Ветров Г.Ю. (ред.). Социально-экономическое развитие городов российского Дальнего Востока - файл n1.doc

приобрести
Ветров Г.Ю. (ред.). Социально-экономическое развитие городов российского Дальнего Востока
скачать (1403.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3439kb.29.03.2011 23:09скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70
Городской альманах.
Выпуск 4

Социально-экономическое развитие городов российского Дальнего Востока
 Городской альманах. Выпуск 4 (науч. ред. Г.Ю. Ветров). – М.:"Фонд "Институт экономики города", 2009 г.


Содержание


I. Города российского Дальнего Востока 10

Дальний Восток как проблема России 10

Миф N 1: Дальний Восток в полном упадке 12

Миф N 2: повальное бегство населения 13

Миф N 3: край суровой природы 14

Миф N 4: вытеснение россиян китайцами 15

Миф N 5: равнодушие федеральных властей 16

Дальневосточная программа Путина 18

Новые подходы 19

1. "Новое старое": государственный патронаж на среднесрочную перспективу 20

2. Дальний Восток как национальный проект 21

3. Гуманитарный разворот 21

4. Тихоокеанская Россия 22

5. Европа на Тихом океане 22

Вместо заключения 23

Развитие коммунальной инфраструктуры: особенности дальневосточных городов 23

Таблица 1. Стоимость основных жилищно-коммунальных услуг по городам Дальнего Востока за 2000-2006 гг., руб. 29

Таблица 2. Стоимость набора жилищно-коммунальных услуг для стандартной квартиры 32

Таблица 3. Классификация городов и городских поселений Хабаровского края 35

Роль сферы услуг в развитии дальневосточных муниципальных образований со статусом городских округов 39

Таблица 1. Взаимосвязь показателей качества жизни и вопросов местного значения 40

Таблица 2. Соотношение выпуска продукции и услуг, % 43

Таблица 3. Доля занятого населения по отраслям экономики в Хабаровске, % 46

Таблица 4. Доля занятого населения по отраслям экономики в Арсеньеве,% 48

Таблица 5. Поступление доходов в бюджет Хабаровска из основных источников в 2007 г. 51

Таблица 6. Доходная часть бюджета Арсеньева на 2007 г. 54

Таблица 7. Доходная часть бюджета Артема на 2007 г. 56

Мониторинг в стратегическом управлении городом 58

Рекомендуемая литература по теме 73

Особенности применения института развития застроенных территорий
(на примере Южно-Сахалинска) 73

Положение первое - множественность субъектов, экономическое поведение которых является предметом прогнозирования 76

Положение второе - использование "сценарного подхода" 77

Положение третье - применение адекватной технологии выполнения итерационных расчетов 77

Положение четвертое - установление минимального порога прибыльности проекта 77

Положение пятое - распределение обязательств между потенциальными участниками проекта 78

Положение шестое - структуризация расчетных блоков 79

Положение седьмое - следование принципу завершенности расчетов 79

Положение восьмое - связь результатов расчетов с содержанием подготавливаемых проектов документов для проведения аукциона 81

Блок 1 - варианты архитектурно-планировочной организации территории с характеристиками и параметрами (натуральными показателями) проекта 83

Блок 1.1 - характеристики и параметры исходной ситуации 84

Блок 1.2 - характеристики и параметры архитектурно-планировочной организации территории по вариантам 85

Блок 2 - маркетинг, прогнозная оценка степени востребованности планируемых к строительству объектов 86

Блок 3 - расчеты натуральных и стоимостных показателей, выводы, предложения 87

Оценка потребностей и платежеспособного спроса на жилье в городах Хабаровского края 89

Города Хабаровского края 90

Удовлетворенность жилищными условиями 90

Потребность в жилье и спрос населения 90

Таблица 1. Потребность и спрос населения на жилье в разрезе планируемых сроков его приобретения в городах Хабаровского края 92

Структура потребностей в жилье 94

Таблица 2. Структура потребностей в жилье и существующего жилищного фонда в городах Хабаровского края (ед. жилья), % 94

Возможности и предпочтения домохозяйств при решении жилищных проблем 94

Использование банковского кредитования для решения жилищной проблемы 95

Изменение спроса на жилье при снижении цен 95

Влияние базового материнского капитала на рынок жилья 95

Инвестиционный спрос на рынке жилья 95

Хабаровск 96

Удовлетворенность жилищными условиями 96

Потребность в жилье и спрос населения 96

Таблица 3. Потребность и спрос населения на жилье в разрезе планируемых сроков его приобретения в Хабаровске 97

Структура потребностей в жилье 99

Таблица 4. Структура потребностей в жилье и существующего жилищного фонда в Хабаровске (ед. жилья), % 100

Возможности и предпочтения домохозяйств при решении жилищных проблем 101

Использование банковского кредитования для решения жилищной проблемы 101

Изменение спроса на жилье при снижении цен 101

Влияние базового материнского капитала на рынок жилья 101

Инвестиционный спрос на рынке жилья 101

Комсомольск-на-Амуре 102

Удовлетворенность жилищными условиями 102

Потребность в жилье и спрос населения 102

Таблица 5. Потребность и спрос населения на жилье в разрезе планируемых сроков его приобретения в Комсомольске-на-Амуре 103

Структура потребностей в жилье 105

Таблица 6. Структура потребностей в жилье и существующего жилищного фонда в Комсомольске-на-Амуре (ед. жилья), % 106

Возможности и предпочтения домохозяйств при решении жилищных проблем 107

Использование банковского кредитования для решения жилищной проблемы 107

Изменение спроса на жилье при снижении цен 107

Влияние базового материнского капитала на рынок жилья 107

Инвестиционный спрос на рынке жилья 107

Ванино 108

Удовлетворенность жилищными условиями 108

Потребность в жилье и спрос населения 108

Таблица 7. Потребность и спрос населения на жилье в разрезе планируемых
сроков его приобретения в Ванино 109

Структура потребностей в жилье 111

Таблица 8. Структура потребностей в жилье и существующего жилищного фонда в Ванино (ед. жилья), % 112

Возможности и предпочтения домохозяйств при решении жилищных проблем 113

Использование банковского кредитования для решения жилищной проблемы 113

Изменение спроса на жилье при снижении цен 113

Влияние базового материнского капитала на рынок жилья 113

Инвестиционный спрос на рынке жилья 113

Выводы и рекомендации 113

II. Актуальные проблемы городского управления 116

Оценка удовлетворенности населения качеством услуг на муниципальном уровне 116

Доступность услуг 118

Финансовая и материально-техническая обеспеченность служб (органов, учреждений) 123

Кадровая обеспеченность услуг 125

Удовлетворенность населения качеством услуг 126

Выводы 128

Доступность услуг 128

Материально-техническая обеспеченность услуг 129

Кадровая обеспеченность услуг 130

Современная социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях и проблемы местного самоуправления (по материалам опроса руководителей МО) 131

Оценка социально-экономической ситуации и проблемы развития муниципальных образований 131

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос "Как бы Вы оценили социально-экономическую ситуацию в Вашем муниципальном образовании в настоящее время?" (по данным опросов 1993-2008 гг.), % 133

Таблица 2. Динамика ранжировки проблем, наиболее беспокоящих население 136

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос "Кто, по Вашему мнению, в Вашем городе в большей степени влияет на решение вопросов местной жизни?", % 139

Проблемы практической реализации приоритетных национальных проектов и федеральных законов 141

Таблица 4. Оценка успешности реализации приоритетных национальных проектов (по пятибалльной шкале) 143

Проблемы реформирования системы местного самоуправления 145

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос "В каких сферах нормы Закона N 131-ФЗ, на Ваш взгляд, способствовали улучшению ситуации в Вашем муниципальном образовании? А в каких, наоборот, усложнили работу?", % 146

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос о целесообразности исключения ряда вопросов из предметов ведения органов местного самоуправления, % 148

Таблица 7. Распределение ответов на вопрос "От кого в первую очередь Вы ожидаете реальной помощи в реализации реформы местного самоуправления?" 150

Межмуниципальное сотрудничество 151

Таблица 8. Распределение ответов на вопрос "Какие функции могли бы взять на себя советы по местному самоуправлению федерального округа?" 153

Роль АСДГ в решении проблем местного самоуправления 154

Таблица 9. Распределение ответов на вопрос "Какие направления
деятельности АСДГ Вы считали бы необходимым усилить в дальнейшем?" 155

Таблица 10. Динамика ответов на вопрос "Как бы Вы в целом оценили прошедший год?", % 157

О механизмах координации видов планирования и взаимодействии систем планирования 158

Актуальная ситуация 159

Разработка методики формирования комплексной системы планирования 162

Несколько полезных советов 164

Проблемы управления городскими агломерациями в современной России 165

Причины роста интереса к развитию городских агломераций 166

Стратегия управления агломерациями: объединять или взаимодействовать? 168

Мировой опыт управления агломерациями 170

Особенности российских агломераций 173

Тяжелая демографическая ситуация 173

Низкий уровень договорной культуры российских муниципальных руководителей 174

Специфика субурбанизации 174

Низкая мобильность населения 174

Межмуниципальная напряженность 175

Перенос негативных экстерналий 176

Возможные модели управления российскими агломерациями 176

Учреждение субъектом Федерации административного округа 176

Заключение межмуниципальных соглашений 177

Формирование организаций межмуниципального сотрудничества 178

Системные вопросы муниципального управления на современном этапе 179

Практика деятельности муниципальной администрации: опыт диагностики 183

Практика работы администрации ЕМР: характеристика ситуации по результатам самоанализа 185

Основные проблемы, зафиксированные в ходе самоанализа, которые требуют корректировки в процессе реформирования деятельности администрации ЕМР 192

Применение программно-целевого метода управления в целях построения системы мониторинга бюджетных расходов 194

Преимущества программы как инструмента управления 194

Программа как инструмент мониторинга 195

Таблица 1. Макет системы целевых программных индикаторов (показателей) 196

Система мониторинга и критерии оценки реализации программных мероприятий 197

Программа как инструмент мониторинга бюджетных расходов: проблемы применения 198

Ориентиры успешности и несколько положительных примеров 199

Рекомендуемые методические материалы 200

Планирование бюджетных расходов с учетом результатов мониторинга реализации программ 201

Таблица 2. Схема распределения бюджетных средств на достижение целей субъекта бюджетного планирования и решение задач с помощью программ 202

Актуальные задачи (вместо заключения) 203

Таблица 3. Основные характеристики бюджетов городов Центрального федерального округа 204

Внедрение мониторинга результативности бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях: пример отрасли "дошкольное образование" 205

Таблица 1. Перечень задач, показателей и возможных критериев оценки по цели "Обеспечение доступности образовательных ресурсов и услуг дошкольного образования" 209

Таблица 2. Перечень исходных (первичных) показателей мониторинга и процедура их расчета по цели "Обеспечение доступности образовательных ресурсов и услуг дошкольного образования" 211

III. Муниципальное развитие в цифрах и фактах 213

Система расселения России: тенденции к переменам 213

Таблица 1. Агломерации современной России (по Е.Е. Лейзеровичу) 219

Крупнейшие агломерации (свыше 1 млн. жителей) 219

Крупные агломерации (0,75-1,0 млн. жителей) 220

Большие агломерации (менее 750 тыс. жителей) 220

Таблица 2. "Малые агломерации" (по Е.Е. Леизеровичу) 221

Пространственный аспект социальной стратификации в Москве: факторы развития и прогноз 223

Таблица 1. Периодизация истории Москвы по критерию усиления или ослабления социальной стратификации 224

Таблица 2. Факторы, влияющие на территориальную составляющую социальной стратификации в Москве в настоящее время 225

Факторы, свидетельствующие о возможном усилении социальной стратификации в перспективе 227

Неравномерность в перспективном развитии транспортной инфраструктуры Москвы 227

Эксплуатация представлений о престижности определенных территорий города при проведении рекламных кампаний 227

Особенности реализации планов по строительству социального жилья 227

Интенсификация процесса квартальной застройки в Москве. Начало формирования "золоченых гетто" 228

Институциональные факторы 229

Факторы, свидетельствующие о возможном ослаблении социальной стратификации в перспективе 229

Социальная направленность политики столичной администрации 230

Увеличение мобильности населения 230

Влияние высоких цен на жилую недвижимость на внутригородские миграции населения 231

Особенности пространственного аспекта развития ключевых сегментов рынка недвижимости 231

Возможное исчерпание потенциала престижных секторов Москвы 232

Социально-пространственная сегрегация в современном городе:
исследование районов Хабаровска 233

Уровень социально-пространственной сегрегации в обследованных районах 236

Показатели социально-экономического благополучия (неблагополучия) районов 238

Таблица 1. Оценка респондентами ситуации с распространением наркомании и алкоголизма в своем районе 241

Доступ к услугам социальных учреждений 243

Основные выводы 247

Местное самоуправление в Кыргызстане через призму Европейской хартии местного самоуправления 249

Анализ практики заключения договоров управления многоквартирным домом в Якутске и Петропавловске-Камчатском 254

Стороны договора управления многоквартирным домом 255

Существенные условия договора управления многоквартирным домом 257

Состав общего имущества в многоквартирном доме 257

Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация 259

Порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы 264

Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления 265

Другие условия договоров управления многоквартирным домом 267

Выводы 269

Мониторинг предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 270

Общие сведения об изменении параметров федеральной программы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2000-2007 гг. 270

Охват населения программой субсидий 272

Финансирование программы субсидий 274

Сравнение программ субсидий, действующих в Дальневосточном федеральном округе 277

Таблица 1. Показатели программы субсидий в репрезентативных субъектах РФ, относящихся к ДФО 277

Доля получателей субсидии, % 277

Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату ЖКУ, % 277

Размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, м2 278

Наличие региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг 278

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. 278

Расходы населения на оплату жилого помещения и коммунальные услуги в расчете на 1 человека / 1 м2 (руб.) 278

Доля расходов населения на оплату ЖКУ в среднедушевом доходе, % 278

Среднемесячный
размер субсидий, руб. 278

Уровень финансирования предоставленных субсидий, % 279

Сравнение параметров региональных программ субсидий 279

Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи 279

Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения 280

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг 281

Функционирование программ субсидий в репрезентативных регионах ДФО 281

Финансирование программ субсидий в репрезентативных регионах ДФО 284

Политика, направленная на повышение качества жизни: регулирование потребления алкоголя 286

Сравнительный анализ национальных алкогольных политик 289

Индекс строгости государственного контроля за потреблением алкогольных напитков в России и отдельных европейских стран 291

Контроль производства и оптовой торговли 291

Контроль продажи алкоголя населению 291

Возрастные ограничения 292

Акцизная политика акцизный налог (евро за 1 л чистого этанола) 292

Польша - от водки к пиву 294

Рекомендации по формированию национальной алкогольной политики умеренного типа 296


Четвертый выпуск "Городского альманаха" Института экономики города стал одновременно первым, посвященным одному из российских регионов, а именно Дальнему Востоку. Поводом обратиться к этому региону послужило то внимание, которое уделяется ему в последние годы на всех уровнях, и особенно на федеральном. Причем характерно, что тема Дальнего Востока звучит в концептуально новом формате: с задач чисто экономического освоения акцент смещается на задачи социальные - превращение этой стратегически важной российской территории в полноценный, развитый регион с достойными условиями для жизни и труда жителей, с устойчивой позитивной региональной самоидентификацией. Тому, как решают комплекс социальных задач дальневосточные города, посвящен первый раздел альманаха - здесь представлены статьи, подготовленные представителями ряда дальневосточных исследовательских центров, а также специалистами Института экономики города.

Раздел открывается статьей доктора географических наук Л.В. Смирнягина, посвященной системной социально-экономической "картине" развития региона и его городов в последние годы. В других материалах освещаются различные аспекты развития дальневосточных городов - от стратегического планирования и оптимизации бюджетных услуг до конкретных, животрепещущих вопросов развития коммунальной инфраструктуры и преобразования застроенных городских территорий. Полагаем, что нашим читателям будет интересно узнать, насколько типичны и чем отличаются дальневосточные города в решении этих вопросов от муниципальных образований других регионов России.

В альманахе традиционно присутствует раздел, посвященный актуальным проблемам муниципального управления, которые рассматриваются сквозь призму продолжающейся реформы местного самоуправления. Обращаем внимание читателей на информационные материалы, полученные по результатам проекта Института экономики города, а также по итогам опроса муниципальных руководителей, проведенного Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов. Эти данные получены в ходе мониторинга "низового" уровня и весьма красноречиво свидетельствуют о процессах, протекающих в муниципалитетах. Авторы статей, включенных в раздел, обратились к ряду новых, пока сравнительно мало представленных в информационном пространстве тем, которые возникли как ответ на усложнение городского развития. Следствием этого, в свою очередь, стало осознание того, что необходимо искать пути повышения эффективности муниципального управления. В частности, речь пойдет о координации различных видов муниципального планирования и разных "вертикальных" уровней планирования - федерального, регионального и муниципального, об оценке агломерационных процессов в российских городах и поиске способов управления этими процессами, о современных особенностях развития программно-целевых методов планирования и управления на муниципальном уровне и т.д.

В разделе "Муниципальное развитие в цифрах и фактах" представлены материалы исследовательских проектов, аналитических разработок, семинаров, которые привлекут внимание как профессионалов - муниципальных служащих и работников региональных органов управления, так и самых широких читательских кругов. Раздел открывается базовой статьей об эволюции системы расселения в России. Это своего рода агрегированный индикатор регионального и муниципального развития - систему расселения можно рассматривать одновременно и как подоснову, и как результат многих социально-экономических процессов. Одной из заметных тем раздела стала тема внутригородской дифференциации и сегрегации, рассмотренных на примерах соответственно Москвы и Хабаровска. Затронуты также вопросы управления многоквартирными домами, предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, традиционно вызывающие живой отклик. Интересен опыт развития местного самоуправления в Кыргызстане, представленный нашими коллегами из Ассоциации городов Кыргызской Республики.

Редакция благодарит всех авторов, принявших участие в подготовке четвертого выпуска "Городского альманаха", и надеется на продолжение сотрудничества с нашими партнерами и коллегами.
Г.Ю. Ветров,

директор направления "Муниципальное экономическое развитие"

Института экономики города, кандидат экономических наук

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации