Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании - файл n1.doc
приобрестиКрулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образованиискачать (170.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Рецензенты: доктор педагогических наук, проректор СПбГУПМ, профессор
В. Ю. Кричевский; доктор психологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена
В.АХудик Крулехт М.В., Тельнюк И. В. К84 Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.
ISBN 5-7695-0654-7
В пособии раскрываются современные подходы к пониманию сущности и педагогической технологии экспертных оценок в образовании. Это позволит студентам овладеть современными методами педагогического мониторинга с учетом своеобразия дошкольного образования. Приложение содержит нормативно-правовые документы по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений.
Может быть полезно руководителям учреждений дошкольного образования.
УДК 373.212.14(075.8) ББК 74.104 я73
Учебное издание Крулехт Мария Вадимовна, Тельнюк Ирина Владимировна Экспертные оценки в образовании Редактор
Е.Ю.Агарева Ответственный редактор
Р.К.Лопина Компьютерная верстка:
Е.П.Хазова Корректоры
Е. В. Кудряшова, Л. Б. Орловская Подписано в печать 05.03.2002. Формат 60 х 90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 7. Тираж 30000 экз. (1-завод 1 — 5 100 экз.). Заказ № 1484. Диапозитивы предоставлены издательством
Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д002682.05.01 от 18.05.2001 г. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-6, к. 223. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
ISBN 5-7695-0654-7
© Крулехт М.В., Тельнюк ИВ., 2002 © Издательский центр «Академия», 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современная система дошкольного образования развивается как
открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективности процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в
профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования России
оценивать и выбирать наилучшие варианты организации образовательного процесса, просчитывать их результаты, стимулировать творческую деятельность педагогов по разработке образовательных программ, инновационных педагогических технологий, методических пособий для обучения и воспитания дошкольников.
Введение государственных образовательных стандартов, а также процедуры аттестации педагогических кадров и дошкольных образовательных учреждений отражают тенденции к совершенствованию оценки качества образования и требуют от специалистов дошкольного образования знания методологии экспертных оценок и владения технологией аттестации с учетом периодически изменяющихся федеральных и региональных требований, специфики состояния образования в регионе.
Указанные причины являются основанием для включения в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» новой учебной дисциплины «Экспертные оценки в образовании».
Цель учебного курса — освоение будущими менеджерами дошкольного образования методологии экспертных оценок в образовании, основ научно-педагогической экспертизы как условия их профессиональной компетенции. Особенностями курса являются его инструментальный характер, направленность на формирование практической готовности менеджера дошкольного образования к
3управленческой деятельности на основе педагогической экспертизы и экспертных оценок в дошкольных учреждениях разного вида.
Реализация поставленной цели предполагает решение трех групп взаимообусловленных образовательных задач.
Первая группа задач связана с освоением студентами конкретного образовательного содержания, которое включает:
представление о методологии и методах экспертных оценок,
сущности научно-педагогической экспертизы, области примене
ния экспертных методов, специфике и методике экспертной оценки
в системе дошкольного образования на основе современных науч
ных подходов к управленческой деятельности;
знание основных этапов педагогической экспертизы, спосо
бов оценки компетентности экспертов в области педагогики, ста
туса эксперта и этики его поведения, процесса формирования эк
спертных групп и организации работы экспертов;
знакомство с пакетом нормативно-правовых документов по
проведению педагогической экспертизы в процессе аттестации и
аккредитации дошкольных учреждений, по экспертной оценке ра
боты педагогов и руководителей дошкольных образовательных уч
реждений (ДОУ) России;
знание технологии разработки анкет, опросников, тестов для
экспертизы, а также технологии и системы критериев комплек
сной оценки деятельности педагогов и руководителей детского сада
(дошкольного учреждения в целом) в процессе педагогической эк
спертизы.
Вторая группа задач связана с овладением студентами следующими практическими умениями для осуществления научно-педагогической экспертизы в ДОУ:
анализ и экспертная оценка образовательных программ, педа
гогических технологий и методик дошкольного воспитания и обу
чения;
анализ и экспертная оценка характера взаимодействия педа
гога с детьми в разных видах детской деятельности;
экспертная оценка кадрового обеспечения педагогического
процесса в дошкольных учреждениях разного вида;
экспертная оценка материальной развивающей среды и меди
ко-социальных условий пребывания детей в детском саду (без
опасность, охрана физического и психического здоровья);
экспертная оценка качества игрушек и методических пособий
для детского сада;
мониторинг для процедуры самоанализа в процессе аттеста
ции дошкольных учреждений: наблюдение в группах, тестовые иг
ровые задания для детей, анкетирование родителей и воспитате
лей, анализ педагогической и медицинской документации и пр.;
оценка, исходя из государственного образовательного стан
дарта, и выявление причин низкого качества образовательных ус-
луг, принятие на основе педагогической экспертизы и экспертной оценки адекватного управленческого решения;
• анализ нормативных документов и на их основе экспертная
оценка деятельности воспитателя (руководителя детского сада,
дошкольного учреждения в целом); оформление документации по
педагогической экспертизе.
Третья группа задач направлена на развитие личности студента и предполагает:
воспитание осознанного отношения к педагогической экспер
тизе как к средству государственного контроля и стимулирования
повышения качества образовательных услуг, обеспечивающему
социальную защиту ребенка и его семьи от некомпетентных педа
гогических воздействий;
осознание процедуры самоанализа как эффективного сред
ства развития педагогической рефлексии менеджера образования,
побуждающего к целенаправленной управленческой деятельности
по обновлению содержания образования, созданию развивающей
среды, формированию личностно ориентированного отношения
к ребенку;
умение работать в составе экспертной группы, обеспечивать
гуманистический характер экспертизы, согласованность эксперт
ных оценок и заключений.
Цель и основные группы образовательных задач определили структуру предлагаемого учебного пособия. В первом разделе «Теория и практика экспертных оценок в образовании» рассматриваются методологические основы научно-педагогической экспертизы и экспертных оценок в образовании, а также основные подходы к практическому использованию экспертных методов в педагогике. Пособие адресовано студентам факультетов дошкольного образования, поэтому акцент сделан на особенностях экспертной оценки качества образовательных услуг дошкольных учреждений и применении экспертных оценок в ходе аттестации.
Второй раздел пособия содержит примерные планы практических и семинарских занятий, которые позволят студентам приобрести первоначальный опыт осуществления экспертных оценок и научно-педагогической экспертизы в дошкольных учреждениях, при этом особое внимание уделено изучению законодательных и нормативно-правовых документов по педагогической экспертизе, технологии и процедуре ее проведения в детском саду, оформлению документации и пр.
Раздел первый
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В ОБРАЗОВАНИИ
Глава 1. ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА Качество дошкольного образования как объект экспертной оценки «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивыс- шего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», — утверждал английский писатель Р. Киплинг. С этим трудно не согласиться, но современная педагогическая наука еще не определила сущность термина «качество образования», а его оценка являет- ся одной из сложнейших проблем российской педагогики.
Следует заметить, что качество образования трактуется сегодня достаточно произвольно, и это связано прежде всего с тем, что само слово «качество» многозначно.
С одной стороны, качество — это существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого. Исходя из этого можно сказать, что система воспитания М. Монтессори, например, качественно (по целям, содержанию и всем остальным компонентам педагогической системы) отличается от вальдорфской системы.
С другой стороны, качество — степень ценности, пригодности чего-либо. С данных позиций качество образования следует рассматривать как степень реального соответствия тому, каким оно должно быть. Это значение термина «качество» наиболее существенно для решения задач экспертных оценок в образовании, где соответствие качеству определяется исходя из целей образования, эталонов и стандартов.
Сложность интерпретации термина «качество» связана и с тем, что оно (качество) может рассматриваться как абсолютное и относительное понятие. При этом в повседневной жизни, в быту качество преимущественно определяется в связи с его абсолютным значением. Качественная оценка с точки зрения абсолютного значения представляет собой наивысший стандарт, который невозможно превзойти. В этом смысле абсолютное качество образования обеспечивают элитарные учебные заведения, дорогостоящие уникальные образовательные технологии.
Как понятие относительное, качество вещи, услуги и т.д. соответствует предназначению, т.е. потребностям потребителя (а не просто их высокая стоимость). Качество образования как понятие относительное имеет два аспекта: соответствие стандарту и запросам потребителей образовательных услуг.
Попытка раскрыть сущность понятия «качество образования» применительно к школе на системном уровне впервые была сде-лана в исследовании С. Е.Шишова и В.А.Кальней (1998). В их монографии «Мониторинг качества образования в школе» каче- ство образования определяется как степень достижения постав- ленных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.
Исходя из общих подходов к пониманию качества образования и учитывая своеобразие его дошкольного звена, качество последнего следует рассматривать как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях страны. При этом
качество дошкольного образования понимают как степень достижения научно-обоснованных целей и задач дошкольного образования и степень удовлетворения ожиданий педагогов и родителей дошкольников от предоставляемых дошкольными учреждениями образовательных услуг. То есть осуществляя экспертную оценку качества дошкольного образования, необходимо определять его соответствие государственному образовательному стандарту и запросам потребителей услуг ДОУ.
Качество образования — понятие развивающееся, оно не может быть статичным и неизменным. В настоящее время можно рассматривать как документ, который определил ориентиры качества современного дошкольного образования, «Концепцию дошкольного воспитания» (1989). В ней обозначены четыре основных принципа:
гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;
развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;
дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;
деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.
Эти принципы являются основополагающими для экспертных оценок современного дошкольного образования России.
В настоящее время, что явствует из вышеуказанных принципов, отечественная система дошкольного образования переориентируется с интересов государства на интересы личности ребенка. Реализация потребностей детей и их родителей происходит в результате дифференциации содержания основного и дополнительного образования, предоставления широкого спектра платных дополнительных образовательных услуг, а также организации новых видов ДОУ и режима гибкого (кратковременного) пребывания детей в детском саду.
В самом общем виде качество дошкольного образования может быть определено:
предоставлением семье возможности выбора для ребенка инди
видуального образовательного «маршрута» на основе разнообразия
содержания, форм и методов работы с детьми;
обеспечением социальной защиты ребенка от некомпетентных
педагогических воздействий;
гарантией достижения каждым ребенком, систематически по
сещающим детский сад, к концу дошкольного детства минимально
необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной
школе, что обеспечивает реализацию идеи непрерывного образо
вания личности.
Таким образом,
качество дошкольного образования — социальная категория, обеспечивающая в итоге позитивное развитие общества, которое заинтересовано в его адекватной оценке в целях совершенствования. Присущая слову «качество» эмоциональная окраска затрудняет понимание его природы и требует компетентной экспертной оценки специалистов в данной области.
Экспертные оценки в образовании как результат научно-педагогической экспертизы Экспертиза — слово латинского происхождения, означающее
исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. В свою очередь,
эксперт означает
сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы.
В педагогике область применения научно-педагогической экспертизы весьма обширна. Она связана прежде всего с необходимостью компетентно оценить предлагаемые новые учебники и учебные пособия. Прежде чем они увидят свет и будут изданы массовым тиражом, целесообразность публикации оценивают рецензенты. Фамилии рецензентов, их ученые звания, место работы указывают при издании книги.
Для оценки актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости научных исследований по педагогике дис-
8 сертационные советы, где происходят защиты диссертаций, назначают оппонентов, выполняющих экспертные функции. Их положительные заключения являются основанием для присвоения научных степеней.
Особую значимость для дошкольной педагогики имеет экспертная оценка игр и игрушек для маленьких детей. Специалисты по дошкольной педагогике знают, что некоторые игры и игрушки могут провоцировать проявления жестокости и насилия, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам. Материалы, из которых сделаны игрушки, а также особенности их конструкции могут быть опасны для здоровья ребенка.
Экспертной оценки требуют и стандарты образования. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и утверждаются на уровне правительства по заключению экспертов.
Экспертная оценка служит исходным основанием для научного прогнозирования путей развития системы образования, принятия как государственных, региональных программ, так и программ развития конкретных образовательных учреждений.
Экспертиза может проводиться по представленным документам. Например, при лицензировании образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности подаются сведения о педагогических кадрах и укомплектованности штатов, материально-технической базе и оснащенности образовательного процесса.
Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы существенно возросли в последние годы. Это связано с теми изменениями, которые произошли в системе образования. Разрушение ее единообразия, появление разноуровневого образования, вариативных образовательных программ и технологий, стандартов образования, а также расширение финансовой самостоятельности образовательных учреждений и развитие новых экономических отношений в сфере образования потребовали принципиально иного уровня управления.
Способность принять верное управленческое решение на основе научно-обоснованной экспертной оценки — одно из важнейших профессиональных умений менеджера образования как специалиста, профессионально осуществляющего функции управления на основе современных научных методов руководства.
Новым в педагогической практике является аттестация и аккредитация дошкольных учреждений, механизм осуществления которых основан на научно-педагогической экспертизе.
Диагностическая оценка фактических результатов позволяет регулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех его участников. При переводе в режим самоуправления важно, чтобы каждый участник образовательного процесса владел элементами самоанализа, самоконтроля, самооценки.
В связи с этим намечается тенденция к взаимосвязи и взаимодополняемости внешней, независимой экспертной оценки и самоэкспертизы.
Обобщая сказанное, можно выделить три основных значения, раскрывающих сущность понятия научно-педагогическая экспертиза:
рассмотрение, исследование педагогических явлений, процессов,
проблем, результатов педагогической деятельности, а также прогно
зирование развития системы образования, экспертная оценка аль
тернативных решений и определение наиболее предпочтительных
вариантов организации образовательного процесса в целях улучше
ния качества и обновления содержания образования, оказания кон
сультативной помощи авторам и коллективам образовательных уч
реждений;
комплекс научно-исследовательских процедур, направленный на
получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с
целью принятия компетентных решений в области управления
образованием;
показатель профессиональной компетенции, как одной из про
фессиональных обязанностей менеджера образования.
Экспертная оценка — результат научно-педагогической экспертизы, мотивированное мнение, суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы.
Мониторинг качества образования, экспертно-диагностическая служба
Термин мониторинг качества образования является новым для отечественной педагогики. Его появление связано с реформированием системы образования России, проникновением рыночных отношений в сферу образования и теми противоречиями, которые возникают на рынке образовательных услуг. Важность социальной защиты потребителя образовательных услуг диктует необходимость государственного контроля за качеством образования.
Слово «мониторинг» происходит от латинского слова monitor^ (монитор) и означает наблюдение за состоянием окружающей среды, техногенных систем и т.д. с целью их контроля, прогноза и охраны.
Мониторинг качества образования — понятие емкое и многогранное. Применительно к системе дошкольного образования можно выделить следующие грани мониторинга:
систематическая и регулярная процедура сбора, экспертизы и оценки
качества образовательных услуг дошкольных учреждений на нацио
нальном, региональном и местном уровнях (включая конкретные
образовательные учреждения) в целях развития системы дошкольно
го образования, своевременного предотвращения неблагоприятных или
критических, недопустимых ситуаций в данной сфере;
относительно самостоятельное звено в управленческом цикле,
обеспечивающее выявление и оценки проведенных действий, ме-
10
роприятий для установления обратной связи, т. е. о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям;
• возможность правильно оценить степень, направление и причи
ны отклонений.
В масштабах государства мониторинг качества дошкольного образования представляет собой систему, главными элементами которой выступают:
разработка государственных (региональных) стандартов до
школьного образования;
операционализация стандартов в индикаторах (показателях,
измеряемых величинах), установление критериев, по которым мож
но судить о достижении стандартов;
проведение научно-педагогической экспертизы (аттестации),
сбор данных и оценка результативности и качества образователь
ных услуг ДОУ;
принятие соответствующих мер, обеспечивающих позитивное
развитие системы дошкольного образования, оценку результатов
принятых мер в соответствии со стандартами;
возможность изменения, корректировки самого стандарта.
Как видим, мониторинг базируется на стандарте, эталоне, норме. Нормирование — одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с эталоном сравниваются фактические результаты.
Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты корректно заданы. По мнению академика РАО, доктора педагогических наук, профессора М.М. Поташника, слабость педагогики в том, что она не может точно назвать параметры, критерии, показатели и т.п., по которым можно было бы определить результаты педагогической деятельности — результаты образования. Это обусловливает одну из сложнейших проблем мониторинга — проблему измеримости его показателей.
Существуют количественные и качественные способы (методы) оценки. Однако результаты качества образования, особенно на этапе дошкольного периода, трудно измеримы количественно. Большинство результатов образования, связанных с оценкой личностного развития, воспитанностью ребенка, можно определить только квалиметрически — качественно, описательно или в виде балльной шкалы, показателей уровней развития. Определение таких показателей осуществляется в исследовательско-эксперименталь-ном режиме, а оценка результатов требует экспертной оценки.
Весьма важно также, чтобы стандарт был оптимальным. Его завышение вызывает чрезмерную напряженность, тревогу, неуверенность у всех участников образовательного процесса. Заниженный стандарт расхолаживает, парализует активность, провоцирует состояние благодушия и безделья.
11
Следует подчеркнуть также, что мониторинг — это не только основа отслеживания курса движения к заявленным целям, но и механизм их корректировки и путей достижения. Сам по себе мониторинг не может повысить качества образования — он только помогает его отслеживать. Для повышения качества образования, как правило, нужны нововведения, инновационный процесс.
Для осуществления мониторинга необходимо наличие аппарата мониторинга, т. е. отдельных лиц (экспертов, менеджеров образования) или коллективного органа, реализующего механизм мониторинга.
В настоящее время мониторинг осуществляется практически на всех структурных уровнях системы дошкольного образования. Ниже представлена классификация видов мониторинга дошкольного образования.
Основание для классификации | Вид мониторинга |
Масштаб целей образования | Стратегический Тактический Оперативный |
Этап проведения педагогической диагностики | Первичный Промежуточный Итоговый |
Временная зависимость | Ретроспективный Предупредительный (опережающий) Текущий |
Частота процедуры | Разовый Периодический Систематический |
Охват объектов для мониторинга | Локальный Выборочный Сплошной |
Организационные формы мониторинга | Индивидуальный Групповой Фронтальный |
Формы объект-субъектных отношений | Внешний (социальный) Взаимоконтроль Самоанализ |
Используемый инструментарий | Стандартизированный Нестандартизированный |
В масштабах государства мониторинг качества образования осуществляет экспертно-диагностическая служба. В Москве функционирует Федеральный экспертный совет по общему образованию, созданный в 1990 г. в целях осуществления федеральной политики в области образования совершенствования гласной, независимой и компетентной экспертизы стандартов образования, учебной литературы, учебных материалов.
Учредителем Федерального экспертного совета является Министерство образования (МО) Российской Федерации, оно осуществляет его финансирование и материально-техническое обеспечение. Совет дает разрешение на массовое издание учебно-методической и научной литературы, сам осуществляет издательскую деятельность; взаимодействует с научно-исследовательскими институтами и центрами Российской академии наук и Российской академии образования, методическими и экспертными советами комитетов, департаментов по образованию краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга; привлекает к экспертизе крупнейших ученых, наиболее компетентных специалистов. Президиум Экспертного совета формирует состав секций, определяет статус эксперта.
Мониторинг качества образования осуществляют также экспертные комиссии по аттестации и аккредитации образовательных учреждений, педагогических и руководящих кадров системы образования.
Экспертный метод как механизм научно-педагогической экспертизы
Механизмом, позволяющим проводить научно-педагогическую экспертизу, является экспертный метод, или метод экспертных оценок.
Экспертный метод — это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения.
Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.
Метод экспертных оценок позволяет анализировать сложные педагогические процессы, явления или ситуации, которые характеризуются в основном качественными, неформализуемыми признаками (что затрудняет их анализ и оценку). Метод экспертных оценок используется при прогнозировании развития системы образования в ее взаимосвязи с социальной средой, для определения и ранжирования по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие педагогической системы. Данный метод обеспечивает оценку альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов решения.
Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами педагогической экспертизы.
13
Начальный этап (организация экспертизы) включает:
определение цели и задач экспертизы, постановку проблемы;
определение меры ответственности, прав и полномочий рабо
чей группы экспертов;
установление сроков проведения экспертизы;
подбор экспертов, формирование экспертных групп (при не
обходимости определение их компетентности).
Основной этап экспертизы связан со сбором данных, проведением исследовательской работы и экспертной оценкой, анализом имеющегося материала. Технология экспертизы, использование совокупности методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения.
Для педагогической экспертизы чаще всего требуется разработка анкет, опросников, тестов, контрольно-диагностических заданий. Экспертная оценка является результатом аналитической деятельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные способы решения.
Завершающий этап экспертизы — опрос экспертов (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецензия и пр.), принятие экспертного заключения — основы для компетентного управленческого решения, которое принимает менеджер.
«Экспертное заключение» и «экспертная оценка» — понятия близкие, но не тождественные.
Экспертное заключение — это документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т. е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы.
В зависимости от области применения экспертных методов в педагогике возможны индивидуальные, групповые и коллективные экспертные оценки. Для принятия важных экспертных заключений о перспективах и концепциях развития системы образования, государственных стандартах образования, новых образовательных программах используется метод коллективных экспертных оценок. Четко регламентирован количественный состав членов экспертной группы при проведении аттестации образовательных учреждений.
Методы коллективной работы экспертов — совещания, дискуссии, «мозговая атака», а также деловые игры.
Смысл коллективных методов работы экспертов состоит в активизации коллективного поиска решения проблемы путем сбора идей и предложений, возникающих в процессе дискуссии.
Так, метод «мозговой атаки» может быть рекомендован для нахождения нетрадиционного, оригинального решения в предельно сжатые сроки. Возможны разные способы организации «мозговой атаки». Например, после определения проблемы и задач для поис-
14
ка решения, знакомства с правилами «мозговой атаки», формирования рабочих групп (3 — 5 человек) дают сигнал к «мозговому штурму», и начинается генерирование идей, которые фиксируются без обсуждения и критических замечаний (возможны только уточняющие вопросы). После завершения «мозгового штурма» все высказанные идеи анализируют на основе ранее определенных критериев и подвергают экспертной оценке.
Для получения обобщенного суждения экспертов относительно прост и удобен метод ранговых оценок. Он заключается в том, что любую изучаемую информацию располагают в порядке возрастания или убывания величины признака. Каждому признаку приписывают число, обозначающее его ранг. Полученные результаты легко поддаются математической обработке. Проверку согласованности ранжировок определяют вычислением коэффициента ранговой корреляции Спирмена или коэффициента конкордации.
Индивидуальные экспертные оценки могут быть получены путем анкетирования, интервью, свободной беседы.
Для проведения педагогической экспертизы целесообразно использовать уже разработанные, апробированные, доказавшие свою валидность и объективность методики: они, как правило, являются результатом психолого-педагогических исследований. Если же таких методик нет, их приходится разрабатывать самим экспертам.
Требует разработки и определение критериев экспертной оценки. Алгоритм разработки:
определяется номенклатура уровней (высокий, средний, низ
кий или оптимальный, допустимый, недопустимый и т.д.);
отрабатывается набор показателей, которые в совокупности
характеризуют уровень развития оцениваемого качества, парамет
ра, результата.
При разработке показателей исходят из того, что каждый из критериев оценки, например материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, может быть представлен как совокупность подкритериев более низкого уровня (предметная развивающая среда, безопасность ребенка, охрана здоровья), а они, в свою очередь, — в виде совокупности подкритериев еще более низкого уровня и т.д. Этот процесс повторяют до тех пор, пока не появляется возможность определить для каждого из критериев и подкритериев один или несколько показателей оценки (наличие оборудования, игрушек и пособий, показатели заболеваемости и травматизма, санитарное состояние помещений и территории детского сада, сформированность культурно-гигиенических навыков, уровень самотического, психофизического здоровья детей и т.д.), значение которых определяют с помощью измерительных методик или экспертной оценки.
15
Обзор развития методов экспертных оценок в образовании показывает тенденцию к разработке методов, позволяющих конкретно обозначить, определить, назвать и измерить результаты педагогической деятельности, подвергнуть их программно-техническим средствам обработки.
Достоверность экспертной оценки зависит от
компетенции эксперта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наиболее квалифицированные специалисты. Общие требования, предъявляемые к эксперту:
креативность, развитые творческие способности, позволяю
щие анализировать проблемные ситуации и находить пути разре
шения противоречий;
отсутствие склонности к конформизму, принятию мнения боль
шинства;
научная объективность;
аналитичность, широта и конструктивность мышления;
позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватиз
ма, т. е. стремления придерживаться однажды избранной позиции.
Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения эксперта,
прежде всего его честность, неподкупность, ответственность. Наиболее простым способом оценки компетентности экспертов в области педагогики является анкетирование, разработанное в логике «постадийного развертывания вопроса» (Г. Гэллап):
вопрос-фильтр, позволяющий выявить осведомленность оп
рашиваемого о проблеме;
вопрос, направленный на выявление общего отношения оп
рашиваемого к проблеме (открытый, не предусматривающий ва
риантов выбора ответа);
вопрос для получения ответа по конкретному аспекту пробле
мы (закрытый, предполагающий варианты готовых ответов);
вопрос, позволяющий выявить причины взглядов, мотивацию
его суждений (полузакрытый);
вопрос на выявление устойчивости взглядов опрашиваемого
на проблему (в закрытой форме).
Понятие статус эксперта
обозначает совокупность прав и обязанностей, полномочия и ответственность эксперта. Определяется на основе нормативно-правовых документов и утверждается президиумом «кспертного совета.
Системно-комплексный подход в научно-педагогической экспертизе Изучение сущности и экспертная оценка эффективности функционирования педагогических систем требуют системно-комплексного подхода (Т. И. Шамова).
16
Его необходимость диктуется самой жизнью, прежде всего высокой степенью интеграции общественных процессов, где «все связано со всем», решение одной проблемы зависит от решения множества других, а сами проблемы приобретают системный, комплексный характер (В.Г.Афанасьев).
Осуществляя научно-педагогическую экспертизу, давая экспертную оценку, важно помнить, что и любое дошкольное образовательное учреждение, и вся система дошкольного образования — это целостная социально-педагогическая система.
Под
системой понимается совокупность определенных элементов, которые взаимодействуют между собой и образуют целостность, единство. Единство компонентов и их взаимодействие образуют систему в рамках заданного качества, обеспечивают ее функционирование и развитие. Поэтому, осуществляя научно-педагогическую экспертизу, эксперт имеет дело с системой в ее целостности.
Адекватная экспертная оценка основана на умении расчленять систему на подсистемы, блоки, структурообразующие компоненты, учитывать их взаимосвязи, а также осознании того, что целостность системы порождает качественно новые свойства, которые отсутствуют у ее компонентов.
Педагогические системы создаются и действуют с определенной целью, при этом цель является системообразующим компонентом. Необходимость ее достижения связана с комплексом средств и действий по ее реализации.
Реализация цели — функция педагогической системы. Будучи активными в реализации целей, педагогические системы определяются как целеустремленные, целенаправленные. Отличительным признаком всех целенаправленных систем выступает их
полифункциональность — способность видоизменять цели и корректировать действия для достижения результатов. Достижение промежуточных '"итогов, т.е. подцелей, вследствие функционирования компонентов педагогической системы указывает на другой аспект системности —
системно-функциональный. Особенностью педагогических систем является их
теснейшая связь с внешней средой, зависимость от социально-политических, экономических, бытовых, природно-экологических условий. Эксперт должен помнить, что педагогические системы исторически обусловлены. По мере общественного, социального и научно-технического прогресса они совершенствуются в содержательном, структурном, функциональном и историческом аспектах.
Функционируя и развиваясь во внешней по отношению к себе среде, педагогическая система как открытая связана со средой множеством информативно-коммуникативных связей. При этом системы более высокого уровня (государственная, политическая, экономическая и др.) ставят перед низшими подсистемами, в том
17 числе и педагогическими, цели и задачи, выделяют ресурсы, устанавливают ограничения. Здесь в самом общем виде проявляется
информационно-коммуникативный аспект системности. Исходя из данных положений, научно-педагогическая экспертиза, экспертные оценки в образовании требуют системного и всестороннего комплексного анализа результатов управленческой и педагогической деятельности. Важны также определение специфических условий и проблем социума, их влияние на дошкольное учреждение или систему дошкольного образования в целом.
С учетом открытости, динамичности и целеустремленности педагогических систем их следует относить к числу
развивающихся, которым присущи внутренние противоречия. Благодаря управлению происходящие в педагогических системах изменения носят не стихийный, а упорядоченный характер.
Структурно-функциональная упорядоченность компонентов, их интеграция и взаимодействие с окружающей средой обеспечиваются органами внутреннего управления и механизмами управления. В этом плане педагогические системы проявляются как
самоуправляемые (Т. И. Шамова).
Названные положения являются основополагающими при проведении научно-педагогической экспертизы и требуют от эксперта выявления закономерных связей, определяющих
уровень целостности системы управления дошкольными образовательными учреждениями как по вертикали
(субординационные связи управления), так и по горизонтали
(координационные связи). Экспертный подход в оценке эффективности существующей системы образования обеспечивает основу для принятия грамотного управленческого решения, совершенствования динамичной структуры и технологии управления как образовательным учреждением, так и системой образования в целом.
Таким образом, экспертные оценки в образовании требуют системного видения действительности.
Суть системного подхода состоит в том, что каждый сложный объект рассматривается как система, взаимодействующая с другими системами и подсистемами.
Нормативно-правовое обоснование педагогической экспертизы и экспертных оценок в образовании Организация педагогической экспертизы в сфере управления образованием основана на нормативно-правовых документах. Эксперты руководствуются в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов управления образованием.
Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает введение и порядок утверждения государственных стандартов
18
образования, компетентной экспертизы деятельности образовательных учреждений.
Основные задачи Федерального экспертного совета, его функции, состав и структура, порядок деятельности определяет Положение о Федеральном экспертном совете по общему образованию Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования (МО) РФ от 23.10.93 № 444).
Для научно-педагогической экспертизы качества дошкольного
образования особое значение имеет Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 01.07.95 № 677, с изменениями и дополнениями от 14.02.97 № 179), регламентирующее деятельность государственных, муниципальных дошкольных учреждений и выполняющее функцию примерного для негосударственных учреждений системы дошкольного воспитания.
^ Экспертиза содержания обучения и воспитания в детском саду, образовательных программ для дошкольников регламентирована Рекомендациями по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации (Методическое письмо МО РФ от 24.04.95 № 46/ 19-15).
V Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек определяет Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19 — 12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», v Проведение экспертизы при лицензировании образовательных учреждений определяет Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений (приказ МО РФ от 17.11.94 № 442). Требования к процедуре аттестации по технологии экспертных оценок устанавливает приказ МО РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».
Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической и управленческой деятельности воспитателей и руководителей до-
школьных учреждений исходит из Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации (приказ МО РФ от 17.06.93 № 256).
Министерство образования России, разрабатывая и реализуя концепцию развития образования в стране, выступает основным заказчиком и организатором экспертизы во всех областях применения экспертных методов в педагогике. Современный механизм управления системой образования предусматривает распределение прав, полномочий и ответственности между министерством и краевыми, областными комитетами и управлениями, а также городскими, районными управлениями и отделами образования. Поэто-
19
му функции экспертизы все шире используются во всех структурных компонентах системы образования.
Вопросы и задания для самоконтроля и самооценки
1. Почему качество образования является объектом экспертной оценки?
2. Проведите мини-исследование для выявления того, что понимают
под качеством дошкольного образования воспитатели, руководители дет
ского сада и родители дошкольников разного возраста. Объясните причи
ны вариативности суждений.
3. Изобразите графически основные области применения экспертных
методов в педагогике.
4. Объясните причины создания и развития экспертно-диагностичес-кой службы, обеспечивающей мониторинг качества образования.
5. Определите роль стандарта в экспертной оценке качества образова
тельных услуг (на примере деятельности дошкольного учреждения).
В чем суть квалиметрического подхода к определению способа оцен
ки качества обучения и воспитания?
Представьте графически схему экспертно-диагностической службы
России, осуществляющей мониторинг качества образования в стране.
Назовите основные этапы педагогической экспертизы.
Какие, на ваш взгляд, необходимо соблюдать условия при формиро
вании экспертных групп?
10. В чем сущность системно-комплексного подхода в экспертной оценке
качества образования?
Глава 2. ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖЕРА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения
Изменение ценностных приоритетов, постановка новых целей, обновление нормативно-правовой базы системы дошкольного образования в конце 80 —90-х гг. XX в. потребовали кардинальной перестройки управленческих функций.
Сократилось количество нормативных документов и инструкций. Руководители дошкольных учреждений приобрели возможность самим определять стратегию и тактику своей деятельности. Актуальной стала необходимость искать дополнительные средства за счет предоставления платных образовательных услуг, иначе строить отношения с родителями, соответствовать требованиям государственного стандарта, переводить детский сад в режим развития, инновационной деятельности.
Почувствовав себя более независимыми, руководители образовательных учреждений начали проявлять стремление к квалифицированной экспертизе, экспертным оценкам (В. Ю.Кричевский, Л. А. Шильнева). Стало важным, чтобы детские сады оказывали качественные образовательные услуги, которые, с одной стороны, были бы востребованы на рынке образовательных услуг и удовлетворяли запросы родителей воспитанников, а с другой — отвечали требованиям экспертизы при аттестации и аккредитации дошкольных учреждений.
Должностные обязанности руководителя ДОУ, необходимость принятия ими управленческих решений связаны с повседневным осуществлением педагогической экспертизы и экспертной оценки. Управленческая деятельность современного руководителя — это постоянный мониторинг качества образовательных услуг детского сада, позволяющий определять стратегию и тактику его развития.
Практически любой аспект деятельности менеджера в дошкольном учреждении (прием сотрудника на работу, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, разработка программы развития или годового плана, проведение тематических проверок или организация контроля, подготовка к аттестации) связан с экспертизой документов, анализом собственной управленческой деятельности и педагогической экспертизой деятельности отдельных сотрудников и результатов работы детского сада в целом. Принятие адекватного управленческого решения основано на квалифицированной экспертной оценке всех функциональных составляющих процесса управления (см. ниже).
Взаимосвязь функций управления'
Информационно-аналитическая | Мотивационно-целевая | Планово-прогностическая |
| Регулятивно-коррекционная |
|
Контрольно-диагностическая |
| Организационно-исполнительская |
Адекватная оценка качества образовательных услуг {контрольно-диагностическая функция), основанная на всестороннем анализе информации о фактическом состоянии дел во всех структурных подразделениях учреждения {информационно-аналитическая функция), позволяет формулировать цели преобразования {мотиваци-онно-целевая функция), разрабатывать {планово-прогностическая) и реализовывать планы развития дошкольного учреждения {организационно-исполнительская функция), обеспечивающие его переход
1
См.: Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. — М., 2001. — С. 35.
20
21




в новое качественное состояние, удовлетворяющее возрастающие образовательные потребности и требования государственного стандарта (регулятивно-коррекционная функция).
Изменение механизма управления системой образования в последние годы привело к тому, что объектом экспертизы становится именно управленческая деятельность руководителей образовательного учреждения, а не работа педагогов и воспитателей (Т. И. Шамова). Это повышает значимость самоэкспертизы дошкольного образовательного учреждения.
Для осуществления квалифицированной педагогической экспертизы детского сада и адекватной экспертной оценки качества образовательных услуг менеджер должен владеть аналитико-мо-ниторинговыми умениями (см. ниже).
Базовые (общие) аналитико-мониторинговые умения
Анализ и экспертная оценка вариативных образовательных
программ, традиционных и инновационных педагогических тех
нологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Анализ и экспертная оценка материальной развивающей сре
ды ДОУ.
Выявление и экспертная оценка модели взаимодействия вос
питателя с детьми и их родителями.
Диагностика и экспертная оценка уровня готовности детей к
обучению в школе как показатель качества образовательных услуг
ДОУ.
Специальные аналитико-мониторинговые умения
Определение по внешнему виду детей их физического и пси
хического состояния, эмоционально-психического благополучия.
Анализ нормативных документов, экспертное заключение на
основе государственного образовательного стандарта.
Выявление причин неудовлетворительного качества образова
тельных услуг.
Прогнозирование развития процессов воспитания, обучения
и развития детей, педагогического коллектива и разработка комп
лексно-целевой программы развития ДОУ на основе самоэкспер
тизы, результатов аттестации.
Обучение воспитателей наиболее эффективным методам пе
дагогической диагностики и технологии самоанализа при подго
товке к аттестации ДОУ.
Разработка диагностических материалов, вопросов для тема
тического и фронтального контроля в разных возрастных группах
детского сада.
Осуществление диагностики профессиональной компетентно
сти педагогов, психологического климата в коллективе, уровня раз
вития детей с помощью методов педагогической диагностики и
экспертных оценок.
22
Обсуждение результатов педагогической диагностики с вос
питателями (при подготовке решений педсоветов, планировании
работы коллектива, аттестации ДОУ).
Оформление документации по лицензированию, государственной аттестации ДОУ.
Работа в составе экспертного совета (аттестационной комиссии).
Экспертные оценки и перспективное планирование развития дошкольного образовательного учреждения
Объективное стремление развивать систему дошкольного образования в целом и деятельность каждого дошкольного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями жизни, ростом требований к качеству образовательных услуг обусловливают необходимость научно обоснованного прогноза и планирования.
Практика показывает, что наиболее целесообразна следующая система:перспективные планы и комплексно-целевые программы на срок до трех лет; годовой план с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам; календарные планы работы на месяц; индивидуальные планы работы сотрудников на неделю; подневные планы воспитательно-образовательной работы педагога с детьми и их родителями.
При разработке плана, а также экспертной оценке его целесообразности важно исходить из конкретных результатов за истекший учебный год и на их основе строить прогнозы развития дошкольного учреждения на новый период. Намечаемые задачи и планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, а также отдаленные последствия принимаемых решений.
Комплексно-целевая программа развития дошкольного учреждения требует проблемного анализа его состояния. Это обусловлено тем, что всякая программа ориентирована на решение главной проблемы — повышение качества образовательных услуг. Но в таком общем, абстрактном виде проблема не может быть решена. Необходима педагогическая экспертиза, которая позволит конкретизировать общую проблему, представив ее в виде связанных между собой частных задач, которые надо решить.
В. С. Лазарев, М. М. Поташник показывают: чтобы «увидеть про-
блему», целесообразен ее анализ «от конца к началу», т.е. надо
начинать с педагогической экспертизы, экспертной оценки дея-
тельности детского сада.
Организационный механизм экспертной самооценки результатов педагогической деятельности при этом можно представить в виде взаимосвязанного (целостного) алгоритма шагов.
1-й шаг. Менеджер должен выявить, что не удовлетворяет в результатах работы: высокий процент заболеваемости детей, низ-
23
кий уровень подготовки к школе, отсутствие у детей социальных ориентировок, экологической культуры, угасание познавательной активности и творческих проявлений и т.д.
2-й шаг. Анализ причин недостатков в организации и осуществлении образовательного процесса, приведших к неудовлетворительным результатам.
3-й шаг. Выявление условий (профессиональное мастерство педагогических кадров, научно-методическое обеспечение, материальная база, взаимодействие с родителями и т.д.), вызвавших проблемы в образовательном процессе.
4-й шаг. Выявление особенностей управления дошкольным учреждением, из-за которых возникли проблемы в педагогических условиях и образовательном процессе.
Алгоритм шагов позволяет далее на основе экспертной оценки и экспертного заключения сформулировать цель и задачи программы развития, разработать конкретный план действий. При этом важно четко представлять результат (результаты) и определить параметры, по которым они будут оцениваться. Как правило, это набор показателей, определяемых экспертным путем.
Принципиально важно, чтобы эти параметры были названы до начала реализации программы развития. Это позволяет воспитателям прогнозировать цели, а не подстраивать их потом под то, что получилось (М. М. Поташник).
Разрабатывая программу развития, целесообразно указать методики диагностики, которые будут использованы для экспертной самооценки конечных результатов.
В последние годы особенно актуальной для разработки целевых программ развития становится педагогическая экспертиза информации о потенциальных потребителях образовательных услуг. Важно, чтобы модели дошкольных учреждений и предлагаемые ими образовательные услуги соответствовали местным условиям и пожеланиям родителей, приоритетным запросам местной общины, религиозных конфессий, учителей и всех других социальных заказчиков образовательных услуг.
В этих целях целесообразно использовать социологическое исследование. В приложении 5 представлена анкета Л.М.Деняки-ной, позволяющая провести такое исследование. Вопросы анкеты дают возможность определить: сколько детей могут прийти в детский сад; как относятся родители к альтернативным моделям дошкольных учреждений (минишкола, семейный детский сад на дому, прогулочные группы и т.д.); какие дополнительные образовательные услуги желали бы они иметь для своих детей; в каких мероприятиях детского сада приняли бы участие.
Анализ анкет потенциальных социальных заказчиков дает возможность сопоставить ожидания с требованиями государственного стандарта дошкольного образования, федерального и региональ-
24
ных органов управления, чтобы определить наиболее предпочтительную миссию дошкольного учреждения в данных условиях.
Условием эффективного управления дошкольным учреждением является участие всего педагогического коллектива в разработке планов и коллективно-целевых программ развития. Для этого руководители детского сада привлекают к экспертной самооценке качества образовательных услуг воспитателей, обучают их педагогической диагностике развития дошкольника.
Задумывая стратегическую программу, руководитель образовательного учреждения должен четко представлять три блока данных, без которых невозможно создание концептуального документа (В. Ю. Кричевский).
Первый блок — информация о традициях прошлого и о том, что из них следует сохранить. (При любом преобразовании нужно бережно относиться к накопленным достижениям, педагогическому опыту воспитателей.)
Второй блок — стереотипы, которые коллектив намерен преодолеть, разрушить.
Третий блок— инновационные модели, которые предполагается сконструировать, ввести в педагогический процесс.
Для получения информации по данным блокам от воспитателей необходима экспертная оценка их педагогического опыта (анкетирование, опрос).
Составляя план, разрабатывая программу развития образовательного учреждения, важно выстроить эффективную систему методической помощи педагогам в повышении профессионального мастерства, овладении инновациями. Для выявления их профессиональной компетентности целесообразны диагностические карты профессиональной компетентности педагогов (рейтинговой самооценки результатов педагогической деятельности). Заполняя диагностическую карту, воспитатель анализирует свою деятельность в заданном перечне проблем. Шкала оценки деятельности: «—» — испытываю затруднения; «О» — не испытываю затруднений; «+» — могу поделиться опытом. В сводной диагностической карте профессиональной компетентности воспитателей руководители обобщают результаты их самодиагностики (см. ниже).
№ п/п | Ф.И.О. воспитателя | Заявленные проблемы | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 |
| + | — | + | 0 | 0 | + | + | — | — | + |
|
2 |
| 0 | 0 | + | + | + | 0 | — | + | + | 0 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В примечаниях указывают причины затруднений, выявленные в ходе собеседования с воспитателями по результатам самодиагностики.
25
На основе анализа диагностической карты планируется конкретная методическая работа с воспитателями как по содержанию, так и по форме (взаимопосещения, наставничество, работа в паре, консультации, создание творческих групп и т.д.).
Экспертные оценки и педагогическая экспертиза как компоненты контрольно-диагностической функции руководителя дошкольного учреждения Контроль как одна из значимых функций управления признается всеми специалистами по теории управления образованием (Л.М.Денякина, Ю.А. Конаржевский, В.Ю.Кричевский, Н.Н.Ля-щенко, Л.М.Маневцова, Л.В.Поздняк, Т. И.Шамова и др.). А. А. Орлов полагает, что именно контроль обеспечивает непрерывность и цикличность управления образовательной системой. М.М.Поташник и А.М.Моисеев утверждают, что контроль позволяет выявить ее реальное состояние. К.М.Ушаков доказывает, что контроль, в идеале, должен выявить, насколько то, что происходит на самом деле, соответствует декларируемым ценностям. В условиях большей самостоятельности образовательных учреждений при делегировании им прав и полномочий управления повышается ответственность за осуществление контрольно-диагностической функции, возрастает роль самоэкспертизы. При переходе к самоуправлению оценка собственной деятельности должна стать предметом ежедневной заботы самого образовательного учреждения, частью его профессиональной деятельности.
Как подчеркивает Т.И.Шамова, процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Такую обратную связь обеспечивает именно контроль в различных его формах и методах (способах, средствах), являясь важнейшим источником информации для каждого участника образовательного процесса.
В практике управления дошкольными учреждениями используются разные
виды контроля: оперативный, тематический, итоговый. Оперативный контроль позволяет контролировать повторяющиеся процессы жизнедеятельности дошкольного учреждения: соблюдение режима и организацию жизни группы с учетом специфики сезона, дня недели, общего настроения детей; процесс освоения ими культурно-гигиенических навыков, развития самостоятельности в самообслуживании и санитарное состояние группы; создание условий для детской самостоятельной деятельности; организацию целевых прогулок и экскурсий и т.д.
Данный вид контроля выявляет затруднения и незначительные сбои в работе, позволяет выявить проблемы, которые требуют бо-
26
лее глубокого изучения. Непрерывность и регулярность оперативного контроля снимают его исключительность и стрессовое к нему отношение.
Разновидности оперативного контроля:
предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностика — позволяют обеспечить контроль за исполнением обязанностей, предупредить возникновение того или иного недостатка, сопоставить результаты деятельности, выявить компетенцию педагогов по конкретным вопросам с помощью опросов, тестов, анкетирования и т. п.
Основное достоинство оперативного контроля — его быстрота, но именно из-за этого он не всегда позволяет выявить все причины, тормозящие либо отрицательно влияющие на педагогический процесс в целом или его отдельные стороны, установить причинно-следственные связи. Эти недостатки оперативного контроля снимает тематический контроль.