. 220-262.

10 См.: Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М.: Наука, 1979. – С. 43-73.

11 Островский Э.В. История и философия науки: Учеб. пособ. для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 76.

12 Левченков С.И. Краткий очерк истории химии: Конспект лекций. – Ростов н/Д: РГУ, 2004. – С. 21.



Тема: Особенности развития естествознания в Средние века
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации