Шпоры по этике - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по этике
скачать (128.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc129kb.14.09.2012 12:19скачать

n1.doc

1 Сущность этики деловых отношений.

Под этикой в широком смысле понимается система универ­сальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Со­ответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни.

Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли.

Еще раз следует подчеркнуть, что этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.

Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облнк человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.

Для установления приятных и полезных деловых взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостыо их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием как в бытовой, так и в деловой обстановке.

Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.
2 Основные принципы этики деловых отношений

Принципы этики деловых отношений — обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают па необходимое поведение участников деловых отношений.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

• создание материальных ценностей во всем многообразии форм

рассматривается как изначально важный процесс;

•прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различныхобщественно значимых целей;

•приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

американского социолога Л. Хосмсра сформулированы современные этические принципы делового поведения,

1.Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании

2.Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное

3.Никогда не делай того, что не есть добро,

4.Никогда не делай того, что нарушает закон,

5.Никогда не делай того, что не ведет к большему благу,

6.Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим

7.Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других

8.Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона,

9.Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе

10.Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию
В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров,

экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;

этика бизнеса: от буквй закона к духу доверия; •уважение правовых норм:

поддержка многосторонних торговых отношений; •забота об окружающей среде; •отказ от противозаконных действий.

3. Закономерности межличностных отношений

Под закономерностью межличностных отношений понимается объективно существующая устойчивая связь явлений, возникающих в межличностном общении и накладывающая значительный отпечаток на его характер.

Закономерности межличностных отношений можно рассматривать в качестве психологических закономерностей управленческой деятельности, их действие проявляется, как правило, при выполнении функций управления, выраженных в различных организационных распоряжениях, указаниях, приказах, наставлениях и т. п.

Следует заметить, что закономерности межличностных отношений распространяются не только на сферу профессиональной деятельности.

Одной из основных является закономерность неопределенности отклика

зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий их личностных особенностей,

Модель мотивации по Вруму сводится к тому, что уровень действующей в той или иной управленческой ситуации мотивационной силы определяется совокупностью вероятностей некоторых событий. Эти вероятности рассматриваются как ряд ожиданий личности. К ним относятся ожидание того, что:

•затраченные усилия принесут желаемые результаты; •результаты повлекут за собой определенное вознаграждение; •определенное вознаграждение будет удовлетворять человека.

В настоящее время разработаны принципы подхода к человеку как к объекту познания. Важнейшими среди них являются:

• принцип универсальной талантливости («нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом»);

•принцип развития (способности развиваются в результате изменений условий жизни личности и интеллектуально-психологических тренировок);

•принцип неисчерпаемости (ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной).

4. Этика и социальная ответственность организаций.

Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности па работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.

Следовательно, с одной стороны, организация — это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу, обеспечивая одновременно работу гражданам и максимальные прибыли и вознаграждения акционерам.

С другой стороны, организация — это нечто большее, чем эко­номическая система. Современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, К таким составляющим относятся потребители, поставщики, средства информации, союзы или объединения, а также работники и держатсли акций.

Организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, поэтому они должны направлять часть своих ресурсов и усилий на социальные нужды, жертвовать на благо и совершенствование общества.

Существует различие между юридической и социальной от­ветственностью. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам государственного регулирования.

Организация, может считаться социально ответственной, если не выполняет соответствующие обязательства перед обществом.

Обществу и человеку совсем не безразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели организации.

Традиционно называют следующие преимущества, которые получают организации, придерживающиеся политики социальной ответственности:

•формируется более привлекательный образ организации в обществе; •возрастает доверие к организации;

•увеличиваются товарооборот, количество клиентов и т.д., обусловленные улучшением отношения к организации; •появляется возможность получить более выгодные заказы; •благодаря возросшему авторитету организация может вести более активную, эффективную политику в обществе, расширяя свою деятельность, в частности рынки сбыта;

•появляется возможность добиться снижения местных налогов и т. д.
Для успешного функционирования организация должна уметь откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду для себя более благоприятной. Расходы на социальную ответственность оправданы фактором совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к организации.
5.Этические нормы в деятельности организаций

Этические нормы — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное доложенис и др.

Этические нормы — правила этики принимаются на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но в то же время обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.

Все ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности. И это не случайно, так как корпоративная мораль позволяет усилить самоуправлясмость человека.

Повышение этического уровня организации

Этический уровень организации характеризуется степенью ориентации руководителей и ее рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.

Для повышения уровня этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников

проводятся следующие мероприятия.

  1. Разрабатываются этические кодексы

  2. Разрабатываются карты этики

  3. Создаются комитеты по этике

  4. Проводятся социальные ревизии

  5. Осуществляется обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников.

  6. Проводится этическая экспертиза

  7. Проводится этическое консультирование



6. Этические нормы организации и этика руководителя

Этические нормы выступают в роли регулятора отношений в коллективе, который или будет способствовать успешной деятельности организации по достижению ее целей, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации. Если администрация не будет регулировать этичные отношения, то процесс регулирования может складываться стихийно.

Работодатель, наняв наемных работ­ников, должен учитывать всю систему регуляторов, действующую в организации. Важнейшими из них являются следующие: распоряжения работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждения работников, религиозные ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и др.

Важная роль в механизме регулирования поведения принад­лежит нормативному регулированию, которое состоит из ряда элементов, представляющих определенный процесс. Качество этических норм в деятельности организации во мно­гом зависит от руководителя, его авторитета.

руководителю желательно придерживаться следующих правил:

•необходимо проявлять интерес к людям, быть внимательным к ним;

•нужно уметь давать указания своим подчиненным;

•нужно стараться запомнить имена подчиненных;

•в служебных отношениях важно развивать и поддерживать чувство

личного достоинства каждого работника, инициативу и творческий

подход к делу;

•нельзя высмеивать, осуждать людей, нужно уметь ставить се"бя на

место осуждаемых;

•нужно уметь приветствовать людей;

•нужно уметь слушать людей.

Эффективность организации работы обеспечивается, когда руко­водитель четко представляет себе, каких результатов он ждет от под­чиненных и в какой форме эти результаты должны быть достигнуты и доложены, а также в какие сроки. Исходя из этого, он должен орга­низовать контроль, который наряду со строгой дисциплиной является главной предпосылкой эффективной организации труда.

7. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе

Коллектив — это сложная система, состоящая из множества связанных между собой групп людей н отдельных личностей. Личность — это данный конкретный человек со всей совокупностью его общественных отношений, психологических и физиологических реакций, индивидуальность которых выражается внутренним духовным миром человека.

Потребности, интересы, убеждения определяют направленность личности.

Производственный коллектив как первичная ячейка общества выполняет две взаимосвязанные между собой функции: экономическую и социальную.

Экономическая функция заключается в том, что коллектив осуществляет совместную трудовую деятельность в организации, в результате которой создаются ценности. Экономическая функция является ведущей в деятельности коллектива.

Социальная функция заключается в удовлетворении социальных потребностей членов коллектива, которые выражаются в возможности трудиться, получать материальное вознаграждение, признание, общаться с членами коллектива; участвовать в управлении, общественной деятельности, рсализовывать свои права на отдых, охрану здоровья, жилище, образование, пользование культурными ценностями.

Процесс формирования и развития коллектива осуществляется в несколько этапов.

Первый этап представляет собой процесс формирования коллектива, когда люди присматриваются друг к другу и к руководителю, а он, в свою очередь, изучает подчиненных.

Второй этап характеризуется тем, что внутри коллектива форми­руются микрогруппы на основе личных особенностей и интересов, которые могут по-разному относиться к задачам коллектива и руко­водителю.

Третий этап характеризуется тем, что все члены коллектива предъявляют установившиеся требования, в том числе и этические, друг к другу и к себе. Это высшая стадия развития коллектива, к которой должен стремиться каждый руководитель.

Морально-психологический климат коллектива — это устой­чивое состояние его внутренних связей, которое проявляется в эмоционально-этическом настрое коллектива, результатах его деятельности, формировании общественного мнения.

Различают следующие способы регулирования создавшихся сложных межличностных отношений в коллективе.

  1. Проектирование, формирование и развитие системы взаимо­отношений

  2. Учет социально-психологических процессов и явлений в кол-
    лективах в интересах оптимального функционирования как под-
    разделения, так и организации в целом.


  3. Целенаправленное систематическое обучение персонала со­временным технологиям правильного (нормативного с точки зрения этики) взаимодействия

  4. Регулирование межличностных отношений



8. Нормы этичного поведения руководителя

Нормы этичного поведения руководителя — правила, ос­нованные на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.

Имея в виду личный пример, в первую очередь отмстим, что руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом:

•организатор трудового процесса;

•специалист, компетентный в решении задач вверенного под­разделения;

•человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений.

выполнение руководителем задач координационного характера:

представительской, т.е. функции представления и защиты интересов коллектива перед вышестоящим руководством и внешним окружением (деловыми партнерами, потребителями и т. п.);

•мотивационной, т. е. функции проведения в подразделении эффективной мотивационной политики, распределения работ между сотрудниками с учетом их интересов, проявления способности увлечь коллектив решением стоящих перед подразделением проблем и т. п.;

•консультативной, т. е. функции по обеспечению необходимой помощи подчиненным в решении задач, причем эта помощь должна выразиться в конкретных профессиональных консультациях, подкрепленных искренним желанием руководителя содействовать сотрудникам.

Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем
Подавляющее большинство сотрудников любой организации в той или иной степени считают своего руководителя «трудным». Как правило, некоторые претензии по выполнению руководящей роли имеются к каждому начальнику. При этом достаточно часто подчиненные считают своего руководителя «трудным» во всех проявлениях его специфической должностной роли.

Под качествами, определяющими «трудного» руководителя, следует понимать проявление непрофессионализма и некомпе­тентности в решении большинства вопросов, относящихся к полномочиям данного руководителя, а также незнание и пре­небрежение этическими нормами поведения и взаимоотношений с коллегами по работе.

«Трудный» руководитель — это мощный источник «антимотивации». Тем не менее имеются определенные модели поведения подчиненных сотрудников, способствующие смягчению этой сложной проблемы.

Надо стараться искать и находить благоприятные точки со­прикосновения во взаимоотношениях руководителя и подчиненного, которые могут являться компромиссными решениями возникающих проблем. При этом следует различать проблемы принципиального и непринципиального характера. Часто многие из нас склонны преувеличивать значимость тех или иных вопросов применительно к собственному психологическому благополучию.

Нахождение компромиссов во взаимоотношениях с «трудным» руководителем не должно нарушать жизненных принципов сотрудника и создавать проблем для его здоровья. В противном случае оправдан крайний шаг — подача заявления об увольнении. Работа с «трудным» руководителем не должна быть причиной нервного перенапряжения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

9. Общение как социально-психологическая категория

Общение — многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жиз­недеятельности. В едином процессе общения выделяют три стороны:

•коммуникативную (обмен информацией);

•интерактивную (взаимодействие общающихся);

•перцептивную (восприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен ин­формацией, увязанной с конкретным поведением собеседников.

Выделяют три формы барьеров общения:

  1. барьеры непонимания

  2. барьеры социально-культурного различия

  3. барьеры отношений

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами
Человек осознает себя через другого посредством определенных механизмов перцепции, к которым относятся:

1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стерсотииизация, эмпатия, аттракция);

2)познание самого себя в процессе общения (рефлексия); 3)прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).


10. Коммуникативная культура в деловом общении.

Коммуникативная культура — это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических умений:

•психологически верно и ситуативно обусловленно вступать в общение;

•поддерживать общение, стимулировать активность партнера; •психологически точно определять «точку» завершения общения; •максимально использовать социально-психологические ха­рактеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

•прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;

•психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника;

•овладевать и удерживать инициативу в общении;

•провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению;

•формировать и «управлять» социально-психологическим

настроением партнера по общению;

•преодолевать психологические барьеры в общении;

•снимать излишнее напряжение;

•психологически и физически «соответствовать» собеседнику;

•адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;

•мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:

•словарный состав

•словарный запас

• стилистика

•грамматика

•произношение

11.Виды делового общения.

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

Деловое общение можно условно разделить на прямое и косвенное . Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воз­действия и внушения, чем косвенное.

Различают два вида делового общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение

осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды.

Выделяют три основных стиля общения:

•ритуальный стиль главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом.

•манипулятивный стиль.Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути, любое обучение, убеждение, управление всегда включает манипулятивное общение;

•гуманистический стиль предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Деловое общение реализуется в следующих основных формах: деловая беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое совещание; публичное выступление; телефонные разговоры; деловая переписка.

Деловая беседа — передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам.

Деловые переговоры — основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон.

Спор — столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопросу

Деловое совещшше — способ открытого коллективного об­суждения проблем группой специалистов.

Публичное выступление — передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории

Деловая переписка — обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста.

12.Управление деловым общением.

Управление общением — это многообразные формы и ме­тоды управления взаимодействием людей.

Управление общением — это многообразные формы и ме­тоды управления взаимодействием людей.

. Деловое общение — важнейший фактор не только становления и самосовершенствования работника, но и его духовного и физического здоровья. Кроме того, общение — универсальный способ познания других людей, их внутреннего мира.

Деловое общение выполняет многообразные функции, главными из которых являются:

•организация совместной деятельности; •формирование и развитие межличностных отношений; •познание людьми друг друга.

Существуют социально-психологические методы управления общением: заражение, внушение, подражание, убеждение, мода, принуждение.

Заражение — это бессознательное, стихийное принятие лич­ностью определенного психологического состояния.

Внушение — это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого человека. Самое массовое проявление подражания — следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.

Убеждение — это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознатсльную сферу личности. Его назначение — активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.
13.Основы деловой риторики.

Риторика — это, в переводе с греческого, теория красноречия. Деловая риторика является прикладным направлением общей риторики, ориентированным на обеспечение руководителей и специалистов правилами обращения со словом.

Невладение ею на должном уровне — одна из существенных причин многих неудач руководителей и специалистов, их низкого личного рейтинга в трудовых коллективах.

В деловой риторике используются следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сснсорность, экспрессивность, интенсивность.

Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта

Ассоциативность означает вызов сопереживаний и сораз-мышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих.

Сенсорность предусматривает широкое использование цвета, света, звука, рисунков, моделей в коммуникационном общении.

Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего.

Интенсивность характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения.

14.Культура речи в деловом общении.

Слово — один из важнейших элементов воздействия на под­чиненных в процессе управления.

В работе руководителя львиная доля времени уходит на сове­щания, согласования, поручения. В каждом случае важно найти необходимую форму общения, тональность, аргументы. Сухо, без эмоций прочитанный доклад вызывает у слушателя сон. Интонация подчеркивает, а иногда и изменяет сущность слов и смысловую информацию. Простое сердечное слово, хорошо подобранные аргументы, эмоциональная окраска — средства, которые характе­ризуют уровень культуры речи и способствуют установлению пси­хологического контакта между руководителями и подчиненными.

При защите своей точки зрения не следует оказывать давление на личность партнера

Следует употреблять чаще слово «мы» вместо раздражающего «я».

Иногда полезно вначале согласиться с другой стороной, чтобы затем по частям опровергнуть изложенную оппонентом точку зре­ния.

Важным элементом публичного выступления являются ответы на вопросы.


15.Этика использования средств выразительности деловой речи.

Профессиональная деятельность современного специалиста предполагает овладение навыками риторики, т. е. навыками пост­роения, подготовки и доведения до слушателей публичного выс­тупления в различных формах.

Варьирование тональностью выступления

Выделение главных мыслей

? Постановка в ходе выступления риторических вопросов.

?Использование форм диалога.

?Призыв к действиям.

?Включение образных сравнений, поговорок и т. п.

?Использование примеров

?Применение повторов.

?Демонстрация заинтересованности и убежденности.
16. Культура дискуссии

Под дискуссией следует понимать обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели.

несколько видов дискуссии.

  1. аподик­тическую (достоверную, основанную на формальных законах мышления и правилах вывода)

  2. эри-стическую (основанную на законах диалектики)

  3. софистической (основанной на словесных ухищрениях, вводящих собеседника в заблуждение).

виды обратной связи с говорящим:

•словесный сигнал о необходимости каких-либо высказываний;

•собственный пересказ основных мыслей собеседника;

•обобщение отдельных частей сообщения в смысловое целое;

•реакцию, отражающую чувства собеседника;
правила эффективного восприятия словесных сообщений:

•сдерживает свое желание высказать поспешное суждение;

•не опровергает собеседника, не вникнув до конца в ход его

рассуждений;

•дает возможность другой стороне закончить собственную ар­гументацию высказываний;

• не отвлекается на несущественные моменты в ущерб главному; » не акцентирует внимание на недостатках речи говорящего,

нюансах его внешности, не упускает за счет этого сути со­общения;

•принимает во внимание мотивацию собеседника, побуждающую его высказывать собственные мысли, отличные от взглядов другой стороны;

•не пребывает в уверенности, что истина на его стороне, тем самым не настраиваясь заранее на несогласие с позицией другой стороны в дискуссии.
17. . Основы невербального общения
Невербальное общение — общение посредством неречевых знаковых систем* . Невербальная к©ммуникация обычно пред­ставляется следующими системами: визуальная, акустическая, так­тильная, @льфакт®рная.

Визуальная система ©бщения вклшчает в себя:

•жесты;

•мимику, п©зы;

•кожные реакции (покраснение, п©бледнение, потоетделе-нис); •пр©странственно-временну1® ©рганизациш ©бщения; •к@нтакт глазами (визуальный к©нтакт);

•всп®м®гательные средства ©бщения

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

•паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность);

•экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи).

Тактильная система — прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи. Ольфакторная система — приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Выделяют следующие основные функции невербального общения:

•выражение межличностных отношений; •выражение чувств и эмоций;

•управление процессами вербального общения (разговором); •обмен ритуалами; •регуляция самопредъявлений.

ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:

• национальная принадлежность

•профессия человека

•статус человека

•принадлежность к группе

•возраст

•сочетание невербальных знаков

невербальные знаки подразделяются следующим образом:

•интенциональные — специально производимые для передачи информации;

•неинтенциональные:— непреднамеренно выдающие эту ин­формацию.
18. Кинесические особенности невербального общения

Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения- раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей.

кинесические средства — зрительно вос­принимаемые движения другого человека, выполняющие вырази­тельно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде.

Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры.

Жесты — это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

Жесты можно разделить на:

•коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т. д.);

•жесты, выражающие оценку и отношение (жесгы одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.);

•описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания).

Особая роль в передаче информации отводится мимике — дви­жениям мышц лица. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации.
Походка человека — это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт при ее отсутствии. Взгляд, как правило, связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса.
19. Визуальный контакт

Визуальный контакт — изменение ширины зрачков, степени открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Визуальный контакт занимает особое место среди невербальных средств общения.

Взгляд поверх очков.

Взгляд искоса

«Пустой» взгляд

Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды

Пристальный, не­подвижный взгляд

Степень открытости глаз

Полностью открытые глаза свидетельствуют о высокой вос­приимчивости чувств и выражают, в частности: мечтательность,

Закрытые глаза (без особого напряжения) означают: самоизоляцию от внешних воздействий с целью тщательного обдумывания

Суженный или прищуренный взгляд (круговая мышца сокращается так, что остается лишь щелочка для зрения, при этом зрительные оси пересекаются в точке, на которую направлен взгляд)

Прищуривание только одного глаза, подмигивание чаще всего означает: достижение тайного согласия с кем-то другим; знак Кокетства между полами (при этом склоненная набок голова и соответствующая улыбка).

Сверкание глазами (резкое, повторяющееся мигание) может быть сигналом неуверенности, затруднений, нервозности, повышенной возбудимости.
Взгляд направлен в неопределенную даль: мысли и интересы сконцентрированы на далеком (непосредственно конкретном) со­держании. Соответствует спекулятивно-абстрактному мышлению, задумчивости, раздумьям.

Взгляд направлен в бесконечность «сквозь» глаза партнера: своеобразная смесь ослепления и раздражения; вызывающее не­замечание партнера, сквозь которого смотрят, как сквозь воздух; подчеркнутое неуважение. Наиболее сильно выводит другого из равновесия. Это небезопасно вследствие возможной агрессивной реакции.

Сведение глаз (центрированный взгляд): направленность на конкретную ситуацию или реальность из непосредственного окружения. Означает конкретное мышление, практическую установку, хорошую наблюдательность

Взгляд снизу (при склоненной голове) означает при малой на­пряженности и согнутой спине подчиненность, покорность, ус­лужливость

Взгляд сверху вниз (при откинутой голове) говорит об увеличении дистанции из-за критического отношения
20. Проксемические особенности невербального общения

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Это понятие ввел американский антрополог Эдвард Холл в начале 60-х гг. Слово «проксемик» (от англ. ргохгтНу) означает близость

Выделяют следующие зоны в человеческом контакте:

интимная зона (до 50 см),

персональная зона (50 — 120 см)

социальная зона (120 — 400 см)

публичная зона (свыше 400 см)

Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например, в автобусе или в лифте:

•ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми; •не рекомендуется смотреть в упор на других;

•лицо должно быть совершенно беспристрастным, никакого проявления эмоций не разрешается;

•чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;

•в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.

Позиция непринужденного общения. Эта позиция обыч­но используется людьми, которые находятся в дружеских

Позиция сотрудничества. Собеседники совместно работа-
ют над одним проектом,

Соревновательно-оборонительная позиция. Такое расположение способствует тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения.

Независимая позиция. Эту позицию занимают люди, когда они не хотят общаться с другими людьми

Квадратный стол (формальный) устанавливает соревновательные или же оборонительные отношения партнеров на переговорах.

Круглый стол (неформальный) создает атмосферу неформального отношения и является идеальным для ведения дискуссий среди людей

1 Сущность этики деловых отношений
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации