Шпоры по специальности Прикладная информатика в экономике - файл n1.doc
приобрестиШпоры по специальности Прикладная информатика в экономикескачать (456.9 kb.)
Доступные файлы (3):
n1.doc
27. Бухгалтерский учет торговых операций. Операции оптовой торговли. Основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров; своевременное предоставление правильной информации о товарообороте, валовом доходе, состоянии товарных запасов, ходе поступления и отгрузки товаров, выполнении договорных обязательств с поставщиками и покупателями.
Основой контроля учетных (покупных) цен в организациях оптовой торговли являются договоры, спецификации или протоколы согласования цен, первичные документы (счета-фактуры, накладные, счета). Контроль за ценами осуществляет экономист по ценам или бухгалтер. Они на основании указанных документов ведут регистрацию цен в журнале учета поступления товаров, где указываются: наименование поступившего товара, дата и номер приходного документа, количество товара, цена, сумма. Порядковый номер регистрации товара в журнале должен указываться в товарном ярлыке, что облегчает возможность проверки цен.
Проверки цен бывают как внутренние, так и внешние и оформляются актами. Цены контролируются также при инвентаризациях и аудиторских проверках.
В соответствии с ПБУ 5/01 оценка товаров в оптовой торговле при их отпуске и ином выбытии может производиться: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).
Бухгалтерии организации (или плановые отделы) должны вести оперативный учет договоров и контроль за их выполнением. Методические рекомендации по учету операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли рекомендуют учет первичных документов по приходу товаров вести в Журнале поступления товаров.
Оприходование поступивших товаров в торговую организацию при отсутствии расхождений с сопроводительными документами оформляется наложением ее штампа на сопроводительном документе — счете-фактуре, товарно-транспортной накладной (ТТН), накладной и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров. Материально ответственное лицо (МОЛ), осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма ТОРГ-2).
Оптовые торговые организации реализуют товары на основания договоров с покупателями и заказчиками.
Оборот оптовой торговли представляет собой стоимость отгруженных (переданных) на сторону товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для профессионального использования (дальнейшей переработки или перепродажи), кроме продажи населению, которая относится к обороту розничной торговли. Обязательным признаком отнесения операции к оптовой торговле является наличие счета-фактуры.
Оптовая реализация товаров подразделяется на складской и транзитный оборот. При складском обороте товары реализуются со склада оптовой организации. При транзитном обороте товары реализуются с участием и без участия оптовой организации в расчетах. В первом случае оптовая торговая организация сама рассчитывается за товар с поставщиком и получает деньги с покупателя. Во втором случае оптовая торговая организация только организует доставку товаров от поставщика покупателю. При этом расчеты производятся непосредственно между поставщиком и покупателем без участия оптовой организации.
Оптовые торговые организации работают в основном по Договорам поставки.
В зависимости от способа отгрузки оформляются различные документы на отпуск товаров: накладные, спецификации, ТТН, железнодорожные накладные, счета-фактуры.
Оптовые торговые организации, так же как и другие, при совершении операций реализации выписывают счета-фактуры единого образца для всех плательщиков НДС. Они регистрируются в книгах продаж.
После регистрации счет-фактура подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур и хранится в течение полных пяти лет с даты его выдачи.
Учет реализации товаров ведется па активно-пассивном счете 90 "Продажи". По кредиту его отражается продажная стоимость реализованных товаров (включая НДС и акцизы), а по дебету — покупная стоимость реализованных товаров, издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам, НДС, акцизы.
К счету 90 "Продажи" могут быть открыты следующие сусчета:
90-1 "Выручка" — учитываются поступления активов, признаваемые выручкой (продажная стоимость реализованных товаров);
90-2 "Себестоимость продаж" — учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 признана выручка (покупная стоимость проданных товаров, расходы на продажу);
90-3 "Налог на добавленную стоимость" — учитываются суммы НДС, причитающиеся к получению от покупателей;
90-4 "Акцизы" — учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданных товаров.
Организации — плательщики экспортных пошлин могут открывать субсчет 90-5 "Экспортные пошлины".
90-9 "Прибыль (убыток от продаж)" — предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Записи по всем субсчетам, кроме 90-9, производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового и кредитового оборотов счета 90 определяется финансовый результат от продаж за отчетный месяц, который списывается с субсчета 90-9 на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.
Аналитический учет товаров и тары в оптовой торговле ведется в разрезе материально ответственных лиц в натурально-стоимостном выражении по ассортименту товаров. Этот учет может быть организован разными способами: партионный, сортовой, оперативно-бухгалтерский (сальдовый), автоматизированный.
Для ведения аналитического учета могут использоваться партионные карты, товарные книги, карточки количественно-суммового учета.
Ежемесячно на 1-е число производится сверка записей в регистрах аналитического учета у материально ответственных лиц и в бухгалтерии.
Данные аналитического учета по сумме должны соответствовать данным синтетического учета (журнала-ордера 11 и дебетовой ведомости к нему—при журнально-ордерной форме у чета).
28. Учет дополнительных расходов при оформлении операций поступления ТМЦ. Включение дополнительных расходов в стоимость. При поступлении ТМЦ или продаже всегда возникают дополнительные расходы, связанные с отгрузкой, доставкой, разничные сборы и т.д.
Расходы на продажу (коммерческие расходы) – расходы поставщика по продаже продукции, не компенсируемые покупателями сверх отпускной (договорной) цены, планируемые и учитываемые в составе полной себестоимости. В торговых предприятиях расходы на продажу (издержки обращения) – затраты торговой организации по доведению товаров до потребителей и осуществления торговой деятельности.
В торговых организациях: Издержками обращения являются транспортные расходы (Д44 К60), расходы на оплату труда (Д44 К70, ), отчисления на соц. нужды (Д44 К69), расходы на аренду и содержание зданий(Д44 К60,76,10), амортизационные отчисления (Д44 К02), расходы на ремонт основных средств(Д44 К60,10,70), расходы на рекламу (Д44 К50) и прочие.
В конце месяца на учтенную сумму издержек обращения : Д90/2 К44
На производственных предприятиях: К расходам на продажу относятся расходы на тару и упаковку на складе готовой продукции, транспортные расходы, комиссионные сборы, уплачиваемые посредническим фирмам, расходы на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи, на рекламу и нек. др. Отдельные расходы лимитируются: представительские расходы в размере 4 % от расходов организации на оплату труда, а расходы на рекламу – 1% от выручки от реализации без учета НДС.
Многообразие расходов на продажу создает различную основу в качестве базы для включения их в объем реализованной продукции. Так, расходы на упаковку и транспортировку включаются в себестоимость продукции в разрезе ее наименований, как правило, прямым способом. Если это невозможно, то они могут распределяться между видами продукции исходя из ее количественных показателей или производственной себестоимости.
Формирование коммерческих расходов осуществляется по
дебету сч.
44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с
кредитом сч.
10 – стоимость тары и расходов по упаковке,
70 – на сумму начисленной з/п грузчикам за погрузку,
51 – в оплату расходов на рекламу и т.п. Д90/2 К44
В целях анализа формирования прибыли коммерческие расходы должны быть разграничены на переменные (транспортные, на упаковку) и постоянные (оплата сотрудников отдела маркетинга и др). Аналитический учет расходов на продажу ведется в ведомости №15 в разрезе отраслевой номенклатуры статей затрат.
29. Учет материалов для производственных целей. Передача материалов в эксплуотацию, возврат и списание. МПЗ-это различ. веществен. элем.,исп-мые в кач-ве предметов труда в произв.процессе и потребл-мые в кажд.произв-ном цикле и переносимые свою ст-ть на с/с пр-ции, работ, услуг.
Эк. сод-ние: выделяют группы:-сырье,осн.мат-лы;- вспом.мат-лы;- по-купные полуфаб-ты;- комплектующие изделия;- возвратные отходы; топливо; тара и тарные мат-лы; инвентарь и хоз. принадлежности; ср-ва спец.назначения. Продукты труда-гот.пр-ция, т-ры..
Ед-цей учета МПЗ служит номенклат.номер,разрабат-мый в разрезе кажд. наимен. или однород.группы запасов.
Оценка отпуска: по с/с каждой ед. (хар-рен для оценки МПЗ,использ. в особом порядке(драг.металы,камни),а также для запасов, к-рые не мо-гут заменить друг друга. В этом случае отпущ. запасы спис-тся по ст-ти кажд.ед-цы опр.вида. 2 вар. исчис-я с/с ед-цы запасов: с включ. всех расх связ-х с приоб-ем запасов; с включ-м только ст-ти запасов по договорной цене. При примен-и 2-го вар. следует исходить из невозм-ти включ. в с/с конкр. вида запасов ТЗР. При этом величина отклон. (разница между фа-кт.расх. на приобр-ние. и договор. ценой мат-ла) распред. пропорц-но ст-ти отпущ-х мат-лов по договор.ценам.);
по сред. с/с (с/с исч-тся по кажд. группе запасов как частное от деления общей с/с группы запасов на их кол-во,включая колич-стоим.остатки на нач.мес. и поступление за мес.; по с/с 1-х по времени закупок (
ФИФО) (в усл-х инфл. позв-т снизить с/с гот.пр-ции за счет ценового фактора по МР). Прим-е любого способа произв-ся по виду запасов и яв-ся элементом учет.полит.
Докум. офор-нием: 1)поступление: приходный ордер, акт приемки мат-лов, карточка учета мат-лов; 2)списание в пр-во: лимитно-заборная карта,требование-накладная; 3)продажа: накладная на отпуск на сторону.
Вместо первич. док-тов по расходу мат-лов можно использ. карточки склад. учета. В них простав-ют шифр произ.затрат для послед.групп-ки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Совмещение расх. док-тов и карточек склад. учета уменьшает объем учет.работы и усилии-вает контроль за соблюдением норм склад.запасов.
Б/у МПЗ связан с их приобр. и исп-нием. Этот процесс находит отра-жение на сч 10,15«Заготов. и приобр. МЦ»,16«Откл. в ст-ти МЦ». Списание МПЗ осущ-ся по оконч. мес. по учет. ценам:Д10 К15.Остаток по сч15 включ. не только отклон. в ст-ти запа-сов, но и ст-ть МЦ в пути на конец месяца.
В ПБУ 5/01 «учет МПЗ» опр-н порядок оценки запасов при отпуске их в пр-во.На основе первич. док-тов о расходе мат-лов составл-ся вед-сть распределения,в к-рой ст-ть мат-лов по учетным ценам распр-ся по напр-авлениям затрат. При этом:Д20,23,25,26 К10.Необх-сть выявления откло-нений и ТЗР связана с тем,что синтетич.учет МПЗ ведется по факт.с/с,а аналит.- по учетным ценам.
Продажа МПЗ отражается: фактич. ст-ть проданных или списанных МПЗ – Д91 К10;на сумму выручки от прода-жи запасов в зав-ти от при-нятой методологии учета продаж–Д51,52,62 К91.Суммы НДС, фактич. получен.от покупателей за проданные им МЦ,уменьш-ся на суммы НДС по приобрет.цен-тям:Д68 К19-3;на сумму НДС,подлежащую перечисле-нию в бюджет – Д91 К68.В случае возврата ценностей покупателями делается исправительная запись. Получение предоплаты за МЦ: Д50,51,52 К91;НДС – Д91 К68.
При безвозмездной передаче в порядке дарения даются след.записи: на сумму передачи МЗ по балансовой ст-ти – Д91 К10; НДС – Д91 К68; рез-т безвоз.передачи МПЗ ежемесячно .
30. Бухгалтерский учет производственных операций, материальных затрат, выпуска готовой продукции. Классификация производственных затрат осуществляется но следующим нризнакам:
исходя из технологического процесса (основные и накладные);
- порядку включения з себестоимость продукции (прямые и косвенные);
- по отношению к объему производства (условно постоянные и переменные);
- месту возникновения (участкам, цехам и пр.);
- элементам затрат и статьям калькуляции. Элементами затрат являются:
- материальные затраты; затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды; амортизация:
- прочие расходы.
Ведение учета затрат на производство по элементам позволяет органам статистики исчислять валовой внутренний продукт. На уровне предприятия данный признак создает основу для формирования им расходов по обычным видам деятельности.
Ведение учета затрат по статьям калькуляции на уровне организации формирует финансовый результат ее деятельности от продажи отдельных видов продукции, выполненных работ и оказанных услуг по каждому отчетному периоду.
Гот. продукция – продукция, прошедшая все стадии обработки и сборки, испытания, сданная на склад и документально оформленная.
Планирование и учет гот. продукции ведется в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.
Оценка гот. продукции может производиться след. способами:
- по факт. производственной с/с;
- по нормативной производственной себестоимости;
- по фактич. сокращенной с/с (без ОХР);
- по нормативной сокращенной с/с;
- по отпускным ценам.
Выбранный способ зафиксирован в учетной политике.
Синтетич. учет гот. продукции ведется с использованием сч. 43, сч. 40, аналитич. учет ведется по каждому виду продукции в карточках складского учета. Осн. документов по выпущенной продукции является накладная, приемные акты и спецификации.
Основные бух. проводки по выпуску и продаже гот. продукции:
1)
при оценки по факт. с/с: Д43 К20,23 – план. производ. с/с; Д43 К 20,23 – в конце месяца на сумму отклонений фактич. с/с от плановой (красным сторно, если факт. меньше плановой).
2)
при оценке по план. произв. с/с: Д43 К40 – в теч. месяца по план. произв. с/с; Д40 К20,23 – в конце месяца по фактич. с/с; отклонения отражается на сч. 40. Д90/2 К40 – закрытие сч.40.
3)
по фактич. сокращ. с/с: Д43 К20,23 – план. сокращ. с/с (без ОХР); Д43 К 20,23 – в конце месяца на сумму отклонений фактич. с/с от плановой (красным сторно, если факт. меньше плановой).
4)
по план. сокращ. с/с: Д43 К40 – в теч. месяца по нормат. сокращ. с/с; Д40 К20,23 – в конце месяца по фактич. с/с; отклонения отражается на сч. 40. Д90/2 К40 – закрытие сч.40.
5)
по отпускной цене: Д43 К20,23 – отпуск. цена, Д43 К20- разницу между фактич. с/с и отпуск. ценой (красным сторно, если факт. с/с больше, чем отпус. цена).
Основные бух. проводки по продаже гот. продукции:
Д62 К 90/1 – отгружена продукция по отпускной цене; Д90/2 К43 – списана с/с отгруженной продукции; Д90/3 К68 – начислен НДС по отгруженной продукции; Д90/2 К43 – плановая с/с; Д90/3К43(40)-отклонения, Д90/2К26,44 – списаны ОХР, коммерческие расх.
По окончании каждого месяца определяется фин. рез-т от продаж путем сопоставления кредитового оборота по 90/1 и суммарного дебетового оборота 90/2,90/3,90/490/5. Вявленный результат списывается с субсчета 90/9 на счет 99:Д90/9 К99 – прибыль;Д99 К90/9 – убыток.
Реализация по оплате (для малого бизнеса): Д62К90/1-сумма отгруженной пр-ции; Д90/3К76 – НДС по расч.док-там; Д51К62-оплата; Д76К68 –НДС по оплаченным док-там; Д90/3К43-плановая с/с, Д90/2К43(40)-отклонения; Д68К51-оплата НДС.
31. Операции складского учета ТМЦ. Инвентаризация ТМЦ, перемещение материалов и др. Отражение в бухгалтерском учете. По расходу мат-лов можно использ. карточки склад. учета. В них простав-ют шифр произ.затрат для послед.групп-ки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Совмещение расх. док-тов и карточек склад. учета уменьшает объем учет.работы и усилии-вает контроль за соблюдением норм склад.запасов.
Б/у ТМЦ связан с их приобр. и исп-нием. Этот процесс находит отра-жение на сч 10,15«Заготов. и приобр. ТМЦ»,16«Откл. в ст-ти МЦ». Списание МПЗ осущ-ся по оконч. мес. по учет. ценам:Д10 К15.Остаток по сч15 включ. не только отклон. в ст-ти запа-сов, но и ст-ть МЦ в пути на конец месяца.
Проверка и уточнение данных б/у т-ров и тары периодически проводя-тся при помощи инвен-ций. Осн.задачи: контроль за сохранностью ТМЦ, соот-вие их фактич.наличия данным б/у; проверка соблюдения цен; выявление залежавшихся т-ров; выявление нарушений правил хранения.
Для проведения инвен-ций создается постоянно действующая комис-сия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвен-ции имущества и фин. обяз-в создаются раб. инвен-ционн.комиссии. При малом объеме работ и наличии в орг-ции ревизион.комиссии ею может проводиться инвен-ция. В состав вкл-ся представители администрации (рук-ль/его зам.), раб-ки бухг-рии, экономисты. В состав комиссий мож-но включать представителей внурн.аудита, независимых аудитор. орг-ций. Инвентаризация проводится при обязательном участии МОЛ.
Основанием для проведения инвентаризации является распоряжение (приказ) рук-ля орг-ции, в к-ром указывается: объект; состав инвен-цион. комиссии; дата проведения инвен-ции; время начала и окончания инвен-ции. Распоряжение вручается председателю инвен-ционной комиссии.
Комиссия в присутствии зав.складом и МОЛ проверяет фактич.нали-чие распакованных ТМЦ путем обязат. их пересчета, перевешивания и перемеривания. По т-рам, хранящимся в неповрежденной упаковке пос-тавщика, кол-во опр-тся на основании док-тов при обязат.проверке в на-
и залежавшиеся т-ры, то они вкл-ся в отд.опись. На т-ры, имеющие брак, порчу и лом оформляет акт.
По окончании инвент.описи передаются и бухрию, где сверяют фак-тич. наличие ТМЦ с учетными данными и составляют сличительную вед-ть, где записываются наименование т-ров, номенклатурные номе-ра, кол-во и ст-ть по учетным ценам тех т-ров и тары, по к-рым в рез-те ин-вен-ции выявлены расхождения между факт. наличием и данными учета.
Положение по ведению б/у и бух. отч-ти в РФ предусматривает след. по-рядок регул-ния расхождений фактич. наличия цен-тей, с данными б/у: убыль в пределах норм списывается, по распоряжению рук-ля, на издер-жки обращения; недостача цен-тей сверх норм естес.убыли, а также пор-ча относятся на виновных лиц. (в случаях, когда виновники не установ-лены или во взыскании с винов.лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на фин.рез-ты); цен-ти, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на рез-ты хоз.д-ти, с послед. установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
Пересортица т-ров (покрытие недостач по одному виду т-ров излишка-ми др.) отр-ся по учетным (покупным) ценам: Д41субсч.1«Т-ры на скла-дах» К41субс1«Т-ры на складах». Излишки т-ров и тары приходуются по учетным (покупным) ценам: Д41/1;41субс3«Тара под т-ром и порожняя» К91. Списана недостача т-ров в пределах норм ест. убыли:Д44 К94. Спи-сана недостача т-ров сверх норм ест.убыли за счет МОЛ: Д 73субс2 «Расчеты но возмещению матер.ущерба» К 94. Взимание недостачи по ценам реал-ции: Д73 К98 «Доходы будущих периодов». В кассу получено в возмещение недостачи: Д 50 К 73. Списываются доходы будущих периодов: Д98 К91. Рез-ты инвен-ции должны быть отражены в учете и отч-ти того месяца, в к-ром была закончена инвен-ция.
32. Учет наличных денежных средств. Порядок оформления приходного и расходного кассового ордеров, ведение кассовой книги. Для приема, хранения и расходования наличных денег организация имеет кассу.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе организация представляет в учреждение банка, осуществляющее ее расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу». Лимит остатка кассы определяется исходя из объема наличного денежного оборота организации с учетом особенностей режима ее деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в банк, обеспечения сохранности и сокращения перевозок ценностей. Причем при сдаче выручки ежедневно лимит остатка равен сумме, необходимой организации для обеспечения нормальной работы с утра следующего дня.
Касса принимает наличные деньги по приходным кассовым ордера», подписанным главным бухгалтером или уполномоченными на это лицами. При этом выдается квитанция, подписанная главным бухгалтером и кассиром. Отметим, что при получении денег по чеку с расчетного счета выписывается приходный кассовый ордер, который регистрируется в журнале регистрации, и на оборотной стороне корешка чека записываются номер и дата приходного кассового ордера. Чек действителен в течение 10 дней с момента его выписки.
Выдача наличных денег производится по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.). на которых ставится специальный штамп, заменяющий реквизиты расходного кассового ордера.
Документы на выдачу денег подписывают руководитель и главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные.
При завершении операции кассир обязан подписать расходный или приходный кассовый ордер вместе с приложенными к ним документами, погасить их штампом или надписью: приходные документы - «Получено», расходные - «Оплачено» с указанием числа, месяца, года. Все приходные и расходные кассовые ордера, а также заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, и документу присваивается порядковый номер.
Журнал регистрации (ф. № КО-3) построен таким образом, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств организацией, присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота произведенных кассиром операций.
Кассовая книга (ф. № КО-4) ведется кассиром. Каждая организация может иметь только одну кассовую книгу. Листы в книге нумеруют, прошнуровывают и опечатывают сургучной (обычно круглой) печатью организации. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу. Вторые экземпляры должны быть отрывными, они служат отчетом кассира. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются, исправления, сделанные корректурным способом, заверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Разрешается ведение кассовой книги с использованием вычислительной техники.
Записи в кассовую книгу производятся сразу после получения или выдачи денег, кассир обязан подсчитать итоги операций за день, вывести остаток денег в кассе и передать в бухгалтерию отчет с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (на первом экземпляре). Кассовая книга ведется ежедневно с расчетом остатка на конец каждого дня. Бухгалтеры и другие счетные работники, имеющие право подписи кассовых документов, не могут исполнять обязанности кассиров.
Для учета наличия и движения денежных средств организации используется активный счет 50 «Касса». Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в организации на начало месяца; оборот по дебету - поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными. В развитие счета 50 «Касса» могут быть открыты организацией следующие субсчета:
1 «Касса организации»;
2 «Операционная касса»;
3 «Денежные документы»;
4 «Касса в иностранной валюте» и др.
33. Учет операций по расчетному счету. Платежные документы. Расчетные счета открываются организациям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс и др.
Номера счетов различны в зависимости от принадлежности к форме собственности (унитарные организации, акционерные общества, физические лица).
На расчетном счете сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.
С расчетного счета производятся почти все платежи организации: оплата поставщикам за материалы, работы, услуги, погашение задолженности бюджету, внебюджетным фондам, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основе приказа организации - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).
Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основе документов специальной формы, утвержденной ЦБ РФ. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование-поручение и др.
Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом.
Чек (денежный) является приказом организации банку о выдаче с расчетного счета организации указанной в нем суммы наличных денег.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашениями, отдельными договоренностями).
Платежное поручение - распоряжение владельца счета банку о перечислении соответствующей суммы с его расчетного счета на расчетный счет получателя. Такими получателями могут быть поставщики, вышестоящие организации, финансовые органы, страховые и другие организации. Платежное поручение выписывается в соответствующем количестве экземпляров в зависимости от того, в каком коммерческом банке территориально находится расчетный счет получателя. Платежное поручение может быть выписано организациям как при одногородних, так и при иногородних расчетах. Форма платежного поручения едина для всех видов перечислений.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому «исполняющему банку» произвести такие платежи. Расчеты с использованием аккредитивов отражаются на отдельном счете 55 «Специальные счета в банках».
Платежное требование - расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предвари тельным акцептом и без акцепта плательщика. Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях, установленных законодательством и предусмотренных сторонами по основному договору. При этом банку, обслуживающему плательщика, должны быть представлены документы, подтверждающие права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия организации ведет на счете 51 «Расчетные счета». Это активный счет, по дебету которого записывают остаток свободных денежных средств организации на начало месяца, поступления наличных денег из кассы организации, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства, перечисленные в погашение задолженности поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, внебюджетным фондам и прочим кредиторам, а также суммы, выданные наличными в кассу организации.
При использовании журналыю-ордерной формы учета движение операций по счету 51 отражают в журнале-ордере № 2 и ведомости № 2.
34. Учет основных средств. Операции поступления, принятия к учету и выбытия. Порядок начисления амортизации. ОС относятся к внеоборот активам и пред.собой средства труда, исп-емые при пр-ве пр-ции, выполн работ или оказании услуг либо в целях упр-ния орг-цией в свыше 12 мес.или обычного операцион. цикла.
Учет.ед-цей ОС яв-ся
инвентарный объект, пред. собой законченное устройство со всеми приспособлениями, позвол-щими ему выполнять са-мост.ф-ции. Наличие у объекта неск-ко частей с разными сроками исп-ния дает основание рассматривать каждую из них в текущ. учете как са-мост.инвентарн.объект. Каждому инвентарн.объекту присваивается свой инвентарный номер, к-рый не меняется в теч.всего срока полезной служ-бы. После списания объекта с учета независимо от причин его выбытия, дан.инвент.номер может быть присвоен вновь принеятому объекту не ранее 5-ти лет после указанного события.
Способы поступления: поср-твом долгосроч. инвестиций в ОС; вкла-да в УК; батерных опер; безвозмезд получения или дарения; аренды и др.
При поступлении офор-ся:
Акт о приеме (поступлении) оборуд. – (2 экз) служит для офор-ния на склад для установки оборуд. Передача обо-руд в монтаж в усл монтажных работ хоз способом офориляется
Актом о приеме-передаче оборуд в монтаж (1 экз). Выявленный дефект в оборуд. оформляется
Актом о выявлен дефектах оборуд. На день сдачи в эксплуатацию законченного монтажом оборуд выпис
Акт о приеме-передаче об ОС (1 экз). По объектам недвижимости выпис
Акт о прие-ме-передаче здания(сооруж).Операции по перемещению об между структур.подразделениями офор-ся
накладной на внутрен. перемеение (3 экз).На осн док-тов в бух-рии открыв
инвентарная карточка учета, где указ произв-хоз знач, технич характеристика и ст-сть. Отражается по дебету 08 счета.
Причины выбытия: ликвидация в рез-те морального и физ.износа, в связи со стих.бедствием и аварией; продажа; безвозм передача; вклад в УК; недостача, выявленная при инвентаризации и др.
Осн док-ы: акт на списание ОС (ОС4); Акт приема-передачи ОС(ОС1). На их основании делается запись в инвентарной карточке.
Ликвидация ОС:Д01/выб К01- внутрен.запись по выбытию (первонач. ст-ть). Д02 К01/выб–амор-ция. Д91/2 К01/выб-остаточ.ст-ть. Д91/2 К70,69,23,60 – расх. по ликвид. Д10 К91/1-поступили мат-лы от лик-ции
Ликвид в связи с ЧС:Д01/выб К01;Д02 К01/выб-амор-ция;Д91/2 К01/выб. Прилагается акт об аварии. На сумму страх.возмещения:Д76/1К91/1-сум-ма страх.возмещ; Д51К76/1-постуление страх возмещ. При отказе о возмещении ущерба: Д91/1 К76/1.
Продажа:Д01/выб К01; Д02 К01/выб – амор-ция; Д91/2 К01/выб – остат. ст-ть;Д91/2К60,23,76-расходы по продаже; Д62(76)К91/1-продажная ст-ть +НДС; Д91/2 К68-НДС.
ОС в процессе эксплуатации изнашиваются, и их сумма постепенно, согласно действующим в устан-ном порядке нормам амор-ции включ-ся в с/с пр-ции.
Амор-ция- это сумма износа ОС в ден.выражении, включен-ная в затраты. ПБУ 6/01; амор-ция начисляется на все ОС, за искл.земе-льных участков, объектов природопользования, жилищн.фонда, квартир; объектов внешнего благоустройства, лесного и дорожного хоз-ва, продуктивного скота,волов,оленей,многолетние насаждений (не достигших эксплуатационного возраста), также приобретенных изданий (книги, брошюры). По ОС неком.орг-ций амор-ция не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение ин-ции о суммах износа, начисляемого линейн.способом. Начисление амортизац. отчислений начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объектов к бух. учету, и прекращается с первого числа месяца, следую-щего за месяцем полного погашения ст-ти объекта или его выбытия.
В течение отч.года амортизацион.отчисления по ОС начисляются еже-месячно независимо от применения способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Методы начисления амортизации для н/у:1)линейный метод;2) Нели-нейный метод. Линейный метод – для начисле-ния амортизации зданий, сооружений, передаточных устройств, входящим в 8 - 10 группы, неза-висимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов. К остальным ОС вправе применять один из методов.При применении
линейн.метода сум-ма начисленной за 1 месяц амор-ции в отношении объекта ОС опр-ся как произведение его первонач.(восстановительной) ст-ти и нормы амор-ции определенной для дан.объекта. При применении линейн.метода но-рма амортизации по кажд.объекту амортизируемого имущества опр-ся по фо-рмуле:K=(1/n)Ч100%, где K-норма амор-ции в процентах к первонач.(во-сстановительной)ст-ти ОС; n-срок полезного исп-ния дан.объекта ОС, выраженный в месяцах. При применении
нелинейн.метода сумма начис-ленной за один месяц амор-ции опр-ся как произведение остаточ.ст-ти и нормы амор-ции, определенной для дан.объекта. При применении Нели-нейн.метода норма амор-ции опр-ся по формуле:K=(2/n)Ч100%, где K- норма амор-ции в процентах к остаточ.ст-ти, применяемая к дан.объекту; n-срок полезного исп-ния дан.объекта, выраженный в месяцах. При этом с месяца, следующего за месяцем, в к-ром остаточ.ст-ть объекта достиг-нет 20% от первонач.(восстановительной) ст-ти этого ОС, амор-ция по нему исчисляется в след. порядке:1) остаточ. ст-ть объекта в целях начи-сления амор-ции фиксируется как его базовая ст-ть для дальнейших рас-четов; 2) сумма начисляемой за один месяц амор-ции в отношении дан.объекта опр-ся путем деления базовой ст-ти дан.объекта на кол-во месяцев, оставшихся до истечения срока полезного исп-ния дан.объекта.
Аналитич. учет по счету 02 ведут по видам и отд.инвентарным объек-там ОС . Синтетич учет амортизации ведется на пассивном счете 02. по двум субсчетам: 02-1 "Износ собственных основных средств", 02-2 "Износ имущества, сданного в лизинг (в прокат)".
35. Учет нематериальных активов. Операции поступления, принятия к учету и выбытия. Порядок начисления амортизации. К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты:
объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и др.
В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, учет которого ведется в карточке учета нематериальных активов
Нематериальные активы - самостоятельная часть хозяйственных средств организации, а именно внеоборотных активов. Для их учета в Плане счетов предусмотрены два счета:
04 «Нематериальные активы» - активный,
05 «Амортизация нематериальных активов» — пассивный.
В составе счета 04 они учитываются по первоначальной стоимости, т.е. стоимости приобретения и создания, включающей все затраты, произведенные организацией до момента передачи объекта в эксплуатацию (создания объекта, который сможет приносить доход).
Поступление нематериальных активов в организации оформляется актом приемки.
Причинами выбытия НМА могут быть различные факторы: истечение срока использования (патенты, право пользования и др.); ликвидация, моральный износ; безвозмездная передача; взнос в уставный (складочный) капитал другой организации; передача в совместную деятельность; реализация на сторону.
Основанием для списания выбывших нематериальных активов являются акты передачи НМА, акты на их списание, протоколы собрания акционеров или участников простого товарищества (совместной деятельности).
Отметим, что по указанным причинам выбывают объекты НМА, по которым начисляется амортизация через счет 05. Для учета выбытия НМА будут использованы счета:
04 «Нематериальные активы» - в сумме первоначальной стоимости;
05 «Амортизация нематериальных активов»; 91 «Прочие доходы и расходы».
Рассмотрим порядок отражения в учете фактов выбытия НМА.
Учет амортизации нематериальных активов Как уже отмечалось ранее, путем начисления амортизации по НМА организация возмещает расходы, связанные с их приобретением, даже если это был вклад в уставный (складочный) капитал или они получены безвозмездно.
В соответствии с ПБУ 14/2000 амортизационные отчисления по нематериальным активам начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляют до полного погашения стоимости этого объекта либо выбытия этого объекта с бухгалтерского учета в связи с уступкой (утратой) организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Необходимо различать состав НМА в зависимости от способа начисления амортизации:
НМА, срок использования которых указан в сопроводительном документе (права пользования патентом и др.);
НМА, по которым организация самостоятельно устанавливает срок их полезного использования, исходя из условий производства, технологий, морального износа;
НМА, срок полезного использования которых определить невозможно. Законодательством установлен предельный срок: 20 лет -в целях бухгалтерского учета и 10 лет - в целях налогообложения (см. п. 2 ст. 258 НК РФ).
Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете одним из способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта.
Сумма ежемесячно начисляемой амортизации учитывается по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов» и на счетах учета производственных затрат.
36. Учет расчетов с контрагентами. Аналитический учет операций расчетов с контрагентами. Ведение книги покупок и книги продаж. В расчетах с покупателями и поставщиками может применяться
нали-чная (в пределах 100тыс.руб.) посредством контрольно-кассовой техни-ки и
безналичная форма расчетов через банки и иные кредит. орг-ции.
Расчеты ведутся: за получ. ТМЦ, принятые и вып.раб., потреб. услуги.
Текущие обязат-ва представлены в виде дебитор. и кредит. задолж-ти.
Дебитор. задолж-ть – обязательства других предприятий, являющихся юр. лицами, или отд. физ. лиц перед данным пр-тием.
Кредитор. задолж-ть-обязательства данного пр-тия другим юр. или физ. лицам.
Покупатели и поставщики в расчетах между собой могут применять след. формы безнал. расчетов: плат. поручениями, аккредитивами, чека-ми, по инкассо. В расчетах между ними банки не вмешиваются в их до-говорные отношения. Расчетными док-тами при осущ-нии указанных форм расчетов яв-ся: плат. поруч., аккредитивы, чеки, инкас. поруч.
При безналичной форме расчетов платежи между участниками теку-щих обяз-ств осущ-ся путем представления в банк платежного поруче-ния или платежного требования в зав-ти от инициатора погашения долга.
Платежное поручение выписывается в случае, когда инициатива пла-тежа исходит от плательщика при наличии на его р/с ден. ср-ств. Срок предъявления в банк-не позднее 10 дней с даты выписки. Банк прини-мает его к оплате независимо от наличия ден.ср-ств на р/с плательщика.
предварительной оплаты учитываются обособленно. Д 50,51,52 К 62 - погаш. дебит.задолж-сти; Д 51 К 62/ав –получение авансов; Д 62/ав К 62 – погашение дебитор. задол-ти.
Если по полученному векселю, обеспечивающему задолж-сть покупа-теля (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой за-долж-сти делается запись по Д51, 52 и К62 (на сумму погашения задолж-сти) и К91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).
Ан. учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупате-лям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каж-дому покупателю и заказчику.
Счет
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения ин-ции о расчетах с поставщиками и подрядчиками. по кредиту 60 поступление, по дебиту - погашение задолжности
Ан. учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Программа 1 С: П/п позволяет вести учет по счетам 60 и 62 в разрезе такой аналитики как: Документы, Договора и Документы расчетов. А также производить взаимозачет, переносить задолженность и списывать зад-ть.
Фор-ние дебит. задол-ти на
счете 62 "Расчеты с покупателями и за-казчиками", предназначенный для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.
Счет 62 дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены расчетные документы. Д 62 К 90/1 – сумма выручки от продажи (вкл. НДС)
Счет 62 кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п.
на предприятии плательщику НДС обязательно ведение книги покупок и книги продаж для предъявления НДС к возмещению из бюджета: Д68 К 19
37. Рсчеты с подотчетными лицами. Оприходование закупок ТМЦ, проведение наличных расчетов с контрагентами через подотчетное лицо. Подотчет лица-работники, выполняющие свои ф-ции за пределами п/п. Для выполнения этих фу-ий администрация выдает им денеж ср-ва в виде авансов, в размере, определенном действ закон-вом. Авансы выдаются в подотчет на служеб. командир и на мелкие хоз расх.
Возможна выдача наличных ден.ср-ств подотчетному лицу на хоз. нужды, связанные с приобретением МПЗ. Оприходование их отражается зписью: Д10,19 К71. при этом подотчетное лицо становится контрагентом.
Сч 73 «Расчеты с персоналом по пр. операциям». Субсчета: 1-расчеты по предоставлен займам; 2-расчеты по возмещ матер ущерба.
Проводки: Д73/1 К50-выдача ссуды; Д70,50 К73/1-погашение ссуды. Аналитический учет ведется по каж работнику – заемщику.
Д73/2 К94-сумма причинен ущерба; К28-возмещение суммы брака работником; К98/4-разница между причиненной суммой ущерба и взыскиваемой суммой ущерба. Д50,70 К73/2-возмещение; Д76/2 К73/2-при не признании МОЛ ущерба; Д94 К76/2- списание за счет орг-ции.
Аналитич учет по сч 73 ведут по каж работнику п/п.(Ж/О №8).
38. Начисление заработной платы. Виды систем оплаты труда. Начисления по договорам гражданско-правового характера, за отработанное время, сдельной оплаты и др. Оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Выплата заработной платы обычно производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
Основными видами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная. Первые два вида оплаты разделяются соответственно на простую повременную, повременно-премиальную, прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, косвенно-сдельную.
При
повременной оплате оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ.
При
повременно-премиальной системе оплаты труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке или к другому измерителю. Первичными документами по учету труда работников при повременной оплате являются табели.
При
прямой сдельной системе оплата труда рабочих осуществляется за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации.
Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и достижение определенных качественных показателей (отсутствие брака, рекламации и т.п.).
При
сдельно-прогрессивной системе оплата повышается за выработку сверх нормы. При
косвенно-сдельной системе оплата труда наладчиков, комплектовщиков, помощников мастеров и других рабочих осуществляется в процентах к заработку основных рабочих обслуживаемохо участка.
Аккордная оплата труда предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции.
Расчет заработка при
сдельной оплате труда осуществляется по документам о выработке.
Для более полного учета трудового вклада каждого рабочего в результаты труда бригады с согласия ее членов могут использоваться коэффициенты трудового участия (КТУ).
Для правильного начисления оплаты труда рабочим большое значение имеет учет отступлений от нормальных условий работы, которые требуют дополнительных затрат труда и оплачиваются дополнительно к действующим расценкам на сдельную
работу. Оплата часов ночной работы (с 22 до 6 ч). Час ночной работы оплачивается в повышенном размере, предусмотренном коллективным договором организации, но не ниже размеров, установленных законодательством. Продолжительность ночной работы (смены) сокращается на 1 ч.
Оплата часов сверхурочной работы. Сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях. Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере за каждый час сверхурочной работы. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в -течение двух дней подряд и 120 ч в год.
Документальное оформление работ и выплата по договорам гражданско-правового характера Договор гражданско-правового характера (подряда, поручения, аренды, купли-продажи, контракции, мены, комиссии, авторский договор и др.) заключается между организацией и работниками, привлекаемыми со стороны для выполнения конкретных работ, которые организация не может выполнить своими силами.
Указанные договоры составляются не менее чем в двух экземплярах: один из них выдается работнику-исполнителю, второй остается у организации.
Выполненные по договорам работы оплачивают по счету-заявлению исполнителя, форму которого также разрабатывает сама организация. В нем указываются содержание заявления, фамилия и инициалы руководителя, на чье имя подается заявление, ссылка на договор, фамилия, имя, отчество и паспортные данные заявителя, его подпись, дата, сведения о льготах по налогам.
Основанием для оплаты работ по счету-заявлению служит резолюция организации.
Для оформления и учета приемки-сдачи работ, выполненных работником по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы, можно использовать
акт о приемке работ, выполненных по трудоваму договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы (ф. № Т-73). В акте указывают наименования выполненных работ, суммы оплаты за выполненные работы, суммы аванса и предоплаты и всего к выплате (с учетом аванса, предоплаты). Акт ф. № Т-73 может применяться по трудовому и гражданско-правовому договору.
38а. ЕСН и НДФЛ. Порядок расчетов и отображения в бухгалтерском учете. Налоговые вычеты и льготы. ЕСН –фед. налог. н/пл-ки –лица, производящие выплаты физ. лицам, инд. предприниматели, адвокаты, нотариусы.
Объект н/обложения- выплаты и вознаграждения по труд. и гражд-прав. договорам.
Налог. база- сумма выплат и вознаграждений физ. лицам.
Ставка-26% для всех налогоплательщиков, кот занимаются по общ налогообложению, 20% организациям в с х, 10% ИП, 8% для адвокатов.
Отражение в учете: Д20 К69
НДФЛ –фед. налог.
Н/пл-щик - физ. лица, получающие доход.
Налог. базы - все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натур. формах.
Ставка -13% , а для выигрышей -35%.
Отражение в учете: Д70 К68 – сумма налога; Д68 К51 – перечисление налога.
Существует 4 группы налог вычетов: стандартные, соц налог вычеты, имущественные и профессиональные налог вычеты.
К стандарт относ-ся:
3 т. р. Лицам получив луч болезнь, инвалиды, в испытании ядер оружия и т.п.
500 руб. герои совет союза ордена славы, блокадников, узников концлагерей.
400 руб. на кажд налогоплательщика пока суммарно не достигнет 20000руб
600 руб. за ребенка до 18 лет или до 24 лет на днев отделении пока не достигнет сумарно 40000 руб.
39. Расчеты по кредитам и займам. Бухгалтерский учет краткосрочных долгосрочных кредитов и займов. К основным документам по регулированию бух. учета кредитов и займов относятся законодательные акты первого уровня-Гражданский кодексРФ, федеральные законы, а также Положение по бух. учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»(ПБУ 15/01).
В экономическом словаре кредит определяется как ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за использование ссудой.
Различают основные формы кредита: банковский и коммерческий кредит (заем). Банковский кредит может быть краткосрочным, как правило на срок до одного года, предназначенным преимущественно для формирования оборотных средств, и долгосрочным, предоставляемым на срок свыше одного года и используемым в качестве инвестиционного капитала.
Коммерческий кредит (заем) предоставляется юридическими и физическими лицами друг другу по долговым обязательствам в виде денежных средств или в товарной форме продавцами товара покупателям. Заем может быть оформлен и в виде выпуска и продажи ценных бумаг (облигаций).
Для бух. учета
краткосрочных кредитов и займов используется синтетический счет 66»Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Зачисление ссуды отражается на кредите счета (Дебет 50,51,52,55,60 Кредит 66), а погашение – по дебету счета (Дебет 66 Кредит 50,51,52,55).
При размещение облигаций по цене выше номинальной разница отражается на счете 98 «Доходы будущих периодов», которая затем равномерно в течение срока обращения облигаций списывается на кредит счета 91 (дебет 99 Кредит 91). Если облигации размещаются по цене ниже номинальной, то разница доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций в дебет счета 91 (Дебет 91 К66).
Учет ведется в журнале-ордере №4 на основании полученных из банка выписок по ссудным счетам и приложенным к ним документов. Аналитический учет движения заемных средств ведется в этом же журнале-ордере по их видам, кредитным договорам и банкам.
Долгосрочные кредиты и займы предприятия используют при осуществлении долгосрочных инвестиций, их учет ведется на синтетическом пассивном счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» аналогично краткосрочным кредитам и займам (при получении Дебет 51,52 Кредит 67); при погашении Дебет 67 Кредит 51,52). Также на отдельном отдельном аналитическом счете ведется учет просроченных ссуд, по которым предприятие платит повышенные проценты, что требует оперативного контроля за их образованием и возвратом.
Перечень затрат, связанных с получением и использованием займов и кредитов: проценты и дисконт, курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты, а также дополнительные затраты. роценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (краткосрочных кредитов), относятся к операционным расходам и в учете отражается по дебету 91 и кредиту 66.
Но если заемные средства используется для предоплаты материалов, работ, услуг, то расходы по их обслуживанию относятся на увеличение дебиторской задолженности по предоплате. Начисленные проценты с момента получения кредита до момента получения материалов отражаются в бух. учете по Дебету 76 Кредиту 66, затем Дебету 10 Кредиту 76.
Начисленные проценты по долгосрочным кредитам на приобретение основных средств до ввода их в эксплуатацию относятся на затраты по капитальным вложениям (Дебет 07,08 Кредит 67), а после принятия инвестиционного актива списываются на операционные расходы (Дебет 91 Кредит 67).
27. Бухгалтерский учет торговых операций. Операции оптовой торговли