Диссертация - Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе - файл n1.doc

приобрести
Диссертация - Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе
скачать (164.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc940kb.27.07.2007 05:14скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Сцтязина, Ксения Владимировна

1. Социально-правовая защита семьи в современном

российском обществе

1.1. Российская государственная Библиотека

diss.rsl.ru 2005

Сутягина, Ксения Владимировна

Социально—правовая защита семьи в современном российском оБществе [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. социол наук : 22.00.04 .-М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)

Социология — Социальные институты — Социология семьи. Брака и родства. Социология пола и половык отношений. Социальная структура, социальные институты и процессы

Полный текст:

http://diss.rsl.ru/diss/05/0775/050775022.pdf

Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:

Сутягина, Ксения Владимировна

Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

СПБ. 2005

Российская государственная Библиотека, 2005 год (электронный текст).







САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СУТЯГИНА Ксения Владимировна

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Диссертация на соискание ученой степени

\ ' кандидата социологических наук

Специальность 22.00.04. — социальная структура, социальные институты и процессы



Научный руководитель -доктор политических наук, профессор МИЛЕЦКИЙ Владимир Петрович

Санкт-Петербург 2005

2 ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................стр. 3.

Глава 1 ИНСТИТУТ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ............стр.11.

1.1 Социальные проблемы современной семьи.............стр.12.

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты

семьи в Швеции и Великобритании.......................стр.44.

1.3 Социально-правовая защита семьи

в советский период............................................стр.80.

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ...стр.112.

2.1 Особенности социально-правовой защиты семьи

в постсоветской России в 90-е годы......................стр. 112.

2.2 Социально-правовое содержание семейной политики российского государства в современной России............................стр. 151.

2.3 Особенности социально-правовой защиты семьи с ребенком, имеющим ограничения жизнедеятельности......................стр. 167.

Заключение...........................................................стр. 188.

Список литературы.................................................стр. 192.

3

ВВЕДЕНИЕ

Современные представления о социально-правовой защите семьи про­истекают из особенностей семейной политики государства и опираются на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством как в правовом, так и в социальном аспектах. В контексте рассматриваемой темы семья изучается не только как социальный институт, но также как объ­ект социально-правовой защиты государства. Данный подход предполагает удовлетворение базовых потребностей семьи, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и др. В рамках семейной политики, руководствуясь социаль­ными и правовыми нормами, разработанными Российским государством, правительством и другими органами государственной и муниципальной власти, призваны обеспечивать полноценное функционирование семьи. Со­циально-правовая защита с этой точки зрения является сложным нормо-творческим и правоприменительным процессом, включающим в себя не только издание нормативных правовых актов (кодексов, законов, указов, по­становлений и др.),но и исполнение всей совокупности нормативных право­вых установлений и других политических, экономических, нравственных, иных норм и мер. Среди последних к числу приоритетных относятся прин­ципы, методы, формы и способы осуществления семейной политики. Вы­шеизложенное обусловливает научную актуальность социологического ана­лиза содержания социально-правовой защиты семьи как системного образо­вания в единстве всех его важнейших составляющих. В особой мере сказан­ное касается современной России, в которой цивилизованные элементы со­циально-правовой защиты семьи начали складываться только после приня­тия новой Конституции страны (декабрь 1993). Вместе с тем, научная акту­альность исследования обусловливается также ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков, которая ограничивает потенциал социального раз­вития семьи и общества и характеризуется следующим:

4

- Современная семья не справляется с присущими ей традиционно репродуктивными, социально-экономическими и воспитательными функ­циями;

- ростом социального сиротства, которое ложится дополнительным бременем на государственный бюджет, создает условия для криминализа­ции детей и подростков;

- усилением деградации первичной социализации детей, заклады­вающей основу будущего иждивенчества и девиантного поведения значи­тельной массы людей;

- преобладанием патриархатно-патерналистской позиции государст­ва по отношению к семье, которая не соответствует современной социально-экономической ситуации;

- отсутствием постоянного социологического и социального сопро­вождения реформирования семеГшой и социальной политики;

- ориентацией семейной политики государства лишь на защиту ано­мальных и маргинальных семей;

- несовершенством нормативно-правовой базы социальной защиты семьи и в особенности крайней неэффективностью практики исполнения (правоприменения) изданных нормативных правовых актов.

Вышеизложенное дает основание для акцентирования положения, со­гласно которому эффективное применение действующего законодательства и его адекватное исполнение, включающее также разработку новых направ­лений в области социально-правовой защиты семьи, призвано улучшить со­циально-правовую защиту семьи и в целом социальное положение россий­ских семей. Последнее обусловливает необходимость научного поиска пу­тей и эффективных мер усиления социально-правовой защиты семьи и ук­репления института семьи в России. Показателями действенности таких мер в перспективе, как свидетельствует мировая практика, являются повышение уровня рождаемости до простого замещения поколений и дальнейшая ста-

5

бшшзация этого процесса, а также значительное уменьшение числа абортов, уменьшение разводов и доли неполных семей.

Сказанное наглядно подтверждает научную актуальность и практиче­скую значимость социологической разработки проблем теории и практики социально-правовой защиты семьи в современной России.

С учетом вышеизложенного отдельного рассмотрения заслуживает степень разработанности темы. В конце XX столетия обозначилась тенден­ция к расширению рамок демографического подхода к семейно-ориентированным исследованиям. В советский период активно занимались этими проблемам А.Г.Харчев, М.С.Мацковский и др., которые акцентирова­ли внимание на социальных и демографических аспектах.1 Впоследствии такой подход был поддержан и такими социологами, как А.И.Антонов, А.Г.Волков, С.И.Голод, В.А.Сысенко, Б.Ц.Урланис и другими.2 Помимо де­мографического подхода к изучению семейно-брачных отношений стали развиваться и другие концепции, представляющие новые взгляды на эту проблему. В частности большое внимания начали уделять взаимодействию семьи и личности, супругов, родителей и детей, братьев и сестер, а также взаимодействию семьи с обществом, социальными институтами и нефор­мальными образованиями.

К интересным социологическим направлениям следует отнести иссле­дования процессов (внутрисемейных и внешнего влияния) семейно-брачных отношений, представленные в работах М.Г.Панкратова, Н.Г.Аристовой, Т.А.Гурко, З.М.Алигаджиевой и др.3 По мнению названных ученых, одним из инструментов воздействия на семью выступает семейная политика вла­стей. Подобную точку зрения высказывала также Г.А.Заикина, в работах ко­торой прослеживается интерес к анализу внутрисемейных отношений, про­блемам рождаемости и воспитания детей, а также к «женскому вопросу». Изменение научных взглядов в этой области произошло в начале 90-х годов

1 См.: Харчев Л.Г., Мацковский М.С. Современная семья к ее проблемы, М., 1978

2 См.: Антонов М.Г. Социхчьная помощь семье и детям: Сборник материалов из практики работы, М, 1992 Голод С.И. Стабильность семьи, Л., 1989

6

XX столетия и было связано с тем, что государство начало осуществлять семейную политику, что обусловило более активное социологическое изу­чение семьи: как социального института и малой социальной группы.

Анализ семьи как малой социальной группы представлен в работах А.И.Антонова, С.В.Дармодехина, Н.М.Римашевской и т.д. Что касается со­циологического анализа основ государственной семейной политики, то су­щественный вклад в их разработку внесли А.Г.Вишневский, С.И.Голод, О.Н.Волжина, В.В.Елизаров, Г.И.Климантова, А.И.Ковалева, О.Б.Осколкова и др.

Анализу влияния социальной политики на жизнедеятельность семьи посвящены работы таких авторов, как З.М.Алигаджиев, Н.Г.Арметов, А.Г.Волков, Т.А.Гурко. Г.А.Заикин, М.С. Мацковский, В.П.Милецкий, Г.И.Осадчая, М.Г.Панкратов, А.Б.Синельников. В.А.Сысенко, Л.В.Сморгунов, Б.Ц.Урланис, А.Г.Харчев и др.4

С учетом изложенного следует отметить, что влияние такого механиз­ма государственного регулирования, как социально-правовая защита, на се­мейные ценности, на полноценное функционирование семьи как социально­го института в рамках семейной политики государства все еще недостаточно изучено в российской социологической науке, что обусловливает несомнен­ную научную актуальность и практическую значимость социологического анализа социально-правовой защиты семьи в современном российском об­ществе, особенно в условиях реализации с января 2005 г. федерального за­кона № 122 о замене натуральных льгот монетизацией, негативные социаль­ные последствия которого на сегодня очевидны.

С учетом сказанного объектом настоящего исследования является со­временная российская семья.

Предметом — социально-правовая защита семьи государством и дру­гими институтами политической власти.

3 См.: Гурко Т.А. Трансформация института семьи: постановка проблемы//Социс, 1995, № 10

4 См.: МилецкпП В.П. Введеппие в социологию права. СПо.,2003; Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. М.,2003 и др.

7

В соответствии с обозначенными предметом и объектом исследова­ния, целью диссертационного исследования является выявление сущности и системного содержания социально-правовой защиты семьи в России и показ на этой основе ее специфики и особенностей в современных условиях.

Реализация поставленной цели предусматривает поэтапное решение следующих исследовательских задач:

1. Определение специфики, роли и функции института семьи как объ­екта социально-правовой защиты со стороны государства и других институ­тов политической власти;

2. Социологический анализ основных направлений и особенностей со­временных моделей социально-правовой защиты в зарубежных странах (Швеция и Великобритания) в их сравнении с соответствующими моделями советской и постсоветской России;

3. Раскрытие основных компонентов системы социально-правовой за­щиты семьи в современной России (социальные субъекты, социальные ин­ституты, службы и учреждения социально-правовой защиты, целевые про­граммы, планы, мероприятия иные конкретные меры реализации социально-правовой защиты семьи и др,);

4. Показ содержания и особенностей социально-правовой защиты се­мей с детьми-инвалидами в современной российском обществе «под углом зрения» нормотворческого и правоприменительного обеспечения их жизне­деятельности.

Диссертационное исследование базируется на системно-социологическом подходе к институту семьи, семейной политике и соци­ально-правовой защите семьи в сочетании с принципами политико-социологического анализа, историко-компаративистского подхода, единства исторического и логического анализа, восхождения от абстрактного к кон­кретному знанию. Исследование основывается на классических теориях и современных концепциях социальных институтов, разработанных отечест-

8

венными и зарубежными социологами (Г.Спенсер, М.Вебер, Э.Дюркгейм. Т.Веблен), а также диалектико-материалистическом подходе к их анализу (К.Маркс, Ф.Энгельс)5. С помощью последнего рассмотрено влияние право­вых установлений на функционирование института семьи на протяжении длительного исторического отрезка, включающего в себя советский период и современный этап в развитии российского законодательства о семье, а также выявляются необходимые компоненты, параметры, свойства и харак­теристики социально-правовой защиты семьи.

Эмпирическую базу исследования составляют вторичные социологи­ческие материалы и официальные статистические данные.

Научная новизна исследования состоит в выявлении специфики, сис­темного содержания и основных компонентов социально-правовой защиты семьи в современной России. Последняя имеет транзитивный характер, по­скольку складывается в переходном обществе и основные ее элементы на­ходятся в стадии изменения и формирования;

Среди основных положений, представляющих научную новизну и вы­носимых на защиту, можно выделить следующие:

1. На основе историко-компаративистского анализа показано, что наи­большим потенциалом с точки зрения воплощения ценностей социальной справедливости, гуманизма и социального выравнивания имеет скандинав­ская модель социально-правовой защиты семьи, получившая самую послед­нюю организацию и воплощение в Швеции;

2. С системно-социологической точки зрения выявлена сущность со­циально-правовой защиты семьи и составляющие ее компоненты, среди ко­торых ключевую роль в процессе формирования и реализации политики со­циально-правовой защиты семьи играют государственные и муниципальные институты политической власти. Данный подход открывает возможность представить социально-правовую защиту как системное образование и вы-

5 Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

9

явить такие ее структурные элементы, как социальные субъекты, институ­циональные и процессуально-нормативные компоненты;

3. Обосновано положение о том, что институт семьи как объект соци­ально-правовой защиты выступает заказчиком и потребителем определенно­го типа социальных и политико-правовых услуг со стороны государствен­ных, муниципальных и других учреждений, органов, служб, а также инсти­тутов гражданского общества, которые призваны обеспечивать удовлетво­рение действительных потребностей, интересов и других нужд современной семьи. Такая направленность социально-правовой защиты объективно спо­собствует в -современной России трансформации функционального содер­жания семьи в соответствии с современными принципами ее цивилизован­ного устройства и жизнедеятельности .

4. Сравнительный анализ содержания основных особенностей семей­ной политики на разных этапах развития России, разнообразных методов и программ социально-правовой защиты, сложившихся в современных усло­виях реформирования системы государственной социальной политики, по­зволил сформулировать вывод о том, что оптимально соответствующей рос­сийским реалиям является модель, практическое внедрение которой преду­сматривается принципами социального государства, зафиксированными в Конституции России (декабрь 1993).

5. Исходя из вышеизложенного обоснован положение о том, что семьи с детьми-инвалидами в настоящее время в России вопреки требованиям Ос­новного Закона оказались в крайне тяжелом социальном положении, кото­рое существенно осложнилось после введения в действие федерального за­кона №122.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке авторской позиции по актуальной проблематике со­временной социологической науки, посвященной выявлению сущности и основного содержания системы социальной политики в области социально-правовой защиты семьи, а также практических рекомендаций по ее органи-

10

зации и функционированию в современной России. Среди практических ре­комендаций предложено совершенствовать качество и эффективность ока­зания социально-правовой защиты в форме социальной помощи и социаль­ных услуг семьям с детьми-инвалидами государственными, муниципальны­ми учреждениями и общественными организациями социального обслужи­вания, которое в определенной мере зависит от информированности таких семей о наличии предусмотренных законодательством социальных услуг и характере подобных услуг. В диссертации обоснована также необходимость развивать дневные стационарные учреждения государственного социально­го обслуживания детей-инвалидов, а также создания родителям, включая матерей-одиночек, возможностей для заработка.

11

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

Интерес к изучению института семьи не ослабевает, а напротив, возрастает в наши дни. Проблеме возникновения, развития и помощи се­мье посвящена обширная литература. Экономические и политические трансформации, которым подвергается российское общество на протяже­нии последних пятнадцати лет, безусловно, оказывают существенное влияние на жизнь семьи. Многие из российских семей оказались на грани выживания, в буквальном смысле этого слова. Перемены в стране в пер­вую очередь влияют на жизнедеятельность семьи, на формирование под­растающего поколения. Проблемы подобного масштаба в состоянии ре­шить лишь государство. Члены семей нуждаются в правовой, психологи­ческой и экономической поддержке. Такую защиту и опеку выполняет го­сударство. В чем суть такойц защиты, каковы ее методы, задачи и цели, какие трудности призвана решать современная семейная политика, каки­ми способами и насколько эффективно выполняет свои функции прави­тельство Российской Федерации в этом направлении? И, наконец, что не­обходимо сделать для поддержания психологически здоровой семьи? От­веты на эти и многие другие сопутствующие им вопросы получат осве­щение в настоящей главе. Социологического исследования нацелено на изучение последствий проводимой государственными социальными ин­ститутами семейной и социальной политики, оценку социально-правовой защиты семьи государством и другими политическими институтами и выработку предложений по совершенствованию существующей норма­тивно-правовой базы и способов осуществления семейной политики и со­циально-правовой защиты.

В соответствии с поставленными целями основными задачами исследования в первой главе являются:

- Определение специфики социального института;

12

- Уточнение прирды института семьи и ее социальной сущно­сти, функции и назначения;

- Определение роли и влияния института семьи в современ­ном российском обществе;

- Рассмотрение актуальных проблем социально-правового, демографического, социально-психологического, социально-экономического характера, с которыми приходится сталкивается совре­менной семье;

- Уяснение содержания социально-правовой защиты семьи в целом и ее особенностей в зарубежных странах (на примере таких стран, как Швеция и Великобритания);

- Раскрытие ключевых способов осуществления социально-правовая защита института семьи в нашей стране в советский период, ос­вещение ее приоритетных государственных направлений.

2.1. Социальные проблемы современной семьи.

Семья является определенным убежищем и хранительницей част­ной формы человеческого образа жизни. Семья дает человеку жизнь, вос­питание, первичную социализацию и все то, без чего человек не может пол­ноценно жить и существовать. Особенно важна семья для человека в перио­ды, когда общество переживает период нестабильности. Но в условиях гло­бальных процессов, происходящих в мире, институт семьи не всегда может быстро и правильно приспосабливаться к изменяющимся условиям. В этом случае государство призвано позаботиться о семье. Но насколько же добро­совестно государство обеспечивает охрану семьи, можно установить лишь путем оценки социально-правовой защиты семьи, осуществляемой в рамках государственной семейной политики.

Для более полного раскрытия темы, необходимо вначале уточ­нить, как в социологии определяется понятие «социальный институт». «Понятию социального института, - по мнению М.С. Комарова, -

13

принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни— социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни».6

Существует не одно, а множество определений социального инсти­тута. Одним из первых понятие институт наполнил социологическим содержанием Герберт Спенсер (1820-1903), предложивший рассматривать социальный институт как устойчивую структуру социального действия индивидов и социальных групп по поводу удовлетворения их потребностей. Он же выделил и описал 6 основных типов таких институтов: промышленный, политический, церковный, обрядовый, профсоюзный, семейный.7 Американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857—1929) рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных инсти­тутов. По своей природе они представляют привычные способы

о

реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. В свою очередь, Р. Миллс под институтом понимал общественную форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты, которые он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Из­вестный американский социолог П. Бергер называет социальный институт обособленным комплексом социальных действий. К ним, например относятся юридические нормы (закоЕ!), брак, организационно оформленная религия. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии - Л.Гелен - трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей, подобно тому как ин­стинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты

6 М.С. Комаров Введение в социологию, М., 1994, с.197.

См.: В.П. Милецкий. Введение в историю и теорию институтов конфликторазрешения.Опыт сравнительно­го анализа, СП5ГУ, 2002, с.24.

14

обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их ид­ти проторенными путями, которые общество считает желательными. 9

В отечественной литературе проблеме социальных институтов уделяли внимание такие представители социологической мысли, как В.Ф. Анурин, В.И. Добреньков, А. И. Кравченко, В.В. Радаев и другие авторы. Например, В.Ф. Анурин определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принци­пов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в опреде­ленной сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов».10 Проблематике социальных институтов уделяли внимание такие авторы, как А.И. Кравченко, С.С. Фролов и многие другие. Со­гласно С.С. Фролову, - «социальный институт - это организованная сис­тема связей и социальных норм, которая объединяет значимые общест­венные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребно­стям общества». Как утверждает В.П. Милецкий, среди основных признаков социальных институтов обычно называют:

1. Прочность социальных связей, основанную на долговременном и устойчивом взаимодействии людей.

2. Четкое и зафиксированное разделение функций между людь­ми, их детальная регламентация и регулирование формальными и неформальными нормами.

3. Конкретные и четко определенные образцы поведения, нормы, идеалы и установки, на основе которых протекают взаимоотношения людей при удовлетворении их многообразных потребностей, которые во многих случаях материализуются в неписаных и писаных кодексах поведения, законах, конституциях, моральных заповедях и других нормативных актах.

8 См. Т. Веблен Теория праздного класса, М., 1984, с.200-201.

9

См. ПЛ.Бергер Приглашение в социологию Гуманистическая переписка/ Пер. с англ, под ред. Б.С.Батыпша, М., 1996, с.84. 10 В.Ф.Ан>рШ1 Основы социологических знаний, Н-Новгород, 1998, с. 125

15

4. Социокультурные символы и церемониалы, выраженные в гербах, знаменах, гимнах, обручальных кольцах, церемониях присяги и многих других.

5. Обеспеченные специально подготовленными кадрами особые органы управления институтами, связанные с самоорганизацией и регулированием их функционирования (Так, в семье есть глава семейства, в школе - директор, на фирме - менеджер и т. д.).

6. Наконец, зачастую к признакам социальных институтов относятся и утилитарные (материально-вещественные) объекты/блага, на базе которых они формируются и функционируют (Так, для инсти­тута церкви, например, это - храмы, для семьи - дом, президента -резиденция главы государства и т. д.).11

Социальный институт определяет ориентацию социальной дея­тельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их воз­никновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Обобщая приведенные мнения, можно предложить следующее определение: социальный институт представляет собой целостную совокупность социальных ролей и статусов, позиций и целей жизнедеятельности, имманентных задач и конкретных функций людей, направленных на достижение поставленных ими целей и задач, в том числе социальные действия, обеспечивающие их упорядоченное по­ведение и удовлетворение их базисных потребностей.

На основе сформулированного определения социального институ­та целесообразно теперь перейти к рассмотрению понятия «институт се­мьи». Для этого нужно осветить, в чем специфика семьи как института, какие функции выполняет современная семья и с какими трудностями она сталкивается сейчас? Анализ проблем, с которыми сталкивается совре-

" См. В.П. Милецкий Введение в историю и теорию институтов конфликторазрешения. Опыт сравнитель­ного анализа, СПбГУ, 2002, с.25

16

менная семья, поможет выделить существующие способы и направления поддержки и защиты современной семьи как одного из самых важных ин­ститутов общества, а также понять и раскрыть сущность и методы соци­ально-правовой защиты семьи.

Итак, основными социальными институтами являются политиче­ские, так как с их помощью устанавливается и поддерживается политиче­ская власть. Экономические институты обеспечивают процесс производ­ства и распределения благ и услуг. Семья также относится к важнейшим социальным институтам. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Институт семьи - один из старейших в обществе. Вся история человечества на протяжении столетий предстает как история ее выживания и развития. Интерес к изучению семьи прояв­ляли еще древнегреческие философы, например, Аристотель. Интересо­вались проблемами семьи и представители эпохи Возрождения и Нового времени, а также современные авторы. По мере становления социологии как науки складывался понятийный аппарат, соответствующий современ­ному подходу к изучению института семьи.

Таким образом, анализ института семьи позволяет дать представ­ление о социальных функциях, потребностях и проблемах современной семьи, а это в свою очередь необходимо для разработки необходимых мер по реализации эффективной государственной семейной политики. Сего­дня без семьи нельзя решить ни одну из актуальных проблем, идет ли речь о выживании народа, или о производстве материального продукта, либо о строительстве жилья, воспитании и образовании детей и молоде­жи.

Сказанное об институте семьи обусловливает внимание к ней со стороны государства. Оно в большинстве цивилизованных стран занима­ет все более активную позицию по отношению к данному институту об-

17

щества.12 По словам А.И. Антонова, - «Институт семьи должен отчасти (в силу специфики семьи как посредника между обществом и личностью, как своеобразного амортизатора и глушителя, возникающих между ними напряжений) сгладить остроту отдельных негативных тенденций». Защи­та семьи государством в социально-правовом аспекте включает в себя экономическую и социальную помощь, а также правовую охрану семьи.

Итак, что же такое семья? Анализ показывает, что единого пони­мания специфики семьи до сих пор не существует. Нет и четкого юриди­ческого определения семьи. В разных сферах встречаются разные опреде­ления семьи как малой социальной группы. По этой точке зрения, семья есть «основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены кото­рой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответст­венностью».13 С другой стороны, семья - это основанное на частной соб­ственности и общесемейной деятельности объединение людей, связанных отношениями родительства - супружества - родства, приводящими в со­ответствие удовлетворение личных потребностей с выполнением соци­альных функций по рождению, содержанию и социализации детей.14 На­конец, по словам Питирима Сорокина, - «семья — организованный и обычно солидарный коллектив. Поэтому семейная группировка является очень важной....»15

С социально-правовой точки зрения семья главным образом вы­ступает институциональным образованием, в которой «группа лиц имеет между собой предусмотренные законом права и обязанности».16 Попав в сферу правового регулирования, семья приобретает статус социального института, что дает возможность включить в ее определение как социаль­ные, так и правовые признаки. Правовым признаком семьи нужно считать наличие взаимных прав и обязанностей, о чем, например, свидетельствует

12 См. В.Т.Пуляев Размышления о семье россиискои»//«Социалыю-гуманитарные знания, №6,2001

13 Советский Энциклопедически» Словарь, издание 4, под ред. Прохорова, М, 1987

14 См. Е.МЗуйкова, Р.И.Ерусланова, Феминология, М., 2001, с. 139

15 П.А.Сорокин Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет, М., 1994

18

статья 7 Семейного Кодекса РФ. «Семья — это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанно­стями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью».17 Определение семьи в Феде­ральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» вряд ли можно считать приемлемым, поскольку семья в нем рассматрива­ется только через понятие «лица». Однако семья - это социальная общ­ность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родст­ва, проживающих совместно и ведущих совместное хозяйство.

С рассмотренным пониманием института семьи связано истолко­вание содержания правовой защиты семьи государством и другими вла­стными институтами. Определяя семью как круг людей, связанных пра­вами и обязанностями, вытекающими из брака или родства, т. е. как соци­альную группу, связанную правами и обязанностями, предусмотренными законодательством о браке и семье, правоведение исходит из того, что за­кон охраняет и признает только зарегистрированный брак. В ст.1, п.2 Се­мейного Кодекса РФ четко установлено: «Признается брак, заключенный только в государственных органах записи актов гражданского состояния». Заключение такого брака означает образование семьи. И если брак явля­ется основным способом создания семьи, то указанной нормой, по сути, определяется правовой статус семьи.

В юридической литературе было высказано также мнение о необ­ходимости рассматривать понятие семьи в широком и узком смыслах: в широком - семья состоит из многих лиц, происходящих от общего предка, а в узком - включает в себя родителей и их потомков. Демографы под семьей понимают совокупность лиц, проживающих совместно, связанных

1 Я

родством или свойством и общим бюджетом. Следовательно, семья из­начально образуется и пребывает только в рамках закона. Она не может

16 Т.С.Зубкова, Н.В.Тлмошина Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи, М.,2003, с.32

17 С.А.Муратова Семейное право, М., 2001, с.29

19

быть определена отдельно от тесно связанных с ней юридических явле­ний. Закон служит ей средством защиты, помощи, ответственности. Л имеющий юридическую силу официальный брак свидетельствует об оп­ределенности и устойчивости института семьи, о ее способности испол­нять присущенией функции.

Каковы же основные функции семьи? Под функцией в социологии понимается «роль, которую определенный социальный институт... вы­полняет относительно потребностей общественной системы более высо­кого уровня организации или интересов ее классов, социальных групп и индивидов»19

Функции, выполняемые институтами, изменяются со временем. Одни из них исчезают, другие перемещаются к другим институтам, тре­тьи уменьшаются или увеличиваются в объеме. По отношению к институту семьи, если сравнивать с XIX веком, в XX изменились следующие ее пара­метры: увеличился принятый возраст вступления в брак; размер семьи; на сме­ну расширенной семье пришла 1гуклеарная; время начала трудовой жизни: бо­лее позднее вступление в трудовую жизнь, возраст увеличился с 11 до 25 лет^ ; распределение супружеских функций: возросла роль и помощь мужа в до­машнем хозяйстве и воспитании детей; стиль лидерства в семье и т.д. По мнению А.И. Кравченко, к функциям семьи относят обеспечение экономиче­ской безопасности, образования, религиозного инструктирования и руково­дства, рекреации, воспроизводства и эмоциональной поддержки. Под соци­альными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья.

Сказанное позволяет к наиважнейшим функциям семьи и брака отне­сти следующие:

18 См. А.П. Вихров, Л.П. Короткова Семья в рамках закона// Правоведение, № 5-6, 1994, с. 159-163

19 А.Г. Здравомыслов Функции в социолопш'/Философский энциклопедический словарь, М., 1983, с.75

20 См. А.И. Кравченко Социология, М., 2003.

20

1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядо­чивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких обстоятельствах должен всту­пать в половые отношения.

2. Воспроизводство населения (репродуктивная функция). Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поко­ления другим. Семья — это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.

3. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Се­мья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жиз­ненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретиче­ским знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

4. Забота и защита членов семьи. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в кры­ше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или малолетству не может позаботиться о себе.

5. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения челове­ка означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье че­ловек получает фамилию, имя, отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет со­циальный статус индивида.

Кроме них к числу важнейших функций семьи относятся: организа­ция быта, организация личного потребления, первичная социализация и вос­питание детей, психологическая и материально-бытовая поддержка пожи­лых, инвалидов, нетрудоспособных членов семьи.

21

Как свидетельствуют многочисленные источники, деятельность со­циального института считается функциональной, если она способствует со­хранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разруше­ние. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

Под социальной защитой понимается целенаправленная дея­тельность государства, муниципальных и иных органов политической власти, ориентированная на обеспечение достойных условий жизни и всестороннее развитие различных социальных групп граждан, с учетом воздействия негативных факторов и возможности их нейтрализации. В любой стране мирового сообщества система социальной защиты функ­ционирует в рамках взаимодействия индивида и общества. Отношение «индивид—общество» является наиболее общим, всеобъемлющим, ши­роким отношением. В то время как отношения «инвалид— общество», «пенсионер—общество», «ребенок—общество», «безработный— общество» и другие групповые отношения являются его частными про­явлениями. При этом «индивид» по отношению к человеку есть общее понятие, а «инвалид», «пенсионер», «ребенок», «безработный» — не­что частное, особенное, специфическое. Учет специфики каждой соци­альной группы - непременное условие эффективности проводимой со­циальной работы.

Иными словами, социальная защита семьи подразумевает собой меры социального характера, а именно: меры социального обеспечения, социальной помощи, психологическую, реабилитационную и другую по­мощь оказываемую государственными и муниципальными учреждения­ми, некоммерческими и благотворительными организациями.

Прежде чем дать определение социально-правовой защите умест­но упомянуть о сущности права. Сущность права проявляется через пра­вовые законы и нормотворческую деятельность правового государства.

22

Они есть «институционально-властная форма выражения и действия принципа формального равенства как правовой формы организации все­общей публичной власти».21 И.Д.Осипов также отмечает, что право есть «установленнная и защищенная государственным законом мера социаль­ной и личной свободы, справедливости и равенства».22 Философское оп­ределение права в контексте такого понимания состоит в том, что оно есть нормативная форма общественного сознания, воплощающая и отра­жающая всеобщую, универсальную и равную меру свободы, справедли­вости и формального равенства людей, посредством которой на регулиру­ется и упорядочивается общественная жизнедеятельность.

Преимуществом приведенной дефиниции является акцент на по­нимание права как всеобщей, универсальной и равной меры свободы, справедливости и формального равенства людей, формирующейся и фик­сирующейся сначала в общественном сознании, а уже затем переводя­щейся государством в соответствующие законы. Последние, если выра­жают эту всеобщую, универсальную и равную меру, то становятся право­выми установлениями (законами) государства, которое, в свою очередь, тоже становится правовым. Иначе говоря, наличие такой меры в той или иной степени в законах выступает условием воплощения в них необхо­димого правового минимума. Необходимо, чтобы общество и его члены осознавали свои естественные и субъективные права, чего в настоящее время, к сожалению, мы не наблюдаем. Имеет место, скорее, правовая неграмотность и незнание гражданами своих неотъемлемых прав. Соот­ветственно, большинство не знает о существующих и полагающихся им социальных льготах и пособиях, не говоря уже о механизме осуществле­ния мер социально-правовой защиты семьи.23 Интерес вызывает социаль­но-правовая защита семьи государством от неблагоприятных экономиче­ских, социальных и политических потрясений. Освещение существующих

21 Нерсесянц B.C. Философия права. М., 2000, с.24

22 Осипов И.Д. Философия права: Конспект лекций. СПб., 2000, с. 14

23 Милецкий В.П. Введение в социологию права, СПб., 2003, с.49

23

дисфункций и проблем института семьи поможет ответить на вопрос о том, почему государство заинтересовано в создании здоровой и прочной семьи.

Итак, сущность социально-правовой защиты необходимо освещать в рамках трех взаимосвязанных институтов: семьи (социальный инсти­тут), государства (политический институт) и института социального обес­печения (социально-культурный институт). Осуществляется же данная защита с помощью института социального обеспечения, который осуще­ствляет социальное страхование и социальное обслуживание. И, наконец, институт государства контролирует и организует деятельность уполномо­ченных социальных служб (ведомств, государственных организаций, об­щественных объединений). Он связан с конфликторазрешением (с преду­преждением, урегулированием и разрешением конфликтов), т.к. имеет функцию предупреждения, урегулирования и разрешения многообразных проблем, противоречий и конфликтов между людьми в процессе удовле­творения их потребностей.24 Современные способы осуществления дея­тельности социального обеспечения и прогрессивные организационные подходы государства к вопросам о помощи и социально-правовой защите института семьи должны основываться на знаниях об историческом раз­витии последнего.

Принципиально важен вопрос о предмете семейной политики. Со­циальные проблемы, с которыми сталкивается семья, можно разделить на две группы. Первую группу составляют проблемы общесоциального ха­рактера (макроэкономические и макросоциальные), в том числе связанные со сферами здравоохранения, культуры, занятости. Вторая группа про­блем отражает специфику функционирования семьи как социального ин­ститута, институциональное содержание жизнедеятельности семьи. Сово­купность этих проблем и составляет предмет семейной политики. Обще-

24 См. В.П. Милецкий Введение в историю и теорию институтов конфликторазрешения. Опыт сравнитель­ного анализа. СШГУ, 2002, с.2б

24

социальные меры, которыми оперирует социальная политика, конечно, имеют отношение к семье. Однако они не ориентированы на нее целена­правленно. Объектом социальной политики является население в целом. Семейная политика направлена на семью как на конкретный объект и призвана создавать условия для решения специфических проблем семьи.

Понятие семейной политики в истории российской государствен­ности появилось лишь в 80-е годы XX века и определялось только как

Л •

практика социально-демографической политики государства». В 90-е гг., в новых условиях, произошли определенные сдвиги в политике госу­дарства по отношению к семье. Усиление внимания к семье отразилось в Конституции РФ, Семейном кодексе, други законодательных установле­ниях. Однако изменения в основном коснулись усовершенствования брачно-семейного законодательства и закрепления семейных прав граж­дан.

Парадигма полноценной государственной семейной политики впервые была определена в 1991 г. Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политике при правительстве России. В соответствии с концепцией сильной политики в отношении семьи правительство активно способствовало формированию соответствующей региональной инфра­структуры (органов власти, фондов, социальных служб). На федеральном уровне был разработан пакет важных документов, созданы Фонд соци­альной поддержки семьи и Научно-исследовательский институт семьи. С упразднением комитета на многие годы произошел фактический откат от стратегии комплексной семейной политики к стратегии социальной защи­ты населения.

В изданном 14 мая 1996 г. Указе президента Российской Федера­ции «Об основных направлениях государственной семейной политики» был сформулирован ряд принципиальных положений для создания госу-

25 Рабжаева М.В. Семейная политика в России XX века: нетерпко-социальный аспект//0бш.ественные науки и современность, К«2,2004

25

дарственной системы семейной политики, предусмотрены конкретные практические меры. Однако они не были реализованы в полной мере. В развитие указа не было принято ни одного специального решения прави­тельства. Указ оказался скорее идеологическим документом, поскольку он оказал определенное влияние на общественное мнение.

В соответствии с Указом, государственная семейная политика яв­ляется составной частью социальной политики Российской Федера­ции и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, ин­формационного, пропагандистского и кадрового характера, направлен­ных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Главными направлениями государственной семейной политики объяляются:

- обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;

- обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных усло­вий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обя­занностей;

- кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

- усиление помощи семье в воспитании детей.

Объектом государственной семейной политики является семья. Субъектами государственной семейной политики выступают органы за­конодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зару­бежные организации, юридические и физические лица.

Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей соци­альной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на

26

стадиях выработки, принятия и реализации решений. Цель государствен­ной семейной политики заключается в обеспечении необходимых ус­ловий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Основные принципы государственной семейной политики опреде­лены в следующем плане:

- Самостоятельность и автономность семьи в принятии реше­ний относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологи­ческие меры государственной семейной политики должны не регла­ментировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки;

- Равенство семей и всех их членов в праве на поддержку не­зависимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;

- Приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередно­сти рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семей­ной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллек­туального и социального развития;

- Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;

- Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Утверждение Президентом Российской Федерации Основных направлений государственной семейной политики и обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне мини­мальных социальных гарантий и льгот; их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправ­ления;

27

- Партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благо­творительными организациями и предпринимателями;

- Принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной мигра­цией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;

- Осуществление дифференцированного подхода в предоставле­нии гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой осно­ве;

- Преемственность и стабильность мер государственной семей­ной политики. Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.

Важное место в государственной политике занимает социальное обеспечение. Оно влияет на производство, потребление и другие стороны общественной жизни, осуществляет охрану уровня жизни населения, его здоровья. Понятие социального обеспечения многоаспектно. В экономи­ческой науке этим термином обозначается совокупность экономических отношений, возникающих в процессе распределения обобществленной части созданного продукта. Материальным содержанием социального обеспечения являются социальные фонды, выступающие как составная часть фондов потребления. Социальное обеспечение можно рассматри­вать и в качестве составной части социальной функции государства. Социальное обеспечение рассматривается и в качестве юридической категории. В этом случае отношения по социальному обеспечению явля­ются объектом воздействия комплекса правовых норм. Основной предмет права социального обеспечения составляют общественные отно­шения граждан с государственными органами, общественными организа-

28

циями и учреждениями по поводу предоставления им отдельных видов обеспечения. Данные общественные отношения называются социально-обеспечительными отношениями. Законодательство различает следующие виды социального обеспечения: 1)пенсии;

2)различные пособия;

3)разнообразные услуги и натуральные виды содержания. Пенсии являются одним из основных и массовых видов социально­го обеспечения, главным источником средств существования для пенсио­неров. Это особые платежи, которые осуществляются в определенной правовой форме, когда лицо достигло определенного возраста (по старос­ти), либо не может трудиться по состоянию здоровья (по инвалидности), либо когда член семьи потерял кормильца (по случаю потери кормильца). Пособие — это государственная помощь, поддержка, предостав­ляемая гражданам в случаях, установленных в законе, с конкретными це­лями, которая всегда ограничена временными рамками. Законодательст­вом предусмотрены разнообразные виды пособий (единовременное посо­бие по случаю рождения ребенка, пособие на ребенка малоимущим семь­ям, чьи доходы составляют сумму, не превышающую величину прожи­точного минимума, одиноким матерям и т.д..

Пособия играют важную роль в системе социального обеспечения. Пенсии и пособия являются материальной помощью, выдаваемой в форме денежных выплат. Социальное обслуживание и натуральная помощь пре-дусмотриваются законодательством о социальном обеспечении и оказы­ваются в натуральной форме или в виде положительных действий со сто­роны государственных органов или общественных организаций. Напри­мер, протезирование, предоставление средств передвижения инвалидам, содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, бесплатное профессиональное обучение (переобучение) инвалидов, врачебно-трудовое экспертное обследование с целью определения степени утраты

29

трудоспособности и рекомендации посильных видов труда, оказание по­мощи в трудоустройстве инвалидам и контроль за их рациональным тру­доустройством на предприятиях, в учреждениях и организациях, санатор­но-курортное лечение, содержание детей в дошкольных и внешкольных детских учреждениях, а также другие многочисленные услуги, льготы и преимущества, установленные для нетрудоспособных членов общества.

Пенсии — основной, самый массовый вид социального обеспече­ния. Для пенсионеров он является главным источником средств сущест­вования. На их выплату расходуется большая часть средств социального обеспечения.26 Пенсии в свою очередь подразделяются на несколько под­видов:

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

- пенсии по случаю потери кормильца;

- пенсии за выслугу лет;

- персональные пенсии;27

Государственное социальное страхование — государственная сис­тема материального обеспечения рабочих, служащих и их семей пенсия­ми, пособиями, иными видами обеспечения и обслуживания за счет фон­да, образуемого из взносов предприятий, учреждений, организаций, раз-

г- « 28

мер которых соизмеряется суммой выплаченной заработной платы.

Осветив принципы семейной политики и основные социальные выплаты за счет средств государственного социального страхования, не­обходимо осветить проблемы, волнующие семью на современном этапе. Поскольку формирование социально-правовой защиты семьи в первую очередь зависит от функционирования семейной общности.

26 см. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование, М., 2002, с.22

27 см.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения, 1999, с.ЗО

28 см. Якушев Ю.В. Государственное социальное страхование в России, М., 1998 г., с. 42

30

Ряд авторов утверждает (Черняк Е.М.,29 Антонов А.И.,30 Мацков-ский М.С.31), что институт семьи в современной России приближается к краю пропасти, что в последние десятилетия он переживает кризис и де­градирует. Это выражается в резком росте разводов, неправильном рас­пределении ролей между мужем и женой, неэффективная социализация детей, снижение рождаемости. Это лишь главные черты. Что же касается значения кризиса семьи, то он выражается в увеличении числа дисфунк­ций, превышающих число функций. С этим же связан демографический и семейные кризисы. - Ибо с переходом индустриального общества к обще­ству информационных технологий акцент делается на отдельную лич­ность, способную самоорганизоваться и самореализоваться, и значит, свободную от любых связей.32 Вполне закономерно, что в данных услови­ях семейные традиции, ценности и связи неизбежно размываются. Семьей не выполняются многие присущие ей функции. Иными словами, наблю­дается серьезный кризис в его современном функционировании. 3

О невыполнении институтом семьи основных социальных функ­ций можно судить, в частности, по неспособности обоих работающих ро­дителей обеспечить сносное существование своих детей (неэффектив­ность выполнения функции содержания подрастающего поколения). По­вышение преступности среди молодежи, подростков и детей, рост наси­лия в семье и распространение девиантного поведения говорит о невы­полнении функции социализации и воспитания.34 Высокая разводимость при одновременной массовой малодетности создают крайне неблагопри­ятную демографическую ситуацию, что говорит о неэффективности ре­продуктивной функции семьи.

Кризисное состояние социально-экономической сферы, обостре­ние политических, демографических, межнациональных противоречий

29 см. Черняк Е.М. Социология семьи, М, 2003.

30 см. Антонов А.И. Социология семьи, М., 1996

31 см. Мацкрвский М.С. Социология семьи, М., 1989

32 См. В.Т. Пуляев Размышления о семье российскокУ/Социальио-гуманитарные знания, № 6, 2001

33 См. Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова Феминология, М., 2001, с. 139

31

оказывают существенное влияние на качество жизни всех семей и в пер­вую очередь, одиноких женщин (мужчин), имеющих малолетних детей, семей с детьми-инвалидами и одиноких родителей.

Таким образом, современная семья претерпевает изменения, меня­ет акценты, типы, формы, но и в эпоху социальных перемен она остается фундаментальным социокультурным институтом и ключевой ценностью общества. Вот почему в современных условиях семья особенно нуждается в эффективной социально-правовой защите. Государство не должно сто­ять в стороне от семьи. Оно должно быть объективно заинтересовано в поддержании и укреплении семьи ради собственного существования и развития. А для того чтобы государство эффективно осуществляло соци­альную политику, ему необходимо четко представлять проблемы, с кото­рыми сталкивается современная семья. И, прежде всего, в том, в чем про­является кризис семьи, который выражается в снижении уровня жизни населения; уменьшении числа браков; увеличении числа разводов; росте числа одиноких людей; сокращении уровня рождаемости до депопуляции; упрощении функций и структуры семьи; падении ценности детей, стрем­лении к гедонистическим формам жизни; росте внебрачной рождаемости; низком уровне медицинской помощи (в момент рождения, до и после ро­ждения); уменьшении количества детских садов, уровня и качества об­служивания, доли детей-инвалидов в семьях; увеличении проблем трудо­устройства для подростков; росте конфликтности в семьях, школах, на улице (причина преступлений среди подростков — насилие по отношению к ним в семье); уклонение родителей от воспитания детей (на начало 1998г. - 4205 родителей на учете ГУВД г. Санкт-Петербурга); социаль­ном сиротстве - 2 млн. беспризорников по России.35

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации