Реферат - Эффективность демографической политики в России - файл n1.doc

Реферат - Эффективность демографической политики в России
скачать (126 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc126kb.05.06.2012 07:06скачать

n1.doc

ВВЕДЕНИЕ
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Тема демографической политики в России в настоящее время особенно актуальна.

Одной из важнейших общественно-политических проблем в России сегодня является проблема депопуляции. С девяносто второго года население России постепенно убывает, с каждым годом всё быстрее.

И хотя депопуляция – проблема не только для России, в России она стоит очень остро. Среди 186 стран, Россия стоит на восьмом в числе стран с наиболее низкой рождаемостью, и на третьем в числе стран с наинизшим естественным приростом населения.

Обычно смертность и рождаемость взаимосвязаны – в странах с высокой смертностью высока и рождаемость, и наоборот. Но в случае с Россией всё складывается крайне неудачно – в то время как рождаемость падает смертность остаётся на очень высоком уровне.

В результате многих научных исследований получены данные, что процесс депопуляции практически не связан с реформами в нашей стране, а это значит, что когда в России всё более или менее наладится, демографический кризис не прекратится сам собой. Поэтому необходимо разработать эффективные меры борьбы с ним.

Но прежде чем разрабатывать меры борьбы с демографическим кризисом, необходимо разобраться в его причинах. Для этого следует проанализировать все существующие основные концепции в этой области, а также имеющиеся статистические данные и данные различных социологических исследований.
Особенности демографического развития России
В России коэффициент воспроизводства населения уменьшался в 60-е и 70-е гг., затем несколько увеличился в первой половине 80-х гг. и достиг максимума в 1987 г. — 1,038, а потом стал падать вплоть до 0,5088 в 2001 г. Суженное воспроизводство населения привело к убыли населения — с 1992 г. по 2002 г. отрицательный прирост составил 3 158 901 чел., причем больше всего численность уменьшилась в азиатской части России — на 8,7 %, тогда как в европейской части — на 0,5 %. В большинстве федеральных округов естественная убыль компенсировалась в немалой степени миграционным притоком, однако в Сибири в последние годы стал наблюдаться миграционный отток, а в Дальневосточном округе он был в 4 с лишним раза больше, чем естественная убыль.

Основной причиной убыли населения РФ в целом до 143 474 тыс. чел. является сверхнизкая рождаемость, ставшая итогом сокращения ее на протяжении 100 лет.

Ускоренное сокращение расширенной семьи в РФ привело к тому, что малодетная семья (1-2 ребенка) стала преобладающей за 50 лет, а не через 200 лет как это было в Западной Европе. В конце XIX в. в России приходилось 7,06 рождения на одну женщину (из них выживало до 15 лет 3,7 ребенка), тогда как в начале XXI в. — 1,28 ребенка, из которых выживало 1,24. Среднее число рождений, приходящееся на одну женщину за всю жизнь, в последние 10 лет варьировало в пределах 1,2-1,3, что значительно ниже границы простого воспроизводства, равной 2,15. По данным микропереписи 1994 г. известно, что в среднем женщины хотели бы иметь 1,91 ребенка, тогда как реально ожидали — 1,77. Мини-разница 0,15 ребенка показывает, насколько могло бы увеличиться число рождений в семье, если бы были устранены действительно трудные условия жизни большинства семей. Это значит, что все дело в низкой потребности в детях и семьи имеют то число детей, которое желают.
В последние годы проблема депопуляции в России входит в перечень самых острых социальных проблем. Не менее актуальной остаются проблемы трудовой, нелегальной, транзитной миграции. Задача повышения эффективности демографической и миграционной политики занимает первые строки рейтинга в числе фундаментальных стратегических целей развития страны. Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации «целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142–143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет [1].

В отечественной научной литературе даются разные оценки состояния и развития демографической ситуации: одни авторы определяют нынешнюю российскую демографическую ситуацию как катастрофическую, развивающуюся в контексте общего кризиса всей современной «постиндустриальной» цивилизации, и причины ее не могут быть найдены и устранены в одной стране. Другие исследователи трактуют данную ситуацию как результат объективного течения демографических процессов.

Серьезный социально-демографический кризис, охвативший сразу несколько сфер воспроизводства российского социума, обусловлен кардинальными изменениями в политических, экономических, социальных отношениях, произошедших в России в последние десятилетия. Текущая демографическая ситуация в стране характеризуется перманентной и длительной депопуляцией, то есть «уменьшением абсолютной численности населения страны или территории либо суженным его воспроизводством, при котором числен­ность последующих поколений меньше предыдущих» [2]. Динамика изменения численности населения РФ с 1990 по 2008 года представлена на графике (рис. 1).



Рис. 1. Численность населения РФ в 1990–2008 гг.

Для построения графика использованы официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики [3]. Накапливающийся итог численности населения России в период с 1990 по 1995 годы благодаря миграционному приросту возрастал, при этом некоторое снижение наблюдалось в 1994 году. Переломный момент наступил с 1996 года, когда численность населения стала уменьшаться в абсолютном выражении. За период с 1996 по 2008 годы численность населения Российской Федерации уменьшилась на 6,5 млн человек. Необходимо отметить, что на протяжении рассматриваемого периода (с 1990 по 2007 годы) происходившие в стране социально-политические процессы сопровождались развитием демографического кризиса (в частности процесса изменения численности населения). Наиболее заметные и идентифицируемые события – распад СССР (1991 год), радикальные либерально-рыночные и демократические реформы 90-х годов ХХ века связаны с резким снижением жизнеспособности населения, проявляющимся в увеличении смертности и снижении рождаемости.

Динамика естественного движения населения Российской Федерации с 1990 по 2007 годы представлена на графике (рис. 2) [3].



Рис. 2. Естественное движение населения РФ с 1990 по 2007 годы.

В начале 90-х годов ХХ века произошло кардинальное изменение показателей рождаемости и смертности. Анализ показателей смертности свидетельствует, что позитивным тенденциям, развивающимся со второй половины 90-х годов, предшествовал этап активного роста смертности. Начиная с 1992 года, смертность в результате скачкообразного роста превысила рождаемость. Впервые в послевоенной истории в России была зафиксирована убыль населения (рассчитываемая как разница между числом умерших и числом родившихся). Число умерших резко превысило число родившихся, в результате чего естественный прирост населения стал отрицательным и составил за годы реформ (с 1992 по 2006 год включительно) 11,9 млн человек. При этом численность населения в основном сокращалась за счет людей трудоспособного возраста, что негативным образом повлияло на рынок труда и не могло не сказаться на темпах экономического роста страны. Пик смертности пришелся на 1994 и 2003 годы. Снижение показателя смертности наблюдалось с 1994 по 1998 годы и с 2003 по 2007 годы (за исключением 2005 года когда наблюдался незначительный рост). Период с 1998 по 2003 годы характеризовался возрастанием абсолютного числа умерших.

Темп изменения смертности населения, характеризующий относительное изменение показателя смертности за единицу времени, представлен на графике (рис. 3).

Полученные данные свидетельствуют о том, что темпы роста смертности в период реформ являлись наивысшими. Резкий рост темпа увеличения смертности населения России наблюдался с 1990 по 1992 годы. Максимальный темп увеличения смертности населения (на 17,5 % в год) зафиксирован в середине 1992 года. Постепенное снижение темпов роста смертности наблюдалось после 1998 года. Так, уже в конце 1998 года темп увеличения смертности составил 8,5 %. Незначительный рост темпа смертности зафиксирован в конце 2001 года (на 4 % в год) и в середине 2005 года (на 1 % в год).

В 1990-е годы рост смертности сопровождался снижением рождаемости. На протяжении 17 лет (с 1990 по 2007 годы) периоды репродуктивного упадка чередовались с периодами подъема рождаемости. С 1990 по 1999 годы рождаемость ежегодно, за исключением 1994 и 1998 годов, сокращалась на 40–200 тысяч человек. Падение рождаемости стало одной из причин естественной убыли населения России. Повышение рождаемости произошло с начала 1999 года главным образом за счет тех регионов РФ, где высока доля населения с мусульманским и буддистским вероисповедованием. Темп изменения рождаемости в РФ с 1990 по 2007 годы представлен на графике (рис. 4).



Рис. 3. Темп изменения смертности населения России с 1990 по 2007 гг.



Рис. 4. Темп изменения рождаемости населения России с 1990 по 2007 гг.

Рост темпа снижения числа родившихся (на 21,6 % в год) наблюдалось с начала 1992 до середины 1993 года. Следующее ускорение темпа снижения рождаемости (на 14 %) произошло в период с середины 1998 до второй половины 1999 годов. С середины 2004 по 2006 год включительно наблюдалось резкое увеличение темпа роста рождаемости (на 13 %). В этот период в демографической ситуации в России наметились положительные сдвиги – постепенное увеличение ежегодных рождений снижение показателей смертности, в том числе и детской, в результате чего произошло некоторое сокращение естественной убыли населения.

Сохранение позитивных трендов снижения смертности и повышения рождаемости в последние годы позволяет констатировать начавшуюся положительную динамику демографических процессов в стране, являющуюся следствием проводимой демографической политики. Глобальные тенденции демографических показателей можно признать позитивными. Вместе с тем говорить о переломе негативной демографической тенденции и о существенном улучшении демографической ситуации в России пока преждевременно. Анализ числовых значений демографических показателей выявил, что на небольших промежутках времени происходит резкое колебание темпов изменения смертности и рождаемости, что может являться следствием недостаточно эффективно проводимых государственных мер по решению демографических проблем. Инерция сложившейся отрицательной демографической динамики еще не исчерпала себя и, по оценкам ведущих демографов, является достаточно выраженной.

Прогнозы демографов говорят о дальнейшем снижении численности населения. Так, по данным Института социально-политических исследований РАН, численность населения Российской Федерации при сохранении нынешних уровней рождаемости и смертности может к 2025 году сократиться с сегодняшних 142 млн человек до 122 млн человек. В данном прогнозе отмечается, что при дальнейшем росте смертности и снижении рождаемости численность россиян к концу указанного периода составит 113,9 млн человек [4]

Реализация демографической политики в России
В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи.

В 1944 году были учреждены награды многодетным матерям. В 1952 году были введён двухнедельный декретный отпуск.

Орден «Мать-героиня» и «Материнская слава» были учреждены указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года. Статус и описание ордена «Материнская слава» утверждены указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1944 года. Награждение орденом «Материнская слава» матерей производится только одним орденом соответствующей степени.

В то же время, именно в сталинское время рождаемость упала наиболее сильно. С 1925 по 2000 год коэффициент суммарной рождаемости в России снизился на 5,59 ребенка в расчете на одну женщину (с 6,80 до 1,21). Из них 3,97 ребенка, или 71 % общего снижения приходятся на 19251955 годы — «сталинскую эпоху». Новый резкий спад коэффициента произошёл на рубеже 1980-х и 1990-х; в это же время смертность в России превысила рождаемость.

В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис и началась довольно быстрая убыль населения. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5—4 млн в год в первой половине, 2,5 млн во второй половине 90-х годов) Россия занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) она также входит в число первых стран.

В России осуществляются небольшие государственные выплаты при рождении ребёнка, а также помощь на содержание ребёнка малообеспеченным семьям. С 2004 назначение и выплата ежемесячного пособия на ребёнка производится по региональным законодательствам. Для этого из федерального бюджета в пользу регионов выделяются специальные субвенции.

В послании Федеральному собранию в 2006 президент Владимир Путин сформулировал ряд мер по стимулированию рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребёнка. Соответствующий закон о «материнском капитале», позволяющий получать 250 тыс. руб. через участие в ипотеке, оплату образования и прибавку к пенсионным накоплениям, будет действовать с 2007 года. Правда, многие специалисты указывают на то, что подобное стимулирование не способно исправить ситуацию.

В 2001 была принята «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». В документе констатируется плачевная демографическая ситуация в России и сформулированы цели и задачи демографической политики. Но отметив всего лишь 6-ю годовщину со дня одобрения и публикации прекратила свое бумажно-земное существование «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». Не прошло и половины срока, на который она была рассчитана. Ей на смену пришла новая концепция – «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», которая была принята 9 октября 2007 года.

При этом с первой так толком и не попрощались, не подвели итоги, не оценили, что удалось-не удалось сделать по ее реализации, не объяснили.

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Основными задачами, согласно Концепции, являются сокращение уровня смертности граждан в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте, укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и опасными для окружающих болезнями, повышение в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарного коэффициента рождаемости, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития страны.
Согласно проекту одним из направлений реализации концепции станет работа по обеспечению государственной материальной поддержки семей, имеющих детей, включая индексацию пособий. Государство озаботится также созданием условий для возвращения женщин, имеющих маленьких детей, к активной трудовой деятельности.
Предполагается внесение корректив в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2006–2010 годы и региональные программы обеспечения жильем молодых семей.
Отдельно оговариваются поддержка семей, принимающих на воспитание детей-сирот.
По всем этим направлениям работа уже ведется. В частности, детские пособия существенно увеличились уже с 1 января 2007 года. Теперь минимальное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет составляет 1500 руб., за вторым и последующими детьми – 3000 руб. Важно, что такое пособие теперь получают и неработающие женщины, а для работающих мам его размер составляет 40% заработка, но не менее 1500 руб. на первого ребенка и 3000 руб. – на остальных детей. Перечень нововведений в области поддержки семей, имеющих детей, этим не исчерпывается. Внесены изменения в Закон РФ «Об образовании», предусматривающие компенсацию части родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Родителям одного ребенка теперь компенсируется 20% платы за детский сад, родителям двоих детей – 50%, троих и более детей – 70%.
И, наконец, самое значительное новшество – материнский (семейный) капитал. Он предоставляется семьям, в которых после 1 января 2007 года появился второй или последующий ребенок. Размер капитала установлен в размере 250 тыс. руб. и будет ежегодно индексироваться в соответствии с инфляцией. Через три года средства материнского капитала можно полностью или частично направить на улучшение жилищных условий семьи, образование любого из детей или присоединить к накопительной части пенсии матери.

Концепция учитывает также тенденции брачности и разводимости, изменение пропорции между мужчинами и женщинами, соотношение возрастных когорт. К примеру, большое внимание уделено постарению населения как одному из важнейших последствий депопуляции (кстати говоря, перепись 2002 г. показала, что впервые за всю историю нашей страны удельный вес людей пожилого возраста превысил удельный вес детей — соответственно 20,5 % и 18,2 %). Однако в центре внимания в аналитической части Концепции находятся демографические аспекты семьи, поскольку от успеха воздействия на тенденции рождаемости зависит эффективность борьбы с депопуляцией.

Все прогнозы численности населения страны, выполненные в начале XXI в. отечественными и зарубежными специалистами, являются депопуляционными. Это значит, что независимо от того, что именно будут предпринимать в демографическом отношении сменяющие друг друга правительства, население нашей страны в первой трети столетия будет сокращаться. Можно лишь увеличивать или уменьшать темп этого сокращения, но сама тенденция сохранится в силу инерционности демографических процессов и социальных норм малодетности. Практическая задача состоит в том, как приспособить деятельность в разных сферах общества к последствиям убыли населения.

С другой стороны, стоит задача уменьшения масштабов потерь и уменьшения сроков выхода из кризиса. В Концепции приводятся варианты демографических прогнозов численности населения России, осуществленные группой разработчиков документа. В варианте отказа от демографической политики поощрения семьи с тремя и более детьми ("самотек событий") показано, что кажущееся на первый взгляд ничегонеделание является на самом деле поддержкой через массу взаимосвязанных решений малодетной семьи и дальнейшего сокращения рождаемости. Сегодня в правительстве, к сожалению, бытует мнение, что ради повышения уровня жизни в стране можно смириться с сокращением численности населения наполовину, и не через 50 лет, а гораздо раньше.

Однако, как показывают расчеты, в варианте "самотека" численность сокращается до 94 млн. в 2040 г., до 64 млн. — в 2060 г. и до 39 млн. — в 2080 г. Численность на 2080 г. дана условно, т.к. к этому времени Россия как многонациональное государство вряд ли будет существовать, поскольку тенденция к автономии, "спасению в одиночку" от депопуляции, характерная для так называемых малочисленных народов, "разорвет" Россию на части. В варианте привлечения иностранцев, активной иммиграционной политики, начинающейся с 2008 г., в 2040 г. от России тем не менее остается 106 млн., в 2060 г. — 83 млн. и в 2080 г. — 61 млн. чел. Причем после 2050 г. большая часть населения страны будет состоять из иммигрантов, их детей и внуков. Прогноз показывает, что призывы к иммиграционной политике носят чисто политический характер и не имеют никакого демографического значения, т.к. не позволяют сохранить нынешнюю численность населения. Фактически в данном варианте видно, что будущее той страны, которая обрекает себя на низкую рождаемость, определяется иммигрантами.

Наконец, в варианте повышения рождаемости и престижа семей с тремя-четырьмя детьми и более, в проекте поощрения материнства и отцовства после 2010 г. уровень простого воспроизводства 2,15 ребенка на женщину достигается к 2070 г., а депопуляцию удается остановить лишь на рубеже XXI-XXII вв. Если одновременно с поощрением рождаемости (и прежде всего многодетности) создавать условия для привлечения молодых иммигрантов (т.е. репродуктивного возраста до 35 лет) в пределах 0,4 % миграционного прироста, то простого воспроизводства населения можно было бы достичь в конце 50-х – начале 60-х гг., что позволило бы рассчитывать вернуться к сегодняшней численности 145 млн. в идеале к началу XXII в.

Самая большая трудность, связанная с программой демографической политики, лежит не в научном определении целей и путей противодействия депопуляции, не в проектах укрепления среднедетной и многодетной семьи, мощного поощрения материнства и отцовства (они прямо выводятся из теории репродуктивного поведения и институционального кризиса семьи), а в сфере ценностных приоритетов, борьбы систем ценностей.

Для политиков, как и ученых, необходимы большая смелость и революционное действие, чтобы выйти за пределы сложившихся ценностных ориентации, где все связанное с поддержкой семьи и рождаемости заведомо объявляется консервативным и реакционным пережитком патриархальщины, своеобразным демографическим фундаментализмом. Не меньше усилий требуется, чтобы в противостоянии модного индивидуализма и общественного интереса отдать предпочтение второму, рискуя быть обвиненным в либерально-демократическом обществе в попытке вмешательства в личную жизнь сограждан, которое обычно отождествляют с тоталитарными злоупотреблениями пронатализма и вообще "политики населения".

Признание катастрофичности демографического положения страны требует сегодня немедленной активизации политики поощрения рождаемости, принятия программы, которая в равной мере основывается как на национальных интересах, так и на тех семейных ценностях, которые мог бы свободно принять любой человек. В настоящей Концепции формулируются основные направления демографической политики, а также меры, которые способны возвратить семье ее главную функцию воспроизводства поколений и социализации потомства. Эти меры должны быть системными и постоянно действующими, реализуемыми в разных сферах — прежде всего в законодательной, социальной и экономической. Предполагается всяческое возвышение семьи как семейного производства с многообразными по форме инвестициями в то, что называется "человеческим капиталом".

Пронаталистская (т.е. направленная на увеличение рождаемости) политика доходов-налогов-кредитов во много раз демографически эффективнее политики пособий, хотя и предполагает фундаментальную переоценку критериев распределения национального продукта, а также пересмотр приоритетов национального бюджета. Она потребует значительных финансовых вложений, однако при этом следует учесть экономию на статьях расходов, связанных с нынешним кризисом семьи, в частности с расходами на репрессивный и пенитенциарный аппарат, с расходами на аппарат органов социального обеспечения детей и пожилых, с социальными затратами, создаваемыми старением населения, с переориентацией всего народного хозяйства на нужды старых поколений.

Просемейная политика радикального повышения ценности семьи с детьми, повышения престижа семейно-родственных ролей в сравнении с профессиональными ролями личности предлагает населению действительный выбор между семейнодетным и одиночно-холостяцким образом жизни. Устранение материального ухудшения жизни при рождении детей выносит проблему рождаемости и семьи за пределы уровня жизни, наполняет ее ценностным содержанием, определяющим смысл существования. В Концепции дается характеристика мер повышения потребности семьи и личности в детях, а также мер, направленных на улучшение условий реализации имеющейся у населения потребности в детях.

Новая демографическая политика государства предлагает индивидам на выбор различные модели семьи и семейного образа жизни, поддерживает те из них, которые отвечают стратегическим интересам государства. Это означает, что оно стремится не только к ликвидации негативного хода демографических процессов, но и к такому воздействию на процессы воспроизводства населения, которое в полной мере соответствовало бы обществу демографического и социального благополучия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обычно проблемы, которые ныне переживает Россия, проявлялись во времена войн, голода или страшных эпидемий. В большинстве случаев эти периоды были относительно кратковременными, они занимали несколько лет, после чего демографическая ситуация выправлялась. В случае с Россией эти процессы продолжаются в течение четырех или даже больше десятилетий.

Уровень рождаемости в России ныне очень низкий, однако, в последние 5-6 лет он несколько повысился. Тем не менее, до сих пор он ниже необходимого уровня на 30-40%. Чтобы достичь уровня, достаточного для восстановления естественной убыли населения в течение следующего десятилетия, необходимо повысить рождаемость на 50%. Это станет возможным только в случае серьезных изменениях в настроениях общества. Россия становится все более похожа на Западную Европу в своих представлениях об "идеальной семье": в ней должно быть от одного до двух детей. На уровень рождаемости главное влияние оказывает только один фактор - желание родителей иметь больше детей.
Есть достаточно много теорий по выходу из сложившейся ситуации, но все они сходятся в том, что решать проблему, необходимо комплексно.
Российский демографический кризис может быть преодолен. Главная идея выхода из кризиса заключается в том, что кроме материального фактора, на демографический итог влияет национальная идентичность государственности России, идейно-духовное и социопсихологическое состояние российского общества и наконец роль и качество самой государственной политики в этих сферах.
Только так, комплексно подходя к проблеме, Россия сможет выйти из сложившейся демографической ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Указ президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении концепции демографической политики российской федерации на период до 2025 года». Собрание законодательства РФ. 15.10.2007. № 42. Ст. 5009.

  2. Демографический энциклопедический словарь / Под ред. Д.И. Валентей. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1985.

  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) /www.gks.ru.

  4. Официальный сайт Института социально-политических исследований РАН /www.ispr.ru.

  5. "Социологические исследования" №12, 2003

  6. Официальный сайт института демографических исследований /www.demographia.ru


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации