Шпаргалка по Земельному праву - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по Земельному праву
скачать (109.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc110kb.14.09.2012 08:31скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
1. Предмет и понятие земельного права как отрасли права.

ЗП - отрасль российского права, система норм законодательства, посредством которых осуществляется регулирование земельных отношений. Система, объединяющая указанные нормативные акты представляет собой земельное законодательство.

Предмет ЗП - земельные отношения т.е. отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях РФ. Метод правового регулирования общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права, в данном случае - нормами ЗП.

Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.
В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель.

Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).
Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности.
2. Принципы земельного права.

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, т.е регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в с/х и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, т.е. владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками ЗУ свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, т.е. при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, т.е. граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы ЗУ и прочно связанных с ними объектов, т.е. все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе ЗУ, за исключением случаев, установленных ФЗ;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, т.е. изъятие ценных земель с/х назначения, земель лесного фонда, занятых лесами I группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном ФЗ. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, т.е. любое использование земли, осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных ФЗ и законами субъектов РФ;

8) деление земель по целевому назначению на категории, т.е .правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, т.е. правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются ФЗ;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, т.е. при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, т.е. регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему ЗУ.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

ФЗ м.б. установлены и др. принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ЗК,
3. Система земельного права.

1. Общая часть состоит из институтов, содержащих общие положения, распространяющиеся на большинство земельных отношений:

- собственность на землю;

- постоянное (бессрочное) пользование пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками;

- возникновение прав на землю;

- права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельными участками;

- прекращение и ограничение прав на землю;

- защита прав на землю и рассмотрение земельных споров;

- охрана земель;

- плата за землю и оценка земли;

- землеустройство и государственный земельный кадастр;

- контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль);

- ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.

2. Особенная часть состоит из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель:

- правовой режим земель с/х назначения;

- правовой режим поселений;

- правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли иного специального назначения:

- правовой режим особо охраняемых территорий и объектов;

- правовой режим земель для пользования недрами;

- правовой режим земель лесного фонда;

- правовой режим земель водного фонда;

- правовой режим земель запаса.
4. Платность использования земли и формы платы за землю.

Статья 65. Платность использования земли. 1. Использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. 2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. 3. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. 4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. 5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, ФЗ, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Статья 25 ФЗ О плате за землю. Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно - долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ.

Принципом земельного права, обусловленным переходом к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами, является принцип платности использования земли. Введение платы за землю в форме земельного налога и арендной платы призвано стимулировать собственников земельных участков, землепользователей и арендаторов экономно использовать земельные площади при одновременном повышении их эффективности благодаря различным почвозащитным мероприятиям, введению севооборотов и способов обработки земли, соответствующих структуре почв.

В настоящее время в России за использование земли приходится платить хоть и не много но надо. Поэтому действующее законодательство определяет несколько форм платы за землю. Это: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли (ст. 1 ФЗ «О плате за землю»).

Так как Россия перешла на качественно новые отношения, то изменились, и земельные отношения и появились различные нововведения в них. Одно из них - плата за землю. Цель введения платы за землю это и стимулирование рационального использования земли, и некоторое развитие населенных пунктов, и , наконец, создание специальных фондов для финансирования мероприятий по повышению плодородия земли и другие мероприятия.

Земельный налог это определенная сумма которую обязан ежегодно вносить (уплачивать) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец. Арендная плата это тоже некая установленная сумма, но уже уплачиваемая за земли и земельные участки, которые находятся в аренде.

Предприятия, объединения, организации и учреждения, а также другие субъекты земельных правоотношений должны вносить земельный налог в виде стабильных платежей за единицу площади в расчёте за год, и этот размер земельного налога не зависит от результатов их хозяйственной деятельности. Я считаю, что это является большим упущением и здесь нужен другой подход.

Земельным налогом и арендной платой облагаются практически все земельные участки, находящиеся как в аренде, так и собственности у граждан и юридических лиц. Это и с/х угодья, земельные участки, наделы и участки для жилищного и дачного строительства.

За земли находящиеся в раздельном пользовании у нескольких граждан или юридических лиц земельный налог начисляется каждому в отдельности в пропорции той площади, которая находится в пользовании у каждого из них. Но если земля находится в общей собственности нескольких лиц, будь то граждане или юридические лица, то земельный налог начисляется каждому из собственников отдельно, но уже соразмерно их доли на эту площадь.

Нормативная цена земли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости».
5. Соотношение земельного права с иными отраслями российского права: конституционным, административным, гражданским, экологическим.

Земельное право находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями права. Самая тесная связь - с конституционным правом, нормы которого определяют основополагающие конституционные принципы всех отраслей правовой системы.

Связь с административным правом - в сфере государственного управления земельным фондом, привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении нарушений земельного законодательства. Связь с гражданским правом - в тесном переплетении земельных и имущественных отношений, обусловленном связью права на земельный участок с правом на посевы, строения, находящиеся на земельном участке; в возмещении убытков, причиненных нарушением земельных прав. Тесная связь существует между земельным правом, с одной стороны, водным, горным (недренным) и лесным правом, с другой стороны.
6. Земельное право как наука.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.
7. Земельное право как учебная дисциплина.

Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.
8. Конституция РФ как источник земельного права.

Источники земельного права – это НПА, изданные уполномоченными на то государственными органами РФ, госорганами субъектов РФ либо органами местного самоуправления, регулирующие земельные правоотношения.

Высшей юридической силой на территории РФ обладает Конституция РФ. К нормам конституции, регулирующим земельные отношения, относятся: 1) статья 9 – о собственности на природные ресурсы; 2) статья 36 – о частной собственности на землю; 3) статья 42 – о праве каждого на благоприятную окружающую среду; 4) статья 72 п. «к», согласно которому земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
9. Земельный кодекс РФ и иные законы РФ как источники земельного права.

Земельный кодекс от 25.10.2001 г. Является основным кодифицированным источником земельного права, в котором отражена система данной отрасли российского права, сформулированы ее основополагающие положения. Нормами ЗК РФ урегулированы отношения собственности на земельные участки, вопросы осуществления других вещных прав на землю, пользования и охраны отдельных категорий земель и другие.

Основные законы, регулирующие земельные правоотношения: Закон РФ «о плате за землю»; ФЗ «о мелиорации земель»; ФЗ «о госрегулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения»; ФЗ «о землеустройстве»; ФЗ «О разграничении федеральной собственности на землю»; ФЗ «об охране окружающей среды»; ФЗ «об обороте земель с/х назначения»; ФЗ «О крестьянском хозяйстве».

К ведомственным актам относятся различные инструкции, положения, правил, утверждаемые приказами руководителей министерств и ведомств, наделенных правом нормотворчества в области регулирования земельных отношений: 1) инструкция по межеванию земель утверждена Роскомземом 1996 г; 2) приказ Минсельхозпрода 1999 г., «о совершенствовании структуры управления мелиорацией в РФ»; 3) приказ Минприроды 1995 г., «об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

В настоящее время правом нормотворчества в области земельных отношений наделены Министерство природных ресурсов РФ, Минсельхоз РФ. Так же к источникам земельного права относятся нормативные правовые акты, принимаемые законодательными органами субъектов РФ.

10. Указы Президента РФ как источники земельного права.

Наиболее значимые указы президента РФ, регулирующие отношения в сфере пользования и охраны земли: 1) указ президента «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Этот указ закрепляет новую систему федеральных органов власти, в том числе органов, осуществляющих регулирование в сфере землепользования и охраны земель, осуществляющих мероприятия по мониторингу земель и контроль за рациональным использованием земель; 2) указ президента «об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и президента РФ. Некоторые указы признаются утратившими силу и вносятся изменения в ФЗ «об обороте земель с/х назначения» в связи с принятием ЗК РФ.
11. Постановление Правительства РФ как источники земельного права.

Постановления правительства (ПП) закрепляют нормы, регулирующие частные вопросы в области земельных отношений, их действие распространяется на более узкий круг отношений, но в них они более четко прописаны. Значимые: 1) ПП «об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель»; 2) ПП «о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»; 3) ПП «о федеральной целевой программе «повышение плодородия почв России 2002-2005 г»; 4) ПП «об утверждении положения о проведении территориального землеустройства».
12. Методы правового регулирования земельного права.

Метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет регулирования. Сейчас законодатель ограничивает сферы применения административного метода в регулировании отношений по поводу земли, законодательством все шире утверждается договорной метод определения земельных прав и обязанностей обладателей земельных участков (путем использования договора, аренды, залога). Применяются две разновидности методов: императивный и диспозитивный.

Императивный метод правового регулирования выражается в установлении обязанностей субъектам правоотношений и запретов, подлежащих исполнению.

Диспозитивный метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации ими своих целей и задач.
13. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ как источники земельного права.

Применительно к разным системам права известны следующие основные виды источников (форм) позитивного права: правовой обычай (обычное право), судебный прецедент, юридическая доктрина (так называемое «право юристов»), религиозный памятник («священные книги» различных религий), нормативно-правовой договор, нормативно-правовой акт, естественное право.
Источниками земельного права являются нормативные правовые договоры, в том числе и международные договоры, и нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения.
Нормативные правовые договоры заключались Российской Федерацией с субъектами Российской Федерации. Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. между Российской Федерацией и субъектами РФ отнес регулирование вопросов природопользования, охраны окружающей среды, земельное законодательство к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Общая характеристика. Земельное законодательство отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения РФ и субъектов Федерации, поэтому в настоящее время, когда все еще не принят новый Земельный кодекс РФ, субъекты РФ проявляют большую активность в сфере регулирования земельных отношений. Совершенно отчетливо проявляется тенденция восполнить пробелы земельного законодательства, имеющиеся на федеральном уровне.

Характер и содержание законов и иных нормативных правовых актов, принятых в субъектах РФ, определяются многими факторами. Значительное влияние на характер правотворчества оказывают природные условия территории субъекта Федерации, уровень экономического развития, а также политическая ориентация органов государственной власти субъекта РФ.

Земельные кодексы и законы о земле субъектов РФ. Во многих субъектах Федерации к настоящему времени приняты законодательные акты, предметом правового регулирования которых является весь комплекс земельных отношений. В одних субъектах РФ действуют земельные кодексы, в других — законы о земле или законы о регулировании земельных отношений. К этой же группе источников земельного права относятся: Закон Воронежской области от 25 мая 1995 г. «О регулировании земельных отношений в Воронежской области» (в ред. от 17 ноября 1997 г.)*; Закон Калининградской области от 17 июня 1999 г. «О земле»**; Закон Тюменской области от 19 декабря 1996 г. «О регулировании земельных отношений в Тюменской области» (в ред. от 26 ноября 1998 г.)***; Закон Челябинской области от 26 марта 1998 г. «О земельных отношениях»****; Закон Краснодарского края от 8 августа 1995 г. «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае» (в ред. от 21 ноября 1996 г.) и др.
14. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права.

Общая характеристика. По Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ).

Значение правовых нормативных актов органов местного самоуправления. Акты (решения, постановления) органов местного самоуправления относятся к числу источников земельного права в тех случаях, когда они носят нормативный характер, т.е. изданы в пределах компетенции и устанавливают общие правила поведения, обязательные к исполнению на территории соответствующего муниципального образования: поселка, села, района, города.
15. Понятие и содержание права собственности на землю.

Право собственности на землю, как и иные права на нее, возникают на основе правоустанавливающих и право изменяющих юр.фактов. Таковыми в данной сфере отношений являются акты компетентных государственных органов и ОМС; договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также, хотя и не предусмотренные им, но не противоречащие ему; приобретательная давность и др. оснований, как договоры купли-продажи, дарения, наследование по завещанию и др. Соответствующие права на землю возникают после регистрации права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков. Государственная регистрация, согласно ст. 2 Закона, - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Под правом собственности понимают совокупность принадлежащих субъекту правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, позволяющая ему по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие нормам права и охраняемым законом интересам других лиц. В ст. 209 ГК. РФ особо оговорены такие правомочия собственника, как его право отчуждать свое имущество в собственность других лиц, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Это право собственности в субъективном смысле. Под правом собственности в объективном смысле понимают совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и составляющих самостоятельный институт той или иной отрасли права, в данном случае – российского ЗП. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.1. Собственностью граждан и юрлиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юрлицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.2. Граждане и юрлица имеют право на равный доступ к приобретению ЗУ в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, м.б. предоставлены в собственность граждан и юрлиц, за исключением ЗУ, которые в соответствии с ЗК, ФЗ не могут находиться в частной собственности. 3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юрлица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которыхх устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особых территориях РФ в соответствии с ФЗ.

Ст. 16. Гос-ная собственность на землю

Ст. 17. Собственность РФ (федеральная собственность) на землю.

Ст. 18. Собственность на землю субъектов РФ

Ст. 19. Муниц-я собственность на землю
16. Право частной собственности на земельные участки.

Право частной собственности на землю (ЧСЗ) граждан и их объединений прямо закреплено в Конституции РФ, в ст. 36 которой установлено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжения землей и др. природными ресурсами, говорится в ч. 2 данной ст., осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Земельные участки, предоставленные гражданам на праве частной собственности, могут находиться у них на праве как индивидуальной, так и общей собственности. Под общей собственностью, согласно ст. 244 ГК РФ, понимается нахождение имущества в собственности двух или нескольких лиц. Общая собственность по действующему законодательству м.б. либо долевой, когда имущество, находящееся в общей собственности, делится на определенные доли, принадлежащие каждому из собственников, и совместной - без определения таких долей. По общему правилу общая собственность на имущество является долевой, если законом не предусмотрено образование совместной собственности на него. Кроме того, ГК РФ (ст. 244) установлено, что общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц т.н. неделимых вещей, т.е. вещей, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения либо не подлежит разделу в силу закона. В сфере земельных отношений применяется лишь второй критерий, т.к. земельный участок как объект права собственности относится к делимым вещам. Так, в силу ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и земельный участок, принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

Данная ст. носит диспозитивный характер, и не исключается, что имущество крестьянского хозяйства, в т.ч. и земельный участок, может находиться в долевой собственности его членов в случаях, предусмотренных законом или договором между ними. Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 15) было установлено обратное правило: имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности и лишь при единогласном решении его членов оно может находиться в общей совместной собственности.

Вполне понятно, что в настоящее время действует положение, установленное новым ГК РФ. Следует также иметь в виду, что согласно действующему законодательству имущество, в том числе и земельные участки, может принадлежать на праве частной собственности как гражданам - физическим лицам, так и юр лицам (за исключением государственных и муниципальных). Следовательно, право собственности сельскохозяйственных товариществ, обществ, кооперативов также является частной собственностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не случайно поэтому в проекте нового ЗК РФ, права граждан и юрлиц на земельные участки рассматриваются в одной главе (гл. ХI). Это не означает, что права граждан и юрлиц на земельные участки идентичны. Так, юрлицам не может принадлежать земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения. Но, права собственности граждан и юрлиц, за исключением государственных и муниципальных, однотипны: и в 1, и во 2-м случае это право частной собственности, что нашло соответствующее закрепление в Конституции, ГК и ЗК.
17. Право государственной и муниципальной собственности на земельные участки.

Законодательством установлены особенности возникновения государственной или муниципальной собственности на земельные участки. Право государственной с или муниципальной собственности может возникнуть по тем же основаниям, что и право частной собственности. Например, выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании судебного решения, за которым следует заключение договора с гражданином или юридическим лицом — прежним владельцем участка. если земельный участок приобретается в государственную или муниципальную собственность из собственности граждан или юридических лиц, приобретение может осуществляться по взаимному согласию сторон, и тогда заключается соответствующая сделка. В то же время земельный участок может перейти в публичную собственность и без согласия собственника частного. Это возможно при выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ) или в связи с нарушением собственником требований по использованию земельного участка (ст. 44 ЗКРФ), установленных законодательством, а также при конфискации земельного участка (ст. 50 ЗК РФ) или его реквизиции (ст. 51 ЗК РФ)
18. Разграничение государственной собственности на землю.

Проблема разграничения государственной собственности на землю стала центральной в новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации, который базируется на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской федерации и собственность муниципальных образований. Правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю установлены Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".

Собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возникает в отношении земельных участков, занятых недвижимым имуществом, находящимся в соответствующей собственности; предоставленных соответствующим органам власти, а также созданным ими учреждениям, предприятиям, организациям; занятых недвижимым имуществом, приватизированным из соответствующей собственности. Иные земельные участки, не находящиеся в частной собственности, включаются в муниципальную собственность.

Сбор сведений о земельных участках, в отношении которых при разграничении государственной собственности на землю возникает право собственности Российской Федерации, Томской области, муниципальных образований осуществляет Территориальное управление. В качестве документов, подтверждающих обоснованность включения в перечень земельных участков, в отношении которых возникает соответствующее право собственности, предоставляются:

В целях формирования перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований возникает право собственности указанные сведения и документы направляются в Минимущество России. Подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков утверждаются Правительством Российской Федерации. Возникшие споры между Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями по перечням оспариваемых земельных участках подлежат рассмотрению создаваемыми Территориальным управлением согласительными комиссиями. По результатам работы согласительная комиссия принимает решение о включении земельного участка в согласованный сторонами перечень земельных участков или о передаче спора в суд.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъекта Российской федерации, муниципального образования при разграничении государственной собственности на землю являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые возникает соответствующее право собственности, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением госсобственности на землю.

В настоящее время сформировано и направлено в Минимущество России более 300 перечней земельных участков, в отношении которых возникает право собственности Российской Федерации, Томской области, муниципальных образований Томской области. Около 45 перечней земельных участков находятся на согласовании в органах государственной власти Томской области и органах местного самоуправления.
  1   2   3   4   5


1. Предмет и понятие земельного права как отрасли права
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации