Лекции - Менеджмент организации - файл n1.doc

Лекции - Менеджмент организации
скачать (125 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc125kb.29.05.2012 21:34скачать

n1.doc

  1   2   3   4
ТЕМА 6. Менеджмент организаций

План:

  1. Организация, ее признаки

  2. Типы организаций

  3. Организационная структура. Основные типы организационных структур. Критерии выбора

  4. Формальная и неформальная организация

1. Организация, ее признаки

а) Понятие организации

  Понятие организации с течением времени претерпело изменения. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент сформировался как отдельная область знаний, под организацией понимается сознательно определенная, заданная структура ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии.

  Из многообразия определения понятий "организация" можно выделить следующие:

  1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

  2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

  3. Организация как группа людей с общими целями.

  Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим основным требованиям:

  1. наличие не менее 2 людей, которые считают себя частью этой группы;

  2. наличие‚ по крайней мере‚ одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

  3. наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таким образом‚ организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей). Цели организации - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться ее коллектив. Целей может быть несколько - стратегические, индивидуальные, оперативные, тактические. Процедура совместного определения целей является главным мотивом и координирующей силой организации. Исходя из целей‚ выстраивается структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.

б) Общие характеристики организации

  Все организации отличаются друг от друга различными аспектами: функциями, методами, принципами управления, сложностью операций и т.д.

  Вместе с тем имеются общие для всех организаций характеристики:

  1. Ресурсы - людские, основные и оборотные средства, технологии, информация.

  2. Разделение труда -горизонтальное, вертикальное.

  3. Зависимость от внешней и внутренней среды: ни одна организация не существует изолированно.
      Внешняя среда - политика, технология, общество, нормы общественной жизни, рынок рабочей силы, конъюнктура‚ поставщики, банки, профсоюзы, клиенты, рабочие, конкуренты, владельцы, жители района, профессиональные группы, органы власти. Воздействие этих факторов неодинаково. Важен учет влияния каждого из этих факторов; необходимы эффективные способы воздействия на них.
      Внутренняя среда организации. Под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации‚ которые являются результатом управленческих решений. Это хозяйственный механизм организации, ее структура. К ним относятся:

    • цели организации, организационная структура;

    • задачи;

    • технология;

    • люди (трудовые ресурсы).

  4. Подразделения.

  5. Необходимость управления.

2. Типы организаций

    Любая организация -это процесс взаимодействия между людьми и работами, которые ими будут выполняться. От того, как организована система, зависит способность к адаптации, к развитию.

    Организация является сложной технико-экономической и социальной системой. Уровни взаимодействия: "организация - внешняя среда", "индивид - организация", "подразделение- подразделение".

а) Виды организации по отношению с внешней средой

    Механистическая организация (жесткая, бюрократическая) - характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации - эффективна при рутинной технологии, несложном и неподвижном внешнем окружении. Преимущества: универсальность, предсказуемость, производительность, экономия на издержках. Пример - стандартизированное конвейерное производство. Такую организацию называют бюрократической.

    Характеристика бюрократии как организации М.Вебера:

  1. наличие общих правил и процедур для контроля поведения работников;

  2. следование правилам и процедурам, а не личным предпочтениям;

  3. подчинение должности, а не личности;

  4. определение обязанностей, прав, власти;

  5. иерархический принцип построения организации - подчинение нижестоящего уровня иерархии вышестоящему;

  6. подбор кадров по профессиональным качествам; на должность назначают, а не выбирают;

  7. продвижение - по принципу старшинства или достижений;

  8. подчинения руководителя общим правилам.

  Органическая организация - широкая специализация в работе, слабое или умеренное использование формальных правил и процедур, децентрализация и участие работников в принятии решений, ответственность в работе, гибкая структура власти, небольшое количество уровней управления, субъективная система вознаграждения, субъективные критерии отбора кадров, неформальный характер отношений. Такая организация эффективна, когда используется современная технология, не рутинное, не стандартизованное производство; имеется сложное и динамичное внешнее окружение, неопределенность целей и задач; задачи сложные (например, разработка компьютерных программ); быстрая адаптация к изменениям внешней среды. Прямая противоположность "идеальной бюрократии".

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации