Курсовая работа - Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ОАО Западно-Сибирский Альянс, г. Омск - файл n1.doc

Курсовая работа - Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ОАО Западно-Сибирский Альянс, г. Омск
скачать (581.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc582kb.14.09.2012 13:45скачать

n1.doc

  1   2   3


Федеральное агентство по образованию

Омский государственный институт сервиса

Кафедра экономики и организации производства


К защите допущена Защищена с оценкой

«____»______2011 г. ___________________

_________________ «____»______2011 г.


КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: Планирование на предприятии
на тему: Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ОАО «Западно-Сибирский Альянс», г. Омск
Выполнила студентка 61-Эз гр.

Пасова М.С.

___________________________

Руководитель: доцент кафедры

ЭиОП Дремина Г. А.

___________________________
Омск 2011

АННОТАЦИЯ
В курсовом проекте проанализированы основные экономические показатели работы предприятия, организация плановой работы. Проведен анализ резервов повышения эффективности деятельности ОАО «Западно-Сибирский Альянс», по которым в проектной части разработаны соответствующие мероприятия (совершенствование оплаты труда рабочих, организация на предприятии дополнительного участка по ремонту легковых автомобилей, организация маркетинговой службы на предприятии). Составлен план повышения экономической эффективности деятельности предприятия. На основе проведенных рас­четов произведена корректировка основных экономических показателей предприятия за последний год.

Общий объем пояснительной записки 53 страницы; приложений 7; 8 рисунков; 13 таблиц; использовано 17 источников литературы.
СОДЕРЖАНИЕ


Введение

4

1.Экономический анализ деятельности ОАО «Западно-Сибирский Альянс»

5

1.1.Общая характеристика предприятия

5

1.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ОАО «Западно-Сибирский Альянс»


8

1.3. Анализ резервов повышения эффективности деятельности предприятия


22

1.4. Анализ организации плановой работы на предприятии

22

2.Проект мероприятий по улучшению финансово - хозяйственной деятельности ОАО «Западно-Сибирский Альянс»



25

2.1. Совершенствование системы оплаты труда рабочих ОАО «Западно-Сибирский Альянс»


25

2.2. Мероприятие по организации на предприятии дополнительного участка по ремонту легковых автомобилей


29

2.3. Мероприятие по организации маркетинговой службы на предприятии


35

3. Пересчет основных технико-экономических показателей предприятия


42

3аключение

44

Библиографический список

45

Приложение

46



ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наиболее важной экономической проблемой является ускорение темпов социального и экономического развития страны на основе максимальной интенсификации общественного производства и повышения его эффективности. Рыночные отношения в России требуют определенных условий для развития экономического механизма, осуществления новой финансовой политики, усиления ее воздействий на ускорение социально экономического развития предприятий, рост эффективности производства. Реальный подъем экономики возможен только в том случае, если будут преодолены трудности в связи с внедрением нового хозяйственного механизма, изменениями в руководстве экономикой. Переход к новым условиям хозяйствования внес существенные изменения и в функционирование отраслей сервисного обслуживания.

Получив полную самостоятельность, предприятия автообслуживания встретились с немалыми трудностями. Перед ними встали проблемы организации материально-технического снабжения, текучести кадров, планирования оказания услуг и их реализации. Наиболее серьезные проблемы в связи с падением платежеспособного спроса населения, жесткой конкуренцией среди предприятий. Потребительский спрос в основном концентрируется на продуктах питания и жизненно необходимых товарах. Чтобы привлечь потребителя, необходимо иметь современное дорогостоящее оборудование, новые технологии производства, совершенствовать оказываемые услуги.

Для эффективного функционирования предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов реализации услуг, снижение себестоимости и роста прибыли. Таким образом, тема данной курсовой работы в современных условиях является актуальной.

В качестве объекта исследования в настоящей курсовой работе выбрано предприятие ОАО «Западно-Сибирский Альянс», оказывающее населению услуги по ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей.

Целью данной курсовой работы является выявление конкретных резервов улучшения финансово - хозяйственной деятельности ОАО «Западно-Сибирский Альянс». Для достижения поставленной цели в курсовой работе проведен комплексный анализ работы предприятия и анализ организационно - технического уровня. Выявлены недостатки и указаны пути их устранения. На основании выводов, сделанных в результате проведенного анализа, был разработан ряд мероприятий для эффективной работы предприятия. В ходе работы на основе расчета предложенных мероприятий производится корректировка основных технико-экономических показателей предприятия за последний год с планированием на 2010 год.

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЗАПАДНО - СИБИРСКИЙ АЛЬЯНС»
1.1.Общая характеристика предприятия
Правовое положение общества определяется гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ, принятыми в пределах их полномочия. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет банковские счета, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование. Общество имеет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

ОАО «Западно-Сибирский Альянс» учреждено в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общество создано для реализации товаров народного потребления и другой продукции, оказания услуг населению и юридическим лицам в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Основными видами деятельности общества являются:

В обществе созданы следующие органы управления:

Единоличный исполнительный орган – генеральный директор (председатель правления). Коллегиальный исполнительный орган -
правление. Члены совета директоров, генеральный директор и члены
правления, реализуя свои права и обязанности действуют в интересах
общества. На предприятии ведется бухгалтерский, оперативный и
статистический учет и отчетность в соответствии с требованиями
действующего законодательства. Организация документооборота
установлена правлением. Ответственность за состояние учета, своевременное представление бухгалтерской и иной отчетности в соответствии с требованиями действующего законодательства. Финансовый год установлен с первого 1 по 31 декабря текущего года включительно.

Организационная структура ОАО «Западно-Сибирский Альянс» изображена на рис. П.1.1.

Главные задачи, которые должны решаться при управлении данного предприятия, заключается в том, чтобы услуги населению были оказаны в наиболее короткий срок, выполнение услуг должно быть высококачественным, по возможности дешевым для населения и экономически выгодным для предприятия.

Производственный процесс технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей на предприятии состоит из основных технологических процессов и вспомогательных работ, в основе которых заложен единый технологический процесс.

Рис 1.1. Структура производственного процесса
К основным технологическим процессам относятся: прием и выдача автомобиля, техническое обслуживание, в том числе уборочно-моечные, регулировочные, контрольно-диагностические работы; ремонт, в том числе разборочно-сборочный, восстановительный, жестяно-сварочный, окрасочный, противокоррозионный.

К вспомогательным работам относятся: складские, транспортные, инструментальные работы, ремонт и содержание оборудования, тепло- и энергоснабжение.

Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту относится к индивидуальному методу производства с использованием готовых запасных частей или восстановленных деталей. Восстановительные операции выполняются с учетом принадлежности восстанавливаемых узлов, агрегатов и деталей к конкретному автомобилю.

Технология проведения технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей на станции представляет собой технологический маршрут, состоящий из выполнения процессов приема автомобиля, технического обслуживания, ремонта и выдачи автомобиля.

Автомобили, прибывшие на станцию для выполнения обслуживания ставятся на площадку перед цехом. Заказчик производит оформление заявки на производство работ в столе заказов. Приемщик заполняет заказ-наряд или заказ-квитанцию и передает один экземпляр заказчику, что дает право на въезд автомобиля в цех.

Автомобиль поступает на уборочно-моечный пост, а при необходимости осмотра - на пост приема автомобиля.

Согласно заявленным работам, автомобиль направляется на соответствующие участки цеха, где на универсальных или специализированных рабочих постах осуществляется техническое обслуживание, ремонт, диагностирование, установка запасных частей, подготовка к сезонной эксплуатации, переоборудование автомобиля и т.д.

На окончательном этапе технологического маршрута и ремонта в цехе, когда выполнены заявленные работы, помимо технического контроля, производится расчет за ремонтные работы, поставленные запасные части, материалы, и автомобиль предъявляется заказчику для получения.. Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей оплачиваются согласно цены за нормо-час.

На рис 1.2. представлен технологический процесс приема автомобиля.

Работники предприятия постоянно посещают международные выставки авторемонтной тематики и строят свои производственные и коммерческие планы с учетом мировых тенденций развития рынка авторемонтного оборудования.

Рис.1.2 Поточный технологический процесс приема автомобиля на ТО


1.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности

ОАО «Западно-Сибирский Альянс»
Для выявления резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности необходим всесторонний квалифицированный анализ деятельности предприятия. Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности вытекает из его роли и функций, которые он выполняет в системе управления предприятием, где занимает одно из центральных мест.

Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени; определяется влияние разнообразных факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы. В целом анализ связан с поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию. В условиях динамичности конъюнктуры внешней и внутренней среды предприятия особое значение приобретает проведение анализа технико-экономических показателей предприятия. Данный анализ, используя весь комплекс экономической информации, возникающей на предприятии, дает возможность реально оценить состояние дел и своевременно сформировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия.

Для проведения анализа были использованы данные, имеющиеся на предприятии: бухгалтерская и статистическая отчетность. Также использованы повышающие коэффициенты к действующему прейскуранту. Анализ проводится по данным работы предприятия за 3 года.

Одной из важнейших задач анализа является контроль за правильным использованием рабочей силы, рациональной расстановкой работников по участкам производства, уровнем квалификации работников.

Динамика численности работников предприятия с 2007 по 2009 годы представлена в таблице 1.1 и на рис 1.3.
Таблица 1.1.

Динамика численности работников предприятия по категориям персонала


Категория

персонала

2007


2008


Темп

роста 2008/2007 г, %

2009


Темп

роста 2009/2008, %

Темп

роста 2009/2007, %

Руководители

5

5

100

5

100

100

Специалисты

5

4

80

3

75

60

Служащие

6

6

100

7

117

117

Рабочие

основные

28

25

90

22

88

79

Рабочие

вспомогательные

17

15

88

13

87

76

Младший

обслуживающий

персонал

3

3

100

2

67

67

Итого

64

58

90

52

90

81



За анализируемый период произошли следующие изменения: в общем, численность уменьшилась на 6 человек. В 2008 году количество специалистов уменьшилось на 8%; в 2009 году на 40%. Уменьшилась численность основных рабочих и составила 79% к базовому году, в связи с тем, что был закрыт один из участков жестяных работ. Количество вспомогательных рабочих за рассматриваемый период сократилось по решению руководства, аналогичная ситуация произошла и с младшим обслуживающим персоналом.


Рис 1.3. Динамика численности работников предприятия.
У
величение объема реализации услуг и товаров, расширение ассортимента отзываемых услуг и повышение качества услуг населению во многом зависят от профессионального состава, уровня образования и квалификации работников. На рис 1.4. представлены данные, характеризующие уровень образования работников предприятия за 2009 год.
Рис. 1.4. Распределение категорий персонала предприятия по уровням

образования.

Из приведенных данных видно, что если уровень образования специалистов и служащих довольно высок, то уровень специального образования рабочих недостаточен. Особенно плохо обстоит дело с уровнем специального образования рабочих окрасочного участка.

На повышение производительности труда, качества услуг влияет также и производственный опыт работников стаж работы на данном предприятии (рис 1.5.). На предприятии существует значительная текучесть кадров. Так, например, в 2008 году было уволено в течение года 27 работников, а принято 21 человек; в 2009 году уволено 29 человек, а принято 23 работника. Предприятие несет большие потери в связи с текучестью кадров. Они обусловлены тем, что новые работники в течение довольно длительного времени осваиваются с новыми условиями труда в роли учеников, заработная плата которых значительно ниже заработной платы производственных рабочих.


Рис 1.5. Распределение фактической численности рабочих по стажу их

работы
На предприятии, За анализируемый период уволено за нарушение трудовой дисциплины 23 человека.

Изменение технико-экономических показателей работы ОАО «Западно-Сибирский Альянс» за 2007 - 2009 г.г. представлено в таблице П.2.1. Данные берутся из форм годовой отчетности. Динамика основных технико-экономических показателей представлена на рисунке П.3.1.

Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия за 3 года показывает, что ежегодно увеличивается объем реализации услуг. Так в 2008 году рост составил 139%, а в 2009 году - 186%.

Устойчивый рост имеют следующие показатели хозяйственной деятельности предприятия: выработка на одного работника в 2008 и 2009 годах повысилась на 54% и 107% соответственно, что характеризует достигнутый предприятием уровень производительного труда. На повышение выработки во многом повлияло повышение деловой активности в стране и увеличение спроса на отечественную продукцию.

Анализ использования трудовых ресурсов, рост производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки повышения его оплаты.

Анализ данных по труду и заработной плате показывает, что 2008 год характеризуется достаточно низкими показателями. Затем в 2009 году наблюдается увеличение среднегодовой заработной платы трудящихся и Фонда оплаты труда это обусловлено резким увеличением объема услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, ростом производительности труда работающих.

Отрицательным моментом является рост затрат на производство. Затраты увеличились в 2008 году на 37%; в 2009 году на 56%, но вместе с этим увеличился валовой доход.

Одним из важнейших показателей финансово-хозяйственной деятельности является производительность труда. Используя имеющиеся данные о динамике численности и выработке на одного рабочего, рассмотрим влияние этих показателей на изменение выручки от реализации. Влияние указанных факторов на выручку от реализации можно определить методом цепных подстановок по формуле:
В = Ч0 х Вырб – Чб х Вырб, (1.1.)
где В – выручка предприятия от реализации услуг;

Ч0 - значение численности отчетного периода, чел;
Чб - значение численности базового периода, чел;
Вырб - значение выработки базового периода, руб.
В = 58 х 71592 – 64 х 71592 = - 429552,

В = 52 х 110230 – 58 х 110230 = - 1021380
В = Ч0 х Выр0 – Ч0 х Вырб - влияние на выручку изменения выработки.
В = 58 х 110230 – 58 х 71592 = 2241004

В = 52 х 227808 – 52 х 110230 = 6474056
Расчет влияния основных факторов на изменение выручки приведен в таблице 1.2.
Таблица 1.2


Факторы

Влияние фактора на изменение выручки по годам

2008


2009


Изменение численности

-429552

-1021380

Изменение выработки

2241004

6474056

Общее влияние факторов

1811452

5452676


Несмотря на уменьшение численности рабочих, произошло увеличение объема реализации, благодаря тому, что выработка рабочих возросла и оказала доминирующее влияние на изменение объема реализации.

Следующий этап анализа - анализ использования Фонда оплаты труда. Этот анализ даст оценку использованию средств на оплату труда, определит факторы, влияющие на использование Фонда оплаты труда. На предприятии заработная плата занимает около половины затрат на производство, поэтому рациональное использование Фонда оплаты труда, снижение себестоимости и увеличение роста прибыли неизбежны.

В 2008 году Фонд оплаты труда вырос на 43% (рабочих на 81%). Произошло увеличение окладов руководителей, специалистов и служащих.

Для более обоснованного анализа определим влияние на изменение Фонда оплаты труда двух факторов: численности работников и среднегодовой заработной платы одного работника.
ФЗПч = ∆Ч х Зпл, (1.2.)

где ∆Ч - изменение численности отчетного периода по сравнению с базовым;

Зпл - среднегодовая заработная плата одного работника в базовом периоде, руб.;
ФЗПз = ∆З х Чб, (1.3.)

где Чб - численность в базовом периоде, чел;

∆З - изменение среднегодовой заработной платы одного работника в отчетном периоде по сравнению с базовым периодом, руб.
Факторный анализ ФОТ проведем с помощью метода цепных подстановок (таблица 1.3.)

Таблица 1.3.

Влияние основных факторов на изменение ФОТ работников


Факторы


Влияние фактора на изменение выручки по годам

2008

2009

Изменение численности

- 185952

- 294546

Изменение среднегодовой ЗП

1158336

1676722

Общее влияние факторов

972384

1382176


Изменение числа работников могло привести к сокращению фонда оплаты труда, однако произошло значительное увеличение размера среднегодовой заработной платы, которое оказало доминирующее влияние на изменение фонда оплаты труда и привело к его увеличению.

В результате проведение факторного анализа было выявлено, что в течение всего анализируемого периода основным фактором, оказавшим влияние на изменение фонда оплаты труда работников явился фактор изменения фондовой заработной платы.

Для снижения себестоимости продукции в результате относительной экономии фонда оплаты труда необходимо превышение темпов роста выработки над темпами роста среднегодовой заработной платы. Коэффициент опережения темпов роста выработки над заработной платой (Ко) определяется по формуле:
Ко = Тв/Тз (1.4.),

где Тв - темпы роста выработки отчетного периода к базовому,

Тз - темпы роста среднегодовой ЗП работника отчетного периода к базовому

Ко=318/252=1,26
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Информационной базой для анализа себестоимости продукции являются данные статистической отчетности "О затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам.

Снижение затрат выпускаемой продукции является самым важным фактором развития предприятия. Анализ себестоимости работ направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства.

Динамика объема реализации и затрат на производство представлена на рисунке 1.6. и в таблице 1.4.

Общая сумма затрат на производство продукции может изменяться из-за объема производства продукции и ее структуры. При изменении объема производства возрастают переменные затраты, постоянные затраты остаются неизменными (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия) в краткосрочном периоде.

Рис 1.6. Динамика полной себестоимости услуг и выручки от их

реализации за 2007 - 2009гг.

Таблица 1.4.

Динамика объема реализации и затрат на производство.


Показатели

2007

2008

Темп роста к

предыд

году, %

2009

Темп роста к

предыд

году, %

Темп роста к

базовому

году, %

Объем реализации,

руб.

4581883

6368817

139

11846000

186

259

Затраты на

производство,

руб.

4217357

5777779

137

9013335

156

214


Для того, чтобы выявить какие виды затрат оказали большее влияние на увеличение себестоимости необходимо рассмотреть состав затрат и его динамику (таблица П.4.1.; рисунок П.4.1.); оценить изменения в структуре по элементам затрат.

В элементе "Материальные затраты" отражается стоимость: потребляемых сырья и материалов для нормального протекания технологического процесса, запасных частей для ремонта автомобилей и оборудования, работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями (услуги железной дороги, автоуслуги, услуги сторонних организаций); приобретаемого со стороны топлива всех видов (дизельное топливо); покупной энергии всех видов (электроэнергия).

В элементе "Амортизация основных фондов" отражают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов (собственных и арендуемых).

К элементу "Прочие затраты" относятся налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, по страхованию имущества, затраты на командировки, плата за пожарную сторожевую охрану (охранно - пожарная сигнализация) сторонним организациям, оплата услуг банков, связи вычислительных центров, плата за аренду, резерв средств для обеспечения равномерного включения затрат на проведение всех видов ремонта основных ПФ в себестоимость продукции и услуг.

В 2009 году доля заработной платы несколько уменьшается, удельный вес ее сокращается. Это свидетельствует о повышения уровня кооперации и специализации предприятия; повышении технического уровня, росте производительности труда.

Как видно из таблицы П.4.1. затраты на производство выросли в 2008 году в сравнении с 2007 годом на 1560,42 тыс. руб., в 2008 году в сравнении с 2009 годом на 3235,56 тыс. руб. На увеличение полной себестоимости большое влияние оказало повышение заработной платы. Удельный вес данной статьи затрат составил в 2007 - 57%.Большая текучесть кадров заставляет руководство искать резервы для повышения оплаты труда на предприятии чтобы материально заинтересовать работников. За анализируемый период увеличилась доля материальных затрат. Удельный вес в 2009 году составил 29%. Предприятие приобрело товар и вспомогательные материалы для того, чтобы улучшить показатели финансово - хозяйственной деятельности, в результате этого к значительному увеличению выручки от реализации (валового дохода).

Затраты на рубль произведенной продукции очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Положительным моментом является снижение удельного веса затрат в стоимости реализованной продукции и услуг. В 2009 году затраты на 1 рубль выручки снизились на 16% по сравнению с 2008 годом.

За анализируемый период в 2007 году полная себестоимость оказания услуг превышала выручку от реализации и предприятие получало убытки в результате производственной деятельности.

На увеличение полной себестоимости оказания услуг повлияли следующие факторы:

Влияние вышеперечисленных внешних и внутренних факторов привело к неполной загрузке производственных мощностей, увеличению затрат на производство, и в результате к убыткам от финансово хозяйственной деятельности в 2007 году. В последующие периоды ситуация стабилизировалась и полная себестоимость производства услуг сократилась по отношению к выручке предприятия. Уже в 2008 году предприятие получило прибыль. Большую роль сыграло планирование мероприятий по повышению прибыли предприятия на последующие года.

Основной деятельностью предприятия является выполнение услуг по ремонту легковых автомобилей для населения, поэтому в качестве главного показателя развития предприятия выступает объем реализации услуг. Акционерное общество «Западно-Сибирский Альянс» оказывает услуги по техническому обслуживанию легковых автомобилей:

^ Мелко - срочный ремонт;

^ Агрегатно-механический;

^ Кузовной ремонт

^ Мойка;

^ Окраска автомобилей

^ Автоэкспертная оценка.

В отчеты о деятельности предприятия услуги включаются в объем реализации только по оплате.

Рис 1.7. Изменение объема реализации услуг за 2007-2009гг.
На рисунке 1.7. показано изменение объема реализации услуг за рассматриваемый период.

Среднегодовая стоимость выполнения одного заказа в 2007 г составляла 420 рублей. Акционерное общество оказало услуги в 2007 году на сумму 4581883 руб. По фактическим данным за 2008 год на предприятии отремонтировано автомобилей больше по сравнению с 2007 годом. Объем реализации услуг по ремонту легковых автомобилей повысился. Средняя стоимость одного заказа в 2008 году составила 690 рублей.

Цены на услуги по ремонту автомобилей в 2008 году к уровню 2007 года увеличены в среднем в 1,6 раз.

В 2009 году объем реализации составил 11846000 руб., средняя стоимость выполнения одной услуги составляет 1100 руб. В условных единицах объем услуг составил 10769 заказов, что на 1539 единиц услуг больше по сравнению с 2008 годом. Цены на услуги по ремонту автомобилей в 2009 по сравнению с 2008 увеличились в среднем в 1,6 раз.

Изменение стоимости нормо-часа за рассматриваемый период представлено в таблице 1.5.

Таблица 1.5.

Изменение стоимости нормо-часа.


Виды ремонта


Стоимость нормо - часа, руб.


2007


2008


2009


Мелко - срочный


43,00

59,05

106,74

Кузовной


36,08

58,21

107,66

Агрегатно- механический


43,23

64,05

108,76

Окраска


67,86

91,70

124,06

Мойка


36,73

60,20

89,46


Средняя стоимость нормо-часа по цеху за 2008 год составила 66,64 рубля; в 2009 году - 107,33 рублей.

Мы видим незначительное увеличение стоимости нормо – часа. В среднем за весь рассматриваемый период увеличение в 1,6 раза. Это негативно сказывается на финансово - хозяйственной деятельности предприятия, несмотря на увеличение количества обслуживаемых автомобилей.

Рассмотрим структуру услуг по видам ремонта. Объем реализации услуг по видам ремонта представим в таблице 1.6.

Таблица 1.6.

Объем реализации услуг по видам ремонта без запасных частей


Виды ремонта

2007


2008


2009


Реальн.

выраб,

т.р.

Удельн

вес,%

Реальн

выраб,

т.р.

Удельн

вес,%

Реальн

выраб,

т.р.

Удельн

вес,%

Мелкосрочный


1302,6

52

2058,27

57

2877,82

51,5

Кузовной


726,45

29

758,31

21

1229,36

22

Агрегатно-

механичесий

150,3

6

180,55

5

558,8

10

Окраска


275,55

11

469,43

13

726,44

13

Мойка


50,1

2

144,44

4

195,58

3,5

Объем услуг


2505


100


3611


100


5588


100



Наибольший удельный вес занимает мелкосрочный ремонт, от всего объема услуг более 50%; затем кузовной ремонт (примерно 25%); окраска (примерно 13%); агрегатно-механический ремонт (примерно 7%) и мойка автомобиля.

Мелко-срочный ремонт производится в течение одной рабочей смены, кузовной и агрегатно-механический ремонт-длительные процессы.

К видам деятельности предприятия относятся также и торговля запасными частями к легковым автомобилям; хранение автомобиля; предоставление услуг платной автостоянки, расположенной на территории предприятия; автоэкспертная оценка. Все вышеперечисленные факторы и составляют валовой доход ОАО "Западно-Сибирский Альянс".

Для повышения производства продукции и услуг на предприятии нужно проанализировать сезонность. Для характеристики сезонности производства услуг рассчитаем следующие показатели:

1) коэффициент сезонности услуг;

2) размах вариаций (разность между наибольшим и наименьшим значением коэффициента сезонности) (таблица 1.7.)

Таблица 1.7.

Показатели сезонности предприятия

ОАО "Западно-Сибирский Альянс".


Месяц


2007


2008


2009


Объем, руб.

Коэф. сез-ти

Объем, руб.

Коэф. сез-ти

Объем,руб

Коэф. сез-ти

Январь


446734

1,17

435202

0,82

1421520

1,44

Февраль


278731

0,73

525427

0,99

1342547

1,36

Март


229094

0,6

493583

0,93

947680

0,96

Апрель


225276

0,59

355592

0,67

937808

0,95

Май


213821

0,56

350285

0,66

918065

0,93

Июнь


217639

0,57

329056

0,62

888450

0,9

Июль


141275

0,37

313134

0,59

493583

0,5

Август


179457

0,47

302519

0,57

503455

0,51

Сентябрь


393278

1,03

583808

1,1

602172

0,61

Октябрь


672010

1,76

955323

1,8

1046397

1,06

Ноябрь


840012

2,2

987167

1,86

1352418

1,37

Декабрь


744556

1,95

737721

1,39

1391905

1,41

Итого:


4581883

12

6368817

12

11846000

12

Как видно из данных, приведенных в таблице 1.7. среднемесячный объем услуг за 2007 год равен 381824 руб. (4581883/12) за 2008 год - 530735 руб. (6368817/12), за 2009 год - 987167 руб. (11846000/12). Наименьшее значение коэффициента сезонности в 2007 году 0,37 (июль), наибольшее значение 2,2 (ноябрь). Размах вариации равен 1,83. Наименьшее значение коэффициента сезонности в 2008 году 0,57 (август) наибольшее 1,86 (ноябрь). Размах вариации равен 0,94. График сезонных колебаний показан на рис. 1.8.




Рис.1.8. График сезонных колебаний предприятия за 2007-2009 гг.
Анализ графика сезонных колебаний позволяет сделать вывод, что на предприятии очень большие сезонные колебания. Сезонность производства отрицательно сказывается на работе предприятия. В период спада спроса на услуги (на предприятии это весна и лето) часть оборудования и рабочих простаивает, а в период максимальной загрузки (осенью и зимой) предприятие работает с большим напряжением, что связано с перегрузками производственного оборудования, нарушениями технологии выполнения услуг. Все это отрицательно влияет на качество услуг, сроки выполнения заказов, показатели эффективности использования производственных мощностей и рабочей силы. В связи с этим важное значение для повышения эффективности работы предприятия имеет осуществление мероприятий, которые могут уменьшать сезонные колебания.

Наибольший спад оказания услуг в течение 3-х лет на предприятии происходит в летний период времени (июнь, июль, август). Поэтому целесообразно в этот период времени снизить расценки на оказание услуг. На основании проведенных маркетинговых исследований был сделан вывод, что количество клиентов в результате снижения стоимости услуг увеличится. Уменьшению сезонного характера производства будет способствовать хорошо организованная реклама услуг. Планомерное, продуманное проведение мероприятий обеспечит постепенное сглаживание сезонных колебаний и повысит показатели финансово - хозяйственной деятельности.


1.3. Анализ резервов повышения эффективности деятельности

предприятия
В результате технико-экономического анализа выявлены положительные и отрицательные стороны работы предприятия. Ежегодно увеличивается объем от реализации услуг (темп роста выручки от реализации в 2009 году 186%). Устойчивый рост имеют следующие показатели: выработка и как следствие среднегодовая заработная плата. Отрицательным моментом является рост затрат на производство, например в 2009 году на 156%. Предприятие несет большие потери в связи с текучестью кадров. Но, несмотря на все трудности, имеются резервы повышения эффективности, улучшения показателей деятельности.

Устойчивый рост имеет выручка от реализации работ (услуг).

На предприятии наблюдается снижение доли активной части основных фондов из-за реализации транспортных средств, оборудования. У предприятия имеются резервы по улучшению финансово - хозяйственной деятельности. Данные, полученные в результате анализа деятельности предприятия, указали на необходимость проведения ряда мероприятий, направленных на увеличения количества заказов, улучшение использования производственного оборудования и площадей.

Большие потери предприятие несет из-за текучести кадров рабочих, которых не устраивает их заработная плата. Для усиления заинтересованности рабочих необходимо корректировать оплату их труда, учитывая качество выполненных работ.

Необходимо организовать маркетинговую службу, которая будет являться залогом успешной деятельности предприятия в условиях рынка.

По выявленным резервам в последующей главе курсового проекта будут разработаны конкретные мероприятия, позволяющие улучшить финансово-хозяйственную деятельность ОАО "Западно-Сибирский Альянс".
1.4. Анализ организации плановой работы предприятия
С позиций управления производством, планирование - одна из важнейших основных функций. Это процесс проектирования желаемого будущего.

Чтобы определить какие специалисты занимаются планированием на предприятии рассмотрим краткую характеристику работы отдельных подразделений и служб.

На предприятии функции по ведению бухгалтерского учета выполняет бухгалтерия. Структура бухгалтерского аппарата имеет линейный тип. Руководит работой бухгалтерии главный бухгалтер. В его подчинении находятся два бухгалтера и кассир. Бухгалтерия анализирует финансовое состояние, платежеспособность предприятия, использование прибыли, анализирует уровень использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы.

Аналитическую работу на предприятии выполняют заместитель директора по сбыту. Заместитель директора изучает и контролирует выполнение договорных обязательств и планов поставок продукции по объему, качеству, срокам; состояние складских запасов и их сохранность.

Главным органом, осуществляющим планирование деятельности предприятия, является экономическая служба.

Основные задачи стоящие перед отделом:

За исполнением функций экономической службы отвечает главный экономист. В его обязанности входит:

  1. Обеспечивать своевременное и качественное выполнение работ отдела в соответствии с планом работ и требованиями Положения.

  2. Разрабатывать положения об улучшении работы отдела.

  3. Регулярно разрабатывать план работы отдела и осуществлять контроль за его выполнением.

  4. Осуществлять связь с отделами и службами предприятия по как по экономическим вопросам, так и с целью получения информации для осуществления плановой работы.

  5. Определять круг вопросов, входящих в обязанности его подчиненных, исходя из задач и функций отдела.

  6. Осуществлять подбор и расстановку кадров в отделе, укреплять трудовую дисциплину, обеспечивать выполнение правил внутреннего распорядка всеми сотрудниками отдела.

  7. Организовывать повышение квалификации работников отдела.

В ОАО «Западно-Сибирский Альянс» ведущая роль в информационном обеспечении принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, и результаты. Также в процессе планирования принимают участие, во-первых, высшее руководство предприятия, во-вторых, руководители и специалисты подразделений. Высшее руководство является архитектором процесса планирования, определяет фазы и последовательность работ, принимает решения по стратегическому планированию. И, наконец, контролирует выполнение каждого этапа процесса планирования. Руководители и специалисты подразделений принимают решения по планам своего функционального направления деятельности, проводят анализ внутренней и внешней среды организации, осуществляет контроль. Экономическая служба выступает «катализатором» процессов планирования, выполняет методологические и основные исполнительные функции по всем этапам процесса планирования.

На данном этапе развития, предприятие достигло высокого уровня в обеспечении населения необходимыми услугами в области ремонта автотранспорта, заняло устойчивую позицию среди других конкурирующих фирм. Эти достижения во многом произошли благодаря работе экономического отдела предприятия. За анализируемый период отдел осуществил следующие плановые мероприятия:

  1. Налажен способ реализации услуг с использованием контрактных отношений. Смысл контрактных отношений заключается в том, что потенциальный производитель сначала находит покупателей услуг, а затем после соответствующей подготовки производства осуществляет их оказание в полном объеме и ожидаемом качестве для покупателя. Сделка оформляется контрактом, в котором устанавливаются цены и объем оказываемых услуг. Контракт выгоден для обеих сторон. Для производителя услуги - это единовременное получение крупной денежной суммы, а также снижается риск неоплаты. Для потребителя - это возможность наиболее полно удовлетворить свои запросы.

  2. Создание постоянных и надежных каналов поставки запчастей и оборудования. Это мероприятие позволило своевременно и в полном объеме закупать необходимые материалы и оборудование для работы предприятия. Отношения с фирмами–поставщиками также строятся на заключении договоров и контрактов.

Таким образом, на предприятии плановая работа осуществляется, но не в полном объеме. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса. Необходимо подойти более серьезно к организации плановой работы, для этого возможно необходимо создать отдела маркетинга, о чем будет изложено во второй главе данного курсового проекта.

2. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ АЛЬЯНС»
2.1. Совершенствование системы оплаты труда рабочих

ОАО "Западно-Сибирский Альянс".
Политика в области труда являются составной частью управления предприятием, от нее в значительной мере зависит эффективность его работы, так как заработная плата является одним из важнейших стимулов в рациональном использовании рабочей силы.

В современном менеджменте идет сегодня интенсивный поиск таких форм организации заработной платы рабочих, которые в наибольшей мере соответствовали современным требованиям производства, его технологического склада, а также требованиям внешней экономической среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.

При разработке политики в области заработной платы и ее организации на предприятии необходимо учитывать следующие принципы:

- Учет сложности выполняемой работы и уровня квалификации труда;

- Учет вредных условий труда и тяжелого физического труда;

- Стимулирование за качество труда и добросовестное отношение к труду;

- Материальное наказание за допущенный брак и безответственное отношение к своим обязанностям, приведшие к каким - либо негативным последствиям;

Доля издержек на заработную плату в стоимости услуг достаточно велика, поэтому есть необходимость заботиться об экономии этого вида затрат.

Определение эффективности труда в основном по качественным показателям лишь частично решают проблему совершенствования материального стимулирования, заинтересовавшую работников, преимущественно в увеличении объемных показателей. Практика показывает, что материальное стимулирование наиболее эффективно в том случае, если количественные и качественные показатели результатов труда увязаны в единую систему.

В настоящий момент на предприятии для оплаты труда рабочих применяется система оплаты в процентах от выручки. В этих условиях расширение объемов реализации услуг населению во многом зависит от инициативы работников, совмещения ими различных профессий, от интенсивности их труда, своевременного учета запросов заказчиков. Однако, качеству труда уделяется непосредственное внимание. Тогда как степень удовлетворения потребностей зависит не только от количественной отдачи производства, но и от качества услуг. Поэтому и удельный вес изделий возвращаемых на переделку достаточно высок (12%).

Для усиления заинтересованности рабочих в повышении качества выполняемых ими работ, в настоящей курсовой работе предлагается при определении размера заработной платы рабочих учитывать коэффициент качества выполнения работ. Заработная плата, начисляется в процентах от выручки, будет компенсироваться с учетом коэффициента качества.

Максимальное значение коэффициента качества равно единице, оно достигается при условии отсутствия у рабочего брака по ремонту автомобилей. При наличии брака коэффициент понижается. Для определения размера понижения коэффициента качества определяется продолжительность исправления брака, при помощи "Типовых норм времени по ремонту легковых автомобилей".

Зависимость между продолжительностью исправления брака и размером понижения коэффициентов качества представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1.

Зависимость между показателями


Продолжительность исправления брака, минут


Размер понижения коэффициентов качества


<15


0,06


>15


0,1


При установлении данной зависимости мы исходили из средней продолжительности исправления брака, сложившейся на предприятии.

До 2007 года на предприятии функционировала система оплаты труда, при которой происходило стимулирование качества услуг. Доля возвратов составляла 1-3%. В настоящее время доля возвратов составляет 5%. Предположим, что в результате внедрения мероприятия произойдет сокращение доли возвратов в производимом объеме до 2,5%. Для определения экономии фонда оплаты труда, в условиях сохранения брака, необходимо рассчитать среднемесячное значение величины понижения коэффициентов качества. В месяц на предприятии в среднем отремонтировано 897 автомобилей, из них 2,5% (22 автомобиля) проходят внутрицеховые возвраты. При этом продолжительность исправления брака для половины автомобилей в ремонте больше 15 минут и величина понижения качества равна 0,1; а продолжительность исправления брака для половины второй меньше 15 минут, величина понижения коэффициента качества равна 0,06.

Численность рабочих на предприятии 22 человека. На каждого рабочего в среднем приходится один возврат автомобиля. Тогда месячную величину понижения коэффициента качества найдем по формуле (2.1.)

Впк = М1 х Кпк1 + М2 х КПК2 , (2.1)
где Впк - месячная величина понижения коэффициента качества на одного рабочего;

М1,2 – удельный вес машин с продолжительностью исправления брака >15 минут и < 15 минут соответственно, шт.;

Кпк1,пк2 - коэффициент понижения качества.
Впк = 0,5 х 0,1 + 0,5 х 0,06 = 0,08.
Тогда годовую экономию фонда оплаты труда рабочих найдем по формуле (2.2.)
ЭФОТ = Зср.мес. х Чраб х Впк х 12 x 1,15, (2.2)
где Зср.мес.. - среднемесячная заработная плата одного рабочего, руб.;

Чраб. - численность рабочих человек, чел.;

Впк - месячная величина коэффициента понижения качества;

12 - число месяцев в году; 1,15 - районный коэффициент.
ЭФОТ = (6200 х 22 х 0,08) х 12 х 1,15 = 150585,6 руб.
Годовая экономия заработной платы, получается в результате внедрения мероприятия, является условной. Полученная сумма экономии будет в конце года распределена в равных пропорциях между работниками, имеющими в течении года коэффициент качества равный единице (в счет поощрения за добросовестное отношение к труду).

Рассчитаем относительное сокращение численности за счет уменьшения удельного веса изделий, подвергающихся повторной обработке по формуле:
Эч = Чисх х (Убр.отч. - Убр.пл)/(100-Убр.пл), (2.3.)

где Чисх - исходная численность рабочих;

Убр.отч.;пл - удельный вес изделий, подвергающихся повторной

обработке соответственно в отчетном и планируемом году.
Эч = 22 х (5-2,5)/(100 -2,5) ~ 1 чел.
Планируемый рост производительности труда в результате относительного сокращения численности определим по формуле:
∆ПТ = Эч х 100/(Чисх - Эч) (2.4)
∆ПТ= 1 x 100/( 22 - 1) = 4,8%

Найдем плановый объем реализации услуг по формуле:
Vпл = Vотч х (1 + ∆ПТ/100), (2.5.)
где Vотч - объем реализации услуг в отчетном году, тыс. руб.
Vпл = 11846 х (1+4,8/100) = 12414,61 тыс.руб.

∆V = 4,6%

Рассчитаем изменение статей затрат в результате внедрения мероприятия. Изменение затронет только
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации