Корпоративные информационные системы - файл n1.doc

приобрести
Корпоративные информационные системы
скачать (217.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc218kb.14.09.2012 02:38скачать

n1.doc



Курсовая работа
по дисциплине «Информационные технологии в маркетинге»


ТЕМА «Корпоративные информационные системы»

Москва 2008 г.
Содержание:


Введение 4

Минимальный перечень требований КИС 7

Информационная система организации является корпоративной информационной системой, если она отвечающая следующему минимальному перечню требований: 7

1.    функциональная полнота системы; 7

2.    локализация информационной системы; 7

3.    надежная система защиты информации; 7

4.    наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы; 7

5.    реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях; 7

6.    обеспечение обмена данными между разработанными информационными системами и др. программными продуктами, функционирующими в организации; 7

7.    возможность консолидации информации; 7

8.    наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации 7

Функциональная полнота системы: 7

•    выполнение международных стандартов управленческого учета MRP II, ERP, CSRP. 7

Стандарты управления предполагают: 7

o    MRP – планирование материальных потребностей производства (предприятия); 7

o    MRP II – то же, что и MRP + планирование продаж; 7

o    ERP – планирование корпоративных ресурсов; 7

o    CSRP – клиент-ориентированные системы планирования ресурсов; 7

•    автоматизация в рамках системы решения задач планирования, бюджетирования, прогнозирования, оперативного (управленческого) учета, бухгалтерского учета, статистического учета и финансового-экономического анализа; 7

•    формирование и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам; 7

•    количество однократно учитываемых параметров деятельности организации от 200 до 1000, количество формируемых таблиц баз данных – от 800 до 3000. 7

Локализация информационной системы: 7

•    функциональная (учет российского законодательства и системы расчетов); 7

•    лингвистическая (интерфейс, система помощи и документация на русском языке). 7

Система защиты информации: 8

•    парольная система разграничения доступа к данным и реализуемым функциям управления; 8

•    многоуровневая система защиты данных (средства авторизации вводимой и корректируемой информации, регистрация времени ввода и модификации данных). 8

Инструментальные средства адаптации и сопровождения системы: 8

•    изменение структуры и функций бизнес-процессов; 8

•    изменение информационного пространства; 8

•    изменение интерфейсов ввода, просмотра и корректировки информации; 8

•    изменение организационного и функционального наполнения рабочего места пользователя; 8

•    генератор произвольных отчетов; 8

•    генератор сложных хозяйственных операций; 8

•    генератор стандартных форм. 8

Возможность консолидации информации: 8

•    на уровне организации – объединение информации филиалов, холдингов, дочерних компаний и т.д.; 8

•    на уровне отдельных задач – планирования, учета, контроля и т.д.; 8

•    на уровне временных периодов – для выполнения анализа финансово-экономических показателей за период, превышающий отчетный. 8

Специальные средства анализа состояния системы в процессе эксплуатации: 8

•    анализ архитектуры баз данных; 8

•    анализ алгоритмов; 8

•    анализ статистики количества обработанной информации; 8

•    журнал выполненных операций; 8

•    список работающих станций серверов; 8

•    анализ внутрисистемной почты. 8

Основные элементы корпоративной информационной системы 8

Корпоративная память 10

Офис без границ 10

Электронная информационная панель 10

Цели и задачи Корпоративных информационных систем 11

Требования, выдвигаемые при выборе ИС 14

Архитектура Корпоративных информационных систем 16

•    Двухзвенная архитектура; 16

•    Локальное кэширование 16

•   Архитектура "Клиент-Сервер", основанная на web-технологии 16

Двухзвенная архитектура 17

Архитектуру «клиент–сервер», при которой прикладной компонент расположен на рабочей станции вместе с компонентом представления (модели доступа к удаленным данным и сервера управления данными) или на сервере вместе с менеджером ресурсов и данными (модель комплексного сервера), называют двухзвенной архитектурой. 17

Локальное кэширование 18

Архитектура "Клиент-Сервер", основанная на web-технологии 19

Типы Корпоративных информационных систем 21

Системы управления отношений с клиентами(CRM) 22

Системы бизнес-аналитики (BI) 24

Системы управления ресурсами (ERP) 25

Сиcтeма "Упpaвлeниe пoпoлнeниeм зaпacoв (PDS) 27

Выбор и внедрение системы 28

Заключение 32

Список используемой литературы: 33

33


Введение



Рано или поздно руководство любой компании сталкивается с проблемой систематизации информации и автоматизации процессов, работающих с информацией. Если на начальном этапе развития небольшой фирмы возможна ситуация, когда сотрудники компании используют стандартные офисные приложения, такие как, например, MS Office, для ведения складского, бухгалтерского, управленческого и других учетов, а руководству компании для принятия решения, подкрепленного достоверными данными, достаточно позвонить нужному сотруднику и попросить подготовить отчет в произвольной форме. То со временем рост объемов данных (по данным исследования объем информации, аккумулируемой компаниями, удваивается каждые 18 месяцев) ставит перед компанией задачу создания современной Корпоративной информационной системы, охватывающий все аспекты хозяйственной деятельности предприятия.

Корпоративная информационная система (КИС) — это управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию предприятия (с выстроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии. Основную роль при этом играет отработанная структура управления, автоматизация исполняет второстепенную, инструментальную роль.

Обобщенная структура управления бизнесом включает в себя четыре основных блока: сам объект управления, блок управления, ресурсы и математическую модель (которая распадается на три, а иногда и больше разновидности — модель текущего состояния, переходного состояния и конечного состояния). Все остальное — это правила взаимодействия между ними.

«Корпоративность» в терминах КИС означает соответствие системы нуждам крупной фирмы, имеющей сложную территориальную структуру.

Информационная система отдельных составляющих фирму подразделений (финансовых, экономических, маркетинговых и др.) не может претендовать на корпоративность. Только полнофункциональная система может по праву быть охарактеризована как КИС.

Основная задача КИС состоит в поддержке функционирования и развития предприятия. Смыслом существования любого коммерческого предприятия, как известно, является получение прибыли. Несмотря на то, что сферы деятельности предприятий (производство, услуги) могут быть самыми различными, в общем виде задачи управления схожи. Они заключаются в организации управления поступающими на вход предприятия ресурсами для получения на выходе необходимого результата.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационная структура фирмы должна быть описана характерными законами управления, регламентирующими управляющие воздействия на систему.

Планирование внедрения компьютерных информационных систем, по сути дела, является реформированием системы управления предприятием. Поэтому грамотно подготовленный план позволит избежать множества проблем, возникающих при внедрении системы и ее последующей эксплуатации. Изменение системы управления в первую очередь связано с применением новейших методов работы с информацией. Реформирование касается процессов управления бизнес - процессами, планирования, бюджетирования, контроля.

Применение КИС в определенной степени меняет роль функциональных финансовых подразделений, повышая роль ответственности их руководителей. Происходит это еще и потому, что руководители предприятия получают возможность непосредственного контроля над любыми результатами деятельности каждого подразделения.

Наряду с изменением сущности информационных потоков происходит также снижение трудоемкости выполнения стандартных операций. Один и тот же документ проходит через различные подразделения предприятия, которые вносят в него необходимые изменения. Без применения компьютерной информационной системы каждый отдел создавал бы свои документы с самого начала.

После этапа выбора корпоративной ИС (КИС) наступает этап внедрения, важность которого трудно переоценить.

Действительно, все декларируемые разработчиками корпоративного ПО выгоды и преимущества, получаемые в результате приобретения конкретной КИС, проявятся только в случае ее успешного внедрения.

По своей сути, процесс внедрения КИС является достаточно затратным, поскольку это системы дорогостоящие и сам процесс внедрения занимает много времени.

Кроме того, продолжающаяся интеграция КИС ведет к дальнейшему возрастанию спроса предприятий на высококвалифицированных специалистов, знающих одновременно несколько КИС и различные виды бизнеса (что неизбежно повышает стоимость их услуг).

В то же время, несмотря на растущую популярность использования КИС, не все так гладко и безоблачно на мировом рынке КИС. Особенно это относится к удовлетворенности заказчиков ходом и результатами внедрения КИС.

По мнению аналитиков BCG, КИС являются жизненно необходимыми для предприятий, однако успех внедрения зависит от того, удалось ли адаптировать их в соответствии с намеченными целями максимально близко к сути происходящего производственного процесса.

Формулирование стратегии и целей являются главным фактором успешности внедрения КИС. Проекты, основанные на ясном стратегическом видении и стратегических оценках, достигли положительных результатов в 53% случаев (22% — при отсутствии такого стратегического подхода). Ключевым фактором для успеха внедрения является тщательный анализ текущей ситуации.

Проекты, в которых проводился подробный анализ бизнес-возможностей (с учетом действий конкурента, лучших показателей для ведения бизнеса, а также существующей практики бизнеса), достигли положительных результатов в 56% случаев (и только в 8% случаев, когда такой анализ не проводился). Необходимо часто пересматривать опции и альтернативы.

Проекты, реализованные после тщательной оценки опций и альтернатив (то есть, простого перехода на более современное ПО, проведения перестройки производственных процессов и использования промежуточных решений), достигли положительных результатов в 43% случаев (и только в 9% случаев, когда эти опции во внимание не принимались).

Минимальный перечень требований КИС

Информационная система организации является корпоративной информационной системой, если она отвечающая следующему минимальному перечню требований:

1.    функциональная полнота системы;

2.    локализация информационной системы;

3.    надежная система защиты информации;

4.    наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы;

5.    реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях;

6.    обеспечение обмена данными между разработанными информационными системами и др. программными продуктами, функционирующими в организации;

7.    возможность консолидации информации;

8.    наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации

Функциональная полнота системы:

•    выполнение международных стандартов управленческого учета MRP II, ERP, CSRP.

Стандарты управления предполагают:

o    MRP – планирование материальных потребностей производства (предприятия);

o    MRP II – то же, что и MRP + планирование продаж;

o    ERP – планирование корпоративных ресурсов;

o    CSRP – клиент-ориентированные системы планирования ресурсов;

•    автоматизация в рамках системы решения задач планирования, бюджетирования, прогнозирования, оперативного (управленческого) учета, бухгалтерского учета, статистического учета и финансового-экономического анализа;

•    формирование и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам;

•    количество однократно учитываемых параметров деятельности организации от 200 до 1000, количество формируемых таблиц баз данных – от 800 до 3000.

Локализация информационной системы:

•    функциональная (учет российского законодательства и системы расчетов);

•    лингвистическая (интерфейс, система помощи и документация на русском языке).

Система защиты информации:

•    парольная система разграничения доступа к данным и реализуемым функциям управления;

•    многоуровневая система защиты данных (средства авторизации вводимой и корректируемой информации, регистрация времени ввода и модификации данных).

Инструментальные средства адаптации и сопровождения системы:

•    изменение структуры и функций бизнес-процессов;

•    изменение информационного пространства;

•    изменение интерфейсов ввода, просмотра и корректировки информации;

•    изменение организационного и функционального наполнения рабочего места пользователя;

•    генератор произвольных отчетов;

•    генератор сложных хозяйственных операций;

•    генератор стандартных форм.

Возможность консолидации информации:

•    на уровне организации – объединение информации филиалов, холдингов, дочерних компаний и т.д.;

•    на уровне отдельных задач – планирования, учета, контроля и т.д.;

•    на уровне временных периодов – для выполнения анализа финансово-экономических показателей за период, превышающий отчетный.

Специальные средства анализа состояния системы в процессе эксплуатации:

•    анализ архитектуры баз данных;

•    анализ алгоритмов;

•    анализ статистики количества обработанной информации;

•    журнал выполненных операций;

•    список работающих станций серверов;

•    анализ внутрисистемной почты.

Основные элементы корпоративной информационной системы


  1. Архитектура вычислительных систем на базе ПК

    • открытость и стандартизация аппаратных средств ПК обусловили огромный выбор программно-аппаратных средств;

    • современный ПК является привычным, если не сказать обязательным, инструментом многих специалистов; он позволяет работать с современными бизнес-приложениями и использовать новые виды информации, ориентированные на мультимедиа, интернет и т. д.;

    • серверы на основе ПК позволяют компаниям создавать сетевые инфраструктуры, которые легко расширяются и не требуют реструктуризации или отказа от существующей вычислительной системы.

  2. Цифровая информация

Фундаментальная предпосылка ЭНС заключается в том, что вся информация должна быть представлена в электронном виде. Все, что существует на бумаге, должно быть представлено и в электронном виде. Цифровая информация не требует повторного создания для распространения, она может быть автоматически преобразована из одного вида в другой и передана для создания другой информации, легко обновлена. Поиск среди цифровой информации происходит значительно быстрее.

  1. Универсальная система электронной почты

Создание всепроникающей коммуникационной инфраструктуры помогает поднять эффективность бизнеса, упростив совместную деятельность сотрудников в среде, построенной на базе ПК:

  1. Постоянная связь

Коммуникационная система, пронизывающая все предприятие, должна опираться на постоянную связь. Помимо универсальной системы электронной почты, это требует: наличия интернета и сети, объединяющей отдельные части вычислительных систем.

Интернет определяет не только недорогой стандартный способ соединения вычислительных систем, но и огромный объем ценной и легкодоступной информации. Поддержка интернета должна быть встроенной функциональной возможностью программного обеспечения КИС, это позволяет расширить существующую вычислительную систему без изменения существующей структуры.

  1. Стандартные приложения

    • использование стандартных инструментов позволяет использовать информацию всем сотрудникам и обмениваться ею единым способом;

    • рабочие инструменты, применяемые на предприятии, играют центральную роль в унификации его вычислительных ресурсов;

    • в сочетании с нестандартными бизнес-приложениями стандартные приложения позволяют гибко расширять основную инфраструктуру.

  2. Интегрированные приложения, характерные для конкретного вида бизнеса

    • Большинству предприятий требуются специализированные приложения, выполняющие специфические функции, в том числе горизонтального типа (например, бухгалтерский учет) и вертикального (например, управление производством).

    • Чтобы такие приложения функционировали как часть ЭНС, они должны быть построены с учетом четырех принципов, изложенных выше. Тогда информация, обрабатываемая этими приложениями, станет легкодоступна, ее можно будет структурировать и использовать совместно с другими приложениями.

    • Построение ЭНС приводит к развитию и совершенствованию КИС предприятия; это совершенствование подкрепляется появлением новых инструментов, позволяющих более эффективно решать задачи КИС. Глава корпорации Microsoft Билл Гейтс обозначил следующие стратегии развития, которые характерны для КИС предприятий:

Корпоративная память


Сегодня информационная инфраструктура большинства корпораций состоит из множества разнородных сред и систем хранения данных, которые, как правило, плохо совместимы между собой и чаще всего не способны предоставить сотрудникам целостную картину корпоративных данных, знаний и ресурсов. Для преодоления этого недостатка бизнес нуждается в насыщенной, контекстуально связной «корпоративной памяти», доступной в любое время из любого места в корпорации.

Офис без границ


ИТ могут объединять сотрудников на больших расстояниях, позволяя им своевременно обмениваться информацией и принимать решения посредством таких программных решений и продуктов, как:

Электронная информационная панель


Электронная информационная панель (Digital Dashboard) — это технология, которая обеспечивает доступ сотрудника к его личной информации и информации, необходимой ему в работе (в частности, к рабочим документам, электронной почте, планам и задачам, данным на внешних сетевых узлах и внутренней корпоративной информации). Она помогает получать информацию централизованно, через единый интерфейс, обеспечивая быстрый доступ к нужным областям внутрикорпоративной или внекорпоративной памяти.

Такие решения, как на уровне программных продуктов, так и на уровне операционной системы находят свое отражение в новых технологиях, на которые опирается программное обеспечение, применяемое в КИС.


Цели и задачи Корпоративных информационных систем



Предприятие – это единый организм, и улучшение чего-либо одного может привести к малейшему сдвигу в сторону успеха в лучшем случае, либо к снижению общих показателей в худшем. Руководителям, а в особенности руководителям финансовых отделов, необходимо принимать комплексные решения, касающиеся всего предприятия. А загруженность решением оперативных задач еще более усложняет процесс управления.

Для упрощения управления, прежде всего финансового, необходимо иметь эффективную систему управления предприятием, включающую систему менеджмента качества, и информационную систему их поддержки. Внедрение информационной системы может дать:

- снижение общих затрат предприятия в цепи поставок (при закупках),

- повышение скорости товарооборота,

- сокращение излишков товарных запасов до минимума,

- увеличение и усложнение ассортимента продукции,

- улучшение качества продукции,

- выполнение заказов в срок и повышение общего качества обслуживания заказчиков.

Повышение качества и эффективности управления - одна из главных задач большинства отечественных компаний, так как только качественное управление открывает путь к реальному повышению их конкурентоспособности и прибыльности, к привлечению инвестиций, а значит, к максимальным темпам роста стоимости бизнеса.

Для повышения качества управления менеджменту компании необходимы современные и многофункциональные инструменты, которые позволяют анализировать большое количество экономических параметров и принимать грамотные управленческие решения, адекватные сложившейся ситуации на рынке. Одним из таких инструментов являются информационные системы. Все чаще директора и владельцы компаний приходят к пониманию того, что информационные системы – это необходимое условие для выживания и успешного развития. Сегодня на российском рынке уже сложились предпосылки к широкому внедрению информационных систем:

в рыночной среде значительно усложняется структура внешних связей компании, а следовательно, растут разветвленность и мощность информационных потоков;

высокая неопределенность и динамичность внешней среды создают проблемы, связанные с выбором оптимальных управленческих решений и их реализацией в минимальные сроки;

успешная работа компании в условиях конкурентного рынка невозможна без регулярного и оперативного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности ее структурных подразделений по широкому кругу показателей и представления ее показателей в системе управленческого учета;

для эффективного управления всеми бизнес-процессами компании необходима их полная автоматизация.

Основными целями автоматизации деятельности предприятия являются:

- сбор, обработка, хранение и представление данных о деятельности организации и внешней среде в виде, удобном для финансового и любого другого анализа и использования при принятии управленческих решений.

- автоматизация выполнения бизнес операций (технологических операций), составляющих целевую деятельность предприятия.

- автоматизация процессов, обеспечивающих выполнение основной деятельности.

Для того, чтобы реально оценить эффективность системы, очень важно понимать какие задачи может решать правильно разработанная информационная система:

- планирование производственной деятельности. Составление производственных планов различного уровня, - от стратегических до оперативных, - и проверка возможности их исполнения в соответствии с состоянием производственных мощностей и людских ресурсов. Степень детализации планов различного уровня различна - от набора продукции для решения задач стратегического планирования до конкретных материалов или производственных операций для оперативного управления производством;

- управление закупками, запасами, продажами. Это автоматизация процессов планирования и учета для задач снабжения (материально- технического обеспечения) производства, сбыта готовой продукции и управления складскими запасами;

- управление финансами. Как правило, это ведение бухгалтерии, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет основных средств, управление наличными средствами и планирование финансовой деятельности;

- управление персоналом. В подсистеме управления персоналом реализованы все основные потребности работы с кадрами: найм и увольнение персонала, учет сведений о сотрудниках, планирование их карьерного роста, расчет заработной платы и учет рабочего времени. Рассмотрение персонала, как отдельного вида ресурса позволяет связать воедино кадровый потенциал предприятия и производственные планы, что также возможно при использовании информационной системы;

- управление затратами. Сюда относится учет всех затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции или услуг;

- управление проектами (программами). Современная деятельность предприятия все больше рассматривается через призму реализации производственных проектов или программ, для которых может осуществляться отдельное планирование и учет;

- проектирование продукции и технологических процессов. Информация о составе продукции, технологических маршрутах ее изготовления, разработка продукции в соответствии с требованиями клиентов, а также оценка затрат, которые понесет предприятие при выпуске такой продукции.

Для получения эффективности при крупном капиталовложении при приобретении системы, следует правильно выбрать, какая именно система нужна. Чем больше система “может”, тем дороже она стоит и существует вероятность того, что будут использоваться далеко не все ее функциональные возможности, и она не окупит себя.

Требования, выдвигаемые при выборе ИС



Информационная система, как и любой другой инструмент, должна иметь свои характеристики и требования, в соответствии с которыми можно было бы определить ее функциональность и эффективность. Разумеется, для каждого конкретного предприятия требования к информационной системе будут различными, так как должна учитываться специфика каждой организации.

Несмотря на это, стоит выделить несколько основных требований к системе:

1. Локализация информационной системы. Так как наиболее крупными разработчиками информационных систем являются зарубежные компании, система должна быть приспособлена к пользованию российскими компаниями. Причем здесь имеется в виду локализация как функциональная (учет особенностей российского законодательства и систем расчетов), так и лингвистическая (система помощи и документация на русском языке).

2. Система должна обеспечивать надежную защиту информации, для чего необходимы парольное разграничении доступа, многоуровневая система защиты данных.

3. В случае внедрения системы на крупное предприятие со сложной организационной структурой, необходима реализация удаленного доступа для того, чтобы информацией могли пользоваться все структурные подразделения организации.

4. В силу влияния внешних и внутренних факторов (изменений направления бизнеса, изменения в законодательстве), система должна быть адаптивной. Применимо к России, это качество системы должно рассматриваться более серьезно, так как у нас в стране изменения законодательства и правил учета происходят в несколько раз чаще, чем в странах со стабильной экономикой.

5. Необходима возможность консолидации информации на уровне предприятий (объединение информации филиалов, дочерних компаний), на уровне отдельных задач, на уровне временных периодов.

Эти требования являются основными, но далеко не единственными критериями выбора корпоративной информационной системы для предприятия.

Выбор программного обеспечения для автоматизации управления предприятием задача не совсем простая даже для небольших предприятий. И дело здесь даже не в сложности объекта выбора как такового, а большей частью, в том, что от этого объекта могут сильно зависеть результаты деятельности вашего предприятия.

Выбор корпоративной системы осуществляется в несколько этапов:

- подготовительный;

- анализ объекта и системы управления;

- осуществление выбора системы;

- выбор организации, занимающейся внедрением;

- реализация и настройка системы;

- обучение пользователей;

- тестовое испытание системы.

На подготовительном этапе необходимо определить ключевых сотрудников и других участников проекта, которые будут работать над внедрением системы на предприятие. Прежде всего, необходимо определиться с бюджетом проекта автоматизации.

На этапе «Анализ объекта и системы управления» выполняется обследование и изучение системы управления. Анализируется существующая организационная структура управления, применяемая технология производства, система документооборота, связи с внешними организациями и системами. Создается модель системы и объекта управления, которая предназначена для выявления и анализа недостатков существующей системы управления.

Кроме целей внедрения, необходимо определить критерии повышения эффективности работы предприятия, некоторая их часть будет напрямую зависеть от поставленных целей, а другая нет.

На этапе «Осуществление выбора системы» осуществляется выбор системы. Критериями при выборе АИС, как правило, являются: совокупная стоимость владения, функциональная полнота, масштабируемость, технологичность, инвариантность по отношению к бизнесу, перспективы развития.

Хоть рынок АИС не так и велик, но программ на нем представлено довольно много. Необходимо определить класс системы. Выбор определенного класса позволит значительно сократить затраты всех видов ресурсов. Необходимо проанализировать типы задач, решаемых системами одного класса, их основные функциональные возможности, основные стоимостные и временные характеристики проектов по внедрению этих систем.

После осуществления выбора класса системы необходимо также выбрать организацию поставщика, занимающуюся внедрением этой системы.

На следующем этапе «Реализация и настройка системы» поставщик вместе с информационной службой производит установку и настройку системы.

В результате внедрения практически всегда происходит реинжиниринг и реструктуризация.

Тестирование системы позволяет проверить корректность ее настройки в режиме реального времени в течение определенного отчетного периода. В ходе этого тестирования могут вноситься уточнения в настройку системы, отслеживаться и исправляться ошибки, допущенные на прошедших этапах.

Архитектура Корпоративных информационных систем



Традиционным методом организации информационных систем является двухзвенная архитектура «клиент-сервер». В этом случае вся прикладная часть информационной системы выполняется на рабочих станциях системы (т.е. дублируется), а на стороне сервера (или серверов) осуществляется только доступ к базе данных.

Любое программное приложение можно представить в виде структуры из трех компонентов:

•    компонент представления, реализующий интерфейс с пользователем;

•    прикладной компонент, обеспечивающий выполнение прикладных функций;

•    компонент доступа к информационным ресурсам, или менеджер ресурсов, выполняющий накопление информации и управление данными.

На основе распределения перечисленных компонентов между рабочей станцией и сервером сети выделяют следующие модели архитектуры «клиент–сервер»:

•    Модель доступа к удаленным данным;

•    Модель сервера управления данными;

•    Модель комплексного сервера;

•    Двухзвенная архитектура;


•    Трехзвенная архитектура «клиент–сервер»;

•    Толстый и тонкий клиент;

•    Локальное кэширование

•   Архитектура "Клиент-Сервер", основанная на web-технологии


Модель доступа к удаленным данным

При такой модели на сервере расположены только данные, а все остальные компоненты – на клиенте.
Такие приложения могут еще называть файл-серверными. Файл-сервер представляет собой разделяемое всеми клиентами комплекса расширение дисковой памяти. При опоре на файл-серверные архитектуры сохраняется автономность прикладного (и большей части системного) программного обеспечения, работающего на каждом компьютере сети.
В классическом случае в каждом клиенте дублируются не только прикладные программы, но и средства управления базами данных.

Основным достоинством файл-серверных приложений является простота их организации, так как кроме знаний свойств используемых операционных систем больше ничего не требуется.

Модель доступа к удаленным данным имеет следующие недостатки:
•    невысокая производительность, так как вся информация обрабатывается на рабочих станциях;
•    снижение общей скорости обмена при передаче больших объемов информации для обработки с сервера на рабочие станции.

Модель сервера управления данными

При такой модели, кроме самой информации на сервере располагается менеджер информационных ресурсов (например, система управления базами данных). Компонент представления и прикладной компонент совмещены и выполняются на компьютере-клиенте, который поддерживает как функции ввода и отображения данных, так и чисто прикладные функции. Доступ к информационным ресурсам обеспечивается либо операторами специального языка (например, SQL в случае использования базы данных), либо вызовами функций специализированных программных библиотек. Запросы к информационным ресурсам направляются по сети менеджеру ресурсов (например, серверу управления базами данных), который обрабатывает запросы и возвращает клиенту блоки данных.

Наиболее существенные особенности данной модели:

•    уменьшение объемов информации, передаваемых по сети, так как выборка необходимых информационных элементов осуществляется на сервере, а не на рабочих станциях;

•    унификация и широкий выбор средств создания приложений;

•    отсутствие четкого разграничения между компонентом представления и прикладным компонентом, что затрудняет совершенствование вычислительной системы.

Модель сервера управления данными целесообразно использовать в случае обработки умеренных, не увеличивающихся со временем объемов информации. При этом сложность прикладного компонента должна быть невысокой.

Модель комплексного сервера

модель строится в предположении, что процесс, выполняемый на компьютере-клиенте, ограничивается функциями представления, а собственно прикладные функции и функции доступа к данным выполняются сервером.

Преимущества модели комплексного сервера:

•    высокая производительность;

•    централизованное администрирование;

•    экономия ресурсов сети.

Модель комплексного сервера является оптимальной для крупных сетей, ориентированных на обработку больших и увеличивающихся со временем объемов информации.

Двухзвенная архитектура

Архитектуру «клиент–сервер», при которой прикладной компонент расположен на рабочей станции вместе с компонентом представления (модели доступа к удаленным данным и сервера управления данными) или на сервере вместе с менеджером ресурсов и данными (модель комплексного сервера), называют двухзвенной архитектурой.


Трехзвенная архитектура «клиент–сервер

При существенном усложнении и увеличении ресурсоемкости прикладного компонента для него может быть выделен отдельный сервер, называемый сервером приложений. В этом случае говорят о трехзвенной архитектуре «клиент–сервер».

В представленной архитектуре первое звено – компьютер-клиент, второе – сервер приложений, третье – сервер управления данными. В рамках сервера приложений могут быть реализованы несколько прикладных функций, каждая из которых оформляется как отдельная служба, предоставляющая некоторые услуги всем программам. Серверов приложения может быть несколько, каждый из них ориентирован на предоставление некоторого набора услуг.

Толстый и тонкий клиент

Если логика клиентской части системы достаточно сложна, то такой подход порождает проблему «толстого» клиента. Каждая рабочая станция должна обладать достаточным набором ресурсов, чтобы быть в состоянии произвести прикладную обработку данных, поступающих от пользователя и/или из базы данных (модель доступа к удаленным данным, модель сервера управления данными).

В случае «тонкого» клиента на стороне клиента выполняются только интерфейсные действия, а вся логика обработки информации поддерживается на серверах. При таком подходе рабочая станция не требует существенных ресурсов, так как здесь выполняются лишь функции представления данных (трехзвенная архитектура).

Локальное кэширование


Разработчики и пользователи информационных систем, основанных на архитектуре «клиент-сервер», часто бывают неудовлетворенны постоянно существующими сетевыми накладными расходами, которые следуют из потребности обращаться от клиента к серверу с каждым очередным запросом. На практике распространена ситуация, когда для эффективной работы отдельной клиентской составляющей информационной системы в действительности требуется только небольшая часть общей базы данных. Это приводит к идее поддержки локального кэша общей базы данных на стороне каждого клиента.

Фактически, концепция локального кэширования базы данных является частным случаем концепции реплицированных баз данных (или, как иногда их называют в русскоязычной литературе, тиражированных).

Как и в общем случае, для поддержки локального кэша базы данных программное обеспечение рабочих станций должно содержать компонент управления базами данных – упрощенный вариант сервера баз данных, который, например, может не обеспечивать многопользовательский режим доступа.

Отдельной проблемой является обеспечение согласованности (когерентности) кэшей и общей базы данных. Здесь возможны различные решения – от автоматической поддержки согласованности за счет средств базового программного обеспечения управления базами данных до полного перекладывания этой задачи на прикладной уровень. В любом случае, клиенты становятся более толстыми при том, что сервер тоньше не делается.

Архитектура "Клиент-Сервер", основанная на web-технологии


Наиболее ярко современные тенденции телекоммуникационных технологий проявились в Интернете.

В соответствии с Web-технологией, на сервере размещаются так называемые Web-документы, которые визуализируются и интерпретируются программой навигации (Web-навигатор, Web-браузер), функционирующей на рабочей станции. Логически Web-документ представляет собой гипермедийный документ, объединяющий ссылками различные Web-страницы. Web-страница может быть связана с компьютерными программами и содержать ссылки на другие объекты. В Web-технологии существует система гиперссылок, включающая ссылки на следующие объекты:

•    другую часть Web-документа;

•    другой Web-документ или документ другого формата (например, документ Word или Excel), размещаемый на любом компьютере сети;

•    мультимедийный объект (рисунок, звук, видео);

•    программу, которая при переходе на нее по ссылке, будет передана с сервера на рабочую станцию для интерпретации или запуска на выполнение навигатором;

•    любой другой сервис – электронную почту, копирование файлов с другого компьютера сети, поиск информации и т.д.

Рабочая станция

 

Компьютер-сервер

 

Программа навигации

 

 

 

Web-сервер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Визуализатор
Web-страниц

 



 

Web-документ, играющий роль компонента представления

 



 

Интерпретатор и активизатор программ, относящихся к
Web-документу

 

 

 

Прикладной компонент

 



 

Активизатор доступа к другим документам и сервисам

 

 

 

Менеджер ресурсов

 



 

Проигрыватель мультимедийных объектов Web-документа

 

 

 

Данные

 

 

 

 

 

 

 

 

Передачу с сервера на рабочую станцию документов и других объектов по запросам, поступающим от навигатора, обеспечивает функционирующая на сервере программа, называемая Web-сервером. Когда Web-навигатору необходимо получить документы или другие объекты от Web-сервера, он отправляет серверу соответствующий Запрос. При достаточных правах доступа между сервером и навигатором устанавливается логическое соединение. Далее сервер обрабатывает запрос, передает Web-навигатору результаты обработки и разрывает установленное соединение. Таким образом, Web-сервер выступает в качестве информационного концентратора, который доставляет информацию из разных источников, а потом в однородном виде предоставляет ее пользователю.

Типы Корпоративных информационных систем



В настоящее время на российском рынке существует большое количество разнообразных отечественных и зарубежных информационных систем, начиная от локальных, ориентированных на решение узких задач, и заканчивая крупными интегрированными системами, обеспечивающими автоматизацию всех бизнес-процессов предприятия. Выбор типа информационной системы зависит от целей и задач, стоящих перед руководством компании.

Локальные системы. Локальные системы ориентированы на решение узких задач управления предприятием. Системы этого класса по многим критериям универсальны и в равной степени применимы как для крупных, так и для мелких предприятий. Их достаточно легко настроить под специфику конкретного предприятия. Системы данного класса, как правило, используются для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, бюджетирования, управленческого учета.

Финансово-управленческие системы. Функциональность финансово-управленческих систем гораздо шире, чем локальных. Данные системы ориентированы на рассмотрение предприятия с точки зрения управления финансовыми ресурсами. Во многих из них также реализована возможность управления производством. Данные системы преследуют стратегию перехода в класс среднеинтегрированных.

Средние интегрированные информационные системы. Эти системы ориентированы на управление всеми ресурсами предприятия и охватывают такие сферы деятельности предприятия, как управление финансами, производство, сбыт, управление материальными ресурсами, управление персоналом, логистика. Цепочка оперативного планирования «закупки – производство - сбыт» является ядром таких систем.

Крупные интегрированные информационные системы. Отличаются от средних набором специализированных решений и глубиной поддержки процессов управления больших многофункциональных групп предприятий. Такие системы предусматривают широту охвата, включая управление производством, управление сложными финансовыми потоками, корпоративную консолидацию, глобальное планирование и бюджетирование. Сходные функции присутствуют во многих финансово-управленческих и средних интегрированных системах, но с более низкой степенью проработки. В целом системы, обозначенные в этой классификации как средние и крупные интегрированные, а также финансово-управленческие, в которые активно развивается функционал, относятся к группе комплексных (или корпоративных) информационных систем MRP или ERP-класса.

Системы управления отношений с клиентами(CRM)



Управление отношениями с клиентами (Customer Relations Management, CRM) — это стратегия, основанная на применении новых управленческих и информационных технологий, с помощью которых компании аккумулируют знания о клиентах для выстраивания взаимовыгодных отношений с ними. Подобные отношения способствуют увеличению прибыли, т. к. привлекают новых клиентов и помогают удержать старых.

Концепция CRM реализуется с помощью специального набора программного обеспечения и технологий, позволяющих автоматизировать и совершенствовать бизнес-процессы в сфере продаж, маркетинга и обслуживания клиентов. Это дает возможность компании обращаться к заказчикам услуг с интересными предложениями в наиболее удобный момент времени и по наиболее удобным каналам связи.

Во многих организациях отделы продаж, маркетинга и обслуживания клиентов пока еще действуют независимо друг от друга, и по этой причине их представления о заказчике зачастую противоречивы, а действия — несогласованны. Система CRM облегчает координацию действий различных отделов, обеспечивая их общей платформой для взаимодействия с клиентами, и дает каждому из них доступ к полной информации о них, что способствует наилучшему удовлетворению потребностей клиентов.

CRM система состоит из таких элементов как: автоматизация продаж, автоматизация маркетинга, автоматизация обслуживания клиентов.

Основой системы CRM являются приложения автоматизации продаж (Sales Force Automation, SFA). На них возлагаются следующие функции:

-ведение календаря событий и планирование работы;

-управление контактами (благодаря ему ни один важный звонок или личное обращение не будут пропущены);

-работа с клиентами (каждый клиент будет обслужен на высочайшем уровне, благодаря зафиксированной истории взаимодействия с ним);

-мониторинг потенциальных продаж (ни одна потенциальная возможность не будет упущена, каким бы плотным не было расписание сотрудника);

-поточная организация продаж (эффективное управление циклом продаж);

-повышение точности прогнозов продаж;

-автоматическая подготовка коммерческих предложений (освобождает сотрудников от рутинной работы);

-предоставление информации о ценах;

-автоматическое обновление данных о размере бонуса в зависимости от выполнения поставленных задач;

-предоставление актуальной информации о состоянии дел в региональных представительствах;

-формирование отчетов (эффективный инструментарий автоматического создания отчетов по результатам деятельности);

-организация продаж по телефону (создание и распределение списка потенциальных клиентов, автоматический набор номера, регистрация звонков, прием заказов).

Автоматизация обслуживания клиентов. Приложения автоматизации обслуживания клиентов (Customer Service & Support, CSS) в последнее время приобрели первостепенное значение, так как в условиях жесткой конкуренции удержать прибыльного клиента можно, прежде всего, благодаря высокому качеству обслуживания. Как правило, к этой категории приложений относятся средства обработки вызовов и самообслуживания через Интернет.

Автоматизация стандартных функций отделов продаж, маркетинга и обслуживания позволяет значительно повысить продуктивность их деятельности. Специфическим для систем CRM является то, что данные функции не просто автоматизируются, а становятся частью единой системы, “заточенной” на клиента. Каждое взаимодействие происходит в контексте всей истории взаимоотношений клиента с компанией, что может быть использовано для оказания дополнительных услуг.

В настоящее время на отечественном рынке представлено большое количество CRM систем, как отечественного, так и иностранного производства. Эти системы сходны как по цене, так и по функциональности, так что сравнивать их сложно, так что вместо сравнения в Приложении 4 можно видеть только список систем, и их поставщика. Отдельные системы CRM не развиваются, так как в настоящее время они поставляются вместе с ERP как ERP II.

Системы бизнес-аналитики (BI)



Системы бизнес–аналитики относятся к системам искусственного интеллекта, способных успешно заменять экспертов в финансовом и инвестиционном анализе. Они способны за максимально короткое время дать максимально точный ответ на запрос о финансовом состоянии организации на основе данных бухгалтерской отчётности анализируемой организации и встроенных методик анализа, разработанных на основе опыта финансовых экспертов, занимающихся практической деятельностью.

Несмотря та то, что модуль финансового планирования с системами бизнес-аналитики стал устанавливаться уже на системах MRP II, многие российские предприятия предпочитают пользоваться отечественными разработками систем бизнес–аналитики, которые лучше ориентированы под отечественные условия ведения бизнеса.

Способность предприятий эффективно и своевременно внедрять системы бизнес-интеллекта в значительной степени определяет их успех и даже выживание в современных экономических условиях.

Подобрав соответствующую методику, архитектуру и технологии, предприятие, взявшее на вооружение стратегию BI, может получить большие выгоды.

Использование программ финансового анализа позволяет организации:

- ускорить и упростить процесс получения прогнозов развития финансовой ситуации на предприятии. Компьютерная техника позволяет проводить сложные математические вычисления в максимально короткий промежуток времени, причём исключается «человеческий фактор» - ошибки, которые может сделать человек по невнимательности.

- иметь подготовленные на единой методологической основе варианты последствий управленческих решений. Использование комплекса компьютерных моделей позволит формировать единую стратегию финансового управления на предприятии и является стимулом к формированию аналитической службы предприятия как единого законченного подразделения.

- оптимизировать процесс обработки и получения необходимой финансовой информации. Данные для анализа экспортируются из программ бухгалтерского учёта, обрабатываются, и сразу же выносится заключение о финансовом состоянии и прогнозная динамика на будущее как в табличной форме, так и, как правило, в виде графиков и диаграмм.

Системы управления ресурсами (ERP)



В процессе развития АИС, системы планирования MRP-II в интеграции с модулем финансового планирования FRP (Finance requirements planning) получили название систем бизнес-планирования ERP (Enterprise requirements planning), которые позволяют наиболее эффективно планировать всю коммерческую деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на проекты обновления оборудования и инвестиции в производство новой линейки изделий. В российской практике целесообразность применения систем подобного класса обусловливается, кроме того, необходимостью управлять бизнес-процессами в условиях высокой инфляции, а также жесткого налогового пресса, поэтому системы ERP необходимы не только для крупных предприятий, но и для небольших фирм, ведущих активный бизнес.

Информационные системы ERP-класса ориентированы на автоматизацию работы больших корпораций с территориально разнесенными ресурсами. Это достигается благодаря следующим особенностям:

-полнота функциональности, обеспечивающая автоматизацию управления всеми бизнес-процессами предприятия;

-стандартизация процессов бухгалтерского и управленческого учета, планирования, закупок и реализации, управление финансовыми ресурсами путем использования заложенной в системе логики построения бизнес-процессов, отражающей самые современные подходы и методы управления бизнесом;

-создание единого информационного пространства и использование единого формата и базы данных, что обеспечивает значительное сокращение времени на обработку и передачу информации;

-открытость и интегрируемость, возможность переноса и обмена данными с другими системами.

Архитектура, лежащая в основе ERP-решения, позволяющего более эффективно осуществлять управление и реализовывать стратегии, представляет собой:

-многоуровневый проект, где приложение функционально распределено на клиентский, серверный компонент и компонент базы данных;

-централизованную базу для управления планируемыми, актуальными, консолидированными и прогнозируемыми данными и результатами;

-общую бизнес-модель со встроенной финансовой и временной логикой, предназначенную для обработки финансовых отчетов и данных анализа, а также различных временных показателей, без дополнительного программирования со стороны пользователя;

-Интернет-среду, поддерживающую и направляющую пользователя в рамках процессов бюджетирования, отчетности и анализа;

-расширенные возможности нерегламентируемого анализа для быстрой идентификации, обнаружения и проверки аномалий, проблем и благоприятных возможностей;

-всеобъемлющую систему защиты от несанкционированного доступа или изменения в различных частях базы данных;

-централизованное администрирование, обеспечивающее контроль и мониторинг процессов планирования, бюджетирования, консолидации и отчетности.

ERP II является очередным этапом в эволюции систем планирования ресурсов. По определению Gartner, ERP II – это стратегия разработки и внедрения приложения, которая распространяется за пределы ERP-функций, чтобы обеспечить интеграцию ключевой для предприятия специфики, внутреннего и внешнего сотрудничества, операционных и финансовых процессов. Таким образом, ERP II начинается, прежде всего, как стратегия разработки приложения, которая нацелена на интеграцию в рамках предприятия всех бизнес-процессов, ориентированных на коммерцию. А как стратегия внедрения, ERP II позволяет пользователям ориентироваться на одного производителя лишь в той степени, в которой через интеграционные возможности собственно ERP II обеспечиваются обязательные для выполнения требования к процессам предприятий, при этом возможно подключение отдельных, лучших в своем классе, компонент от сторонних производителей.

Сиcтeма "Упpaвлeниe пoпoлнeниeм зaпacoв (PDS)



В cиcтeмe "Упpaвлeниe пoпoлнeниeм зaпacoв" (PDS - Pond-Draining System, SIC - Statistical Inventory Control) ocнoвнoй aкцeнт дeлaeтcя на пoддepжкe нeoбxoдимoгo для пpoизвoдcтвa зaпaca мaтepиaлoв и кoмплeктyющиx. Как yжe yкaзывaлocь paнee, иcпoльзoвaниe дaннoй cиcтeмы цeлecooбpaзнo, кoгдa пpoизвoдитeль нe имeeт дocтoвepнoй инфopмaции o тpeбyeмыx cpoкax пpoизвoдcтвa и кoличecтвe издeлий, пpи кopoткoм пpoизвoдcтвeннoм циклe или для вcпoмoгaтeльныx мaтepиaлoв. В дaннoм cлyчae бoльшaя нoмeнклaтypa пpoизвoдимoй пpoдyкции изгoтaвливaeтcя c oпepeжeниeм и xpaнитcя нa cклaдe пoлyфaбpикaтoв, чacтeй и yзлoв. Пpи пocтyплeнии зaкaзoв кoнeчнaя cбopкa ocyщecтвляeтcя co cклaдoв нeзaвepшeннoй пpoдyкции и пocтaвляeтcя зaкaзчикaм.
В подавляющем большинстве случаев проекты построения информационных систем традиционно начинаются с выбора программного комплекса. При этом, как правило, выбор происходит не на основе анализа соответствия решения требованиям заказчика, а исходя из оценки программного продукта самого по себе, что в дальнейшем способно повлечь за собой существенные проблемы.

Далее, в виде иерархической последовательности перечислены основные этапы проекта построения ИС. Стоит отметить, что рассматривается самый общий случай, когда управляющая (внедряющая) компания отличается от компании - поставщика ПК, как это принято на Западе при реализации крупных проектов. Такой подход имеет множество рациональных обоснований. Дело в том, что когда управляющая компания является одновременно и поставщиком программного решения, обычно она не может в полном объеме представлять интересы Заказчика в проекте, так как вынуждена в той или иной степени отстаивать "интересы" программного продукта. Подобная ситуация аналогична той, когда обоснование применимости или тестирование программного модуля поручают написавшему его программисту. С другой стороны, проект внедрения ИС никогда не должен носить софтверный оттенок, так как основной его целью является оптимизация управленческой инфраструктуры. Поэтому, проектным управлением должны заниматься не специалисты по конфигурированию ПК, а профессиональные бизнес-консультанты.

Выбор и внедрение системы



Выбор программного обеспечения для автоматизации управления предприятием задача не совсем простая даже для небольших предприятий. И дело здесь даже не в сложности объекта выбора как такового, а большей частью, в том, что от этого объекта могут сильно зависеть результаты деятельности вашего предприятия.

Выбор корпоративной системы осуществляется в несколько этапов:

На подготовительном этапе необходимо определить ключевых сотрудников и других участников проекта (как правило - консалтинговые организации), которые будут работать над внедрением системы на предприятие. Если проект масштабный, то необходимо будет создавать некую виртуальную структуру – проектную группу, со своей администрацией и исполнителями, которая будет осуществлять не только работы по выбору, но и впоследствии участвовать во внедрении и сопровождении программного обеспечения. Одним из факторов, ограничивающим желания и возможности, являются деньги, точнее уровень финансирования, необходимый для удовлетворения желаний и реализации возможностей. Поэтому, прежде всего, необходимо определиться с бюджетом проекта автоматизации. На этом этапе нет необходимости делать детальный бюджет. Достаточно будет определить с порядком сумм, выделяемых на автоматизацию

На этапе «Анализ объекта и системы управления» выполняется обследование и изучение системы управления. Анализируется существующая организационная структура управления, применяемая технология производства, система документооборота, связи с внешними организациями и системами. Создается модель системы и объекта управления, которая предназначена для выявления и анализа недостатков существующей системы управления.

Не просто важно, а жизненно необходимо в самом начале определиться с целями внедрения. Они, как правило, совпадают с целями бизнеса компании, по крайней мере, должны совпадать. На их основе и под их влиянием будут разрабатываться требования к АИС, определяться очередность и логические рамки внедрения.

Кроме целей внедрения, необходимо определить критерии повышения эффективности работы предприятия, некоторая их часть будет напрямую зависеть от поставленных целей, а другая нет. Вы должны определить - за счет чего после проведения автоматизации Ваше предприятие будет работать лучше и за счет чего окупятся затраты на проект внедрения АИС.

На этом же этапе формируются функциональные и технические требования к создаваемой системе, методам и технологиям работ, инструментальным средствам создания системы.

На этапе «Осуществление выбора системы» осуществляется непосредственный выбор системы. Критериями при выборе АИС как правило являются:

-Совокупная стоимость владения. Сумма затраты на покупку и внедрение системы является одним из самых важных критериев.

-Функциональная полнота. Возможность системы служить тому для чего она была создана.

-Масштабируемость. Можно рассматривать функциональную масштабируемость, т.е. возможность при необходимости приобрести или активировать дополнительные модули, которые не требуются на начальных этапах проекта по автоматизации, и масштабируемость по мощности, т.е. способности системы нормально функционировать и оперативно реагировать на действия пользователя при увеличении количества пользователей, количества обрабатываемых документов, росте объема существующих данных.

-Технологичность. Это такие показатели как интегрированность (использование всеми модулями одной базы данных, однократный ввод данных), интегрируемость (возможность автоматического, полуавтоматического и ручного обмена данными с существующими приложениями), открытость системы (возможность модификации функциональности с помощью встроенных или внешних средств разработки, путем изменения исходных кодов функций и процедур, ядра системы, интерфейсных форм, структуры и модели данных и т.п.)

-Инвариантность по отношению к бизнесу. Возможность поддержки программным обеспечением разных видов бизнеса. Например, производства продуктов питания и оказания автотранспортных услуг. Этот критерий особенно важен для корпоративных структур с диверсифицированными видами деятельности.

-Перспективы развития. Важно выяснить планы разработчиков в отношении развития и модификации системы. Были случаи, когда проекты по дальнейшей разработке и поддержке программного обеспечения просто прекращались разработчиками и клиенты оставались один – на – один со своими проблемами по развитию проектов автоматизации.

Определившись с критериями можно приступать к самому интересному и не менее сложному этапу непосредственному выбору системы. Хоть рынок АИС не так и велик, но программ на нем представлено довольно много. Если почитать рекламные материалы разработчиков и поставщиков различных систем, то складывается впечатление, что все программы делают одно и то же, и лишь немного отличаются одна от другой, в основном стоимостью. И у потенциальных покупателей возникает законный вопрос, а зачем покупать и внедрять большую и дорогую систему, если вот есть маленькая и более дешевая, которая делает все то же самое.

Для начала необходимо определить класс системы. Выбор определенного класса позволит значительно сократить затраты всех видов ресурсов и избежать таких казусов, как участие в одном конкурсе, например, 1С и SAP, что случалось на практике. Естественно, что нельзя определить четкую границу между классами, но выбрать необходимый класс для ориентира, конечно, можно. Необходимо проанализировать типы задач, решаемых системами одного класса, их основные функциональные возможности, основные стоимостные и временные характеристики проектов по внедрению этих систем. Сопоставьте эти данные с требованиями и выбрать необходимый класс. Существует довольно четкая зависимость между классом АИС, его возможностями и уровнем стоимости. Если в результате анализа получается, что под бюджет попадает один класс, а под требования – другой, то, явно, необходимо что-то менять. Или умерить аппетит по требованиям или выделять больший бюджет.

Когда эта работа будет завершена, то из тех же отчетов о классификации Вы получите перечень основных, а в случае средних и крупных систем, практически, полный перечень представителей данного класса из которых, как правило, делается выбор.

После осуществления выбора класса системы необходимо также выбрать организацию поставщика, занимающуюся внедрением этой системы.

При выборе поставщика необходимо учитывать:

-Наличием в штате поставщика менеджеров проектов и перечнем проведенных ими проектов и решенных задач;

-Разработанными шаблонами проектной корреспонденции;

-Системой организации планирования и отчетности на проекте;

-Системой принятия решений при выявлении проблем во время выполнения проекта;

-Планируемым распределением ролей между участниками проектной группы;

-Наличие у поставщика документарно - описанной политики по поддержке клиентов;

-Тщательность проработки контракта на сопровождение и техническую поддержку;

-Наличие отдельного подразделения, занимающегося техническим сопровождением;

-Наличие специальных каналов связи (выделенные телефонные номера, адрес электронной почты, сайт, страницы в Интернет, посвященные поддержке);

-Наличие специализированного ПО для автоматизации процесса приема и обработки проблем, возникающих у клиентов.

Список поставщиков указан в Таблице 3 Приложения 2. Процесс выбора можно начать составлением и рассылкой информационного письма о том, что предприятие планирует начать проект по автоматизации.. В нем кратко необходимо описать условия участия в проекте и запросить краткую информацию о поставщиках. Затем проводиться анализ поступивших документов и выбирается 3–4 поставщика.

После этого предприятие устраивает презентацию, где поставщики показывают свои возможности и возможности их систем. По её результатам выбирается поставщик и продукт.

На следующем этапе «Реализация и настройка системы» поставщик вместе с информационной службой производит установку и настройку системы. Этот этап может продолжаться в зависимости от размера компании от нескольких недель до нескольких месяцев.

Параллельно можно переходить к следующему этапу «Обучение пользователей». В результате внедрения практически всегда происходит реинжиниринг и реструктуризация. Это значит, что ваши сотрудники будут вынуждены работать по-новому. И проблема не только в том, что их нужно поставить в известность о грядущих изменениях и научить работе в новых условиях. Основное, пожалуй, в том, чтобы преодолеть психологическое сопротивление переменам, позитивно настроить коллектив. Раньше это называлось – «учесть человеческий фактор».

После установки и настройки можно осуществлять тестовое испытание системы. Тестирование системы позволяет проверить корректность ее настройки в режиме реального времени в течение определенного отчетного периода. В ходе этого тестирования могут вноситься уточнения в настройку системы, отслеживаться и исправляться ошибки допущенные на прошедших этапах.

Заключение


Сегодня информационные технологии оказывают влияние не только на обработку данных, но и на способ выполнения работы людьми, на продукцию, характер конкуренции. Информация во многих организациях становится ключевым ресурсом, а информационная обработка – делом стратегической важности. Большинство организаций не сможет успешно конкурировать, пока не предложит своим клиентам такой уровень обслуживания, который возможен лишь при помощи систем, основанных на высоких технологиях.

Информационная система управления – это система, обеспечивающая уполномоченный персонал данными или информацией, имеющими отношение к организации. Информационная система управления, в общем случае, состоит из четырех подсистем: системы обработки транзакций, системы управленческих отчетов, офисной информационной системы и системы поддержки принятия решений, включая информационную систему руководителя, экспертную систему и искусственный интеллект.

Информационные системы используются организациями в разных целях. Они повышают производительность труда, помогая выполнять работу лучше, быстрее и дешевле, функциональную эффективность, помогая принимать наилучшие решения. Информационные системы повышают качество услуг, предоставляемых заказчикам и клиентам, помогают создавать и улучшать продукцию. Они позволяют закрепить клиентов и отдалить конкурентов, сменить основу конкуренции путем изменения таких составляющих, как цена, расходы, качество.

Компания, собирающаяся внедрить компьютерную систему управления ресурсами предприятия, как правило, дает следующую установку: система должна начать действовать как можно скорее, в срок и в рамках бюджета. Но выбрать правильную систему, способную дать максимальный эффект сложно.

Преимущества от использования информационных систем в управлении очевидны: сокращаются производственные затраты, уменьшаются сроки выполнения заказов. Но для оценки эффективности возможные выгоды от внедрения необходимо сравнить с совокупной стоимостью владения – основным показателем оценки эффективности внедрения информационных систем.

Правильное и грамотное внедрение информационных систем очень полезно. В этом случае предприятие может экономить значительную часть своего бюджета ежедневно.

Список используемой литературы:


  1. Информатика. Базовый курс/ Симонович С.В. и др. – СПб: Питер, 2001.

  2. Ю. Токарев, статья «Корпоративные информационные системы и консорциум разработчиков»

  3. Устинова Г.М. Информационные системы менеджмента/ Учебное пособие. – СПб: Изд-во «ДиаСофт ЮП», 2000.

  4. Емельянова Н. З. «Основы построения автоматизированных информационных систем: учебное пособие» / Н. З. Емельянова, Т. Л. Партыка, И. И. Попов – М.: Форум: Инфра-М, 2005

  5. «Выбор ПО для автоматизации управления» – Филипенко Игорь – “Корпоративные системы” (№3, 2001).

  6. «Экономика информационных систем: от снижения затрат к повышению отдачи» – Кирилл Скрипкин – «Директор информационной службы» (№6, 2003).

  1. http://www.corpsite.ru

  2. www.bsc-consulting.ru

  3. http://marketing.spb.ru/

  4. www.economics.ru

  5. http://www.cfin.ru/

  6. http://crmcom.ru/

  7. www.erp-online.ru




Курсовая работа
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации