Елисеева Т.И. Организация и менеджмент гостиничного хозяйства - файл n1.doc

приобрести
Елисеева Т.И. Организация и менеджмент гостиничного хозяйства
скачать (893 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc893kb.14.09.2012 12:34скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО

ХОЗЯЙСТВА И ПРОЦЕССОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

ГЛАВАI.РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

В МИРЕ
§ 1. Из истории гостиничного хозяйства
Первые гостиницы появились более чем за 1000 лет до н.э. в Греции и Риме и на дорогах, ведущих из этих стран в другие государства. Людей, совершающих далекие путешествия, нужно было обеспечить питанием, убежищем, ночлегом. Для этого со­здавались пункты-станции.

Огромные караваны с товарами двигались и по дорогам Ближ­него Востока, Средней Азии, Закавказья. Здесь строились постоя­лые дворы, ханны, караван-сараи, которые и ста™ прообразом будущих гостиниц.

Постоялые дворы начинают создаваться и в Европе, при мо­настырях. Церковь обязывали организовывать «гостиницы» для путешественников, торгового люда, паломников, артистов, фокус­ников и пришельцев из различных стран. Со временем из бесплат­ного приюта они становятся предприятиями, рассчитанными на получение дохода. В средние века развитие торговых связей при­вело к значительному росту гостиничного хозяйства в Европе. Например, в Милане насчитывалось уже 150 гостиниц. Однако гостиничное хозяйство того периода было крайне примитивным; в гостиницах отсутствовали удобства, их санитарный уровень был чрезвычайно низок.

В XVIII-X1X вв. с ростом экономических и политических свя­зей между государствами начинается бурное развитие гостинич­ного хозяйства, особенно в городах Европы. Гостиничное дело превращается в важную отрасль, приносящую большие доходы.

В XIX в. развивается туризм. На морских побережьях, возле источников с минеральной водой, в живописных местах развер­тывается строительство крупных и мелких гостиниц; постепенно совершенствуется их техническое оборудование, создаются комфортабельные условия для гостей, меняются формы и методы об­служивания. Возникают компании, акционерные общества, кор­порации и синдикаты. Эти крупные капиталистические объеди­нения стали руководить гостиничным хозяйством своих стран, а также строить гостиницы в других государствах. В Лондоне со­здается синдикат гостиниц, во Франции «Союз хозяев гости­ниц». Эти организации частных владельцев устанавливают цены на номера, готовят кадры гостиничных работников, способству­ют развитию туризма. В 1906 г. был создан «Международный союз владельцев гостиниц», объединивший владельцев 1700 гостиниц в различных странах мира.

В больших европейских городах гостиницы начинают исполь­зовать и для других целей. Здесь устраивают казино, проводят пресс-конференции, приемы, собрания. В XX в. в капиталисти­ческих странах туризм и возрастающая с каждым годом гости­ничная база превратились в «индустрию услуг» и в сочетании с «индустрией/развлечений» стали источником крупных доходов, получения прибыли.

На Руси постоялые дворы, предшественники первых гости­ниц, появляются в XII-XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы, «ямы», как их называли, распо­лагались на расстоянии конного перехода один от другого.

В XV в. создаются многочисленные почтовые станции; ими ведает Ямской приказ. По велению Ямского приказа открывались новые станции, ему же подчинялись и ямщики. В это же время строились многочисленные гостиные и постоялые дворы. В гос­тиных дворах не только торговали, в них жили и совершали коммерческие операции заморские гости.

Гостиные дворы в русских городах представляли собой тор­говые ряды, склады, лавки, гостиничные номера. Позднее их об­носили стенами и башнями с выездными воротами. Гостиные дворы в Санкт-Петербурге и Калуге сохранились до наших дней.

Образование гостиничных торговых дворов в чужих землях, несомненно, требовало составления определенных правил поведения купцов. Самым первым из известных правовых документов, регла­ментирующих деятельность средств размещения постояльцев, была книга законов «Скра». В гостином дворе «Скра» выполняла функ­ции правил проживания, внутреннего распорядка и регулятора взаи­моотношений с местным населением всех без исключения пользова­телей. На нарушителей налагались штрафы. За три с половиной сто­летия деятельности в Новгороде немецкого гостиного двора известно семь редакций «Скры». Эго самый древний правовой документ по­добного рода, сохранившийся до наших дней.
Анализ статей «Скры» позволяет установить, что организа­ционно-правовая форма иноземных гостиных дворов была арендной. Проживание в них предоставлялось за фиксированную пла­ту, зависящую от срока остановки постояльцев. Уже в те времена проживающие могли пользоваться широким набором дополнитель­ных платных услуг - переводчика, портного, лекаря, пивовара, пекаря, сапожника, ливца серебра и т.д. Клиентура формирова­лась еще в немецких городах и ограничивалась численностью лиц, подлежащих размещению; предусматривались комплекс мер со­хранности имущества гостиного двора и товара купцов, гарантии их безопасного пребывания. Клиенты своевременно информиро­вались о конъюнктуре рынка, о неблагонадежных торговых парт­нерах. Деятельность гостиных дворов была поставлена на полное самофинансирование. Нижегородская «Скра» является достойным прообразом ныне действующих Правил предоставления гости­ничных услуг в Российской Федерации [12].
В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. Две находились в Охотном ряду (на месте гостиницы «Москва»): гостиница Шевалдышева «Париж». В 1878 г. купец-миллионер И.И. Корзинкин вы­строил в Москве пятиэтажный дом с роскошным садом, номерами и рестораном и организовал товарищество «Большая Московская гос­тиница», которое потом было переименовано в «Гранд-Отель».

В 1910 г. в России было уже 4685 гостиниц, не считая посто­ялых дворов и трактиров с номерами. Все они принадлежали ча­стным лицам и были чисто коммерческими предприятиями.

В 1953 г. в Москве была построена гостиница «Москва», ко­торая и сейчас по уровню комфорта и благоустройства относится к первоклассным отелям мира.

Последующие годы характеризуются широким развитием го­стиничной базы Москвы, в строительстве которой участвуют раз­личные ведомства и организации.


В 80-х годах гостиничное хозяйство СССР насчитывало около 7 тыс. предприятий, а их единовременная вместимость составляла 700 тыс. мест. Среди них крупнейшие гостиницы «Золотой Колос» на 4000 мест, «Заря» - 3000 мест, «Россия» - 5 350 мести др.

Огромное значение для роста гостиничной базы имела про­водившаяся в Москве Олимпиада-80, в преддверии которой были построены гостиницы «Космос», «Измайлово», «Салют», «Севас­тополь», «Спорт», «Молодежная», «Международная», кемпинг «Солнечный» и др. Эти прекрасные отели по оборудованию, ком­форту и обслуживанию стали в ряд лучших европейских.
§ 2. История развития гостиничного хозяйства г. Владивостока
По архивным данным, основанный в 1860 г. пост Владивос­ток первой своей гостиницей обзавелся уже в 1867 г. Учитывая перспективу развития поста как порта, куда с каждым годом при­ходило все больше коммерческих судов со всего света, Иван Галецкий построил деревянный домик, в котором разместил гости­ницу и ресторан. Они располагались приблизительно на том мес­те, где сейчас находится гостиница «Золотой Рог».

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что к 1880 г., когда Владивостоку исполнилось 20 лет и он был возведен в ранг города, в нем было уже три гостиницы. В 1885 г. И.Галецкий пристроил к своей гостинице еще и деревянный зрительный зал на 350 мест, получивший название «Театральный зал мадам Галецкой». Но в 1899г. пожар уничтожил все строения: гостиницу, ресторан и театральный зал.
К этому времени в городе была открыта новая вместитель­ная, с рядом удобств гостиница, получившая название «Тихий океан». Она располагалась на левой стороне Светланской улицы, в самом ее начале. 3 сентября 1896 г. состоялось торжественное открытие гостиницы. Ее хозяину, купцу Т.Иванову, самостоятель­но осилить строительство такого большого здания было весьма проблематично, однако ему предоставили беспроцентную ссуду в размере 35 тысяч рублей. Роскошное внутреннее убранство, боль­шие номера с ванными и туалетами - все было рассчитано на про­живание богатых иностранцев.
В феврале 1897 г. Иванов заключил с фирмой «Кунст и Альберс» договор на электрификацию всех помещений гостиницы. Таким образом, гостиница «Тихий океан» стала первой во Влади­востоке гостиницей, в которой было проведено электрическое ос­вещение.

В следующем году во вновь построенных зданиях по Китай­ской улице (Океанскому проспекту) вошли в строй еще две, но второразрядные гостиницы: «Сибирское подворье» (дом 26), при­надлежавшая купцу И. Циммерману, и «Забайкальское подворье» (дом 28-30), владелец - промышленник Я.Скидельский.

Учитывая, что в 1898 г. Владивосток посетило 299 коммер­ческих судов и было также немало приезжего люда из области, число гостиниц и мест в них уже стало недостаточным для воз­росших потребностей.

В 1901 г. началось строительство Транссибирской железной дороги, в связи с чем во Владивостоке появилось большое количе­ство инженерно-технических работников, возросло число судов, приходящих в порт и приписанных к нему, а также число кораб­лей Сибирской флотилии. Все это и ряд других факторов потребо­вало увеличения числа гостиниц.

В 1902 г. вошла в строй построенная с большим размахом новая гостиница «Гранд-Отель» (Алеутская, 19). Она расположи­лась в чрезвычайно удобном месте, близ строящегося железнодо­рожного вокзала, и была рассчитана главным образом на хорошо обеспеченных постояльцев (после революции она была занята под общественные организации, а сейчас в ней расположены отдель­ные подразделения краевой администрации). В том же году от­крылась еще одна, но необычная гостиница. Дело в том, что неко­торые моряки по тем или иным причинам оказывались на какое-то время безработными и в большинстве своем без крыши над головой. Поэтому среди населения в виде добровольных пожерт­вований были собраны средства и снят дом (Верхнепортовая, 7), который и приспособили для бездомных моряков. Сутки прожи­вания в «морском доме» обходились безработным в 10 копеек. (Сей­час в этом здании находится музей морского флота).

В 1902г. И. Галецкий, собрав необходимые средства, постро­ил на месте сгоревшей гостиницы новую, каменную, которая существует и в настоящее время («Золотой Рог»). В рекламе говори­лось, что она является первоклассной гостиницей на 40 номеров с прекрасной обстановкой, электрическим освещением и ванными комнатами.

Ввод в строй этой гостиницы несколько разрядил обстановку, но на беду в 1904 г. в гостинице «Тихий океан» произошел пожар, нанесший ей большой ущерб. Окончательно вывел ее из строя вто­рой пожар, случившийся в следующем году. Тогда же огонь не пощадил и гостиницу «Золотой Рог», правда в течение двух пос­ледующих лет она была восстановлена.

В 1906 г. по заказу сахарозаводчика Л. Радомышленского ин­женер И. Мешков построил в начале Светланской улицы с правой стороны (дом 10) шикарную по тем, да и по нашим временам гос­тиницу «Версаль». Она имела 50 больших номеров с прекрасной обстановкой, электрическим освещением и прочими удобствами. Кроме гостиницы в этом здании размещались некоторые торго­вые организации и ресторан. В 1935 г. в честь челюскинской эпо­пеи гостиница была переименована в «Челюскин».

Следующее пополнение гостиничного фонда города произош­ло в 1907 г. В здании, расположенном на углу улиц Светланской и Алеутской, на втором этаже (первый был занят аптекой и оружей­ным магазином) открылась гостиница «Централь» - ныне фили­ал гостиницы «Золотой Рог». Кроме нее в строй вошли и некото­рые другие, но не столь известные гостиницы.

Нужно сказать, что приезжие пользовались также и меблиро­ванными комнатами, которых во Владивостоке было относитель­но много. В их числе мы можем назвать такие, как «Россия» (на­чало Светланской улицы), «Бобок» - на Китайской улице (ныне Океанский проспект), «Коммерческие номера» - на Семеновской улице, «Метрополь» - на Успенской улице (ныне Жертв Револю­ции), «Харьков» - на улице Пологой.

В феврале 1917 г. в городе Владивостоке были следующие гостиничные номера и меблированные комнаты: отель «Брис­толь» - Посьетская; отель «Версаль» - Светланская, 10; «Гранд-Отель» - Алеутская, 11/2; отель «Европа» - Светланская, 8; отель «Золотой Рог» - Алеутская; отель «Ница» - Алеутская, 48; отель «Централь» -Свегланская, 13; номера - 1-ая Морская, 8; номера

«Киев» - Семеновская, 19; «Коммерческие номера» - Семеновс­кая, 21; «Крымские номера» - 1 -ая Морская; «Московское подво­рье» Полтавская, 3; номера «Россия» - Светланская, 6; «Сибир­ское подворье» - Китайская, 10; «Эрмитаж»- 1-аяМорская, 12. Достаточно показательно, учитывая, что население юрода в 1917 г. составляло чуть более 100 тысяч человек.

В 1939 г. была построена комфортабельная по тем временам гостиница «Красный Владивосток», принадлежавшая Дальстрою НКВД (ныне здание ДВГАЭУ). К сожалению, по своему прямому назначению она никогда не использовалась.

Подводя итоги, следует отметить, что из бывших меблирован­ных комнат в настоящее время нет ни одной, а из восьми гостиниц сохранились только «Версаль», «Золотой Рог» и его филиал. За пос­ледние четверть века гостиничное хозяйство города пополнилось рядом новых гостиниц, а ранее существовавшие подверглись рекон­струкции. Ниже приводятся краткие исторические сведения об основных ныне действующих гостиницах Владивостока.


«Золотой Рог»
Признаками рационального модерна отмечено здание гости­ницы «Централь» (ныне филиал гостиницы «Золотой Рог» и флот­ский универмаг) на углу Светланской и Алеутской улиц.

Строительство здания было начато в 1907 г. владельцами фирмы «Вальдеккер и Поппель». Рекламируя новую постройку, местная газета писала: «На углу Светланской и Алеутской соору­жается новое большое здание, в верхних этажах которого будет помещаться отель «Централь» с обстановкой, затмевающей все существующие отели».

«Версаль»
История здания восходит к февралю 1907 г., когда городская управа отвела владивостокскому предпринимателю 2-й гильдии Л. Радомышленскому земляной участок на улице Светланской (Ленинской) между зданием золотосштавной лаборатории Русско-Китайского банка (Светланская, 12) и улицей Корейской (Тигровой) для постройки здания гостиницы. Проектирование ее заст­ройщик поручил архитектору И.Мешкову, уже известному тогда по постройкам 1901 -1906 гг., украсившим центр города.
В мае 1909 г. начала функционировать гостиница, а торговые помещения первого этажа были сданы в аренду торговым домам «Чурин и Касьянов» и «Бриде и Ко», открывшим здесь кондитер­ский, бакалейный и галантерейный магазины. Местная пресса высоко оценила новую постройку как «нарядную и элегантную новоклассическую архитектуру» и высокий уровень комфортнос­ти гостиницы, «не уступающий европейскому уровню», с ванны­ми, электричеством, телефоном. Прислуга состояла из японцев и китайцев.

В 1912 г. к основному зданию со стороны улицы Корейской было пристроено небольшое крыло-ризамет, в котором размести­лись дополнительная лестница и ряд подсобных помещений. В 1912-1917 гг. гостиница «Версаль» считалась самой престижной в городе, в ней жили наиболее состоятельные гости, большей час­тью иностранцы.

В 1924 г. ее здание было национализировано и передано в горкомхоз. При этом до 1934 г. за ней сохранялось старое назва­ние.

В 1934 г. в гостинице некоторое время проживали спасенные участники экспедиции с «Челюскина» и группа летчиков-спаса­телей, прибывших во Владивосток на пароходе «Смоленск». Пос­ле чего гостиницу переименовали в «Челюскин», а ресторан - во «Владивосток».

В 1961 г. проводится капитальный ремонт здания с частич­ной реконструкцией. При этом залы магазинов первого этажа были объединены и на их основе создан зал кафе «Лотос». В 1989 г. пожар уничтожил исторический интерьер ресторана (который в 1975 г. был переименован в «Челюскин»). Для ремонта здания нужны были большие средства.

Решением крайисполкома №128 от 09.04.90 г. здание гости­ницы «Челюскин» безвозмездно передается на баланс Дальневос­точному морскому пароходству. Гостиничный комплекс «Версаль» был восстановлен в ноябре 1993 г. усилиями японской компании «Нихонкай ипвестмент» и ОАО «ДВМП» (держатель контрольно­го пакета акций). Гостиница располагает 42 номерами различной категории. В каждом номере - финская мебель, телефон, мини-бар, холодильник, ванная комната. Стоимость номера от 150 до 300 долларов. Сезонная скидка в зимний период составляет 10%. Кроме этого, существует дифференцированная система скидок для некоторых групп постоянных клиентов. В структуре комплекса -ресторан высшей категории, бар, киоск, бизнес-центр, казино (сда­ют в аренду). В основном обслуживающий персонал - это быв­шие сотрудники ДВМП, имеющие многолетний опыт работы с ту­ристами на судах загранплавания.

«Владивосток»
В 1975 г. на берегу Амурского залива поднялась гостиница «Владивосток». Вместимость ее была в то время 900 с лишним мест. Несмотря на это, номера в ней сложно было забронировать. В гостинице имелись лифт, бытовая комната, парикмахерская и медпункт на первом этаже. Номера обставлены с комфортом, пре­красный вид из окна, горячий душ. В 70-х годах эта самая круп­ная гостиница, расположенная в красивейшем месте города, име­ла большое будущее.

Сотни известных людей посетили Владивосток за последние 20 лет(Образцов, Цичко, Кадочников, Солженицын, Александров, Уль­янов, Хрунов, Смоктуновский, Пьеха, Рыбников, Токарев, Шуфутинский и др.). И все они проживали в гостинице «Владивосток». Здесь помнят первого постояльца: он живет в Санкт-Петербурге и в пре­жние годы часто приезжал сюда в командировки.

«Сестра» отеля стоит в курортном городе Сочи. Проект на индивидуальной основе для Владивостока и Сочи разработали специалисты «Ленгипроекта».
«Амурский залив»
В 80-е годы в нашей стране был развит внутренний туризм. Люди не стремились на Канарские острова или в Таиланд. Боль­ше ездили по профсоюзным путевкам на берег Черного моря, в Карелию, Прибалтику. Именно в эти годы вырос интерес к нашему краю, к его экзотической красоте. И, конечно, действовавшие три турбазы не могли разместить всех туристов. Вот тогда-то и взялись за строительство гостиницы «Амурский залив» во Вла­дивостоке.

Гостиница была построена в 1988 г. Строилась она по ориги­нальному проекту. Расположенная у подножья сопки Тигровая, она похожа на большой белый пароход, бросивший якорь в живо­писной бухте. Особенно красиво смотрится гостиница с моря ве­чером, когда яркими огнями загораются ее окна. Интересно зда­ние и внутри. Центральный вход, как принято в японской архи­тектуре, расположен не на первом, а на последнем этаже. Здесь же находятся все административные службы. На каждом этаже - холл, длинные коридоры с мягким искусственным освещением покры­ты ковровой дорожкой. Очень тихо, спокойно.

При открытии гостиницы коллектив был укомплектован лишь на 20%, и когда принимали первых гостей - 600 советских спорт­сменов, - вода не была подключена, обслуживающего персонала не хватало, работать приходилось всем, засучив рукава.

За годы существования «Амурского залива» многое измени­лось. Заметно преобразилась набережная у гостиницы: аккуратно подстриженные газоны, детская и спортивная площадки, дорож­ки, оборудован пляж. Отличный вид открывается из окон - огни города по вечерам, голубая гладь моря, белые паруса яхт... Жела­ющие могут заказать прогулку на катере, поездку на острова. Ря­дом с «Амурским заливом» пляж, водные станции, яхтклуб в Спортивной гавани, кинотеатр «Океан», в здании гостиницы -казино и ночной клуб. Гостиница оказывает много дополнитель­ных услуг: парикмахерская, посещение театров, экскурсий, орга­низация праздников, например новогодних утренников для детей. В гостинице своя бойлерная, а значит, и горячая вода. С 7 утра до 20 часов вечера работает сауна. Есть бизнес-центр с двумя комна­тами для переговоров на 20 и 50 мест, связью, факсом, телефоном; кинозал на 200 мест, ресторан, кафе с открытой верандой, кок­тейль-бар.

При «Амурском заливе» работает турцентр. Разработано не­мало маршрутов в Китай, Японию, Южную Корею и многие дру­гие страны. Есть и свой транспорт.

«Гостиница на дому»
Наличие предприятия нового типа, такого как «Гостиница на дому», давало Владивостоку возможность ежедневно поселять в комфортабельных условиях 800 человек.

Для тех, кто сдает квартиры и комнаты, это довольно выгод­ное предприятие, особенно если учесть, что договоры заключают, как правило, пенсионеры, инвалиды и одинокие малообеспечен­ные люди.

Такие вот «домашние» гостиницы становятся все более попу­лярными. Порой люди, приезжающие по делам, сознательно от­казываются от «казенного» номера в пользу домашнего уюта. Осо­бенно ценятся «номера» с телефоном и в центре города.
«Акфес-Сейо»
В 1993 г. начал работать отель «Акфес-Сейо». Он располага­ет 44 номерами на 72 места. Стоимость номера варьируется от 110 долларов за стандартный до 260 долларов за высококлассный. Отель первый в Приморье был сертифицирован как трехзвездоч­ный. Средняя заполняемость 48%.

Гостиница «Славянская»
Гостиница «Славянская» вступила в эксплуатацию в 1994 г. и является структурным подразделением ОАО «Приморхлебпродукт». Рассчитана на 33 места. Средняя заполняемость гостиницы составляет 80%, в основном за счет бронирования номеров.
Отель «Гавань»
Гостиничный комплекс «Гавань» существует с февраля 1994 г. Владелец - ОАО «Владивостокский морской торговый порт». Го­стиница располагает номерами от дисконткласса до люкса. Сто­имость индивидуального номера - 90-230 долларов. Действует гиб­кая система скидок. В отеле работают бизнес-центр, ресторан, бар, бильярдная, сауна, бассейн, массажный кабинет, спортзал, предоставляются бытовые, автотранспортные и другие услуги.

Отель тесно сотрудничает с японскими и российскими тур­фирмами, шоу-бизнесом.
Вопросы для самоконтроля:

Какие выделяются этапы развития мирового гостиничного хозяйства?

Какова краткая история развития гостиничного хозяйства в России?

Какие функции выполняла «Скра» в гостиных дворах на Руси?

Какова история становления гостиничного хозяйства в г. Владивостоке?
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В МИРЕ
§ 1. Географическая структура. Тенденции развития гостиничного хозяйства в мире
По данным Всемирной туристической организации (ВТО), в мире в 1993 г. насчитывалось 11612 тыс. гостиничных номеров. За последние пять лет прирост составил около 25%. Развитие гостиничной базы по регионам идет неравномерно. Наибольший рост приходится на регион Восточной Азии и Тихого океана, который составил за данный период около 80%; наименьший - на Европу (8,8%). Так, только за 1997 г. посещаемость Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона зарубежными туристами и доходы от туризма выросли на 1%. Прибытие туристов в Китай увеличи­лось на 4,4%. Для Европы 1997 г. оказался успешным. Поток ту­ристов увеличился на 3,6%. Основной прирост посещаемости при­шелся на Францию (7%), Швейцарию (4,5%), Ирландию (4,9%). Значительное увеличение числа туристов в 1997 г. наблюдалось в Испании-на7%, Греции-9%, Турции- 13,4-13,5%идр.

В географической структуре мирового гостиничного хозяй­ства ведущее место занимает Европейский континент. Гостинич­ная база Европы составляет 46% мирового гостиничного фонда.

В Европе список стран, которые преуспевают в спросе на раз­мещение в гостиницах, возглавляют Греция и Турция. Перспекти­вы развития гостиничной индустрии Восточной Европы остают­ся положительными, несмотря на политическую и экономическую нестабильность данного региона.

По мощности гостиничной базы за Европой идет Американ­ский континент, его доля в мировом гостиничном хозяйстве со­ставляет 37%. За последние годы число номеров и мест возросло на 13%, что свидетельствует о том, что темпы развития гостинич­ной базы находятся на уровне мировых показателей и существен­но выше, чем в Европе. По этим показателям развития гостинич­ной базы очень велика доля США (более 43% всей гостиничной базы Американского континента и 13% гостиничной базы мира).

В Азии гостиничное хозяйство развивалось в 3 раза быстрее, чем в целом в мире. Даже при таких высоких темпах развития доля мирового гостиничного хозяйства, приходящаяся на Азиат­ский континент, составила 11%. Наибольший рост приходится на регионы АТР; он составил к 1995 г. 79%. Среди стран Азии на пике успеха находятся Гонконг, Индия, Китай. В настоящее время наиболее быстрыми темпами развитие гостиничных цепей идет в индустриальных центрах Китая: Шеньяне, Харбине, Даляне. Другими «горячими» точками в гостиничном бизнесе Азии явля­ются Филиппины, Вьетнам и Индия. Индию считают «спящим» штатом Азии, которому уже сейчас нужно 40-50 отелей среднего класса на 120 млн. человек. Гостиничная индустрия азиатских стран развивается быстрыми темпами и успешно, но в этом реги­оне нет желаемой стабильности, что связано с политической си­туацией в некоторых государствах, социальными переворотами, религиозными конфликтами и т.д.

Доля Африканского континента составляет 3% мирового гос­тиничного хозяйства, хотя темпы строительства гостиниц в но­вых африканских странах выше мирового уровня. Правительства ряда африканских стран проявляют заинтересованность в привле­чении иностранных инвесторов, но имеющиеся негативные фак­торы (политическая нестабильность, неразвитость инфраструкту­ры) тормозят быстрое развитие гостиничной отрасли.

На Австралию и Океанию также приходится 3% мировой го­стиничной базы. Австралия была затронута экономическим спа­дом в 1991 -1993 гг., и рынок гостиничных услуг в крупных горо­дах считался перенасыщенным. В настоящее время ситуация из­менилась и планируются новые инвестиции в развитие гостинич­ного хозяйства.

Под цепью понимается группа предприятий, осуществляющая коллективный бизнес и находящаяся под непосредственным контролем руководства цепью.

Если рассматривать отдельные страны, то следует выделить Италию, в которой насчитывается более 2 млн гостиничных мест, Германию, Испанию и Англию, в каждой из которых более 1 млн гостиничных мест, Австрию, Канаду, Мексику - 700 тыс. мест,

Турцию - 400 тыс. мест. Наиболее высокими темпами развитие гостиничной базы, строительство гостиниц идет в Китае, Турции, Сингапуре.

В России наблюдается значительное сокращение числа гос­тиниц и номерного фонда. Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой. Про­изошедшие в последние годы коренные изменения в этой сфере самым непосредственным образом сказались на современном состоянии и будущем развитии гостиничного бизнеса в нашей стра­не. Гостиничное хозяйство становится все более убыточным. В 1997 г. Россия имела 5043 гостиниц, мотелей и общежитий для приезжих, из них гостиниц4022. Число гостиничных номеров со­ставляет 202033, число мест - 390931. Наиболее крупные по раз­мерам номерного фонда гостиницы располагаются в столичных городах. Московские гостиницы насчитывают в среднем 203 но­мера и 359 мест каждая, в Санкт-Петербурге - 203 номера на 375 мест. По форме собственности наибольший номерной фонд име­ют гостиницы с иностранным участием в среднем 143 номера на 239 мест каждая. Муниципальные и частные предприятия в основном имеют небольшие по размерам номерного фонда гости­ницы: муниципальные - примерно по 36 номеров на 66 мест каж­дая, а частные - 24 номера на 53 места.

Рентабельность гостиничных предприятий в целом по Рос­сии - 18% (1995 г. - 44%, 1996 г. - 22%). Такое снижение про­изошло из-за того, что только гостиницы 32 субъектов Российской Федерации завершили 1997 г. с прибылью. Без учета Москвы, Санкт-Петербурга и частично Краснодарского края, в целом гос­тиничное хозяйство России убыточно. Традиционно убыточными остаются гостиницы Сибири и Севера России.

Гостиницы большинства регионов Урала и Дальнего Восто­ка, Поволжья и Центрального Черноземья завершили 1997 г. с убытками. Из 13 регионов центрального района 6 убыточных. В последние годы тенденция убыточности отрасли ослабевает. Не­которые регионы завершили год с прибылью. К ним относятся Чувашия, Ингушетия, Алтайский и Хабаровский края, Волгоград­ская, Ульяновская, Курганская, Челябинская области.
Развитие гостиничного хозяйства в мире характеризуется сле­дующими тенденциями:

образование крупных объединений там, где наибольшими темпами развивается туризм (Азия, Карибский бассейн);

освоение новых регионов для развития гостиничных цепей (Восточная Европа, Россия);

расширение возможности применения франчайзинговых до­говоров (см. § 2) в гостиничном секторе;

сегментация рынка, создание новых типов гостиниц, пред­назначенных для определенной категории туристов;

повышение коэффициента загрузки гостиниц;

дальнейший рост гостиничных тарифов.

Гостиничная индустрия мира имеет целый ряд проблем. Так, в США становится трудным финансирование новых гостиниц, так как финансовые компании воздерживаются от вложения средств в какое-либо строительство, тем более в гостиницы экономичес­кого класса.

В Европе наблюдается острая ценовая конкуренция, которая в результате приводит к снижению доходов.

В Азии растет стоимость рабочей силы, и это создает огром­ные проблемы для некоторых рынков, что характерно, например, для Бангкока.

У гостиничной индустрии стран Ближнего Востока есть оп­ределенный риск, связанный с нарушением политической стабиль­ности региона, конфликтами и растущей напряженностью, вызы­ваемой религиозной особенностью этих стран.
§ 2. Организационная структура гостиничного хозяйства
Независимые гостиницы
Исходя из всей имеющейся информации о сложившейся орга­низационной структуре гостиничного хозяйства, можно утверж­дать, что практически в мире не осталось отдельных гостиниц, не связанных с другими гостиницами или с их объединениями.

Тем не менее независимые гостиницы представляют самый большой сегмент индустрии гостеприимства. В учебном пособии

Р.А. Браймера дается следующее определение: «Независимыми предприятиями являются такие, которые находятся в независимом владении, распоряжении и пользовании владельца получающего прибыль от такой собственности. Наличие договорных обя­зательств с другими компаниями в вопросах управления или использования чужого торгового знака или знака обслуживания не влечет за собой изменения статуса предприятия как независимого по отношению к другим субъектам рыночных отношений».

Огромное число независимых предприятий можно найти в небольших городах и в тех районах, где независимые гостиницы могут нормально существовать, не опасаясь конкуренции со сто­роны гостиничных цепей.
Независимые предприятия имеют все возможности, чтобы быть непохожими на другие, и эта их уникальность создает усло­вия для процветания. Независимые гостиницы более стабильны в проведении своей рыночной политики, и потому сам рынок, на котором преобладают такие предприятия, оказывается более ста­бильным. Но этот рынок существенно меньше того, на котором представлены крупные гостиничные цепи.

Особенности, отличающие независимые предприятия от пред­приятий, входящих в гостиничные цепи, оказывают свое влияние на способы, которыми эти предприятия управляются. Они требу­ют более высокого управленческого мастерства, чем крупные объе­динения.

Гостиничные цепи. Факторы, оказывающие влияние на объединение гостиниц
На начало 90-х годов в мире сложилось более 200 гостинич­ных цепей, вышедших за рамки своих национальных границ. На их долю приходится более 30% всего мирового гостиничного фон­да. Некоторые из этих цепей объединяют лишь несколько гости­ниц. На 25 крупнейших корпораций, в каждую из которых входят по 100 и более гостиниц, приходится около 2 млн. номеров, или 25% всех гостиничных мест в мире. Примером являются компа­нии «Холидей Инн Инкорпорейтед» и «Холидей Инн Интер-нейшнл». Первая действует в США, вторая - в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, каждая объединяет более 2000 гости­ниц. Большинство крупных гостиничных объединений являются акционерными обществами открытого типа, и их акции находят­ся в свободной продаже. Также имеются частные гостиничные ком­пании.

В табл. 1 представлены крупнейшие гостиничные цепи мира.
Таблица 1

Крупнейшие гостиничные цепи мира


Название

Количество гостиничных предприятий

Количество номеров

Холи лей Инн

2260

386.378

Уэст Уэстерн

2761

207.299

Шератон

413

130.500

Рамада Инн

634

94.000

Аккор

2465

279.1

Френдшип Инн

1080

78.500

Хилтон Корпорейшен

245

101 00

Транс Хауз-Форте

810

72.299

Фелерасьон Насьональ

4345

71711

Клаб Медитерране

243

61.200

Новотель

283

35.214

Супернэшнл

370

70.000

Голден Тьюлип

350

55.000

Флэг Инн

652

5000

Эс Эрн эс Хотела

159

43.900


Рассмотрим основные факторы, оказывающие влияние на объединения гостиниц.

1. Необходимость обеспечения стабильной загрузки гостини­цы. В основе каждой гостиничной цепи лежит собственная систе­ма бронирования, ориентируемая на первоочередную загрузку го­стиниц, входящих в цепь. Система гостиничного бронирования подвержена интеграционным процессам и стремится к выделе­нию в самостоятельное направление гостиничного хозяйства. Включение в такие системы электронного бронирования стоит дорого, и отдельным гостиницам это не под силу, а объединенным гостиницам, где на эти цели специально выделяется статья расхо­дов, выгодно.

Обеспечение конкурентоспособности на рынке, что опре­деляется прежде всего качеством обслуживания, которое зависит от целого ряда факторов: оформления интерьера, качества обору­дования, квалификации персонала, обеспечения безопасности про­живающих и их имущества. Все ведущие гостиничные объедине­ния имеют собственные нормативы и стандарты оснащения всех помещений гостиницы, а также технологию и стандарты обслу­живания. Для обеспечения соответствия гостиниц принятым нор­мативам и стандартам оснащения гостиничные объединения идут на создание не только мощных централизованных снабженческих организаций, но и специализированных предприятий по произ­водству и ремонту оборудования и мебели. Позволить себе это могут только крупные гостиничные объединения.

Острейшая конкурентная борьба заставляет гостиничные объединения работать по созданию своего образа с целью привле­чения совершенно определенной клиентуры, чтобы тем самым обеспечить стабильность загрузки гостиниц. В этом большую роль играет анализ рынка, вся система маркетинга, включая постоян­ную рекламную деятельность, т.д., что под ситу только крупным гостиничным объединениям.

Качество обслуживания зависит от профессиональной под­готовки персонала. Этому вопросу уделяется особое внимание в странах, заинтересованных в развитии иностранного туризма. Во многих из них сложилась система средних, высших учебных за­ведений, готовящих кадры дтя гостиничных предприятий. Боль­шинство гостиничных объединений считают это недостаточным и создают свою собственную систему подготовки и повышения квалификации кадров, затрачивая на эта цели значительные сред­ства.

Таким образом, интеграционные процессы в сфере гости­ничного хозяйства вызваны объективной необходимостью, и в дальнейшем можно ожидать их активизации.

Гостиничные цепи мира на российском рынке

Влияние гостиничных цепей на индустрию туризма очень велико. В настоящее время особый интерес для международных гостиничных групп представляют перспективные, но не развитые рынки России, где для них
открываются широкие возможности

Гостиничные цепи на российском рынке





Общая характеристика







корпорации

Гостиницы в России

Название

Количество отелей

Количество номеров.



1. Holiday Inn (США)

2260

386,3

«Виноградово»

(Москва)154 номера

2. Ассог

2465

279,1

«Софитель»

(Франция-)







(Москва) 195 номеров

3. Marriott Int

1268

251,4

«Гранд Отель»

(США)







(Москва) 400 номеров «Пента Ренессанс» (Москва) «Аврора»

(Москва) 230 номеров

4. ITT Sheraton

413

130,5

«Палас Отель»

Corp. (США)







(Москва)221 номер

5. Hilton Hotels

245

101,0

«Новотель»

Corp. (США)







(Москва)488 номеров

6. Radisson

437

91,2

«Славянская»

(Москва) 430 номеров «Лазурная»

(Сочи) 300 номеров

«Пик - отель»

('Сочи')

7. Hyatt Hotels (США)

176

80,6

Проект

8. Inter-

193

69,6




Continental







«Метрополь»

[Hotels (Англия)







(Москва)


объек­тов размещения, участия в осуществлении маркетинга и управления, а также обучения персонала.

На российском рынке в настоящее время работают около десятка иностранных гостиничных цепей (табл. 2).

Включение гостиницы в ту или иную корпорацию позволяет. Получать значительные преимущества в обеспечении загрузки, повышении уровня обслуживания и решении проблем бронирования. Управляющие сетью предпринимают меры по повышению конкурентоспособности входящих в нее гостиниц, применяя свои стандарты и правила, обеспечивающие своеобразие стиля и сце­нария обслуживания клиентов. Таким образом, для российских гостиниц вхождение в международные гостиничные цепи обеща­ет радикальные улучшения их хозяйственной деятельности, что Подтверждается достижением высоких показателей доходности.

Сеть «Sheraton» после успешных переговоров с австрийской группой «Магсо Ро1о» приобрела две крупные гостиницы. Это удобно расположенная гостиница «Palace Hotel» в Москве на 370 номеров и «Nevsky Palace» в Санкт-Петербурге на 287 номеров. Для продвижения этих цепей привлекаются значительные капи­таловложения.

Все отели этой цепи делятся на три категории: 1) отели и ку­рорты, к этой категории относятся гостиницы «Sheraton Palace», «Роиг Points» («четыре знака»); 2) отели бизнес-класса; 3) отели категории «люкс». Гостиницы каждой категории имеют собствен­ный эксклюзивный стиль. Гостиницы двух первых категорий ис­пользуют общий для своих отелей логотип. А все отели класса «люкс» имеют собственные логотипы, так как эти гостиницы к моменту их приобретения «Sheraton» обладали сложившимся фир­менным стилем. Фирменный стиль выдерживается в униформе, которая у разных служб отличается, но фирменный значок у всех сотрудников одинаковый - на нем логотип отеля, фамилия, имя и должность работника.

Россия находится в поле внимания «Holiday Inn». Особенно привлекательны для этой корпорации такие быстро развивающи­еся города, как Пермь, Нижний Новгород, Самара, Ростов, Казань и Калининград. В Москве помимо открытия загородной гостиницы «Виноградове» «Holiday Inn» также ведет переговоры об уп­равлении гостиницей «Международная», надеясь начать с консал­тингового соглашения.

Отель «Виноградове», работающий уже 17 лет, в конце 80-х годов был самым популярным в столице. Сейчас заполняемость гостиницы достигает 60% при средней стоимости проживания 190 долларов. Отель соответствует уровню «3-4 звезды», находится в 40 минутах езды от центра Москвы на берегу озера Долгого и ориентирован на деловых людей. «Виноградово» располагает бизнес­-центром, а также двумя конференц-залами и аудиторией, рассчи­танными на 300 человек.

Первые отели сети «Marriott» в Москве были куплены у гос­тиничной группы «Renaissance». В августе 1997 г. открылся «Marriott Grand Hotel» на 392 номера, ставший лидером сети оте­лей в столице. На основе франчайзинга «Colony International)) уп­равляет новым «Marriott Grand Hotel». Все московские отели «Marriott» («Тверская», «Гранд Отель» и ((Аврора») расположены в центре города. Сеть «Marriott» занимает на московском рынке дорогих гостиничных услуг наиболее устойчивое положение. Вновь открывшаяся в 1999 г. гостиница «Аврора» категории ((5 звезд de luxe» располагает 230 номерами, 35 из которых апарта­менты, один - президентский. Характерная особенность гостини­цы - отсутствие стандартных номеров. Минимальная площадь самого «скромного» номера deluxe составляет40кв. м. Каждый из апартаментов оборудован тремя телефонными аппаратами, сей­фом , регулятором температуры и кондиционером, компьютерным портом. ((Marriott Аигога» располагает двумя ресторанами с евро­пейской и американской кухнями, бальным залом площадью 370 кв.м., пятью банкетными залами общей площадью 400 кв.м. на 220 человек, подземной стоянкой на 70 автомобилей. В отеле имеется спортклуб с бассейном, салоном красоты, джакузи, сауной и баней.

Цепь «Radisson», появившись в России, первоначально ори­ентировалась на «второстепенные» города (Сочи), где она тогда была первой международной гостиничной компанией. В Сочи были построены два курортных отеля «Radisson Лазурная» и «Radisson Пик-отель». Их основные клиенты на 90% россияне при небольшом числе гостей из Турции и с Ближнего Востока. Группа «Radisson» намерена расширить свое присутствие на Батике, ве­дет переговоры в Санкт-Петербурге. Крупнейшим проектом «Radisson» явилась гостиница «Славянская» в Москве, которая предлагает несколько бизнес-центров и офисные помещения, ее заполняемость достигает 70% при средней стоимости номера 200 долларов.

Российский рынок оказался благоприятным для немецкой группы «Kempinski». Капиталовложения были удачно сделаны в гостиницу «Балчуг» в Москве (заполняемость 70% при средней стоимости номера 300 долларов) и отель «Гранд отель Европа» в Санкт-Петербурге (заполняемость 67,5%, 200 долларов за номер).

Цепь «Rocco Forte's New Hotel Group» впервые появилась на российском рынке в сентябре 1997 г., приобретя 25,5% акций Санкт-петербургского отеля «Астория». После реорганизации кор­пуса гостиницы были разделены на два самостоятельных отеля - «Астория» (5 звезд) и «Англетер» (4 звезды). Новое руководство пересмотрело ценовую политику. Стоимость стандартного одно­местного номера в «Астории» составляет 250 долларов, в «Англетере» - 200 долларов. Заполняемость отелей теперь достигает 54%.

Следующим шагом на пути расширения цепи «Rocco Forte's New Hotel Group» в России станет открытие четырех-, пятизвездного отеля в Нижнем Новгороде. Он будет построен на месте гос­тиницы «Москва». Ранее над проектом строительства на этой тер­ритории высококлассного отеля работала компания «Radisson Hotel», но она отказалась от своих планов. Новый отель планиру­ется открыть в конце 1999 г., его ориентировочная стоимость 20 млн. долларов.

Гостиничная цепь «Inter-ContinentalHotels», стремительно наращивающая мощности последние годы, представлена в Рос­сии московским отелем «Метрополь».

Корпорация «Hilton» планирует 2000 г. открыть новый отель в Москве на Никитском бульваре. Стоимость строительства пятизвездной гостиницы оценивается в 50 млн. долларов.

Консультанты из компании «Н VS International)) утверждают, что в России реализуется только один из каждых шести проектов, и основная причина этого - нехватка финансирования. Российс­кий рынок рассматривается как очень сложный, поэтому крупные программы с привлечением иностранных инвестиций часто не могут быть реализованы.

Но все-таки перспективы строительства новых гостиниц су­ществуют, особенно отелей категории «3-4 звезды». Необходимость их создания обуславливается популярностью российского рынка у иностранных бизнесменов, несмотря на экономическую и поли­тическую нестабильность в стране, а также высокой деловой ак­тивностью в крупных городах.

В конце 1998 г. появилась первая российская гостиничная цепь, которая носит название «Норд-отель». Это добровольное объединение связало двенадцать гостиниц Северо-Восточного ад­министративного округа Москвы, соответствующих категории «2-3 звезды». Среди них такие отели, как «Алтай», «Байкал», «Восток», «Восход», «Заря», «Звездная», «Золотой колос», ММК «Молодежный», «Останкино», «Саяны», «Турист», «Ярославская» По суммарному количеству мест гостиницы цепи составляют 25% всего гостиничного фонда Москвы. Курирует вновь созданную структуру ГАО «Москва». «Норд-отель» - объединение, призван­ное в первую очередь решать текущие вопросы функционирова­ния гостиниц. Это касается централизации материально-техни­ческого обеспечения, создания единой транспортной и ремонтной базы, что позволит в значительной степени снизить расходную часть бюджета отелей.

Приоритетные направления деятельности сети «Норд-отель»:

разработка и внедрение единой системы менеджмента в го­стиницах объединения;

присоединение к международным и отечественным систе­мам бронирования;


Франчайзинг и контракты на управление в гостиничной индустрии
Большинство гостиниц входят в состав цепи на условиях франчайзингового договора, аренды или договора об управлении.

Франчайзинг - это привилегия на право деятельности в определенной области. Это метод предпринимательства, благодаря которому предприниматель может объединиться с уже действующей большой цепью. Международная ассоциация франшизных организаций (МАФО) дает такое определение данному понятию: «длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франшизодатель предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франшизополучателя».

Франшизодатель способен достичь более глубокого проник­новения на рынок с минимальными инвестициями, в то время как франшизополучатель в состоянии развернуть свою предпринимательскую деятельность с меньшим риском.

Франшизодатель создает полную концепцию предприятия или методов работы, а франшизополучатель использует имеющиеся наработки.

Франчайзинговый договор предусматривает предоставление транснациональной компанией (ТНК) владельцу гостиницы пра­ва на использование названия торговой марки, символа, ноу-хау и ' системных структур, например, бронирование гостиничных мест в обмен на плату и процент комиссии от использования номеров. В дополнение к первоначальной сумме, выплачиваемой при заключении договора, франшизополучатель обязан осуществлять пе­риодические отчисления, которые составляют от 1,5 до 5% от до­ходов номерного фонда. В дополнение к отчислениям от прибыли вносится плата за рекламу - от 1 до 5% валового дохода. Для гос­тиничных предприятий периодические платежи зависят от числа комнат и колеблются, например, в США от 30 до 300 долларов за номер в год. Плата покрывает получение полного комплекта инст­рукций по управлению предприятием, обучение персонала, повы­шение квалификации и т.д.

Договор предусматривает право ТНК на наблюдение за орга­низацией работы, регулярное проведение проверок для оценки стандартов обслуживания и их соответствия марке фирмы. Вла­делец гостиницы обязуется предоставлять услуги необходимого ассортимента и качества и поддерживать их на уровне гостиниц ТНК. Заключая франчайзинговый договор, владелец гостиницы очень внимательно изучает вопрос о выборе компании, принимая во внимание имидж марки, эффективность системы бронирова­ния и четкость маркетинговых ориентации.

Многие крупные международные гостиничные цепи включа­ют в свой состав гостиницы других владельцев на условиях арен­ды или контракта на управление.

Под контрактом на управление подразумевается письменное соглашение, заключенное между владельцем какого-либо предпри­ятия и компанией, которая специализируется на управлении пред­приятиями или организациями соответствующего типа.

Существуют (наряду с прочими) три основных компонента контракта на управление:

  1. Наделение управляющего компанией правом управления предприятием. При этом собственник лишается права вмешиваться в управление.

  2. Возложение на собственника всех операционных расходов, а также всех финансовых и оперативных рисков, вытекающих из его права собственности.

  3. Защита или освобождение управляющей компании от от­ветственности за любые действия, за исключением тех, которые совершены с умыслом или в результате грубой неосторожности.

  4. Контракт гарантирует управляющей компании вознагражде­ния. Оставшаяся от выплат вознаграждений часть дохода посту­пает собственнику для оплаты страховых взносов, налогов, для расчета с кредиторами.


Некоммерческие гостиничные объединения
Для зашиты отраслевых интересов гостиничные цепи и неза­висимые гостиницы образовали на договорной основе нацио­нальные гостиничные ассоциации, действующие в большинстве стран мира. В свою очередь национальные гостиничные ассоциации образовали ряд региональных ассоциаций, а также Международную гостиничную ассоциацию (МГА) ведущую opганизацию в этой области.

Международная гостиничная ассоциация была создана в 1946г.Устав МГА принят в 1978 г. Членами ассоциации являются более 4,5 тыс. национальных гостиничных ассоциаций, международных гостиничных цепей и индивидуальных гостиниц.

Основная задача ассоциации - защита интересов ее членов в международных правительственных и неправительственных организациях. С этой целью ассоциация ведет регулярные исследова­ния в области международного законодательства. Организацион-П.1Ч работа ассоциации проходит под руководством выборного Исполнительного комитета и административного совета, состоя­щих из представителей национальных ассоциаций и международ­ных гостиничных цепей.

Практическими вопросами занимаются комитеты: финансо­вый, коммерческих отношений, профессиональной подготовки и трудовых ресурсов, экономический, юридический, безопасности в гостиницах и ресторанах, защиты окружающей среды. Действу­ют постоянные консультативные группы по ресторанному хозяйству, информационным системам, оптовым операциям, по деятель­ности вновь присоединившихся членов.

Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц и ре­сторанов «Хотрек» в Европейском экономическом сообществе основана в 1982 г. «Хотрек» состоит из 22 национальных ассоци­аций, которые представляют более 1 млн гостиничных комплек­сов, 4 млн служащих и имеют общий оборот 100 млрд экю. Реше­ния в рамках «Хотрек» принимаются генеральной ассамблеей, в которой представлены все страны ЮС. Офис, возглавляемый ис­полнительным директором, находится в Париже. «Хотрек» обра­зует специальные временные или более постоянные рабочие груп­пы, которые разрабатывают различные темы, представляющие интерес для европейской индустрии ресторанов и гостиниц. К основным задачам «Хотрек» относятся:

1. Объединять представителей отраслевых организаций ин­дустрии ресторанов и гостиниц.

Способствовать тесному сотрудничеству и координировать предпринимательские действия с соответствующими правитель­ствами.

Организовывать регулярные встречи членов «Хотрек» с целью поддержания уровня их информированности по всем воп­росам профессиональных интересов.

Поддерживать индивидуальные контакты с другими евро­пейскими правительственными и неправительственными органи­зациями, с другими секторами профессиональной деятельности, связанными с туризмом.

Американская ассоциация гостиниц и мотелей. Это федера­ция более чем 70 американских и 33 зарубежных ассоциаций. Ее чле­нами являются руководители, представляющие более 8900 предпри­ятий размещения с общей базой в 1,3 млн гостиничных номеров. Ассоциация была создана в 1910 г. для того, чтобы предоставлять своим членам значительное число разнообразных услуг, что в конеч­ном итоге ведет к повышению прибыльности.

При ассоциации работает учебный центр, который выпуска­ет учебные материалы и пособия, необходимые для предприятий гостиничной индустрии, а также с помощью которого имеется возможность повышения квалификации руководителей предпри­ятий и их подчиненных.

В ассоциации работает центр технической помощи, который предоставляет информацию по использованию энергоносителей, по вопросам телекоммуникаций и др.

Международная Ассоциация руководителей гостиничных коммерческих и маркетинговых служб (HSMAI). Членами этой ассоциации являются граждане США, Канады, европейских го­сударств, стран Азии и других государств. 7 тысяч членов пред­ставляют интересы своих предприятий и организаций, тысяча из них - студенты. Членство представлено директорами коммерчес­ких и маркетинговых служб гостиничных предприятий. Ассоциа­ция основана в 1927 г. Ее главная цель - предоставление возмож­ности обмена мнениями, идеями, получения последней информа­ции, а также разработка методов коммерческой и маркетинговой работы. Ассоциация проводит национальные и международные конференции, ежемесячные образовательные совещания.

Российская гостиничная ассоциация (РГА). Образована и получила юридический статус 3 февраля 1997 г. Ассоциация учреждена 22 российскими гостиницами. Согласно уставу, РГА - некоммерческая организация, объединяющая предприятия либо напрямую занимающиеся гостиничным бизнесом, либо осуществляющие деятельность в смежных отраслях. К уставным целям РГА относятся:

  1. Содействие развитию отечественной гостиничной индустрии гостиничных предприятий и рынка гостиничных услуг.

  2. Установление и поддержание внутрикорпоративных отно­шений, способствующих расширению деловых контактов.

  3. Участие в разработке и реализации национальных и меж-
    родных программ и проектов в гостиничной сфере.

Ее приоритетные задачи:

представление и защита интересов отечественного турбизнеса в различных органах власти, как региональных, так и феде­ральных;

участие в различных профильных международных организациях;

защита имущественных интересов, юридическая и консультационная поддержка членов Ассоциации;

- конгрессная и выставочная деятельность. Ассоциация малых отелей (АМО). В декабре 1997 г. в Москве состоялось учредительное собрание, где было объявлено о создании некоммерческого партнерства «Ассоциация малых отелей». Учредителями объединения стали гостиницы «Дон», «Крылатс­кое», «Никоновка», «Паллада», «Сверчков, 8», а также страховая компания, юридическая фирма, банк, ряд акционерных обществ. Задачи ассоциации:

организация совместной рекламно-информационной деятельности;

представление и защита интересов членов ассоциации в раз-1ЧНЫХ государственных органах;

участие в организации и проведении выставок;

- разработка и внедрение программ безопасности клиентов гостиниц;

- осуществление туристско-экскурсионной деятельности. Объединение «Отель-Клуб». В конце июля 1998 г. с целью

некоммерческого партнерства учрежден «Отель-Югуб». Он представляет и защищает интересы московской гостиничной индустрии на международном и российском туристических рынках.

Новый клуб объединяет не только отели города, в число его членов войдут банки, страховые и туристические компании, «Отель-Клуб», кроме всего прочего, будет выполнять представи­тельские и координационные функции. В их числе защита инте­ресов членов клуба на уровне правительства Москвы, оказание помощи при участии в международных выставках, организация обучения персонала, проведение семинаров, круглых столов по наиболее актуальным вопросам гостиничного бизнеса.

Создатели «Отель-Клуба» видят его своего рода биржей, кото­рая будет способствовать объединению специалистов, созданию ус­ловий для их контактов, в том числе в неформальной обстановке.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что собой представляет географическая структура мирового гостиничного хозяйства?

  2. Почему развитие гостиничной базы в Азии идет более быстрыми темпами, чем в Европе?

  3. Каковы основные тенденции развития гостиничного хозяй­ства в мире?

  4. Чем представлена организационная структура гостинично­го хозяйства?

  5. Какие международные гостиничные цепи вам известны'?

  6. Что вы можете рассказать о развитии гостиничных цепей в
    России?

  7. Какие факторы оказывают влияние на объединение гостиниц?

  8. В чем преимущества и недостатки независимых гостиниц'.''

  9. Какова роль франчайзинга в гостиничной индустрии?

  10. Что собой представляет контракт на управление гостиницей?

Какие международные и национальные некоммерческие гостиничные объединения являются наиболее известными?

Каковы цели и задачи Международной и Российской гос­тиничных ассоциаций?

  1   2   3   4   5   6


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации