Реферат - Экономическая проблема интернализации экстерналий и ее отражение в природопользовании - файл n1.docx

Реферат - Экономическая проблема интернализации экстерналий и ее отражение в природопользовании
скачать (331 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx332kb.14.09.2012 09:17скачать

n1.docx

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Факультет «Экономика и предпринимательство»

Кафедра «Экономика и экономическая безопасность»

Экономическая проблема интернализации экстерналий и ее отражение в природопользовании
РЕФЕРАТ
по дисциплине (специализации) «Экономика природопользования»



Проверил

____________/Голованов Е.Б./

_______________________2010г.

Автор работы

Студент группы ЭиП-119

Дубровин С.В.

____________/________________/

________________________2010г.

Реферат защищен

с оценкой (прописью, цифрой)

_____________________________

________________________2010г.

Челябинск 2010

Оглавление


Введение 3

1 Понятие экстерналий 4

2 Интернализация эктерналий 6

3 Пример оценки эктерналий 8

4 Рынок «прав на загрязнение» 12

Заключение 14

Список литературы 15







Введение


В современном мире вопросы загрязнения и охраны природы становятся все более и более важными. Это объясняется постоянным ростом промышленности, увеличением объемов производства. Опасные и загрязняющие производства зачастую переносятся на «периферию», но вместе с этим они остаются опасными для окружающей среды. Поэтому все современные государства стремятся к внедрению различных способов регулирования деятельности подобных производств, в том числе и экономических. Одним их таких является интернализация экстерналий или внешних эффектов.

1 Понятие экстерналий


Обычно экологический аспект фиаско рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать с «виновника» компенсации за нанесенный ущерб. Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах товара, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.

Категория «внешние эффекты» важное понятие в экономике природопользования. Существование «внешних эффектов» (экстерналий) впервые подчеркнули неоклассики. А. Маршалл ввел понятие внешней экономии, а А.Пигу привел пример негативных внешних эффектов.

Все виды хозяйственной деятельности обычно сопровождаются не только получением желаемых результатов (эффектов), но и непреднамеренными (внешними) последствиями (как положительными, так и отрицательными).

Вообще экстерналии — это внешние эффекты (издержки) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на третьи лица.

Положительные внешние (экстернальные) эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо.

Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки у других.

Экстерналии непосредственно не сказываются на экономическом положении самих загрязнителей. Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстерналъные издержки они обычно игнорируют как проблему, требующую дополнительных затрат для своего решения. Издержки по борьбе с экстерналиями вынуждены нести другие.

Так как внешние (экстернальные) эффекты влекут за собой дополнительные издержки хозяйствующих субъектов (природопользователей), то в экономике природопользования они получили название экстернальных издержек.

В охране природы большинство экстерналий отрицательные, Отрицательные внешние издержки возникают в следующих условиях:

1) действие одного агента является причиной потери выгод другим агентом, а ее потеря никем не компенсируется;

2) издержки несут индивид или группа (третьи лица — реципиенты), которые не являются участниками сделок.

Проблема экстернальности основана:

- на различии экономических интересов. С точки зрения двух субъектов собственности (общества и предпринимателя): общество заинтересовано уменьшить ущерб от загрязнения, а предприниматель — природоохранные издержки, которые отражаются на основных экономических показателях производства. При этом для предпринимателя ущерб, нанесенный «третьим лицам», является, внешними издержками его производства.

- внешние эффекты проявляются только при ограниченности ресурса, в качестве которого (в данном случае) выступает способность окружающей природной среды поглощать без видимых негативных последствий некоторое количество выбросов. Это качество окружающей природной среды называется ассимиляционным потенциалом. Выбросы, превышающие объем ассимиляционного потенциала, приводят к появлению ущерба и, соответственно, к возникновению экстернальных издержек. [1]


2 Интернализация эктерналий


Очевидно, что для любого предпринимателя важнейшей целью является минимизация своих частных затрат для увеличения прибыли. И здесь простейший путь — экономия на собственных затратах. Производимые в этом случае экстерналии, внешние эффекты не учитываются самим предпринимателем, и соответственно затраты на их устранение не отражаются в цене товара. В этом случае общество, отдельные люди, предприятия и т.д. будут вынуждены тратить свои дополнительные средства на ликвидацию возникшего ущерба. Таким образом, общие общественные издержки на производство продукции будут состоять из частных издержек и отрицательных экстернальных издержек. Соответственно для случая положительных внешних эффектов общественные выгоды состоят из самих этих эффектов и частных выгод. Имеют место соотношения:

МSC = MPC + MEC; (1)

MSB = MPB + MEB, (2)

где MSC (MSB) – предельные общественные издержки (выгоды); MPC (MPB) – предельные частные издержки (выгоды); MEC (MEB) – предельные экстернальные издержки (выгоды).

В упрощенном виде общие общественные затраты и издержки (Cs) на производство продукции можно представить в виде индивидуальных издержек (Cp) и экстернальных издержек (E), оцененных в стоимостной форме:

Cs = Cp + E = Cp + . (3)

где Ei - i вид экстернальных издержек.

Оценка экстерналий, их отражение в цене является одной из сложнейших экономических проблем. Существование внешних эффектов ставит вопрос о реальной цене продукции предприятий для общества. Очевидно, что недоучет в цене экстернальных издержек, неэффективность рынка в их адекватном отражении искажает цену и делает ее заниженной с точки зрения действительных общественных издержек. В случае отрицательных экстерналий имеет место перепроизводство «вредных» товаров и услуг, в случае положительных внешних эффектов - недопроизводство товаров и услуг.

Процесс включения экстерналий в рыночный механизм, т.е. превращение экстернальных внешних издержек во внутренние, отражение их в ценах называется интернализацией экстерналий. Одним из возможных путей учета общественных интересов является наложение специального налога на загрязнителей, по величине равного экстернальным издержкам. В теории они названы налогами Пигу (или Пигувианскими налогами). И важнейшей задачей экономического механизма природопользования, прямых и рыночных регуляторов в сфере охраны окружающей среды является интернализация экстерналий (экономический механизм природопользования рассматривается в главе 16).

Для исправления провалов рынка, повышения эффективности рыночной экономики требуются дополнительное регулирование со стороны государства, его вмешательство в экономику с помощью экономических и правовых инструментов, которое способно до некоторой степени скорректировать рыночный механизм и тем самым достигать оптимальности по Парето, когда общество получает выгоду от какой-либо деятельности, если по крайней мере один человек получает выгоду и никто не несет потерь

Для трансформации экстернальных издержек во внутренние государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночно оптимального уровня производства (без учета экстерналий) к общественно оптимальному уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества. Во многих странах государственное регулирование охватывает внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды и использованием земли (например, не разрешается строительство электростанций в жилых районах). Обычно государство использует прямое регулирование (законы, нормативы, стандарты и т.д.) и экономические инструменты (налоги, платежи, субсидии и т.д.). Например, в области охраны окружающей среды необходимо заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной. Это один из фндаментальных экономических и правовых принципов — «загрязнитель платит». Этот принцип был официально введен Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в свои документы 1972 г.

Другим существенным аспектом учета общественных интересов является анализ общего соотношения выгод предприятия-загрязнителя и компенсаций с его стороны жертвам загрязнения. Предположим, что наш химический комбинат предполагается только построить. И прибыль от его работы для собственника будет настолько велика, что она позволит компенсировать всем потенциальным реципиентам их дополнительные издержки, вызванные загрязнением, и оставит часть прибыли собственнику. То есть ничьи интересы не будут ущемлены. Эта ситуация соответствует критерию оптимальности по Парето.[2]

3 Пример оценки эктерналий


Воспользуемся упрощенным экономическим подходом и рассмотрим на конкретном примере проблему образования и оценки экстернальных издержек. Предположим, что на берегу реки расположен химический комбинат с недостаточными очистными мощностями, что приводит к загрязнению реки. Ниже по течению расположен завод, которому по технологии производства необходима чистая вода (например, для производства лимонада), а также небольшой поселок. При отсутствии механизмов компенсации и принуждения устранения загрязнений химический комбинат может производить свою продукцию при минимальных природоохранных издержках. Однако тем самым дополнительные затраты налагаются на лимонадный завод и население поселка (очистка воды для производства и питья и пр.).

Существование экстерналий ставит вопрос о реальной цене продукции предприятий-загрязнителей для общества. Очевидно, что недоучет в цене экстернальных издержек, неэффективность рынка в их адекватном отражении искажает цену и делает ее заниженной с точки зрения действительных общественных издержек.

На примере с химическим комбинатом покажем реальную цену его продукции для общества (рис. 3.1).

Экстернальные издержки

P

Цена

D

S1

S2

Q

Q1

P1

Объемы
производства
Рисунок 1 - Учет внешних и общественных издержек в цене

Обозначения: S1 — предельные общественные издержки производства; S2 — предельные частные издержки производства; D — спрос

В условиях отсутствия государственного воздействия посредством налогов, штрафов, законов и т.д. с точки зрения производителя без учета внешних издержек его оптимальный объем производства равен Q (см. рис. 3.1). В этом случае пересечение кривой частных предельных издержек S2 с кривой спроса D дает цену единицы продукции химического комбината, равную Р. Однако учет дополнительных издержек у «жертв» загрязнения (в нашем случае это лимонадный завод и население), общественных издержек сдвигает кривую предельных издержек влево. Здесь находят свое отражение интересы общества. Внешние издержки получили свое отражение в кривой предельных общественных издержек S1 (см. рис. 3.1). Теперь пересечение кривой S1 с кривой спроса D дает точку, которой соответствуют целесообразные — с позиций общества — объемы производства химического завода Q1, и цену единицы продукции P1. Учет внешних издержек привел к уменьшению «грязного» производства на величину Q – Q1 и повысил цену до P1, включив в нее экстернальные издержки.

Экстерналии, необходимость их учета с позиций всего общества, отражение экстернальных издержек в цене являются довольно хорошо разработанным в экономической теории вопросом. Однако с практической точки зрения реальный учет внешних эффектов причиняет большую «головную боль» теоретикам и практикам. Здесь сходится целый ряд проблем. Это и провалы рынка, и недооценка или вообще бесплатность природных благ и услуг, и сложность экономической оценки экологического ущерба (более подробно эти проблемы будут рассмотрены в следующих главах), и многие другие факторы, делающие чрезвычайно сложным точный учет экстернальных издержек в конкретных экономических решениях, при разработке различного рода проектов и программ.

Рассмотрим на нашем примере с химическим комбинатом в самом общем виде возможные подходы для оценки общественных и экстернальных издержек. Данный подход является упрощенным отражением учета экологического фактора в проектном анализе, позволяющем оценить ценность в экономическом плане предлагаемых проектов и принять решение о целесообразности или нецелесообразности реализации конкретного проекта.

При загрязнении воды химическим комбинатом находящийся ниже по течению реки лимонадный завод вынужден построить дополнительные очистные сооружения для потребляемой воды. Населению придется нести дополнительные расходы на охрану собственного здоровья (установка фильтров для очистки питьевой воды, расходы на лекарства и врачей в случае заболеваний из-за некачественной воды и пр.). Если предположить, что в реке водится рыба и в результате деятельности комбината ее количество уменьшается и качество ухудшается, то рыбаки в поселке будут вынуждены или сменить профессию, или нести дополнительные транспортные расходы при ловле рыбы по течению реки выше комбината. Так же приблизительно можно оценить издержки населения в результате утраты рекой рекреационной ценности. Если раньше в реке можно было, например, купаться, то теперь люди вынуждены нести дополнительные транспортные затраты для поиска других рекреационных мест или строить в поселке бассейн с дорогостоящей очисткой и пр. Можно найти еще ряд экстернальных издержек.

Для нашего примера суммарные социальные издержки в формуле (1.4) теперь можно записать в следующем виде:

Cs = Cp + = Cp + E1 + E2 + E3 + E4, (4)

где Ei — экстернальные издержки i вида (i = 1,...,4);

E1 — затраты на лимонадном заводе на очистку воды;

E2— затраты населения на охрану здоровья;

E3 — затраты населения из-за деградации рыбных ресурсов;

E4 — затраты населения из-за потери рекреационной ценности реки.

Конечно, в примере и формуле (4) дается упрощенный экономический подход к оценке экстернальных издержек. Тем не менее, пример достаточно ярко показывает целесообразность учета экстерналий для общества и необходимость их компенсации со стороны производителя загрязнений. Необходимо заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной. [2]

4 Рынок «прав на загрязнение»


В регулировании экологической сферой следует также воздействовать на спрос и предложение сбросов (выбросов) загрязняющих веществ. На основе нормативного и платного природопользования возможно функционирование «рынка прав на загрязнение» (рынок лицензий на загрязнение). Такой рынок существует на основе установленных предельных объемов загрязнения.

Рынок прав на загрязнение на практике опробован только в США по охране атмосферного воздуха.

Простая схема функционирования «рынка прав на загрязнение»:

1. В регионе или в масштабе всей страны принимается решение о допустимой общей нагрузке по выбросам по каждому ингредиенту.

2. В зависимости от величины такой нагрузки на открытом рынке выпускается и распространяется определенное количество «прав на загрязнение» (акций). Собственно рыночный процесс начинается после начального распределения прав.

Пример: Предположим, у фирмы А спрос на ее продукцию растет, но при этом значительно увеличиваются выбросы, а прав на загрязнение гораздо меньше. Наращивание производства может оказаться невыгодным из-за высоких штрафных санкций за превышение лимита загрязнения или же больших затрат на строительство природоохранных объектов. Фирма Б наоборот, по каким-то причинам (снижение объема производства, внедрение новой технологии, использование нового вида сырья и т.п.), имеет излишек прав. В этом случае А может приобрести права на загрязнение у Б и тем самым увеличить свой доход. Этот метод охраны окружающей среды еще называют методом «коллективной ответственности». При этом фирма Б имеет право продать не 100% излишков, а меньше. В итоге действия рынка суммарный выброс какого-то ингредиента будет меньше, чем было определено при выдаче (распространении) лицензий.

Однако найти продавцов прав каждой фирме, нуждающейся в дополнительных правах на загрязнение, трудно; поэтому возникают посреднические фирмы, которые принимают «вклады» — излишки прав у отдельных фирм и предоставляют (продают) нуждающимся. Образуется своеобразный банк прав на загрязнение. [1]

Заключение


Несомненно использование данного механизма может существенно влиять на производителей, регулировать выбросы и обеспечивать минисальный уровень загрязнения окуржающей среды. Следует отметить, что экономический подход к регулированию более универсален, поскольку обеспечивает гибкость регулирования, в отличие, например, от юридического, когда введенные меры могут затрагивать не всех производителей. Несомненно, данный метод «пигуанского» налога, а также рынок «прав на загрязение» должны быть как можно быстрее внедрены, особенно в развивающихся странах, где зачастую пренебрегают нормами загрязнения окружающей среды.

Список литературы


1. Е.Б. Голованов. Экономика природопользования. Текст лекций. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2007.

2. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования Учебник. – Москва, 2003.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации