Основные требования режима в исправительных учреждениях. Внутренний распорядок - файл n1.doc

приобрести
Основные требования режима в исправительных учреждениях. Внутренний распорядок
скачать (115.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc116kb.14.09.2012 20:11скачать

n1.doc



Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Академия МНЭПУ»
Факультет: экологии, управления и права
Специальность: юриспруденция
Дисциплина: уголовно-исполнительное право


Контрольная работа

на тему:

«Основные требования режима в исправительных учреждениях. Внутренний распорядок»


Выполнил: ст.гр. Ю-32
Проверил:
Пенза
2011 год
Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

  1. Требования режима в исправительных учреждениях и способы их реализации……………………………………………………….…………4

  2. Средства обеспечения режима в исправительном учреждении……..…9

    1. 2.1. Технические средства надзора и контроля………………...……………9

    2. 2.1. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях, как средство обеспечения режима………………..........................................…12

3. Внутренний распорядок в исправительных учреждениях………...……15

Заключение ………………………………………………………………………20

Список используемой литературы и источников ……………………………..22
Введение

Так как исправление лишенных свободы - сложный и многогранный процесс, который предусматривает использование различных средств, методов, форм идеологического, правового воздействия на осужденных, то актуальность вызывают вопросы, связанные с режимом в ИУ, которые является основным средством исправления осужденных.

Основной функцией режима лишения свободы является создание условий для применения основных средств воспитательно-карательного воздействия на осужденных. Для этого существуют режимные правила по привлечению осужденных к труду, организации воспитательной работы с ними, общеобразовательного и профессионально- технического обучения осужденных. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Немаловажную роль «играют» Правила внутреннего распорядка.

Помимо этого режим создает необходимые условия для совместного проживания большого числа осужденных, он определяет их быт. Это нормативы размеров жилой площади на осужденного, распорядок дня, порядок проведения свиданий с родными, близкими и иными лицами, условия приобретения осужденными в местной торговой точке продуктов питания и предметов первой необходимости и пр. Режимные нормы, обеспечивающие условия проживания и деятельности осужденных, не носят карательного содержания. Они обязательны для осужденных, но не содержат правоограничений. Иной функцией режима является частная превенция, предупреждение, пресечение совершения новых преступлений осужденными. Нормы режима обеспечивают необходимые условия для предупреждения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, т.е. реализацию профилактической функции.

1. Требования режима в исправительных учреждениях и способы их реализации



Требованиями режима обусловливаются характер и степень правоограничений лиц, отбывающих наказание в том или ином виде ИУ, порядок реализации в них прав и обязанностей осужденных, особенности организации их жизни и быта в различных учреждениях и применения других средств исправления.

Именно по этим признакам можно провести отличие одного вида ИУ от другого.

Режим определяет степень изоляции осужденных от общества, количество правоограничений карательного и некарательного характера, суровость и тяжесть наказания в целом.

Режим обеспечивает не только реализацию прав и законных интересов осужденных, но и безопасность персонала. Согласно Закону РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»1 на учреждения, исполняющие наказания, возлагаются, в частности, обязанности по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории2.

Режимные требования реализуются различными способами.

1. Основным из них является обязательная изоляция осужденного от общества и вытекающие отсюда ограничения его прав и свобод, постоянный надзор и контроль за ним и его поведением, в чем, прежде всего, выражается сущность наказания в виде лишения свободы.

Степень изоляции определяется видом ИУ и поведением осужденного. Наиболее полная изоляция достигается в тюрьмах и ИК особого режима (всех видов), наименьшая - в колониях-поселениях, где даже отсутствует вооруженная охрана осужденных. УИК существенно усилил возможность дифференциации условий отбывания наказания в одном виде ИУ (следовательно, и степень изоляции) в зависимости от поведения осужденных, введя обычные, облегченные и строгие (а в ВК еще и льготные) условия отбывания наказания в виде лишения свободы.

Степень изоляции может быть усилена за счет применения таких строгих мер дисциплинарного наказания, как водворение в ШИЗО и ДИЗО, одиночную камеру либо в ПКТ или ЕПКТ. Возможны переводы осужденных из ИК в тюрьму или из колонии-поселения в ИК общего или строгого режимов.

2. Наряду с охраной за осужденными ведется круглосуточный надзор, осуществляемый как специальной службой безопасности, так и всем персоналом ИУ, реализующего единые режимно-педагогические требования, разработанные и установленные в данном ИУ. В надзоре за осужденными участвует и служба охраны, которая находится в полном ведении ИУ.

Надзор за осужденными осуществляется повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна и личного времени, в столовой, библиотеке, магазине, санчасти и других местах нахождения хотя бы одного осужденного.

Данные функции осуществляет специальная служба безопасности. В необходимых случаях инспекторский состав этой службы производит обыски помещений и осужденных, досмотры их вещей, посылок и передач. Они систематически проверяют наличие осужденных, выявляют причины их отсутствия в определенном месте и в определенное время, следят за выполнением распорядка дня, точным выполнением осужденными своих обязанностей, пресекают любые правонарушения с их стороны и выполняют другие функции по реализации режимных требований в полном объеме.

Подобные действия позволяют достичь достаточно высокой степени предупреждения правонарушений со стороны осужденных.

3. Неотъемлемым требованием режима выступает обеспечение полного исполнения осужденными возложенных на них обязанностей и реализации их прав и законных интересов.

Обязанности, права и законные интересы осужденных в законодательстве урегулированы достаточно полно, и дополнительных обязанностей на осужденных возлагать нельзя3.

На практике следует уделять равное внимание как реальному обеспечению выполнения осужденными своих обязанностей, так и реализации принадлежащих им прав и законных интересов. Только в этом случае можно обеспечить заинтересованное отношение осужденных к поддержанию правопорядка в месте отбывания наказания.

Правила внутреннего распорядка ИУ4 конкретизируют поведение осужденных, порядок реализации возложенных на них обязанностей, принадлежащих прав и законных интересов, но они не могут, ни отменить установленные УИК РФ права и обязанности осужденных, ни видоизменить их, ни тем более ввести новые (особенно обязанности).

Поэтому хотя данные Правила разрабатываются и утверждаются Минюстом России, они в обязательном порядке согласовываются с Генеральной прокуратурой РФ и подлежат, как и все остальные нормативные правовые акты, регистрации в Минюсте России5.

4. Ст. 82 УИК РФ определяет, что администрация ИУ обязана обеспечить осужденных формой единого образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами РФ. УИК не содержит требования о ношении формы специального образца в ИК особого режима, хотя в ранее действовавшем ИТК подобная норма была.

Каждый осужденный, как правило, имеет два комплекта одежды - повседневную и рабочую, кроме того, он имеет право дополнительно приобретать обувь, одежду, промышленные товары.

5. В целях поддержания надлежащего правопорядка в ИУ и изъятия запрещенных к хранению и использованию осужденными вещей и предметов, перечень которых определяется

Правилами внутреннего распорядка ИУ, администрация ИУ производит обыски помещений (плановые и внеплановые) и осужденных, а вещи, посылки, передачи и бандероли осужденных подлежат досмотру. Статья 82 содержит правило: обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства; порядок производства обысков регулируется специальными нормативными правовыми актами Минюста России6.

Администрация ИУ вправе производить досмотр находящихся на территории ИУ и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы. Эта деятельность регламентируется Положением о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 3 сентября 2007 г. № 1787.

6. Корреспонденция осужденных подвергается цензуре, для чего в каждом ИУ организована специальная служба. В связи с этим корреспонденция осужденных должна проходить через контроль администрации. Несоблюдение этого требования является нарушением режима.

7. В местах лишения свободы установлен безналичный расчет с осужденными, все их наличные средства сдаются на лицевые счета финансовых органов ИУ. По безналичному расчету осужденные покупают в магазинах ИУ продукты питания и предметы первой необходимости, оплачивают дополнительные лечебно-профилактические услуги.

Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка ИУ8 до освобождения осужденного, но без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания.

Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством РФ. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника ИУ, о чем составляется соответствующий акт. Уничтожаются обычно алкогольные напитки, наркотики, игральные карты, ядовитые вещества и т.п.

Осужденные через своих представителей могут заниматься банковскими операциями, в том числе и с ценными бумагами. Однако хранить при себе они их не могут; ответственное хранение ценных бумаг осужденных осуществляет администрация ИУ.

Хотя УИК не содержит указания на то, что осужденным мужчинам должна быть обеспечена возможность ежедневно бриться, разрешается носить короткую стрижку, бороду и усы, теперь это правило вошло в повседневный быт осужденных и не требует законодательного закрепления9.

2. Средства обеспечения режима в исправительном учреждении

2.1. Технические средства надзора и контроля



Техническим средствам обеспечения режима посвящена ст. 83 УИК РФ.

Данная статья регламентирует применение технических средств надзора и контроля при организации режима исполнения наказания в виде лишения свободы.

В практике ИУ технические средства стали внедряться, прежде всего, в целях пресечения и профилактики побегов осужденных. Они оберегали периметр зоны ИУ от попыток, как ее внешнего пересечения, так и под землей.

Позднее широко стали применяться технические средства по обнаружению различных предметов (особенно металлических), промышленное телевидение, электронные запорные устройства, аудиовизуальные и электронные приборы. Применение современных технических средств надзора и контроля на практике сдерживалось отсутствием нормативной базы, а также нехваткой финансовых средств на их приобретение и эксплуатацию. В настоящее время правовая база имеется. Решение же в полном объеме второй части этой проблемы с учетом сегодняшнего экономического положения потребует достаточно много времени10.

Целями применения технических средств надзора и контроля являются предупреждение побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и получение необходимой информации о поведении осужденных.

Технические средства, обеспечивающие неприкосновенность периметра охраняемой зоны ИУ или блокирующие какие-либо помещения, предупреждают совершение побегов, других преступлений и правонарушений не только психологическим воздействием на сознание осужденных о том, что их попытки администрацией ИУ будут своевременно обнаружены и пресечены, но в ряде случаев и физическим (шокирующим) воздействием либо лишением фактической возможности совершить преступление (например, блокирование с помощью электронных приборов дверей, ворот и т.п.).

С учетом этих обстоятельств в законе содержится требование к администрации ИУ уведомлять под расписку осужденных о применении указанных средств надзора и контроля.

Используемые в ИУ технические средства надзора и контроля применяются как средства наблюдения, оповещения (сигнализации), связи, обеспечивают активное или пассивное противодействие попыткам совершения осужденными противоправных деяний, а также поиск и обнаружение осужденных и имеющихся у них запрещенных предметов и веществ.

Все сигналы, подаваемые техническими средствами о состоянии охраняемых ими объектов, поступают на пульт в дежурную часть ИУ, которая ведет круглосуточное наблюдение за складывающейся оперативной обстановкой в ИУ и на прилегающей к нему территории, за осужденными на территории соответствующих объектов или в помещениях с помощью телевизионных установок, имея к тому же в своем распоряжении громкоговорящую связь, с помощью которой подаются различные команды или предупреждения осужденным о недопустимости нарушений установленного порядка поведения, о прекращении нарушений.

Каждое ИУ имеет собственную радиосвязь, работающую на определенных волнах, что позволяет получать оперативную информацию самого разного характера путем регулярного радиообмена.

В каждом ИУ имеется свой коммутатор с разветвленной телефонной сетью; на наиболее опасных участках устанавливается сигнализация.

К мобильным индивидуальным средствам надзора и контроля относятся различные приспособления для обнаружения запрещенных предметов, радиотелефоны и переносные рации, различные средства оповещения.

Широкое применение находят приборы дистанционного управления, особенно по открыванию дверей в ШИЗО, в ПКТ и аналогичных объектах, что существенно повышает надежность охраны и надзора, предупреждает возможность совершения правонарушений со стороны осужденных, а также не позволяет без контроля войти в особо охраняемое помещение.

Хорошо отлаженная и надежно функционирующая система технических средств обеспечивает высокую эффективность надзора и контроля за поведением осужденных в жилых и производственных помещениях, локальных зонах, при проведении различного рода массовых мероприятий культурно-просветительного или спортивного характера (особенно когда присутствует много приглашенных, родственников), помогает выявлять случаи недозволенных контактов осужденных с иными лицами, пресекать случаи передачи запрещенных предметов.

Попытки преодоления охраняемых рубежей ИУ в этих случаях, как правило, своевременно становятся известны администрации, что позволяет пресекать побеги осужденных на первоначальной стадии их совершения. С помощью такой системы технических средств обеспечивается на более высоком уровне личная безопасность осужденных, персонала и лиц, посещающих ИУ.

Разнообразие имеющихся и предлагаемых промышленностью технических средств (особенно в связи с конверсией) не означает свободного их выбора администрацией ИУ. Перечень и порядок использования таких средств определяются нормативными правовыми актами РФ после всесторонней их апробации, исключающей причинение вреда жизни и здоровью осужденных и персоналу11.

2.2. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима



Положения статьи 84 УИК РФ являются новыми для уголовно-исполнительного законодательства РФ, хотя в системе ИУ оперативные службы имелись всегда и оперативно-розыскная деятельность осуществлялась постоянно.

Статья 1 Федерального закона от 5 июля 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»12 определяет оперативно- розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным Законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статья 84 УИК довольно подробно определяет задачи проводимой в ИУ оперативно-розыскной деятельности.

Прежде всего, называется задача обеспечения безопасности осужденных, персонала ИУ, иных лиц.

Выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания выступа ют также в качестве задачи оперативно-розыскной деятельности. Следует отдать должное оперативным аппаратам ИУ в успешности решения именно этой задачи: предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений со стороны осужденных происходит постоянно.

Результатом такой работы являются изъятые запрещенные предметы и вещества, перекрытие каналов их поступления в ИУ. Важной задачей выступает также розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из ИУ, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы13.

Побеги осужденных дезорганизуют практически всю работу ИУ, создавая нездоровый психологический климат. Поэтому быстрейшее задержание бежавших - задача первостепенной важности; задержанного беглеца, как правило, доставляют в ИУ, из которого он совершил побег. Это делается для профилактики подобных правонарушений.

Задачей оперативно-розыскной деятельности в ИУ является также содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия их в ИУ.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» дает исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, с помощью которых решаются вышеназванные задачи:

- опрос;

- наведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- проверочная закупка;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;

- отождествление личности;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

- прослушивание телефонных переговоров;

- снятие информации с технических каналов связи;

- оперативное внедрение;

- контролируемая поставка;

- оперативный эксперимент14.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

В каждом ИУ имеется оперативный отдел со специальным штатом сотрудников и соответствующей технической оснащенностью. Работников оперативных отделов осужденные знают в лицо, поэтому свою профессиональную деятельность им приходится выполнять в довольно сложных условиях всеобщего наблюдения со стороны осужденных.

Те или иные оперативные мероприятия в отношении осужденных могут проводить и другие уполномоченные на то органы, указанные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

Если указанным органам необходимо провести с осужденными те или иные оперативно-розыскные мероприятия, то они обычно входят в контакт с осужденными через оперативных работников ИУ или вышестоящих аналогичных аппаратов, хотя не исключены и их самостоятельные действия15.


3. Внутренний распорядок

Правила внутреннего распорядка ИУ на основании Уголовно-исполнительного кодекса РФ регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, лечебно-исправительных учреждений, лечебно-профилактческих учреждений, тюрем, следственных изоляторов, выполняющих функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия, в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишении свободы, обеспечении изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнении ими своих обязанностей. Внутренний распорядок в ИУ включает: порядок приема осужденных; правила их поведения во время работы и отдыха; перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных; перечень и количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе; порядок изъятия предметов, запрещенных к использованию; правила производства проверок свиданий, приема и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешенных к продаже осужденным.

Правила внутреннего распорядка ИУ дифференцируются, точнее «трансформируются» в зависимости от типа исправительного учреждения Соответственно необходимо отметить, что в местах лишения свободы действуют и иные Правила внутреннего распорядка. Таковыми являются Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний (утвержденные приказом МЮ РФ №210 от 29.07.2002); Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС МЮ РФ; Правила внутреннего распорядка исправительных центров; Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

Правила внутреннего распорядка строго регламентируют работу, учебу, досуг осужденных. Осужденный, находясь в исправительном учреждении, не может по собственному желанию выбирать время сна, приема пищи, характер и место работы, время и место прогулки, число и время свиданий с родными и близкими и т.д. На первый взгляд, это обстоятельство противоречит основным требованиям педагогики и создает непреодолимые трудности для педагогического процесса по исправлению осужденных. Однако, несмотря на отсутствие у осужденных права самостоятельного выбора и решения всех вопросов их жизни, труда и быта, несмотря на принудительный распорядок дня, и в условиях лишения свободы имеются все возможности для успешного воспитательного воздействия на осужденных. Правовое воспитание заключенных - сложный и многогранный процесс. В числе тех средств, при помощи которых исправительные учреждения осуществляют задачу правового воспитания осужденных, положительную роль играют правила режима, точнее, Правила внутреннего распорядка, и обеспечение неуклонного их выполнения. Систематическое, неуклонное соблюдение этих норм воспитывает у осужденного привычку и осознание обязательности и целесообразности норм права, недопустимости их нарушения. Действительно, если осужденный по привычке выполняет нормы, содержащие правила режима, и видит на собственном опыте, что выполнение этих норм не только избавляет его от неприятных последствий, неизбежных в случае их нарушения, но и влечет за собой применение к нему льгот, улучшает его положение и даже приближает его освобождение, у него вырабатывается сознание целесообразности и обязательности выполнения этих норм. Значение выработки в осужденном сознания целесообразности выполнения правил режима в целом, и правил распорядка в ИУ, в частности, с точки зрения правового воспитания заключается в том, что оно прокладывает в его психике путь к более высокой форме сознания - к сознанию целесообразности и обязательности не только норм, содержащих правила режима, но и других правовых норм (уголовно-правовых, административно-правовых и, пр.), регулирующих поведение в обществе всех граждан.

В Правилах внутреннего распорядка ИУ подробно описываются все элементы внутреннего распорядка, детализируются права и обязанности администрации ИУ, осужденных, определяются процедуры их реализации. Правила внутреннего распорядка не создают новые материальные нормы (это компетенция Кодекса), а формулируют процедурные нормы, основная задача которых - детально регламентировать механизм реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания наказания. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений на основании УИК РФ регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и тюрем в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом.

Также в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений регламентируются: порядок разрешения осужденным выезда за пределы ИУ; медико-санитарное обслуживание осужденных; особенности содержания осужденных в строгих условиях отбывания наказания, в штрафных, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа; правила поведения осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя или сопровождения за пределами ИУ; перевод осужденных в безопасное место.

Далее в Правилах внутреннего распорядка ИУ предусматриваются: перечень вещей, изделий, веществ, документов и предметов питания, запрещенных к продаже и использованию осужденными; перечень вещей и предметов, которые осужденным разрешается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях и приобретать в магазинах ИУ; образцы нагрудных и нарукавных отличительных знаков для осужденных; примерный распорядок дня в ИУ; образцы журналов, документов, которые используются в ИУ для учета осужденных и в иных целях; перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных.

Согласно §5 Правил в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и спортивно-массовых мероприятиях и пр. предусматривается непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени.

Не всегда в должной мере (чаще проблематично) реализуются такие права осужденных, как право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения и право на охрану здоровья и личную безопасность. Следует отметить определенную значимость и воспитательную роль реализуемого осужденными права на вероисповедание, его практическую эффективность в результатах исправления.

Что касается обязанностей, предписанных осужденным к лишению свободы, то в целом все они выполняются. Однако встречаются случаи несоблюдения некоторых из них. Так, не всегда выполняется обязанность быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом и иными лицами, выполнять их законные требования. Серьезные трудности при реализации вызывают такие предписания, как добросовестно относиться к труду и учебе.

В ИУ часто нарушаются установленные требования проведения проверок наличия осужденных на производстве и вечерней проверки в жилой зоне. Неэффективность обысков работы и осмотров территории охраняемых объектов позволяет осужденным хранить при себе одежду и обувь гражданского образца, запрещенные предметы, спиртное и т.д., что, разумеется, способствует совершению преступлений.

Как известно, в целях стимулирования правопослушного поведения, поддержания социально полезных связей с родными и близкими осужденных, добросовестно выполняющих свои обязанности, предоставляются краткосрочные и длительные свидания с родными (ст. 89 УИК; §14 Правил

Параграф 15 Правил регламентирует порядок предоставления осужденным телефонных переговоров. Говоря о реализации права осужденных на телефонные переговоры в настоящее время, хотелось бы отметить, что в исправительных учреждениях явно проявляется тенденция использования некоторыми («избранная категория») осужденными средств сотовой связи, с помощью которых они могут всегда, притом без ограничения, общаться с родственниками, близкими и пр.

Статья 82 УИК РФ и параграф 25 Правил внутреннего распорядка к функциям режима относят обеспечение личной безопасности осужденных. Нынешнее состояние дел свидетельствует о том, что естественное право осужденных на жизнь, личную безопасность в местах лишения свободы подвергнуто постоянной угрозе ввиду всевозможных конфликтов лиц, содержащихся там, между собой и с представителями администрации.

Итак, если реально оценивать условия жизни в местах лишения свободы, то следует прийти к выводу, что материальные факторы жизни осужденных создают их особую психологическую предрасположенность к поиску запрещенных законом путей улучшения своего положения, например, при помощи дачи взяток сотрудникам УИС, что, к сожалению, практикуется в местах лишения свободы.
Заключение
Анализ ч.1 ст. 82 УИК РФ позволяет судить о том, что основные требования режима содержатся в самом определении этого явления.
   Согласно данной норме режим призван обеспечить: охрану, изоляцию осужденных и надзор за ними; исполнение возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; личную безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных; различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом; изменение условий отбывания наказания.
   Иные требования режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы в форме правовых предписаний, адресованных администрации исправительных учреждений и осужденным, содержатся в частях 4, 5, 6, 8, 9, 10 ст. 82 УИК РФ. К ним относятся требования:
   а) о единой форме одежды для осужденных установленного образца. Администрация обязана обеспечить такой одеждой (ч. 4 ст. 82 УИК РФ);
   б) о производстве обысков осужденных и помещений, в которых они проживают и досмотре их вещей. Личный обыск производится лицами одного пола. Обыск жилых помещений осуществляется в отсутствии осужденных, а в их присутствии- только в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 5 ст. 82 УИК РФ);
   в) о недопустимости хранения осужденными при себе денег, ценных бумаг, иных ценностей, а также предметов, не указанных в перечне предметов и вещей, разрешенных к хранению и использованию в исправительных учреждениях. Такой перечень приведен в приложении № 3 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 8 ст. 82 УИК РФ);
   г) о правилах хранения обнаруженных у осужденных денег, ценных бумаг, и иных ценностей администрацией учреждения и изъятия предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к исполнению и хранению в исправительных учреждениях (ч. 9, 10 ст. 82 УИК РФ).
   Кроме того, администрации исправительного учреждения законодатель предоставил право производить досмотр находящихся на территории учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 6 ст. 82 УИК РФ).

Таким образом с учетом соблюдения требований режима исправительных учреждений и правил внутреннего распорядка осужденными будет достигаться цель –исправления, у осужденных будет вырабатываться должная мера поведения к себе и окружающим.
Список используемой литературы и источников


  1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (по состоянию на 1 марта 2011г.)

  2. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"(с изменениями на 7 февраля 2011 г.)

  3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"(с изменениями от 28 декабря 2010 г.)

  4. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений/ утв. приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 (с изменениями от 3 марта 2008 г., 12 февраля 2009 г.)

  5. Положение о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы //утв. приказом Минюста РФ от 3 сентября 2007 г. № 178.

  6. Зубкова А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/А.И.Зубкова.-М.:Норма, 2008.

  7. Малинин В.Б. Уголовно-исполнительное право/ В.Б. Малинин, Л.Б. Смирнов.-М.: Контракт,2009.-368с

  8. Томин В.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ .Т. Томин, М.П. Поляков.-М.: Юрайт, 2009г.



1 Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"(с изменениями 14 марта, 27 сентября, 25 ноября 2009 г.)- СПС Гарант, 2011.

2 Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова – М.:Норма, 2008. – СПС «Гарант», 2011.

3 Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова – М.:Норма, 2008. – СПС «Гарант», 2011.

4 Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений/ утв. приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 (с изменениями от 3 марта 2008 г., 12 февраля 2009 г.) – СПС Гарант, 2011.

5 Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова – М.:Норма, 2008. – СПС «Гарант», 2011.

6 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изменениями и последними дополнениями от 17, 27 декабря 2009 г., 21 февраля 2010 г., 1 марта 2011г.) – СПС Гарант, 2011.

7 Положение о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы //утв. приказом Минюста РФ от 3 сентября 2007 г. № 178. – СПС Гарант, 2011.

8 Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений/ утв. приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 (с изменениями от 3 марта 2008 г., 12 февраля 2009 г.) – СПС Гарант, 2011.

9 Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова – М.:Норма, 2008. – СПС «Гарант», 2011.

10 Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова – М.:Норма, 2008. – СПС «Гарант», 2011.

11 Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова – М.:Норма, 2008. – СПС «Гарант», 2011.

12Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"
(с изменениями от 24 июля 2007 г., 29 апреля, 22, 25, 26 декабря 2008 г.) – СПС Гарант, 2011.

13 Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова – М.:Норма, 2008. – СПС «Гарант», 2011.

14 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"
(с изменениями от 24 июля 2007 г., 29 апреля, 22, 25, 26 декабря 2008 г.) – СПС Гарант, 2011.

15 Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова – М.:Норма, 2008. – СПС «Гарант», 2011.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации