Башкатова Л.И. Косвенное налогообложение в Таможенном союзе - файл n1.doc

приобрести
Башкатова Л.И. Косвенное налогообложение в Таможенном союзе
скачать (325.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc326kb.14.09.2012 19:38скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


Косвенное налогообложение в Таможенном союзе


Башкатова Л.И. Правовые основы косвенного налогообложения в Таможенном союзе // Консультант бухгалтера", N 9, сентябрь 2010 г.

Башкатова Л.И. Исчисление косвенных налогов в Таможенном союзе // Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2010 г.
Содержание


Предисловие 2

Правовые основы косвенного налогообложения в Таможенном союзе 3

Таможенный кодекс Таможенного союза 3

Таможенные пошлины 10

Ввозные пошлины 11

Вывозные пошлины 13

Таможенные сборы 14

Исчисление косвенных налогов в Таможенном союзе 15

Общие положения 15

НДС 16

...при экспорте товаров 17

...при импорте товаров 22

...при лизинге товаров и товарном кредите 27

...при выполнении работ, оказании услуг 29

...специальная налоговая декларация 32

...в переходный период 33

Акцизы 34

Свободные экономические зоны 37

Ответственность налогоплательщиков 38

Информационный обмен между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза 39


Предисловие



В предлагаемой нашим читателям серии статей будут освещены основные положения косвенного налогообложения в Таможенном союзе. В частности, рассматривается порядок применения косвенного налогообложения при экспорте и импорте товаров в условиях отсутствия таможенного контроля и оформления, порядок уплаты таможенных пошлин. Далее будут рассмотрены ставки налогов (НДС и акцизов), налоговая база; порядок и сроки уплаты и представления налоговой декларации, ответственность за нарушение правил применения косвенного налогообложения и правовые основы информационного обмена между налоговыми органами, необходимого для администрирования косвенных налогов во взаимной торговле.

10 октября 2000 г. в Астане был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - международной организации, созданной для продвижения процесса формирования Таможенного союза и единого экономического пространства.

С 1 января 2010 г. в рамках ЕврАзЭС реализуется межгосударственный проект - Таможенный союз. В него входят Россия, Казахстан и Белоруссия. Высшим органом Таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств. Нормативно-правовые акты Таможенного союза публикуются на официальном сайте: www.tsouz.ru.

Целью Таможенного союза является создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Стороны таможенного союза Договором от 06.10.2007 учредили Комиссию таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Ей переданы полномочия в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Правовые основы косвенного налогообложения в Таможенном союзе

Таможенный кодекс Таможенного союза



5 июля 2010 г. в г. Астане состоялось заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали Заявление о вступлении в действие Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). В отношении территории трех государств - России, Казахстана и Белоруссии - он применяется с 6 июля, для России и Казахстана - с 1 июля 2010 г.

ТК ТС предполагает согласованные действия стран-участниц во внешнеторговой политике, отмену торговых пошлин в торговых операциях внутри союза, а также создание наднациональных органов для проведения дальнейшей межгосударственной интеграции. Он применяется с учетом изъятий, установленных Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.).

ТК ТС закрепляет основные принципы перемещения товаров через территорию Таможенного союза (по его территории), правила определения страны происхождения товара, формирования его таможенной стоимости, порядок применения различных процедур. Действуют единые условия транзита на всей территории союза. Единую территорию Таможенного союза составляют Белоруссия, Казахстан, Россия, исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты.

Нормы ТК ТС имеют прямое действие. Его нормы полностью основываются на Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции), положениям которой полностью соответствовала ранее действовавшая система таможенного законодательства РФ. В связи с этим порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с их территории в целом соответствует тому порядку, что применялся до настоящего времени в России.

Между тем, Таможенный кодекс Российской Федерации до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС. В связи с этим ФТС России издала письмо от 29.06.2010 N 01-11/31847. В нем указано, что ТК РФ применяется с учетом изменившейся терминологии. Большинство положений ТК РФ в отношениях со странами Таможенного союза не применяются. Исключение составляют случаи, когда из РФ в Белоруссию и Казахстан вывозятся товары, в отношении которых до 01.07.2010 были установлены ставки импортных пошлин. Не применяются в отношении Белоруссии и Казахстана главы ТК РФ, касающиеся деятельности в области таможенного дела (кроме ряда положений), прибытия товаров, внутреннего таможенного транзита, таможенного перевозчика (за некоторыми исключениями), убытия товаров и т.д.

А в письме ФТС России от 29.06.2010 N 01-11/31846 изложена Памятка о порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В ней подробно освещена процедура декларирования товаров. Различают четыре вида таможенных деклараций: на товары; транзитная; пассажирская; на транспортное средство. При этом с 1 июля по 31 декабря 2010 г. в России будут применяться формы бланков ТД1, ТД2, ТД3, ТД4 и порядок их заполнения, установленные приказами ФТС России от 03.08.2006 N 724, от 04.09.2007 N 1057 и от 21.08.2007 N 1003. Приведены перечни прилагаемых документов, даны пояснения, кто может выступать декларантом. Рассмотрены вопросы, касающиеся определения таможенной стоимости, классификации товаров, запретов и ограничений, внесения таможенных платежей. Приведены особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Представляется важным выделить некоторые особенности ТК ТС.

Принцип резидентства. В переходных положениях ТК ТС закреплен так называемый принцип резидентства, определяющий подачу декларации на товары таможенному органу государства - члена Таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, выступающее в качестве декларанта. Таким образом, декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в Таможенном союзе пока унифицируется только таможенное законодательство, а иные виды законодательства - гражданское, банковское, налоговое остаются национальными. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования, и таможенную процедуру таможенного транзита.

Кроме того, согласно переходным положениям ТК ТС, лица, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления товаров, в Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу ТК ТС пользуются специальными упрощениями, предоставляемыми уполномоченному экономическому оператору в соответствии с ТК ТС, в объеме упрощений, которые были определены для таких лиц законодательством Российской Федерации до вступления в силу ТК ТС.

Упрощения таможенного администрирования. В отношении участников ВЭД, производителей, таможенных представителей, перевозчиков предусмотрены следующие упрощения таможенного администрирования:

1) сокращается период оформления грузовой таможенной декларации с трех до двух дней;

2) срок уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливается равным сроку временного хранения - до четырех месяцев, в ТК РФ - 15 дней;

3) декларант вправе вносить изменения в таможенную декларацию до и после выпуска товаров;

4) вместо "специальных упрощенных процедур" вводится институт уполномоченного экономического оператора, для которого предусмотрены дополнительные упрощения:

осуществление выпуска товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации;

оформление транзита товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей;

осуществление временного хранения товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.

Условием получения статуса уполномоченного экономического оператора является внесение обеспечения в размере 1 млн. евро.

Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии таможенного союза, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 тыс. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на день предоставления такого обеспечения.

Положение абз. 3 п. 2 ст. 38 ТК ТС определяет, что форма и порядок выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, приостановления действия и отзыва этого свидетельства определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Отметим, что институт уполномоченного экономического оператора заменит собой лиц, пользующихся специальными упрощениями при таможенном оформлении товаров в соответствии со ст. 68 ТК РФ. В ТК ТС предусмотрены переходные положения, позволяющие всем лицам, осуществляющим в настоящее время деятельность в области таможенного дела продолжать работать до 1 января 2011 г. В этот период они должны будут включиться в реестры на новых условиях либо по истечении данного периода прекратить свою деятельность;

5) таможенные перевозчики имеют право перемещения по всей территории Таможенного союза без применения к ним внутригосударственного контроля на территории каждого из государств - членов Таможенного союза. При этом сокращается сумма обеспечения для таможенных перевозчиков с 20 млн. руб. до 200 тыс. евро, а железнодорожный перевозчик освобождается от необходимости внесения обеспечения доставки товаров;

6) сумма обеспечения деятельности таможенного представителя уменьшается с 50 млн. руб. до 1 млн. евро;

7) исключается норма об использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договора страхования;

8) контейнеры будут отнесены к транспортным средствам, что позволит снять значительное количество проблем по контролю за временным ввозом контейнеров.

Новое в порядке декларирования. Основным отличием от порядка, действующего до 01.07.2010, является то, что если иностранные товары, ввезенные в любое из государств - членов Таможенного союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса "товаров таможенного союза", за исключением товаров, указанных в Протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза, получают право свободно обращаться на всей таможенной территории Таможенного союза. Такое же право свободно обращаться на всей территории с 1 июля 2010 г. получают товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, а также товары, которые на указанную дату признавались отечественными в государствах - членах Таможенного союза. То есть декларирования не требуется.

При ввозе товаров на территорию Таможенного союза таможенные органы устанавливают их статус для таможенных целей. В качестве документов, подтверждающих страну происхождения ввозимых товаров, могут быть представлены:

декларация о происхождении товара или сертификат происхождения товаров формы СТ-1;

оригинал или заверенная таможенным органом копия экземпляра таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров для внутреннего потребления на территории государства - члена Таможенного союза, а также документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений.

Товары, в отношении которых не представлены документы, свидетельствующие о том, что страной их происхождения является государство - член Таможенного союза, либо, что они выпущены для свободного обращения на территории Таможенного союза, подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита или иную таможенную процедуру в ближайшем таможенном органе. Порядок и условия помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита более подробно описаны в разделе X Памятки (приложение к письму ФТС России от 29.06.2010 N 01-11/31846).

Пунктом 3 ст. 179 ТК ТС предусматривается возможность таможенного декларирования в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации. Вопрос определения сроков введения обязательного электронного декларирования на территории Таможенного союза будет урегулирован нормами национального законодательства государств - членов Таможенного союза исходя из так называемого принципа резидентства, предусмотренного п. 2 ст. 3 ТК ТС.

Изменилась норма, касающаяся срока подачи таможенной декларации на ввозимые товары. В ТК России таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в месте их прибытия либо со дня завершения внутреннего таможенного транзита. При этом предусмотрена возможность продления данного срока по мотивированному письменному обращению декларанта в пределах срока временного хранения товаров (4 месяца). В ТК ТС таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров, который так же как и в ТК России не может превышать 4 месяцев. То есть декларанту не придется лишний раз обращаться за разрешением в таможенный орган.

Транзит. В отличие от Таможенного кодекса в ТК ТС нет деления транзитной процедуры на внутренний таможенный транзит (только по территории Российской Федерации) и международный таможенный транзит, осуществляемый через территорию Российской Федерации. Теперь устанавливается единая таможенная процедура - таможенный транзит, при этом четко определяются случаи, в которых данная процедура применяется. Это - перемещение товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза.

Расширен перечень случаев, когда не требуется принятия мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Если ТК России не требует принятия мер обеспечения соблюдения таможенного транзита при перевозке товаров таможенным перевозчиком, то в соответствии с положениями ТК ТС не требуется принятия мер, если декларантом является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также в случае, если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

Включено положение, в соответствии с которым таможенное сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но и иными организациями в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

Устанавливаются особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита:

товары предъявляются таможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию;

после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение трех часов перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.

Выпуск товаров в свободное обращение. Срок выпуска товаров сократился на 1 рабочий день. В ТК РФ срок выпуска - не позднее 3 рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления и предъявления товаров. В ТК ТС срок выпуска - 1 рабочий день со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Так как в ряде случаев для проведения досмотровых операций таможенному органу необходимо более длительное время, предусмотрено продление данного срока выпуска с письменного разрешения начальника таможенного органа до 10 рабочих дней.

Новым является положение ст. 201 ТК ТС, предусматривающее основания для отказа в выпуске товаров:

представление в таможенный орган лицензий, сертификатов и иных документов, подтверждающих соблюдение других видов государственного контроля, если их проведение и представление таможенным органам подтверждающих документов предусмотрено международными договорами государств - членов Таможенного союза;

соблюдение условий заявленной таможенной процедуры, предусмотренных ТК ТС;

уплата таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения их уплаты.

Выпуск необлагаемых пошлинами экспортируемых товаров. В ТК ТС предусмотрено существенное сокращение по сравнению с общим двухдневным сроком сроков выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины - до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации. Сокращено количество документов, представляемых экспортерами для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины. Теперь данный перечень состоит из 7 видов документов (ранее - 14 видов):

1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

3) транспортные (перевозочные) документы;

4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

5) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

6) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

7) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза.

Документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, не включены в перечень документов, необходимых при подаче декларации на вывозимые товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами. Так как перечень документов, необходимых для таможенного декларирования, определен непосредственно в ТК ТС, таможенным органам фактически запрещено требовать дополнительные документы при декларировании помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

  1   2   3   4   5   6


Косвенное налогообложение в Таможенном союзе
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации