Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте - файл n1.doc

приобрести
Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте
скачать (762.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2905kb.15.03.2011 23:40скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ


МОСКВА 2000

Учебное пособие по курсу подготовки специалистов, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в Российской Федерации, представляет новый переработанный и дополненный материал в соответствии с действующей на 01.01.2000 г. законодательной, нормативно-технической и методической базой. Содержание сборника охватывает все направления деятельности в сфере БД, необходимые для осуществления превентивных мероприятий по безопасности дорожного движения в перевозочных структурах. Пособие может быть использовано учебными заведениями при подготовке, повышении квалификации и аттестации специалистов по безопасности дорожного движения, органами государственного контроля и надзора в области БД, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозочную деятельность.

Авторский коллектив:

Абрамов В.А., Белов П.П., Булатов С.А., Евлампиева М.Н., Ибраев К.А., Касьянова И.Т., Коровушкина Н.А., Крутова Т.Н., Лебединец О.Л., Матанцева О.Л., Минаев С.Н., Платонов С.Н., Титов А.Е., Ширяева Е.С., Чебышев А.Е., Чуков В.И., Юров А.П.

Под общей редакцией

директора Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта Венгерова И.А.

Содержание


Содержание 1

РАЗДЕЛ 1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ В РОССИИ 2

РАЗДЕЛ 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИИ В РОССИИ 8

РАЗДЕЛ 3 НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 14

РАЗДЕЛ 4 СИСТЕМА СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ 60

РАЗДЕЛ 5 РОЛЬ ДОРОЖНОГО ФАКТОРА В СИСТЕМЕ «ВОДИТЕЛЬ - АВТОМОБИЛЬ - ДОРОГА» 78

РАЗДЕЛ 6 ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЬСКОГО СОСТАВА 112

РАЗДЕЛ 7 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 161

РАЗДЕЛ 8 ОХРАНА ТРУДА И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ 201

РАЗДЕЛ 9 СТРАХОВАНИЕ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ 215

РАЗДЕЛ 1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ В РОССИИ


Состояние безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте Российской Федерации по-прежнему продолжает оставаться серьезной социально-экономической проблемой. Хотя за последние годы и наметилась тенденция снижения абсолютных показателей аварийности, уровень ее остается высоким.

В период с 1995 по 1999 гг. в стране произошло более 800 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых получили ранения 900 тысяч человек и погибло 148663 человек. Только в 1999 году социально-экономический ущерб от гибели и ранения людей в дорожно-транспортных происшествиях превысил 150 миллиардов рублей, что составляет 4-5 % валового национального продукта. В большинстве развитых зарубежных стран по оценкам ученых аналогичные ежегодные потери от аварийности на автомобильном транспорте составляют всего 1-2 %. Таким образом, размер потерь валового национального продукта от дорожно-транспортной аварийности в России является одним из самых высоких.

По основным показателям аварийности на автомобильном транспорте Россия находится на одном из последних мест среди развитых стран Европы.

Высокие темпы роста автомобильного парка страны создают дополнительные предпосылки ухудшения обстановки на дорогах. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 млн. единиц, в основном за счет его пополнения легковыми автомобилями. Сейчас на тысячу россиян приходится немногим более 100 автомобилей, но Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня «насыщения» - примерно 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. Как показывает анализ динамики дорожной аварийности в зарубежных странах, увеличение количества транспортных средств в стране неизбежно ведет к росту количества ДТП и числа раненых в них.

Проблема гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях продолжает оставаться наиболее серьезной проблемой в области безопасности дорожного движения. Если с 1994 по 1996 год количество погибших в ДТП на российских дорогах по отношению к предыдущему периоду сокращалось, то в 1997 году темпы, сокращения замедлились, а в 1998 и 1999 годах произошел рост количества погибших (на 4,9 и 2,4 % собственно), что свидетельствует об ухудшении положения с безопасностью дорожного движения в Российской Федерации.

По сравнению с другими странами Россия имеет недопустимо высокие значения относительных показателей, характеризующих уровень опасности дорожного движения, прежде всего показателей количества погибших в ДТП. Основными из них являются следующие:

1.   Количество погибших на 100 тысяч населения, отражающее уровень риска для человека погибнуть в ДТП.

Уровень риска погибнуть в ДТП для жителей России почти на 1/3 превышает уровень аналогичного риска для жителей экономически развитых стран с высокой интенсивностью дорожного движения, таких как США, Германия, Франция.

Исходя из того, что безопасность дорожного движения в России по этому основному показателю находится в настоящее время на уровне, близком к критическому, следует считать приоритетной задачей в области безопасности дорожного движения - снижение в ближайшие годы количества погибших в ДТП до 14-15 на 100 тыс. населения (что соответствует сохранению жизни 5-7 тыс. человек).

2.   Количество погибших на 10 тыс. транспортных средств, характеризующее степень потенциальной опасности для человека транспортных средств, участвующих в дорожном движении.

По своей потенциальной опасности как источника гибели человека транспортные средства России являются одними из самых опасных по сравнению с транспортными средствами в других странах. Так, в 1999 году потенциальная опасность транспортных средств в России была в 4-5 раз выше, чем в США, Германии, Франции и в 5-7 раз выше, чем в небольших странах с социально ориентированной экономикой (Швеция, Финляндия).

3.   Количество погибших на 100 пострадавших и количество погибших на 100 ДТП, характеризующие тяжесть последствий ДТП.

Тяжесть последствий ДТП в России, оцениваемая по двум наиболее часто используемым показателям: по количеству погибших на 100 пострадавших в ДТП и по количеству погибших в 100 ДТП, остается одной из самых высоких по сравнению с другими зарубежными странами. Так, количество погибших на 100 пострадавших в России в 5-10 раз больше, чем в развитых зарубежных странах.

Даже с учетом того, что в указанных странах более развита система личного страхования граждан, способствующая более полному учету раненых в ДТП, разница в значениях показателей тяжести последствий ДТП чрезвычайно значительна. Очевидно, что в России в настоящее время деятельность, направленная на защиту человека от последствий ДТП, на спасение людей в случаях уже произошедшего ДТП, значительно отстает от уровня зарубежных стран.

В 1999 году из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств произошло 120197 ДТП, в которых погибло 23857 и ранено 142016 человек. Наибольшее влияние на аварийность, связанную с нарушениями правил дорожного движения, оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам - 72,6 % ДТП от общего количества таких ДТП в 1999 году, что позволяет выделить транспорт физических лиц в качестве наиболее проблемной группы по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Наибольшей частотой совершения ДТП характеризуются водители со стажем до 2 лет, на их долю в 1999 году приходится 18,3 % ДТП от всех ДТП из-за нарушения правил дорожного движения, причем эта доля в последние годы увеличивается.

Три четверти всех происшествий совершается в первые три часа управления транспортным средством. Случаи управления транспортным средством 13 и более часов не уменьшаются; на транспорте юридических лиц на 9-12 часу работы совершается 5,4 % ДТП, после 13 и более часов - 1,3 % ДТП.

Доля ДТП по вине нетрезвых водителей на транспорте физических лиц составляет 29 %, на транспорте юридических лиц - 24 %, количество ДТП по вине нетрезвых водителей на транспорте юридических лиц за период с 1995 по 1998 гг. сократилось, на транспорте физических лиц осталось практически на прежнем уровне.

По инициативе Министерства транспорта Российской Федерации была разработана и утверждена Правительством (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1996 г. № 653) Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в России» на 1996-1998 годы.

Цели программы - сокращение на 10-20 % числа погибших в ДТП (сохранение жизни от 3,2 до 6,5 тыс. человек) - предполагалось достичь за 3 года. Запланированные темпы снижения аварийности соответствовали принятым международным стандартам при реализации аналогичных целевых программ (4-8 % за год).

Программа включала 4 целевых блока программных мероприятий (проекта):

1. Организация общественной поддержки мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

2. Выявление и устранение участков концентрации ДТП. Совершенствование контроля за скоростными режимами и поведением водителей в местах повышенной опасности.

3. Создание информационной системы обнаружения ДТП.

4. Совершенствование системы спасения и эвакуации пострадавших в ДТП.

К сожалению, программа не была полностью финансирована и реализована в намеченные сроки, ее реализация продлена до 2000 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 667).

Позитивным моментом следует считать, полностью реализованный проект программы «Создание информационной системы обнаружения ДТП». Минтрансом России и Федеральным дорожным агентством России совместно с рядом субъектов Российской Федерации проведены работы по созданию системы оперативной регистрации радиосигналов о ДТП, организованы центральные и линейные диспетчерские, пункты обнаружения ДТП и вызова помощи пострадавшим на федеральных автодорогах Московской, Тверской, Тульской, Новгородской, Нижегородской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Воронежской, областей, Краснодарского края, г. Сочи (всего 91 пункт).

В рамках проекта «Совершенствование системы спасения и эвакуации пострадавших в ДТП»:

-      разработан пакет документов, регламентирующих деятельность медицинских учреждений, служб ГИБДД, дорожно-эксплуатационных и транспортных организаций по оказанию помощи пострадавшим в ДТП, их эвакуации и спасению;

-      создана система автоматизированного обнаружения ДТП и вызова помощи на место происшествия;

-      совместно с МЧС России создаются Центры спасения в Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областях.

В 52 субъектах Российской Федерации разработаны региональные программы повышения безопасности дорожного движения, включающие основные направления федеральной программы. Региональные программы по повышению безопасности дорожного движения направлены на разрешение конкретных, присущих данному региону (субъекту Федерации) проблем дорожно-транспортной аварийности. Министерством транспорта РФ были разработаны «Рекомендации по реализации федеральной целевой программы «Повышение БДД в России на 1996-1998 гг. субъектами Российской Федерации». Представленная в рекомендациях технология разработки и реализации региональных программ, а также методическое обеспечение являются универсальными и могут служить основой как для последующих долгосрочных, так и для среднесрочных программ по повышению безопасности дорожного движения.

В настоящее время накоплен большой опыт управления реализацией федеральной программы, координации деятельности широкого круга исполнителей, в том числе опыт управления разработкой и реализацией региональных программ повышения безопасности дорожного движения.

Реализация мероприятий Программы в течение 1996-1999 годов способствовала снижению уровня аварийности и сокращению числа пострадавших и погибших в дорожно-транспортных происшествиях по сравнению с 1995 годом: в 1999 году произошло дорожно-транспортных происшествий на 7,5 тысяч меньше, чем в 1995 году, число раненых в дорожно-транспортных происшествиях сократилось на 1,8 тысяч человек, а число погибших - на 3,1 тысяч человек. Тяжесть последствий ДТП уменьшилась за этот период на 7 %. В целом, снижение аварийности в 1996-1999 годах по сравнению с 1995 годом позволило сохранить жизни более 15 тысячам человек.

Учитывая, что уровень автомобилизации в России в настоящее время значительно ниже, чем в экономически развитых странах, и далек от «насыщения», численность автомотопарка будет продолжать увеличиваться высокими темпами и к 2003 году может достичь 25 единиц на 100 жителей страны. С ростом уровня автомобилизации существенно изменяются плотность и интенсивность движения на дорогах России, существенно возрастает количество новых, не обладающих достаточным опытом управления транспортным средством, водителей, что оказывает и будет оказывать существенное негативное влияние на состояние аварийности.

Принятие и реализация Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России на период 2001-2003 г.г.», позволит уменьшить негативные последствия роста уровня автомобилизации.

Цели и задачи России в области безопасности дорожного движения на период реализации данной Программы, определены на основе анализа особенностей состояния безопасности дорожного движения в России, изменений в структуре дорожно-транспортной аварийности в связи с ростом уровня автомобилизации, а также их прогноза.

Основной целью государственной политики в области безопасности дорожного движения, достижение которой позволит России выйти на соответствующий международным стандартам уровень безопасности, является снижение числа погибших в ДТП не менее, чем на 4 - 6,5 тыс.человек (сокращение после реализации программы количества погибших в ДТП на 15-20 %).

Программные мероприятия, направленные на решение задачи повышения безопасности дорожного движения в России, объединены в 5 целевых проектов:

1.   Совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения;

2.   Совершенствование государственной политики в работе с участниками дорожного движения;

3.   Повышение конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств;

4.   Совершенствование организации и условий дорожного движения;

5.   Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Программа «Повышение безопасности дорожного движения на период 2001-2003 гг.» обеспечивает преемственность с действующей федеральной целевой программой: в ней предполагается дальнейшее развитие важнейших и наиболее перспективных направлений деятельности по повышению безопасности дорожного движения.

При разработке государственной целевой программы по повышению БДД необходима оценка как общих финансовых затрат, необходимых для её реализации, так и отдельных направлений (мероприятий). Исходя из главной цели программы - сокращения числа погибших в ДТП - для определения её экономической эффективности необходима стоимостная оценка ущерба от гибели и ранения человека в дорожно-транспортном происшествии. Методика оценки социально-экономического ущерба от гибели и ранения человека в дорожно-транспортном происшествии была разработана специалистами Научно-исследовательского института автомобильного транспорта. Результаты расчета по указанной методике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стоимостная оценка величины ущерба от гибели и ранения человека в ДТП

Наименование показателя

Величина социально-экономического ущерба,

тыс. руб.

тыс. $

Гибель человека, имевшего семью,                                -Н1

1551,9

267,6

Гибель человека, не имевшего семьи,                           - Н2

1470,2

253,5

Ранение с получением инвалидности без возможности дальнейшей работы,                                                           - Н3

740,96

127,8

Ранение с получением инвалидности и возможностью частичной работы,                                                              - Н4

447,05

77,1

Ранение без получения инвалидности,                            - Н5

15,96

2,75

Гибель ребенка,                                                                  - Н6

1759,6

303,4

На основе стоимостной оценки ущерба от гибели и ранения человека в ДТП рассчитан и общий социально-экономический ущерб по Российской Федерации, приведенный в таблице 2.

Таблица 2

Величина социально-экономического ущерба от ДТП в Российской Федерации за 1997 г.

Наименование показателя

Величина ущерба, тыс.руб.

Ущерб от гибели людей, имевших семью

2017956

Ущерб от гибели людей, не имевших семьи

21556072

Ущерб от ранения с получением инвалидности без последующей работы

3968582

Ущерб от ранения с получением инвалидности с последующей работой

3173608

Ущерб от временной нетрудоспособности

2640885

Ущерб от гибели детей

3075781

Итого:

54594284

Приложение № 1 к разделу «Анализ состояния БДД в России»

Динамика основных показателей дорожно-транспортной аварийности



Годы

ДТП

Погибло

Ранено

1985

139035

22676

148645

1986

138637

20651

150356

1987

142695

21243

155634

1988

161320

25938

176583

1989

189986

32739

207628

1990

197362

35366

214830

1991

197659

37510

214409

1992

184975

36471

200026

1993

178651

37120

192802

1994

174908

35599

189877

1995

167280

32791

183921

1996

16023

29468

178378

1997

156515

27665

177924

1998

160300

29021

183846

1999

158823

28718

182123

Приложение № 2 к разделу «Анализ состояния БДД в России»

Изменение основных показателей аварийности в России по отношению к предыдущему году, (%)



Приложение № 3 к разделу «Анализ состояния БДД в России»

Показатель количества погибших в ДТП на 100 пострадавших в ДТП и его изменение по отношению к предыдущему году.

(приложение 3)


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации