Реферат - Эффективное управление государственной собственностью на примере российских компаний - файл n1.doc

Реферат - Эффективное управление государственной собственностью на примере российских компаний
скачать (114 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc114kb.14.09.2012 20:08скачать

n1.doc

Введение.

Управление государственной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом.

Государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической стабильности и позволяет ему выполнять свои социальные функции:

- государственная собственность создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Это становится возможным потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры.

- она позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;

- государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т.д.);

- государство создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в тех сферах деятельности, которые не выгодны последнему. Например, ни в одной стране (даже высокоразвитой) рынок не способен обеспечить оперативного управления воспроизводством в аграрной сфере. Свободный перелив капитала в эту сферу лишь под влиянием управления «невидимой руки рынка» невозможен. Здесь нужны государственное регулирование и поддержка;

- государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ; национальную безопасность;

- она позволяет сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий1.

Любое государство структурирует отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы.

Задача государства состоит не только в том, чтобы создать условия для функционирования рынка, но и в признании его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите национальных интересов через управление собственностью и прежде всего государственной.

Государственная собственность – понятие весьма емкое и умение эффективно управлять этой собственностью – ключевой вопрос развития российской экономики. Фактически при эффективном управлении должна быть решена триединая задача:

-обеспечение сохранности объектов государственной собственности;

-рациональное ее использование;

-приращение государственного имущества.
Поскольку государство имеет в собственности большое количество объектов, то оно обязано создать и систему ее сохранности, имея при этом в виду, что эта собственность наравне с любой другой функционирует в рыночных условиях и ее активно поддерживает само государство.

Эффективно управляемая государственная собственность способствует приумножению государственных ресурсов, а значит и повышению потенциала государства. В то же время неэффективно используемые государственные ресурсы, наоборот, влияют на способность государства организовывать коллективные действия, разрушают потенциал государства.

Поэтому процесс управления государственной собственностью должен осуществляться таким образом, чтобы затраты на ее содержание и управление не превышали доходов, полученных от процесса управления. Для этого в процессе управления необходимо применять некий набор методов и приемов управления, которые в совокупности составляют единую методологию управления государственной собственностью.

Эффективное управление государственной собственностью на примере российских компаний.

Формирование реальной схемы управления государственной собственностью должно осуществляться с учетом принципов эффективного менеджмента, для этого необходимо рассмотреть опыт наиболее развитых российских компаний.

Сегодня Standard & Poor’s поместило рейтинги российских государственных компаний в сфере энергетики, транспорта и финансового сектора в список CreditWatch («рейтинг на пересмотре») с позитивным прогнозом в результате пересмотра влияния правительства на государственные компании в России. В числе этих компаний:
• ОАО «Газпром»

• ОАО «НК Роснефть»

• ОАО «Российский банк развития»

• ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»
Российское правительство активно укрепляет положение ряда государственных компаний, которые получают потенциальные преимущества и привилегии.

Относительные преимущества государственного влияния различаются среди российских государственных компаний — в зависимости от экономической, социальной и политической роли каждой конкретной компании и степени, в которой она, как предполагается, будет использовать преимущества законодательного, регуляторного и инвестиционного характера, а также иметь доступ и получать экстренную поддержку в случае неблагоприятной ситуации.

ОАО «Газпром»  одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Миссия «Газпрома» заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа. По объемам добычи газа Группа «Газпром», на долю которой приходится 17% мировой добычи, является лидером среди нефтегазовых компаний мира. В 2008 году Группой добыто 549,7 млрд куб. м газа.

Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» — 50,002%.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 1997 г. N 478 в РАО "Газпром" учреждался орган представительства интересов государства в 1997 г. Он должен был действовать в рабочих органах РАО на основании решения, принимаемого большинством голосов и зафиксированного в протоколе, руководствуясь Основными положениями структурной реформы в сферах естественных монополий, одобренных Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 426. В том же году был реализован и другой аспект политики государства: с руководством корпорации был подписан новый трастовый договор на доверительное управление 35% акций из 40%, принадлежавших на тот момент государству с учетом ограничений, предусмотренных п. 3 вышеупомянутого Указа Президента РФ от 9 декабря 1996 г. № 1660. Напомним, что после продления срока закрепления в государственной собственности 40% пакета акций (Указ Президента РФ от 20 марта 1996 г. N 399) российское правительство стало рассматривать вопрос о продлении договора о доверительном управлении, несмотря на действие между правительством и РАО договора об учреждении доверительной собственности.

ОАО

«НК Роснефть» - государственная вертикально-интегрированная нефтяная компания. «Роснефть» включена в перечень стратегических предприятий, доля государства в капитале компании зафиксирована на уровне 75,16% . В свободном обращении находится около 15% акций Компании. «Роснефть» представляет интересы России в международных проектах, в частности в проекте разработки структуры Курмангазы, сахалинских проектах, строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис.
Основными видами деятельности НК «Роснефть» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции.

География деятельности НК «Роснефть» в секторе разведки и добычи охватывает все основные нефтегазоносные провинции России: Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Компания также реализует проекты в Казахстане и Алжире. Сбытовая сеть Компании охватывает 38 регионов России.

"Роснефть" была создана в 1993 году в виде компании со 100% участием государства. В 90-е годы государство неоднократно планировало провести приватизацию компании, но эти планы не были реализованы в связи с низким интересом инвесторов. Низкий интерес со стороны инвесторов объяснялся плохим финансовым состоянием компании. К 1998 году на большую часть имущества "Роснефти" по требованию кредиторов был наложен арест, компания едва не лишилась основных добывающих и перерабатывающих предприятий.

Финансовое положение "Роснефти" стало улучшаться после того, как в 1998 году президентом компании был назначен Сергей Богданчиков. Значительную роль в росте финансовых показателей компании сыграло подорожание нефти на мировом рынке. За несколько лет "Роснефти" удалось восстановить контроль над дочерними предприятиями и приобрести новые активы.
Новый этап в развитии "Роснефти" начался в связи с банкротством "ЮКОСа". В конце 2004 года "Роснефть" купила "Юганскнефтегаз", а в 2007 году приобрела большую часть оставшихся активов "ЮКОСа". Это позволило "Роснефти" занять первое место в России по добыче и переработке нефти, стать ведущим игроком на рынке сбыта нефтепродуктов. На долю бывших предприятий "ЮКОСа" приходится около 3/4 активов "Роснефти".
В конце 2002 года правительство России объявило, что не намерено в ближайшие годы осуществлять приватизацию "Роснефти". Новая политика государства в отношении "Роснефти" основана на сохранении полного контроля над компанией. Правительство решило использовать "Роснефть" в качестве уполномоченной организации при подготовке и реализации соглашений о разделе продукции. Кроме того, статус госкомпании позволяет привлекать "Роснефть" для выполнения специализированных программ. В частности, компании поручено осуществлять восстановление нефтяной промышленности Чеченской Республики.

Контрольный пакет акций "Роснефти" находится в федеральной собственности, поэтому компании гарантирована поддержка со стороны государственных органов.

"Роснефть" исторически выполняла роль представителя России в межгосударственных проектах и соглашениях о разделе продукции.
Государство может оказать давление на руководство "Роснефти", заставив компанию принять участие в проектах, имеющих невысокую эффективность с экономической точки зрения, но выгодных по политическим причинам. В частности, достаточно сомнительным выглядит проект строительства.
На протяжении последних шести лет «Роснефть» реализует стратегию сокращения затрат, внедряет новые технологии, развивает и диверсифицирует сырьевую базу за счет лицензионной разработки своих месторождений, а также новых перспективных приобретений. В результате такой политики достигнут шестикратный рост добычи нефти - с 260 тысяч баррелей в сутки по состоянию на 2000 год до более 1,5 миллионов баррелей в сутки в 2005 году.

В 2004 году после приобретения контрольного пакета акций «Юганскнефтегаза», одного из крупнейших отечественных производителей углеводородов, «Роснефть» вошла в лигу ведущих мировых нефтяных компаний.

В рамках реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» в 2008 году проводилась реорганизация ОАО «ФСК ЕЭС» в форме присоединения к ОАО «ФСК ЕЭС»:



Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС») создано в соответствии с программой реформирования электроэнергетики Российской Федерации как организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) с целью ее сохранения и развития.

В собственности Российской Федерации находится 79,11% размещенных акций ОАО «ФСК ЕЭС», в собственности миноритарных акционеров – 20,89% акций Федеральной сетевой компании.

Основные направления деятельности компании:

Председателем Совета директоров ОАО «ФСК ЕЭС» является Сергей Шматко.

Выручка ФСК за 2008 год — 68,49 млрд рублей, чистая прибыль — 4,47 млрд рублей.

ОАО «Российский банк развития».

ОАО «Российский банк развития» - государственная корпорация, созданная для инвестирования в приоритетные отрасли экономики, а также для того, чтобы содействовать привлечению иностранных инвестиций и осуществлять финансовую поддержку экспортно-импортной политики. Банк развития и внешнеэкономической деятельности создан в 2007г. на основе Внешэкономбанка (ВЭБа) и наследует его название. Председателем госкорпорации является Владимир Дмитриев, с 2004г. занимавший пост главы ВЭБа. В соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ «О банке развития» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2007 года № 1766-р «О внесении акций в уставный капитал Внешэкономбанка» сто процентов акций Российского банка развития принадлежат государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Чистая прибыль Внешэкономбанка по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в 2009г. составила 22 млрд 795,2 млн руб.

Основными приоритетами для Банка развития являются следующие сферы деятельности: развитие несырьевых отраслей и наукоемкой промышленности, стимулирование инноваций, экспорт высокотехнологичной продукции, осуществление проектов в особых экономических зонах, поддержка малого и среднего бизнеса.

Среди инвестиционных проектов, в которых задействован Банк развития, первое место по значимости занимают вложения в высокотехнологичные отрасли. Так, ВЭБ занимается кредитованием программы по увеличению выпуска гражданской авиационной техники.

Еще одно направление инвестиций Внешэкономбанка - инфраструктурные проекты. В частности, ВЭБ совместно со Сбербанком рассматривает возможность создания инфраструктурного фонда для финансирования проектов по развитию транспортной системы РФ. За счет средств такого фонда могут быть профинансированы проекты, которые не вошли в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010-2015гг." и были отложены на более поздний срок.

Среди функций Банка развития отдельно выделено страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков. В этом направлении ВЭБ планирует создать агентство по поддержке страхования экспортных кредитов. Данное агентство призвано оказывать помощь в страховании деятельности российских компаний за рубежом.

Одновременно с развитием инвестиционной и страховой функций Внешэкономбанка предполагается снять с него обязательства, которые ранее рассматривались как основные, но теперь не отвечают его основному предназначению. Предполагается, что ВЭБ будет освобожден от функции по обслуживанию внешнего госдолга к концу 2012г. К этому времени заканчиваются все товарные поставки в счет погашения внешнего долга, и дальше будет необходима только техническая банковская работа по проведению платежей. По мнению Минфина, эти платежи могло бы осуществлять Федеральное казначейство через любой банк.

С началом мирового финансового кризиса, разгоревшегося осенью 2008г., ВЭБ активно участвует в реализации антикризисных мер правительства РФ, в частности, в рефинансировании внешней задолженности российских компаний, в выдаче субординированных кредитов, в управлении частью средств Фонда национального благосостояния. В целях оказания содействия стабилизации российского банковского сектора по согласованию с Банком России Внешэкономбанк осуществил санацию ОАО АКБ "Связь-банк" и ЗАО КБ "Глобэкс". Кроме того, благодаря обвалу на фондовом рынке Внешэкономбанку удалось стать акционером ведущих российских компаний, в числе которых Сбербанк, где доля ВЭБа составляет 4%, "Норникель", где банк контролирует 3,68% акций, ЛУКОЙЛ, где банку принадлежат чуть более 2% и "Ростелеком" с долей 10%.

В целях обеспечения роста дивидендных поступлений в федеральный бюджет Федеральным агентством по управлению государственным имуществом выработан ряд принципов реализации своей дивидендной политики в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности — в частности:

Дивидендная политика Агентства предполагает также проведение мероприятий по стимулированию руководства общества к повышению прибыльности предприятия. В частности, в целях усиления заинтересованности менеджмента компаний в результатах их деятельности предполагается распространить практику премирования высшего управленческого звена общества в соответствии с полученной данным предприятием чистой прибылью. В качестве одного из примеров, демонстрирующих прогрессивность подобного опыта, можно привести ОАО «Шереметьево», которое в течение ряда лет направляет на премирование своего высшего управленческого звена суммы в размере 1% от величины чистой прибыли. При этом наблюдается устойчивая позитивная динамика роста чистой прибыли общества.

Здесь речь идет об эффективности распоряжения собственностью государства, которое решает не только задачу получения максимального дохода от своей собственности; оно заинтересовано также в поддержке развития производства в стране. В отношениях с предприятиями с государственной долей государство выступает в двух лицах: как сборщик налогов и как собственник, и в каждом случае оно имеет определенные права. Поэтому, как и любой другой собственник, государство имеет право на получение максимального дохода от своей собственности.

В стране достигнут серьезный прогресс в управлении акционерными обществами с государственным участием. Утвержден Регламент по реализации прав РФ как акционера, определен порядок прогнозирования результатов деятельности обществ и контроля исполнения решений собраний акционеров, в том числе по выплате дивидендов. Для дальнейшего повышения эффективности этой деятельности необходимо обеспечить:

В случае введения в действие хорошие результаты может дать механизм доверительного управления находящимися в федеральной собственности акциями АО. Думается, что в ведущих акционерных обществах, таких как «Газпром», ЕЭС России, «Транснефть» и других, следует сохранить порядок прямого назначения государством своих представителей. А к участию в управлении остальными АО необходимо привлекать профессионалов на конкурсной основе, с постановкой перед ними конкретных задач, соответствующим стимулированием и материальной ответственностью.

Основной мотивацией для органов государственного управления при создании холдингов явилось стремление к сокращению количества потенциальных объектов управления (пакетов акций, паев, долей или целых предприятий), более квалифицированный контроль над которыми в принципе могут обеспечить специально создаваемые структуры, работающие на постоянной основе. На первый план при таком подходе выходила проблема управления самими этими структурами.

С холдингами, так или иначе, связан целый ряд важных фрагментов государственной политики в области управления государственными пакетами акций в период после завершения массовой приватизации: персональные назначения в Советы директоров постановлениями Правительства РФ или распоряжениями Президента, установление порядка голосования государственным пакетом акций на собраниях акционеров (по постановлению Правительства РФ, по решению коллегии представителей государства), "укрепление" того или иного предприятия (холдинга) с государственным участием за счет вклада в его уставный капитал государственных пакетов акций других предприятий.

Заключение.

Управление государственной собственностью имеет две составляющие: с одной стороны, контроль за трансформацией государственной собственности в частную до рационального уровня, с другой, управление ее воспроизводством и использованием.

Реформа управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспечению бюджетных доходов государства. Сохранение в собственности государства значительно числа пакетов акций стратегических и иных предприятий, передача прав собственности от одного субъекта хозяйственных отношений к другому (без изменения статуса государственной собственности), межведомственные конфликты прямо влияют на эффективность соответствующих предприятий и, более широко, на состояние инвестиционного климата в России. В этом смысле проблема рационализации использования государственной собственности становится одним из важнейших факторов развития экономики.

Таким образом, вопросы управления государственной собственностью, улучшения ее отдачи требуют большой работы, прежде всего со стороны государственных органов. Это длительный процесс, который должен быть увязан со всеми сторонами экономических и социальных преобразований. Государство должно стать эффективным собственником, соединяя в своей деятельности в этой сфере экономические и социальные компоненты.

Государственная собственность должна работать и приносить доход. Для этого необходимо проанализировать примеры эффективного управления государственной собственностью, обновить методы, формы и механизмы управления государственным имуществом. Основная стратегия такого обновления – максимально прозрачное управление государственным имуществом, что соответствует основополагающим принципам рынка и позволяет привлечь инвесторов в экономику. Инвесторы должны быть уверены, что конкурсы и аукционы по продаже государственного имущества, передача в доверительное управление государственных пакетов акций проводятся открыто и честно. Защита прав добросовестного инвестора – важнейшая составная часть современной государственной политики управления всеми видами собственности. Это должно стать основным принципиальным подходом в управлении государственной собственностью.

Для повышения эффективности управления государственной собственностью можно принять следующие меры: необходимо оценивать результативность управления на основе критериев социальной и экономической эффективности. При первой затраты на управление соотносятся с благами, получаемыми обществом, при второй – с интегральным народнохозяйственным эффектом.

Также необходимо разработать дерево целей с выделением основных и приоритетных. Стратегической социальной целью является создание материальных условий для устойчивого воспроизводства благ, удовлетворяющих социальные потребности общества. Общая экономическая цель – обеспечение устойчивого развития государственного сектора экономики. Необходимо, чтобы государство осознало объективно обусловленные цели, и зафиксировало их в нормативно-правовых актах; способы достижения целей определялись по отношению к каждому объекту собственности непосредственно привлекаемыми менеджерами и утверждались уполномоченным государственным органом, которые стимулируются и несут ответственность за достижение запланированного результата.

Важно применять механизм материальной заинтересованности в зависимости от полученных результатов. Здесь используются научно обоснованная политика дивидендов, прогрессивная система оплаты труда, продвижение по служебной лестнице, система социального обеспечения, защиты и страхования.

В настоящее время государственная собственность разворовывается, переходит в руки коррумпированных чиновников и служащих, криминальных структур, вывозится за границу, уничтожается, поэтому необходимо возложить социальную и экономическую ответственность на субъекты управления за устойчивость расширенного воспроизводства собственности и эффективность использования ее объектов. Концепция социальной и экономической ответственности должна быть реализована в системе законодательных актов.

Немаловажным условием для повышения эффективности управления государственной собственностью является применение принципа профессионализма. Реализация данного принципа предполагает конкурсную систему при привлечении субъектов управления и систему их подготовки и повышения квалификации, исключение коррупции при приеме и оценке уровня квалификации менеджеров.

Государство заинтересовано в получении хороших дивидендов на свой пакет. Однако менеджеры – владельцы крупных компаний, где государство владеет достаточно большим пакетом акций, считают, что государство не должно требовать дивидендов. По их словам, создается парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, государство заинтересовано в росте производства с тем, чтобы получать большой объем обязательных поступлений и налогов, а с другой стороны, как акционер, заинтересовано в дивидендах на свой пакет акций, что приводит к уменьшению оборотных средств у хозяйственного общества. По мнению менеджеров, государство должно проводить сбалансированную политику формирования и распределения прибыли, а также источников покрытия убытков в акционерных обществах. Практически же это означает, что государство должно ограничиться налогами и забыть о дивидендах.

В случае введения в действие хорошие результаты может дать механизм доверительного управления находящимися в федеральной собственности акциями АО. Думается, что в ведущих акционерных обществах, таких как «Газпром», «Транснефть» и других, следует сохранить порядок прямого назначения государством своих представителей. А к участию в управлении остальными АО необходимо привлекать профессионалов на конкурсной основе, с постановкой перед ними конкретных задач, соответствующим стимулированием и материальной ответственностью.

С холдингами, так или иначе, связан целый ряд важных фрагментов государственной политики в области управления государственными пакетами акций в период после завершения массовой приватизации: персональные назначения в Советы директоров постановлениями Правительства РФ или распоряжениями Президента, установление порядка голосования государственным пакетом акций на собраниях акционеров (по постановлению Правительства РФ, по решению коллегии представителей государства), "укрепление" того или иного предприятия (холдинга) с государственным участием за счет вклада в его уставный капитал государственных пакетов акций других предприятий.


Список использованных источников

1. Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью- М.: «Экономика» 2009

2. Леонтьев Е. Государственный сектор в рыночной экономике. М., Проблемы теории и практики управления, 5, 2007

3. Половинкин П.Д., Савченко А.В. Основы управлений государственной собственностью в России. - М.: «Экономика», - 2009

4. http://www.gazprom.ru/ (официальный сайт ОАО «Газпром»)

5. http://www.rosneft.ru/ (официальный сайт ОАО «НК Роснефть»)

6. http://www.rosbr.ru/ru/ (официальный сайт ОАО «Российский банк развития»)

7. http://www.fsk-ees.ru/ (официальный сайт ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»)

1 См.: Половинкин П.Д., Савченко А.В. Основы управлений государственной собственностью в России. - М.: «Экономика», - 2000



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации