Шпаргалка по специальной педагогике - файл n1.docx

приобрести
Шпаргалка по специальной педагогике
скачать (58.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx59kb.14.09.2012 13:51скачать

n1.docx


1 ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Личность, имеющая отклонения в моральном или физическом развитии, имеет определенные потребности в процессе образования и является субъектом специального образования. Образовательный процесс, способный удовлетворить потребности такой личности, служит объектом специального педагогического исследования. Теория и практика научного знания специального образования выступают как предмет специальной педагогики и изучают особенности развития и социализации личности с нарушениями развития, а также занимаются поиском новых путей коррекции и компенсации недостатков для достижения такой личностью максимальной самостоятельности.

Специальная педагогика имеет целую систему целей. К ним относятся коррекция и компенсация нарушений развития особыми педагогическими методами и приемами, а также личностная и социальная реабилитация и абилитация (для новорожденных детей). Эти цели достигаются при помощи достижения определенных, конкретных целей специального обучения, например, таких, как овладение средствами чтения и письма людей с нарушениями зрения, личностная реабилитация человека – преодоление чувств малоценности и ненужности, воспитание собственного достоинства и самоуважения. Все перечисленные цели направлены на достижение одной общей педагогической цели – достижение личностью социализации и самореализации в процессе развития, в контексте специальной педагогики – достижение максимально возможной самостоятельности и независимости в процессе жизнедеятельности. Для достижения вышеперечисленных целей специальная педагогика решает следующий ряд задач:

1) изучение основных закономерностей, потребностей и особенностей развития личности, имеющей недостатки развития;

2) последующее определение коррекционных и компенсационных способностей каждого отдельно взятого человека с учетом сложности нарушения;

3) создание единой педагогической классификации лиц с ограничениями жизнедеятельности;

4) анализ существующих педагогических методологий, программ, систем, технологий и создание новых;

5) разработка новых коррекционных, компенсационных и реабилитационных программ для лиц с нарушениями развития;

6) разработка программ, направленных на социальную и трудовую адаптацию и интеграцию лиц, имеющих нарушения развития, помощь в получении профессиональной подготовки;

7) исследование и реализация программ, предупреждающих появление нарушений развития;

8) оказание помощи родителям, имеющим детей с нарушениями развития, и др.

2 Предметные области современной специальной педагогики.

Исторически сложилось, что специальная педагогика складывается из предметных областей, интегрированных по клинико-физиологическим и психолого-педагогическим параметрам, согласно традициям создания образовательных учреждений для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В начале Х!Х в. в нашей стране появились сурдопедагогика и тифлопедагогика, в конце Х!Х в. – олигофренопедагогика.

В середине ХХ в. в Советском Союзе разрабатывается научно-методическая основа дифференцированной системы образования, существует 8 видов спецшкол, а именно:

1) для слабослышащих;

2) глухих;

3) слабовидящих;

4) незрячих;

5) детей с нарушениями речи;

6) умственно отсталых;

7) детей с задержкой развития;

8) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

На сегодняшний день к предметным областям специальной педагогики относятся сурдопедагогика (плохослышащие, позднооглохшие, глухие), тифлопедагогика (слабовидящие и слепые), тифлосурдопедагогика (слепо-глухие), логопедия (нарушения речи), олигофренопедагогика (нарушения интеллекта и образовательные затруднения), специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Каждая из предметных областей специальной педагогики имеет собственную структуру аналогично общей педагогике: свои принципы, задачи, методологию, приемы и принципы воздействия, возрастную дифференциацию. В возрастном разрезе самыми изученными считаются дошкольный и школьный возрастные периоды, остальные периоды требуют тщательного изучения и рассмотрения.

Специальная педагогика выступает как объединяющая эти предметные области теоретическая и методологическая основа.

Специальная педагогика активно использует для решения своих задач знания смежных с ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология, информатика, физика и др. Предметные области специальной педагогики находятся в тесном сотрудничестве со смежными науками.

Развитие специальной педагогики, все более тонкая дифференциация накопленного материала способствуют постепенному возникновению и становлению новых сфер педагогического познания. Так, в стадии разработки находятся сферы специальной педагогики, ранее не охваченные, субъектом которых являются хронически больные лица и лица с тяжелыми и сложными недостатками.


Вопрос №3 история развития спец образования в России и спец педагогики как системы научных знаний.

Первым периодом эволюции отношения общества к лицам, имеющим недостатки развития, считается интервал времени с VIII в. до н. э. по XII в. н. э. Началом этого периода принято считать время принятия законов Ликурга, дающих право на уничтожение неполноценных людей. В античные времена люди, имеющие отклонения в развитии, считались неполноценными и не имели гражданского статуса.

Дискриминация распространялась даже на представителей привилегированных сословий, ребенок из богатой семьи мог быть лишен всех привилегий по причине неполноценности или не привлекательной внешности. Изменения в существовавшем положении вещей пришли с появлением христианства, призывающем общество к милосердию и состраданию. При монастырях стали появляться приюты и больницы, но общество было еще не готово к принятию новых идей, противоречащих многовековым традициям, поэтому изменение существующего положения вещей происходило медленно и трудно. Только в XII в. в Западной Европе призрение стало не только прерогативой церкви, но и вошло в сферы интересов государства. Была создана система призренческих учреждений, опекаемых церковью и светской властью, этот период считается окончательным этапом первого периода эволюции.

В нашей стране этот период пришелся на более позднее время, началом его принято считать X в., так как именно в это время появилось христианство на Руси, а окончанием – XVII в., время принятия Петром I указов, запрещающих умерщвлять детей, имеющих отклонения в развитии. Таким образом, принятое Русью христианство со своими идеями милосердия и сострадания наложило отпечаток на существующую традицию терпимого отношения к инвалидам. В течение долгого времени такое отношение носило сторонний характер, сострадательное отношение русских князей и царей не выливалось в совершение каких-либо активных действий в помощи таким людям.

Однако в 996 г. киевский князь Владимир перенял опыт византийских монастырей – был обрисован круг лиц, имеющих необходимость в призрении, киевские князья передавали часть своих доходов в фонд призрения, и призрение было возложено на церковные структуры.

В отличие от опыта зарубежных стран, прошедших долгий и трудный путь по изменению отношения к инвалидам, Русь переняла вместе с христианством и систему монастырской благотворительности.

Предпринятые Петром I изменения, направленные на европеизацию страны, коснулись и институтов призрения, под влиянием опыта зарубежных стран была признана необходимость государственной помощи людям, имеющим отклонения в развитии.

В отличие от опыта зарубежных стран, прошедших долгий и трудный путь по изменению отношения к инвалидам, Русь переняла вместе с христианством и систему монастырской благотворительности.

Предпринятые Петром I изменения, направленные на европеизацию страны, коснулись и институтов призрения, под влиянием опыта зарубежных стран была признана необходимость государственной помощи людям, имеющим отклонения в развитии.

ВТОРОЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ

Вторым периодом эволюции отношения к людям с нарушениями развития принято считать временной интервал с Х!! по ХУ!!! в. Этот период характеризуется резким изменением отношения к людям с нарушениями развития от осознания необходимости заботы и милосердия по отношению к людям с нарушениями развития до осознания возможности и целесообразности их обучения. Эпохи Возрождения и Реформации характеризуются широким распространением идей гуманизма, что в сочетании с урбанизацией, развитием образования и книгопечатания и другими благоприятными факторами приводит к изменению отношения общества к людям с нарушениями развития, естественно, в западном обществе. Были предприняты первые попытки обучения детей, имеющих отклонения в сенсорном развитии.

Первоначальный опыт обучения не вызвал необходимости в организации специального образования для людей с нарушениями развития, но внес свой вклад в общее изменение взглядов в отношении этих людей. Во Франции общество задумывается о судьбе этой категории людей, в итоге в ХУ!!! в. были основаны школы для детей с нарушениями зрения и глухонемых детей. Создание Декларации прав человека и гражданина по окончанию Великой французской революции дает обществу новый взгляд на людей с ограничениями и становится толчком к развитию психиатрии.

В России начало второго периода эволюции пришлось на времена царствования Петра I. Если в Европе осознание необходимости обучения лиц с отклонениями в развитии происходило долго и трудно, появилось как следствие развития цивилизации под влиянием различных социально-культурных предпосылок, то в России этот процесс получил свое развитие только в результате заимствования западных новшеств. Состояние отечественного образования в России находилось на зачаточном уровне, еще не было принято как необходимость, и, соответственно, не возникло потребности обучения инвалидов

Отношение к людям с нарушениями в развитии остается прежним – сострадательное, милосердное, но стороннее, не приносящее реальной помощи, поэтому в учреждениях специального образования работали главным образом приглашенные специалисты-иностранцы.

Таким образом, в России этот период эволюции начался гораздо позже, чем в Европе, но закончился примерно в то же время и с теми же результатами, хотя и с другой мотивацией.

Соответственно, последующее развитие изменения отношения к инвалидам имеет различные для России и Западной Европы последствия.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ

Начало третьего периода эволюции изменения отношения общества к людям с нарушениями развития приходится на конец ХУ!!! в., окончание периода – на начало ХХ в. И в России, и в Европе осознание необходимости создания системы образования людей с нарушениями развития возникает вследствие принятия странами законов о всеобщем начальном образовании, тем не менее носит отличающийся идеологический характер.

Развитие специального образования на Западе стало логичным следствием принятия законов о всеобщем образовании. Понимание невозможности одинакового обучения здоровых детей и детей с нарушениями развития привело к тому, что аномальные дети были выделены в отдельную категорию, требующую особых образовательных условий. Обучению подлежат дети с нарушениями слуха и зрения и умственно отсталые дети. Признание права детей с отклонениями на обучение влечет за собой организацию нормативно-правовой базы и выявление источников финансирования. Таким образом, на этом этапе можно говорить о возникновении и становлении специального образования как о результате взаимодействия государственных и негосударственных учреждений образования.

В России начало третьего периода эволюции пришлось на начало Х!Х в., время открытия первых специализированных учреждений для слепых и глухонемых детей. Финансирование этих учреждений производилось за счет благотворительности и не входило в сферу деятельности государства. С отменой крепостного права, развитием благотворительности, принятием законов о всеобщем образовании в России организуется система образовательных учреждений для умственно отсталых детей, детей с нарушениями слуха и зрения.

Однако еще нельзя говорить о развитии специального образования в рамках государства, так как специальное образование не имеет правовой и нормативной базы и не включено в государственную область финансирования.

После революции 1917 г. происходит смена государственного строя, страна находится в состоянии кризиса, идет гражданская война. Учреждения, созданные для детей с нарушениями развития, полностью передаются в ведомство государства. Всякая благотворительность и филантропия категорически запрещается. Новая власть видит цель воспитания и образования дефективных детей в создании общественно полезных граждан.

Таким образом, в России становление специального образования пришлось на различные исторические периоды, зарождалось в монархическом государстве, окончательно сформировалось в социалистическом с совершенно другими ценностями, целями и морально-этическими нормами.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ

Четвертым периодом эволюции изменения общественного сознания по отношению к детям с нарушениями развития принято считать временной интервал с начала ХХ в. до 1970-х гг.

Этот период характеризуется повсеместным развитием и дифференцированием системы специального образования, введением новых видов образовательных учреждений для детей с нарушениями развития, расширением возрастных рамок специальной педагогики до дошкольной и послешкольной. Этот процесс развития специальной педагогики дважды прерывался мировыми войнами, и получил продолжение своего развития уже после окончания Второй мировой войны.

Пережив эпоху фашизма, человечество пришло к переосмыслению ценности человеческой жизни в пользу приоритетов личности над приоритетами общества. В контексте этого подхода изменилось и отношение к людям с ограниченными возможностями. Был принят ряд правовых документов, защищающих права человека, в том числе и лиц с нарушениями.

На фоне общего социально-экономического подъема происходит развитие специальной педагогики: идет активное изучение методов диагностики икоррекции нарушений; признается необходимость обучения детей со всеми нарушениями развития; к учреждениям для глухих (слабослышащих), слепых (слабовидящих) добавляются специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. д.; признается возможность обучения детей с глубокой умственной отсталостью, которые ранее считались необучаемыми. Усиливается законодательная основа специального образования, расширяется сеть учреждений и образований, направленных на оказание социальной, психологической, медицинской, педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями.

В России этот период носит противоречивый характер, основное противоречие которого заключается в том, что наряду с принятием на себя заботы о дефективных детях государство препятствует расширению системы специальных образовательных учреждений.

С одной стороны, государство ставит перед наукой дефектологией задачу воспитания общественно полезных граждан, что требует создания и расширения сети специальных образовательных учреждений, с другой – обвиняет Народный комитет просвещения в раздувании масштабов проблемы и запрещает дальнейшее расширение специальной образовательной системы, что объясняется существованием государственной установки о снижении показателей благополучия в процессе строительства социализма.

ПЯТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ: ОТ РАВНЫХ ПРАВ К РАВНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ; ОТ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ К ИНТЕГРАЦИИ

Пятым периодом эволюции изменения общественного отношения к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности считается отрезок времени с 1970-х гг. по настоящее время. Этот период характеризуется общемировым развитием борьбы против дискриминации по различным признакам – расовым, половым, религиозным и т. д.

Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире, такая политика способствует укреплению уважительного отношения к различиям, существующим между людьми. В свете борьбы с дискриминацией меняется отношение к людям с нарушениями развития – если раньше считалось, что такие люди должны обучаться в специализированных заведениях, способных предоставить особые образовательные условия, то теперь говорится о том, что человек должен существовать в обществе и среди общества, помещение человека в специальное учреждение является дискриминацией и нарушением его прав.

Основным направлением специального образования является интеграция человека с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в общество. В то же время на Западе широко распространено существование поселений для людей с глубокими нарушениями развития (например, «кемпхиллские деревни»), создатели этих сообществ считают такую модель организации жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями оптимальной и для самих людей с ограниченными возможностями, и для окружающих, люди в таких деревнях выращивают себе пишу, помогают друг другу по мере возможности.

В нашей стране наступление пятого периода эволюции не было логическим продолжением развития общества, а стало результатом очередного переустройства государства и переосмысления ценностей, поэтому специальная педагогика в России находится в поиске модели развития, соответствующей специфике именно нашей страны.

На современном этапе развития цивилизации существует много медицинских технологий и возможностей для предупреждения, диагностики и коррекции недостатков развития, таких как возможность имплантации, пересадки органов и создание искусственных; создание лекарственных средств, препаратов, вакцин, способствующих предотвращению появления недостатков развития; совершенствование диагностических технологий и многое другое. Существует множество способов восстановить нарушенные функции организма, предупредить появление ребенка с тяжелыми отклонениями развитии, но существует также целый ряд общественных и религиозных организаций, считающих это вмешательство в жизнь человека нарушением его прав родиться и жить таким, каким его создал Бог.

4.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обычной педагогической подготовки для работы с детьми, имеющими особые образовательные требования, недостаточно. Осуществить профессиональную педагогическую помощь таким детям может педагог-дефектолог. Профессиональная подготовка дефектолога охватывает не только коррекционную и классическую педагогическую сферу, но и тесно сотрудничает с медициной, социологией, психологией и другими научными областями.

Обязанности педагога-дефектолога:

1) проводить профилактическую работу;

2) образовательную;

3) коррекционную работу;

4) педагогическую диагностику;

5) планировать и осуществлять учебный процесс;

6) принимать участие в исследовательской работе в своей сфере деятельности;

7) постоянно повышать свой профессиональный уровень.

За рубежом впервые специалисты по дефектологии появились в начале XVII в. в Берлине. Там были открыты курсы специальной подготовки преподавателей для работы с детьми, имеющими нарушения развития, при Берлинской королевской школе глухонемых. В России такие курсы впервые открылись в 1898 г. в Санкт-Петербурге.

На сегодняшний день специальное педагогическое образование подразделяется на тифлопедагогику (для обучения слепых и слабовидящих детей), сурдопедагогику (глухие и слабослышащие), олигофренопедагогику (нарушения умственного развития), логопедию (нарушения речи), специальную дошкольную педагогику. Психологическое сопровождение лиц с нарушениями развития осуществляют специалисты, получившие подготовку по специальной психологии, а педагогические колледжи подготавливают воспитателей для работы в дошкольных и школьных системах специального образования.

Несомненно, кроме профессиональных качеств, любой педагог должен обладать определенными моральными качествами, такими как доброта, любовь к детям, ответственность, увлеченность своей работой, инициативность и энергичность. Работа с детьми, имеющими нарушения развития, требует также гуманного и уважительного отношения к своим воспитанникам, веры в достижение поставленных целей, тактичности и терпеливости. Дефектолог работает не только с детьми и взрослыми, имеющими нарушения развития, но и с родителями таких детей. Педагог-дефектолог – это главный человек, ответственный за социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями в обществе.

Работа дефектолога связана с определенными профессиональными вредными воздействиями, поэтому такой педагог должен быть обладателем устойчивого психического и физического здоровья и выносливости.

5 принципы специального образования

Специальная педагогика имеет определенную систему требований, описывающих концептуальные основополагающие положения, которые определяют характер организации образовательного процесса. Эта система называется принципами специального образования.

Принципы специального образования реализуются при помощи специальных методов, приемов и технологий. Перечислим их.

Каждый ребенок имеет право на обучение. Принцип педагогического оптимизма предполагает построение коррекционно-педагогической работы с учетом потенциальных возможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат. Этот принцип поддерживается знаниями об уровне современного развития педагогических возможностей.

В развитии каждого ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, благоприятные для развития каких-либо психических процессов. Коррекционно-педагогическая помощь будет более продуктивна, если нарушение будет выявлено, как можно раньше и необходимые меры приняты своевременно, в этом заключается принцип ранней педагогической помощи.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счет перестройки сохранившихся. При этом образование ребенка с нарушениями учитывает его индивидуальные особенности развития.

Принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.

Принцип развития мышления, языка и коммуникативных способностей. Большинство детей с нарушениями развития имеют проблемы в развитии речи, мышления и в общении с другими детьми. Коррекционная работа должна быть направлена на преодоление этих недостатков развития для дальнейшей социализации и адаптации человека в обществе.

Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционно-воспитательной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушений, но и индивидуальные особенности обучаемого ребенка. Такой принцип может быть реализован в коллективе учащихся с отклонениями в развитии путем условного деления учащихся на группы.

Принцип необходимости специального педагогического руководства. Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениями в развитии, способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной и компенсаторной помощи.


6 ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальная педагогика реализует принципы специального образования при помощи определенных образовательных технологий. Педагогические образовательные технологии можно рассматривать как проектирование образовательного процесса при помощи специальных методов и приемов обучения и воспитания.

Методы обучения включают в себя непосредственно методы обучения (т. е. направленные на взаимодействие педагога и учащегося) и методы учения (учебно-познавательная деятельность самих обучаемых) и подразделяются на:

1) методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические);

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля.

Под перцептивными методами понимаются методы словесной передачи, зрительного и слухового восприятия. В группе этих методов основными являются практические и наглядные методы, дополнительными – методы словесной передачи.

В учебно-познавательном процессе могут использоваться как общепедагогические приемы и методы, так и специфические для каждой категории нарушений. Выбор и сочетаемость этих методов определяются с учетом особых образовательных потребностей учащихся, методы взаимодополняемы и подкрепляют друг друга.

Процесс воспитания детей с нарушениями в развитии неразрывно связан с коррекционно-педагогическим процессом, строго индивидуален и зависит от особенностей развития самого ребенка – от характера и степени выраженности отклонения, от возраста ребенка, от наличия и специфики вторичных отклонений. Методы воспитания применяются в разной степени в различных вариациях с методами обучения и подразделяются на три вида:

1) информационные методы;

2) практически-действенные методы;

3) побудительно-оценочные методы.

Под информационными методами подразумеваются беседы, экскурсии, примеры из жизни, СМИ, искусство и т. д. Восприятие информации зависит от уровня ее сложности и особенностей психических возможностей учащихся.

Практически-действенные методы наиболее понятны детям с нарушениями в развитии и включают в себя игру, ручной труд, рисование, приучение, упражнение, некоторые нетрадиционные методы.

К побудительно-оценочным методам относятся поощрение, осуждение, порицание и наказание. Наказание и порицание недопустимо высказывать в резкой форме, они не должны унижать личность ребенка, недопустимо физическое наказание или наказание трудом. Наказание действенно только в том случае, если ребенок осознает неправильность своих действий и поступков.


7 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В самом начале пути обучения детей с нарушениями развития применялась только индивидуальная форма обучения, что определялось многообразием форм нарушений и малоизу-ченностью этого направления.

Сейчас такой подход используется в случаях, если в силу особенностей развития (дети с глубокими нарушениями интеллекта, дети с нарушениями слуха) или возраста (ранний возраст) ребенок не способен обучаться в коллективе, или же в случае, когда ребенок обучается на дому. При достижении положительных результатов в коррекционно-педагогической работе в индивидуальной форме дополнительно может применяться индивидуально-групповая форма с небольшими группами детей для проведения определенных коррекционных занятий, не требующих строгого индивидуального подхода. Самая распространенная форма в системе организации специального обучения – классно-урочная, при которой педагог руководит деятельностью всех учащихся. Основная характеристика урока – постоянство состава группы учащихся. Эта форма обучения используется в основном в средней и старшей возрастных группах. В младших классах уроки чаще всего строятся по смешанному (комбинированному) типу в связи со сложностью усвоения материала учащимися в этом возрасте.

В специальной педагогике существует так называемая пропедевтическая система работы педагога, заключается она в том, что предварительно педагогом проводится подготовка для получения новых знаний. Эта подготовка может осуществляться на других занятиях, в процессе проведения индивидуальных занятий или каких-либо дополнительных форм обучения.

На уроках в специальной школе часто используется дифференцированно-групповая форма работы, когда педагог разбивает класс на группы в зависимости от их уровня развития, особенностей нарушения развития, объемов и темпов познавательной деятельности. Также используется бригадная форма работы, при которой дети группируются для выполнения какого-либо задания. При обучении в групповой форме дети получают возможности для развития навыков социального общения, речи и мышления; такая форма обучения стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, товарищества и взаимопомощи. К детям, имеющим значительные отличия в развитии от остальных детей в коллективе, применяют индивидуализированную форму обучения.

Также существует ряд дополнительных форм обучения, таких как внеклассные мероприятия, самоподготовка, экскурсии, факультативные и кружковые занятия и др.


9,10МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАТРОНАЖ. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА И РАННЯЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ

Медико-социально-педагогический патронаж является неотъемлемой частью специального образования и представляет собой комплекс мер, направленных на преодоление проблем лечения, обучения и воспитания личности, имеющей нарушения развития. Медико-социально-педагогический патронаж является частью специального образования, имеет такие цели, как: реализация и разработка новых коррекционно-обучающих программ для детей с нарушениями развития и их семей; оказание комплексной помощи (медицинской, психологической, педагогической) детям с нарушениями развития; помощь в выборе индивидуальной программы помощи и поддержки для каждого ребенка с нарушениями развития; привлечение внимания общественности (в том числе при помощи СМИ) к проблемам людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, и т. д.

Медико-социально-педагогический патронаж реализуется различными как государственными учреждениями и службами (психолого-медико-педагогическими комиссиями, психолого-медико-социальными центрами), так и негосударственными образованиями – благотворительными фондами, общественными ассоциациями и др.

Одной из важнейших задач медико-социально-педагогического патронажа служат ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь,

способствующие предупреждению инвалидности (или снижению степени ограничения жизнедеятельности). И за рубежом, и в нашей стране существует множество методик для диагностики и оказания ранней помощи людям, имеющим нарушения развития.

За рубежом опыт оказания ранней помощи более обширен, чем в России, в результате можно наблюдать картину практически полноценной жизнедеятельности людей с нарушениями развития. Как показывает опыт, ребенок с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, воспитываемый в семье, может вести более полноценную жизнь, чем его сверстники, воспитывающиеся в различных учреждениях.

Огромное значение имеет позиция, которую принимает семья, имеющая ребенка с нарушениями развития, готовность членов семьи принимать ребенка таким, какой он есть. Специалисты медико-социально-педагогического патронажа проводят специальные занятия сре-бенком, предлагают свою помощь в консультировании семьи в различных вопросах, по адаптации прежде всего членов семьи к тому, что их ребенок не такой, как другие.

В России оказание ранней помощи и диагностики носит экспериментальный характер и осуществляется посредством психолого-медико-социальными центрами и службами. Достижение ими положительных результатов предполагает дальнейшее развитие системы ранней диагностики и помощи в нашей стране.

11 дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

Специализированное дошкольное образование закладывалось в начале XX в. и получило свое основное развитие в 1970-е гг. Именно в это время были заложены основные принципы специального дошкольного образования: организация специализированных учреждений в зависимости от вида отклонения, введение специальных занятий и специализированного персонала в штат педагогов, небольшая наполняемость групп детей, бесплатность специального дошкольного образования в отличие от общеобразовательных учреждений.

На сегодняшний день это широкая система образовательных учреждений, готовая предложить свою квалифицированную педагогическую, медицинскую, социальную помощь детям с нарушениями развития и их родителям. В основном это детские сады компенсирующего вида или компенсирующие группы детских садов комбинированного типа, а также центры развития ребенка. За рубежом широко принято интегрирование детей с нарушениями развития в детские учреждения общеобразовательного типа. В нашей стране такие инновации приживаются с трудом из-за недостаточного специального кадрового и материально-технического обеспечения. Целесообразной такая интеграция считается только применительно к аномальным детям с уровнем развития, близким к нормальному. Также в нашей стране существуют различные образовательные учреждения для детей, которым требуется психолого-педагогическая и социально-медицинская помощи, оздоровительные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, дошкольные группы при специальных школах и школах-интернатах. Все эти учреждения имеют необходимый штат квалифицированного персонала, обладают современными методиками и приемами коррекционно-развивающего обучения, оснащены необходимым оборудованием.

Если сравнивать состояние специального образования советских времен и настоящего времени, можно отметить закрытость и изолированность системы специального образования в связи с существовавшей в советское время установкой на снижение показателей неблагополучия.

Дети с выявленными нарушениями распределялись в зависимости от вида нарушения в закрытые специализированные учреждения. Обучению и воспитанию подвергались только дети с определенными категориями нарушений, такими как нарушения слуха, зрения, и дети с некоторыми видами нарушения интеллекта. Все остальные – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с тяжелыми нарушениями интеллекта, скомбинированными нарушениями – обучению не подлежали, воспитывались в семьях и оказание им государственной помощи носило медицинский характер.

17. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Становление государственной системы специального дошкольного образования. Современная сеть образовательных учреждений для детей дошкольного возраста со специальными потребностями. Комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения.

Из истории специальной педагогики известно, что в СССР к началу 70-х г.г. 20 века была выстроена сеть специальных дошкольных учреждений: ясли - сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и массовых детских домах, а также при специальных школах и школах-интернатах.

В ходе развития сети специальных дошкольных учреждений учеными были разработаны принципы построения специального дошкольного образования:

В 90-х годах 20 века были утверждены типовые положения для каждого вида образовательных учреждений. К ним прежде всего относятся ДОУ. В соответствии с положением дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в ДОУ обеспечиваются воспитанием, обучением, уходом и оздоровлением. Ребенок, имеющий отклонения, принимается в ДОУ при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей на основании заключения ПМПК.

1. Большинство детей с отклонениями воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного

типа. Наполняемость групп идет в зависимости от типа нарушения: 6-10 человек для детей с тяжелыми нарушениями речи, с ФФН - до 12 человек, глухих, слепых - до 6 человек, с нарушением интеллекта - до 6-8 человек, с комплексными дефектами - до 5 человек.

2. Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения, организуются группы кратковременного пребывания в ДОУ. Занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами 2-3 человека в присутствии родителей. Также оказывается современная психолого- педагогичсская и консультативная помощь.

3.Частым явлением в нашей стране становятся образовательные учреждения общего типа комплекс ДОУ - начальная школа. Для ребенка с ограниченными возможностями переход к школьному обучению означает включение не только в новый для него вид деятельности, но и совершенно иные условия жизни. Все это может ухудшить ситуацию. В данном виде учреждения ребенок будет чувствовать себя более комфортно. Ребенок приступит к школьному обучению в привычной для него обстановке.

4. Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Эти учреждения предназначены для детей следующих категорий: с высокой степенью педагог ической запущенности, с трудностями в обучении, с признаками социальной дезадаптации, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и др. здесь работают педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды, дефектолога и др.

5.Также в стране имеются оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, - санаторно-лесные школы, санаторные детские дома. Здесь оказывают помощь семьям в воспитании проблемных детей, нуждающихся в длительном лечении, получении ими образования, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Нередки случаи, когда дети с ограниченными возможностями не посещали дошкольные учреждения. Для их подготовки к обучению в школе предусмотрен ряд организационных форм. Для них создаются дошкольные группы при коррекционных школах и школах- интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых формируются предпосылки учебной деятельности. Контингент таких групп составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии или дети, не имеющие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение.


2 Современная школьная система специального образования. Основные виды специальных школ для детей с различными нарушениями в развитии. Законодательная и нормативная база. Особенности функционирования специальных школ.

Дети школьного возраста с особыми образовательными потребностями получают образование в соответствии со специальным образовательным Стандартом. В течение 20 века в стране складывается система образовательных учреждений. В настоящее время выделяется 8 основных видов школ для детей с различными нарушениями в развитии.

школа 1 вида - образовательное учреждение для глухих детей,

школа 2 вида - образовательное учреждение для слабослышащих и позднооглохших детей,

школа 3 вида - образовательное учреждение для незрячих детей

школа 4 вида - образовательное учреждение для слабовидящих детей.

школа 5 вида - для детей с тяжелыми нарушениями речи,

школа 6 вида - для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,

школа 7 вида - для детей с трудностями в обучении, ЗПР,

школа 8 вида - для детей с умственной отсталостью.

Деятельность учреждений регламентируется постановлением Правительства от 12марта 1997 г. «Об утверждении типового положения», а также письмом Министерства образования «О специфике деятельности специальных образовательных учреждений 1-8 видов». Выпускники специальных образовательных учреждений (за исключением школы 8 вида) получают цензовое образование, соответствующее уровню массовой школы. Им выдается документ Государственного образца. В специальную школу направляют с согласия родителей и на основании заключения ПМПК. В специальной школе может быть создан класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

Специальная школа 1 вида имеет 3 ступени общего образования (начальное общее образование 5-6 лет, основное общее образование 5-6 лет, полное среднее общее образование 2 года). Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки организуется подготовительный класс. В 1 класс принимаются дети с 7 лет. Вся работа пронизана формированием словесной устной и письменной речи. Широко применение жестовой речи. Количество детей в классе не более 6 человек.

Специальная школа 2 вида имеет 2 отделения:

В 1 класс любого из отделений принимаются дети, достигшие 7-летнего возраста, если они посещали детский сад. Для детей без дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс. Наполняемость классов в 1 отделении до 10 человек, во 2 - до 8. 3 ступени образования (1 - 4-5 и 5-6,2 - 6, 3 - 2 года). Развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны речи.

Специальные школы 3 и 4 вида. В 1 класс поступают дети 6-7, а иногда и 8-9 лет. Наполняемость классов до 8 человек. Общий срок обучения - 12 лет. (3 вид). В 1 класс принимаются дети 6-7 лет, наполняемость класса до 12 человек. 12 лет обучения.

Специальная школа 5 вида. В ее составе могут быть одно или два отделения:

Если речевое нарушение устранено ребенок может с согласия родителей и на основе заключения ПМПК перейти в обычную школу. В 1 класс принимаются дети 7-9 лет. За 10- 11 лет обучения дается основное общее образование. Логопедическая помощь оказывается и во внеклассное время. Предусмотрен специальный речевой режим.

Специальная школа 6 вида. 3 ступени (1 - 3-5 лет, 2-6 лет, 3-2 года). В 1 класс поступают дети 7 лет, но если не было садовской подготовки, предусмотрен подготовительный класс.

Специальная школа 7 вида. Число учеников в классе не более 12. 2 ступени (начальное - 3-

основное общее - 5 лет). У учащихся сохраняется возможность перехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в развитии.

Специальная школа 8 вида. Обучение не является цензовым. Образование завершается экзаменом по трудовому обучению. В 1 или подготовительный класс принимается в возрасте 7-8 лет. Число учеников не превышает 12, а с глубокой умственной отсталостью 5-

В эту школу не принимают детей с эпилепсией, психопатоподобным поведением другими психическими заболеваниями. Эти дети с участием родителей могут посещать консультативные группы. Процесс обучения осуществляется в индивидуальном порядке.

Имеются и другие варианты образовательных учреждений, работающих по новаторским программам, но их не так много.

13 Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Профориентационная работа. Профессиональное образование. Право на профессиональную реабилитацию. Индивидуальная программа реабилитации.

Право на профессиональную реабилитацию людей с ограниченной трудоспособностью закреплено в Конституции РФ. В соответствии со статьями 10 и 11 предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации людей с ограниченной трудоспособностью.

Индивидуальная программа реабилитации - это комплекс мер - медицинских, психологических, педагогических, социальных, - направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций. Для каждого человека с ограниченной трудоспособностью индивидуальная программа реабилитации, не являясь обязательной, имеег рекомендательный характер. Одна часть программы бесплатная, другая может быть оплачена самим обучающимся или организацией, в которой он работает. Индивидуальные программы разрабатываются специалистами Государственной службы медико-социальной экспертизы после всестороннего обследования человека. В ее создании принимают участие медики, психологи, педагоги, социальные работники, представители службы занятости. Предварительно учреждение по результатам обследования определяет группу инвалидности, в соответствии с которой и строится индивидуальная про1рамма.

1 группа присваивается людям, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройств функций организма из-за заболевания, травмы или дефекта развития. Из-за этого могут быть нарушены в значительной степени способность к самообслуживанию, передвижению, возможности общения.

2группа - стойкие, выраженные нарушения функций из-за болезни, травм, дефектов развития. Это приводит к ограничению возможности трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения и т.д.

3группа присваивается людям, если вследствие заболевания, травм или дефектов развития отмечается стойкое, но незначительно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению в трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению и т.д.

Таким образом, признается, что инвалиды 2 и 3 группы могут обучаться и трудиться. Для детей и подростков с отклонениями в развитии, Профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе. Для служб профориентации разработаны компьютерные технологии, позволяющие быстро и эффективно проводить профессиональную ориентацию и организацию трудоустройства. Компьютерная система содержит перечень профессий и их кодирование по факторам трудовых ограничений. В зависимости от характера и степени тяжести нарушений человека с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования - от начального до высшего. В нашей стране люди с офаниченной трудоспособностью не всегда имеют равные возможности для получения профессионального образования. Среди сотен тысяч студентов, которые сегодня обучаются в вузах России, студенты-инвалиды составляют всего более тысячи человек. Но постепенно формируется система специального вузовского образования для студентов с ограниченными возможностями. Это, например, Московский институт-интернат дщ инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки незрячих Всероссийского общества инвалидов.

Помимо этого существует опыт включения групп студентов с ограниченными возможностями в общий образовательный поток в виде отдельных групп или факультетов. Еще в 30-х годах 19 века в Институте им. Баумана учились неслышащие студенты. Сегодня этот институт признан лидером по организации обучения студентов с ограниченными возможностями. Группы неслышащих и незрячих студентов учатся сегодня в педагогичеких вузах в Москве и Питере. Несколько выпускников детского дома для слепогдухих были зачислены в МГУ. И один из выпускников этой группы - Суворов стал доктором яеихологических наук, профессором.

Более доступна для человека с ограниченными возможностями система среднего профессионального образования. Здесь имеется небольшой выбор профессий для людей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата: технические специальности, специальности, связанные с культурой и образованием. Сегодня в России такие возможности все более сужаются. Сегодня в России официально работают только 11% от общего числа инвалидов, хотя 2/3 имеют желание и могут трудиться. Поэтому школьная

система профессиональной ориентации перестраивается, находя новые варианты и формы профессиональной подготовки. Этому способствуют новые модели специальных школ.

14 Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями.Социальная помощь и социальное обслуживание. Социально-педагогическая деятельность в России и за рубежом. Стратегия государственной социальной политики в области социально педагогической помощи.

Социальная помощь - это комплекс гуманитарных услуг представителям экономически необеспеченных групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Как правило, она носит характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг (медицинских, психологических, правовых).

Социально-педагогическая деятельность представляет собой непрерывный педагогически организованный процесс. Она осуществляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая роль принадлежит социальным педагогам. Социальный педагог взаимодействует с педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов. Основная задача его деятельности - оказание помощи в создании взаимодействия между личностью с ограниченными возможностями и обществом для обеспечения человеку независимой жизни и повышения уровня социальной адаптации. Направления работы (патронаж детей, содействие в решении личных и социальных проблем, представление интересов ребенка в органах милиции или суде и др.).

Появляется большое количество специальных учреждений для таких категорий граждан Психолого-медико-педагогическая консультация - это диагностико-коррекционное, постоянно действующее учреждение. Основная задача - выявить и комплексно обследовать детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска, создание индивидуально- реабилитационных программ. Консультации работают в сотрудничестве с разными учреждениями (образования, здравоохранения).

Деятельность этого учреждения сложна. Лишь в редких случаях удается поставить диагноз сразу. Поэтому диагностическая деятельность регулируется рядом принципов:

Реабилитационные центры осуществляют свою деятельность на основе принципа комплексной помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Правовой базой создания таких центров является приказ Министерства социальной защиты РФ от 14 декабря 1994г., утверждающий Примерное положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Основные задачи:

Включает в себя отделения: диагностики и разработки программ социальной реабилитации, медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, Дневного и стационарного пребывания.

Психолого-медико-социальные центры (ПМС). Важнейшее направление деятельности - организация процесса сопровождения ребенка в образовательном и социальном пространстве. Реализуется диагностика, коррекция и оздоровление.

В западных странах система социально-педагогической помощи людям с особыми потребностями построена на принципах интеграции и нормализации. Дети и взрослые со значительными ограничениями здоровья обеспечены целым комплексом мероприятий социально-педагогической направленности, осуществляемых в условиях семьи.

Во взрослом возрасте люди располагают возможностью выбора места и сферы проживания, проходят пролонгированный курс обучения по подготовке к независимой жизни и профориентации в соответствии с индивидуальными возможностями. В европейских странах действуют частные школы, которые работают по собственным программам. Одним из интересных примеров организации жизни людей с тяжелыми нарушениями развития является создание кэмпхиллских общин.



1 ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации