Горбулин В.Д., Фокина О.Н. Дебиторская и кредиторская задолженность. Особенности бухгалтерского и налогового учета - файл n1.doc

приобрести
Горбулин В.Д., Фокина О.Н. Дебиторская и кредиторская задолженность. Особенности бухгалтерского и налогового учета
скачать (1360.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1361kb.14.09.2012 08:25скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Дебиторская и кредиторская задолженность. Особенности бухгалтерского и налогового учета
 Горбулин В.Д., Фокина О.Н. Дебиторская и кредиторская задолженность. Особенности бухгалтерского и налогового учета. - М.:ГроссМедиа Ферлаг: РОСБУХ, 2009. – 127 с.

Содержание

Глава 1. Основы бухгалтерского учета 3

Глава 2. Понятие и виды дебиторской задолженности 8

2.1. Основные понятия 8

2.2. Списание дебиторской задолженности 10

Глава 3. Выявление дебиторской задолженности 14

Глава 4. Сроки списания дебиторской задолженности 18

Глава 5. Сроки и порядок проведения инвентаризации, документальное оформление 23

Глава 6. Учет дебиторской задолженности 29

6.1. Бухгалтерский учет 29

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 29

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" 30

Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" 32

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" 32

Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" 35

Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" 38

Счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям," 39

Счет 75 "Расчеты с учредителями" 44

Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 45

6.2. Отражение дебиторской задолженности в бухгалтерской отчетности 51

6.3. Налоговый учет 54

Глава 7. Резерв по сомнительным долгам 56

7.1. Формирование резерва в бухгалтерском учете 56

7.2. Формирование резерва в налоговом учете 58

Глава 8. Списание дебиторской задолженности 62

8.1. Списание дебиторской задолженности в бухгалтерском учете 62

8.2. Списание дебиторской задолженности в налоговом учете 64

Глава 9. Учет НДС при списании дебиторской задолженности 66

9.1. Учет НДС при списании дебиторской задолженности, возникшей в результате того, что покупатель не оплатил реализацию товара (работ, услуг) 66

9.2. Учет НДС при списании дебиторской задолженности, возникшей в результате уплаты аванса 67

Глава 10. Исполнение обязательства как способ погашения дебиторской задолженности 69

10.1. Исполнение обязательства лично должником 69

10.2. Уступка права требования 72

Глава 11. Кредиторская задолженность 78

11.1. Списание кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности 78

11.2. Прекращение исполнения обязательства 79

Глава 12. Отражение в бухгалтерском учете списания кредиторской задолженности 83

12.1. Налог на прибыль 84

12.2. Налог на добавленную стоимость 86

Списание НДС по неоплаченным товарам (работам, услугам) 86

12.3. Нюансы отражения авансов 88

Авансы при взаиморасчетах с поставщиками и покупателями (заказчиками) 88

Учет операций получения авансов и предоплат 90

Получение авансов организациями, применяющими кассовый метод и упрощенную систему налогообложения 92

Порядок ведения книги продаж, книги покупок при получении авансовых платежей. Отражение НДС по предоплате в налоговой декларации 94

Получение аванса и отгрузка произведены в одном налоговом периоде 97

Регистрация счета-фактуры в книге покупок при частичной отгрузке товара, работ (услуг) в счет полученного авансового платежа 98

Раздельный учет авансов, полученных в качестве предоплаты, за облагаемые и не облагаемые НДС товары 99

Порядок исправления ошибок при исчислении НДС с авансов 101

Бухгалтерская справка-расчет N 1 103

Фрагмент раздела I. Расчет общей суммы налога (руб.) 104

Расчеты по НДС за налоговый период 106

Фрагменты налоговой декларации за ноябрь: 106

Возврат аванса покупателю 108

Отчеты по авансам (предоплатам) 111

Поставщики. Отчет-ревизор по документам (счетам) 111

Взаиморасчеты с поставщиками 112

Взаиморасчеты с поставщиками по договорам (сводный отчет) 113

Взаиморасчеты с поставщиками по организациям (сводный отчет) 115

Предоплата выданная. Отчет по движению денег по партиям 116

Предоплата выданная. Сводный отчет по движению денег по партиям по документам 117

Предоплата выданная. Сводный отчет по движению денег по партиям по организациям 118

Предоплата выданная. Отчет по движению товаров по партиям 119

Предоплата выданная. Отчет-ревизор по документам (счетам) 121

Предоплата полученная. Отчет по движению денег по партиям 122

Предоплата полученная. Сводный отчет по движению денег по партиям по документам 123

Предоплата полученная. Сводный отчет по движению денег по партиям по организациям 124

Предоплата полученная. Отчет по движению товаров по партиям 125

Предоплата полученная. Отчет-ревизор по документам (счетам) 126


Глава 1. Основы бухгалтерского учета



В процессе хозяйственной деятельности организация совершает различные операции, результатом которых деньги превращаются в материалы, материалы - в готовую продукцию, продукция - снова в деньги. Такой "круговорот" материальных ценностей может, да и должен быть бесконечным. И вполне закономерно, что у фирмы в результате деятельности возникают различные обязательства, а в итоге успешной деятельности - образуется прибыль.

Ну а, соответственно, действия с материальными ресурсами или капиталом организации называются хозяйственной операцией.

Крупные и средние организации могут совершать десятки, а то и сотни хозяйственных операций ежедневно. Эти операции необходимо контролировать, выявлять прибыльные и убыточные операции с целью устройства максимально эффективной деятельности фирмы. То есть хозяйственными процессами нужно управлять, а для этого необходимо располагать качественной, полной, достоверной и своевременной информацией о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Отсюда - формирование необходимой информации является основной целью хозяйственного учета. Под хозяйственным учетом принято понимать систему наблюдения, измерения, количественной и качественной характеристики и регистрации хозяйственных процессов и явлений.

Таким образом, измерение и характеристика хозяйственных процессов осуществляется с помощью трех видов цифровых показателей:

1. Натуральные измерители. Они представляют информацию об объектах учета счетом, мерой, весом (в килограммах, штуках, литрах, метрах).

2. Трудовые измерители (часы, дни). Их применяют для определения затрат труда и времени, при начислении заработной платы, для нормирования заданий.

3. Денежный измеритель. Этот измеритель является основным обобщающим, поскольку позволяет отражать объекты в едином выражении.

Если же говорить о бухгалтерском учете, то это вид учета, изучающий хозяйственные явления, происходящие на конкретном предприятии, путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов как в денежном выражении, так и в натуральных показателях.

В бухгалтерском учете имеет место сплошное и непрерывное во времени отражение финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, всего его имущества и источников его формирования, всех видов запасов, затрат, денежных средств, задолженностей и т.д.

Данный вид учета строго документируется, то есть каждый хозяйственный факт в бухгалтерском учете оформляется документом, имеющим правовую основу и устанавливающим ответственность конкретных лиц за выполняемую операцию.

Однако, как уже отмечалось выше, особо важную роль в бухгалтерском учете играет денежный измеритель. Это означает, что все средства и процессы в обязательном порядке отражаются в денежном выражении, обобщая натуральные показатели.

В бухгалтерском учете используются такие специфические приемы и способы обработки учетных данных, как бухгалтерский баланс, калькулирование, система счетов, двойная запись и т.д., поскольку все совершающиеся факты взаимозависимы. А это значит, что в бухгалтерском учете необходимо обеспечить взаимосвязанное отражение финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.

Бухгалтерский учет осуществляется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов, и его обязаны вести все юридические лица, действующие на территории РФ, в том числе производственные, коммерческие, производственно-коммерческие, кредитные (банки), страховые, научно-исследовательские, консультационные, общественные и некоммерческие организации, фонды, политические партии, государственные и муниципальные учреждения и службы, финансируемые из бюджетных средств, кооперативные организации, объединения предприятий и предпринимателей. Полные товарищества, не являющиеся юридическими лицами, а также малые предприятия вправе не вести бухгалтерский учет при применении упрощенной системы налогообложения. Все остальные организации или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны вести учет и составлять отчетность в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Бухгалтерский учет необходим прежде всего директору и менеджерам предприятия, чтобы они могли управлять деятельностью фирмы, располагая информацией о наличии имущества, размерах долгов, финансовом положении и результатах деятельности фирмы.

В системе управления хозяйственной деятельностью бухгалтерский учет выполняет ряд функций. В частности, работники бухгалтерии осуществляют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества предприятий, правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений. С помощью бухгалтерского учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий. При этом контролируются соблюдение правил оформления приемки и отпуска материальных ценностей, правильность применяемых цен, правильность начисления заработной платы и удержания налогов, соблюдение кассовой и финансовой дисциплины, правильность начисления налогов, взыскание долгов и т.д.

Кроме того, бухгалтерский учет несет и информационную функцию, так как он является основным источником информации. На долю бухгалтерской информации приходится более 70% общего объема анализируемой руководителями экономической информации и именно на ее основе принимаются управленческие решения. Получаемая в системе бухгалтерского учета информация активно применяется всеми видами хозяйственного учета. А это, в свою очередь, накладывает на бухгалтерский учет требование достоверности информации, а также объективности, своевременности и оперативности.

Функция сохранности имущества предполагает наличие специализированных складских помещений, совершенствование системы учета, применение научно обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений, использования современных средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации. Здесь основным инструментом является инвентаризация.

Также бухгалтерский учет формирует и передает информацию о фактических параметрах развития объекта управления. То есть налицо функция связи в чистом виде. В систему бухгалтерского учета попадают неупорядоченные данные, которые после обработки преобразуются в упорядоченную и систематизированную информацию о результатах деятельности организации. Эта упорядоченная информация позволяет осуществлять контроль за выполнением планов, выявлять отклонения в развитии объекта и составлять новые планы деятельности организации.

Еще одна функция бухгалтерского учета, это аналитическая функция. Информация, полученная в результате аналитической обработки данных системы бухгалтерского учета, дает возможность изучения перспектив развития предприятия, вскрытия имеющихся недостатков, поиска путей совершенствования направлений хозяйственной деятельности организации, используется не только менеджерами, но также и многими другими людьми и организациями, называемыми пользователями бухгалтерской информации.

Всех пользователей информации, формируемой в системе бухгалтерского учета, условно можно разделить на две группы: внутренние и внешние пользователи.

К внутренним пользователям относятся те, кто работает на данном предприятии или является его собственником. Этим пользователям необходима подробная информация обо всех операциях, которые совершаются на предприятии, о полученной прибыли или убытках, о текущих долгах и располагаемом имуществе.

Внутренними пользователями являются следующие категории лиц - учредители, участники, собственники. Зачастую они не работают на предприятии, поэтому интересуются не повседневной деятельностью организации, а годовыми ее результатами, например финансовой устойчивостью и прибыльностью. Также внутренними пользователями являются администрация и работники организации, а именно Совет директоров, руководители, менеджеры, специалисты подразделений. Поскольку эти люди работают на предприятии и обязаны осуществлять ежедневное управление и контроль за его деятельностью, то их интересует детальная информация обо всем, что происходит в их организации.

В свою очередь внешними пользователями являются лица, не работающие на данном предприятии, но имеющие интерес к его деятельности. Их также можно разделить на две группы: пользователи с прямым и косвенным финансовым интересом.

К пользователям с прямым финансовым интересом принадлежат лица и организации, имеющие денежные отношения с данным предприятием. Поэтому их интересует финансовое положение организации, а именно, способность выплатить им деньги в установленном размере и в предусмотренные сроки, а также потенциал предприятия к получению прибыли, чтобы выплатить не только основную сумму долга, но и проценты по ней. Такими пользователями являются:

- инвесторы, желающие вложить в предприятие деньги и получать дивиденды, после чего они становятся внутренними пользователями;

- банки, предоставляющие организации кредиты;

- поставщики, дающие отсрочки платежа, и ожидающие его, а также и другие кредиторы.

Если говорить о пользователях с непрямым (косвенным) финансовым интересом, то к этой категории относятся лица и организации, не имеющие конкретных денежных отношений с данным предприятием, однако интересующиеся его деятельностью с целью определения правильности совершения тех или иных действий на данном предприятии. Сюда можно отнести в первую очередь налоговые органы, так как налоги уплачиваются не налоговой инспекции, а в бюджет, а у представителей налоговых органов стоит задача проверить, было ли соблюдено налоговое законодательство, правильно ли рассчитаны и вовремя ли перечислены в бюджет все установленные налоги. То есть у налоговых органов интерес косвенный.

Также косвенный финансовый интерес имеют внебюджетные фонды, контрольно-ревизионное управление, аудиторские фирмы, покупатели и заказчики, Госкомстат и т.д.

Итак, мы выяснили, что от качества бухгалтерской информации зависит правильность принимаемых решений не только внутренними, но и внешними пользователями бухгалтерской информации. А поэтому данные бухгалтерского учета должны быть научно обоснованными, достоверными и своевременными.

Учитывая вышеуказанные цели бухгалтерского учета, законодательно сформулированы требования к ведению бухгалтерского учета и предоставлению информации всем категориям пользователей. Особенно важно это в связи с тем, что внешние пользователи не получают доступа ко всем данным бухгалтерского учета и вынуждены оперировать той информацией, которую предприятие раскрывает о себе в публичной бухгалтерской отчетности. То есть отчетности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета.

Официальное, законодательное определение бухгалтерского учета, его задач и требований к нему введено Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В соответствии с данным законом бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Таким образом, к характерным признакам бухгалтерского учета на основании данного определения относятся:

1. Бухгалтерский учет ограничен рамками одного хозяйствующего субъекта (т.е. изучает деятельность одной организации), поэтому бухгалтерский учет имеет более узкие рамки, чем статистический, но более широкие, чем оперативный.

2. В бухгалтерском учете отражается вся информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, в связи с чем он должен быть сплошным и непрерывным, что необязательно для оперативного и статистического учета.

3. В бухгалтерском учете объекты отражаются в стоимостной оценке, что необязательно для других видов учета.

Федеральным законом "О бухгалтерском учете" сформулированы также задачи, которые стоят перед бухгалтерским учетом:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества в организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В реальной жизни организации бухгалтерским учетом решается более широкий спектр стоящих перед ним задач. К ним, в частности, можно отнести:

- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных и финансовых процессах, результатах деятельности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений;

- контроль за наличием и движением имущества, использованием материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с действующими законами РФ, сметами, нормами и нормативами, утвержденными хозяйствующими субъектами;

- контроль за формированием и использованием источников для создания имущества предприятия;

- предотвращение потерь и выявление резервов повышения эффективности хозяйственной и финансовой деятельности;

- подготовка данных для составления достоверной финансовой отчетности, используемой инвесторами, кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми, финансовыми, коммерческими и иными заинтересованными рыночными и государственными структурами;

- формирование фактической себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказанных услуг и определение финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

Кроме Федерального закона "О бухгалтерском учете" существуют Положения по бухгалтерскому учету, утверждаемые приказом Министерства финансов РФ.

Таким образом, вести бухгалтерский учет необходимо в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативными актами - Законом "О бухгалтерском учете", Положениями по бухгалтерскому учету, Методическими рекомендациями и инструкциями.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации