Левкин Г.Г. Методические указания и рабочая тетрадь по изучению дисциплины Логистика в предприятиях АПК - файл n1.doc

приобрести
Левкин Г.Г. Методические указания и рабочая тетрадь по изучению дисциплины Логистика в предприятиях АПК
скачать (434.5 kb.)
Доступные файлы (3):
n1.doc756kb.21.01.2006 19:03скачать
n2.doc772kb.24.03.2011 17:58скачать
n3.doc22kb.21.08.2006 14:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


федеральное государственное образовательное учрежедение

высшего профессионального образования

«Омский государственный аграрный университет»

Институт экономики и финансов




Кафедра экономики и управления

сельскохозяйственным производством


методические указания

по изучению дисциплины

«Логистика в предприятиях АПК»

(Специальность 060500)


Омск 2005

федеральное государственное образовательное учрежедение

высшего профессионального образования

«Омский государственный аграрный университет»

Институт экономики и финансов




Кафедра экономики и управления

сельскохозяйственным производством


методические указания

По изучению дисциплины

«Логистика в предприятиях АПК»


(Специальность 060500)

Рекомендовано методической комиссией

по специальности 060500

ОМСК 2005
Автор: доцент Г.Г.Левкин


Ответственный за выпуск: профессор В.Ф.Стукач
Рецензент: профессор О.А.Патласов


введение
Логистика – это термин, который обычно используется в промышленности и торговле, чтобы описать совокупность организационной, финансовой и стратегической управленческой деятельности, систематически отслеживающей полный цикл прохождения материалов (сырье от поставщиков, полуфабрикаты, другие материалы, запчасти, готовая продукция до конечного потребления). Следовательно, логистика включает в себя как управление материалами, так и распределение продукции. Логистика – это сочетание многих функций, ни одна из которых сама по себе не заменяет целого. Планирование производства и распределение, снабжение и управление запасами в отдельности – это не логистика. Чтобы создать логистику, эти и многие другие функции должны быть организованы, направлены и исполнены как интегрированная система.

Цель логистики – свести задачи отдельно взятых секторов предприятия в единую и общую политику, преследующую получение дохода и прогрессивное завоевание рынка. Для достижения общей эффективности, современная логистика на предприятии работает на функциональном уровне среди практически всех секторов предприятия, выступая посредником и объединяя их деятельность. Ее главная функция – интеграция деятельности маркетинга, закупок, производства, продаж, распределения, услуг клиенту, информационных систем, управления и финансов.

Методические указания по логистике разработаны для студентов Института экономики и финансов ОмГАУ по специальности 060800 - Экономика и управление на предприятии АПК в соответствии с ГОС ВПО РФ, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 17.03.00.

Примерные затраты учебного времени по дисциплине


Виды занятий и работ

Трудоемкость

час

%

Общая трудоемкость (без учебной практики и итогового контроля)

122

100

Аудиторные занятия, всего

в т.ч. лекции

практические (семинарские) занятия

62

32

30

50,8

26,2

24,6

Внеаудиторная работа студентов, всего

в т.ч. подготовка рефератов

завершение расчетов по самостоятельным заданиям

60

20

10

49,2

16,4

8,2

самостоятельное изучение тем

самоподготовка

10

20

8,2

16,4

Дисциплина изучается на основании рабочей программы по циклу СД, рекомендованной методической комиссией ИЭФ (протокол №4 от 24.01.01) и утвержденной директором ИЭФ.

Основной метод ее изучения – прослушивание лекций, посещение практических занятий, а также самостоятельная работа студентов по программному материалу.

Предлагаемые методические указания состоят из четырех разделов:

1. Программа дисциплины и методические советы по ее изучению.

2. Методические указания к практическим занятиям по изучаемой дисциплине.

3. Методические указания к внеаудиторной работе студентов.

4. Критерии оценки по итоговому контролю знаний студентов.

Методические указания издаются в комплекте с рабочей тетрадью.

Программа дисциплины

И методические советы по ее изучению

Тема 1. Введение в логистику (2 часа)

Методические советы

При изучении темы ознакомиться с историей развития логистики в России и за рубежом. Усвоить специальные термины, используемые в логистике (логистический канал, логистическая цепь, логистическая система и др.).

Изучить этапы развития логистики, кратко охарактеризовать каждый этап. Сравнить традиционный и логистический подход в управлении материальными потоками при производстве и сбыте продукции.

Усвоить основные принципы и концептуальные положения в логистике. Определить особенности управления материальными потоками на макро- и микроуровне.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие источники термина «логистика» имеются в историческом аспекте?

  2. Чем характеризуются этапы развития логистики?

  3. В чем заключается новизна логистического подхода в управлении производством и сбытом продукции?

  4. В чем заключается особенность логистики в АПК?

  5. Что такое логистика как самостоятельное научное направление?

Рекомендуемая литература

  1. Стукач В.Ф. Логистика / В.Ф.Стукач, В.С.Пецевич, О.В.Косенчук, Г.Г.Левкин. - Омск, 2004. – 255 с.

  2. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных заведений / А.М.Гаджинский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 228 с.

Тема 2. Общая концепция логистики (2 часа)

При изучении темы выделить и охарактеризовать три периода развития систем товародвижения материальных потоков. Выделить методические подходы к исчислению логистических издержек.

Изучить и кратко охарактеризовать основные требования логистики.

Усвоить основные принципы и концептуальные положения в логистике. Определить особенности управления материальными потоками на макро- и микроуровне.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие периоды развития прошла концепция логистики? Чему отдавалось предпочтение в дологистический период?

  2. В чем заключается новизна логистики?

  3. Охарактеризуйте область действия компромиссов в период классической логистики.

  4. Что представляет собой период неологистики, или логистики второго поколения?

  5. В чем заключается суть определения издержек по принципу миссий?

Рекомендуемая литература

  1. Стукач В.Ф. Логистика / В.Ф.Стукач, В.С.Пецевич, О.В.Косенчук, Г.Г.Левкин. - Омск, 2004. – 255 с.

  2. Неруш Ю.М. Логистика: учебник для вузов / Ю.М.Неруш. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 494 с.

Тема 3. Функциональные области логистики и их взаимосвязь (2 часа)

Методические советы

В данной теме необходимо рассмотреть классификацию логистики по фазам материального потока (закупочная логистика, производственная логистика, распределительная логистика, ретрологистика). Кратко охарактеризовать каждую функциональную область и отразить специфику управления материальными потоками на каждом этапе.

Изучить классификацию логистических систем по ресурсному признаку (материальная, финансовая, информационная) и отраслевому признаку (торговая, транспортная, складская и т.д.).

Определить, как используется в логистике системный подход при построении логистических систем.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем характеризуются традиционный и логистический подходы в организации производства?

  2. В чем заключается взаимосвязь функций логистики и маркетинга в распределительной логистике?

  3. Что включает в себя понятие «ретрологистика»?

  4. Какие существуют взаимосвязи между отдельными функциональными областями логистики?

  5. Основные концептуальные положения системного подхода в логистике (гомеостатические принципы организации систем, синергетика, методология системного анализа). В чем заключается их сущность?

Рекомендуемая литература

  1. Стукач В.Ф. Логистика / В.Ф.Стукач, В.С.Пецевич, О.В.Косенчук, Г.Г.Левкин. - Омск, 2004. – 255 с.

  2. Миротин Л.Б. Системный анализ в логистике / Л.Б.Миротин, Ы.Э.Ташбаев. – М.:Экзамен. – 479 с.

Тема 4. Управление запасами на предприятии АПК (4 часа)

Методические советы

При изучении темы важно усвоить отрицательные и положительные стороны создания запасов. Рассмотреть классификацию запасов по следующим признакам: по видам готовой продукции, месту нахождения, по времени возникновения, объему и потребности.

Ознакомиться с постановкой системы эффективного управления запасами на предприятии; с основными и дополнительными методами управления запасами.

Уяснить целесообразность использования моделей управления запасами в практике: модель с фиксированным размером заказа (Q – модель) и модель с фиксированным интервалом времени между заказами (Р – модель).

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные причины, по которым фирмы идут на создание запасов?

  2. Как классификацируются товарно-материальные запасы по времени возникновения и функциональному назначению?

  3. В чем заключается различие между моделью с фиксированным размером заказа и моделью с фиксированным интервалом времени между заказами?

  4. Что включают в себя этапы постановки системы управления запасами на предприятии?

  5. Приведите дополнительные системы управления запасами на предприятии. В чем заключается их отличие от основных систем управления запасами?

Рекомендуемая литература

  1. Кузьбожев Э.Н. Логистика / Э.Н.Кузьбожев, С.А.Тиньков. – М., 2004. – С. 72-108.

  2. Хазанова Л.Э. Логистика. Методы и модели управления материальными потоками / Л.Э.Хазанова. – Москва, 2003. – С. 15-51.



Тема 5. АВС – классификация. Классический и современный подходы (4 часа)

Методические советы

При изучении темы необходимо обратить внимание на классический порядок АВС – классификации (этапы анализа, критерии классификации). Кроме того, важно ознакомиться с модификациями АВС – анализа, ее усовершенствованием.

Ознакомиться с практическим использованием АВС – анализа при управлении запасами на предприятии, а также при работе с поставщиками.

Определить особенности подхода к каждой из групп АВС – классификации при распределении готовой продукции.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие критерии классификации используются при проведении АВС – анализа?

  2. В чем заключается сущность расчета синтетического критерия АВС классификации?

  3. Как осуществляется разделение анализируемого ассортимента на группы А, В и С?

  4. Как используется АВС – анализ в практической деятельности предприятия?

  5. Что включает в себя политика предприятия, базирующаяся на АВС – анализе?

Рекомендуемая литература

1. Стерлигова, А.Н. Управление запасами широкой номенклатуры: с чего начать? /А.Н.Стерлигова. – Логинфо. - №12. – 2003. – С. 46-51.

2. Козловский, В.А. Логистический менеджмент. / В.А.Козловский, Э.А.Козловская, Н.Т.Савруков. – СПб, 2002. – 267 с.

Тема 6. XYZ – классификация. Классический и современный подходы (4 часа)

Методические советы

В данной теме необходимо изучить порядок проведения классического и модифицированного XYZ – анализа. Кроме того, важно уяснить общие рекомендации по работе с группами «X», «Y» и «Z» и выбор подходов к управлению запасами на основе XYZ- классификации.

При анализе матрицы АВС – XYZ, определить ее использование для принятия решений при управлении запасами на предприятии.

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы ключевые различия между АВС – классификацией и XYZ – классификацией?

  2. Какие изменения претерпел XYZ – анализ в последнее время?

  3. Какие решения можно принять на предприятии в результате XYZ – классификации при управлении запасами?

  4. Что может сказать руководству характер заполнения матрицы АВС-XYZ о состоянии работы в организации?

  5. Как можно использовать матрицу АВС-XYZ для стратегического смещения позиций номенклатуры товаров на предприятии?

Рекомендуемая литература

1. Гаджинский А.М. Практикум по логистике / А.М.Гаджинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001. – 177 с.

2. Стерлигова, А.Н. Управление запасами широкой номенклатуры: с чего начать? /А.Н.Стерлигова. – Логинфо. - №1. – 2004. – С. 46-51.
Тема 7. Складская логистика (2 часа)

Методические советы

Изучение этой темы следует начать понимания причин использования складов в логистической системе. Необходимо уяснить основные функции складов и основные показатели эффективности логистического процесса на складе.

Изучить харакетристику систем складирования и размещения запасов; требования к складским процессам (т.е. краткую характеристику складских операций). Познакомиться с основными методами определения месторасположения складов в складской сети.

Вопросы для самопроверки

  1. Как классифицируются склады в логистических системах?.

  2. Каковы основные операции грузопереработки на складе?

  3. Назовите основные логистические операции, выполняемые на складах с материальным потоком. Чем характеризуется каждая операция?

  4. Что включают в себя показатели, отражающие качество работы склада.

  5. Каковы основные цели грузопереработки на складе?

Рекомендуемая литература

  1. Гаджинский А.М. Практикум по логистике / А.М.Гаджинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001. – 177 с.

  2. Неруш Ю.М. Логистика: учебник для вузов / Ю.М.Неруш. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 494 с.

Тема 7. Информационная логистика (2 часа)

Методические советы

Вспомнить из ранее пройденного материала понятие информационных потоков в логистике. Рассмотреть их роль и классификацию.

Изучить понятие, задачи и принципы построения информационных логистических систем. Уяснить информационную инфраструктуру логистических систем.

Познакомиться с информационными технологиями в логистике; с использованием в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов и технологии радиочастотной идентификации учетных единиц (RFID). Изучить маркировку грузовых единиц.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем характеризуются виды логистических информационных систем?

  2. Какие возможности открывает в логистике использование технологии радиочастотной идентификации учетных единиц?

  3. Что означают отдельные разряды тринадцатизначного цифрового кода EAN-13?

  4. Как организация информационных потоков влияет на эффективность управления материальными потоками на предприятии?

  5. На сколько уровней иерархии делятся информационные системы логистики?

Рекомендуемая литература

  1. Загорский А. Перспективы развития технологии RFID в контексте эволюции цепей поставок продукции / А.Загорский. – Тара и упаковка. - №6. – 2004. – С. 26-31.

  2. Стукач В.Ф. Логистика / В.Ф.Стукач, В.С.Пецевич, О.В.Косенчук, Г.Г.Левкин. - Омск, 2004. – 255 с.

Тема 8. Финансовые потоки и финансовая логистика (2 часа)

Методические советы

При изучении темы необходимо в первую очередь рассмотреть механизм финансового обслуживания товарных потоков.

Изучить классификацию финансовых потоков в логистических системах. Определить пути оптимизации финансовых потоков и соответствующих им товарных потоков.

Уяснить эффективность применения инструментов фондового рынка для улучшения результативности хозяйственной деятельности предприятий-продавцов и предприятий покупателей.

Вопросы для самопроверки

  1. Что понимается под финансовыми потоками в логистике?

  2. На какие группы можно разделить логистические финансовые потоки?

  3. Что в логистике является основной целью финансового обслуживания товарных потоков?

  4. Как осуществляется движение товарного и финансового потоков при минимизации налоговых платежей предприятием покупателем?

  5. Как используются двойные складские свидетельства при расчетах с кредиторами в зерноперерабатывающем секторе сельского хозйства?

Рекомендуемая литература

  1. Стукач В.Ф. Логистика / В.Ф.Стукач, В.С.Пецевич, О.В.Косенчук, Г.Г.Левкин. - Омск, 2004. – 255 с.

  2. Васильев В. Двойные складские свидетельства для расчетов с кредиторами / В.Васильев, В.Илларионов, Ф.Гудков, Е.Сорокин. – Логинфо. - №1. – 2001. – С.52 -53.

Тема 8. Производственная логистика (2 часа)

Методические советы

Усвоить понятие «производственная логистика». Произвести сопоставление традиционной и логистической концепций организации производства. Понять, что означает качественная и количественная гибкость логистических систем.

Рассмотреть две системы управления материальными потоками в производственной логистике: «толкающую» и «тянущую».

Уяснить эффективность применения логситического подхода к управлению материальными потоками на производстве.

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы принципы организации высокоэффективных производственных процессов?

  2. Что такое производственная логистика? Какие задачи решаются производственной логистикой?

  3. Охарактеризуйте логистическую и традиционную концепцию организации производства. В чем их принципиальное отличие?

  4. Какие элементы входят в состав внутрипроизводственных логистических систем?

  5. Начертите и объясните принципиальные схемы тянущей и толкающей систем управления МП в рамках внутрипроизводственных логистических систем.

Рекомендуемая литература

  1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных заведений / А.М.Гаджинский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 228 с.

  2. Стукач В.Ф. Логистика / В.Ф.Стукач, В.С.Пецевич, О.В.Косенчук, Г.Г.Левкин. - Омск, 2004. – 255 с.


Тема 9. Распределительная логистика (2 часа)

Методические советы

Усвоить понятие «распределительной логистики». Понять сущность и задачи распределительной логистики.

Рассмотреть логистические каналы и логистические цепи; логистическую организацию распределения и экспедирования. Познакомиться со стратегией сбытовой логситики на предприятиях и принятием решения по построению системы распределения.

Определить в чем заключаются функции логистики и маркетинга при формировании логистических систем распределения, а также общую область действия для логистики и маркетинга.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем заключается сущность стратегии вытягивания в распределительной логистике?

  2. Что характерно для взаимодействия маркетинга и логистики?

  3. Какие задачи решает распределительная логистика на макро- и микроуровне?

  4. Каковы основные отличия торговых агентов и брокеров от других типов посредников?

  5. В каких случаях прибегают к услугам посредников в распределительном процессе?

Рекомендуемая литература

  1. Стукач В.Ф. Логистика / В.Ф.Стукач, В.С.Пецевич, О.В.Косенчук, Г.Г.Левкин. - Омск, 2004. – 255 с.

  2. Кузьбожев Э.Н. Логистика / Э.Н.Кузьбожев, С.А.Тиньков. – М., 2004. – 216 с.



Тема 10. Ретрологистика (2 часа)

Методические советы

При рассмотрении данной темы нужно определить место логистики в общем материальном потоке на макроуровне. Понять сущность и задачи ретрологистики.

Уяснить роль современной упаковки в процессах товародвижения и определить пути совершенствования утилизации и сбора использованных упаковочных материалов на основе принципов логистики.

Определить возможность и роль организации возвратных потоков продукции (недоброкачественные товары, возвратная упаковка и др.) в системе розничной торговли.

Вопросы для самопроверки

  1. Что понимается под обратной логистической функцией?

  2. Как организована логистика возвратных потоков в дистрибьюции?

  3. Как используются принципы логистики при повторном использовании материалов?

  4. Перечислите операции, которые следует отнести к ретрологистике.

  5. В чем заключается эффект от использования логистики при защите окружающей среды?

Рекомендуемая литература

  1. Кулвиц Р. Обратная логистическая функция и защита окружающей среды / Р.Кулвиц . – Логистика. – №1. - 2002. – С. 34.

  2. Левкин Г.Г. Логистика в России: использование опыта стран Европы / Г.Г.Левкин. – Вестник ОмГАУ, №1. – 2004. – С. 68 – 70.

Тема 11. Транспортная логистика (2 часа)

Методические советы

Уяснить сущность и задачи транспортной логистики. Понять, как происходит выбор вида транспортного средства.

Необходимо получить представление о составлении маршрутов движения транспортов. Познакомиться с транспортными тарифами и правилами их применения.

Ознакомиться с методами, используемыми в настоящее время для оптимизации материальных потоков в процессе транспортирования товаров.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие задачи решаются транспортной логистикой?

  2. Каковы основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного видов транспорта?

  3. Какие факторы могут повлиять на выбор вида транспорта? Назовите наиболее значимые из них.

  4. От чего зависит стоимость перевозки грузов: а) железнодорожным транспортом; б) автомобильным транспортом?

  5. Охарактеризуйте общие, исключительные, льготные и местные тарифы, применяемые на железнодорожном транспорте.

Рекомендуемая литература

  1. Транспортная логистика. – Учебник. – Под ред. д.т.н., проф. Л.Б.Миротина. – М.: Экзамен. – 511 с.

  2. Неруш Ю.М. Логистика: учебник для вузов / Ю.М.Неруш. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 494 с.

Тема 13. Торговая логистика

Методические советы

При изучении этой темы необходимо в первую очередь определить место логистики в системе современной розничной торговли. Изучить взаимосвязь логистики и маркетинга в работе торговых предприятий.

Необходимо получить представление о логистических процессах, осуществляемых в процессе распределения товаров от предприятий оптовой торговли к магазинам, движение материального потока внутри розничного предприятия, а также об управлении запасами на складах.

Выделить понятие «мерчендайзинг» и рассмотреть перераспределение потока покупателей с учетом расположения товаров ассортимента магазина.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем заключается сущность торговой логистики?

  2. Какие задачи решает торговая логистик?

  3. Как характеризуется взаимосвязь функций логистики и маркетинга в системе розничной торговли?

  4. Как осуществляется транспортировка в магазины (с учетом основных методов управления запасами)?

  5. Каковы перспективы развития торговой логистики?

Рекомендуемая литература

  1. Неруш Ю.М. Логистика: учебник для вузов / Ю.М.Неруш. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 494 с.

  2. Миротин Л.Б. Логистика интегрированных цепочек поставок / Л.Б.Миротин, А.Г.Некрасов. – М.: Экзамен, 2003. – 254 с.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

В процессе изучения дисциплины «Логистика» необходимо решить ситуационные задачи на практических занятиях, трудоемкость которых составляет 30 часов.

Представленные задания дают необходимые навыки для проектирования и анализа логистических систем, а также закрепляют сведения, полученные из теоретического курса.

Тема 1. Выбор территориально удаленного поставщика на основе

анализа полной стоимости (2 часа)

Цель занятия – приобретение практических навыков применения анализа полной стоимости при решении задач закупочной логистики.

Теоретические пояснения к теме

Оценка целесообразности закупок у территориально удаленного поставщика основана на построении и последу­ющем использовании кривой выбора поставщика. Предва­рительно необходимо выбрать такую единицу груза, та­рифная стоимость транспортировки которой из города N в Омск была бы одинакова для всех товарных групп, рас­сматриваемых в рамках данной задачи. В качестве такой единицы груза выберем 1м3.

Кривая выбора поставщика представляет собой график функциональной зависимости. Аргументом здесь является закупочная стоимость 1 м3 груза в городе N, а функцией — выраженное в процентах отношение дополнительных затрат на доставку 1 м3 этого груза из города N в Омск к закупочной стоимости 1 м3 этого груза в городе N.

Имея построенную для нескольких значений закупоч­ной стоимости груза кривую, а также сравнительную спе­цификацию цен на товары ассортимента фирмы в Омске и в городе N, можно быстро принимать решения, какой из товаров следует закупать в городе N, а какой в Омске.

Товары ассортимента фирмы М, которые могут быть закуплены в городе N, перечислены в таблице 1.

Задание. На основе анализа полной стоимости принять решение о целесообразности закупки той или иной позиции в городе N.

Принятие решения о закупке товаров у территори­ально отдаленного поставщика рекомендуется представить в виде решения предлагаемых ниже четырех задач.

1. Рассчитать дополнительные затраты, связанные с доставкой 1 м3 различных по стоимости грузов из города N в Москву. Для расчета необходимо взять следующие стоимости товаров: 5000, 10000, 20000, 30000, 40000, 50000, 70000, 100000, 120000.

2. Рассчитать долю дополнительных затрат по доставке из города N в Москву 1 м3 груза в стоимости этого груза.

3. Построить график зависимости доли дополнительных затрат в стоимости 1 м3 от удельной стоимости груза.

4. Пользуясь построенным графиком, определить целе­сообразность закупки тех или иных позиций ассортимента фирмы М в городе N (таблица 1).
  1   2   3   4   5   6


федеральное государственное образовательное учрежедение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации