Разуванов В.М. Менеджмент качества - файл n1.doc

приобрести
Разуванов В.М. Менеджмент качества
скачать (2301 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2301kb.14.09.2012 12:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


В.М. Разуванов, Л.В.Сакун, А.Н. Цепелева


МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ТУРИЗМЕ

Пособие

Минск 2008

УДК

ББК

Рекомендована к изданию

Редакционно-издательским советом БГУФК

Р е ц е н з е н т: М.Е. Кобринский, ректор Белорусского государственного университета физической культуры, д-р пед. наук, профессор.

Разуванов В.М.

Менеджмент качества в туризме: пособие / В.М. Разуванов, Л.В. Сакун, А.Н. Цепелева; Белорус. гос. ун-т. физ. культуры.— Минск: БГУФК, 2008. — 92 с.

В пособии излагается эволюция, общая методология, методы и техники обеспечения качества, особенности управления качеством в системе сервиса и специфика менеджмента качества в сфере туризма и гостеприимства, а также основные современные концепции качества, в том числе Кaizen, TQM, TPM, кружки качества, и др. Подробно описывается сущность современных стандартов серии ISO 9000:2000 и особенности их применения в сфере туризма и гостеприимства. В пособии также представлен анализ экономических аспектов качества и его составляющих, а также статистические методы обеспечения качества.

Пособие адресовано руководителям и специалистам туристических предприятий и организаций, профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений, студентам и слушателям системы повышения квалификации, переподготовки кадров на уровне высшего образования в сфере туризма, гостеприимства, рекреации и экскурсоведения.

УДК

ББК

© Разуванов В.М., Сакун Л.В., Цепелева А.Н., 2008
© Оформление. Белорусский государственный университет физической культуры

оглавление
Предисловие…………………………………………………………4

Введение …………………………………..………………………...6

Учебно-тематический план………………………………7

1. Качество: сущность, эволюция………………………11

2. Современный этап эволюции

менеджмента качества…..………………………………14

3. Качество и потребности современного человека......17

4. «Кайдзен» - основа современных систем

менеджмента качества …………………………..……...20

5 Пять великих японских систем качества ….….….....28

6. Система всеобщего управления

качеством (TQM, CWQC)……… …..…………………. 32

7. Решение производственных проблем в TQM ……..39

8. Система стандартов серии ISO 9000 2000

и особенности их применения в сфере услуг ………...41

9. Экономические аспекты качества ….…………...…48

10. Инструментарий измерения

потребительской удовлетворенности…….....................55

11. Критерии качества и стандарты в комплексе туристических услуг …………………………………………...68

12. Менеджмент и специфика услуг …….….………..74

13. Статистические основы управления качеством …....78

Список литературы ………………………….…….…88
Предисловие
Вопросы качества волновали человечество издревле, не будет преувеличением сказать, что с того времени, когда был продан первый товар или оказана первая услуга. Уже в то далекое время покупатели с удивительным единодушием желали приобрести товар высокого качества, а низкопробные товары и услуги даже среди древних, необразованных потребителей спросом не пользовались. Причем денег на приобретение товаров и услуг люди всегда жалели, желая купить их подешевле.

Тем более удивительным является тот факт, что наука о качестве товаров и услуг, об управлении этим качеством появилась относительно недавно. О становлении менеджмента качества в его полновесном понимании стали говорить и писать лишь в 70-е гг. ХХ в. Актуальность и во многом первостепенность вопросов качества сформировалась вследствие обострения конкурентной борьбы на относительно насыщенных мировых рынках 2-й половины ХХ века, в особенности в период экономических кризисов и спадов. История показывает, что при отсутствии или низкой степени конкуренции факторы качества товаров и услуг уходят далеко на задний план, поскольку производитель имеет возможность «диктовать» потребителю свои условия, а в условиях глобального дефицита такие противоречия особенно зримы.

Однако на сегодняшний день в мире практически нет отраслей, конкуренция в которых ограничена, а рыночные тенденции свидетельствуют в пользу того, что борьба за потребителя в глобальных масштабах будет лишь возрастать.

Это в полной мере относится к сфере услуг вообще и индустрии туризма и гостеприимства в частности. Глобализация рынков, появление на игровом поле серьезных конкурентов, представляющих ведущие мировые туристические брэнды заставляют отечественных производителей и провайдеров туристических услуг искать пути выживания в условиях жесткой конкурентной борьбы. Однако, не подвергая сомнению необходимость поиска «уникального» пути, формирования собственного имиджа, следования стратегии инновационного развития, заметим, что многие «рецепты процветания» уже созданы и доказали свою эффективность, нужно лишь внимательнейшим образом их изучить и последовательно руководствоваться ими в своей деятельности.

Одним из таких «рецептов успеха» является менеджмент качества в его многообразных проявлениях и стратегиях: японской философии Кайдзен (Kaizen), тотальном менеджменте качества (ТQM), кружках качества, системе Just-in-time, концепции 6 сигм, современных стандартах серии ISO 9000:2000 и многих других.

Следует особо отметить, что, вопреки бытующим представлениям, менеджмент качества не является строго «технической» концепцией, включающей исключительно мероприятия по контролю качества, измерению, стандартизации и сертификации материальных производств. Современный менеджмент качества ? прежде всего управленческая, глубоко «человеческая» концепция, что актуализирует ее применение в сфере услуг, где технические подходы и методы могут быть реализованы лишь в незначительной степени.

Вопросы качества в сфере услуг сегодня активно обсуждаются на научных форумах как в нашей стране, так и на международном уровне, специалисты сферы туризма и гостеприимства находятся в состоянии активного поиска управленческих подходов и принципов, которые обеспечивали бы высший уровень потребительской удовлетворенности. Проблему осложняет то, что каких-либо объективных, формализованных подходов к оценке качества услуг до сих пор не выработано и, по видимому, выработано не будет. Дело в том, что восприятие качества туристического сервиса зависит от множества субъективных факторов, таких как ожидания, эмоциональные состояния, личные предпочтения, привычки, прошлый опыт, личные симпатии и антипатии, состояния, особенности воспитания и многие другие.

Целью настоящего пособия является ознакомление обучающихся с основными концепциями менеджмента качества, особенностями его реализации в сфере услуг, в сфере туризма и гостеприимства, овладение конкретными приемами и методами управления качеством.

Задачи пособия:

  1. Рассмотреть сущность качества как управленческой и потребительской концепции, изучить основные этапы эволюции качества.

  2. Изучить основы японской философии качества кайдзен, методы реализации ее основных принципов.

  3. Изучить принципы и методы всеобщего управления качеством TQM, особенности кадрового менеджмента, методы работы с данными как основу менеджмента качества.

  4. Освоить конкретные методы решения производственных проблем в TQM: составление контрольных карт, диаграмм Исикавы, Парето, особенности организации работы кружков качества.

  5. Изучить систему стандартов серии ISO 9000:2000 и особенности ее применения в сфере услуг.

  6. Рассмотреть основные экономические аспекты качества как систему и инструмент непрерывного снижения себестоимости, изучить подходы к анализу структуры затрат на качество.

  7. Изучить теоретические основы потребительской удовлетворенности, процессуальные и результирующие факторы и методы ее измерения.

  8. Изучить особенности управления в сервисных организациях в зависимости от типа оказываемых услуг: формирование корпоративной культуры, рекрутинг, организации контроля персонала.

  9. Освоить приемы и методы статистического управления качеством: определение контрольных пределов, отладка производственных процессов, планирование производственных экспериментов.

ВВЕДЕНИЕ
В современном мире успех в условиях глобальной конкуренции можно обеспечить лишь при полноценной реализации наиболее перспективных и современных управленческих концепций, доказавших свою эффективность. К их числу, несомненно, относится менеджмент качества, явившийся одним из основных факторов экономического успеха ряда стран, и в первую очередь основной причиной «японского экономического чуда», уникального в мировой истории феномена, когда страна, не обладавшая сколь ни будь значительными природными ресурсами вышла в мировые лидеры во многих отраслях экономики. Республика Беларусь также не обладает существенными запасами полезных ископаемых, да и туристические ресурсы нашей страны являются достаточно ограниченными. По этим причинам актуальность качества, «бережливого производства», постоянного стремления к совершенству ? принципов, составляющих основу менеджмента качества, для республики очевидна. Сегодня крайне важно, чтобы каждый руководитель или специалист туристической организации, предприятия индустрии туризма, владел основными концепциями, приемами и методами менеджмента качества, осознавал их роль. Чрезвычайно важно, чтобы специалист понимал «человеческую» сущность качества, ее критичность в отношении успеха организации. Решению этих задач призвано способствовать представленное пособие «Менеджмент качества в туризме».

В пособии кратко изложена сущность основных концепций менеджмента качества, в том числе философии кайдзен, и ее производных, всеобщего управления качеством, стандартов на системы менеджмента качества серии ISO 9000:2000, методов оценки и измерения качества услуг в туризме, применения статистических методов в контроле качества и др.

Пособие соответствует учебной программе по дисциплине «Менеджмент и контроль качества» по специальностям переподготовки «Менеджмент туристской организации», «Менеджмент туристской индустрии», специальности подготовки «Туризм и гостеприимство».

Авторы рекомендуют работать с пособием в соответствии с последовательностью и логикой изложения тем, выполняя предлагающиеся практические задания, осуществляя самоконтроль освоения материала, ориентируясь на вопросы для самоконтроля, для более полного раскрытия материала на практических занятиях рекомендуется использовать вопросы для обсуждения. После первичного освоения учебного материала пособие может быть использовано в качестве справочного.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

недели

Наименование и содержание

раздела (темы), вопросы

Вид занятия,

количество часов

лекции

семин.

практ.


УСР




Тема 1. Качество: сущность, эволюция

  1. Сущность качества как философской, потребительской и управленческой концепции

  2. Стадии развития философии качества

  3. Фаза отбраковки как исторически первый механизм обеспечения качества

  4. Основные преимущества и противоречия фазы отбраковки

  5. Фаза управления качеством и статистические механизмы его обеспечения

  6. Преимущества и ограничения фазы управления качеством


2











Тема 2. Современный этап эволюции менеджмента качества

  1. Сущность и основная идея фазы менеджмента качества: преодоление противоречия эффективность-качество

  2. Роль Эдвардса Деминга и Джозефа Джурана в становлении современных систем менеджмента качества

  3. Кризис концепции стандартизованного качества и фаза планирования качества

  4. Методы моделирования потребительских предпочтений

  5. Социально-этические императивы систем менеджмента качества и потребительской удовлетворенности


2





2







Тема 3. Качество и потребности современного человека

  1. Концепция потребительского качества товаров и услуг: качество услуг в контексте человеческих потребностей

  2. Типы потребителей товаров и услуг

  3. Качество, ценность и стоимость изделия (услуги) с точки зрения потребителя и производителя


2





2







Тема 4. Кайдзеноснова современных систем менеджмента качества

  1. Сущность Кайдзен как философии непрерывного совершенствования

  2. Обзор уникальных японских систем менеджмента качества

  3. Распределение рабочих функций и иерархия вовлеченности персонала в кайдзен

  4. Типологизация действий по улучшению: инновационные и постепенные изменения

  5. Логика процесса совершенствования: Колесо Шухарта-Деминга

  6. Процесс и результат – ориентированный менеджмент


2





2







Тема 5. Пять великих японских систем качества

  1. Система пожизненного найма

  2. Система обучения на рабочем месте

  3. Система ротации

  4. Система достоинств

  5. Система вознаграждений


2








2




Тема 6. Система всеобщего управления качеством (TQM, CWQC)

  1. Принципы всеобщего управления качеством

  2. Кадровый менеджмент в контексте качества

  3. Работа с данными как основа менеджмента качества

  4. Качество и текущая прибыльность предприятия

  5. Управление «предыдущим» процессом


2





2







Тема 7. Решение производственных проблем в TQM

  1. Выбор объекта совершенствования

  2. Разработка диаграммы причин и результатов (Диаграмма Исикавы «Рыбья кость»)

  3. Составление контрольных листков

  4. Выработка мер по улучшению в кружках качества

  5. Статистическая верификация результатов


2





2


2




Тема 8. Система стандартов серии ISO 9000:2000 и особенности их применения в сфере услуг

  1. Содержание деятельности международной организации по стандартизации

  2. ISO 9001 и ISO 9004 как согласованная пара взаимно дополняющих стандартов

  3. Базовые принципы систем менеджмента качества по ISO 9000:2000

  4. Особенности применения ISO 9001:2000 в сфере услуг, сущность механизма сертификации услуг

  5. Специфика услуг: творческий характер, разнообразие требований, индивидуализация

  6. Разработка политики и руководств по качеству в сфере услуг

  7. Разработка сети субпроцессов на предприятиях сферы услуг


2





2


2




Тема 9. Экономические аспекты качества

  1. Система качества как инструмент непрерывного снижения себестоимости

  2. Подходы к анализу структуры затрат на качество

  3. Конкретные объекты снижения затрат: запасы, перепроизводство, потери времени, отбраковка, транспорт, простои, нерациональные движения

  4. Бюджетирование как механизм управления качеством


2





2







Тема 10. Инструментарий измерения потребительской удовлетворенности

  1. Теоретические основы потребительской удовлетворенности

  2. Процессуальные и результирующие факторы измерения потребительской удовлетворенности

  3. Gap-модель

  4. Модель SERVQUAL

  5. Метод зоны толерантности

  6. Метод тайного посетителя

  7. Метод критических инцидентов


2





2


2




Тема 11. Критерии качества и стандарты в комплексе туристических услуг

  1. Критерии значимости туристических услуг для потребителей

  2. Качество услуг питания и размещения, экскурсионных, транспортных услуг и факторы его определяющие

  3. Структура стандартов сервиса в гостиничной отрасли

  4. Разновидности стандартов: технические и операционные, стандарты персонального обслуживания


2





2









Тема 12. Менеджмент и специфика услуг

  1. Разновидности услуг по критериям материальность / нематериальность

  2. Индивидуализированные и стандартизированные услуги

  3. Особенности управления и специфика услуг: модель Лэшли

  4. Рекрутинг, формирование корпоративной культуры, компетентностный контроль как факторы повышения качества услуг


2





2







Тема 13. Статистические основы управления качеством

  1. Основные задачи статистического контроля качества

  2. Определение контрольных пределов

  3. Разновидности контрольных карт: краткие, краткие для переменных, карты по альтернативному признаку, многопоточные групповые карты

  4. Специализированные типы контрольных карт: карты с «негауссовским» распределением, карта T2 Хотеллинга, карта накопленных сумм, регрессионные

  5. Операционные характеристики: контрольные карты, онтрольные карты Парето, индексы пригодности процесса

  6. Определение разладки процессов: критерии серий

  7. Отладка производственных процессов: методы Тагучи: робастное планирование эксперимента


2








2




Итого (по видам работ)

26 (18)*




20 (10)*

10


* Для заочной формы обучения

1. Качество: сущность, эволюция
Товары возвращаются, покупатели – нет.

Роберт У. Пич
Если даже каждый будет делать все, что в его силах, – это все же не будет ответом, адекватным сложности проблемы качества.

Эдвардс В. Деминг

Качество в его современном понимании – системная концепция, затрагивающая все аспекты деятельности организации, а не только технические и потребительские характеристики товара или услуги, способные удовлетворять и оправдывать ожидания клиента. От выработки миссии, до методов мотивации персонала, от маркетинговой стратегии до отношений с поставщиками, клиентами, обществом в целом. Существует даже более широкое понимание качества как фундаментальной категории, определяющей образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного и гармоничного развития человека и общества. Иными словами, сегодня качество деятельности организации не может быть признано высоким или даже удовлетворительным, даже в случае, если качество товаров и услуг безупречно, но качество жизни работников организации оставляет желать лучшего. Японцы определяют качество как «все то, что можно улучшить».
Стадии развития философии качества

В истории философии качества можно условно выделить четыре эволюционирующих фазы, которые диалектично развивались под давлением рыночных, технологических и социальных факторов: отбраковки, управления качеством, менеджмента качества и планирования качества.

Фаза отбраковки исторически началась вместе с ремеслом и реализовывалась посредством проверки своей собственной работы мастерами, наблюдением за работой подмастерьев. Кроме того, покупатели сами занимались обеспечением качества, тщательно перебирая изделия, прежде чем что-либо купить. Методом обеспечения качества также была сертификация: цеховые организации средневековых городов сертифицировали ремесленников, присуждали звание мастера лишь после серьезных испытаний качества изделий, принимали мастеров в гильдии, выдавали специальное клеймо – своеобразный «знак качества». Каждое изделие в то время было единичным и индивидуальным.

Значительной вехой в развитии качества явилась идея качества посредством стандартизации (70-е гг. XIX в., оружейные заводы Сэмюэля Кольта). Кольт собирал изделия не из индивидуально подогнанных друг к другу деталей, а из случайно выбранных из партии, детали стали взаимозаменяемыми. Перед сборкой эти детали калибровались и негодные выбраковывались. При этом деятельность по контролю и отбраковке возлагалась на специально обученных контролеров, которых ранее не было.

Выдающийся вклад в развитие этой фазы также внесли американские автомобилестроители – Генри Мартин Леланд (основатель фирмы «Кадиллак») и Генри Форд. Так, Леланд впервые применил работу по калибрам в автомобильном производстве и выделил понятия «проходной» и «непроходной» калибр. Известна уникальная рекламная акция 1908 г. Фирмы «Кадиллак», в которой эксперты Британского автомотоклуба отобрали случайным образом 3 экземпляра из экспортной партии автомобилей «Кадиллак», прибывшей в Англию, и разобрали их до последнего винтика. Затем все детали свалили в кучу и, вооружившись отвертками и гаечными ключами, собрали машины заново и запустили моторы. Форд применил сборочный конвейер и вместо входного контроля комплектующих на сборке ввел выходной контроль на тех производствах, где эти комплектующие изготавливались, т. е. на сборку стали поступать только годные, качественные изделия. Форд также создал специальную службу технического контроля, независимую от производства.

Основу концепции обеспечения качества этой фазы можно сформулировать следующим образом: «Потребитель должен получать только годные изделия, т. е. изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы не годные изделия (брак) были бы отсечены от потребителя».

Однако последовательное воплощение в жизнь этой концепции привело к тому, что уже в 20-е гг. ХХ в. численность контролеров в высокотехнологичных отраслях стала составлять до 30–40 % и даже более от численности производственных рабочих. Основное противоречие этой концепции повышения качества состояло в том, что повышение качества всегда сопровождается ростом затрат на его обеспечение, т. е. цели повышения эффективности производства и цели повышения качества изделий являются противоречивыми (не могут быть достигнуты одновременно).

Фаза управления качеством начинается с 20-х гг. ХХ в. как попытка ослабить противоречие предыдущей фазы. Начальной точкой управления качеством считаются работы отдела технического контроля фирмы Вестерн Электрик, США. В мае 1924 г. сотрудник отдела доктор Шухарт передал своему начальнику короткую записку, которая содержала метод построения диаграмм, известных сегодня как контрольные карты Шухарта. Статистические методы, предложенные Шухартом, дали управленцам инструмент позволивший сосредоточить усилия не на том, как обнаружить и изъять негодные изделия до их контакта с покупателем, а на том, каким образом увеличить производство годных изделий. Одним из достижений практики управления качеством стало создание аудиторской службы по качеству, которая в отличие от отделов технического контроля занималась не разбраковкой продукции, а путем выборочного контроля проверяла работоспособность системы обеспечения качества на производстве. На данной фазе сохраняется главная цель – потребитель должен получать только годные изделия, т. е. изделия, соответствующие стандартам. Отбраковка при этом сохраняется как один из важных методов обеспечения качества. Однако основные усилия сосредотачиваются на управлении производственными процессами, что гарантирует увеличение процента годных изделий на выходе.

Внедрение концепции управления качеством, статистических методов позволило значительно повысить эффективность производства при достаточно высоком качестве изделий и услуг, что создало условия для формирования глобального рынка товаров и услуг. Однако росло понимание того, что каждый производственный процесс имеет определенный «предел» выхода годных изделий, и этот предел определяется не техническим процессом самим по себе, а системой организации деятельности предприятия в целом. И при достижении этого предела противоречие фазы отбраковки вновь становится актуальным.

Вопросы для обсуждения

  1. 1. Какой товар или услуга, на Ваш взгляд, может считаться качественным?

  2. 2. Что в Вашем понимании «качество жизни», какова роль туризма в его повышении?

  3. 3. Приведите примеры реализации методов стадии выбраковки в туризме.

  4. 4. Можно ли реализовать принципы и методы стадии управления качеством в деятельности организаций сферы туризма и гостеприимства?



  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации