Контрольная работа вариан № 4 - файл n1.doc

Контрольная работа вариан № 4
скачать (169 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc169kb.14.09.2012 08:29скачать

n1.doc



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)


ШИФР У-07266

Кафедра учета финансов и банковского дела
Контрольная работа
Вариан № 4
по курсу: Контроль и ревизия

Проверила: Антипова О.М.

Казань 2009г.

Оглавление:


  1. Теоретическая часть Введение………………………………………………………………………

        1. План контрольно-ревизионной работы

    1. Понятие контрольно-ревизионного процесса.

    2. Виды планов в ревизии.

1.3. Требования к оформлению материалов ревизии

        1. Специальные приемы фактического контроля.

        2. Порядок установления достоверности хозяйственной операции.

        3. Виды подлога документов.

4.1 Порядок изъятия документов.

4.2 Порядок передачи в следственные органы материалов, касающихся

проведенной ревизии.

  1. Практическая часть

Заключение.

Список литературы
Введение

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения, возникает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка, что обуславливает необходимость использования различных методов контроля. В настоящее время действуют государственный, ведомственный и независимый аудиторский контроль. Каждый из них имеет свои цели, задачи, функции и методы. В связи с этим возрастает роль независимого аудиторского контроля. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверной учетной и отчетной информации. Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации.


План контрольно-ревизионной работы
Понятие контрольно-ревизионного процесса.

Последовательное изменение контрольно-ревизионных процедур, которое осуществляется согласно с планом (программой) на определенном объекте контроля и направлено на достижение намеченных целей называется контрольно-ревизионным процессом.

Под процедурой в контрольно-ревизионном процессе понимают официально установленный порядок действий, обсуждение порядка выполнения программы контроля с целью эффективного изучения поставленного задания.

Следует различать понятия «организация контрольно-ревизионной работы» и «организация ревизии». Под организацией контрольно-ревизионной работы понимают комплекс мероприятий, направленных на осуществление хозяйственного контроля непосредственно в подведомственных или других предприятиях. Организация ревизии – это комплекс взаимосвязанных этапов осуществления хозяйственного контроля непосредственно на конкретном объекте и за его пределами.

Виды планов в ревизии.

Министерства и ведомства, которые имеют контрольно-ревизионный аппарат для достижения максимальной эффективности своей деятельности, составляют перспективные, текущие и годовые, квартальные и индивидуальные планы контрольно-ревизионной работы. Планирование ревизии является первым и наиболее важным этапом организации контрольно-ревизионной работы, потому что от этого зависит рациональное использование контрольно-ревизионного аппарата, правильная организация ревизий и их эффективность.

Перспективный план составляется, как правило, на 5 лет и включает мероприятия по введению более совершенных форм и методов хозяйственного контроля, усовершенствованию действующих и разработке новых нормативно-справочных материалов и методичных рекомендаций по вопросам проведения контрольно-ревизионной работы, по подготовке и повышению квалификации кадров контрольно-ревизионного аппарата.

Годовой план составляют все учреждения, которые имеют подведомственные предприятия, в ноябре или декабре текущего года на следующий календарный год. Его составляет руководитель контрольно-ревизионного управления (отдела) или уполномоченное им лицо. Для составления годового плана ревизий необходимо установить предприятия, которые подлежат ревизии, определить их количество на запланированный период, исходя из необходимости проведения ревизии предприятия в конкретном периоде, наличия кадров, которые привлекаются к проведению ревизии.

План составляется в определенной последовательности. В первую очередь, ревизиями охватываются те предприятия, с которых приходят жалобы и сигналы о запущенности учета, о кражах, во вторую – предприятия, которые не ревизовались больше года, в третью – предприятия, которые требуют практичной помощи. Вместе с тем, планы работы должны содержать два раздела: контрольно-ревизионную деятельность и организационные мероприятия. В первом разделе предполагаются ревизии, проверки, обследования, рейды, контроль за выполнением принятых решений, во втором – вопросы относительно руководства подотчетными звеньями, изучение и обобщение опыта их работы и предоставление практичной помощи; проведение совещаний, организации обучения контролеров.

План ревизии должен быть обоснованным, т.е. обоснованность плана предполагает учет условий работы объекта, который ревизуется, тенденций его развития, целей ревизии и затрат времени на ее проведение. При определении плановых затрат времени необходимо учитывать такие факторы, как объем документооборота, степень автоматизации обработки учетной информации, способ проверки документов, количество месяцев, которые подлежат проверке.

Квартальный план составляется за 10-12 дней до начала нового квартала. Его подписывает начальник отдела контрольно-ревизионной службы, утверждает руководитель ведомства. В отличие от годовых, в квартальных планах шире охватывается круг показателей – определяется период, в который проводится ревизия, объем и длительность ревизии, лица, ответственные за проведение ревизии.

Планирование ревизионного процесса – сложный этап контрольно-ревизионной работы, который является средством научной организации ревизионной работы.

Руководитель ревизионной бригады заведомо определяет этапы ревизии, ее последовательность, устанавливает содержание и объем намеченных ревизионных действий, время осмотра и тщательного изучения конкретной совокупности документов, определяет необходимость одновременного проведения нескольких ревизионных действий (получение разъяснений от должностных лиц с одновременным изучением конкретных документов и проведением встречных проверок), решает вопросы об использовании техничных средств в ходе отдельных ревизионных действий и др.

Цель планирования проведения ревизии – состоит в определении ее стратегии и тактики, составлении общего плана ревизионной проверки, разработке ревизионной программы.

Сетевое планирование – это совокупность приемов и способов, которые позволяют на основе применения сетевых графиков (моделей) рационально осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль каких-либо работ.

Сетевой график используют тогда, когда необходимо иметь дело со многими взаимосвязанными операциями, материально ответственными и подотчетными лицами.

Требования к оформлению материалов ревизии

Результаты комплексной ревизии оформляются промежуточными и основными актами.

Промежуточный акт составляется для оформления результатов ревизии какого-либо участка деятельности ревизуемого предприятия. Эти акты подписываются членами ревизионной группы, которые участвовали в ревизии данного участка деятельности предприятия, и должностными лицами, отвечающими за этот участок работы. Основной акт для оформления всей ревизии и служит основанием для принятия решения => должны включать лишь всесторонне провер. и документально обоснов. факты. По кажд. факту, отраж. в акте должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на нарушение, нельзя отражать факты, основ. на заявлении отд. лиц и не подтвержденные документально. Акт должен быть представлен руководителю и главбуху на прочтение, ознакомление. Разногласия указ-ся в записке – приложении к акту.

Обобщенные данные промежуточных актов отражаются в основном акте ревизии. Промежуточные акты пронумеровываются и прилагаются к основному акту, в котором отражаются результаты проведенной комплексной ревизии. В основной акт ревизии включаются всесторонне проверенные и документально обоснованные факты.

Излагая материалы ревизии, нельзя квалифицировать действия должностных лиц ревизуемого предприятия (это задача следственного органа). Например, не допускаются применения таких терминов, как "безответственное отношение", "преступная деятельность" и т.д.

Массовые нарушения следует группировать в накопительных ведомостях, которые в качестве приложения входят в акт ревизии. Эти приложения подписываются ревизором, главным бухгалтером другими должностными лицами, ответственными за приведенные факты.

В основном акте ревизии не должно быть помарок, подчисток и неоговоренных исправлений.

Специальные приемы фактического контроля при проведении ревизии.

При проведении ревизии при помощи приемов фактического контроля по многим объектам контроля можно установить их реальное состояние в натуре. Существует несколько приемов фактического контроля, получивших широкое распространение. Инвентаризация – это способ проверки фактического наличия материальных ценностей и его соответствие данным б/у на одну и ту же дату. Сопоставление данных инвентаризации с соответствующими остатками в учетных регистрах позволяет установить их реальное состояние, т.е. правильность фактических остатков, излишки или недостачи материальных ценностей. Для проведения инвентаризации приказом руководителя ревизуемого предприятия создается комиссия из соответствующих специалистов, включая работника бухгалтерии. Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица (подготовка мест и документов (бирки, инв номера)) и ревизора. При инвентаризации сост-ся все необх док-ты (инв описи и видомости, сличит вед-ти). Данные о фактическом наличии каждого вида материальных ценностей фиксируются в инвентаризационных описях или соответствующих актах, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии. При обнаружении расхождений ревизор должен потребовать от материально-ответственных лиц письменные объяснения о причинах расхождений, определить их характер и порядок урегулирования. По результатам инвентаризации ревизор составляет промежуточный акт. До начала инв-ии р-р обязан отобрать у МОЛа расписку о том, что все, относ. к приходу/расх ТМЦ документы, проведены по складскому учету и сданы в бухгалтерию для определения остатков на момент проверки и неоприходов и неспис в расход ценностей не имеется. Ко времени окончания инв-ии обработать все док-ьы и опред-ть остатки на дату инв-ии. Кол-во ТМЦ опр-ся исходя из натур св-в и принят единиц измерения путем подсчета, взвешивания, обмера и др. приемов. Данные о факт наличии кажд вида ср-в, топлива, запчасти, МБП, п/ф фиксируются в инвент описях или соотв. актах проверки, составл. по местам нахождения или хранения ценностей и должн лицам, отв. за их сохранность=>описи подпис-ся всеми членами инвент комиссии, а у МОЛ берется рапсиска об отсутствии претензий к инв комиссии. Все исправления д. б. оговорены и подпис членами комиссии. После снятия факт остатков бухг-ия совместно с р-ром опр-ет их соответствие данным БУ, если установлены расхождения, р-р должен потребовать у МОЛ письм объяснение по причинам расходления, опр-ть их характер и порядок регулирования. По рез-ам инв-ии р-р составл промежут акт. Положение «Об инвентаризации».

Контрольный обмер производится с участием соответствующих специалистов и представляет собой разновидность инвентаризации. С его помощью проверяется правильность, достоверность отчетных данных о выполненных объемах и стоимости строительных, монтажных и ремонтных работ, оплаченных или предъявленных к оплате. При этом ревизор устанавливает соответствие фактически строящегося или ремонтируемого объекта его характеристикам, предусмотренным в титульном списке; полноту завершения работ. Пров-ся соответствие объема, хар-ра, ст-ти работ, вып фактически и по актам, рабочим чертежам, журналам учета вып работ. При таком сопоставлении р-р выявляет их соответствие или завышение или объем незапроцентованных работ. Результаты контрольных обмеров оформляются актами и ведомостями перерасчета стоимости работ. Они подписываются ревизором, производителем работ и представителем ревизуемого предприятия. В случае приписок, завышения объемов выполненных строительных и монтажных работ ревизор выявляет виновных, получает от них письменное объяснение и разрабатывает предложения по устранению искажений и наказанию виновных. Обследование на местепроизводится при проверках готовности объектов собственных капитальных вложений или вышедших из ремонта объектов основных средств, установлении степени готовности объектов строительства, изношенности основных средств, порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей. Контрольный запуск сырья и основных материалов в производствоиспользуют при поверке правильности норм расхода сырья и материалов на производство продукции.Проверка качества сырья и основных материаловпроизводится для установления причин низкого качества продукции, выполненных работ.

Порядок установления достоверности хозяйственной операции.

Бухгалтерские документы имеют юридическую силу, поэтому должны быть правильно оформлены и содержать соответствующие реквизиты: наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и стоимостном выражении, а также наименование и подписи лиц, ответственных за совершение операции и правильность оформления документа.

Документирование всех хозяйственных операций позволяет осуществлять сплошное и непрерывное наблюдение за всеми хозяйственными процессами, а для обеспечения достоверности отражения хозяйственных операций периодически проводится инвентаризация, т. е. проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию имущества и обязательств.

В ходе инвентаризации проверяется фактическое наличие хозяйственных средств и состояние расчетов предприятия за определенный период времени. Полученные в результате проверки сведения сверяются с данными бухгалтерских записей, затем производится уточнение и корректировка показателей учета.

Инвентаризация — это не только средство контроля, но и способ регистрации фактов, которые в силу некоторых причин не были учтены, например естественная убыль, пересортица, хищения и т. п.

Документальное оформление всех фактов хозяйственной деятельности и инвентаризация являются средствами контроля за сохранностью материальных ресурсов, денежных средств и состоянием расчетов, они обеспечивают полноту и достоверность ведения бухгалтерского учета.
Виды подлога документов.

Одним из главных ориентиров классификации подлогов документов в российском уголовном праве является действующее законодательное определение различных видов подлогов в форме конкретных составов преступления. В свою очередь ключевым условием законодательного деления подлогов документов на различные виды выступает основополагающий для классификации всех преступлений критерий -- степень общественной опасности. Законодатель, устанавливая особую ответственность за тот или иной вид подлога, преследует цели усиления охраны определенных общественных отношений, обеспечения защиты конкретных социально значимых интересов.

По качественным признакам документы могут быть полноценными и неполноценными. Полноценным является такой документ, который составлен по установленной форме, имеет все обязательные реквизиты и правильно отражает действительно совершенную и законную хозяйственную операцию. Документ, не удовлетворяющий этим требованиям, является неполноценным.

В связи с этим, говоря о видах подлога документов, необходимо, прежде всего, иметь в виду все представленные в уголовном законодательстве составы преступлений, устанавливающие ответственность за подлог документов. В данном случае деление осуществляется в зависимости от состава объективных и субъективных признаков, специфичных для каждого из отдельных видов подлога. По такому основанию вычленяются следующие виды подлога документов: а) подделка, изготовление или сбыт поддельных документов (использование подложных документов) (ст. 327 УК РФ); б) служебный подлог (ст. 292 УК РФ); в) подлог избирательных документов (ст. 142 УК РФ); г) изготовление или сбыт поддельных денег (ценных бумаг) (ст. 186 УК РФ); д) изготовление или сбыт поддельных кредитных (расчетных) карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ); е) подделка рецептов и иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ (ст. 233 УК РФ); ж) фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ); з) изготовление, использование, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (ст. 327'УКРФ).

На основе различия в признаках составов подлогов документов их можно сгруппировать в два вида: 1) общий, 2) специальный.

Общим подлогом документов является состав преступления, имеющий наиболее общие признаки данного деяния. Соответственно, специальным подлогом следует считать состав преступления, предусматривающий ответственность за частные случаи этого деяния. Специальный подлог характеризует определенный вид подлога полнее и точнее настолько, что выходит за пределы общего подлога документов, выступает как самостоятельное преступное деяние. В специальном подлоге обязательно должны быть все черты (признаки) общего подлога. Следует поэтому заключить, что общий подлог документов составляет ст. 327 УК РФ. Данный вид подлога выполняет субсидиарную роль по отношению к прочим разновидностям подделки документов, т. е. применяется при отсутствии специально предусмотренных признаков того или иного подлога.

Важно отметить, что принадлежность определенного состава к общему или специальному виду подлогов документов - признак относительный. В одном случае конкретный вид подлога документов (хотя и не всякий) может быть общим, в другом - специальным. Так, служебный подлог является специальным по отношению к частному подлогу, а общим -- по отношению к фальсификации доказательств, избирательных документов и т. п. Между тем несмотря на указанную относительность, такое «статическое» деление -- необходимая основа для квалификации рассматриваемых деяний. Продолжая разграничение разновидностей подлога документов, следует заметить, что законодательная конструкция отдельных составов подлогов документов охватывает две самостоятельные формы преступных проявлений: 1) подделка (изготовление) подложных документов, 2) использование подложных документов.

Изготовление подложных документов заключается в изменении существующего подлинного документа или создании нового фиктивного документа. Использование подложного документа означает его предъявление отдельным должностным лицам, представление в соответствующие учреждения, предприятия или организации, включение данных документов в бухгалтерскую или иную отчетность и т. п. Использование подложных документов невозможно без их предшествующего создания. Вместе с тем использование подложного документа может выступать как отдельное противоправное действие, являясь самостоятельным подлогом.

Следующее видовое деление подлогов документов проводится по субъекту их осуществления. По данному основанию с учетом служебного положения лица - субъекта преступления можно вычленить четыре основные группы подлогов документов: 1) подлог, совершенный частным (не должностным) лицом (общий подлог); 2) подлог, совершенный должностным лицом (служебный подлог); 3) подлог, совершенный специальным должностным лицом (специальный служебный подлог); 4) подлог, совершенный лицом (частным или должностным), обладающим определенным статусом, правомочиями, служебным положением.

В первую группу подлогов документов входят составы преступления, не предусматривающие специального субъекта их совершения. Данные преступления могут быть совершены лицом независимо от его должностного положения, правомочий, гражданско-правового статуса и т. п. Это в первую очередь преступления, предусмотренные ст. 186, 187, 198, 233, 274, 327, 3271 УК РФ.
Вторая группа подлогов охватывает преступления, ответственность за которые устанавливается в случае совершения их особым кругом субъектов -- должностными лицами. Такой подлог предусмотрен прежде всего в ст. 292 УК РФ. В зависимости от особенностей фальсифицируемых документов исключительно должностные лица законодательно определены субъектами ст. 170, п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ..

Третья группа подлогов документов охватывает подлоги, совершенные должностными лицами, однако лишь теми, которые обладают специальными правомочиями, несут определенные обязанности, занимают конкретное служебное положение. В уголовном законе насчитывается более 10 норм, закрепляющих ответственность за подлоги документов со стороны специальных должностных лиц. К ним относятся нормы, предусматривающие как повышенную ответственность за подлог документов, совершенный специальным должностным лицом, так и ответственность за подделку документов, которая объективно может быть совершена только особым кругом должностных лиц. Например, в ч.1 ст. 287 УК РФ законодатель предусматривает ответственность за предоставление заведомо ложной информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, если это деяние совершено должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, а в ч. 2 этой же статьи --, ответственность за аналогичные действия, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации. В других случаях в уголовном законе, в частности, говорится о членах избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума (ст. 142 УК РФ), фальсификации по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником (ст. 303 УК РФ). Четвертая группа -- подлоги, совершенные лицами, обладающими определенными правами или обязанностями. Речь идет о преступных подлогах или подлогах -- способах осуществления незаконных действий, которые могут быть совершены как частными, так и должностными лицами в зависимости от их нормативно-правового положения. При этом в ряде статей УК РФ прямо говорится о специальном субъекте таких преступлений: руководитель организации (ст. 176); руководитель (собственник) организации-должника (ст. 195); лицо, обязанное обеспечивать население информацией об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ); лицо, участвующее в гражданском деле или его представитель (ст. 303 УК РФ). В других нормах УК РФ рассматриваемый специальный характер субъекта подлога документов предполагается, но не конкретизируется (ст. 185, 199 УК РФ).

Составляющие предмет нашего рассмотрения преступления также могут быть классифицированы в зависимости от характера и направленности действий по подлогу документов. Здесь вычленяются следующие разновидности подлогов документов: а) подлог как самостоятельное преступление; б) подлог как альтернативное действие другого состава преступления; в) подлог как способ совершения другого преступления

В отечественной науке уголовного права практически все авторы признают деление всех подлогов документов по способу их совершения на материальные и интеллектуальные. К первому виду относятся подлоги, связанные с изменением вида документа, исправлением содержащихся в нем записей, внесением фиктивных реквизитов. Материальный подлог10 присутствует также при полном составлении подложного документа. Особенность данного подлога заключается в том, что при его осуществлении остаются материальные следы преступления. Второй вид образуют подлоги документов, имеющих все необходимые атрибуты, составленных с соблюдением соответствующих требований, правильных по форме, но ложных по содержанию. Фальсифицированный таким образом документ с внешней стороны ничем не отличается от подлинного, каких-либо материальных признаков подделки не содержит. Для интеллектуального подлога характерны следующие действия: «заведомо неправильный подсчет голосов, заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума» (ст. 142 УК РФ), «включение в декларацию заведомо искаженных данных» (ст. 198 УК РФ), «внесение в официальные документы заведомо ложных сведений» (ст. 292 УК РФ) и др.
Порядок изъятия документов.
Документы могут быть изъяты в рамках производства по разным правонарушениям. Изъятие документов имеет конкретные цели, а именно: обеспечить документирование признаков правонарушений и, соответственно, правильное рассмотрение дела. Если преследуются иные цели, то и изъятие документов следует считать незаконным со всеми вытекающими последствиями.

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия (ст. 9 закона о бухучете, п. 100 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ; утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н)..

Рассмотрим следующие случаи изъятия документов:


Закон допускает изъятие документов в случаях осуществления следующих видов контроля: налогового, таможенного и финансового.

При осуществлении налогового контроля изъятие документов производится только при проведении налоговых проверок в форме выемки документов. Установлено два вида оснований производства выемки:


Изымать документы вправе:

Выемка документов оформляется актом, в котором обосновывается необходимость выемки и приводится перечень изымаемых документов. Налогоплательщик вправе делать замечания, которые по его требованию вносятся в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

Сам порядок производства выемки определен статьей 94 НК РФ. Не отменена и инструкция о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан (утв. письмом Минфина РСФСР от 26.07.91 № 16/176).

Основанием для производства выемки является мотивированное постановление должностного лица органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Выемка документов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка, добровольно выдать документы, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

О производстве выемки, изъятия документов составляется протокол, в котором перечисляются и описываются изъятые документы. Копия протокола о выемке вручается под расписку или высылается лицу, у которого были изъяты документы. Все изымаемые документы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Не допускается производство выемки в ночное время. Не могут быть изъяты документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Проверки в рамках таможенного контроля производится с целью обеспечения соблюдения законодательства РФ и международных договоров РФ. Основанием для проведения проверок является предположение о том, что указанные законодательство и международные договоры не соблюдаются либо соблюдаются не в полной мере. Таможенные органы имеют право изымать документы как в случаях, предусмотренных статьями 34 и 87.1 НК РФ, так и в случаях, предусмотренных статьей 186 Таможенного кодекса РФ. В соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ таможни вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

Что же касается порядка изъятия документов при проведении «таможенных» проверок, то он регламентирован недостаточно. Таможенники могут изымать документы по акту, составляемому по форме, устанавливаемой ГТК России, если они будут проверяться в другом месте. Изъятые документы должны возвращаться в максимально короткий срок. Это установлено в статье 186 Таможенного кодекса РФ.

Также закон предусматривает изъятие инспекторами Счетной палаты РФ при проведении проверок и ревизий, в рамках осуществления финансового контроля. При обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений инспекторы вправе изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов (ст. 26 Федерального закона от 11.01.95 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»).
Оперативно-розыскная деятельность
В рамках оперативно-розыскных мероприятий может проводиться изъятие предметов, материалов и сообщений (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; далее - закон). Перечень уполномоченных на то органов определен в статье 13 названного закона. В их числе оперативные подразделения:


Всего закон называет 14 видов оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 закона). Как правило, изъятие документов производится в ходе проведения такого оперативно-розыскного мероприятия, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Применительно к проведению проверок органами налоговой полиции в рамках порядок изъятия документов определен в пункте 10.3 Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции (утв. приказом ФСНП России от 25.06.01 № 285, рег. Минюстом России 12.10.01 № 2966; далее - инструкция).

Изъятие документов производится с участием понятых и, как правило, в присутствии налогоплательщика. Изымаются копии документов, которые подписываются и заверяются печатью налогоплательщика. Об изъятии составляется акт по форме, приведенной в приложении 7 к инструкции. Изъятые копии документов перечисляются, описываются в акте либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков документов. Все изымаемые копии документов предъявляются понятым и налогоплательщику, у которого произведено изъятие, о чем делается запись в акте. Акт подписывается проверяющими, понятыми и налогоплательщиком. Копия акта об изъятии вручается налогоплательщику под расписку.

Если есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты и т. д., то может производиться изъятие подлинных документов в порядке, предусмотренном для изъятия копий документов. При изъятии подлинных документов с них изготавливаются копии, передаваемые налогоплательщику, у которого они изымаются. При отказе налогоплательщика от подписи и/или заверения печатью налогоплательщика копий изымаемых документов и/или получения копии акта об изъятии и/или копий изъятых документов и/или подписания акта изъятия об этом производится запись в акте изъятия или составляется отдельный акт, удостоверяемый подписями проверяющих и понятыми.

Следует помнить, что органы налоговой полиции действуют не в рамках налогового контроля, а в рамках оперативно-розыскной деятельности, и вправе производить изъятие документов не только во время проведения проверки налогоплательщика, но и до начала ее проведения и после ее завершения.
Уголовный процесс

Теперь о самом неприятном: изъятии документов в рамках производства по уголовному делу. В рамках производства по уголовному делу документы могут быть изъяты в ходе проведения как обыска, выемки или личного обыска. Кто может проводить такие действия?
Во-первых, прокурор. По смыслу статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ), под прокурором понимаются Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве. Прокурор вправе проводить указанные действия в случае, если он участвует в производстве предварительного расследования и лично производит отдельные следственные действия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Во-вторых, следователь - при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Как установлено статьей 151 УПК РФ, предварительное следствие производится следователями следующих органов: прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции.
Рассмотрим, как урегулирован порядок проведения обыска, выемки и личного обыска, а также изъятия документов в уголовно-процессуальном законе.

Обыск производится на основании постановления следователя (в жилище - на основании судебного решения) при наличии достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве или судебное решение, разрешающее его производство, и предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию документы. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.

При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества. Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.

Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска. Изъятые документы предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

С разрешения следователя при обыске могут присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск. При производстве обыска составляется протокол. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены документы, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые документы должны быть перечислены с точным указанием их количества и индивидуальных признаков. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию документы, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры. Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.

Выемка производится в случае изъятия определенных документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся. Выемка производится в порядке, установленном для производства обыска, с отдельными исключениями. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения. До начала выемки следователь предлагает выдать документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
Личный обыск производится в отношении подозреваемого, обвиняемого на основании судебного решения, при наличии достаточных данных полагать, что у какого-либо лица могут находиться документы, которые могут иметь значение для уголовного дела, в целях обнаружения и изъятия этих документов. Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.
Изъятые документы приобщаются к материалам уголовного дела либо в качестве вещественных доказательств, либо в качестве иных документов.
Вещественными доказательствами (ст. 81 УПК РФ) документы могут быть признаны в случае, если они сохранили на себе следы преступления либо они могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего либо передаются заинтересованным лицам по их ходатайству (п. 5 ч. 3 ст. 81 УПК РФ).
Иными документами (ст. 84 УПК РФ) изъятые документы являются в случае, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Документы приобщаются к материалам уголовного дела и хранятся в течение всего срока его хранения. По ходатайству законного владельца изъятые и приобщенные к уголовному делу документы или их копии могут быть переданы ему.

Административные правонарушения
Изъятие документов - мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях; далее – КоАП РФ). И для этих целей изъятие документов, на наш взгляд, должно производиться только для пресечения административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Порядок изъятия документов определен в статье 27.10 КоАП РФ. Изъятию подлежат документы, имеющие значение доказательств и обнаруженные:

на месте совершения административного правонарушения;

при личном досмотре;

при досмотре вещей, находящихся при физическом лице;

при досмотре транспортного средства;

при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов.
Изъятие документов осуществляется в присутствии двух понятых. Изъятие производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень этих лиц приведен в статье 28.3 КоАП РФ. КоАП РФ дает конкретный перечень лиц, правомочных производить личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, а значит, и изымать документы, обнаруженные при производстве таких действий
Статья 27.2 КоАП РФ перечисляет лиц, полномочных осуществлять доставление, и определяет случаи, когда может осуществляться доставление. Доставление вправе осуществлять:

должностные лица органов внутренних дел (милиции);

военнослужащие внутренних войск МВД России, должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

должностные лица военной автомобильной инспекции;

должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства;

лица, исполняющие обязанности по охране Государственной границы РФ;

военнослужащие органов и войск пограничной службы;

должностные лица федеральных органов налоговой полиции;

должностные лица таможенных органов;

военнослужащие и сотрудники органов уголовно-исполнительной системы.
Статья 27.3 КоАП РФ перечисляет лиц, полномочных осуществлять административное задержание, и определяет случаи, когда оно может осуществляться:

должностные лица органов внутренних дел (милиции);

старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск МВД России;

должностные лица военной автомобильной инспекции;

военнослужащие органов и войск пограничной службы;

должностные лица федеральных органов налоговой полиции;

должностные лица таможенных органов;

военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы.
При изъятии документов может применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об изъятии документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе об изъятии документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов. В протоколе об изъятии документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии документов с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
Протокол об изъятии документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. В случае необходимости изъятые документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим их изъятие, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 29.10 КоАП РФ вопрос об изъятых документах должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении. При этом документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам.
Следует помнить, что отказ граждан и должностных лиц организаций от выдачи документов, подлежащих изъятию, или воспрепятствование производству изъятия документов могут повлечь административную ответственность (ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)» КоАП РФ). Совершение такого правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ.


Порядок передачи в следственные органы материалов, касающихся проведенной ревизии.
основной задачей ревизии, проводимой по требованию правоохранительных органов, является борьба с хищениями, мошенничеством, злоупотреблениями и др., их предупреждение в экономических субъектах и иных предприятиях путем проверки по бухгалтерским документам и учетным регистрам совершенных финансовых (банковских) операций с использованием специфических приемов и методов, применяемых в бухгалтерском учете.

Правильно считает Сергеев Л.А., что ревизор осуществляет свои функции за пределами уголовного процесса и поэтому не может давать заключение с учетом материалов следствия.

Как отмечает Э.Д. Куранова, по материалам ревизий возбуждается примерно 50% уголовных дел о хищениях в крупных и особо крупных размерах.3

Работу следователя с актом ревизии можно условно разделить на три этапа (в юридической литературе достаточно доступно и полно изложены данные этапы). После изучения акта ревизии следователь принимает одно из трех решений:

а) признать проведенную ревизию доброкачественной и ее материалы приобщить к делу;

б) при наличии недостатков в материалах ревизии возвратить их органу, назначившему ревизию, или вызвать ревизора для доработки акта ревизии;

в) признав ревизию недоброкачественной, потребовать ее повторного производства.

В изложении акта ревизии должна соблюдаться строгая объективность, ясность и точность описания выявленных фактов. Нельзя включать в акт ревизии различного рода предположения и выводы, не подтвержденные документами или основанные только на объяснениях (показаниях) должностных лиц. При составлении акта ревизор не должен входить в оценку действий должностных лиц или квалифицировать их в юридической форме: присвоение, растрата, хищение, злоупотребление, халатность и т.п.

К акту документальной ревизии в качестве приложений могут разрабатываться расчеты, таблицы, схемы, которые являются его составной частью. Все материалы ревизии подписываются ревизорами, руководителем и главным бухгалтером ревизуемого предприятия.

В случаях, когда выявленное нарушение или злоупотребление может быть скрыто или по выявленным фактам необходимо принять срочные меры к устранению нарушений или привлечению к ответственности виновных лиц, в ходе ревизии, не ожидая ее окончания, составляется отдельный (промежуточный) акт и истребуются необходимые объяснения. Эти материалы передаются следователю, а факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в сводный акт ревизии.

Если ревизия проводилась в плановом порядке, то передача материалов следственным органам может проводиться непосредственно ревизорами. Передаваемые в следственные органы материалы должны содержать:

• заключения ревизоров по представленным объяснениям.

Представленные материалы подвергаются оценке следственных органов.

Практическая часть
Задача.

При ревизии кассовых операций в столовой ревизор установил следующее.

Сальдо по счету 57 «Переводы в пути» на 1 февраля 2002 г. составило 25 000 руб., что подтверждается данными бухгалтерского учета и баланса. В препроводительной ведомости за 31 марта 2002 г. значится сумма сданных в Сбербанк денег - 24 500 руб.

Отделением Сбербанка составлен акт на недовложение денег в инкассаторскую сумму на 500 руб. Бухгалтером столовой на указанную сумму недо­стачи денег в инкассаторской сумке была сделана следующая запись:

Д 76-4-К 57-500 руб.

После ревизии кассир внес деньги в кассу.

1. Какое замечание следует написать в акте ревизии?

2. Сделайте бухгалтерские записи.
Решение :

  1. Инвентаризация кассы производится в соответствии с Разделом 4 «Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины» Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка.

Данные расхождения могли возникнуть по следующим причинам:

- арифметические ошибки, допущенные в учете;

- халатность при приеме и выдаче;

- умышленное искажение учетных данных;

Любая недостача или излишки (независимо от причины их возникновения), выявленные в процессе ревизии, должны быть отражены в учете организации.

  1. Бухгалтерские записи по итогам ревизии

Д – т 57- К–т 50/1 – 25000-сдана выручка в банк

Д–т 51- К–т 57- 24500 – зачислена выручка на расчетный счет

Д – т 94- К– т 57 – 500 –отражена недостача

Д –т 73 – К–т 94 – 500 – предъявлены финансовые претензии бухгалтеру

Д – т 57- К–т 50/1 – 500 –сдана выручка в банк

Д –т 76/4 – К–т 57 – 500 –внесены недостающие деньги

Заключение.

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Так как обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса. В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.98 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции. В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации. Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения. Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать

Список литературы
Приказ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 14 Апреля 2000 г. N 42н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО - РЕВИЗИОННЫМИ ОРГАНАМИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


  1. Волчкова М.А., Загрядский Н.И. "Контроль и ревизия". Учебное пособие. Нижний Новгород 2005г.

  2. Проданова Н.А. "Внутренний аудит, контроль и ревизия". Москва 2006г.

  3. "Финансовое право в вопросах и ответах: учебное пособие". Под ред. Грачевой Е.Ю., Москва 2003г.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации