Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании - файл n1.doc

приобрести
Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании
скачать (170.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc978kb.21.11.2005 11:07скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Рецензенты: доктор педагогических наук, проректор СПбГУПМ, профессор

В. Ю. Кричевский;

доктор психологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена

В.АХудик

Крулехт М.В., Тельнюк И. В.

К84 Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.

ISBN 5-7695-0654-7

В пособии раскрываются современные подходы к пониманию сущно­сти и педагогической технологии экспертных оценок в образовании. Это позволит студентам овладеть современными методами педагогического мо­ниторинга с учетом своеобразия дошкольного образования. Приложение содержит нормативно-правовые документы по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений.

Может быть полезно руководителям учреждений дошкольного образо­вания.

УДК 373.212.14(075.8) ББК 74.104 я73

Учебное издание

Крулехт Мария Вадимовна,

Тельнюк Ирина Владимировна

Экспертные оценки в образовании

Редактор Е.Ю.Агарева

Ответственный редактор Р.К.Лопина

Компьютерная верстка: Е.П.Хазова

Корректоры Е. В. Кудряшова, Л. Б. Орловская

Подписано в печать 05.03.2002. Формат 60 х 90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 7. Тираж 30000 экз. (1-завод 1 — 5 100 экз.). Заказ № 1484. Диапозитивы предоставлены издательством

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д002682.05.01 от 18.05.2001 г. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-6, к. 223. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

ISBN 5-7695-0654-7

© Крулехт М.В., Тельнюк ИВ., 2002 © Издательский центр «Академия», 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление каче­ственных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольно­го возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности дет­ского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, де­лается акцент на эффективности процессов социализации, инди­видуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей си­туации в системе образования России оценивать и выбирать наи­лучшие варианты организации образовательного процесса, просчи­тывать их результаты, стимулировать творческую деятельность пе­дагогов по разработке образовательных программ, инновацион­ных педагогических технологий, методических пособий для обуче­ния и воспитания дошкольников.

Введение государственных образовательных стандартов, а так­же процедуры аттестации педагогических кадров и дошкольных образовательных учреждений отражают тенденции к совершенство­ванию оценки качества образования и требуют от специалистов дошкольного образования знания методологии экспертных оце­нок и владения технологией аттестации с учетом периодически изменяющихся федеральных и региональных требований, специ­фики состояния образования в регионе.

Указанные причины являются основанием для включения в Го­сударственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования по специальности «Педагогика и методика до­школьного образования» новой учебной дисциплины «Эксперт­ные оценки в образовании».

Цель учебного курса — освоение будущими менеджерами до­школьного образования методологии экспертных оценок в образо­вании, основ научно-педагогической экспертизы как условия их профессиональной компетенции. Особенностями курса являются его инструментальный характер, направленность на формирование практической готовности менеджера дошкольного образования к

3
управленческой деятельности на основе педагогической экспертизы и экспертных оценок в дошкольных учреждениях разного вида.

Реализация поставленной цели предполагает решение трех групп взаимообусловленных образовательных задач.

Первая группа задач связана с освоением студентами конкрет­ного образовательного содержания, которое включает:

Вторая группа задач связана с овладением студентами следую­щими практическими умениями для осуществления научно-педа­гогической экспертизы в ДОУ:

луг, принятие на основе педагогической экспертизы и экспертной оценки адекватного управленческого решения;

• анализ нормативных документов и на их основе экспертная
оценка деятельности воспитателя (руководителя детского сада,
дошкольного учреждения в целом); оформление документации по
педагогической экспертизе.

Третья группа задач направлена на развитие личности студента и предполагает:

Цель и основные группы образовательных задач определили структуру предлагаемого учебного пособия. В первом разделе «Тео­рия и практика экспертных оценок в образовании» рассматрива­ются методологические основы научно-педагогической эксперти­зы и экспертных оценок в образовании, а также основные подхо­ды к практическому использованию экспертных методов в педаго­гике. Пособие адресовано студентам факультетов дошкольного об­разования, поэтому акцент сделан на особенностях экспертной оценки качества образовательных услуг дошкольных учреждений и применении экспертных оценок в ходе аттестации.

Второй раздел пособия содержит примерные планы практиче­ских и семинарских занятий, которые позволят студентам приоб­рести первоначальный опыт осуществления экспертных оценок и научно-педагогической экспертизы в дошкольных учреждениях, при этом особое внимание уделено изучению законодательных и нормативно-правовых документов по педагогической экспертизе, технологии и процедуре ее проведения в детском саду, оформле­нию документации и пр.

Раздел первый

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В ОБРАЗОВАНИИ

Глава 1. ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Качество дошкольного образования как объект экспертной оценки

«Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивыс- шего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», — утверждал английский писатель Р. Киплинг. С этим трудно не со­гласиться, но современная педагогическая наука еще не определи­ла сущность термина «качество образования», а его оценка являет- ся одной из сложнейших проблем российской педагогики.

Следует заметить, что качество образования трактуется сегодня достаточно произвольно, и это связано прежде всего с тем, что само слово «качество» многозначно.

С одной стороны, качество — это существенный признак, свой­ство, отличающее один предмет от другого. Исходя из этого мож­но сказать, что система воспитания М. Монтессори, например, ка­чественно (по целям, содержанию и всем остальным компонентам педагогической системы) отличается от вальдорфской системы.

С другой стороны, качество — степень ценности, пригодности чего-либо. С данных позиций качество образования следует рас­сматривать как степень реального соответствия тому, каким оно должно быть. Это значение термина «качество» наиболее суще­ственно для решения задач экспертных оценок в образовании, где соответствие качеству определяется исходя из целей образования, эталонов и стандартов.

Сложность интерпретации термина «качество» связана и с тем, что оно (качество) может рассматриваться как абсолютное и отно­сительное понятие. При этом в повседневной жизни, в быту каче­ство преимущественно определяется в связи с его абсолютным зна­чением. Качественная оценка с точки зрения абсолютного значе­ния представляет собой наивысший стандарт, который невозмож­но превзойти. В этом смысле абсолютное качество образования обеспечивают элитарные учебные заведения, дорогостоящие уни­кальные образовательные технологии.

Как понятие относительное, качество вещи, услуги и т.д. соот­ветствует предназначению, т.е. потребностям потребителя (а не просто их высокая стоимость). Качество образования как понятие относительное имеет два аспекта: соответствие стандарту и запро­сам потребителей образовательных услуг.

Попытка раскрыть сущность понятия «качество образования» применительно к школе на системном уровне впервые была сде-лана в исследовании С. Е.Шишова и В.А.Кальней (1998). В их монографии «Мониторинг качества образования в школе» каче- ство образования определяется как степень достижения постав- ленных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участни­ков процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.

Исходя из общих подходов к пониманию качества образования и учитывая своеобразие его дошкольного звена, качество послед­него следует рассматривать как социальную категорию, определя­ющую состояние и результативность процесса воспитания и обу­чения детей в дошкольных образовательных учреждениях страны. При этом качество дошкольного образования понимают как степень достижения научно-обоснованных целей и задач дошкольного образо­вания и степень удовлетворения ожиданий педагогов и родителей дош­кольников от предоставляемых дошкольными учреждениями образо­вательных услуг. То есть осуществляя экспертную оценку качества дошкольного образования, необходимо определять его соответствие государственному образовательному стандарту и запросам потре­бителей услуг ДОУ.

Качество образования — понятие развивающееся, оно не мо­жет быть статичным и неизменным. В настоящее время можно рас­сматривать как документ, который определил ориентиры качества современного дошкольного образования, «Концепцию дошкольного воспитания» (1989). В ней обозначены четыре основных принципа:

гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на ов­ладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

деидеологизация дошкольного образования — приоритет общече­ловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Эти принципы являются основополагающими для экспертных оценок современного дошкольного образования России.

В настоящее время, что явствует из вышеуказанных принци­пов, отечественная система дошкольного образования переориен­тируется с интересов государства на интересы личности ребенка. Реализация потребностей детей и их родителей происходит в ре­зультате дифференциации содержания основного и дополнитель­ного образования, предоставления широкого спектра платных до­полнительных образовательных услуг, а также организации новых видов ДОУ и режима гибкого (кратковременного) пребывания де­тей в детском саду.

В самом общем виде качество дошкольного образования может быть определено:

Таким образом, качество дошкольного образования — социальная категория, обеспечивающая в итоге позитивное развитие обще­ства, которое заинтересовано в его адекватной оценке в целях со­вершенствования. Присущая слову «качество» эмоциональная ок­раска затрудняет понимание его природы и требует компетентной экспертной оценки специалистов в данной области.

Экспертные оценки в образовании как результат научно-педагогической экспертизы

Экспертиза — слово латинского происхождения, означающее исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. В свою очередь, экс­перт означает сведущее лицо, приглашаемое в спорных или труд­ных случаях для экспертизы.

В педагогике область применения научно-педагогической экс­пертизы весьма обширна. Она связана прежде всего с необходимо­стью компетентно оценить предлагаемые новые учебники и учеб­ные пособия. Прежде чем они увидят свет и будут изданы массо­вым тиражом, целесообразность публикации оценивают рецензенты. Фамилии рецензентов, их ученые звания, место работы указыва­ют при издании книги.

Для оценки актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости научных исследований по педагогике дис-

8

сертационные советы, где происходят защиты диссертаций, на­значают оппонентов, выполняющих экспертные функции. Их по­ложительные заключения являются основанием для присвоения научных степеней.

Особую значимость для дошкольной педагогики имеет эксперт­ная оценка игр и игрушек для маленьких детей. Специалисты по дошкольной педагогике знают, что некоторые игры и игрушки могут провоцировать проявления жестокости и насилия, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам. Материалы, из ко­торых сделаны игрушки, а также особенности их конструкции могут быть опасны для здоровья ребенка.

Экспертной оценки требуют и стандарты образования. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и утверждаются на уровне правительства по заключению экспертов.

Экспертная оценка служит исходным основанием для научного прогнозирования путей развития системы образования, принятия как государственных, региональных программ, так и программ раз­вития конкретных образовательных учреждений.

Экспертиза может проводиться по представленным документам. Например, при лицензировании образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности подаются сведения о педагогических кадрах и укомплектованности штатов, материаль­но-технической базе и оснащенности образовательного процесса.

Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы существенно возросли в по­следние годы. Это связано с теми изменениями, которые произошли в системе образования. Разрушение ее единообразия, появление разноуровневого образования, вариативных образовательных про­грамм и технологий, стандартов образования, а также расшире­ние финансовой самостоятельности образовательных учреждений и развитие новых экономических отношений в сфере образования потребовали принципиально иного уровня управления.

Способность принять верное управленческое решение на осно­ве научно-обоснованной экспертной оценки — одно из важней­ших профессиональных умений менеджера образования как спе­циалиста, профессионально осуществляющего функции управле­ния на основе современных научных методов руководства.

Новым в педагогической практике является аттестация и ак­кредитация дошкольных учреждений, механизм осуществления ко­торых основан на научно-педагогической экспертизе.

Диагностическая оценка фактических результатов позволяет ре­гулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех его участников. При переводе в режим самоуп­равления важно, чтобы каждый участник образовательного процес­са владел элементами самоанализа, самоконтроля, самооценки.

В связи с этим намечается тенденция к взаимосвязи и взаимодополня­емости внешней, независимой экспертной оценки и самоэкспертизы.

Обобщая сказанное, можно выделить три основных значения, рас­крывающих сущность понятия научно-педагогическая экспертиза:

  1. рассмотрение, исследование педагогических явлений, процессов,
    проблем, результатов педагогической деятельности,
    а также прогно­
    зирование развития системы образования, экспертная оценка аль­
    тернативных решений и определение наиболее предпочтительных
    вариантов организации образовательного процесса в целях улучше­
    ния качества и обновления содержания образования, оказания кон­
    сультативной помощи
    авторам и коллективам образовательных уч­
    реждений;

  2. комплекс научно-исследовательских процедур, направленный на
    получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с
    целью принятия компетентных решений в области управления
    образованием;

  3. показатель профессиональной компетенции, как одной из про­
    фессиональных обязанностей менеджера образования.

Экспертная оценка результат научно-педагогической экспер­тизы, мотивированное мнение, суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы.

Мониторинг качества образования, экспертно-диагностическая служба

Термин мониторинг качества образования является новым для отечественной педагогики. Его появление связано с реформирова­нием системы образования России, проникновением рыночных отношений в сферу образования и теми противоречиями, которые возникают на рынке образовательных услуг. Важность социальной защиты потребителя образовательных услуг диктует необходимость государственного контроля за качеством образования.

Слово «мониторинг» происходит от латинского слова monitor^ (мо­нитор) и означает наблюдение за состоянием окружающей среды, техногенных систем и т.д. с целью их контроля, прогноза и охраны.

Мониторинг качества образования — понятие емкое и много­гранное. Применительно к системе дошкольного образования можно выделить следующие грани мониторинга:

10

роприятий для установления обратной связи, т. е. о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям;

возможность правильно оценить степень, направление и причи­
ны отклонений.

В масштабах государства мониторинг качества дошкольного образования представляет собой систему, главными элементами которой выступают:

Как видим, мониторинг базируется на стандарте, эталоне, нор­ме. Нормирование — одно из самых необходимых условий и осно­ваний мониторинга, поскольку именно с эталоном сравниваются фактические результаты.

Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты кор­ректно заданы. По мнению академика РАО, доктора педагогиче­ских наук, профессора М.М. Поташника, слабость педагогики в том, что она не может точно назвать параметры, критерии, пока­затели и т.п., по которым можно было бы определить результаты педагогической деятельности — результаты образования. Это обус­ловливает одну из сложнейших проблем мониторинга — проблему измеримости его показателей.

Существуют количественные и качественные способы (методы) оценки. Однако результаты качества образования, особенно на эта­пе дошкольного периода, трудно измеримы количественно. Боль­шинство результатов образования, связанных с оценкой личност­ного развития, воспитанностью ребенка, можно определить толь­ко квалиметрически — качественно, описательно или в виде балль­ной шкалы, показателей уровней развития. Определение таких показателей осуществляется в исследовательско-эксперименталь-ном режиме, а оценка результатов требует экспертной оценки.

Весьма важно также, чтобы стандарт был оптимальным. Его за­вышение вызывает чрезмерную напряженность, тревогу, неуверен­ность у всех участников образовательного процесса. Заниженный стандарт расхолаживает, парализует активность, провоцирует со­стояние благодушия и безделья.

11

Следует подчеркнуть также, что мониторинг — это не только основа отслеживания курса движения к заявленным целям, но и механизм их корректировки и путей достижения. Сам по себе мо­ниторинг не может повысить качества образования — он только помогает его отслеживать. Для повышения качества образования, как правило, нужны нововведения, инновационный процесс.

Для осуществления мониторинга необходимо наличие аппара­та мониторинга, т. е. отдельных лиц (экспертов, менеджеров обра­зования) или коллективного органа, реализующего механизм мо­ниторинга.

В настоящее время мониторинг осуществляется практически на всех структурных уровнях системы дошкольного образования. Ниже представлена классификация видов мониторинга дошкольного об­разования.

Основание для классификации

Вид мониторинга

Масштаб целей образования

Стратегический Тактический Оперативный

Этап проведения педагогической диагностики

Первичный Промежуточный Итоговый

Временная зависимость

Ретроспективный Предупредительный (опережающий) Текущий

Частота процедуры

Разовый Периодический Систематический

Охват объектов для мониторинга

Локальный Выборочный Сплошной

Организационные формы мониторинга

Индивидуальный Групповой Фронтальный

Формы объект-субъектных отношений

Внешний (социальный) Взаимоконтроль Самоанализ

Используемый инструментарий

Стандартизированный Нестандартизированный

В масштабах государства мониторинг качества образования осу­ществляет экспертно-диагностическая служба. В Москве функцио­нирует Федеральный экспертный совет по общему образованию, созданный в 1990 г. в целях осуществления федеральной политики в области образования совершенствования гласной, независимой и компетентной экспертизы стандартов образования, учебной ли­тературы, учебных материалов.

Учредителем Федерального экспертного совета является Ми­нистерство образования (МО) Российской Федерации, оно осу­ществляет его финансирование и материально-техническое обес­печение. Совет дает разрешение на массовое издание учебно-ме­тодической и научной литературы, сам осуществляет издательскую деятельность; взаимодействует с научно-исследовательскими ин­ститутами и центрами Российской академии наук и Российской академии образования, методическими и экспертными советами ко­митетов, департаментов по образованию краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга; привлекает к экспертизе крупнейших ученых, наиболее компетентных специалистов. Президиум Экспертного со­вета формирует состав секций, определяет статус эксперта.

Мониторинг качества образования осуществляют также эксперт­ные комиссии по аттестации и аккредитации образовательных уч­реждений, педагогических и руководящих кадров системы образо­вания.

Экспертный метод как механизм научно-педагогической экспертизы

Механизмом, позволяющим проводить научно-педагогическую экспертизу, является экспертный метод, или метод экспертных оценок.

Экспертный метод — это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обоб­щение с целью подготовки и принятия компетентного управленчес­кого решения.

Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.

Метод экспертных оценок позволяет анализировать сложные педагогические процессы, явления или ситуации, которые харак­теризуются в основном качественными, неформализуемыми при­знаками (что затрудняет их анализ и оценку). Метод экспертных оценок используется при прогнозировании развития системы об­разования в ее взаимосвязи с социальной средой, для определения и ранжирования по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие педагоги­ческой системы. Данный метод обеспечивает оценку альтернатив­ных решений и выбор предпочтительных вариантов решения.

Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами педагогической экс­пертизы.
13

Начальный этап (организация экспертизы) включает:

Основной этап экспертизы связан со сбором данных, про­ведением исследовательской работы и экспертной оценкой, ана­лизом имеющегося материала. Технология экспертизы, использо­вание совокупности методов и критериев оценки зависят от ха­рактера экспертизы, области ее применения.

Для педагогической экспертизы чаще всего требуется разработ­ка анкет, опросников, тестов, контрольно-диагностических зада­ний. Экспертная оценка является результатом аналитической дея­тельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные способы решения.

Завершающий этап экспертизы — опрос экспертов (ин­дивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецен­зия и пр.), принятие экспертного заключения — основы для компе­тентного управленческого решения, которое принимает менеджер.

«Экспертное заключение» и «экспертная оценка» — понятия близкие, но не тождественные.

Экспертное заключение это документ, оформленный в соот­ветствии с установленными требованиями и содержащий мотивиро­ванную экспертную оценку, т. е. мнение, суждение эксперта о пред­мете экспертизы.

В зависимости от области применения экспертных методов в педагогике возможны индивидуальные, групповые и коллективные эк­спертные оценки. Для принятия важных экспертных заключений о перспективах и концепциях развития системы образования, госу­дарственных стандартах образования, новых образовательных про­граммах используется метод коллективных экспертных оценок. Чет­ко регламентирован количественный состав членов экспертной группы при проведении аттестации образовательных учреждений.

Методы коллективной работы экспертов совещания, дискус­сии, «мозговая атака», а также деловые игры.

Смысл коллективных методов работы экспертов состоит в ак­тивизации коллективного поиска решения проблемы путем сбора идей и предложений, возникающих в процессе дискуссии.

Так, метод «мозговой атаки» может быть рекомендован для на­хождения нетрадиционного, оригинального решения в предельно сжатые сроки. Возможны разные способы организации «мозговой атаки». Например, после определения проблемы и задач для поис-

14

ка решения, знакомства с правилами «мозговой атаки», форми­рования рабочих групп (3 — 5 человек) дают сигнал к «мозговому штурму», и начинается генерирование идей, которые фиксируют­ся без обсуждения и критических замечаний (возможны только уточняющие вопросы). После завершения «мозгового штурма» все высказанные идеи анализируют на основе ранее определенных кри­териев и подвергают экспертной оценке.

Для получения обобщенного суждения экспертов относительно прост и удобен метод ранговых оценок. Он заключается в том, что любую изучаемую информацию располагают в порядке возраста­ния или убывания величины признака. Каждому признаку припи­сывают число, обозначающее его ранг. Полученные результаты лег­ко поддаются математической обработке. Проверку согласованно­сти ранжировок определяют вычислением коэффициента ранго­вой корреляции Спирмена или коэффициента конкордации.

Индивидуальные экспертные оценки могут быть получены путем анкетирования, интервью, свободной беседы.

Для проведения педагогической экспертизы целесообразно ис­пользовать уже разработанные, апробированные, доказавшие свою валидность и объективность методики: они, как правило, являют­ся результатом психолого-педагогических исследований. Если же таких методик нет, их приходится разрабатывать самим экспер­там.

Требует разработки и определение критериев экспертной оцен­ки. Алгоритм разработки:

При разработке показателей исходят из того, что каждый из критериев оценки, например материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном образова­тельном учреждении, может быть представлен как совокупность подкритериев более низкого уровня (предметная развивающая сре­да, безопасность ребенка, охрана здоровья), а они, в свою оче­редь, — в виде совокупности подкритериев еще более низкого уровня и т.д. Этот процесс повторяют до тех пор, пока не появля­ется возможность определить для каждого из критериев и подкри­териев один или несколько показателей оценки (наличие обору­дования, игрушек и пособий, показатели заболеваемости и трав­матизма, санитарное состояние помещений и территории детско­го сада, сформированность культурно-гигиенических навыков, уровень самотического, психофизического здоровья детей и т.д.), значение которых определяют с помощью измерительных методик или экспертной оценки.

15

Обзор развития методов экспертных оценок в образовании по­казывает тенденцию к разработке методов, позволяющих конкрет­но обозначить, определить, назвать и измерить результаты педаго­гической деятельности, подвергнуть их программно-техническим средствам обработки.

Достоверность экспертной оценки зависит от компетенции экс­перта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наибо­лее квалифицированные специалисты. Общие требования, предъяв­ляемые к эксперту:

Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения экс­перта, прежде всего его честность, неподкупность, ответственность.

Наиболее простым способом оценки компетентности экспер­тов в области педагогики является анкетирование, разработанное в логике «постадийного развертывания вопроса» (Г. Гэллап):

Понятие статус эксперта обозначает совокупность прав и обязан­ностей, полномочия и ответственность эксперта. Определяется на основе нормативно-правовых документов и утверждается прези­диумом «кспертного совета.

Системно-комплексный подход в научно-педагогической

экспертизе

Изучение сущности и экспертная оценка эффективности функ­ционирования педагогических систем требуют системно-комплек­сного подхода (Т. И. Шамова).

16

Его необходимость диктуется самой жизнью, прежде всего вы­сокой степенью интеграции общественных процессов, где «все связано со всем», решение одной проблемы зависит от решения множества других, а сами проблемы приобретают системный, ком­плексный характер (В.Г.Афанасьев).

Осуществляя научно-педагогическую экспертизу, давая эксперт­ную оценку, важно помнить, что и любое дошкольное образова­тельное учреждение, и вся система дошкольного образования — это целостная социально-педагогическая система.

Под системой понимается совокупность определенных элемен­тов, которые взаимодействуют между собой и образуют целост­ность, единство. Единство компонентов и их взаимодействие об­разуют систему в рамках заданного качества, обеспечивают ее фун­кционирование и развитие. Поэтому, осуществляя научно-педаго­гическую экспертизу, эксперт имеет дело с системой в ее целост­ности.

Адекватная экспертная оценка основана на умении расчленять систему на подсистемы, блоки, структурообразующие компонен­ты, учитывать их взаимосвязи, а также осознании того, что целост­ность системы порождает качественно новые свойства, которые отсутствуют у ее компонентов.

Педагогические системы создаются и действуют с определен­ной целью, при этом цель является системообразующим компо­нентом. Необходимость ее достижения связана с комплексом средств и действий по ее реализации.

Реализация цели — функция педагогической системы. Будучи активными в реализации целей, педагогические системы опреде­ляются как целеустремленные, целенаправленные. Отличительным признаком всех целенаправленных систем выступает их полифунк­циональность — способность видоизменять цели и корректировать действия для достижения результатов. Достижение промежуточных '"итогов, т.е. подцелей, вследствие функционирования компонен­тов педагогической системы указывает на другой аспект систем­ности — системно-функциональный.

Особенностью педагогических систем является их теснейшая связь с внешней средой, зависимость от социально-политических, экономи­ческих, бытовых, природно-экологических условий. Эксперт должен помнить, что педагогические системы исторически обусловлены. По мере общественного, социального и научно-технического про­гресса они совершенствуются в содержательном, структурном, функциональном и историческом аспектах.

Функционируя и развиваясь во внешней по отношению к себе среде, педагогическая система как открытая связана со средой множеством информативно-коммуникативных связей. При этом системы более высокого уровня (государственная, политическая, экономическая и др.) ставят перед низшими подсистемами, в том

17

числе и педагогическими, цели и задачи, выделяют ресурсы, ус­танавливают ограничения. Здесь в самом общем виде проявляется информационно-коммуникативный аспект системности.

Исходя из данных положений, научно-педагогическая экспер­тиза, экспертные оценки в образовании требуют системного и все­стороннего комплексного анализа результатов управленческой и педагогической деятельности. Важны также определение специфиче­ских условий и проблем социума, их влияние на дошкольное уч­реждение или систему дошкольного образования в целом.

С учетом открытости, динамичности и целеустремленности пе­дагогических систем их следует относить к числу развивающихся, которым присущи внутренние противоречия. Благодаря управле­нию происходящие в педагогических системах изменения носят не стихийный, а упорядоченный характер.

Структурно-функциональная упорядоченность компонентов, их интеграция и взаимодействие с окружающей средой обеспечива­ются органами внутреннего управления и механизмами управле­ния. В этом плане педагогические системы проявляются как само­управляемые (Т. И. Шамова).

Названные положения являются основополагающими при про­ведении научно-педагогической экспертизы и требуют от экспер­та выявления закономерных связей, определяющих уровень целост­ности системы управления дошкольными образовательными учреж­дениями как по вертикали (субординационные связи управления), так и по горизонтали (координационные связи). Экспертный подход в оценке эффективности существующей системы образования обес­печивает основу для принятия грамотного управленческого реше­ния, совершенствования динамичной структуры и технологии уп­равления как образовательным учреждением, так и системой об­разования в целом.

Таким образом, экспертные оценки в образовании требуют си­стемного видения действительности. Суть системного подхода со­стоит в том, что каждый сложный объект рассматривается как си­стема, взаимодействующая с другими системами и подсистемами.

Нормативно-правовое обоснование педагогической экспертизы и экспертных оценок в образовании

Организация педагогической экспертизы в сфере управления образованием основана на нормативно-правовых документах. Экс­перты руководствуются в своей деятельности федеральными зако­нами, указами и распоряжениями Президента Российской Федера­ции, постановлениями и распоряжениями Правительства Россий­ской Федерации, решениями органов управления образованием.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматри­вает введение и порядок утверждения государственных стандартов

18

образования, компетентной экспертизы деятельности образователь­ных учреждений.

Основные задачи Федерального экспертного совета, его функ­ции, состав и структура, порядок деятельности определяет Поло­жение о Федеральном экспертном совете по общему образованию Министерства образования Российской Федерации (приказ Ми­нистерства образования (МО) РФ от 23.10.93 № 444).

Для научно-педагогической экспертизы качества дошкольного

образования особое значение имеет Типовое положение о до­школьном образовательном учреждении (Постановление Прави­тельства РФ от 01.07.95 № 677, с изменениями и дополнениями от 14.02.97 № 179), регламентирующее деятельность государственных, муниципальных дошкольных учреждений и выполняющее функ­цию примерного для негосударственных учреждений системы дош­кольного воспитания.

^ Экспертиза содержания обучения и воспитания в детском саду, образовательных программ для дошкольников регламентирована Рекомендациями по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации (Методическое письмо МО РФ от 24.04.95 № 46/ 19-15).

V Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек определяет Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19 — 12 «О психолого-педагогических требовани­ях к играм и игрушкам в современных условиях», v Проведение экспертизы при лицензировании образовательных учреждений определяет Положение о порядке лицензирования обра­зовательных учреждений (приказ МО РФ от 17.11.94 № 442). Требова­ния к процедуре аттестации по технологии экспертных оценок уста­навливает приказ МО РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении доку­ментов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».

Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической и уп­равленческой деятельности воспитателей и руководителей до-

школьных учреждений исходит из Типового положения об аттес­тации педагогических и руководящих работников государствен­ных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации (приказ МО РФ от 17.06.93 № 256).

Министерство образования России, разрабатывая и реализуя концепцию развития образования в стране, выступает основным заказчиком и организатором экспертизы во всех областях приме­нения экспертных методов в педагогике. Современный механизм управления системой образования предусматривает распределение прав, полномочий и ответственности между министерством и крае­выми, областными комитетами и управлениями, а также город­скими, районными управлениями и отделами образования. Поэто-

19

му функции экспертизы все шире используются во всех структур­ных компонентах системы образования.

Вопросы и задания для самоконтроля и самооценки
1. Почему качество образования является объектом экспертной оценки?

2. Проведите мини-исследование для выявления того, что понимают
под качеством дошкольного образования воспитатели, руководители дет­
ского сада и родители дошкольников разного возраста. Объясните причи­
ны вариативности суждений.

3. Изобразите графически основные области применения экспертных
методов в педагогике.

4. Объясните причины создания и развития экспертно-диагностичес-кой службы, обеспечивающей мониторинг качества образования.

5. Определите роль стандарта в экспертной оценке качества образова­
тельных услуг (на примере деятельности дошкольного учреждения).

  1. В чем суть квалиметрического подхода к определению способа оцен­
    ки качества обучения и воспитания?

  2. Представьте графически схему экспертно-диагностической службы
    России, осуществляющей мониторинг качества образования в стране.

  1. Назовите основные этапы педагогической экспертизы.

  1. Какие, на ваш взгляд, необходимо соблюдать условия при формиро­
    вании экспертных групп?

10. В чем сущность системно-комплексного подхода в экспертной оценке
качества образования?

Глава 2. ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЭКСПЕРТИЗА КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖЕРА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения

Изменение ценностных приоритетов, постановка новых целей, обновление нормативно-правовой базы системы дошкольного об­разования в конце 80 —90-х гг. XX в. потребовали кардинальной перестройки управленческих функций.

Сократилось количество нормативных документов и инструк­ций. Руководители дошкольных учреждений приобрели возмож­ность самим определять стратегию и тактику своей деятельности. Актуальной стала необходимость искать дополнительные средства за счет предоставления платных образовательных услуг, иначе стро­ить отношения с родителями, соответствовать требованиям госу­дарственного стандарта, переводить детский сад в режим разви­тия, инновационной деятельности.

Почувствовав себя более независимыми, руководители образо­вательных учреждений начали проявлять стремление к квалифи­цированной экспертизе, экспертным оценкам (В. Ю.Кричевский, Л. А. Шильнева). Стало важным, чтобы детские сады оказывали ка­чественные образовательные услуги, которые, с одной стороны, были бы востребованы на рынке образовательных услуг и удовлет­воряли запросы родителей воспитанников, а с другой — отвечали требованиям экспертизы при аттестации и аккредитации дошколь­ных учреждений.

Должностные обязанности руководителя ДОУ, необходимость принятия ими управленческих решений связаны с повседневным осуществлением педагогической экспертизы и экспертной оценки. Управленческая деятельность современного руководителя — это постоянный мониторинг качества образовательных услуг детского сада, позволяющий определять стратегию и тактику его развития.

Практически любой аспект деятельности менеджера в дошколь­ном учреждении (прием сотрудника на работу, создание благо­приятного социально-психологического климата в коллективе, раз­работка программы развития или годового плана, проведение те­матических проверок или организация контроля, подготовка к ат­тестации) связан с экспертизой документов, анализом собствен­ной управленческой деятельности и педагогической экспертизой деятельности отдельных сотрудников и результатов работы дет­ского сада в целом. Принятие адекватного управленческого реше­ния основано на квалифицированной экспертной оценке всех функ­циональных составляющих процесса управления (см. ниже).

Взаимосвязь функций управления'

Информационно-аналитическая

Мотивационно-целевая

Планово-прогностическая




Регулятивно-коррекционная




Контрольно-диагностическая




Организационно-исполнительская

Адекватная оценка качества образовательных услуг {контрольно-диагностическая функция), основанная на всестороннем анализе информации о фактическом состоянии дел во всех структурных подразделениях учреждения {информационно-аналитическая функ­ция), позволяет формулировать цели преобразования {мотиваци-онно-целевая функция), разрабатывать {планово-прогностическая) и реализовывать планы развития дошкольного учреждения {органи­зационно-исполнительская функция), обеспечивающие его переход

1 См.: Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н.П. Управление образователь­ными системами. — М., 2001. — С. 35.


20

21




в новое качественное состояние, удовлетворяющее возрастающие образовательные потребности и требования государственного стан­дарта (регулятивно-коррекционная функция).

Изменение механизма управления системой образования в по­следние годы привело к тому, что объектом экспертизы становит­ся именно управленческая деятельность руководителей образо­вательного учреждения, а не работа педагогов и воспитателей (Т. И. Шамова). Это повышает значимость самоэкспертизы до­школьного образовательного учреждения.

Для осуществления квалифицированной педагогической экс­пертизы детского сада и адекватной экспертной оценки качества образовательных услуг менеджер должен владеть аналитико-мо-ниторинговыми умениями (см. ниже).

Базовые (общие) аналитико-мониторинговые умения

Специальные аналитико-мониторинговые умения

22



Экспертные оценки и перспективное планирование развития дошкольного образовательного учреждения

Объективное стремление развивать систему дошкольного обра­зования в целом и деятельность каждого дошкольного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями жизни, ростом тре­бований к качеству образовательных услуг обусловливают необхо­димость научно обоснованного прогноза и планирования.

Практика показывает, что наиболее целесообразна следующая система:перспективные планы и комплексно-целевые программы на срок до трех лет; годовой план с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам; календарные планы работы на месяц; индивидуальные планы ра­боты сотрудников на неделю; подневные планы воспитательно-образовательной работы педагога с детьми и их родителями.

При разработке плана, а также экспертной оценке его целесооб­разности важно исходить из конкретных результатов за истекший учебный год и на их основе строить прогнозы развития дошкольного учреждения на новый период. Намечаемые задачи и планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и воз­можности, а также отдаленные последствия принимаемых решений.

Комплексно-целевая программа развития дошкольного учреж­дения требует проблемного анализа его состояния. Это обусловле­но тем, что всякая программа ориентирована на решение главной проблемы — повышение качества образовательных услуг. Но в та­ком общем, абстрактном виде проблема не может быть решена. Необходима педагогическая экспертиза, которая позволит конк­ретизировать общую проблему, представив ее в виде связанных между собой частных задач, которые надо решить.

В. С. Лазарев, М. М. Поташник показывают: чтобы «увидеть про-
блему», целесообразен ее анализ «от конца к началу», т.е. надо
начинать с педагогической экспертизы, экспертной оценки дея-
тельности детского сада.

Организационный механизм экспертной самооценки результатов педагогической деятельности при этом можно представить в виде взаимосвязанного (целостного) алгоритма шагов.

1-й шаг. Менеджер должен выявить, что не удовлетворяет в результатах работы: высокий процент заболеваемости детей, низ-

23


кий уровень подготовки к школе, отсутствие у детей социальных ориентировок, экологической культуры, угасание познавательной активности и творческих проявлений и т.д.

2-й шаг. Анализ причин недостатков в организации и осуще­ствлении образовательного процесса, приведших к неудовлетво­рительным результатам.

3-й шаг. Выявление условий (профессиональное мастерство пе­дагогических кадров, научно-методическое обеспечение, матери­альная база, взаимодействие с родителями и т.д.), вызвавших проб­лемы в образовательном процессе.

4-й шаг. Выявление особенностей управления дошкольным уч­реждением, из-за которых возникли проблемы в педагогических условиях и образовательном процессе.

Алгоритм шагов позволяет далее на основе экспертной оценки и экспертного заключения сформулировать цель и задачи програм­мы развития, разработать конкретный план действий. При этом важно четко представлять результат (результаты) и определить па­раметры, по которым они будут оцениваться. Как правило, это набор показателей, определяемых экспертным путем.

Принципиально важно, чтобы эти параметры были названы до начала реализации программы развития. Это позволяет воспитате­лям прогнозировать цели, а не подстраивать их потом под то, что получилось (М. М. Поташник).

Разрабатывая программу развития, целесообразно указать ме­тодики диагностики, которые будут использованы для экспертной самооценки конечных результатов.

В последние годы особенно актуальной для разработки целе­вых программ развития становится педагогическая экспертиза ин­формации о потенциальных потребителях образовательных услуг. Важно, чтобы модели дошкольных учреждений и предлагаемые ими образовательные услуги соответствовали местным условиям и пожеланиям родителей, приоритетным запросам местной общи­ны, религиозных конфессий, учителей и всех других социальных заказчиков образовательных услуг.

В этих целях целесообразно использовать социологическое ис­следование. В приложении 5 представлена анкета Л.М.Деняки-ной, позволяющая провести такое исследование. Вопросы анкеты дают возможность определить: сколько детей могут прийти в дет­ский сад; как относятся родители к альтернативным моделям до­школьных учреждений (минишкола, семейный детский сад на дому, прогулочные группы и т.д.); какие дополнительные образователь­ные услуги желали бы они иметь для своих детей; в каких меро­приятиях детского сада приняли бы участие.

Анализ анкет потенциальных социальных заказчиков дает воз­можность сопоставить ожидания с требованиями государственно­го стандарта дошкольного образования, федерального и региональ-

24

ных органов управления, чтобы определить наиболее предпочти­тельную миссию дошкольного учреждения в данных условиях.

Условием эффективного управления дошкольным учреждени­ем является участие всего педагогического коллектива в разработ­ке планов и коллективно-целевых программ развития. Для этого руководители детского сада привлекают к экспертной самооценке качества образовательных услуг воспитателей, обучают их педаго­гической диагностике развития дошкольника.

Задумывая стратегическую программу, руководитель образова­тельного учреждения должен четко представлять три блока дан­ных, без которых невозможно создание концептуального документа (В. Ю. Кричевский).

Первый блок — информация о традициях прошлого и о том, что из них следует сохранить. (При любом преобразовании нужно бережно относиться к накопленным достижениям, педаго­гическому опыту воспитателей.)

Второй блок — стереотипы, которые коллектив намерен преодолеть, разрушить.

Третий блок— инновационные модели, которые предпо­лагается сконструировать, ввести в педагогический процесс.

Для получения информации по данным блокам от воспитате­лей необходима экспертная оценка их педагогического опыта (ан­кетирование, опрос).

Составляя план, разрабатывая программу развития образова­тельного учреждения, важно выстроить эффективную систему ме­тодической помощи педагогам в повышении профессионального мастерства, овладении инновациями. Для выявления их профес­сиональной компетентности целесообразны диагностические кар­ты профессиональной компетентности педагогов (рейтинговой са­мооценки результатов педагогической деятельности). Заполняя ди­агностическую карту, воспитатель анализирует свою деятельность в заданном перечне проблем. Шкала оценки деятельности: «—» — испытываю затруднения; «О» — не испытываю затруднений; «+» — могу поделиться опытом. В сводной диагностической карте про­фессиональной компетентности воспитателей руководители обоб­щают результаты их самодиагностики (см. ниже).

№ п/п

Ф.И.О.

воспитателя

Заявленные проблемы

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1




+



+

0

0

+

+





+




2




0

0

+

+

+

0



+

+

0




3





































и т.д.





































В примечаниях указывают причины затруднений, выявленные в ходе собеседования с воспитателями по результатам самодиагностики.

25

На основе анализа диагностической карты планируется кон­кретная методическая работа с воспитателями как по содержа­нию, так и по форме (взаимопосещения, наставничество, работа в паре, консультации, создание творческих групп и т.д.).

Экспертные оценки и педагогическая экспертиза

как компоненты контрольно-диагностической функции

руководителя дошкольного учреждения

Контроль как одна из значимых функций управления призна­ется всеми специалистами по теории управления образованием (Л.М.Денякина, Ю.А. Конаржевский, В.Ю.Кричевский, Н.Н.Ля-щенко, Л.М.Маневцова, Л.В.Поздняк, Т. И.Шамова и др.). А. А. Орлов полагает, что именно контроль обеспечивает непре­рывность и цикличность управления образовательной системой. М.М.Поташник и А.М.Моисеев утверждают, что контроль по­зволяет выявить ее реальное состояние. К.М.Ушаков доказывает, что контроль, в идеале, должен выявить, насколько то, что про­исходит на самом деле, соответствует декларируемым ценностям. В условиях большей самостоятельности образовательных учреж­дений при делегировании им прав и полномочий управления по­вышается ответственность за осуществление контрольно-диагнос­тической функции, возрастает роль самоэкспертизы. При переходе к самоуправлению оценка собственной деятельности должна стать предметом ежедневной заботы самого образовательного учрежде­ния, частью его профессиональной деятельности.

Как подчеркивает Т.И.Шамова, процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Такую обратную связь обеспечивает именно конт­роль в различных его формах и методах (способах, средствах), яв­ляясь важнейшим источником информации для каждого участни­ка образовательного процесса.

В практике управления дошкольными учреждениями исполь­зуются разные виды контроля: оперативный, тематический, ито­говый.

Оперативный контроль позволяет контролировать повторяющи­еся процессы жизнедеятельности дошкольного учреждения: соблю­дение режима и организацию жизни группы с учетом специфики сезона, дня недели, общего настроения детей; процесс освоения ими культурно-гигиенических навыков, развития самостоятельно­сти в самообслуживании и санитарное состояние группы; созда­ние условий для детской самостоятельной деятельности; органи­зацию целевых прогулок и экскурсий и т.д.

Данный вид контроля выявляет затруднения и незначительные сбои в работе, позволяет выявить проблемы, которые требуют бо-

26

лее глубокого изучения. Непрерывность и регулярность оператив­ного контроля снимают его исключительность и стрессовое к нему отношение.

Разновидности оперативного контроля: предупредительный, срав­нительный, экспресс-диагностика — позволяют обеспечить конт­роль за исполнением обязанностей, предупредить возникновение того или иного недостатка, сопоставить результаты деятельности, выявить компетенцию педагогов по конкретным вопросам с по­мощью опросов, тестов, анкетирования и т. п.

Основное достоинство оперативного контроля — его быстрота, но именно из-за этого он не всегда позволяет выявить все причи­ны, тормозящие либо отрицательно влияющие на педагогический процесс в целом или его отдельные стороны, установить причин­но-следственные связи. Эти недостатки оперативного контроля сни­мает тематический контроль.

  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации