Шпаргалки по ИППУ - файл n1.docx

приобрести
Шпаргалки по ИППУ
скачать (94 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx95kb.14.09.2012 15:55скачать

n1.docx

  1   2
1. Предмет истории политических и правовых учений.
Предмет ИППУ - представления о формах гос., структуре и фун-ях законов, типах полит. власти и механизме функционирования гос. на этапах развития человечества.

Под учениями имеются в виду различные формы теоретического выражения и фиксации истор. возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение истор. процесс углубления познания полит. и правовых явлений. Поэтому вне предмета ИППУ остаются различные фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения различных мыслителей.

Правовая мысль прошлого освещается в ИППУ не в виде истор., а в виде теоретических концепций права и законодательства. Проблемы отраслевого профиля изучаются если они имеют общеправовое значение, значение для понимания всего полит. состояния общества.
2. Политико-правовые идей Древнего Востока.

Одними из первых ППУ появились на Древнем Востоке. Именно здесь появился ранний тип общества, пришедший на смену первобытному. В эконом. сфере данный строй характеризуется: 1) господством патриархального натурального хоз.; 2) гос. формой собственности на землю; 3) медленным развитием частной собственности.

Взгляды на политику и общество Древнего Востока характеризуются как: 1) идеологические; 2) этические; 3) прикладные; 4) религиозно-догматические.

Они были направлены на укрепление существующего строя, отражали интересы верхушки соц. иерархии восточных деспотий.

2.1. Брахманизм (Древняя Индия).

Веды - ряд источников 2-го тысячелетия до н.э., а не единый труд. Деление общества на 4 варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры), которые созданы богами из разных частей Пуруши (мирового тела и души). Варны подчинены мировому закону.

Упанишады - источник IX-VI вв. до н.э. Конкретизация и развитие Вед. Все люди должны следовать своей божественно предустановленной дхарме (закону, обычаю, долгу, правилу поведения).

Правовые сборники: дхармасутры и дхармашастры. Законы Ману - законодательное закрепление положений Вед и Упанишад; большая роль отводится наказанию; у людей не должно быть полит. воли.

2.2. Буддизм.

С критикой Вед, Упанишад и брахманистской идеологии выступил Будда. Он отвергал мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей. Буддизм критиковал систему варн и принцип их неравенства. Брахман для буддистов - это не член варны, а просто человек, достигший совершенства.

Дхаммапада (Стезя закона): критика варн; человек должен быть активен, познавать естеств-ый закон; непротивление злу насилием; ограничение роли и масштабов наказания. Дхарма - это управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Гуманистические воззрения: непротивление злу насилием, ненависть не прекращается ненавистью. Роль и мысштабы наказания ограниченные.

2.3. Даосизм (Древний Китай).

Основатель - Лао Цзы, IV в. до н.э. Дао дэ цзин (Книга о дао и дэ). Дао - это независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естеств-я закономерность. Дао определяет законы природы и общества, олицетворяет естеств-ую добродетель и справедливость; все недостатки (соц.-полит. неравенство, бедность) происходят из-за отклонения от дао. Дао способно восстанавливать справедливость, если все пустить на самотек. Существенная роль отводится принципу воздержания от активных действий. Властителей Лао Цзы призывает воздержаться от притеснения народа; критика насилия и войн - все это является нарушением дао. Естеств-ть - это отказ от культуры. Нет пути для совершенствования гос. в соответствии с дао.

2.4. Конфуцианство (Древний Китай).

Конфуций, 551-479 гг до н.э. "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"). Патриархальная концепция гос.; гос. трактуется как большая семья, где император уподобляется отцу. Обосновывается неравенство людей, Конфуций выступал за аристократическую концепцию управления. Требование соблюдать в гос.управлении принципы добродетели (причем добродетель подданных состоит в преданности правителю); ненасильственные методы управления. Отрицательно относился к войнам, выступал за гражданский мир и стабильность. Основные добродетели - подчинение "старшим", правила ритуала, долг, подчинение правителям, человеколюбие. Добродетель противопоставляется закону, управлять надо не при помощи законов и наказаний, а посредством добродетели и ритуала.
3. Политика – правовая мысль Древней Греции в доплотоновский период.

Так как в Греции было мало земель, пригодных для обработки, здесь развивается ремесло, в том числе и обработка металлов. Это стало основополагающим фактором высокой эффективности труда.

Становлению в середине I тысячелетия до н. э. в Греции рабовладельческого строя способствовало благоприятное географ. положение, стимулирующее развитие полисной формы гос. устройства. Полисы –города с прилежащими к ним территориями. Жизнь в них была сопряжена с постоянной борьбой между родовой аристократией и свободными гражданами. В результате такой полит. борьбы власть в полисах приобретала следующие формы: 1) аристократия; 2) демократия; 3) тирания; 4) олигархия.

Бурный рост науки, техники и знаний о мире привели к размежеванию науки и религии. ППУ становятся частью философских систем античных мудрецов. Полит.-философские учения Античности основывались на практике, на соц.-полит.реалиях.

Полит. и право становятся предметом исслед-ния. Одними из ярких представителей античной ПП мысли были софисты (от гр. sophistes – «мудрец»). Школа софистов сложилась в Афинах во 2-ой половине V в. до н. э. – в период наивысшего расцвета афинской рабовладельческой демократии. Ее отличительная черта: все свободные граждане полиса мужского пола принимали участие в управлении гос.. Каждый гражданин в течение жизни занимал значимый пост в полисе. Софистами называли учителей ораторского искусства, учивших за плату красноречию. Этот навык был необходим для публичных выступлений и в суде.

Софисты считали, что учащийся должен овладевать широким спектром знаний. Самой главной дисциплиной была риторика. Первоначально софисты учили приемам доказательства и опровержения. Они открыли целый ряд логических принципов. Но они пошли по пути изобретения уловок, полезных в спорах.

Для софистов характерен релятивизм в понимании проблемы истины и всех ценностей вообще. Справедливость высказывания или поступка можно оценить, лишь учитывая все обстоятельства, – время, место, условия, состояние человека и т. д.


4. Учение Платона о государстве и праве.

Идеальное гос. трактуется Платоном как макс. возможное воплощение мира идей в земной общественно-полит. жизни. Конструируя идеальное гос., Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. 3 началам души (разумному, яростному и вожделеющему) соответствуют 3 начала гос.. Эти начала-части должны заниматься своим делом и находиться в определенной иерархии: разум (философы) господствует над яростным началом (воинами), а вместе они господствуют над вожделеющим началом (ремесленниками, земледельцами).

Полис по Платону - это совместное поселение, обусловленное общими потребностями. Для удовлетворения потребностей требуется разделение труда. Для поддержания сословного неравенства гос. должно распространять миф о том, что в людей разных сословий бог при создании бог добавил разные металлы: правят те, в кого добавлено золото; стражами становятся те, в кого добавлено серебро; к третьему сословию относятся те, в кого добавлено железо или медь.

Платон против крайностей богатства и бедности. В идеальном гос.преодолен раскол на богатых и бедных. Лучшим типом гос. устройства является аристократическое, однако если среди аристократии выделится один, то это правление будет царским.

Платон верит в возможность практического осуществления проекта идеального гос.. Но если оно и будет создано, оно не м.б. вечным из-за порчи человеческой натуры. 5 форм гос. устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) сменяются циклически, они соответствуют 5 видам душевного склада людей. Каждая форма гибнет из-за внутренних противоречий, злоупотребления основным принципом данной формы (демократия опьяняется свободой и т.д.).

Политика - это царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. При наличии такого умения неважно, правят ли по законам или без них. Там, где нет сведущих правителей, должен главенствовать закон. Также в этом диалоге Платон выделяет три вида правления, каждый из которых имеет законную и противозаконную разновидность.

В "Законах" Платон рисует "2ой по достоинству" (после идеального гос.) гос. строй. 5040 граждан по жребию получают земельные участки во владение (право собственности остается за гос.); участок переходит по наследству лишь к 1ому из детей. В зависимости от величины имущества, граждане делятся на 4 класса. Запрещено владение серебром и золотом, ростовщичество, роскошь. Земледелием, ремеслами и торговлей занимаются неграждане.

Быт 2ого гос. пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективизм. Семья не обладает монополией на воспитание. Женщины равноправны с мужчинами, но не входят в число высших правителей.

Политическими правами обладают только граждане. Во главе гос. стоят 37 выборных правителей от 50 до 70 лет. Существуют также Совет из 360 членов и народное собрание. Надгос. органом является "ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стражей. Но основная ставка делается не на власть правителей, а на детальные и суровые законы, которые регулируют публичную и частную жизнь вплоть до распорядка дня и ночи людей. Большое значение имеет идеологическая обработка жителей гос. - внушение им представлений о божественности и незыблемости законов, суровых загробных карах за их нарушение и т.п.
5. Учение Аристотеля о государстве и праве.

5.1. Патриархальная теория Аристотеля.

Сочинение "Политика".Гос. - продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение. Но государство - высшая форма общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, и в гос. завершается генезис полит. природы человека. Однако не все люди, не все народности достигли такого уровня развития.

5.2. Классификация форм государства Аристотеля.

Форма гос. определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Различаются правильные и неправильные формы гос.: в правильных правители заботятся об общем благе, а в неправильных - о личном. Правильными формами являются монархия, аристократия и полития, а неправильными - тирания, олигархия и демократия. Под политией Аристотель понимает такую форму гос., при которой большинство правит в интересах общей пользы; все остальные формы являются отклонением от этого идеала. Полития объединяет в себе лучшие свойства олигархии и демократии, но свободна от их недостатков. В политии средний элемент доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой.

Идеальное гос., описываемое Аристотелем, - это, по его мнению, логическое построение, не очень точное. Население такого гос. должно быть достаточным и легко обозримым. Гражданских прав не должны иметь ремесленники, матросы, торговцы. Предполагается большое число рабов. Территория должна быть достаточной, хорошо ориентированной к морю и к материку. Земля делится на 2 части: одна находится в общем пользовании гос-ва, другая - в частном владении граждан (продукты этой части предоставляются на дружеских началах другим гражданам).

6. Политические воззрения римских юристов. Цицерон о государствах и законах.

6.1. В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одно из коллегий жрецов. Около 300 г. д.н.э. юриспруденция освобождается от них. Начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия, он похитил и опубликовал составленный Клавдием Цека сборник юр. формул, употреблявшихся по закону в процессе. В начале 2 в. Д.н.э. Секст Элий Пет, гос. Деятель, дополнил сборник Флавия новыми исковыми формулами. Он опубликовал книгу в которой соединил 12 таблиц с комменариями юристов с вековыми формулами. В середине 2 в. Д.н.э., вклад в развитие юриспруденции, внесли Манилий, Муций Сцевола и Юний Врут. Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин.

Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права, и прежде всего цивильного права. Юрист Гай трактовал цивильное право, как право, установленное у того или иного народа. В этом же духе Марциан назвал преторское право «живым голосом цивильного права».

В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личностей и тд. Особой тщательностью отличается их освещение имущ-ных отношений с позиции защиты интересов частного собственника. Объектом собственности наряду с животными и др. вещами являются согласно римскому праву и учению юристов также и рабы. Право народов, как его понимали римские юристы, включало в себя как правило межгос. отношения, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с неримлянами. Права народов содержало целую целый ряд норм международно-правового характера. Согласно праву народов море является «общим для всех». Понятие «враги» используется у гая и Помпония для обозначения лишь тех, кому римлянами публично была объявлена война, или кто сам публично объяви войну римлянам.

Творчество римский юристов оказало большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высоко юр. культурой римской юриспруденции, так и той ролью, которая выпала на долю римского права и дальнейшей истории права.

6.2. Марк Тулий Цицерон 106-43 гг. д.н.э. знаменитый римский оратор, юрист, гос. деятель, мыслитель. Вопросы гос. и права освещены в работах «О гос. и о Законах», а также других произведениях ( Об обязанностях) и его политических и судебных речах. Его воззрение находятся под влиянием древнегреческой мысли и учений Платона, Аристотеля, и т.д.

Гос. он определял как дело достояние народа. При этом народ не любое соединение людей, а соединение многих людей связанных между собой согласием вопросов права и общностью интересов. Причину происхождения гос. Цицерон видит в потребности людей жить вместе. Он отвергал договорной характер возникновения государства. Он уделял большое внимание анализу различных форм гос. устройства, их критерием он усматривал в характере и воли тех кто правит гос.. Он различал царскую власть, аристократию и демократию. В своей деят-ти Цицерон оставался верен основным идеям и принципам той теории концепции гос., которую он развил в своём полит. учении. Ключевая роль отводилась представлениям об общем благе, согласовании интересов, общим правопорядке. При этом имелись ввиду интересы свободных граждан а не рабов. Рабство по Цицерону, справедлива потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им напользу, когда делается разумно. Такова логика рассуждения Цицерона, которую он стремился подкрепить соображениями о соотношении частей души: Господин так же правит рабом, как лучшая часть души, правит её слабой и порочной частью.

7. Политика правовые доктрины Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1225-1274). Работы о гос-ве и праве: "О правлении властителей", "Сумма теологии" и др. Аквинский пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем укрепить ее позиции. От Аристотеля он перенял мнение о том, что человек по природе есть "животное общительное и политическое". Люди объединяются в государства для удовлетворения тех потребностей, которые по-одиночке они удовлетворить не могут. При этом роль монарха подобна роли бога: перед тем как управлять, монарх создает государство, упорядочивает жизнь.

Цель гос. - "общее благо", обеспечение условий для достойной, разумной жизни. Для реализации этой цели требуется сословная иерархия, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев. Высшее сословие правителей олицетворяет собой гос..

Для доказательства превосходства духовной власти над светской, Аквинский рассмотрел 3 элемента гос.власти: сущность, форму и использование. Сущность власти - это порядок отношений господства и подчинения. Такой порядок заведен богом, т.е. власть есть установление божественное, она символизирует добро. А способы происхождения и формы власти могут быть дурными и несправедливыми. Иногда пользование властью вырождается в злоупотребление ею. Неправедный приход к власти и несправедливое правление - результат нарушения заветов бога и католической церкви. Чем больше действия правителя отклоняются от божественной воли, тем больше прав имеют люди на сопротивление. Но окончательное решение о необходимости противостояния тому или иному тирану принадлежит все же церкви.

Тиранию Аквинат отличал от монархии, которую считал лучшей формой правления. Монархия сходна с мирозданием (1бог - 1 монарх), с человеческим организмом (разнообразные части тела направляются одним разумом). А истор. опыт показал, что устойчивыми и преуспевающими являются гос., где правит один, а не множество. Монархия м.б. двух видов: абсолютная и политическая. Аквинский предпочитает полит. монархию.

Словом "закон" Аквинский обозначал самые различные явления. Все законы связаны единой субординацией. Вечный закон - универсальные нормы, общие принципы божественного разума. Вечный закон тождественен богу, существует сам по себе, от него производны иные виды законов. Естественный закон - отражение вечного закона в человеческом разуме; он предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину (бога) и уважать достоинство людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий закон. Его предназначение - силой и страхом принуждать людей к достижению добродетели. Позитивный закон может меняться. Акты, противоречащие естеств. закону, не могут считаться позитивными законами. А божественный закон дан в Библии и необходим по двум причинам: (1) позитив.закон не способен полностью истребить зло; (2) люди не могут сами прийти к единому представлению о правде.

8. Политико-правовые доктрины возражении. Макиавелли.

Суть возрождения - отход от феодального уклада жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия. Возрождение (в разных странах 14-17 вв.) - период кризиса римско-католической церкви, формирования антисхоластического типа мышления, гуманистич. культуры, искусства и мировоззрения. Также чертами возрождения являлись: ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, возвышение буржуазии, пересмотр религиозных учений, обращение к духовному наследию античности, разработка гуманистич. философских взглядов, возвращение понятий "гражданственность", "общее благо".

Труды "Государь", "Рассуждения о 1й декаде Тита Ливия", "История Флоренции". Никколо Макиавелли (1469-1527) является основателем светской политической науки. Первопричина политики, гос. и права - объективная истор.необходимость и закономерность. Религию он рассматривает с т.з. гос. интересов - не отвергает, а ставит на службу гос.. Обосновал подход к политике как к опытной науке. Критерий истинности в политике - не Библия, а исторический опыт. Политическими процессами движет не мораль, а выгода и сила. Необходимо изучать полит. процессы и на их основе строить гос.. Народ - это пассивная масса, объект для действий власти.

Гос.формы делит по числу правящих и по цели правления. Соответственно выделяются монархия, аристократия и демократия, а также тирания, олигархия и распущенность.

Отделял вопросы гос. от этики. Главная цель власти - сохранение и упрочение гос.. Фундамент прочной власти - законы и войско. Нет упоминаний о справедливости, общем благе. Нет упоминания о правах и свободах, об их гарантиях. Прагматизм.

Государь может отступать в случае необходимости от принципов морали, нарушать слово, обещание, закон. Функции политика - военная, охранительная, и покровительство предпр-ской деятельности. Деят-сть государя - это сложное сочетание наказаний и благодеяний. Прямые обязанности правителя должны считаться благодеянием. К наградам нельзя приучать. Наказания должны быть мгновенными и жесткими. Предпочтительнее правление при помощи страха, что объясняется антиобщественной природой человека.
9. Политико-правовые идеи реформации. Ж. Боден.

Суть реформации - отход от феодального уклада жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия. Реформация (16 век) - это облеченное в религиозную форму антифеодальное движение, выступление против защищавшего феодальный строй католицизма. Также чертами являются: ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, возвышение буржуазии, пересмотр религиозных учений, обращение к духовному наследию античности, разработка гуманистич. философских взглядов, возвращение понятий "гражданственность", "общее благо". Отличие Главным источником реформации была Библия.

В последней трети XVI века во Франции яростно боролись католики и протестанты (кальвинисты). Мир, в условиях этой гражданской войны, становился приоритетной ценностью. Надежда на обеспечение мира связывалась с монархом. Жан Боден (1530-1596 гг.) создал теоретическое обоснование того, как королевская власть может быть способна в любом случае защищать общегос.интересы, которые выше религиозных распрей. Главный труд - "6 книг о республике" (т.е. о гос. вообще). Гос.- это управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву". Ячейкой гос. у Бодена выступает семья; власть главы семьи - прообраз гос. власти. Гос. возникает посредством договора. Высшая цель гос. - гарантировать мир внутри общности и заботиться об истинном счастье индивидов (познание бога, человека и природы).

Суверенитет - это абсолютная, единая и постоянная власть. Неподчинение власти исключается. Признаки суверенитета: издание общеобязательных законов, решение вопросов войны и мира, назначение должностных лиц, действие в качестве суда высшей инстанции, помилование. Обязанности гос. власти - блюсти естественные и божественные законы, не вмешиваться в дела семьи, не нарушать принцип веротерпимости и не взимать подати без согласия собственников. Кроме того, единство суверенитета не означает отсутствия дифференциации власти. Суверенитет является собственностью народа. Однако народ может подарить его одному из граждан, т.е. монарху. При едином правителе могут быть аристократические и демократические органы управления.

По способу осуществления власти гос. делятся на законные, вотчинные и тиранические. В законных правитель создает законы для подданных, а сам подчиняется природным законам. В вотчинных правитель силой захватил власть и правит как отец в семье. В тиранических гос. правитель презирает естественные законы, распоряжается людьми и их имуществом как своей собственностью.
10. Политико-правовые учения в России до18 века.

Начала письменной полит. мысли России – Древней Руси восходят к Х – IХ вв.

Как и в Европе начальная стадия полит. мысли России отличалась тем, что она не отделялась от религиоз.

Наиболее важные полит. суждений - происхождение гос., правомерность правящих кругов, укрепления княжеской власти, единство рос. земель.

В древних источниках княжеская власть виделась отцовской, праведной, традиционной. Так, в “Поучениях” В. Мономаха говорится об ответственности князя за авторитет власти, проводимую политику, судебное разбирательство, успехи в воинском деле. Основные полит/ идеи В. Мономаха: - о качествах идеального христианского государя, который не терпит беззакония в религиозной и обыденной жизни, - признает старшинство в роде, - блюдет честь перед другими странами, - ратует за единство рус/земли как целого, скрепленное договорами между князьями.

В “Повести временных лет” Нестора есть легенда о том, как на Русь призывали коряжских князей. Легенда как бы выполняла реальную полит. роль, рассказывая об истор. независимости Киева от византийских императоров.

Со времен Древней Руси росло сознание, что в основе гос. должно лежать согласие.

Древнерусская полит. мысль и политика имели богатую НП базу. Одним из источников являлась “Русская Правда краткой редакции – Закон русский” (правовое положение отдельных групп населения, которое разделялось на свободных и независимых людей)

Большое значение в “Русской правде” придавалось показанию свидетелей как важного элемента судебного процесса. Со временем “Русская Правда” из княжеского доминального закона превратилась в сборник норм феодального права в целом.

Объединение рус. земель вокруг Московского княжества, образование единого рус. Гос., завершение процесса формирования великорусской народности стали важными причинами подъема национального самосознания россиян.

Идея гос. и церковной независимости Рос. в правящих кругах трансформировалась в идею особой международной православно- политической миссии Рос.. В результате этого была сформулирована концепция “Москва – третий Рим”. Эти концепции стали официальной идеологией русских царей, при Иване III. В силу этой концепции рус.царям надлежало хранить и поддерживать православие как в самой Руси, так и в ближайших регионах Запада и Востока.

А.М. Курбский, признавая полновластие царя, написал Ивану Грозному “Грамоты”, в которых изложил свое мнение о правлении гос.. Он считал, что царь должен советоваться со своими вельможами, иметь при себе мудрых советников. Он увидел опасность в политике Ивана IV , который опирался на опричнину, состоящую из малоизвестных и малоимущих, жаждущих крови именитых бояр. Своей политикой Иван IV разрушал жизненно необходимый для гос. соц. строй.

Общественный деятель ХIV века И.С. Пересветов, видя связь общественного зла с порабощением, лучшим средством уничтожения кабалы считал ”ограничение боярства”, в борьбе против которого русские государи должны опираться на служилых людей.

На разжигание ненависти к боярам были рассчитаны письма Разина. Он распространял слух о том, что царь в неволе у бояр – изменников.

В ХVI веке вышел – “Домострой”, представлявший собой полит. о задачах гос., церкви и семьи. В этой книге утверждалась власть государя, защищались принципы патриархального быта, беспрекословного повиновения главе семьи. Главнейшие задачи гос. совпадали с задачами церкви, а семья признавалась важнейшим гос.учреждением, фундаментом всего гос. здания.

Cамым значительным памятником права был Судебник 1497 г. Он внес единообразие в судебную практику Рус. Гос. ОН имел и другую цель - закрепить новые общественные порядки, в частности постепенное выдвижению мелких и средних феодалов - дворян и детей боярских. Его источниками явились Русская Правда, Псковская судная грамота; текущее законодательство московских князей. Больше половины статей было написано заново, а старые нормы были в основном переработаны. Судебник 1497 г. содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права, кодифицированные нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и др.

В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор. Он представлял собой особую форму власти, организацию и представительство в рос. условиях основных групп господствующих сословий.

С. О. Шмидт говорил : «...Соборы XVI века - это не представительные учреждения в обычном понимании, а скорее бюрократические». Соборы времени Ивана Грозного - «органы территор. централизации, признак объединения земель под властью одного государя». Соборы были нужны «укрепляющемуся самодержавию как орудие сопротивления сохраняющийся еще феодальной раздробленности».
11. Политические идеи раннего нового времени. Гоббс о государстве и праве.

11.1. Эпоха Нового времени ознаменовала собой процесс формирования идеи о личности с особыми неотъемлемыми правами, свободами и интересами, которые могут не совпадать с интересами гос.. Появляется осознание противоречий и конфликтов между обществом и гос., формируются институты, ценности и отношения граждан. общества. Мыслители Нового времени открыли личность и осознали неизбежность вечного конфликта личности и общества. Характерная для Античности и Средневековья идея тождества частного и общественного уже отвергается, а утверждается идея первичности общества по отношению к гос.. Идея индивидуальной свободы человека, личности сделала актуальным вопрос о свободе члена общества, независимого от гос. и каких-либо форм внеэкономического принуждения.

11.2. Томас Гоббс (1588-1679) создал произведения "Философское начало учения о гражданине" и "Левиафан". Он считал, что в естествен. состоянии все были равны, имели равные права. Человек - существо эгоистическое, склонное к порокам, и потому в естествен. состоянии происходили постоянные войны. Над человеческими пороками доминируют страх смерти и инстинкт самосохранения. Естествен. состояние, помноженное на разум, приводит к тому, что в обществе начинает действовать главный естествен.закон - стремление к миру.

Тогда в силу вступает 2й естествен. закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Люди заключают договор, и вступает в силу 3й закон - люди обязаны соблюдать заключенные ими соглашения. Далее следуют еще несколько законов, и в итоге человек приходит к следующему естествен. закону: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

Однако претворить в жизнь естествен. законы может лишь сильная абсолютная власть гос. Абсолютная власть ограничивает стремления людей, принуждает человека соблюдать естественные законы.


12. Политико-правовые идеи раннего нового времени. Локк о государстве и праве.

Джон Локк (1632-1704) после англ. революции занимался теоретической деят-стью, был сподвижником Вильгельма Оранского. Произведения: "Два трактата об управлении гос." и "Письма о терпимости". Критиковал взгляды Гоббса, исходя из естествен. прав общества. Считал, что период естествен.состояния - это не борьба всех против всех, а состояние равенства. И в естествен. состоянии человек не имеет полной свободы - ее ограничивает естествен..

Локк считал, что власть правителя, полученная на основе договора, не может быть абсолютной; она ограничена естествен. законами. К естествен. правам относил равенство, личную свободу, свободу предприн-ства. Среди принципов гос. называл опору на законы, разделение властей, оптимальную форму правления, право народа на восстание. Закон - это документ, который предписывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общественному благу. Кто бы ни управлял гос., он должен управлять согласно законам, провозглашенным народом и известным ему. Ничто не может не подчиняться закону (предвосхитил идею правового гос.).

В целях предотвращения тирании полномочия гос. надо поделить между различными органами. Законодательную власть должен осуществлять парламент, исполнительную - монарх и кабинет министров, федеративную (иностр. дела) - также особый орган. Полит. власть должна представлять собой систему сдержек и противовесов.

Локк отдавал предпочтение конституционной монархии, т.к. она обеспечивает соблюдение прав человека. Но у народа существует право на сопротивление власти, т.е. суверенитет народа выше.

13. Политические и правовые доктрины французского просвещения. Монтескье.

В XVIII веке Франция становится крупным центром промышленности и торговли. К полит. причинам и предпосылкам просвещения относится усиливающееся противостояние буржуазии и абсолютизма. Идеологические причины - религиозные войны, в ходе которых победил католицизм. Идеи просветителей носили более радикальный характер, чем идеи английских и голландских мыслителей. В просветительстве выделяются правое крыло (интересы буржуазии) и левое крыло (интересы горожан и крестьян). Представитель правого крыла - Вольтер.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - представитель радикального крыла. Произведения: "Персидские письма" и "О духе законов". Материалист, отвергал теологические концепции общественного развития. В качестве методов познания предлагал рационализм и эмпиризм, а также сравнительно-исто. метод.

Монтескье впервые разделил понятия "общество" и "гос.". Гос. возникает не одновременно с обществом, а тогда, когда между людьми возникает вражда. Люди заключают договор. Цель гос. - примирение противоречий между людьми и направление этих противоречий в правовые рамки.

Формы правления: выступает против абсолютизма, за множество естествен. форм правления. 4 типичные формы: демократия, аристократия, монархия и деспотия. Противопоставлял умеренные и неумеренные формы (критерии - наличие принципа разделения властей и права). Неумеренной являлась, т.о., только деспотия.

Монтескье разработал концепцию будущего гос., основанного на разделении властей. Цель разделения - гарантия безопасности граждан от произвола и злоупотребления власти. Мерой свободы является только право. Но в природе человека лежит стремление творить произвол, злоупотреблять властью. Поэтому для сохранения законова требуется разделить власть. Законодательная власть имеет главенствующую роль, выражает общую волю. Цель - формирование права в виде положительных законов. Исполнительная власть (монарх и правительство) исполняет законы, созданные законодательной властью. Судебная власть карает преступников и разрешает столкновения частных лиц.
  1   2


1. Предмет истории политических и правовых учений
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации