Соколов Э.М., Москвичев Ю.А. Утилизация отходов производства и потребления - файл n1.doc

приобрести
Соколов Э.М., Москвичев Ю.А. Утилизация отходов производства и потребления
скачать (9448.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc9449kb.14.09.2012 09:29скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….


Глава 1. Отходы производства и потребления…………………….

1.1. Электронная биржа отходов………………………………………..

1.2. Источники образования отходов производства и

потребления. Классификация отходов………………………………….

1.3. Нормирование образования отходов……………………………….

1.4. Методы определения классов опасности…………………………..

1.5. Полигоны для размещения опасных и твердых бытовых отходов…

Глава 2. Утилизация твердых отходов производства……………...

2.1. Зола и шлаки тепловых электростанций…………………………...

2.2. Шлаки черной и цветной металлургии……………………………..

2.3. Переработка строительных отходов………………………………..

2.4. Отходы производства резин и амортизированных шин…………..

2.5. Отходы производства пластмасс……………………………………

2.6. Отходы торфяной и лесной промышленности…………………….

2.7. Зола и шлаки мусоросжигательных заводов………………………

Глава 3. Утилизация жидких и пастообразных отходов

производства………………………………………………….

3.1. Кислые гудроны……………………………………………………..

3.2. Отработанные минеральные масла…………………………………

3.3. Нефте- и маслошламы……………………………………………….

3.4. Отработанные смазочно-охлаждающие жидкости………………...

3.5. Отходы растворителей………………………………………………

3.6. Отходы лакокрасочных материалов………………………………..

3.7. Отходы подготовки природных вод………………………………..

3.8. Осадки производственных сточных вод……………………………

Глава 4. Утилизация газообразных отходов производства………..

4.1. Пары органических растворителей…………………………………

4.2. Диоксид углерода……………………………………………………

4.3. Оксиды серы………………………………………………………….

4.4. Оксиды азота…………………………………………………………

4.5. Сероводород………………………………………………………….

5

9

14
18

21

27

47

60

60

63

69

77

89

95

105
112

112

130

136

147

156

160

164

164

188

190

197

198

204


Глава 5. Утилизация бытовых отходов………………………………

5.1. Характеристика твердых бытовых отходов (ТБО)………………..

5.2. Анализ наиболее распространенных и перспективных методов решения проблемы ТБО…………………………………………….

5.3. Утилизация некоторых других видов промышленных и бытовых отходов……………………………………………………………….

Глава 6. Плата за загрязнение окружающей среды………………...

6.1. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников………………………………………….

6.2. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников…………………………………………..

6.3. Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты………………………………………

6.4. Расчет платы за размещение отходов………………………………

Глава 7. Экологическое право………………………………………...

Библиографический список…………………………………………....

Приложение А. Федеральный классификационный каталог отходов...

Приложение Б. Оформление проекта нормативов образования отходов (ПНООЛР)………………………………………………………

Приложение В. Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории РФ………………………………………………………...





219

219
223
243

249
249
251
255

258

278

295

298
327


370





ВВЕДЕНИЕ
Отходы и их утилизация справедливо считаются одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Она усугубляется тем, что лишь в последние десятилетия XX века ей стало уделяться повышенное внимание на самых разных уровнях от международного до национального (регионального и местного). Решение этой проблемы пытаются найти специалисты различных отраслей науки и производства.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. определяет понятие «отходы производства и потребления» как «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства». Особое место в ряду отходов занимают опасные отходы. В соответствии с законом опасные отходы – это «отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами».

Вышеупомянутый закон вводит термин «обращение с отходами», который раскрывается как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору и утилизации, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Утилизация – это применение отходов для производства товаров (продукции, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии). Обезвреживание – обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание их на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов, не подлежащих в данный момент утилизации или обезвреживанию (в связи с отсутствием технологий), в специальных хранилищах для исключения попадания вредных веществ в окружающую среду. Размещение отходов включает два этапа обращения с ними – хранение и захоронение и осуществляется на специально оборудованных сооружениях (полигонах, хвостохранилищах, отвалах, шламонакопителях). Транспортирование отходов включает трансграничное перемещение, то есть их перевозку с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на (через) территорию, находящуюся под юрисдикцией другого государства, при условии, что такое перемещение затрагивает интересы не менее двух государств. К большому сожалению российских экологов, федеральным законом от 10 июля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в закон «Об охране окружающей природной среды» разрешен ввоз отходов АЭС на территорию России с целью захоронения и обезвреживания. Следует также выделить термин «транспортирование опасных отходов», то есть их перевозку при наличии паспорта опасных отходов специально оборудованными и снабженными специальными знаками транспортными средствами при соблюдении требований безопасности при перевозке, погрузочно-разгрузочных работах, упаковке, маркировке с указанием количества, цели и места назначения.

В целом положение с обращением с отходами остается крайне неудовлетворительным для большинства регионов России из-за отсутствия полигонов захоронения и перерабатывающих заводов, недостатка финансовых средств для ликвидации угроз чрезвычайных экологических ситуаций и реализации региональных программ, усиления техногенных нагрузок на окружающую среду, большого количества уже накопленных отходов. Вследствие незавершенности разработки эффективной государственной политики в сфере обращения с отходами также возникают проблемы здоровья населения, проживающего на территории планируемых к строительству объектов захоронения или даже утилизации отходов.

Ежегодно в России образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется (утилизируется) только 2 млрд. т или 28,6  %. В результате на территории РФ уже накоплено более 80 млрд. т только твердых отходов. Под полигоны и свалки твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель (без учета «несанкционированных» свалок). Причем «полигоны» в большей своей части более похожи на свалки, потому что вопреки своему названию отрицательно влияют на элементы окружающей среды (атмосферу, поверхностные и подземные воды). В городах и поселках городского типа по прогнозам в 2005 г. будет образовано около 35 млн. т твердых бытовых отходов. Смешение пищевых и других видов твердых бытовых отходов существенно снижает возможность утилизации последних, усложняет работу мусоросортировочных станций.

Велика доля опасных отходов. В настоящее время их образуется около 1,8 млрд. т, из которых обезврежено лишь 15  %. Остальные отходы, не подлежащие использованию и переработке из-за отсутствия технологий или оборудования, направляются на захоронение в 2955 мест захоронения отходов, 539 из которых не отвечают нормативам экологической и санитарной безопасности. Места захоронения занимают территорию в 37,2 тыс. га. Самым негативным является то, что незначительно утилизируются, в основном, самые токсичные отходы (1,2,3 классов опасности). Средний уровень их использования составляет 10-12 % в разные годы. В итоге около 90 % этих отходов поступает в окружающую среду, являясь наиболее весомым фактором её загрязнения. В то же время, они обладают ресурсной ценностью и относятся к невозобновляемым природным ресурсам.

В различных российских экологических программах имеется раздел, касающийся обращения с отходами. В РФ действует Федеральная целевая программа «Отходы» до 2010 года. Характерно то, что вводная часть этой программы начинается с констатации того факта, что сложившаяся в сфере обращения с отходами ситуация ведет «к сильному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны». Данная программа (конечно, в случае её реализации) сориентирована на: снижение всего лишь на 20-30 % негативного воздействия отходов на окружающую среду в районах осуществления пилотных проектов переработки отходов; сокращение отчуждения земель под полигоны и свалки за счет переработки отходов; экономию сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл; накопление и распространение опыта с целью вовлечения предприятий в процессы использования и обезвреживания вновь образующихся и уже накопленных отходов; создание рынка экологически безопасных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов; производство и ввод на рынок пользующихся спросом товаров, изготовленных из (или с применением) отходов. Однако финансирование всех экологических программ систематически производится не в полном объёме, что осложняет и без того тяжелую ситуацию с проблемой отходов. Остаются нерешенными многие задачи по совершенствованию законодательства и управления в сфере обращения с отходами.

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что проблема обращения с отходами является общенародной и её невозможно разрешить без широкого участия всех слоев населения, и в первую очередь технической интеллигенции. Для этого необходима соответствующая литература, которой в настоящее время явно недостаточно. Как правило, в учебниках, посвященных различным технологическим процессам, раздел, касающийся переработки отходов, или совсем отсутствует, или изложен слишком лаконично. При этом нет информации о возможности использования в данной области отходов других производств. Возможность утилизации использованных материалов должна предусматриваться в разрабатываемых проектах не только технологий, но и новых видов конструкций оборудования и материалов.

Дефицит технической литературы по утилизации отходов значительно возрос в связи с введением в конце 90-х годов в государственные стандарты всех общеинженерных и экономических специальностей дисциплины «Экология», где предписано разделу «отходы» уделить повышенное внимание. Пособие будет использовано при разработке лекций по курсам «Общая и промышленная экология», «Экологические функции биосферы и защиты среды обитания», «Средства защиты среды обитания», «Экономика природопользования», а также в курсе «Безопасность жизнедеятельности».

Необходимо отметить, что промышленные и сельскохозяйственные предприятия и организации стали более серьёзно относиться к проблеме отходов. Для успешного обучения инженерно-технического персонала, которому в учебном процессе ранее не представлялся хотя бы краткий курс «Экология», также требуется пособие, полностью посвященное проблеме утилизации отходов производства и потребления. Эти знания помогут предприятиям и организациям успешнее продвигаться к получению сертификата по международному стандарту ИСО-14000 и включать в каждый свой технологический регламент раздел «Утилизация отходов производства и потребления» (ведь когда-то их продукция также станет отходом).

Данное пособие может быть использовано преподавателями старших классов общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и повышения квалификации, работниками средств массовой информации и активистами общественных экологических движений.

Пособие может внести определенный вклад в формирующуюся систему непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения различных возрастных и национальных групп населения. В нем авторы постарались отразить вопросы формирования наиболее распространенных отходов производства и потребления, их классификацию, влияние на здоровье человека и окружающую среду и возможные варианты их утилизации с получением востребованных обществом материалов и изделий. Естественно, что в одном пособии ограниченного объёма нельзя охватить все многообразие имеющихся отходов. Но если представить, что все приведенные в нем реальные технологии переработки отходов были бы повсеместно внедрены, то это можно было бы считать гигантским шагом в деле охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Глава 1. ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Проблема образования, размещения, утилизации, захоронения отходов является достаточно многоплановой, охватывающей все отрасли материального производства, сферы услуг и быта и тесно связанной с решением проблем охраны окружающей среды и рационального использования материально-сырьевых ресурсов. Вместе с тем, эта проблема имеет свои особенности и потому утвердилась у нас в стране и за рубежом в качестве самостоятельной хозяйственной задачи, требующей для своего решения специфичес-кого подхода.

Накопление значительных масс твердых отходов во многих отраслях промышленности обусловлено существующим уровнем технологии переработки соответствующего сырья и недостаточ-ностью его комплексного использования. Удаление отходов и их хранение являются дорогими мероприятиями. Уровень оперативной утилизации отходов является низким: в хозяйственный оборот вовлекается только пятая часть отходов. В то же время, значительная часть твердых отходов промышленных предприятий может быть эффективно использована в народном хозяйстве. При этом 1 % минеральных отходов равноценен дополнительному вовлечению в производство сырья, необходимого для получения около 1 млн. т стали, примерно 6,5 млн. т угля и 4,9 млн. т нефти, до 6 млрд. м3 природного газа и 15 млрд. кВт·ч электроэнергии.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. В настоящем федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее – отходы) ­– остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;

обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

размещение отходов – хранение и захоронение отходов;

хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии:

обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

трансграничное перемещение отходов – перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

паспорт опасных отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе:

вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются (статья 3 ФЗ):

К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся (статья 5 ФЗ):

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся (статья 6 ФЗ):

Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды (ОПС).

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами (статья 25 ФЗ) осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя:

Решения органов, осуществляющих государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Производственный контроль в области обращения с отходами (статья 26 ФЗ об отходах) организуют юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Общественный контроль в области обращения с отходами (статья 28) осуществляют граждане или общественные объединения.

Неисполнение и ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
1.1. Электронная биржа отходов

В настоящее время требуется создать и внедрить систему обращения с отходами, позволяющую довести информацию об их наличии до широкого круга предприятий, для которых они могут представлять интерес как сырьевой ресурс, способный заменить традиционный и обеспечить повышение экономической эффективности производства. Одновременно эта система может существенно уменьшить объемы захоронения отходов и способствовать решению ряда задач использования вторичного сырья:

Существует значительное количество организаций, фирм, малых предприятий и отдельных предпринимателей, предлагающих свои разработки и технологические проекты по утилизации, рекуперации отходов, а также различные виды оборудования и др. Но в настоящее время нет механизма, сводящего покупателей (предъявителей спроса) с продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг. В качестве основной задачи, решаемой рынком отходов, можно было бы рассматривать предоставление информации в области предложения и спроса отходов, имеющих определенный ресурсный потенциал и используемых в качестве вторичного сырья.

В этом случае в качестве товара можно рассматривать отходы:

Следовательно, в ситуации, когда отход использовать экономически невыгодно или в принципе невозможно, у производителя отходов возникают потребности в услугах по обезвреживанию, размещению отходов. Формируется спрос на новый товар – работы и услуги природоохранного назначения в области обращения с отходами.

Управление отходами производства и потребления является составляющей системы управления охраной окружающей среды. Несмотря на введение в действие современных механизмов управления отходами (лицензирование, экологические платежи, нормирование и т.д.), эффективность управления отходами остается на низком уровне. Основные причины такой ситуации:

С другой стороны, существуют государственные и муниципальные организации, ведущие реестр отходов предприятий города и области; фирмы, организации и специалисты, имеющие идеи, технологии, оборудование по переработке и утилизации отходов; предприятия, заинтересованные в закупке дешевого вторичного сырья подходящей кондиции для использования в производстве; предприятия, заинтересованные в продаже отходов как вторичного сырья вместо вывоза на свалку; инвесторы, готовые финансировать эффективные проекты; государственные и муниципальные службы, работающие с экологическими проблемами.

Одним из путей рационального решения комплекса экологических и экономических проблем может стать составление Каталога промышленных отходов (электронная биржа отходов) на базе региональных торгово-промышленных палат (ТПП) (рис.1.1).

Предприятие –

источник отхода
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации