Коземаслов Д.В. Контрабанда: уголовно-правовые аспекты - файл n1.doc

приобрести
Коземаслов Д.В. Контрабанда: уголовно-правовые аспекты
скачать (1387.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1388kb.14.09.2012 09:59скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7


УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


На правах рукописи


Коземаслов Дмитрий Владимирович
КОНТРАБАНДА: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология,

уголовно-исполнительное право.
Диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Научный руководитель профессор, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации Иван Яковлевич Козаченко


Екатеринбург - 2002


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3


12 28 43 69 100
Глава первая. Уголовно правовая характеристика состава контра- ^ банды

§ 1. История законодательства о борьбе с контрабандой §2. Объект контрабанды §3. Предмет контрабанды §4. Объективная сторона контрабанды § 5. Субъективные признаки контрабанды
Глава вторая. Квалифицированные виды контрабанды ^ ^

Глава третья. Отграничение контрабанды от других преступлений ^
Заключение ^ ^ ^
Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Интеграция России в мировую эко­номику является одним из приоритетных направлений развития страны, по­скольку это один из способов насыщения внутреннего рынка товарами, привле­чения инвестиций иностранных партнеров, получения валютных поступлений от реализации российских товаров за рубежом. А эти изменения, в свою оче­редь, должны содействовать укреплению рыночных отношений в стране и вы­ходу ее из кризиса.

Однако расширение внешнеторгового оборота, вовлечение в него значи­тельного числа субъектов повлекло за собой и рост числа правонарушений в этой сфере, особое место среди которых занимает контрабанда.

Произошедший в последние годы рост числа посягательств на незакон­ное перемещение товаров через границу объясняется воздействием целого ряда обстоятельств: в частности, обострением в 90-ые годы социально-экономической ситуации не только в нашей стране, но и в государствах ближ­него зарубежья, либерализацией цен, резким снижением уровня жизни боль­шинства населения.

Нельзя снимать со счета и значительную активность недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые пытаются уклониться от исполнения требований таможенного законодательства, от уплаты таможен­ных пошлин и платежей. К тому же следует добавить резкий рост незаконного перемещения через границу Российской Федерации различных товаров, нарко­тических средств и оружия. В последнее время в стране наблюдается возрос­ший интерес криминальных структур к незаконному вывозу из России природ­ных ресурсов, цветных, редкоземельных и драгоценных металлов.

Об актуальности избранной нами темы свидетельствуют и статистиче­ские данные. Так, в 2000 г. было выявлено 2644 случая уголовно наказуемой

1 2

контрабанды , 2001 г. - уже 3860 . В таможнях Уральского региона в 2000 г. было возбуждено 63 уголовных дела о контрабанде, в 2001 г. - 81 дело 3.

Как показало наше криминологическое изучение таможенных преступ­лений, многие противоправные действия, связанные с незаконным перемеще-

м нием через таможенную границу РФ предметов, которые полностью или час-

тично изъяты из гражданского оборота, зачастую остаются безнаказанными, так как уровень латентносте контрабанды достаточно высок. В связи с глубоким экономическим кризисом государство не в состоянии должным образом финан­сировать правоохранительные органы, в то же время пассажиро- и грузопотоки увеличились в десятки раз. При таком положении трудно говорить о повыше­нии эффективности борьбы с контрабандой. В этой связи статистические дан­ные о выявленных таможенных преступлениях следует рассматривать скорее как итоговый показатель работы правоохранительных органов, а не фактиче­ское число совершенных преступлений этой группы.

Однако низкая эффективность деятельности правоохранительных орга-

* нов в борьбе с контрабандой объясняется не только плачевным экономическим

состоянием государства. Данные, полученные нами при изучении судебной и следственной практики, а также взятые из периодических изданий и опроса на­учных и практических работников, позволяют сделать вывод, что бездействие правоприменительных органов в немалой степени вызвано несовершенством уголовного законодательства об ответственности за контрабанду, что, в частно­сти, и подтвердил Федеральный закон № 50-ФЗ от 7 мая 2002 г., которым была изменена диспозиция ст. 188 УК РФ4.

Беспалько В.Г. Доказывание по делам о контрабанде: Автореф. канд. дисс. -М.:РТА, 2001, с. 4.

* Статистическая отчетность за 2001 г., порядок проведения которой утвержден

постановлением Госкомстата РФ № 31 от 20.04.2000 г.

3 Данные предоставлены информационным центром Уральского таможенного управления.

4 Российская газета. 2002 г. 14 мая.

Важно заметить, что трудности правоприменительной деятельности в
борьбе с контрабандой вызваны и тем, что таможенное законодательство РФ, к
которому необходимо обращаться за разъяснением содержащихся в уголовно-
правовой норме о контрабанде признаков, находится в стадии развития, а это
* неизбежно сказывается на ее эффективности.

Потребности правоприменительной практики в решении вопросов при­менения статьи УК РФ, содержащей состав контрабанды, несовершенство уго­ловного и таможенного законодательства, значительный рост судебных и след­ственных ошибок при уголовно-правовой оценке контрабанды существенно ак­туализируют избранную тему диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Основными целями работы являются:
раскрытие сущности состава контрабанды, его элементов и признаков; отгра-
ничение этого состава от других смежных преступлений; разрешение вопросов
теории и практики применения нормы о контрабанде на основе исторического
опыта и изучения юридической литературы, посвященной теме исследования;
глубокий комплексный анализ уголовного, гражданского и таможенного зако-

нодательства, правовая оценка проблем квалификации незаконного перемеще­ния через таможенную границу РФ товаров и иных предметов; выработка пред­ложений по совершенствованию уголовного и таможенного законодательства.

Указанные цели предопределили и задачи проведенного дис­сертационного исследования, которые заключены в:

а) обзоре истории развития законодательства об ответственно-
сти за контрабанду с целью раскрытия процесса становления и эволю-
ции данного понятия, выявления характерных признаков, тенденций,
присущих этому уголовно-правовому явлению;

б) исследовании на основе действующего уголовного, таможен-
ного и гражданского законодательства объективных и субъективных
признаков простого и квалифицированного видов анализируемого со­става преступления;


в) обозначении уголовно-правовых критериев, по которым про-
водится разграничение контрабанды со смежными составами преступ-
лений;

г) формулировании авторской позиции по различным спорным
вопросам квалификации рассматриваемого таможенного преступле-
ния;

д) изучении соотношения уголовно-правовой нормы, преду-
сматривающей ответственность за контрабанду, с соответствующими
нормами таможенного законодательства, и исследовании влияния по-
следних на процесс квалификации;

е) анализе практики применения ст. 188 УК РФ с последующим
обозначением типичных ошибок квалификации состава контрабанды
правоохранительными органами и судом;

ж) выявлении недостатков законодательной конструкции соста-
ва контрабанды и выработке на этой основе рекомендаций по совер-
шенствованию действующего законодательства.

Степень научной разработки проблемы. Среди российских ученых, которые занимались исследованием проблем квалификации, уголовно-правовых признаков и иных аспектов уголовной ответствен­ности за контрабанду, анализом проблем охраны внешнеэкономиче­ской деятельности государства от преступных посягательств, прежде всего, следует назвать А.В.Аграшенкова, А.И.Бойко, Б.В.Волженкина, Н.В.Володько, Б.Н.Габричидзе, Р.Р.Галиакбарова, Л.Д.Гаухмана, А.А.Гравину, С.Ю.Иванову, М.П.Карпушина, В.М.Колдаева, И.Я.Козаченко, М.А.Кочубей, А.П.Кузнецова, Н.Ф.Кузнецову, Н.А.Лопашенко, В.В.Лукьянова, Ю.Б.Мельникову, В.Д.Меньшагина, В.И.Михайлова, А.В.Наумова, Б.С.Никифорова, С.И.Никулина, А.А.Пионтковского, Л.Ф.Рогатых, Л.Ю.Родину, Ю.И.Сучкова,

Б.М.Угарова, Т.Д.Устинову, А.Н.Трайнина, А.В.Федорова, А.И.Чучаева, И.В.Шмарова, П.С.Яни и др.

Не умаляя заслуг перечисленных и других авторов, необходимо отметить, что вопросы уголовной ответственности за контрабанду рассматривались названными учеными либо в свете ныне устаревшего уголовного законодательства, либо их исследования, при освещении проблем квалификации преступления в сфере экономической деятель­ности в целом, касались лишь отдельных, хотя и, безусловно, важных сторон избранной нами темы.

Многие спорные вопросы ответственности за контрабанду рас­смотрены в докторской диссертации Ю.И.Сучкова5 и кандидатских

6 V 8

диссертациях М.А.Кочубей , Л.Ю.Родиной , Л.Ф.Рогатых . Однако в своем исследовании при анализе отдельных вопросов квалификации контрабанды мы либо пришли к иным выводам либо привели допол­нительные аргументы в пользу тех выводов ученых, с которыми мы согласны. Вместе с тем, в своей работе нами были затронуты многие проблемные аспекты, которые не были в полном объеме разрешены в научных трудах указанных авторов.

5 Сучков Ю.И. Защита внешнеэкономической деятельности Российской Феде­рации по уголовному и таможенному законодательству (проблемные аспекты теории и законодательства): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1997.

6 Кочубей М. А. Уголовная ответственность за преступления в сфере таможен­ной деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1998.

7 Родина Л. Ю. Ответственность за контрабанду: социально-экономи-ческие, криминологические и уголовно-правовые аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.


Рогатых Л.Ф. Контрабанда: проблемы уголовно-правовой характеристики. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999.
Научная новизна диссертации заключается в том, что диссер­тация является самостоятельной завершенной работой, комплексным, наиболее полным исследованием проблем уголовной ответственности за контрабанду с учетом последних изменений уголовного и таможен­ного законодательства.

Обладают относительной новизной и положения исследования, выносимые на защиту, которые могут быть сведены к следующему:

1. Обосновывается идея о необходимости изложения определения поня-
тия товара как предмета контрабанды в п.1 ст. 18 ТК РФ в следующей редакции:

"...товар - любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии, транспортные средства, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 4 ст. 18 ТК РФ; не­движимое имущество, за исключением земельных участков, участков недр и обособленных водных объектов, а также интеллектуальная собственность и информация".

  1. В целях устранения логических противоречий выдвигается идея об изложении ст. 188 УК РФ и примечания к ней в новой редакции, которая в наи­большей степени соответствует действующему законодательству.

  2. Распространенность и повышенная общественная опасность случаев совершения контрабанды группой лиц по предварительному сговору являются основаниями для включения этого преступления в качестве квалифицированно­го вида контрабанды.

  3. С учетом того, что действующее постановление Пленума Верховного Суда РСФСР устарело, не соответствует законодательству РФ и не отражает жизненных реалий, обосновывается необходимость принятия нового постанов­ления, посвященного рассмотрению сложных вопросов практики применения ст. 188 УК РФ, и включения в него следующих положений:

а) контрабандное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, совершенное путем недекларирования, недостовер­ного декларирования, с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, призна­ется оконченным с момента принятия таможенным органом РФ таможенной декларации;

б) контрабандное перемещение товаров и транспортных средств через
таможенную границу РФ, совершенное помимо таможенного контроля, призна-
ется оконченным с момента пересечения таможенной границы РФ;

в) контрабандное перемещение товаров и транспортных средств через
таможенную границу РФ, совершенное под контролем правоохранительных ор-
ганов, (имитация контрабанды) следует квалифицировать как покушение на со-
вершение контрабанды по ч.З ст.ЗО и 188 УК РФ;

г) насилие, применяемое к лицу, осуществляющему таможенный кон-
троль, может выражаться в нанесении побоев, совершении иных насильствен-
ных действий, причинивших физическую боль, умышленном причинении лег-
кого и средней тяжести вреда здоровью. В случае причинения тяжкого вреда
здоровью действия виновного следует квалифицировать по совокупности пре-
ступлений, предусмотренных п. "в" ч.З ст. 188 УК РФ и ч.2 ст. 318 УК РФ. При
причинении квалифицированных видов умышленного тяжкого вреда здоровью,
признаки которых содержаться в ч.З и 4 ст. 111 УК РФ, ответственность долж-
на наступать по п. "в" ч.З ст. 188 УК РФ и ч.З или ч.4 ст. 111 УК РФ. В случае
убийства лица, осуществляющего таможенный контроль, действия виновных
подлежат квалификации по п. "в" ч. 3 ст. 188 УК и по п. "б" ч.2 ст. 105 УК РФ
как убийство лица в связи с выполнением им служебной деятельности;

д) под должностным лицом, использующим свое служебное положение
для совершения контрабанды, следует понимать только должностных лиц, по-
нятие и виды которых раскрываются в примечании к ст. 285 УК РФ;

е) разграничение составов контрабанды и уклонения от уплаты тамо-
женных платежей необходимо проводить по следующим основаниям:

- если недекларирование или иные незаконные действия, указанные в ст. 188 УК РФ, имели место до принятия таможенными органами решения о вы­пуске товаров с таможенной территории РФ (на таможенную территорию РФ) и

влияли или могли повлиять на принятие таможенным органом такого решения, то деяние виновного образует состав контрабанды;

- по ст. 194 УК РФ надлежит квалифицировать действия лиц, направлен­ные на уклонение от уплаты таможенных платежей, которые были совершены с

^ товарами и транспортными средствами, перемещенными через таможенную

границу на таможенную территорию РФ на законных основаниях.

Методологическую основу диссертации образует общенаучный диа­лектический подход к познанию процессов действительности, а также частно-научные методы: сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, фор­мально-юридический, социологический (методы опроса, анкетирования и т.п.), системно-структурный и др.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является контрабанда как разновидность таможенного преступления. В качестве предме­та диссертационного исследования выступает законодательство дореволюци­онного и советского периодов, современное российское и зарубежное уголов-

ное, таможенное и гражданское законодательство, положения отечественной

науки уголовного права, судебная и следственная практика по уголовным делам о контрабанде и иным таможенным и экономическим преступлениям.

Теоретическая база исследования. При подготовке диссертации были изучены положения монографической литературы, публикации в периодиче­ской и юридической печати по существу темы диссертационного исследования, уголовное, таможенное, гражданское, административное законодательство, по­становления Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, РФ, посвященных практике применения законодательства о борьбе с контрабандой и иными пре­ступлениями. При проведении исследования принимались во внимание полу­ченные при опросах мнения работников правоохранительных органов.

Эмпирическая основа исследования представлена разъяснениями Го­сударственного таможенного комитета России и иных органов власти, теорети­ческими выводами и практическими рекомендациями, судебной и следственной практикой за 1998-2002г., обобщением материалов 220 уголовных дел о пре-
ступлениях в сфере экономики, рассмотренными судами Свердловской облас-
ти, 40 уголовных дел о контрабанде в г. Екатеринбурге, 120 материалов уголов-
ных дел в таможнях Уральского региона,
«і Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и

предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы при дальней­шем совершенствовании действующего законодательства. Ряд рекомендуемых в диссертации идей можно положить в основу нового постановления пленума Верховного Суда РФ, посвященного практике применения ст. 188 УК РФ. От­дельные положения могут быть реализованы при повышении профессиональ­ного уровня работников правоохранительных органов. Материалы исследова­ния могут быть востребованы при подготовке лекций, учебных пособий по уго­ловному праву, при написании монографий и научных статей.

Апробация результатов исследования. Диссертация подго-
товлена на кафедре Уголовного права Уральской Государственной
* юридической академии, где проводилось ее рецензирование и обсуж-

дение. Основные положения исследования изложены в опубликован­ных научных статьях, обсуждены на заседаниях кафедры Уголовного права УрГЮА, а также на научно-практических конференциях, прохо­дивших в 2000 - 2002г. в г. Екатеринбурге. Материалы диссертацион­ного исследования использованы автором при чтении лекций и про­ведении практических и семинарских занятий со студентами.

Глава первая

Уголовно правовая характеристика состава контрабанды § 1. История законодательства о борьбе с контрабандой
л Контрабанда как правонарушение появилась в Европе в XIV - XVI вв. с

зарождением капитализма, в период бурного развития товарно-денежных от­ношений, ликвидации обособленности стран и народов, создания развитой промышленности, национального и мирового рынков, когда беспрепятствен­ный ввоз и вывоз товаров для экономики страны стали невыгодными. В связи с этим устанавливались определенные правила провоза товаров через государст­венную границу, дабы защитить внутренний рынок от проникновения на него конкурентных товаров иностранного происхождения и обеспечить получение государственной казной таможенных пошлин и сборов с ввозимых в государст­во и вывозимых из него товаров.

Это, в свою очередь, потребовало, для осуществления контроля над про-

* возом товаров через границу, создания специальных государственных учреж-

дений - таможни1. Изначально понятие контрабанды трактовалось достаточно широко - под нею понималось всякое нарушение установленных законом пра­вил провоза товаров и ценностей через границу, а виновные в совершении та­ких действий подлежали наказанию2.

Слово "контрабанда" заимствовано из итальянского языка (contra - про­тив, bando - правительственный указ) и вошло во многие современные языки3. Оно включает понятие нарушения закона государства или правительственные

Слово "таможня" произошло от тюркского "тамга", означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое обычно ставилось на различные пред­меты в качестве знака собственности. В Древней Руси, в эпоху монголо-татарского ига, тамгой именовалась торговая пошлина (см.: Марков Л.Н. Очер­ки по истории таможенной службы. Иркутск, 1987. С. 31).

См.: Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 6.

Юридическая энциклопедия / Под общ. Ред. М.Ю.Тихомирова. М., 1997. С. 211.

распоряжения. Слово "контрабанда" означает также товар или какой-либо за­прещенный законом к ввозу или вывозу предмет, тайно провезенный или про­несенный через границу государства4. Под термином "контрабанда" также по­нимают все запретное, делаемое тайно, проносимое или провозимое украдкой5.

Таможенные ограничения в разных странах вводились неодинаково и неравномерно, но повсюду этот процесс начинался с установления таможенных запретов, которые послужили толчком к развитию контрабанды. "Иначе говоря, контрабанда возникла и стала развиваться как противодействие введенным ог­раничениям и установленным государством на границах таможенным барье­рам"6. К тому же именно с появлением законодательного запрета можно гово­рить о возникновении преступления - без закона нет преступления.

Возникновение контрабанды в России относится к периоду становления централизованного государства, укрупнения промышленности, зарождения всероссийского рынка, развития внешнеторговых отношений и установления на государственной границе таможенных барьеров. Усиливается стремление пра­вительства подвергнуть правовой регламентации как можно больше сторон и явлений общественной и государственной жизни. В1649 г. было принято Со­борное Уложение, которое стало первым в истории России систематизировано законом. В нем предусматривались преступления против порядка управления, к которым, в частности, относилось корчемство, т.е. незаконное производство, контрабандный ввоз и продажа спиртных напитков и других товаров, состав­ляющих государственную монополию7.

4 См. об этом: Угаров Б.М. Указ. соч.; Володько Н.В. Ответственность за кон­трабанду по советскому праву: учебное пособие. Киев, 1978; Контрабанда и борьба с ней. Сборник / Под общ. Ред. А.Потяева. М., 1925 и др.

5 Словарь иностранных слов. М, 1987. С. 7.

6 Угаров Б.М. Указ. соч. С. 7.

7 Там же. С. 17.

Вслед за Соборным Уложением, в 1653 г., принимается Таможенный ус­тав, а в 1667 г. - Новоторговый устав. В этих документах провозглашается строгий контроль за соблюдением законодательства, определяющего порядок перемещения товаров через границу, а также подтверждается ответственность за нарушение правил, запрещающих ввоз товаров, на которые существовал за­прет потреблять их (например, табак) либо устанавливалась государственная монополия (спиртные напитки) .

Систематизированное законодательство о контрабанде в России появи­лось с принятием Таможенного устава 1819 г., а затем и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. В этих правовых актах важное место заня­ли детально разработанные постановления о контрабанде, под которой стали понимать перемещение товаров и иных предметов помимо таможни и сокрытие их от таможенного надзора путем не указания в таможенных документах све­дений о наличии этих предметов при пересечении границы.

Понятие контрабанды, сформулированное в Таможенном уставе 1819 г., оказало решающее влияние на регламентацию ответственности за данное пре­ступное посягательство и условия, при которых наступает уголовная ответст­венность за его совершение. С течением времени в определение контрабанды вносились новые элементы, признаки, но сущность контрабанды, состоящая в перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу государст­ва помимо таможенного контроля или с использованием таких приемов, кото­рые направлены на его избежание, не изменилась.


ом.: Марков Л.Н. Указ. соч. С. 38; Российское законодательство. X - XX вв. / Под ред. д.ю.н. А.Г.Манькова. Изд-во Юр. лит. Том 4. 1985. С. 439-440.
Во второй половине XIX столетия, особенно после отмены крепостного права, происходит стремительное развитие капиталистических отношений. Ос­новным источником уголовного права (вплоть до революции) оставались Уло­жение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (в редакции 1866 и 1885 гг.), а также Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г. Принятое в 1903 г. Уголовное уложение так и не было полностью введено в действие. В частности не вступили в силу многие нормы, детально регламентн­ровавшие ответственность за различные преступления экономического харак­тера. Однако это не коснулось ответственности за нарушение таможенного за­конодательства, которая предусмотрена в разделе XVII Уложения ("О преступ­лениях и проступках против имущества и доходов казны")9.

Глава 7 настоящего раздела, именуемая "Нарушение уставов таможен­ных", содержала нормы, регламентирующие ответственность за нарушение та­моженных правил при осуществлении торговли в различных регионах Россий­ской империи. Между тем, все эти нормы носили бланкетный характер и отсы­лали за разъяснением их содержания к Уставу Таможенному 1906 г. (после су­дебной реформы 1864 г. многие постановления о контрабанде были перенесены из Уложения о наказаниях в указанный нормативный акт)10. Настоящий зако­нодательный акт наиболее подробно, по сравнению со всеми ранее существо­вавшими законами, раскрывал понятие и признаки контрабанды.

9 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Издания 1885 г. и по прод. 1912 г. Издание юр. книжного магазина И.И.Зубкова. СПб., 1914. Под ре­дакцией В.В.Волкова.

10 Свод законов Российской Империи. Том 6. Устав Таможенный. СПб. Издание
1910г.

Под контрабандой, согласно ст. 1045 Устава Таможенного, понимались следующие действия. Во-первых, ввоз из-за границы помимо или с сокрытием от таможенного контроля товаров. Во-вторых, контрабандой считался вывоз или покушение на вызов за границу запрещенных или разрешенных без взима­ния пошлины товаров. Однако существенным недостатком рассматриваемой нормы являлось то, что, криминализируя контрабандный вывоз запрещенных товаров, законодатель не поставил уголовную ответственность за совершение этого деяния в зависимость от способа (помимо или с сокрытием от таможен­ного контроля), а также не указал, что именно относится к запрещенным това­рам. В-третьих, контрабандой в соответствии с Уставом таможенным являлось водворение на внутренний рынок поступивших в таможни: а) запрещенных к привозу товаров, допущенных к обратному отвозу за границу, но не вывезен­ных; б) запрещенных или дозволенных к провозу товаров с оплатой пошлины, но полученные из таможни по согласованию с должностными лицами тамо­женного ведомства противозаконно, без оплаты пошлины, или с оплатой в меньшем размере. К контрабанде приравнивалось хранение, складирование и передвижение контрабандных товаров в случаях, предусмотренных законом. Иными словами, законодатель довольно широко трактовал понятие контрабан­ды, относя к ней не только само перемещение товаров через границу, но и со­путствующие ему постпреступные действия. Важно отметить, что ответствен­ность наступала и за приготовление к контрабанде.

Расположение главы о нарушении уставов таможенных в разделе о пре­ступлениях и проступках против имущества и доходов казны и законодатель­ное определение контрабанды, позволяют прийти к заключению, что нормы об ответственности за данный вид преступной деятельности были направлены, прежде всего, на защиту финансовых интересов Российской империи, поступ­ление пошлин и иных таможенных платежей в государственный бюджет.

Особенностью норм, предусматривающих ответственность за контра­банду, на что обращали внимание некоторые исследователи Уложения, являлся их казуистический характер1. Недостаточная определенность признаков соста­вов преступлений, наличие пробелов в уголовном законодательстве, разбросан­ность норм уголовного права по различным нормативным актам были присущи не только нормам, касающимся ответственности за контрабанду, но и Уложе­нию в целом. Для Уложения и Устава Таможенного, в части ответственности за контрабанду, характерно отсутствие достаточно четкого разграничения уголов­ной, административной и дисциплинарной ответственности.

1 См.: Таганцев Н.С. Лекции по русскому уголовному праву. Вып. 1. СПб., 1887 г. С. 175.

И, вместе с тем, с учетом всех недостатков как Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., так и Устава Таможенного, их, безуслов­но, можно отнести к одним из наиболее полных и детально разработанных ис­точников, регламентирующих ответственность за контрабанду.

Особенностью советского законодательства, направленного на борьбу с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, являлось то, что оно было нацелено на защиту государственной монополии внешней торговли.

Первым нормативным документом, заявившем о контрабанде как пре­ступлении, стало постановление СНК "О разрешениях на ввоз и вывоз това­ров"11 от 29 декабря 1917г., в котором была сделана попытка дать понятие кон­трабанды. Данным постановлением устанавливались лишь некоторые ограни­чения на совершение внешнеторговых сделок, между тем внешняя торговля была национализирована несколько позже - 22 апреля 1918г. Однако в силу того, постановление СНК от 29 декабря 1917г. носило все-таки общий характер и не могло законодательно обеспечить эффективность борьбы с таможенными посягательствами, 11 мая 1920 г. было принято специальное постановление Со-вета труда и обороны (СТО) "О борьбе с контрабандной торговлей" , которое было непосредственно направлено на охрану интересов государства в области внешнеторговой деятельности.

11 СУ РСФСР. 1918. №14. Ст. 197.

12 СУ. 1918. Ст. 432.


Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917-1952 / Под редакцией И.Г. Голякова. М, 1953. С. 74.
14 СУ РСФСР. 1921. №79. Ст.674.

15 СУ РСФСР. 1921. №70. Ст.564.

Необходимо отметить, что и постановление СТО "О борьбе с контра­бандой" и другие законодательные акты не возымели ожидаемого результата. Уже через полтора года, 8 декабря 1921г., СНК принимает декрет с одноимен­ным названием 14. Одной из характерных черт декрета являлось то, что он впер­вые дифференцировал контрабанду, введя ее квалифицированные виды, как то "вооруженная контрабанда", "занятие контрабандой в виде промысла", "кон­трабанда, осуществляемая должностными лицами", "провоз за границу предме­тов, перечисленных в ст.10 декрета СНК 17 октября 1921г."15 (в этом декрете назывались такие предметы, как оружие, военное снаряжение и летательные аппараты, телеграфное имущество, аннулированные ценные бумаги, автомоби­ли и мотоциклеты).

Следующим нормативно-правовым актом, направленным на борьбу с контрабандой, стал УК РСФСР, утвержденный постановлением ВЦИК от 1 ию­ня 1922г.16 Подчеркнем, что этот законодательный акт стал первым кодифици­рованным законоположением в области уголовного законодательства. Ст. 97 Кодекса гласила: "Нарушение законов и обязательных постановлений о ввозе за границу или провозе за границу товаров - карается ...

Те же действия, совершаемые в виде промысла или совершаемые долж­ностными лицами, или если участники их, совершая их в первый раз, были воо­ружены, или если предметом провоза явились предметы, указанные в ст. 10 дек­рета СНК от 17 октября 1921г., - карается ..."

Диспозиция ст. 97 УК РСФСР 1922г. была сформулирована как блан­кетная, то есть для уяснения содержащихся в ней признаков необходимо было обращаться к постановлению ВЦИК от 11 мая 1923 г. "О внешней торговле"17, постановлению СНК от 11 мая 1923 "О контингентах, лицензиях и удостовере­ниях на вывоз и ввоз товаров"18 и другим нормативным актам.

16 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РФСР.
С. 128.

17 СУ РСФСР. 1923. №17. Ст.288.

18 СУ РСФСР. 1923. №17. Ст.290.

В качестве особенностей законодательного построения диспозиции ст.97 УК РСФСР 1922г. можно отметить то, что она содержала примечание, в соот­ветствии с которым настоящая статья не распространялась на нарушение тамо­женных правил, за которые законом установлены административные взыска­ния. Вместе с тем, на момент принятия УК РСФСР 1922г. и вступления его в силу было относительно неясно, в каких же случаях деяние по нарушению по­становлений о ввозе из-за границы и вывозе за границу считается преступлени­ем, а в каких - административным правонарушением, поскольку положения, регламентирующие ввоз - вывоз через государственную границу товаров и иных предметов, по своей сути есть ни что иное, как таможенные правила.

Ясность в данный вопрос была внесена декретом СНК от 1 сентября 1922г. "О таможенной охране", где в ст.23 было указано: "Таможенные учреж­дения решают в административном порядке дела о контрабанде в тех случаях, когда полагается лишь одна конфискация или конфискация с денежным взы­сканием"19. Этим же нормативным актом к сфере применения ст.97 УК РСФСР 1922г. был отнесен ряд проступков, подлежащих административному разбира­тельству и административным взысканиям. В качестве примера таковых можно назвать провоз контрабандных товаров помимо таможенных учреждений, про­воз товаров на лошадях, сокрытие при провозе контрабандных товаров в поме­щениях, особо для их сокрытия приспособленных.

Определение контрабанды, по своему содержанию и юридической фор­мулировке наиболее соответствующее действующему, впервые в законодатель-стве было закреплено декретом СНК РСФСР от 24 апреля 1923г. , которым были внесены дополнения и изменения в декрет СНК от 1 сентября 1922г. "О таможенной охране". Под контрабандой стали понимать перемещение или по­кушение на перемещение какого-либо имущества через государственную по­граничную черту с сокрытием от таможенного контроля. К данному виду та­моженных преступлений были приравнены хранение и перемещение в пределах 21-верстной пограничной полосы всех товаров и предметов, в том числе пред­назначенных и для личного потребления, а за пределами этой полосы - контра­бандных товаров, предназначенных для продажи.

19 СУ РСФСР. 1922. №58. Ст.734.

20 СУ РСФСР. 1923. №33. Ст. 372.

Следует отметить, что контрабандой согласно декрету СНК РСФСР от 24 апреля 1923 г. признавалось не только фактическое перемещение предметов через пограничную черту, но и неоконченные действия (приготовление к кон­трабанде и покушение на нее), а также последующее приобретение контра­бандных товаров, независимо от того, было ли оно заранее обещано или нет.

Наиболее существенным изменением ст.97 УК РСФСР 1922г. подвер-
глась 1 марта 1926г. Изменения были внесены декретом ВЦИК и СНК, в соот-
^ ветствии с которым ст. 97 УК РСФСР 1922г. была изложена в следующей ре-

дакции: "Простая контрабанда, то есть перемещение через государственную пограничную черту товаров, ценностей, имущества и всякого рода предметов помимо таможенных учреждений или таковые, но с сокрытием от таможенного контроля, - влечет...

Контрабанда, совершаемая данным лицом во второй раз, - влечет ... Контрабанда, осложненная признаками, перечисленными в ст. 261 Таможенно­го Устава, - влечет ...".

Постановлением ВЦИК от 22 ноября 1926 г. был принят новый УК

22

РСФСР, вступивший в силу с 1 января 1927г. Кодекс воспринял формулиров-
ку ст.97 УК РСФСР 1922г. в последней редакции, в целом сохранив те подходы
*■ к решению вопроса об уголовной ответственности за преступления в сфере

экономической деятельности, которые были закреплены в ранее действовавшем УК. Изменения коснулись только разделения уголовно-правовой нормы, со­держащейся в ст.97 УК РСФСР 1922г., на две части: простой и квалифициро­ванный виды контрабанды были предусмотрены ст. 83 УК, а особо квалифици­рованный вид - ст.599 УК. Причем необходимо подчеркнуть, что законодатель поместил обе статьи в одну и ту же главу - главу II УК "Преступления против порядка управления". Полагаем, что данное разделение нормы об ответствен­ности за контрабанду было искусственным, поскольку противоречило сущно­сти контрабанды как единого преступления.
21 СУ РСФСР. 1926. №12. Ст.109.

22 СУ РСФСР. 1926. №65. Ст.805.

Вместе с тем, диспозиции указанных статей УК РСФСР в своей перво­начальной редакции просуществовали недолго. Уже спустя полгода они под­верглись весьма значительным переменам. В связи с изменением ст.262 Тамо­женного Устава СССР из текста ст.83 и 599 УК РСФСР 1926 г. были исключены описания понятий соответственно простой и квалифицированной контрабан-

ды23.

25 февраля 1927г. постановлением ВЦИК СССР было принято Положе­ние "О преступлениях государственных", которым было положено начало об­щесоюзному регулированию уголовно-правовой борьбы с контрабандой24. Дея­ние, предусмотренное статьей 24 данного положения, было отнесено к особо опасным для СССР преступлениям против порядка управления.

Принципиальные подходы к решению вопроса об уголовной ответст­венности за контрабанду не изменились и с принятием нового Таможенного кодекса СССР от 19 декабря 1928г.25

Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать один, на наш взгляд, важный вывод. К необходимости наиболее справедливого и законного решения вопроса об ответственности за контрабанду законодатель приходил постепенно, путем проб и ошибок. Но с каждым своим шагом, пусть даже в ма­лой части, законодательное определение контрабанды и описание его призна­ков становилось все более совершенным.


СУ РСФСР. 1927. №19. Ст.330. СЗ СССР. 1927. №12. Ст. 123. СЗ СССР. 1929. №1.Ст.2. Ведомости ВС СССР. 1959. №1. Ст.8.
Следует отметить, что уголовное законодательство в части ответственно­сти за контрабандные деяния, сложившееся к 1928г., оставалось по существу неизменным в течение 30 лет, вплоть до принятия Закона "Об уголовной ответ­ственности за государственные преступления" от 25 декабря 1958г. (далее - За­кон)26.

В ст. 15 Закона указывалось: "Контрабанда, то есть незаконное перемеще­ние товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совер­шенная с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должно­стным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения - наказывается Контрабанда была отнесена к иным государственным преступлениям.

В новом уголовном законодательстве была сделана попытка учесть изме­нившиеся формы контрабандной деятельности. Из диспозиции статьи о контра­банде были исключены такие признаки рассматриваемого преступления, как: 1) контрабанда, совершаемая с помощью специально предназначенных для этой цели перемещения грузовых перевозочных средств; 2) вывоз аннулированных ценных бумаг; 3) совершение контрабанды вооруженными лицами и др. Неко­торые признаки подвергались уточнению. Исключение первых двух признаков объясняется тем, что совершение данных видов контрабанды практически не

27

встречалось в 50-х годах , и надобность в их криминализации отпала.

Определение контрабанды, зафиксированное в ст. 15 Закона "Об уголов­ной ответственности за государственные преступления" от 25 декабря 1958г., было включено в УК РСФСР 1960г. и существенно не изменялось вплоть до 1994г. (изменения вносились в 196228, 198429, 199330гг.).


27

Ответственность за государственные преступления. Иные государственные преступления/ Под редакцией В.И. Курляндского и М.П. Карпушина. М., 1965. С. 179.
28 Ведомости ВС СССР. 1962. №29. Ст.449.

29 Ведомости ВС СССР. 1984. №5. Ст.168.

30 СЗ РФ.1993.№13.Ст.364.

В конце 80-х, начале 90-х годов СССР переживает воистину революцион­ные перемены в политике, экономике и социальной сфере, государство отказы­вается от принципов централизованного планового хозяйствования, происходит переход к рыночным отношениям. Все эти преобразования потребовали зако­нодательного закрепления новых жизненных реалий. 11 декабря 1989г. Поста­новление Совета Министров СССР юридически провозгласило отход от прин­ципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу фор­мирования новой таможенной политики, нового механизма таможенного кон­троля31. Поскольку Таможенный кодекс СССР 1964г., принятый по стандартам командно-бюрократической системы, уже перестал соответствовать сущест­вующим реалиям, в 1991г. был принят новый ТК СССР, который стал логиче­ским завершением внешнеторговой реформы, начатой в 1986г.

К сожалению, ТК СССР 1991г., хотя и был принят с учетом проводимых в стране преобразований, был "пронизан" духом и тональностью всесилия ад­министративно-командных методов управления экономикой, регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела32, а потому просуще­ствовал недолго. 18 июля 1993 г. был принят ТК РФ, который оказал значи­тельное влияние на формирование и развитие внешнеэкономических отноше­ний.

31 СП СССР. 1989. №14. Ст.45.


32

См.: Габричидзе Б.Н., Полежаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в Советском Государстве (1917-1991гг.) //Государство и право. 1992. №10. С. 35-36.
Серьезным изменениям также подвергалась регламентация ответственно­сти за контрабанду, поскольку с принятием ТК РФ ст.78 УК РСФСР вступила в противоречие со многими его положениями, которые в большинстве случаев автоматически переводили ряд уголовно наказуемых контрабандных действий в разряд административных правонарушений. Как иное государственное пре­ступление стало рассматриваться незаконное перемещение через таможенную границу РФ только наркотических средств, психотропных, сильнодействую­щих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных взрывчатых веществ, вооруже­ний, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов к нему (кроме гладкоствольного охотничьего оружия, патронов к нему), оружие массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при его создании, стратегически важных сырьевых товаров, предметов художест­венного, исторического и археологического достояния народов России и зару­бежных стран. Все другие товары и транспортные средства могли стать пред­метом данного преступления только в случае открытого перемещения их через таможенную границу вопреки прямому запрету присутствующего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль (прорыв тамо­женной границы). В ином случае незаконное перемещение товаров и транс­портных средств через таможенную границу рассматривалось как нарушение таможенного законодательства и влекло уголовную ответственность в случае совершения этих действий в крупных размерах (ст.1691 УК РСФСР)33.

Внесенными изменениями были уточнены способы, использование кото­рых образовывало контрабанду, были сформулированы также новые квалифи­цирующие признаки, исключены устаревшие, например, такой признак контра­банды, как совершение анализируемого преступного деяния с сокрытием пред­метов в специальных хранилищах.

Приняв новую редакцию статей, предусматривающих ответственность за контрабанду, законодатель изменил подход к определению уголовной наказуе­мости рассматриваемого преступного посягательства, положив в его основу (имеется в виду ст.1691 УК) лишь один из ранее квалифицирующих признаков -крупный размер. Данное решение законодателя представляется нам вполне ло­гичным и соответствующим теории уголовного права, согласно которой гла­венствующий признак, отличающий преступление от правонарушения, есть признак общественной опасности, а точнее говоря, степень общественной опасности, то есть количественная характеристика деяния34.

33 СЗ РФ. 1994. №10. Ст. 1109.

34 См.: Ответственность за государственные преступления... С. 187.

Новый ТК РФ закрепил усовершенствованный и приспособленный к из­менившейся внешнеторговой ситуации порядок ведения таможенного дела и производства таможенного контроля. Появление, в частности, свободных та­моженных зон не могло не сказаться на определении признаков контрабанды, а именно места совершения преступления. Отныне контрабанда определялась как перемещение товаров и иных ценностей через таможенную границу РФ, а не через государственную границу СССР, которая перестала существовать в 1991г.

24 мая 1996г. Государственной Думой РФ был принят новый УК РФ. В самом общем виде отметим те изменения, которым подверглась уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за контрабанду:

а) была существенно изменена структура диспозиции статьи о контрабан-
де;

б) законодатель предусмотрел в числе квалифицирующих признаков не-
однократность (обоих видов) и применения насилия к лицу, осуществляющему
таможенный контроль;

в) из числа квалифицирующих признаков контрабанды было исключено
совершение ее в форме открытого перемещения через таможенную границу РФ
товаров, транспортных средств, вопреки прямому запрету присутствующего
при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль, то есть
прорыв таможенной границы;

г) законодатель лишил самостоятельного значения такие квалифицирую-
щие признаки контрабанды, как совершение ее лицом, освобожденным от оп-
ределенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на пе-
ремещение через таможенную границу РФ отдельных товаров и транспортных
средств;

д) норма статьи о контрабанде была дополнена законодателем примеча-
нием, содержащим определение крупного размера перемещаемых через тамо-
женную границу РФ товаров, отличным от аналогичного определения, действо-
вавшего ранее.

Необходимо указать, что особенностью законодательства РФ об ответст­венности за контрабанду является то, что состав уголовно наказуемой контра­банды сформулирован одновременно двумя федеральными законами - Уголов­ным и Таможенным кодексами. Последний по сравнению с УК РФ достаточно широко трактует понятие контрабанды. Ею признаются перемещение через та­моженную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документом или средств таможенной идентифи­кации, либо сопряженная с недекларированием иди недостоверным деклариро­ванием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств и других предметов, совершенное в крупных размерах или с исполь­зованием служебного положения публичного должностного лица либо публич­ным должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или ли­цом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу РФ отдель­ных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия кон­трабандой. Согласно ТК РФ под контрабандой также понимается невозвраще­ние на таможенную территорию РФ предметов художественного, историческо­го и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран.

Формулировки отдельных признаков контрабанды в УК РФ несколько отличаются от аналогичных положений ТК РФ. Так, в Уголовном кодексе вме­сто "группы лиц, организовавшихся для занятия контрабандой" говорится об "организованной группе", которая к тому же образует особо квалифицирован­ный состав контрабанды (ч.4 ст. 188 УК РФ). Противоречия между обоими ко­дексами отсутствуют в вопросах определения способов незаконного перемеще­ния товаров через таможенную границу РФ, предмета контрабанды и некото­рых других.

В силу существующего противоречия между Уголовным и Таможенным кодексами относительно определения признаков уголовно наказуемой контра­банды, чем должен руководствоваться правоприменитель при квалификации конкретного противоправного деяния? Иными словами, где должен быть сфор­мулирован состав контрабанды - в уголовном законодательстве или таможен­ном, а может быть и там, и там (естественно, при отсутствии между этими по­нятиями противоречий)?

История российского законодательства об ответственности за контрабан­ду, как дореволюционного, так и советского периодов, не отличалась по этому вопросу постоянством и стабильностью. Понятие контрабанды давалось то в уголовном, то в таможенном законодательствах, то в том и другом сразу. Та­моженный кодекс РФ 1993г. продолжил традицию ранее действовавших Тамо­женных кодексов 1964 и 1991г. и определил признаки контрабанды иначе, не­жели УК РФ 1996 г.

В целях повышения статуса деятельности таможенных органов, которым в наибольшей степени подчинено осуществление и регулирование таможенного дела (за исключением предварительного следствия по таможенным преступле­ниям), а также для достижения отраслевой стройности правовой системы, при которой все, что касается таможенной деятельности, должно располагаться в нормативных актах таможенного законодательства, может быть следовало бы закрепить определение и признаки контрабанды в Таможенном кодексе РФ?

Если согласиться с этим мнением и пойти по пути закрепления состава уголовно наказуемой контрабанды в таможенном законодательстве, то, тем са­мым, в общероссийское законодательство будет внесено существенное проти­воречие, поскольку согласно ч.1. ст.1, ч.2 ст.2 и ч.1 ст. 14 УК РФ, основание уголовной ответственности устанавливается исключительно уголовным зако­нодательством. Единственным источником уголовного права является уголов­ный закон. Ни в каком ином нормативном акте (кроме Конституции и актов международного права) состав преступления в целом содержаться не может;

содержаться могут лишь отдельные признаки состава преступления (в бланкет­ных нормах). Таким образом, противоречия между УК РФ и ТК РФ в вопросе определения признаков состава уголовно наказуемой контрабанды должны ре-шаться в пользу Уголовного кодекса РФ .

^. Принимая во внимание сказанное, мы считаем целесообразным исклю-

чить из таможенного законодательства определение контрабанды как преступ­ления, дабы устранить любые разноречивые толкования закона и ныне сущест­вующие, и возможные в будущем трудности таможенных и иных правоохрани­тельных органов при разграничении нарушения таможенных правил и преступ­лений. Мы полагаем, что, наряду с определением контрабанды из ТК РФ, должны быть исключены определения и других преступлений в сфере тамо­женного дела, которые на данный момент предусмотрены в разделе IX Тамо­женного кодекса РФ.

Обзор развития законодательства об ответственности за контрабанду по­зволяет обосновать необходимость его комплексного изучения, поскольку

4 столь непоследовательная позиция законодателя относительно юридических

признаков состава контрабанды есть, в частности, результат отсутствия доста­точной научной проработанности настоящей проблемы.

35См.: Гравина А.А., Терещенко Л.К., Шестакова М.П. Таможенное законода­тельство. Судебная практика. М., 1998. С. 81-84; Таможенное право. Учебник. Отв. редактор проф. А.Ф. Ноздрачев. М., 1998. С. 345-346; Михайлов В.И., Фе­доров А.В. Михайлов В.И., Федоров А.В. Уголовная ответственность за контрабанду: Учебно-практическое пособие. СПб., 1997. С. 11; Яни П. Уголовная ответственность за таможенные преступления / Законность. 1995. №3. С. 94 и др.

  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации