Реферат - Особенности развития и размещения экологически опасных предприятий - файл n1.docx

Реферат - Особенности развития и размещения экологически опасных предприятий
скачать (45.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx46kb.14.09.2012 13:45скачать

n1.docx

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Рациональное размещение производительных сил с точки зрения их техногенной безопасности

2. Воздействие промышленного объекта на окружающую среду

3. Идентификация и учет опасных промышленных предприятий как элемент управления техногенно-экологической безопасностью в Украине

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

С развитием производства серьезной проблемой всякого промышленника был выбор места для размещения промышленных и иных хозяйственных объектов. От этого выбора во многом зависел успех дела, экономическая эффективность производства. Поэтому основным общим критерием рационального выбора места размещения хозяйственного субъекта всегда была экономическая выгода. Однако кроме этого главного критерия, при выборе места производственной деятельности учитывались и другие обстоятельства, например, состояние защищенности объектов, их безопасности, в том числе от природных и техногенных бедствий.

Рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности является эффективной совокупностью мер, обеспечивающей предотвращение части чрезвычайных ситуаций (снижение риска их возникновения) и уменьшения в определенных пределах возможных потерь и ущерба от них (смягчение их последствий).

Цель работы: рассмотрение особенностей размещения и развития экологически опасных предприятий.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:

- методы определения наиболее рационального размещения промышленных предприятий;

- определение воздействия промышленного объекта на окружающую среду;

- идентификация и учет опасных промышленных предприятий как элемент управления техногенно-экологической безопасностью в Украине.

Структура данной работы обусловлена целями и задачами работы и включает в себя: введение, три раздела (первый раздел – «Рациональное размещение производительных сил с точки зрения их техногенной безопасности»; второй раздел – «Воздействие промышленного объекта на окружающую среду»; третий раздел – «Идентификация и учет опасных промышленных предприятий как элемент управления техногенно-экологической безопасностью в Украине»), заключение и список использованных источников.

1. Рациональное размещение производительных сил с точки зрения их техногенной безопасности

Рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности, в том числе устойчивости функционирования объектов экономики, представляет собой меры по распределению и перераспределению на территории страны мест размещения объектов экономики, хозяйственной инфраструктуры и населенных пунктов по критериям безопасности этих объектов и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Важной частью этой работы является рациональное размещение потенциально опасных объектов и мест утилизации отходов.

Рациональное размещение объектов экономики на территории страны намечается в процессе разработки прогнозов социально-экономического развития, а также схем развития регионов.

Обеспечение рационального размещения объектов экономики по территории страны в экономических интересах, а также с точки зрения природной и техногенной безопасности достигается путем комплексного учета экономической стратегии развития государства, социально-экономических факторов, специальных требований, норм и правил по вопросам безопасности.

В этих целях обычно предусматривается:

- максимально возможное рассредоточение производительных сил на территории страны с учетом рационального кустования производства важнейшей промышленной продукции в отдельных экономических районах;

- дальнейшее наращивание экономического потенциала районов страны, имеющих собственные энергетические и природные ресурсы, но низкий уровень концентрации объектов экономики;

- ограничение строительства новых и модернизации существующих объектов экономики в районах, имеющих наиболее острый дефицит собственных энергетических и природных ресурсов;

- ограничение развития отраслей и производств, экстенсивно использующих ресурсный потенциал территории или базирующихся на использовании дефицитных для региона ресурсов, а также производств, использующих преимущественно внешние ресурсные поставки;

- расширение производства продукции (услуг) массового регионального потребления на базе ресурсного и производственного потенциала территории;

- приближение перерабатывающих (обрабатывающих) производств к источникам сырья;

- полнота и комплексность использования природных ресурсов территории, повышение глубины их переработки и снижение сырьевой составляющей в региональном вывозе;

- ограничение роста больших городов, концентрации запасов ресурсов в этих городах;

- развитие экономически перспективных малых и средних городов, поселков городского типа и крупных сельских населенных пунктов с размещением в них небольших предприятий (организаций), а также филиалов и специализированных цехов крупных предприятий, действующих в больших городах;

- постепенный вывод из городов предприятий, баз и складов, перерабатывающих или хранящих значительные количества АХОВ, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других опасных веществ, а также сортировочных железнодорожных станций и узлов;

- размещение новых производств вне зон природной и техногенной опасности, вывод старых производств и поселений из этих мест.

Приведенные общие требования носят экономический рациональный характер и лишь частично касаются природной и техногенной безопасности. В интересах снижения природных и техногенных рисков требуется более детальное определение специфических требований к размещению объектов экономики. При этом для успешной работы по рациональному размещению необходимо иметь достоверное зонирование всей территории страны по критериям природного и техногенного рисков.

Существуют выработанные и проверенные жизнью общие правила безопасного размещения объектов экономики, учет которых позволяет значительно снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах экономики.

Рассмотрим некоторые из них. Начнем с общих рекомендаций по размещению объектов экономики.

Объекты экономики следует размещать таким образом, чтобы они не попадали в зоны природной и техногенной опасности, т. е. зоны, в которых возможные реальные природные и техногенные воздействия превышают внешние допустимые нормативные воздействия, заложенные при проектировании и строительстве объекта. Объекты экономики должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояния, обеспечивающие безопасность населения и соседних объектов.

Взрыво- и пожароопасные объекты и их элементы должны размещаться с учетом защитных свойств и других особенностей местности.

Между потенциально опасными элементами радиационно-опасных объектов необходимо устанавливать оптимальные расстояния, а также обеспечивать изоляцию реакторных блоков атомных станций друг от друга.

Химически опасные объекты должны строиться на безопасном расстоянии от рек, водоемов, морского побережья, подземных водоносных слоев и размещаться с подветренной стороны населенных пунктов и жилых зон.

Склады АХОВ необходимо размещать с подветренной стороны по отношению к основным цехам объектов, в которых работает наибольшее количество производственного персонала. Базисные склады взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ необходимо строить за пределами территорий объекта в загородной зоне.

Биологически опасные объекты и их элементы необходимо размещать с учетом розы ветров в данной местности.

Вокруг радиационных, химически и биологически опасных объектов необходимо создавать санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. Санитарно-защитные зоны предусматриваются, если после проведения всех технологических мер по очистке и обезвреживанию вредных выбросов на заселенной территории уровни концентрации вредных веществ не опускается ниже предельно допустимых. В санитарно-защитных зонах не допускается размещение жилых домов, детских дошкольных учреждений, учебных заведений и т. п.

Гидротехнические сооружения должны возводиться таким образом, чтобы в зону возможного катастрофического затопления при разрушении плотины попадало минимальное число объектов социального и хозяйственного назначения. Размещение же населенных пунктов и объектов важного народнохозяйственного значения в районах возможного катастрофического затопления не должно допускаться.

Рациональное безопасное размещение объектов производственной сферы является мощным рычагом, в значительной степени позволяющим влиять на экономическую составляющую проблемы противодействия чрезвычайным ситуациям. Это происходит потому, что рациональное размещение является одним из основных методов снижения возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также способом предотвратить некоторые чрезвычайные ситуации.

Действительно, рационально размещенный объект фактически частично или полностью выводится из зоны действия поражающих факторов потенциального источника чрезвычайной ситуации. В случае реального возникновения бедствия ему или совсем не наносится ущерб, или этот ущерб и вообще последствия воздействия бывают столь незначительными, что чрезвычайная ситуация не возникает. Таким образом, проведенное заблаговременно мероприятие по рациональному размещению оказывается весьма экономически эффективным. Эта эффективность могла бы быть оценена величиной предотвращенного ущерба. Чаще всего этот гипотетический предотвращенный ущерб оценивают при принятии решения на выбор места размещения - новое строительство, при обосновании переноса объекта в более безопасное место и в других случаях, предшествующих практическим мерам.

На практике же после бедствия предотвращенный ущерб никто не подсчитывает - в этот период всех интересует реально понесенные потери и ущерб. Однако, иногда с целью определения степени успешности работы структур МЧС по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут определяться возможные последствия, которых удалось избежать благодаря целенаправленным усилиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе мерам по рациональному размещению объектов.

Другая составляющая рационального безопасного размещения объектов - необходимость минимизации затрат на проведение мер по размещению. Дело в том, что их величина во многом зависит от своевременности принятия соответствующих мер. Когда на стадии подготовки решения о месте размещения объекта учитываются требования природной и техногенной безопасности, объект оказывается рационально размещенным с минимальными затратами и его безопасность, обусловленная удачным расположением, достигается малой ценой, несмотря на то, что сама по себе стоит очень дорого. И совсем другое дело, когда приходится расходовать значительные средства на восстановление неправильно размещенного объекта, поврежденного или разрушенного из-за неправильно выбранного места расположения. Еще больших расходов требует перенос неудачно размещенных объектов, важность которых очень велика, но оставить которые на прежних местах из-за их низкой безопасности нельзя.

Таким образом, рациональное размещение объектов экономики с точки зрения их природной и техногенной безопасности, являясь важной мерой предупреждения чрезвычайных ситуаций, одновременно выполняет роль механизма, снижающего потенциальные ущербы и в определенной степени страхующего от затрат на восстановление и перенос объектов.

2. Воздействие промышленного объекта на окружающую среду

Целью работы предприятия является производство конечного продукта. Отрицательное воздействие на окружающую среду обусловлено не только его нерациональной структурой, но и несовершенством технологических процессов. Из огромного количества вещества, используемого людьми из природной среды для целей производства, в конечный продукт превращается лишь 1,5-2,0 %. Основная масса переходит в производственные и бытовые отходы. По мере развития науки и техники, умножения производительных сил общество получает возможность все более активно воздействовать на природу с целью использования ее ресурсов для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей.

Методы регулирования взаимодействия в системе «промышленное предприятие - окружающая среда» сначала нашли применение в наиболее развитых странах. Так как именно там отрицательное воздействие промышленности на окружающую среду проявились в первую очередь.

Предприятие забирает из окружающей среды природные ресурсы, перерабатывая которые, изготавливает необходимый обществу конечный продукт. В окружающую среду при этом попадают продукты технологического процесса – различные виды отходов.

Общий уровень воздействия промышленного объекта на окружающую среду может находиться в допустимых равновесных и кризисных границах. Характер воздействия объекта на окружающую среду определяется составом техногенных факторов, и интенсивностью их взаимодействия на компоненты природы.

Техногенное воздействие может быть локальным от единичного фактора или комплексным – от группы различных факторов, которые характеризуются коэффициентами экологической весомости, которые зависят от вида воздействия (механическое, тепловое, биологическое, химическое, электромагнитное и другие), продолжительности (кратковременное, долговременное), вида объекта (строительный объект, промышленное предприятие, химический завод).

Для характеристики уровня воздействия промышленных объектов на экологическое состояние природы используют следующие интегральные характеристики:

Факторы воздействия промышленного объекта на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам: механические (твердые отходы, механическое воздействие на почвы строительных, дорожных и других машин), физические(тепловое излучение, электрические поля, шум, ультразвук, вибрация); химические вещества (кислоты, щелочи, соли металлов, органические соединения, растворители, краски, лаки и т. д.), которые подразделяются на чрезвычайно опасные, высокоопасные, опасные и малоопасные, биологические (макро- и микроорганизмы, бактерии, вирусы и т. д.). Эти факторы могут действовать на природную среду долговременно, сравнительно недолго, кратковременно и мгновенно. Время действия факторов не всегда определяет размер вреда, наносимого природе. Например, взрывы, транспортные катастрофы происходят быстро, но ущерб от них может исчисляться миллиардами гривен и гибелью сотен людей.

По способу аккумуляции в организме химические вещества подразделяются на аккумулируемые, задерживаемые в живом организме и не аккумулируемые, которые после прекращения действия выводятся из организма.

По масштабам действия вредные факторы подразделяются на действующие на небольших площадях (локальные), действующие на отдельные участки местности (региональные) и глобальные.

Экономическая оценка ущерба, наносимого нерациональным использованием природных ресурсов и особенно загрязнением окружающей среды, очень сложно, и, видимо, всегда будет малодостоверной, поскольку в денежном выражении невозможно отразить тот огромный ущерб, который наносит загрязнение окружающей среды здоровью людей. Однако попытки оценки прямых затрат на ликвидацию некоторых последствий загрязнения окружающей среды делаются.

Основные расходы на охрану окружающей среды ложатся на государственный бюджет. Основным же источником нагрузки на окружающую среду является деятельность предприятий. В общем объеме капиталовложений доля инвестиций, у идущих на природоохранные цели, не превышает 2 %.

Взаимодействие промышленных объектов с окружающей средой представляет собой эколого – экономическую систему, в которой экономическая часть характеризует производственную деятельность объектов по удовлетворению нужд общества, а экологическая часть обеспечивает производство всеми видами природных ресурсов и воспринимает от функционирующих производств потоки загрязнений (отходы, выбросы, стоки, физические излучения и т. д.). экономическое состояние производства зависит от возможностей по использованию природных ресурсов и от восстановительных способностей природных комплексов по воспроизводству самоочищению.

Хозяйственная деятельность промышленных объектов может осуществлятся экстенсивно и интенсивно. При экстенсивном хозяйствовании полезную продукцию получают путем использования природных ресурсов во все больших количествах. При интенсивном хозяйствовании достигается максимально полезный эффект при минимальном расходе материальных ресурсов.

Под экологической безопасностью понимаются условия, при которых отсутствуют факторы, приводящие к нарушению экологического равновесия в окружающей среде, факторы вызывающие напряженное состояние во взаимоотношениях между обществом и природой и влияющие на среду обитания живых организмов. Экологическое равновесие и соответственно экологическую безопасность нарушают природные и антропогенные факторы.

Факторами деятельности людей, приводящими к экологической опасности в среде обитания, считаются: военные конфликты; аварии на атомных (тепловых, водяных) электростанциях; антропогенное, зоогенное, фитогенное, микробное загрязнения; эрозия, заболачивание, засоление и потеря плодородия почв; вырубка лесов; нерациональное использование природных ресурсов (продовольственных, топливно-энергетические; аварии и катастрофы на транспорте; нарушение транспортных коммуникаций между регионами).

Регионы, где в результате хозяйственной и других видов деятельности произошли необратимые изменения в окружающей природной среде, приведение к ухудшению здоровья населения, нарушению природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации флоры и фауны, объявляются зонами экологического бедствия. В зонах экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и оздоровлению окружающей природной среды.

Регионы, где в результате хозяйственной и иной деятельности наблюдаются устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, генофонда растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации.

В этих зонах прекращаются все виды деятельности, отрицательно влияющие на окружающую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, принимаются оперативные меры по ликвидации отрицательных факторов, влияющих на природную среду.

Воздействие вредных химических, физических, биологических факторов на биоценоз, т. е. Качество окружающей среды, нормируется на государственном уровне. Предусмотрены предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на окружающую среду, гарантирующие экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда. В основу нормативов качества окружающей среды положены три показателя, учитывающие:

К нормативам качества окружающей среды относятся:

Воздушная среда.

Наиболее интенсивному воздействию вредных веществ в результате хозяйственной деятельности подвергается воздушная среда. Воздух загрязняется различными газами (среди которых наиболее широко распространены оксид углерода, диоксид серы и оксид азота), парами углеводородов, кислот металлов и разнообразной пылью, имеющей органическое и неорганическое происхождение.

Содержание вредных веществ в воздухе определяется их концентрацией, выражаемой в мг/м3.

Максимальная концентрация вредных веществ не оказывающая влияния на здоровье человека называется предельно допустимой концентрацией. Определяют её врачи – гигиенисты на основе экспериментальных исследований над подопытными животными и наблюдения за состоянием здоровья людей, находящихся под воздействием вредных веществ.

По степени воздействия на организм человека вредного вещества подразделяют на 4 класса: 1 – чрезвычайно опасные; 2 – высокоопасные; 3 – умеренно опасные; 4 – малоопасные. ПДК вредных веществ, загрязняющих воздушную среду, установлены санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, а также ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно – гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». Данный ГОСТ нормирует ПДК более чем для 1300 различных вредных веществ. Для атмосферного воздуха населенных мест нормируется максимальная разовая и среднесуточная ПДК. В таблице приведены данные о ПДК некоторых вредных веществ для атмосферного воздуха населённых мест и рабочей зоны производственных помещений.

В случае когда в воздухе одновременно находится несколько вредных веществ, ПДК устанавливают с учётом того, что некоторые из них оказывают взаимоусиливающее действие: ацетон и фенол; ацетальдегид и винилацетат; озон, диоксид азота и формальдегид; диоксид сера и фенол; ацетон и ацетофенол и т.д.

Особая опасность воздействия на человека загрязняющих воздух вредных веществ заключается в том, что многие вещества долгое время могут не ощущаться органами чувств человека. Примером может служить оксид углерод – газ без цвета, вкуса, запаха, высокая концентрация которых вызывает тяжелые последствия вплоть до паралича сердца. Очень ядовит не имеющий цвета и запаха диоксид азота ПКД2. При контакте окислов азота с влажной поверхностью образуются азотистая и азотная кислота, вызывающие в легких отёк.

Водная среда.

Содержание вредного вещества в воде определяется массой вещества мг в 1 литре воды (мг/л). Предельно допустимая концентрация зависит от назначения водоёмов: водных объектов хозяйственно - питьевого и культурно- бытового назначения и водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей. Данные о ПДК для водных объектов первого назначения приведены в санитарных нормах проектирования промышленных предприятий. Под выбросами понимается кратковременное или за определённое время (сутки, год) поступление в окружающую природную среду. Величина выбросов нормируется. В качестве нормируемых показателей приняты предельно допустимый выброс (ПДВ) и временно согласованный с организациями охраны природы выброс (ВСВ).

Предельно допустимый выброс- это норматив, устанавливаемый для каждого конкретного источника исходя из условия, что приземная концентрация вредных веществ с учетом их рассеивания и органа не превышает нормативов качества воздуха. Кроме нормируемых выбросов существуют аварийные и залповые выбросы.

Выбросы характеризуются количеством загрязняющих веществ, их химическим составом, концентрацией, агрегатным состоянием.

Промышленные выбросы подразделяют на организованные и неорганизованные. Так называемые организованные выбросы поступают через специально сооружённые газоходы, воздуховоды и трубы. Неорганизованные выбросы поступают в атмосферу в виде ненаправленных потоков в результате нарушения герметизации, нарушения технологии производства или неисправности оборудования.

По агрегатному состоянию выбросы подразделяют на четыре класса 1-газообразные и парообразные, 2-жидкие, 3-твердые.4смешанные.

Газообразные выбросы -сернистый ангидрид, диоксид углерода, оксид и диоксид азота, сероводород, хлор, аммиак и т д. Жидкие выбросы- кислоты, растворы солей, щелочей, органические соединения, синтетические материалы. Твердые выбросы -органическая и неорганическая пыль, соединения свинца, ртути и других тяжёлых металлов, сажа, смолы и другие вещества.

Выбросы подлежат периодической инвентаризации, под которой понимается систематизация сведений о распределении источников выбросов по территории объекта, их количество и состав.

Целями инвентаризации являются:

Инвентаризацию выбросов в атмосферу производят один раз в 5 лет в соответствии с «Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу». Источники загрязнения атмосферы определяют исходя из схем производственного процесса предприятия.

Для действующих предприятий контрольные точки принимаются по периметру санитарно-защитной зоны. Правила определения допустимых выбросов вредных веществ предприятиями изложены в « Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты».

Основные параметры, характеризующие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: вид производства, источник выделения вредных веществ (установка, агрегат, устройство), источник выброса, число источников выброса, координата расположения выброса, параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выброса (скорость, объём, температура),характеристика газоочистных устройств, виды и количество вредных веществ и др.

Если значения ПДВ не могут быть достигнуты, то предусматриваются


Поэтапное снижение выбросов вредных веществ до значений, обеспечивающих ПДК. На каждом этапе устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ)

Все расчеты по ПДВ оформляются в виде специального тома в соответствии с «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ в атмосферу для предприятий».

ПО расчёту ПДВ должно быть получено экспертное заключение отдела экспертизы местного комитета охраны природы.

В зависимости от класса опасности устанавливают периодичность отчётности и контроля вредных веществ на предприятии. Предприятия класса опасности 3 разрабатывают том ПДВ (ВСВ) по сокращённой схеме, а предприятие класса опасности 4 не разрабатывают том ПДВ.

Предприятия обязаны вести первичный учёт видов и количеств загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, в соответствии с «Правилами охраны атмосферного воздуха».В конце года предприятие представляет отчет об охране атмосферного воздуха в соответствии с «Инструкцией о порядке составления отчета об охране атмосферного воздуха».

В общем виде техногенные загрязнения дифференцируются по двум группам:

Радиоактивные отходы могут рассматриваться и как материальные, и как энергетические.

В основу классификации материальных загрязнений принята среда их распространения (атмосфера, гидросфера литосфера), их агрегатное состояние (газообразные, жидкие, твёрдые), применяемые методы обезвреживания и степень токсичности.

Материальные загрязнения подразделяются на выбросы в атмосферу, сточные воды и твердые отходы. Классификация выбросов вредных веществ в атмосферу устанавливается государственными стандартами, согласно которым выбросы подразделяются по агрегатному состоянию и массе веществ, выбрасываемых в единицу времени (обычно тонны в сутки).

Основными физико-химическими характеристиками газообразных загрязнений воздуха являются химический состав и плотность, для парообразных- химический состав, плотность, давление насыщенных паров и температура.

Физико-химический состав промышленной пыли зависит в основном от химического состава веществ, входящих в состав частиц. По степени дисперсности пыль разделяют на крупнодисперсную ( размер частиц более 10 мкм). По структуре пыль может быть аморфной, кристаллической, пластинчатой и волокнистой.

Органами охраны окружающей среды были разработаны рекомендации по выявлению источников опасного загрязнения атмосферного воздуха и предложен вариант ранжирования предприятий по категориям экологической опасности на основе санитарно–гигиенической концепции нормирования выбросов. По величинам критерия опасности выбрасываемого вещества (КОВ), зависящего от величины годового выброса, среднесуточной величины ПДК и класса опасности вещества.

Категория опасности предприятия является суммой опасности загрязняющих веществ (ЗВ). Сами предприятия при этом делятся на 4 категории опасности:

Предприятия 1–й категории опасности относительно малочисленны, но имеют или высокие значения валовых выбросов или выброса загрязняющих веществ 1–го класса опасности. Поэтому они являются самыми высокоопасными («особоопасными») источниками загрязнения ос и должны находиться под наиболее пристальным контролем. Такими объектами являются предприятия по производству химического оружия и имеющие высокотоксичные отходы. Они должны быть оснащены современными системами и автоматическими приборами экологического мониторинга. Эти предприятия подлежат постоянному и оперативному экологическому контролю и соответственно, обязательному экологическому аудиту.

Предприятия более многочисленной 2–й категории опасности также нуждаются, хотя и менее частом контроле, так как характеризуются несколько меньшими суммарными объемами выбросов или выбросами загрязняющих веществ в основном 2–го класса опасности. Экоаудит этих предприятий может быть как обязательным, так и инициативным в зависимости от государственных или ведомственных решений.

Предприятия 4–й категории –это предприятия с очень малыми объемами выбросов или с выбросами безопасных веществ.

Объекты, связанные с производством токсичных веществ («супертоксикантов»): отравляющих (ОВ), высокотоксичных компонентов ракетных топлив (КРТ) или других аналогичных химических, биологических и радиоактивных загрязняющих веществ, должны подлежать самому жесткому непрерывному экологическому мониторингу. Для данных сверхособоопасных объектов аудит должен быть обязательным. Для всех предприятий устанавливается плановая периодичность экологического контроля источника:


3. Идентификация и учет опасных промышленных предприятий как элемент управления техногенно-экологической безопасностью

Любое промышленное предприятие оказывает влияние на окружающую среду, т. е. является экологически опасным. Его реальная опасность проявляется в образовании газообразных, жидких и твердых отходов производства и выбросов энергии в окружающую среду. Количество отходов нормируется, регулируется и контролируется в соответствии с законодательством в сфере техногенно-экологической безопасности (ТЭБ). Одна из мер управления негативным влиянием предприятий на природу — плата за плановое загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов и штрафы за сверхлимитные выбросы опасных веществ. В настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду (т. е. за реальную опасность) даже с учетом штрафных санкций составляет сотые доли процента в расходах предприятий и десятые доли процента от прибыли.

Однако помимо реальной существует еще и потенциальная (скрытая) угроза, которая путем небольшого, но постоянного воздействия опасных веществ (например, пестицидов или генетически модифицированных продуктов) может проявиться в будущем либо очень быстро реализоваться при определенных условиях (например, в случае аварии, диверсии или стихийного бедствия). Внезапное возникновение чрезвычайной ситуации (ЧC) представляет наиболее опасный вариант реализации потенциальной угрозы в связи с недостатком времени на всестороннее изучение этой угрозы и выбора оптимального решения по ее устранению. При этом последствия реализации потенциальной опасности могут многократно превышать реальную опасность. Так, реальная экологическая (в том числе и радиационная) опасность АЭС намного меньше, чем тепловой электростанции, но потенциальная опасность, как показала Чернобыльская катастрофа, несравнимо больше. По оценкам специалистов, суммарный ущерб от аварии на Чернобыльской АЭС превысил стоимость электроэнергии, полученной от всех АЭС за все время их эксплуатации.

Но даже в отсутствие крупных катастроф ежегодный ущерб от ЧС достигает 5–10 % ВВП и имеет устойчивую тенденцию к увеличению, поэтому вопросы обеспечения ТЭБ в любой стране относят к проблемам национальной безопасности. В связи с этим разработке стратегии и тактики государственного управления риском ЧС в последнее время уделяют особое внимание.

Государство имеет достаточно мощный и разнообразный набор рычагов для управления ТЭБ, включающий правовое, нормативное, научное и учебно-методическое обеспечение, организационные, административные и финансово-экономические механизмы, которые должны развиваться и использоваться системно и комплексно.

Функции:

Правовая. Разработка комплекса взаимосогласованных законодательных и нормативно-правовых актов в сфере ТЭБ.

Нормативная. Утверждение единой терминологии и понятий в сфере ТЭБ. Разработка нормативов и стандартов.

Научная. Выбор критериев и показателей опасности, разработка единой методологии количественной оценки опасности и риска, разработка соответствующих сценариев, математических моделей и программ.

Учебно-методическая. Подготовка специалистов и экспертов в сфере ТЭБ, разработка методик оценки опасности и риска.

Организационная. Организация аварийных и спасательных служб, организация и проведение инспекторских проверок опасных предприятий. Подготовка материальных резервов на случай ЧС.

Административная. Декларирование и лицензирование опасных видов деятельности, внедрение штрафных санкций, установление административной, гражданской и уголовной ответственности за нарушения законодательства и нормативов ТЭБ.

Финансово-экономическая. Создание финансовых резервов на случай возникновения ЧС. Проведение актуарных расчетов, разработка и внедрение системы обязательного страхования риска ЧС, внедрение системы налоговых и кредитных льгот при безаварийной работе опасных предприятий.

Социальная. Разработка мер по защите населения и персонала предприятий от опасных факторов производства. Установление уровней допустимого и приемлемого риска для различных территорий, профессий и слоев населения.

В Украине, несмотря на существенно более высокий риск чрезвычайных ситуации по сравнению с другими странами, осуществление этих функций проводится, в основном, по отраслевому признаку, отдельно каждым ведомством. Поэтому законодательная база в сфере ТЭБ неполна и фрагментарна, терминология неоднозначна и порой противоречива, единой методологии оценки риска ЧС не существует, государственные и отраслевые программы зачастую не согласуются друг с другом, практически не используются финансово-экономические механизмы управления ТЭБ.

Это можно продемонстрировать на примере проведения идентификации и учета опасных предприятий в Украине.

Определение общего количества и степени опасности каждого из потенциально опасных объектов (ПОО), которые могут стать источником ЧС, является обязательным и первоочередным этапом выполнения любой из задач по управлению ТЭБ. Однако большое разнообразие видов и факторов опасности, отсутствие единых критериев и терминологическая неопределенность в данной сфере делают эту работу достаточно сложной. Поэтому вполне объяснимо появление различных ведомственных списков, определяющих наиболее опасные предприятия среди ПОО.

В результате появились:

– Перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность (Постановление КМУ от 27.07.1995 № 554);

– Перечень объектов и отдельных территорий, которые подлежат постоянному и обязательному обслуживанию государственными аварийно-спасательными службами (Постановление КМУ от 04.08.2000 № 1214);

– Перечень особо опасных предприятий, прекращение деятельности которых требует проведения специальных мер по предотвращению нанесения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, сооружениям, окружающей природной среде (Постановление КМУ от 06.05.2000 № 765) и др.

К сожалению, эти документы не содержат ни перечня конкретных опасных объектов, ни критериев их отбора.

В отличие от указанных списков Перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства (Постановления КМУ от 29.08.2000 № 1346 и от 23.12.2004 № 1734) включает конкретные предприятия, организации и объединения, но не указывает ни виды потенциальной опасности, ни ее уровень.

Принятый в 2001 г. Закон Украины «Об объектах повышенной опасности» впервые обязал использовать количественные критерии для оценки степени опасности объектов данной категории, однако постановление КМУ от 11.07.2002 № 956, устанавливающее пороговые массы опасных веществ, значительно ограничило сферу применения данного закона, выведя за ее границы радиационно опасные объекты, объекты разведки, добычи и переработки полезных ископаемых, объекты обращения с отходами, гидротехнические сооружения и пр. Поэтому многие требования законодательства в сфере ТЭБ формально не распространяются, например, на АЭС, водохранилища, угольные шахты, нефтяные и газоконденсатные месторождения, полигоны отходов и могильники. В то же время Закон Украины «Об отходах» относит к объектам повышенной опасности все предприятия, учреждения и организации, на территории которых хранятся опасные отходы, независимо от их количества.

Существующие реестры опасных объектов также имеют ведомственную направленность, разную структуру и различающиеся критерии для отбора, информационно и программно несовместимы друг с другом, поэтому не могут служить основой для разработки стратегии управления ТЭБ в масштабах страны.

В связи с этим в рамках развития Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам ЧС был создан Государственный реестр потенциально опасных объектов (постановление КМУ от 29.08.2002 № 1288).

Учитывая неоднозначность определения ПОО в действующих нормативно-правовых актах, для идентификации ПОО предложено использовать критерии классификации ЧС, утвержденные постановлением КМУ от 24.03.2004 № 368. Методика идентификации ПОО утверждена приказом МЧС Украины от 23.02.2006 № 98 и зарегистрирована в Минюсте Украины.

Объект хозяйственной деятельности, на котором имеются источники опасности, способные инициировать или усугубить ЧС, идентифицируется как ПОО, если последствия возможной ЧС могут превысить объектовый уровень, т. е. если возможно распространение ЧС за пределы объекта, количество пострадавших может превысить 20 человек, а ущерб при этом превысит 500 минимальных размеров оплаты труда (мрот) или же при отсутствии пострадавших ущерб может превысить 2 000 мрот. Таким образом, идентификации подлежат все промышленные объекты, стоимость основных фондов и оборотных средств которых превышает 1 млн грн. Если же предприятие или организация, согласно действующему законодательству, отнесены либо могут быть отнесены к объектам повышенной опасности или особо опасным объектам, они признаются потенциально опасными независимо от возможных последствий ЧС.

По результатам идентификации составляется уведомление о признании или непризнании данного объекта потенциально опасным, которое должно быть согласовано с местными органами Государственной инспекции по вопросам гражданской защиты и техногенной безопасности.

Объекты, идентифицированные как ПОО, вносятся в территориальные и отраслевые перечни ПОО, которые ежегодно обновляются и утверждаются соответствующими комиссиями ТЭБ и ЧС. Все они подлежат паспортизации в соответствии с приказом МЧС Украины от 16.08.2005 № 140 и регистрации в реестре ПОО.

Органы Государственной инспекции по вопросам гражданской защиты и техногенной безопасности обязаны следить за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями законодательства в сфере ТЭБ и наделены значительными правами и полномочиями, вплоть до приостановки их деятельности. Поэтому отсутствие свидетельства о регистрации ПОО либо согласованного с инспекцией уведомления о том, что предприятие не относится к ПОО, может являться основанием для применения предусмотренных законодательством санкций.

Такой порядок идентификации и паспортизации ПОО призван обеспечить учет основных стационарных потенциальных источников возникновения ЧС техногенного характера и способствовать дальнейшему развитию стратегии управления ТЭБ в Украине.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении проведенной нами работы целесообразно привести следующие итоговые положения.

Рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности, в том числе устойчивости функционирования объектов экономики, представляет собой меры по распределению и перераспределению на территории страны мест размещения объектов экономики, хозяйственной инфраструктуры и населенных пунктов по критериям безопасности этих объектов и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Важной частью этой работы является рациональное размещение потенциально опасных объектов и мест утилизации отходов.

Объекты экономики следует размещать таким образом, чтобы они не попадали в зоны природной и техногенной опасности, т. е. зоны, в которых возможные реальные природные и техногенные воздействия превышают внешние допустимые нормативные воздействия, заложенные при проектировании и строительстве объекта. Объекты экономики должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояния, обеспечивающие безопасность населения и соседних объектов.

Взрыво- и пожароопасные объекты и их элементы должны размещаться с учетом защитных свойств и других особенностей местности.

Между потенциально опасными элементами радиационно-опасных объектов необходимо устанавливать оптимальные расстояния, а также обеспечивать изоляцию реакторных блоков атомных станций друг от друга.

Химически опасные объекты должны строиться на безопасном расстоянии от рек, водоемов, морского побережья, подземных водоносных слоев и размещаться с подветренной стороны населенных пунктов и жилых зон.

Склады АХОВ необходимо размещать с подветренной стороны по отношению к основным цехам объектов, в которых работает наибольшее количество производственного персонала. Базисные склады взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ необходимо строить за пределами территорий объекта в загородной зоне.

Биологически опасные объекты и их элементы необходимо размещать с учетом розы ветров в данной местности.

Вокруг радиационных, химически и биологически опасных объектов необходимо создавать санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. Санитарно-защитные зоны предусматриваются, если после проведения всех технологических мер по очистке и обезвреживанию вредных выбросов на заселенной территории уровни концентрации вредных веществ не опускается ниже предельно допустимых. В санитарно-защитных зонах не допускается размещение жилых домов, детских дошкольных учреждений, учебных заведений и т. п.

Под экологической безопасностью понимаются условия, при которых отсутствуют факторы, приводящие к нарушению экологического равновесия в окружающей среде, факторы вызывающие напряженное состояние во взаимоотношениях между обществом и природой и влияющие на среду обитания живых организмов. Экологическое равновесие и соответственно экологическую безопасность нарушают природные и антропогенные факторы.

При разработке данной работы были решены поставленные задачи, следовательно, цель работы достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гладкий Ю.Н. и др. Экономическая и социальная география. - М.: Гардарика, Лит. Издательское агентство "Кафедра-М", 2001. - 752 с.

2. Желтиков В.П. Экономическая география. - Феникс, 2005. - 384с.

3. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение. – Март - 2003. – 418 с.

4. Михеева Н. Н. Региональная экономики и управление. - РИОТИП, 2004. – 356 с.

5. Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 454с.

6. Николайчев М.Е. Экономическая география М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 354 с.

7. Размещение производственных сил: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова. - 3-е изд., - М.: Экономика, 2002. - 588 с.

8. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. - 472с.

9. Экономика природопользования: Учебное пособие. Часть II / Н.М, Ломова, О.Н. Петрушенко. - Новосибирск, 2002. - 312 с.

10. Шаблий О.И. Социально-экономическая география Украины. Учебник. Львов: Свит, 2001, 640 с.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации