Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования - файл n1.doc

приобрести
Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования
скачать (5720.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc5721kb.14.09.2012 11:57скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16






УДК 37.014.5(075.8) ББК 67:74я73 ФЗЗЗ

ПРЕДИСЛОВИЕ




Рецензенты: кандидат юридических наук, зав. отделом социального

законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве

Российской Федерации Н.В.Путило;

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой


педагогики, проректор Омского государственного

педагогического университета Н. В. Чекалева

Федорова М.Ю.

ФЗЗЗ Нормативно-правовое обеспечение образования : учеб. по­собие для студ. высш. пед. учеб. заведений /М.Ю. Федорова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. —

192 с.

ISBN 978-5-7695-6046-0

В учебном пособии дана характеристика нормативно-правового обеспе­чения образования в Российской Федерации. Анализируются новейшие нормативные правовые акты в области образования, рассматриваются пра­вовые вопросы создания и организации деятельности образовательных уч­реждений, раскрываются основы правового статуса участников образова­тельного процесса. Законодательный и фактический материал дан на 1 июня

2008 г.

Для студентов педагогических высших учебных заведений. Может быть полезно практическим работникам образовательных учреждений и органов

управления образованием.

УДК 37.014.5(075.8)

ББК 67:74я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

Федорова М.Ю., 2008

ISBN 978-5-7695-6046-0

1 Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 > Оформление. Издательский центр «Академия», 2008

Успех социально-экономических реформ во многом опреде­ляется уровнем образования граждан, степенью их готовности к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений. Практика развитых западных стран показывает, что социальную базу ры­ночных преобразований составляют «сильные» социальные слои, высокообразованные граждане, которым легче адаптироваться к новым условиям. Образование и воспитание — это основа соци­ума. Они обусловливают эффективность всех остальных, в том числе экономических, элементов и факторов общественного про­гресса.

Образование как целенаправленный процесс обогащения лич­ности и групп людей фундаментальными и прикладными знания­ми, соответствующими современному уровню развития, охваты­вает целую систему отношений, складывающихся между государ­ством и личностью, между государством и образовательными уч­реждениями, между педагогами и обучающимися и др. Все эти отношения нуждаются в адекватном регулировании, которое осу­ществляется как правовыми нормами, так и нормами профессио­нальной педагогической этики. Правовое и нравственное регули­рования образовательных отношений взаимодействуют между со­бой. Но приоритет следует отдать именно правовому регулирова­нию, потому что все субъекты образования наделены соответству­ющими правами и обязанностями в данной сфере. Эти права и обязанности должны быть реализованы, что достигается в том числе посредством применения мер государственного принуждения (включая меры юридической ответственности).

При этом нельзя недооценивать того важного факта, что сис­тема образования способна к самоуправлению и саморазвитию. Главное, чтобы процессы самоорганизации системы образования не нарушали прав и интересов ее субъектов, осуществлялись в рамках определенных законом общих принципов и требований по организации образования.

Система образования представляет собой школу демократии. Именно здесь формируется человеческая личность. В системе об­разования обучающийся получает не только знания в области ес­тественных и гуманитарных наук, но и представления о своем предназначении в обществе, о своих правах и обязанностях. Она


призвана обеспечить положительную социализацию личности обу­чающихся. Поэтому основные закономерности ее функциониро­вания и развития находят свое отражение в праве. Правовые нор­мы фиксируют структуру системы образования, закрепляют ос­новные требования к ее элементам, устанавливают основы право­вого статуса образовательных учреждений, преподавателей и обу­чающихся. Они регулируют отношения по управлению системой образования, ее финансовому обеспечению. Правовые нормы рег­ламентируют принципы организации образовательного процес­са, позволяющие обеспечивать реализацию прав и интересов всех его участников. В законодательстве предусматриваются гарантии и льготы, направленные на обеспечение реализации гражданами конституционного права на образование, меры социальной за­щиты обучающихся и преподавателей. В единстве и взаимодей­ствии эти правовые нормы образуют новую комплексную отрасль права, которую принято именовать образовательным правом.

Знания законодательства об образовании необходимы не толь­ко юристам и специалистам в области управления системой обра­зования. Потребность в них испытывают педагоги и преподавате­ли образовательных учреждений различных типов и видов. Наибо­лее высокие требования с этой точки зрения вполне обоснованно предъявляются к учителям общеобразовательных учреждений, поскольку объектом их профессионального воздействия являются несовершеннолетние обучающиеся, обладающие специальным правовым статусом в системе образовательных правоотношений.

Неслучайно вопросам правового обеспечения образования уде­ляется значительное внимание в процессе профессиональной под­готовки педагогов-психологов. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специаль­ности «Педагогика и психология с дополнительной специально­стью», который был утвержден приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 31 января 2005 г., в числе про­чих общепрофессиональных дисциплин федерального компонен­та предусматривает курс «Нормативно-правовое обеспечение об­разования» общей трудоемкостью 72 часа.

Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направ­ленную на психологическое-обеспечение образовательного про­цесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способ­ствовать социализации, формированию общей культуры лично­сти, осознанному выбору и последующему освоению профессио­нальных образовательных программ; содействовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающих­ся, педагогических работников и родителей; использовать разно­образные приемы, методы и средства обучения; соблюдать права

и свободы учащихся, предусмотренные Законом РФ «Об образо­вании», Конвенцией о правах ребенка; систематически повышать свою профессиональную квалификацию; участвовать в деятель­ности методических объединений и в других формах методиче­ской работы; осуществлять связь с родителями (лицами, их заме­няющими); выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Для решения этих задач педагог-психолог должен знать основы законодательства Российской Федерации в области образования в его соотношении с важнейшими международно-правовыми акта­ми в этой сфере. Он должен иметь представление о правовом ста­тусе образовательного учреждения, об основных требованиях по организации образовательного процесса, о статусе его основных участников — обучающегося, его законных представителей и пе­дагога. Достаточно подробно надлежит изучить особенности пра­вового статуса несовершеннолетнего обучающегося, способы обес­печения и защиты его прав и интересов.

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Гл а в а 1

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. Понятие, уровни и формы получения образования

Термин «образование» может рассматриваться в разных значе­ниях. Образование является одной из важнейших сфер обществен­ной жизни. Образование — это отрасль социальной сферы и от­расль экономики. Часто говорят об образовании как о квалифика­ционном требовании при замещении тех или иных должностей, при заключении трудового договора. В контексте настоящего учеб­ного пособия нас будет интересовать легальное, т.е. закрепленное в законе, определение образования. Оно содержится в преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Обобразовании» (с послед, изм. и доп.).

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспи­тания и обучения в интересах человека, общества, государства, со­провождающийся констатацией достижения гражданином (обуча­ющимся) установленных государством образовательных уровней (обра­зовательных цензов). Таким образом, образование — это процесс, который отвечает следующим признакам:

  1. целенаправленность;

  2. организованность и управляемость;

  3. завершенность и соответствие требованиям качества.

В образовательном законодательстве понятие «уровень» исполь­зуется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Зако­на РФ «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предоставлении платных обра­зовательных услуг должен помимо прочих условий определять также уровень образования.

Образовательный уровень (образовательный ценз) — это мини­мально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая гра­ница нижнего уровня освоения этого объема содержания. В Россий­ской Федерации установлено шесть образовательных уровней (об­разовательных цензов):

  1. основное общее образование;

  2. среднее (полное) общее образование;




  1. начальное профессиональное образование;

  2. среднее профессиональное образование;

  3. высшее профессиональное образование;

  4. послевузовское профессиональное образование (п. 5. ст. 27
    Закона РФ «Об образовании»).


Достижение того или иного образовательного ценза обязатель­но подтверждается соответствующими документами. Освоение определенного образовательного уровня является необходимым условием для продолжения обучения в государственном и муни­ципальном образовательном учреждении последующего образо­вательного уровня. Наличие профессиональных образовательных цензов является условием для допуска к определенным видам дея­тельности, к занятию определенных должностей.

Можно сделать вывод, что уровень образования определяется уровнем реализуемой образовательной программы. Общеобразо­вательные программы реализуются на таких уровнях образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (пол­ное) общее, а профессиональные образовательные программы — на уровнях начального, среднего, высшего и послевузовского об­разования. Дополнительные образовательные программы (ст. 26 Закона РФ «Об образовании») осуществляются в пределах каждо­го уровня профессионального образования.

Дошкольное образование (ст. 18 Закона РФ «Об образовании») преследует цели воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных способностей детей и подготовки их к обучению в школе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации