Диплом - Совершенствование организации государственного пенсионного страхования в России - файл n1.doc

Диплом - Совершенствование организации государственного пенсионного страхования в России
скачать (1487.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1488kb.14.09.2012 13:59скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8

Оглавление


Оглавление 1

Введение 3

Глава I. Основы пенсионной системы в РФ 5

1.1. Система государственного пенсионного обеспечения в России: краткий исторический очерк 5

1.2. Пенсионная система в России на современном этапе. 10

Глава II. Организация пенсионной системы России на современном этапе. 32

2.1. Пенсионный фонд России – основа современной пенсионной системы 32

2.2. Использование средств Пенсионного фонда на примере отделения ПФР по Рязанской области за 2002 год 41

2.3. Организация индивидуального (персонифицированного) учета на современном этапе 54

Глава III. Направления совершенствования организации государственного пенсионного страхования в России в современных условиях 74

3.1. Проблемы новой пенсионной системы и пути их решения 74

3.2. Перспективы развития системы обязательного пенсионного страхования России до 2020 года. 83

3.3. Совершенствование деятельности отделения ПФ РФ по Рязанской области. 93

Заключение 97

Список использованных источников и литературы 102

Введение



Среди важнейших преобразований в социальной политике государства особое место занимает реформирование пенсионной системы, которая затрагивает интересы многих поколений на протяжении достаточно долгого времени. Актуальность реформирования пенсионной системы связана с теми негативными демографическими изменениями, которые происходят в нашей стране сейчас и которые, как обоснованно считают демографы и социологи, обострятся в ближайшие десять - двадцать лет. Это заставляет искать новые подходы в решении задач материального обеспечения нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Целью исследования является анализ организации пенсионной системы России, и разработка путей ее совершенствования в современных условиях.

Задачами исследования являются:

Объект исследования: организация деятельности отделения Пенсионного фонда России по Рязанской области.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются основы пенсионной системы, дан краткий исторический очерк развития системы государственного пенсионного обеспечения в России с момента ее зарождения и до наших дней, а также дана характеристика пенсионной системы на современном этапе.

Во второй главе анализируется организация пенсионной системы России на современном этапе, в частности, исследуется использование средств Пенсионного фонда на примере отделения ПФР по Рязанской области.

В третьей главе разработаны пути и направления совершенствования пенсионной системы России в современных условиях.

При выполнении дипломной работы использовалось пенсионное законодательство, отчетность ГУ-ОПФ РФ по Рязанской области, публикации периодической печати, а также работы таких авторов, как Бажанов А.Н., Дмитриев М.Э., Колесник А.П., Люблин Ю.З., Соловьев А.К.

Глава I. Основы пенсионной системы в РФ



1.1. Система государственного пенсионного обеспечения в России: краткий исторический очерк



Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества, то есть в любом обществе независимо от его экономического развития и политического устройства, была, есть и будет существовать необходимость в экономическом и социальном поддерживании людей, которые в силу разных причин не в состоянии самостоятельно приобретать средства для своего существования: это дети и старики, а также люди, потерявшие здоровье по причине болезни, увечья и т.д.

В первобытно-общинном обществе содержание престарелых и нетрудоспособных осуществлялось в силу обычая.

Рабовладельческое общество, естественно, не проявляло заботы о старых, больных и нетрудоспособных рабах, однако в отношении свободных граждан брало на себя определенные обязательства, например для ветеранов воинской службы в Древней Греции были введены пенсии, в Древнем Риме им предоставлялись земельные наделы.

В феодальном обществе предоставлялись государственные пенсии за особые заслуги; тогда же начали складываться особые формы социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, - санкционированное нищенство и благотворительность, предполагающая устройство богаделен, домов призрения и т.д.

С зарождением капиталистического производства, по мере формирования класса наемных работников, начали складываться общества взаимопомощи для оказания помощи оказавшимся без работы в связи с болезнью или инвалидностью в виде касс взаимопомощи, средства которых складывались из взносов работников и работодателей. Начиная с середины XIX века принимаются законы об ответственности работодателей за причинение вреда здоровью работников, а в конце XIX века социальное обеспечение наемных работников начинает осуществляться на правовой основе, закрепленной государством, и в качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Так, в частности, в Германии в 90-х годах XIX века были приняты первые законы об обязательном государственном страховании на случай болезни, от несчастных случаев, по инвалидности и по старости.

Суть сложившейся к началу XX века в Западной Европе и Северной Америке системы государственного социального страхования состояла в том, что каждое лицо, отвечающее условиям, указанным в законе, подлежало страхованию в принудительном порядке; взносы на страхование вносили не только сами наемные работники, но и предприниматели; обеспечение предоставлялось на основе правовых норм, что делало данную систему страхования гарантированной; посредством норм права закреплялись единые условия и размеры обеспечения, не зависящие от специфики отрасли промышленности, в которой трудились застрахованные1.

Государственное пенсионной страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX века и не получило широкого распространения.

До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.

После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении. В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности.

Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 - рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии.

В 1964 году был принят Закон "О пенсиях и пособиях членам колхозов", который предусматривал с 1965 года выход на пенсию для колхозников: для мужчин с 65 лет, женщин - с 60 лет. С 1968 года колхозники получили право выхода на пенсию с того же возраста, что и рабочие и служащие.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение "государственное пенсионное обеспечение".

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования.

В 1956 году впервые была предоставлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих и членам их семей в связи с введением в действие Закона "О государственных пенсиях" от 1956 года, который значительно расширил круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличил размер пенсий для отдельных групп пенсионеров в 2 раза.

Возрастание поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования обусловил, прежде всего, систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся и увеличение числа пенсионеров. Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д. Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением "О пенсионном обеспечении работников науки", которое в то же время не исключало возможности получения работниками науки или членами их семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем более что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.


  1   2   3   4   5   6   7   8


Оглавление
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации