Ответы на вопросы по курсу История Отечества - файл n1.doc

приобрести
Ответы на вопросы по курсу История Отечества
скачать (2613.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2614kb.30.05.2012 00:22скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
История Отечества с древности до конца XV века

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Древние люди на территории нашей страны.

За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы. Возникшая на стыке Европы и Азии, впитавшая в себя черты и Запада, и Востока, Россия представляет собой своеобразную евроазиатскую цивилизацию. Для того чтобы оценить место России в мировом развитии, необходимо проследить тот исторический путь, который она прошла от зарождения до настоящего времени.

История крупнейшего в Европе Российского государства развивалась, с одной стороны, подобно истории других народов и государств, а, с другой, - имеет ряд особенностей. Нашими предками были древние славяне. До сих пор ученые не имеют единого мнения о прародине славян, откуда они пришли на просторы Восточно-Европейской равнины - территорию будущего Российского государства, когда это произошло, когда образовались древние славянские города, а также каким было хозяйство древних славян.

Различные гипотезы ученых сложились и продолжают уточняться на основе разнообразных археологических и лингвистических источников, а также письменных памятников.

Предшественники древних славян. На территории нашего Отечества первобытный человек появился в период раннего палеолита - древнекаменного века (примерно 700 тыс. лет назад). Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500-300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100-35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.

В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разумный (homo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества - родовой общиной.

Уникальным памятником эпохи позднего палеолита является Сунгирьская (близ Владимира) культура. Археологические находки рассказывают о внешнем облике, одежде, материальной культуре и ритуальных обрядах того времени.

Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством (присваивающее хозяйство), а позже - земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плужным - в плуг запрягались лошади или волы.

В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.

С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.

Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйственной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда.

Появление металлов, в особенности применение железа, способствовало развитию ремесел. Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от земледелия. Это привело к производству излишков продукции, которые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации.
Города-государства Северного Причерноморья. Кочевые скотоводческие племена.

На северных берегах Черного моря, которое греки называли Понт Эвксинский, в VII-VI вв. до н.э. возникли многочисленные греческие колонии - города-государства (полисы). Наиболее известные из них - Ольвия в устье реки Буг, Херсонес (старорусское название - Корсунь) в окрестностях нынешнего Севастополя, Пантикапей (на месте нынешней Керчи), Фанагория на Таманском полуострове, Танаис в устье реки Дон и др. Греки вели с местным населением - скифами - не только оживленную торговлю, но и оказывали на них свое культурное влияние. Греки покупали в основном хлеб, рыбу, а продавали ткани, вино, масло, предметы роскоши.

В результате таких связей создавались смешанные эллино-скифские поселения. С центром в Пантикапее возникло Боспорское царство (V-IV вв. до н.э.), объединившее некоторые греческие города, а также местные племена скифов.

Скифские кочевые племена в VIII-VII вв. до н.э. пришли из Азии в южные и юго-восточные степи, вытеснив господствующую здесь этническую общность земледельческий народ киммерийцев, которые ушли далеко во Фракию. Под общим названием "скифы" известны многочисленные кочевые племена которые различались по месту заселения и своим занятиям. Главным племенем считались царские скифы, которые жили в низовьях Днепра по левому берегу. На правом берегу нижнего Днепра жили скифы-кочевники, к западу от них - скифы-земледельцы и скифы-пахари на среднем Днепре.

Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие. Скифы-земледельцы торговали зерном с причерноморскими греческими городами, откуда греки поставляли зерно в Элладу. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, они выращивали "лучшую в мире пшеницу". Скифы хорошо владели ремеслами: обрабатывали железо и бронзу, изготовляли оружие, выделывали кожу. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки в скифских курганах.

В VI-IV вв. до н.э. скифы объединились в большой племенной союз, на основе которого сложилось Скифское царство со столицей в Неаполе Скифском (близ нынешнего Симферополя) Это государство представляло собой союз воинственных племен во главе с царем, а вожди племен возглавляли войска во время походов. Власть царя передавалась по наследству. В государстве происходило постепенное расслоение населения, выделялись военная и жреческая аристократия. Основные работы выполняли свободные общинники - скотоводы и земледельцы, труд рабов был незначительным.

Геродот пишет, что во второй половине V в. до н.э. Скифское царство занимало громадное пространство от Дона на востоке до устьев Дуная и Нижнего Днепра на западе.

В III в. до н.э. скифов вытесняет новая этническая общность-сарматы, жившие до этого на востоке от Скифии, за Доном. Границы сарматов, по свидетельству древних писателей, были более обширны: почти от Карпат, Вислы, Дуная до Дона, Волги, Урала.

Во II-III вв. н.э. сарматов вытеснили германские племена готов, пришедшие в черноморские степи с берегов Балтийского моря и занявшие территорию от Дона до Карпат и Нижнего Дуная.

Вождь готов Германарих, прославленный в песнях и сказаниях, объединил не только готские племена, но и подчинил соседние, в том числе финские и славянские.

IV-VII вв. известны в истории как Великое переселение народов. Нашествием гуннов (с 70-х гг. IV в.) открывается ряд последовательных азиатских нашествий в Европу. Гунны прошли через южно-сибирские степи и через "великие ворота народов" между Уральским хребтом и Каспийским морем в Восточную Европу. Они разбили готов, а их старый вождь Германарих в отчаянии покончил с собой. Возглавив мощный союз племен, гунны предпринимали опустошительные походы во многие страны. Наибольшего могущества гунны достигли, когда их возглавил (в 440 г.) свирепый вождь Аттила. Они перешли из черноморских степей на запад, в Дунайскую равнину, нападая на Восточную и Западную Римские империи, брали у них выкуп. После смерти Аттилы в 453 г. союз гуннов распался.

В VI в. их сменили авары которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

В VII в. появилось новое кочевое племя хазары, которые обосновали обширное государство от Кавказских гор до Волги и Среднего Днепра - Хазарский (до конца Х в.) каганат.

Все эти народы и племена не только предшествовали появлению на Восточно-Европейской равнине славянских племен, но уже и соседствовали с ними и оказывали друг на друга взаимное влияние.

В VI в. славяне (под названием словене) включились в мировой миграционный процесс. Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: - на юг на Балканский полуостров; на запад - в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север - по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. К южным славянам относятся нынешние болгары, сербы, хорваты и др., к западным - поляки, чехи, словаки, мужичане, к восточным - русские, украинцы и белорусы.
Тюркский и Хазарский каганаты.

На территории Алтая и Монголии, где уже шел процесс феодализации, около 552 г. в результате завоевания тюрками соседних племен сложилась обширная держава — Тюркский каганат. В конце VI в. западная часть этого государства временно обособилась под названием Западнотюркского каганата, занимавшего часть современного Казахстана и Киргизию. Тюрки неоднократно совершали походы на земледельческие области Средней Азии и постепенно заселяли их. У Тюркского каганата были торговые и дипломатические связи, с одной стороны, с Китаем, а с другой — с Византией. Следствием распада стало образование новых племенных союзов – аварского, хазарского, булгарского.

В сер. VII в. возник Хазарский каганат - государство в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе, часть распавшегося Тюркского каганата. В начале VIII в. хазары владели обширными территориями Кавказа, Приазовья, Крыма. Позже, под давлением арабов, каганат переместился на нижнюю Волгу. Гегемония каганата распространялась на значительную часть восточнославянских земель (отсюда споры о «хазарском иге» над Русью). С конца IX часть хазарской территории заняли печенеги. В X в. с хазарами активно воевали русские дружины, важный вклад в их разгром внес Святослав (964-965).
Восточные славяне в VIVIII вв.

Расселение восточных славян. В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В "Повести временных лет" говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять - древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) - радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра - уличи, между реками Днестр и Прут - тиверцы. В предгорьях Карпат жили "белые" хорваты, а по Западному Бугу - дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра - кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полоть - полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов - ильменские славяне, а в бассейне Оки самые восточные из славянских племен - вятичи.

Каждое племя управлялось своим вождем - старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени - вече.

Данные летописи о расселении восточных славян через много веков были подтверждены археологическими находками женских украшений - височных колец, типичных для каждого племенного союза.

Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т.п. В разное время соседские народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями восточных славян (к IX в.) были на западе балтийские племена: ливы, чудь, весь, корела и др., западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, а также венгры (угры); на северо-востоке - многочисленные угро-финские племена: мордва, мари, мурома, меря и др.; на Нижней Волге - хазары, на востоке - волжские болгары, а на юге в Причерноморье - печенеги и другие тюркские племена.

Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни.
Занятия. Судя по сохранившимся литературным памятникам и археологическим находкам, славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались как хлебопашеством и скотоводством, так и охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать к новым условиям. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия - перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес; из огородных культур - репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы, занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.

В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже - деревянный плуг с железным наконечником - лемехом.

В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.
Быт, верования. Русский историк Карамзин описывает славян как трудолюбивый народ, который признаёт красоту, как красоту силы рук. Славяне были сильными, храбрыми, но не агрессивными. Были гостеприимными, всегда уходя из дома, оставляли еду на столе, для странников. Жили славяне в хижинах, в которых было по два выхода, один основной выход, а другой на случай нападения кочевников.

Быт восточно-славянских племен также ярко описан в памятниках древнерусской литературы. Так, между селами устраивали игрища - религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по невесту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному договору. На смену этому обряду пришел другой - привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.

Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной - пиршеством и воинскими играми.

Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца - Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом ветра - Стрибог, покровителем скота - Велос (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь - Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога - Перуна, бога грома, молнии, войны.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах - капищах, богам приносились жертвоприношения - требы.

Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родначальником жизни - Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще "чур", по церковнославянски - "щур". Сохранившееся и поныне выражение "чур меня" означает "храни меня дед". Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили лешие, в реках - водяные, русалки.

У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря - колядовали ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны - масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы - проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.
Родоплеменные отношения. Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами, об этом свидетельствует и летопись: "Живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим".

Русский историк В.О. Ключевский писал: "Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры".

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины соседской, территориальной, которая называлась "мир" - на юге, и "вервь" - на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли наделы. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого как в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе - развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече - народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.
Взаимоотношения с соседями.

Племена восточных славян имели множество народов соседей, проживающих в непосредственной близости от территории славянских племен. Соседство одних народов с другими имеет большое значение в истории. Народы постоянно контактируют друг с другом, перенимая какой-то соседский опыт. Не редко случаются и конфликты, на религиозной или иной почве. Поэтому от соседства многое зависит.

Соседями восточных славян были западные и южные славяне, у которых в VI-VIII вв. так же шел процесс образования государственности. Наши предки соседствовали с предками теперешних балтийских народов: ливы, латгалы, пруссы, ятвяги и другие народы. На северо-востоке жили финские племена: эсты, сумь, чудь, карелы. Это, все были мирные народы, которые дружили со славянскими племенными союзами. Не складывались отношения у славян с варягами, которые промышляли всяческим разбоем. Не сложились отношения у славян с соседствующим Хазарским каганатом. Это было мощное государство, совершавшие постоянные грабительские набеги на Русь. Соседство восточных славян с Великой степью не раз угрожало самому существованию славянства. Набеги кочевников были не редкими и разорительными. Киммерийцы, скифы, гунны, авары, хазары не раз совершали набеги на Русь. Такие соседи славян, заставили наших предков приминать решительные меры. Племена Восточных славян объединялись для совместной обороны, и вскоре образовали свою государственность.

Восточные славяне граничили не только с варварскими кочевника, но и Византией. Славяне торговали с великой империей, заключали торговые договора, перенимали всяческий опыт, и даже сами совершили несколько грабительских набегов на Византию.
Зарождение государственности : внутренние и внешние факторы

В VII-IX вв. восточные славяне переживали разложение родоплеменного строя. Община изменялась от родовой к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, имущественного неравенства внутри общин ещё не было.

Выделилась родоплеменная знать - князья и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооружённой силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Т.о., славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

Каждое племя имело своего князя. Одним из таких племенных вождей VI-VII вв. был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись "Повесть временных лет" называет его основателем Киева.

- внутренние факторы (разделение труда, возникновение городов, имущественное расслоение, существование классов, необходимость поддержания порядка внутри страны),

- внешние факторы (необходимость защиты территории от внешнего врага).
Города. С развитием торговли связано у славян появлении городов. Большинство городов возникало по водному пути Днепр - Волхов. Чаще при слиянии двух рек появлялось место обмена товарами, куда сходились звероловы и бортники для торговли, как тогда говорили для гостьбы. На их месте, сложились будущие русские города. Города служили торговыми центрами и главными складскими пунктами, где хранились товары.

В "Повести временных лет" уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов, Суздаль, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Поэтому варяжские пришельцы называли славянскую землю Гардарикой - страной городов.

Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.

Появились первые княжества. Из арабских источников VIII в. мы узнаем, что в то время у восточных славян существовали такие княжества: Куявия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде) и Артания. Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.
Становление территориальных общин.

С течением времени, когда племена и роды расселялись на больших пространствах, связь между ними ослабевала, и они распадались, делясь на самостоятельные семьи. Каждая отдельная семья заводила свою особую пашню, имела свои покосы, обособленно охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность заменялась семейной. Точно так же переставала действовать и власть старшего рода («родовладыки»): он не мог управлять всеми хозяйствами родичей, если эти хозяйства были разбросаны на больших расстояниях. Его власть переходила к отцу каждой отдельной семьи, к «домовладыке». С распадом родовых связей, родичи переставали чувствовать свою общность и в случае нужды объединялись для общих дел уже только по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи. Соединённые одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задругу, вервь) и избирали для ведения общих дел выборных старейшин.

Таким образом, древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным, причём в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным племенам. Соседская община - это, как правило, село в 10-15 дворов, где жили большие семьи из 2-3 поколений, включая взрослых женатых сыновей. По мере их роста на расстоянии в 7-8 км "в деревах" (лесу) основывались деревни в 1-2 двора, сохранявшие связь с селом. Расчистка леса под пашню требовала усилий всей общины, отсюда её крепость у восточных славян. Высшим органом общины был сход из домохозяев, где решение принималось не голосованием, а общим согласием, и избирались старцы.

Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Соседская (территориальная) община у восточных славян была низшим звеном социальной организации. Соседские общины затем объединялись в племена, а последние - в союзы племён (начиная с VII века).
Формирование древнерусского государства в IXX вв.

Новгород и Киев.

В IX в. сложились два крупнейших центра формирования русской государственности — Новгород и Киев, между которыми шла напряженная борьба за лидерство в объединении восточнославянских земель. Они объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен - северную (словене, кривичи, ряд неславянских племен) и южную (поляне, северяне, вятичи).

Летописным основателем Новгородской Руси считается варяжский князь Рюрик, княживший с 862 по 879 год. Археологические данные свидетельствуют, что новгородская княжеская резиденция середины IX века обладала яркими признаками скандинавского присутствия. Преемник Рюрика князь Олег подчинил себе города Смоленск и Любеч в 882 г. В 882г. в результате похода дружин под предводительством Олега из Новгорода в Киев по пути «из варяг в греки» оба важнейшие центра Руси были объединены. Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государства. Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать их участия в походах. Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль Великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову.

Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло, потому что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками основными средствами передвижения тех времен Киев был ядром восточнославянского мира. К тому же Киев был одинаково близок к Византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси.

Норманнская теория.

Норманнская теория была сформулирована в 1-й половине XVIII века немецкими историками в Российской Академии наук Г. Байером (1694—1738), позднее Г. Миллером и А. Л. Шлёцером. Норманнскую версию приняли Н. М. Карамзин, а за ним практически все крупные русские историки XIX века.

Норманнская теория (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов.

Согласно теории учёными доказывалось, что Киевскую Русь основали варяги, скандинавы, известные в Европе как викинги. Немецкое происхождение основателей теории и подчеркивание ими важности германо-скандинавских влияний на славян создали впечатление их уверенности в том, что славяне были не способны создать государство самостоятельно.

Это возмутило выдающегося русского ученого 18 века М.В. Ломоносова, который написал гневный ответ немцам, доказывая первоочередную роль славян в создании Древнерусского государства. Утверждения Ломоносова получили название антинорманской концепции и положили начало спорам, которые идут и сегодня.
Древнерусские города. Ремесло. Торговля.

Древнерусские города — постоянные поселения восточных славян, сформировавшиеся как торгово-ремесленные центры, культовые центры, защитные крепости, либо княжеские резиденции. Другой разновидностью городских поселений были погосты — пункты для сбора дани, полюдья, посредством которых великокняжеская власть закрепляла за собой подвластные племенные территории.

В процессе становления Древнерусского государства наибольшую перспективу имели поселения, исполнявшие функции торгово-ремесленных и административных центров а также – центров местной племенной округи.

Древнейшие городища появляются в VIII-IX вв. в Среднем Поднепровье, Поднестро­вье, Побужье. Летописи называют их в IX-X вв. более двух десятков. Таковыми в частности были: Белгород, Белоозеро, Василев, Вышгород, Вручий, Изборск, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Менск, Муром, Новгород, Пересечен, Пере­мышль, Переяславль, Полоцк, Псков, Родня, Ростов, Смоленск, Туров, Червень, Черни­гов. Все древнейшие русские города имели славянские названия. Типичным для города – административного центра административной округи – было сочетание: крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления, церквей.

Рост численности населения сопровождался быстрым ростом городов: в начале XI века на Руси насчитывалось 20-25 поселений городского типа, в середине XII века их было уже около 70, а к 1230-м годам – более 150. Увеличивалось не только число горо­дов, но и их размеры. Численность населения наиболее крупных – исчислялась десятками тысяч. К последним можно отнести Киев, Новгород, оба Владимира, Галич, Полоцк, Смоленск а также Ростов, Суздаль, Рязань, Витебск, Переяславль Русский. В период рас­цвета в Киеве было свыше 50000 жителей, в Новгороде меньше – около 30 тысяч. Насе­ление остальных городов редко превышала 1000 человек.

Земледельческое население Киевской Руси было сосредоточено на сравнительно небольшой территории с удобными для сельского хозяйства землями. Относительно плотно были заселены долины рек: Днепра, Волги, Западной Двины, Оки, Москвы-реки и бассейна озера Селигер а также район так называемого Суздальского ополья. В рассматриваемый период на северо-западе и северо-востоке Руси по данным археологических исследований преобладали малодворные поселения, состоящие из 3-6 дворов, их было около 70%, и только 30% имело 7-12 дворов и более. Более крупные городские поселения – были центрами сельских районов, к которым тяготел ряд более мелких. Жители после­дних свозило на них подати – извоз, съезжалось на ярмарки и т.д. По данным раскопок в центральных районах Смоленской области в IX-X веках известно 30 селищ, в XI-XII веках их число возросло втрое, до 89.

Связь между возникновением городов и развитием земледелия в XI-XIII вв. можно проследить по карте этого времени, где они расположены в виде отдельных групп, чаще всего сосредоточенных в районах: Киевской, Переяславской, Чернигово-Се­верской, Галицко-Волынской, Полоцко-Смоленской, Рязанской земель.

Некоторые древние города первоначально формировались в виде группы поселений, вблизи которых в дальнейшем строилось ограж­денное укрепление; другие – какое-то время ограничивались огражденной территорией старых поселе­ний, вокруг которой в дальнейшем развива­лись районы предместий – посады, которые впоследствии укреплялись и дифференцировались. Предполагается, что Киев и Новгород, Чернигов и Новгород Северский возникли возникли в результате развития и интеграции близлежащих поселений. Были случаи полиэтнических древних поселений (Ладога, Псков).

Ремесленное, промышленное, торго­вое и служилое население проживало в посадах, где размещались их дома, склады, масте­рские и т.п. Непременным условием города был торг или торговище, имело церковь, то­рговые помещения и др. Купцы в те времена были одновременно и воинами, в городах существовало ополчение – городские «сотни» и «тысячи», возглавлявл его «тысяцкий» – предводитель городского ополчения, ведавший в мирное время делами городского управления.

Древнерусские города и их крепости первоначально обносились земляными валами и рвами, позднее стали строить деревянные стены и укрепления. Стены их укреплялись башнями – вежами, а внутрь города вели ворота. В Киеве и Влади­мире по 4 ворот. На возведение и поддержание городских укреплений затрачивались значительные средства – для этого существовала специальная пошлина.

При обозначении городских районов в Киевской Руси использовались слова ули­ца и конец: первое означало проход между строениями, а другое – квартал; по отношению к ним всречаются упоминания о местном самоуправлении. Названия улиц и концов были разнообразны: Варяжская, Конюхова, Волосова – в Новгороде, Копырев конец в Киеве.

Местоположение территории, на которой возник и вырос Киев, основанный в V в. н.э. в одном из центров расселения восточнославянских племен, на водоразделе лесостепи и леса, способствовало, как свидетельствуют данные археологии, концентра­ции здесь задолго до его возникновения, значительного земледельческого населения, раз­витию экономики и торговли. Большое значение, также, имела удаленность от границ «дикого поля» откуда угрожали кочевники.

Киев IX-XI вв. был торговым городом с ремесленным производством, городом князей и их дружин. Люди – городская знать, связанная с княжеским двором, боярами или церковью – составляют значительную и влиятельную прослойку. Подобное можно было на­блюдать и в других древнерусских городах, приток населения в которых происходил за счет сельских жителей, иногда поощряемого князьями.

Еще в X в. в устье Днепра было поселок русских воинов-купцов, ходивших в Конс­тантинополь. Из него выросло Олешье XI-XII вв., где останавливались ку­пцы-гречники.

В результате археологических исследований в районе села Карачевки, на берегу реки Уды были изучены культурные слои Донецкого городища XI-XII вв., распо­ложенного в 7 км. от Харькова, которое связывают с упоминаемым в Ипатьевской летописи городом Донцом, в связи с походом 1185 г. князя Игоря Святославича. Здесь были найдены жернова, зернотерки и другие сельскохозяйственные орудия и предметы, а также полный ассортимент хлебных злаков (просо, рожь, ячмень, мягкая и твердая пшеница, гречка), лен и мак. Источники упоминают Солоный (хазарский) торговый путь, который вел к Дону, а затем через Азовское море в Крым и Тмутараканское княжество и далее в Черное море и города Крыма.

Некоторые города возникали, как крепости для обороны границ – г. Воин у впадения реки Сулы в Днепр; Переяславец-на-Дунае и Тьмутаракань основанные князем Святосла­вом; другие – вырастают из княжеских усадеб или крепостей (Гродно, Сурож, Райки, Колодяжин). Ярослав Мудрый во время своего правления основал три города – Юрьев (Дерпт), Ярославль на Волге и Ярослав на реке Сан, который сейчас находится в Польше. Имели место и боярские города (Плесненск, Мстибогов), а также частные сельские усадьбы – центры вотчинного хозяйства,– которые обычно были укреп­лены. Последних было немного и к ним, как и к погостам, тяготел ряд мелких селищ.

В своем расселении на севере пришли в соприкосновение сла­вянские, угро-финские, восточно-балтские племена и возникла цепь городов: Псков, Изборск, Новгород на Иль­мене, Белоозеро, Ростов. Некоторые из них возникли еще во времена племенных сою­зов, другие же были поставлены как, как северные форпосты Руси.

На месте будущей Новгородской земли к 20-м годам X в. сложилось одно из раннего­сударственных объединений (славия) ильменских словен и кривичей. Образование и ста­новление Новгорода – второго по величине города Древней Руси, населенного земледе­льцами-славя­нами, и расположенного в зоне рискованого земледелия,– совпадающее по времени с расцветом торговли по днепровскому торговому пути, не может быть объяс­нено совпадением случайных причин. В течение нескольких десятилетий Новгород, ко­торому Ярослав Му­дрый даровал акт об освобождении от ежегодной дани, превратился из рядового северного поселения в одного из крупнейших городов Руси, ко­торый был известен в Европе, в Византии, в Средней Азии и на арабском Востоке.

Административное управленение в древнерусских городах, сложившееся в процессе исторического развития, включало: князя, посадника, тысяцкого, вече и архиепископа, значение, функции и положение которых, мо­гло значительно отличаться в разные периоды для отдельных районов. К XIII в. в Новгороде было 5 концов, возглавляемых кончаковскими старостами, которые участвовали в выборах посадника, скрепляли собственными печатями общегородские акты, играли активную роль в местном вече. Выборные от концов входили в состав посольств. Наряду с кончаковской организацией в Новгороде, существовали десятки и сотни, которые по крайней мере с XII в. возглавлял тысяцкий, фигура которого в большинстве древнерусских городов была тесно связана с князем и его администрацией. В Пскове было 8 концов – каждый из них, строил свою часть городских укреплений и______________________________________________________________________________________________________________________________ формировал отряд ополчения, возглавляемый избранным воеводой.

Значительный рост древнерусских городов во второй половине X-XI в. (Киев, Новгород, Псков, Ростов, Смоленск, Полоцк и др.) привел к изменениям в системе полюдья, что ослабило роль погостов. В Новгороде появление князя отмечается переносом княжеской резиденции с Городища на Ярославово Дворище: жизнь на самом Городище временно затухает. Также затухает жизнь в Гнёздове под Смоленском после вокняжения Ста­нислава и в Шес­товицах – из-за возникновения княжеской крепости в Любече. С утверждением Ярослава на ростовском столе связан упадок поселения на Сарском городище, а с основанием им Ярославля – исчезновение Тимерева и других погостов в Верхнем Поволжье. К началу XI в. теряют значение многие племенные протогородские центры (Хотомель, Искоростень и др.), а также – старые культовые центры (Перынь).

В определении понятия «город» у наших историков нет разногласий: все единодушно называют города центрами ремесла и торговли.

В городах было хорошо развито ремесленное производство. В своих капитальных исследованиях, основанных на глубоком изучении вещественных памятников, историк Борис Рыбаков выделяет до 64 ремесленных специальностей и группирует их по 11 группам.

Ниже приводится список специальностей, которые наименее спорны и признаются большинством специалистов.

Иногда ремесленники занимались производством одного определённого предмета, рассчитанного на постоянный спрос. Таковы были седельники, лучники, тульники, щитники. Можно предположить существование мясников и хлебников, как, например, в городах западной Европы, но письменные источники, к сожалению, это не подтверждают.

Одним из самых распространённых видов ремесленного производства было кузнечное дело. Как и в позднейшее время, кузнецы обычно селились при въезде в город, И соответствующие городские ворота иногда прозывались кузнечными (например, кузнецкие ворота в Переяславле Южном). Слово «кузнец» («кузнець») находим уже в житии Феодосия Печерского по списку XII в.

Как особая специальность в летописи упоминаются кузнецы-гвоздочники, если только верить Никоновской летописи, текст которой отличается позднейшими подновлениями. Впрочем, «гвозди железные» появляются уже на первых страницах летописи в описании походов Руси на Царьград в 941 г.

Так же рано становятся известны замочные мастера, или «замочные кузнецы». Это название встречаем уже в таком раннем памятнике, каким является русский перевод Хроники Георгия Амартола.

К числу кузнецов условно относят и ремесленников, занятых производством железной и медной посуды. Новгородская летопись под 1216 г. упоминает котельника (Новгород, лет., стр. 57. В Златоструе: «Да котлы ковеши... по душу свою» (И. И. Срезневский, Материалы, т. I, стб. 1304)). Котлы были распространённой посудой в Древней Руси и нередко упоминаются в наших памятниках.

Особую группу составляли в Древней Руси ремесленники, производившие оружие и военные доспехи. Эта отрасль ремесленного производства получила широкое развитие в Древней Руси, так как потребность в оружии в феодальные времена была всеобщей. Недаром же большое количество копий, щитов, топоров, мечей и пр. найдено в погребениях. Горожане, как правило, умели владеть оружием и примеры геройской защиты русских городов от врагов многочисленны. Различные виды оружия получили специальные названия или по способу их приготовления (харалужные копья из воронёной стали), или по внешней форме и окраске (червлёные щиты), или по основному месту их производства (русские кольчуги во французском эпосе, сулици ляцкие, т. е. польские, шеломы латинские и т. д. в русском эпосе).

Особая группа ремесленников Древней Руси была занята производством украшений. Эта область ремесленного производства имеет большой интерес для историков искусства, но как раз в ней труднее всего провести грань между ремеслом свободных горожан и зависимых княжеских и боярских людей.

Кажется, наиболее общим и древним названием ремесленника, работавшего над изделиями из драгоценных металлов, было «златарь», «златарин». В переводных произведениях встречаем такое обозначение работы златарей: «Вот златари делают: пожигая серебро, вмещут олово, да изгорит в нем вся скверна» (И. И. Срезневский, Материалы, т. I, стб. 980; т."III, приложение, стб. 117). В русских сочинениях для обозначения ювелира употреблялось слово «серебряник» (В 1234 г. убили в сражении новгородца «Нежилу серебреника» (Новгород. лет., стр. 73)). «Серебряники» было общим названием, которое давалось ювелирам в Древней Руси, но это не значит, что в наших городах не было ремесленной специализации в производстве предметов роскоши и украшений, часть которых шла на более широкий сбыт.

В особую группу ремесленных производств относятся ремесленники, занятые обработкой дерева. Наряду с этим существовало обычное русское обозначение строителей деревянных зданий - плотники. Это слово порой употреблялось и в презрительном смысле чернорабочих. «Вы ведь плотники. А поставим вас строить хоромы наши», - так дразнили новгородцев. Действительно, большое развитие плотничьего промысла в Новгороде подчёркивается существованием в нём старинного Плотницкого конца.

Обязательной принадлежностью городов — как и в античности Северного Причерноморья — был городской рынок. Однако розничная торговля в нашем смысле слова на рынке была слабо развита.

"Несравненно явственнее, чем внутренняя, просматривается в исторических материалах внешняя торговля. Она осуществлялась с народами Кавказа, Средней Азии и других регионов юго-востока… В IX-X веках начинает активно действовать Днепровско-Волховский путь, по которому восточное славянство, а затем и Русь вели торговлю с Византией, а также странами Северной Европы. Торговые связи устанавливаются и с народами Западной Европы».

Внутренняя торговля в Киевской Руси развивалась под влиянием общественного разделения труда, выделения ремесел, роста городов, возникновения и накопления излишков продукции. В крупных городах были постоянно действующие торги или торговища – предшественники ныне существующих рынков. В 1017 г. В Киеве их было 8, причем каждый имел свою специализацию. Обычно это площади, на которых располагались торговые, складские и др. строения и церковь. На ней продавались и покупались продукты питания, изделия ремесленников и др. товары; собиралось городское вече, оглашались указы князя, и проч. На торгу продавали и покупали различные товары за деньги или обмером, в присутствии послухов или мытника заключались договора, торговые сделки, делались заявления о пропаже имущества. Для взвешивания товаров торговцы применяли различные весы и гири (гирьки).

Другой ранней формой торговли были ярмарки. Для них были характерны: относительно редкая периодичность, большое стечение народа, наличие привозных и местных товаров, сопровождение торговли увеселительными мероприятиями. В киевский период на Руси насчитывалось более 100 крупных и мелких городов, где регулярно устраивались яр­марки, которые по представляли собой торговые съезды.

Торговая деятельность монастырей в ограничивалась внутреннего рынком, однако, гости, могли вывозить и изделия монастырских ремесленников.

Источники того времени упоминают следующие товары регулярного спроса: зерно, хлеб, мед, воск, благовония, домашних животных, оружие, изделия из металла, соль, одежду, меха, полотно, гончарные изделия, древесину и др.

По данным археологических исследований северо-восточного района при раскопках отдаленных сельских общинах наряду с изделиями местного производства встречались и импортные товары, которые могли попадать туда через городские торги и ярмарки, или – доставляться бродячими купцами-коробейниками.

Есть свидетельства о деятельности иногородних и иностранных купцов в крупных городах. Их называли гостями (гостинной сотней), для них строили гостинные дворы. Новгородские купцы про­являли активность в открытии своих представительств по всей Руси.

Время возникновения и становления Киевской Руси совпал с расцветом торговли по днепровскому торговому пути – это во многом объяснялось тем, что потребности князей и воинов-варягов в ору­жии, снаряжении, одежде, обуви и др. не могли быть удовлетворены натуральными да­нями и изделиями местных ремесленников, что стимулировало развитие торговли и поиск внешних рын­ков. Торговля с Византией, достигла наибольшего развития в первой половине X в; в этот период она имела характер и масштабы организованного вывоза полюдья и была связана с деятельностью торгово-ремесленных поселений. Осо­бенно благоприятные условия для внешней торговли Руси по Балтийско-Че­рно­морскому пути сложились после военного похода и последующих договоров Олега в период 907-944 гг. Менее выгодными для Руси были соглашения 944 г. (Игорь), сохранявшие преем­ственность предыдущих договоров и общий подход благоприятствующий русско-виза­нтийской торговле. В 955 г. княгиня Ольга вела новые переговоры в Константинополе по политическим и торговым вопросам.

Другой трансконтинентальный торговый путь из северно-западной и центральной Руси по реке Итиль к Хвалынскому морю проходил через земли Волжской Болгарии ее города: Булгар, Сувар, «Великий город Биляр» и др. где, сходились торговые пути, про­ходившие через Хазарию, в Сред­нюю Азию и Иран, на Русь, Прибалтику и Скандинавию, Кавказ и Византию, а также на Север – в «Земли Мрака».

К 70-80 гг. VIII в. арабское серебро из стран Переднего Востока и Средней Азии, через Северный Кавказ по Волге достигает Волго-Окского междуречья и Ладоги. Первые сведения о торговле восточных славян с прикаспийскими странами относятся к докиевскому периоду – плавая на кораблях по Волге, они достигали столицы Хазарии, где платили пошлины, а затем выходили в Каспийское море. По данным арабских источников (Ибн-Даста) можно условно судить о соотношении между монетными деньгами и мехами в X в. – в Хазарии за мех куницы давали два с половиной дирхема; на Руси он стоил один дирхем, а за мех белки давали четверть дирхема.

Попытки Киевской Руси установить контроль над волжской торговлей и торговыми связями с восточными странами были предприняты в конце X в. Первый поход против Волжской Булгарии и Хазарии возглавил Святослав (965-969 гг.) – следующий предпри­нял князь Владимир (985 г.). Об этом пишет историк В.Н. Татищев: «Владимир в 990 году многих ремесленников в Россию из Грек и Болгар призвал и многие рукоделия за­вел» (Булгар).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


История Отечества с древности до конца XV века
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации