Борисевский П.Е. Конспект лекций по бухгалтерскому учету (для неучетных специальностей) - файл n1.docx

Борисевский П.Е. Конспект лекций по бухгалтерскому учету (для неучетных специальностей)
скачать (203.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx204kb.14.09.2012 02:37скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5
1. Виды учета, их взаимосвязь. Измерители, применяемые в учете.

Учет – регистрация фактов, явлений, действий в общественной жизни и хозяйственной деятельности для последующего использования полученной информации в практических и научных целях.

Учет возник на определенной ступени общественного развития, когда усложнились хозяйственные связи и возникли письменность и математика.

В системе учета особое место занимает хозяйственный учет как отражение или регистрация фактов хозяйственной деятельности в рамках предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц.

В системе учета в настоящее время выделяют 3 вида:

  1. оперативный

  2. статистический

  3. бухгалтерский

Цель оперативного учета заключается в удовлетворении потребностей оперативного управления общественной и хозяйственной деятельности на любом уровне управления. Основное отличие – оперативность. Передача информации оперативного учета может быть путем составления оперативной отчетности либо устно, либо по телефону и другими способами.

Основная цель статистического учета заключается в установлении тенденций и закономерностей в массовых общественных и хозяйственных явлениях, фактах. Статистика использует свои методы сбора информации путем проведения переписей, обследований, а обрабатывает информацию с использованием средних величин, индексов, приемов корреляционно-регрессионного анализа.

Бухгалтерский учет – система хозяйственного учета, обеспечивающая потребности управления в информации о работе организации, учреждения за определенный промежуток времени.

Бухгалтерский учет обладает такими признаками:

  1. обязательное документирование фактов хозяйственной жизни

  2. непрерывность во времени отражения фактов

  3. использование специфических способов обработки полученной информации (использование счетов и метода двойной записи)

  4. обязательное применение денежного измерителя для оценки происходящих фактов

  5. полученную информацию бухгалтерский учет передает пользователям путем составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Потребности любого уровня управления удовлетворяются рассмотренными 3 видами учета, однако каждый из них имеет свою цель, свои приемы сбора исходной информации, обобщения этой информации и представление пользователям. Каждый из этих видов учета может использовать информацию других видов учета.

В учете применяют:

  1. натуральные измерители – штуки, единицы массы, меры длины, объема, площади

  2. трудовые измерители – единицы рабочего времени, используются для учета отработанного времени, потерь рабочего времени, для начисления зарплаты, для установления норм выработки и других цель

  3. стоимостной (денежный) – в рублях, позволяет обобщать все факты хозяйственной жизни, обычно применяется в сочетании с натуральными и трудовыми измерителями.


2. Бухгалтерский учет, его задачи, требования к учету.

Бухгалтерский учет – система, обеспечивающая получение экономической информации о хозяйственной деятельности организации путем непрерывной и сплошной регистрации фактов хозяйственной жизни в документах и последующей группировки и обобщения полученной информации на счетах методом двойной записи.

Выделяют 2 задачи бухгалтерского учета:

  1. Информационная- обеспечение своевременной, полной и достоверной информации о хозяйственной деятельности, полученных доходах и понесенных расходах за определенный промежуток времени. Такая информация необходима для составления планов, контроля за выполнением планов, обеспечения сохранности использованных средств и выявления резервов повышения эффективности производства.

  2. Контрольная- осуществление бухгалтерской службой постоянного контроля за соблюдением требований действующего законодательства в области использования средств, расчетов, платежей в бюджет и во внебюджетные фонды за исполнением смет расходования ресурсов, за сохранностью средств, имеющихся в распоряжении организации.

К счету предъявляются следующие требования:

  1. сопоставимость показателей учета с показателями плана и прошлых отчетных периодов

  2. своевременность предоставления бухгалтерской информации

  3. объективность и полнота информации

  4. ясность и доступность информации

  5. экономичность и рациональность учета – рассматривается как представление максимальной бухгалтерской информации при минимальных затратах на ее получение.


3. Предмет и объекты бухгалтерского учета. Классификация имущества и обязательств организации.Предметом бухгалтерского учета является:1)имущество (активы) организации 2)источники этого имущества (пассивы или обязательства организации)

Объектами бухгалтерского учета являются:1)отдельные составные части имущества и обязательств

2)хозяйственные процессы

В частности отдельными объектами учета имущества являются:

  1. основные средства

  2. производственные запасы

  3. готовая продукция

  4. денежные средства (в кассе, на расчетном счете, на валютном счете)

  5. дебиторская задолженность – долги сторон.организац. и работников нашего предприятия

В составе объекта учета обязательств выделяют:

  1. уставный капитал

  2. резервный фонд

  3. нераспределенная прибыль

  4. целевое финансирование

  5. кредиторская задолженность – долги нашей организации сторонним организациям и своим работникам.

Объекты учета устанавливаются Министерством финансов РБ при утверждении плана счетов и инструкции по применению этого плана.

Имущество (активы) организации делятся на:

  1. имущество долгосрочного использования – ОС, нематериальные активы, оборудование к установке, капитальные вложения и др.- внеоборотные активы.

  2. имущество краткосрочного использования – материалы, незавершенное производство, товары, готовая продукция, денежные средства, дебиторская задолженность и др.- оборотные активы.

Обязательства (пассивы) организации делятся на:

  1. источники собственных средств (собственный капитал) – уставный фонд, резервный фонд, нераспределенная прибыль, целевое финансирование

  2. заемные средства – кредиты банков, заемы других организаций, кредиторская задолженность.

4.Метод бух.учета и его составные элементы.

Метод бух.учета- система приемов (способов), обеспечив. получение бух. инф-ции путем сплошного непрерывного отражения и обобщения в денежном выражении движения и остатков объектов бух.учета .

В систему приемов ,методов входит:1.документирование и инвентаризация.2.оценка и колькуляция.3.бух.счета и двойная запись.4.бух.баланс и др.форма отчетности.

Документирование – прием , обеспечивающий установление признаков и показателей каждой хоз.операции в документе. Документы составляют и подписывают лица, совершившие операцию. Ряд документов составляет спец. назначаемая руководителем комиссия(по денежным-бухгалтера). -важные операции с ОС.

Инвентаризация проводится для определения фактического наличия объектов бух.учета и приведение их в соответствие с учетными данными. Расхождения между учетными и фактическими данными возможны из-за естественной убыли некоторых объектов учета,хищении, ошибок в учете .Таким образом инвентаризация дополняет и корректирует учетные данные.

Оценка- перевод натуральных и денежных показателей , в которых изначально отражается операция , в стоимостные. Натуральные пок-ли переводятся в стоим-ые с помощью цен, трудовые-с помощью тарифных ставок оплаты, должностных окладов.

Отдельными объектами учета явл-ся результаты процессов(заготовление,пр-во,реализация).Чтобы оценить, например ,с/с денной пр-ции необходимо произвести калькуляцию по процессу, т.е. сложить все затраты на пр-во ед-цы пр-ции .в дальнейшем ед-ца готовой пр-ции будет учитываться по сколькулированной ее с/сти.

Бух.счет открывается на каждый объект бух.учета , и на нем отражаются все операции по увелич. И уменьшению данного объекта учета.

Любая хоз.операция затрагивает как минимум 2 объекта. Поэтому записи по каждой операции должны вестись как минимум по 2 объектам.

Бух. Баланс- представление (имущества,активов) и обязательств(пассивов) на определенную дату(на 1 число месяца).

В других формах бух.отчетности обобщается инф-ция о наличии и движении других объектов бух.учета-прибыль,собств.ср-в,осн. ср-в и др.объектов. инф-ция для составления отчетности берется по данным бух.счетов.(открытых)
5.Хозяйчтвенные процессы и хоз.операции.

В процессе хоз.деят-ти ср-ва пр-тия находятся в непрерывном движении. 3основных хоз.процесса: снабжение(приобретение средств производства), пр-во(создаются материальные блага,производится новый продукт,стоимость кот. состоит из сырья,материалов,ам-ции,новой стоимости,созданной трудом рабочих),реализация продукции. Эти пр-сы и их рез-ты явл-ся отдельными обьектами бух.учета.

Все хоз.пр-сы состоят из отдельных хоз.операций.Хоз. операция- действие или событие ,приводящее к изменениям в объеме и составе имущества или обязательств организации.

Каждая хоз.операция имеет свои признаки и показатели. Признак операции- то,что ее отличает от других и вместе с тем дает возможность объединить одинаковые хоз.операции в группы. Показатели отражают колич.хар-ку операции, т.е. ее объем в определенных измерителях.

В бух.учете сначала хоз.операции документируются , а затем они группируются по процессам и по объектам учета.
6.Бух.баланс, его содержание и назначение.

Бух.баланс представляется в виде таблицы, в которой приводятся остатки имущества(активов организации)по их видам и назначению. Эта часть баланса называется актив.Далее в балансах приводятся обязательства или источники имужества по их видам-пассив.

Итог по активу=итог по пассиву.Т.к. в балансе представлено одно и тоже имущество орг-ции,но в 2 группировках: в активе –по видам и назначению имущества, в пассиве-источники этого же имущества.

По содержанию баланс состоит из разделов и статей внутри разделов.В разделе обьединяются экономически однородные статьи.Статья-отдельная строчка в балансе.

Баланс необходим для обозрения всей совокупности имущества и его источников, определение рациональности использования имущества , для проведения экономического анализа и определения эффективности использования ср-в орг-ции.

Приведем сокращенную форму баланса(на определенную дату)

Актив

Сумма тыс.руб.

Пассив

Сумма тыс.руб.

1.ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

1)Основные средства

2)нематериальные активы

3)Вложения во вне оборотные активы




3.КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

1)уставной фонд

2)резервный фонд

3)целевое финансирование

4)нераспределенная прибыль




Итого по разделу 1.




Итого по разделу3.




2.ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

1)запасы и затраты

2)Дебиторская задолжность

3)денежные средства




4.ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

1)Долгосрочные кредиты и займы




Итого по разделу 2.




Итого по разделу 4.




Баланс (1.+2.)




5.КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

1)краткосрочные кредиты и изаймы

2)кредиторская задолжность










Итого по разделу 5.










Баланс (3.+4.+5.)






7. Типы хоз. операций по их влиянию на статьи и итог баланса.

Любая хоз. Операция затрагивает статьи актива баланса либо его пассива или и того, и другого. Всё многообразие хозяйственных операций можно свести к 4-м типам.

  1. операции 1-го типа затрагивают только статьи активов баланса так, что одна статья увеличивается, другая уменьшается на ту же сумму, а итог баланса не изменяется.

Пример: израсходованы материалы на производство в сумме 10млн руб. Здесь статья материалы уменьшается на 10млн. статья затраты на производство увеличивается на 10млн. Итог баланса не изменяется.

  1. операции 2-го типа затрагивают только статьи пассива баланса так, что одна статья увеличивается, другая уменьшается, итог баланса не изменяется.

Пример: за счет нераспределенной прибыли пополнен уставный фонд на 15млн руб. Прибыль уменьшается, уставный фонд увеличивается, итог не изменяется.

  1. Операции 3-го типа затрагивают в сторону увеличения статью актива и в пассиве на одну и ту же сумму, при этом итог баланса увеличивается на ту же сумму.

Пример: поступили материалы от поставщиков. Счета не оплачены. В активе на 25млн увеличивается статья материалы, в пассиве на 25млн увеличивается задолженность поставщикам. Итог увеличивается на 25млн.

  1. Операции 4-го типа затрагивают на уменьшение и статью в активе, и в пассиве. Итог уменьшается на эту же сумму.

Пример: с расчетного счета оплачено поставщикам 25млн руб. Денежные средства уменьшаются на 25млн, в пассиве уменьшается задолженность поставщикам на 25млн. Итог уменьшается на 25млн.
8. Понятие, назначение и содержание бух. счета. Активные, пасс. и активно-пассивные счета.

Бух. счет открывают на каждый объект бух.учета и на счете группируются все операции по увеличению или уменьшению данного объекта.

Записи на счетах ведут на основании первичных документов. Счет имеет 2 стороны: левая – дебет, правая – кредит. На одной стороне счета записывают операции по увеличению объектов учета, на другой – по уменьшению. На схемах счет открывают буквой Т

Счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активные счета служат для отражения имущества, приводимого в активе баланса. На активных счетах:

остаток начальный по объекту приводится по дебету;

операции по увеличению - по дебету. По уменьшению – по кредиту;

остаток на конец месяца – по дебету.

Пассивные служат для отражения обязательств, приводимых в пассиве баланса. На них:

остаток начальный по объекту приводится по кредиту

операции по увеличению - по кредиту, по уменьшению – по дебету;

остаток на конец месяца – по кредиту.

Активно-пассивные счета предназначены преимущественно для учета расчетов и в зависимости от того, кто кому остался должен в этих расчетах, конечный остаток может быть либо по дебету (нам должны), либо по кредиту (мы должны). Т.е. в 1-м случает этот счет активный, во 2-м – пассивный. Операции по начислению долга отражается по кредиту данных счетов, а по начислению дебиторской задолженности – по дебету.
9. Обороты и сальдо (остатки) по счетам, порядок их определения.

Различают дебетовый и кредитовый оборот по счету.

Дебетовый – сумма операций по дебету счета без начального остатка. Кредитовый – сумма всех операций по кредиту счета без начального остатка.

Остаток на конец месяца по активному счету определяется сложением дебетового остатка на начало месяца с дебетовым оборотом за месяц и вычитанием кредитового оборота за месяц.

Остаток на конец месяца по пассивному счету определяется сложением остатка на начало месяца по кредиту с кредитовым оборотом и вычитанием дебетового оборота за месяц.

Если на счете не будет начального остатка(деб.,кред.оборота), то при определении конечного сальдо отсутствующие слагаемые равны 0.

Остаток на конец периода по активно-пассивному счету определяется сложением оборота по счету с остатком на начало отчетного периода и вычитанием оборота по противоположной стороне счета. Полученный остаток, если он положительный, записывается на ту же сторону счета, где был начальный остаток, а если он отрицательный, то остаток переходит на противоположную сторону счета.
10. Двойная запись операций на счетах, ее контрольное значение

Любая хоз операция затрагивает как минимум 2 объекта учета, соотв-но она должна отражаться на 2 счетах, открываемых на каждый объект. Причем операция отраж-ся по дебету одного и по кредиту другого счета в равных суммах. Если операция затрагивает несколько объектов, то двойная запись выраж-ся в том, что 1 счет дебет-ся на общую сумму, а 2 и более счетов кредит-ся на слагаемые этой суммы, или же наоборот. Контрольное значение дв записи закл-ся в том, что сумма всех записей по дебету счетов за отч период должна равняться сумме счетов по кредиту.

11. Корреспонденция счетов, бух проводка, ее виды.

Корреспонденция счетов – установление деб и кред счетов по хоз операции, а счета наз-ся корреспондирующими. Бух проводка – это указание деб и кред счета, а также суммы по операции. Выделяют: простые и сложные/ условные и реальные/ доп-ые и сторнировочные. Простые затрагивают только 2 счета, сложные—более двух, при этом либо неск-ко дебет-их и 1 кредит-ий или наоборот. Реальные затрагивают величину имущества или ист-ков его образоваиня, условные не затрагивают вел-ны конкр объекта бух учета, а связаны с особенностями методологии бух учета. Доп-ые исп-ся для исправления ошибки документации в учетных регистрах в том случае, если сумма будет записана в меньшем размере, чем это следует из документов. Сторнировочная исп-ся для исправления записей в том случае, если необходимо ликвидировать ранее сделанную запись или уменьшить сумму по ней.

12. Синтетический и аналит счета, субсчета, синт и аналит учет

Синтеч счет откр-ся на кажд объект БУ и по объекту благодаря этому счету получает обобщ инф-ию в денежном выражении. Ан счета открыв-ся в развитии сложных объектов учета для детализации объектов. На ан счетах учет ведется не только в ден выр-нии, но и в нат измерителях. Остатки на начало и конец месяца, дебет и кредит обороты за месяц по сов-ти ан счетов в ден выр-нии всегда должны быть равны остаткам и оборотам оп соотв синт счету, в развитии кот-го открыты ан счета. Субсчета исп-ся для групп-ки инф-ции ан счетов по какому-л признаку. Субсчета занимают промежут положение м/у синт и ан счетами. Записи на субсчете ведутся только в стоим измерителе. Синт учет—обобщ отражение объектов учета в стоим измерителе на синт счетах. Ан учет—детальное отражение составных частей сложного объекта учета на ан счетах.

13. Обобщение данных текущего бухг.учета. Оборотные и сальдовые ведомости

По мере совершения хоз.операций они оформляются документами и регистрир. в журнале операций в хронологической последовательности, т.е. по мере их возникновения. Отражение операций в хронологич.порядке наз-ся хронологической записью. Ее цель в том, чтобы учесть все хоз.операции и достичь полноты учета. Далее операции из журнала их регистрации отражаются на синт. и аналитич. счетах, на субсчетах, в соотв-ии с правилом двойн.записи, что наз-ся систематич.записью. После отражения всех операций за месяц в журнале регистрации и на счетах, подсчитыв-ся: 1)итог по журналу регистрации; 2)суммы дебетов. и кредит. оборотов по кажд. синт. и аналит. счету и по субсчету; 3) определяются остатки(сальдо) на счетах на конец месяца. Для проверки полноты и правильности отраж-ия операций на счетах составляют оборотн.ведомость по синтетич.счетам и оборотн.ведомости по аналит.счетам к каждому сложному синтетическому счету. Оборотная ведомость по синт.счетам составл-ся по данным инф., отраженной на данных счетах и имеет вид:

Оборотная ведомость по синт.счетам за янв.2010 г.:

Код счета

Наимен-ие счета

Остаток на 1 янв.

Обороты за январь

Остаток на 1 февраля

Д-т

К-т

Д-т

К-т

Д-т

К-т

01

Осн.ср-ва

150320

-

1800

5320

146800

-

10

Материалы

3710

-

195

655

3250

-

80

Уставн.фонд

-

250000

-

-

-

250000




По остальн.счетам

806270

710300

118345

114365

834250

734300




Итого

960300

960300

120340

120340

984300

984300

По итогу оборотн.ведомости по синт.счетам должны получ. 3 пары равных итогов. Равенство 1ой пары итогов, объясн-ся тем, что имущ-во орг-ции на 1 янв.приведено в 2ух группировках. Дебетов.остаток – по его натур.-веществен.составу, а кредитов.остаток – по источникам финансир-ия этого же имущ-ва. Вторая пара равн.итогов – сумма всех дебетовых оборотов по всем счетам = сумме все кредитовых. Объясняется примен-ем в учете правила двойной записи. Третья пара равн.итогов объясн-ся тем же, чем и первая. После этого составл-ся оборотн.ведомости по аналит.счетам к кажд. сложному синтетич.счету и по итогу оборотн.ведомости остатки обороты по Д-ту и К-ту по сов-сти аналитич.счетов должны быть равны остаткам и оборотам по соотв-щему синтет.счету. В оборотн.ведомостях по счетам мат.ценностей наравне с ден.оценкой прим-ся натур.оценка. Наравне с оборотн.ведомостями в учете прим-ся и сальдов.ведомости, в кот. привод-ся только остатки по счетам на начало и на конец периода.
14.Взаимосвязь счетов с балансом

Бух.счета взаимосвязаны с балансом: 1)название ряда статей баланса ссотв-ют назв-ям синт.счетов, остатки по таким счетам переносятся в баланс на соотв-щую дату.2)отдельн.статьи баланса объединяют остатки по неск.счетам, напр.в статье баланса «ден.ср-ва» объед-ся остатки денег в кассе, на расч.счету , на валютн.счетах, на спец.счетах. 3)остатки по некоторым счетам распред-ся в балансе по неск.статьям, напр.остаток по синтетич.счету 62 «расчеты с покуп-ми и заказчиками» в балансе привод-ся по 2ум статьям – задолж-сть покуп-ля и заказчика, ожид-я к погашению в теч.12 месяцев и др.статья – более чем 12 месяцев. 4) остатки, получен. на активно-пассивн.счетах, показыв-ся в балансе раздельно. Дебетовые – в активе баланса, а кредитовые – в пассиве. Эту инф-ию получают из аналитич. счетов. 5) остатки по счетам «осн.ср-ва», «немат.активы» и некот. др. показыв-ся в активе баланса по трем статьям: а)первонач.ст-ть, б)амортизация, в)остаточн.ст-ть. В итог входит только остаточн.ст-ть.
15. Классификация счетов

1) по эк.содержанию, отражаемых объектов, счета классифицируются: а) счета для учета разл.видов имущ-ва, т.е. активов орг-ции – относят 01 ; 04 ; 10; 43; 51и др. б) счета для учета капитала и обяз-ств, т.е. для учета источников финансир-ия имущ-ва ( 80, 86, 66, 60и др.) в) счета для учета хоз.процессов (20,23,29 и др.) 2) по стр-ре и назначению счета классиф-ся: а) счета основные (активные, пассивн., акт.-пассивн.) б) счета регулирующие – эти счета делятся на: *дополнительные, кот.дополняют оценку какого-либо об-кта(14,15,16); *контрактивные - счета сами явл-ся пассивными, но уточняют оценку какого-либо активного счета (02,05 и др.); *контрпассивные – сами явл-ся активными, а уточняют оценку пас.счета (81 – собствен.акции(доли), выкуплен. у акционеров). Этот счет уточняет сумму 80 счета(уставн.фонд). в)операционные счета:

1)Собирательно-распределительные счета – предназначены для учета расходов на обслуживание пр-ва и упр-ние. Выделяют 2 осн.счета: 25 т.е. на нем отраж-ют расходы на обслуж-ие и упр-ние на уровне цехов и пр-в – ЗП служащих; расходы на содержание и ремонт зданий, цехов и др.; 26 – отражают расходы на обслуживание и упр-ние на уровне всего завода или орг-ции. содерж-ие директора и его аппарта, содерж-е зданий, сооруж-ий и др. Особенностью расходов, отражаемых на сч.25, 26 явл-ся то, что они явл-ся косвенными, т.е. в себест-ть отдельных видов прод-ции они включаются в порядке их распределения по видам прод-ции 1 раз в месяц пропорционально какой-нибудь базе. После распредел-я эти расходы списыв-ся со сч.25, 26 и остатка сч.25, 26 не имеет.

2)Бюджетно-распределительные счета - предназначены для распред-ия доходов и расходов между смежными отчетными периодами. Включают 2 счета: 97 – расходы буд.периодов;и 98 – доходы буд.периодов. На сч.97 учитываются расходы, кот.возникли в отчетном месяце, но эффект от них ожидается в след. отчетн. периодах. На сч.98 отраж-ся доходы, кот.возникли в отчетн.месяце, но относятся к буд.отчетным периодам.

3)Калькуляцион. сч. предназначены для калькулир-ния себест-ти прод-ции по какому-либо процессу. К ним относят: 1)20 – осн.пр-во. На этом счете собираются все з-ты по изготовл-ию отдельн.видов прод-ции. Основным считается пр-во, кот.предусмотрено уставом и учредительными документами орг-ии или пред-тия. 2)23 – вспомогательн.пр-ва, т.е. такие пр-ва, кот.предназначены для обеспечения осн.пр-ва: трансп., услугами по ремонту осн.ср-ств, тарой, запасн.частями, энергией; 3) 29 – обслуживающ.пр-ва и хоз-ва, к ним относ-ся: пр-ва и хоз-ва, кот.предназначены в основном для обслуживания потребностей персонала пред-тия (дет.сады, ясли, дома культуры, профилактории, столовые, подсобн.хоз-во, пошивочные мастерские и др.) К этой же группе счетов относят: счет 10, 15 – заготовл-ие и приобретение мат.ценностей; 16 – отклонение в ст-ти мат.ценностей. Данные 3 счета предназначены для калькулир-ия себест-ти заготовлен.мат-лов. К эти же счетам относят счет 08 – вложения во внеоборотные активы. На этом счете собираются з-ты по строительству, реконструкции, модернизации, по приобретению об-тов осн.ср-в.

4)Сопоставляющие или финансово-результативн.счета предназначены для определения финансового рез-та(прибыли или убытка) от реализ-и готов.прод-ции, работ, услуг, др.активов. 90 – реализация; 91 – операционные доходы и расходы. По Д-ту сч.90 отражают фактическ.себес-ть реализован.прод-ции, работ, услуг, а по Д-ту 91 счета отражают фактич.себест-ть осн.ср-в, мат-лов, малоценных предметов и др.активов. А по К-ту сч.90, 91 отраж-т договорн.ст-ть продаваемых активов. Кроме того, по Д-ту дан.счетов отраж.расходы, связанные с реализацией активов, а также налоги и отчисления с выручки от реализ-и, предусмотрен.налоговым законодательством. Разница между Д-вым и К-вым оборотом по сч.90, 91 представл.собой финансов.результат от реализации. Если К-вый оборот превышает Д-вый, то на сумму превышения получ. мы имеем прибыль, а в обратн.случае – убыток. Для учета имущ-ва, не принадлежащего дан.орг-ции на правах собст-сти предназначены забалансовые счета. На этих счетах в частн.отражают имущ-во, принятое на ответствен.хранение; тов-ры, принятые на комиссию; мат-лы, принятые в переработку от др.орг-ций и некотор.др. Особенность забалансов.счетов – то, что они не вписываются в систему двойной записи. Принятие их за баланс отраж-ся по Д-ту этих счетов, а списание – по К-ту.
16.План счетов-систематизированный перечень применяемых счетов,в кот.они объединены в разделы.Каждый счёт имеет цифровой код и название.К некоторым сложным счетам установлены коды и названия субсчетов.К плану счетов прилагается инструкция по его применению.В ней даётся характеристика каждого счёта, что на нём учитывают, взаимосвязь с другими и обьекты аналитич.учёта.В настоящее время в РБ применяются:1)типовой план счетов БУ,введённый 1 января 2004г.для коммерческих организаций и ИП.2)для банков,разработанный нац.банком.3)для бюджетных организаций.

Типовой план счетов разрабатывает и утверждает Минфин РБ,им же разрабатывается и утверждается план счетов бюджетных организаций.Министерства и ведомства по согласованию с Минфином могут вводить в типовой план счетов дополнит. синтетич.счета,используя свободные коды.Предприятия и организации могут исключать,объединять или дополнительно вводить отдельн.субсчета,а также устанавливать перечень аналитич.счетов для своей организации.
17.Оценка имущества организации. Калькулирование как способ группировки затрат и определения себестоимости. В соответствии с законом “О БУ и отчётности” оценка активов м.б. произведена одним из 5способов:1)активы,приобретённые за плату, оцениваются путём суммирования произведенных затрат на их покупку и доставку,2)активы,изготовленные в самой организации-по себестоимости их изготовления,т.е.по фактически произведенным на изготовление затрат, 3)активы,полученные безвозмездно-по рыночной стоимости на дату оприходования, 4)излишек активов,выявленный при инвентаризации,приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации,5)активы,выраженные в иностр.валюте,приходуются в бел.руб. по офиц.курсу НБ РБ на дату оприходования. Обязательства оцениваются в денежном выражении на основании цены, указанной в договоре.Периодически по постанавлениям Правительства производится переоценка отдельных активов-осн.средства,материалы,товары и др.В этом случае в балансе данные активы будут показаны по переоцененной стоимости.

В БУ по каждому из хоз.процессов на отдельных счетах собирают затраты отчётного периода по процессу,кот.далее используется для определения фактической себестоимости единицы заготовленных ценностей,произведённой и реализованной продукции,работ,услуг.Совокупность процедур,связанных с определением фактич.затрат по процессу и на ед-цу его результата называется калькулированием. Скалькулированная себестоимость ед-цы заготовленных,произведённых и реализованных ценностей является их денежной оценкой в отчётном периоде.В этой оценке заготовленные произв.запасы(материалы) списываются на затраты производства,а изготовл.продукция,работы,услуги-в реализацию. Перечень затрат,кот.следует включать по каждому из хоз.процессов,установлен НПА РБ.
18 Учет процесса снабжения (заготовления)

В процессе заготовления материалов на предприятиях возникают такие хоз.операции:1)предоплата,2)перечисление аванса,3)последующая оплата счетов поставщиков,4)оприходование поступивших материалов от поставщиков,5)принятие к оплате счетов транспортных организаций за доставку материалов,6)предварит.или последующая оплата счетов транспортных организаций,7)оприходование материалов,приобретённых подотчётными лицами.

В затраты на приобретение материалов помимо оплаты счетов поставщиков включаются также проценты по кредитам и займам,полученным для расчётов с поставщиками.

Для сбора затрат по процессу снабжения предназначены счета 10,15,16.Преимущественно организации используют для сбора затрат сч.10.В этом случае все затраты по заготовлению материалов собираются по дебету сч.10,при этом кредитуются разные счета в зависимости от источников поступления материалов и от вида расходов на приобретение.В частности,могут кредитоваться счета: 60”Расчёты с поставщ. и подрядчиками”-на отпускную стоимость материалов по счетам поставщиков,а также на расходы по доставке материалов до предприятий.,71”Расчёты с подотчётными лицами”-на стоимость материалов,приобретённых подотчётными лицами организации., 66”Краткосрочные кредиты и займы”-на суммы процентов по кредитам и займам,полученных для расчётов с поставщиками.Могут кредитоваться и др.счета.Аналитический учёт затрат по процессу заготовления ведут по видам материалов или их однородным группам,что позволяет исчислить себестоимость каждого вида заготовленных материалов.
19.Учет пр-са пр-ва

Целью учета пр-са пр-ва явл-ся сбор затрат на пр-во пр-ции, работ услуг и калькулир-е себест-ти ед-цы полученной пр-ции, работ, услуг.

В этом пр-се выделяют след операции:

1.расход м-лов на пр-во

2.начисление ЗП рабочим и служащим

3.отраж-е отчислений из ЗП, установл действующим зак-вом

4.сбор и распред-е расходов по обслуж-ю и упр-ю

5.сдача произведенной пр-ции на склад и др

Для сбора з-т по осн пр-ву предназначен сч20, по вспомогат-23, обслуж пр-ву-29.

Фактич прямые з-ты собир-ся по д-ту указанных счетов с кредита разл счетв в завис-ти от вида расходов. Кредит-ся сч10 Материалы, 70 Расчеты с персоналом по ОТ, 69 Отчисления на соц страх-е и обеспеч-е. Прямые расходы-расх, к-ые непосредственно без всяких расчетов можно вкл-ть в с/с конкр видов пр-ции.

На ряду с прямыми з-тами имеются косвенные, кот сначала собираются за отчетный период на сч25,26, а в конце мес распред-ся между видами пр-ции, пропорционально какой-нибудь базе распред-я.

На сч25 Общепроизв расх собир-ся расходы на обслуж-е и упр-е пр-вом на ур-не цеха или пр-ва (внутри пред-тия).

На сч26 Общехоз расх собир-ся, а затем распред-ся в конце месс расходы общехоз характера.

После распред-я расходы на обслуж-е и упр-е спис-ся:Д20,23,29-К26,25(если распределяем 26)

При выпуске пр-ции возможен брак изд-й, окончат забракованное изд-е оцен-ся по их фактич с/с и спис-ся с соотв производств, что отраж-ся записью:28 Потери от брака-20,23,29.

З-ты на исправление брака (исправимого) склад-ся из расходов м-лов на исправление, начисления ЗП рабочим, отчисления от ЗП рабочих и др расходы, что отраж-ся:Д28-К10,70,69 и др.

По решению рук-ва часть потерь от брака может быть возмещена работниками-виновниками брака (на сумму такого возмещ-я делают запись:Д73 Расчеты с персоналом по прочим операциям-К28).

Часть потерь можно предъявить по претензии поставщику некачественного м-ла, запись:Д76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами-К28.

Оставшаяся по д-ту сч28 сумма счит-ся потерей от брака и спис-ся на с/с пр-ции того пр-ва, в кот возник брак, т.е. на эту сумму делают проводку:Д20,23,29-К28

С/с вида какого-нибудь изд-я опред-ся по след формуле:фактич с/с незавершенного пр-ва по группе изд-й на начало мес+з-ты за мес-потери от окончат брака-остаток незавершенного пр-ва по данной группе на конец отчетного мес=фактич с/с готовой пр-ции данного вида за отчетный мес.

Для калькулир-я с/с ед-цы пр-ции с/с всей выпущенной пр-ции данного вида делится на натуральное кол-во произвед готовой пр-ции данного вида.

Готовая пр-ция по ее исчисленной с/с приходуется на склад записью в учете:Д43 Готовая пр-ция-К20,23,29
20. Учет процесса реализации

Целью учета затрат по дан. пр-су явл.: --сбор всех затрат, связ с продажей пр-и; --опред-е фин. рез-та от продажи.

Осн. операции по дан. пр-су:

1. списание фактич. с/с отгруж. покупателю готовой пр-ции

2. принятие к оплате счетов трансп. орг-й по доставке готовой пр-ции на станцию отправления или до покупателя

3. расход м-лов на упаковку готовой пр-ции в трансп. тару

4. предоплата или послед. оплата покупателями счетов за отгруж. им пр-цию

Для сбора затрат по пр-су предназн. счет 44-расходы на реализ-ю. На сумму фактич. затрат по реализ-и готов. пр-ции дел. зап.: Д44 К10, 70, 69

Если реализ. др. активы(кроме готов. пр-ции), то затраты по их реализ-и отраж. не на сч.44, а на сч.91-операц. доходы и расходы(отраж. расходы на реализ-ю ОС, м-лов, цен. бумаг и нек. др. активов).

По дебету сч.90, 91 спис.:

1. фактич. с/с реализ. активов с кредита сч.43-реализ. готов. пр-ция, 01(ОС), 10(м-лы).

2. расходы на реализ-ю:--готов. пр-ции с к-та сч.44; --прочих активов-с к-та сч. 10, 70, 69.

3. налоги и отчисл-я в бюджет от объема реализ. активов-НДС, акцизы. На сумму налогов: Д90,91 К 68.

4. если реализ. работы и услуги, то на их фактич. с/с: Д 90, К20, 23,29

По к-ту сч. 90, 91 в корресп-и с д-том сч. 62 отраж. договорную ст-ть готов. пр-ции, работ, услуг др. проданных активов. Фин. рез-т от реализ-и готов. пр-ции и др. активов выявл. на сч.90,91. Для этого подсчит дебетовые и кредитовые обороты по этим счетам.

Если кред. оборот превыш. дебет., то сумма превыш-я означ. получ. прибыль, и эта прибыль отраж.: Д 90, 91, К99

Если превыш. дебет. оборот по сч.90,91 над кредит., то это означ. получ. убыток от реализ-и, и он спис.: Д 99, К90,91.

21. Экономическая сущность, классификация и оценка основных средств и нематериальных активов

К ОС относ. ср-ва труда, кот. служат более года. Рук-лю орг-и дано право малоценные предметы стоимостью до 30баз. вел-н не учит. в составе ОС, а относить их к м-лам и учит. на сч.10.

Особ-ть ОС: они многократно участв. в произв. пр-се и по частям в виде аморт-и перенос. свою стоимость на с/с произвед. пр-ции, работ, услуг.

Не относ. к ОС независ. от их стоимости: спецодежда, спецобувь, предохранит. приспособл-я, технолог. тара, молодняк животных и животные на откорме, земля, вода, недра, вооруж-е, воен. техника, посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлеж-ти.

Классиф-я ОС:

1. По отраслям нар. хоз-ва: пром-ти, строит-ва, торговли

2. По выполн. ф-циям и целевому назн-ю: здания, сооруж-я, передат. устройства, машины и оборуд-е, трансп. ср-ва, инструмент, произ. инвентарь и принадлеж-ть, хоз. инвентарь, рабочий и продуктивный скот….

3. По принадлеж-ти: собств., арендов.-взятые в лизинг, наход. в безвозм. польз-и

4. По степени исп-я: в экспл-и, в запасе, на консервации, в модерниз-и, в стадии достройки, дооборуд-я, реконстр-и или частичн. ликвид-и.

ОС оцен. по первонач. , остат. и восстановит. стоимости.

Первонач. ст-ть склад. из всех затрат на строит-во или покупку объектов ОС.

Остат. ст-ть=первонач. – сумма начисл. аморт-и на них.

Восстановит. ст-ть – оценка объектов ОС, получ. в момент их переоценки, кот. произв. по решению правит-ва РБ 1 раз в год на 1 января.

В балансе ОС показ. по первонач. стоимости, привод. сумма аморт-и и остат. ст-ть. В итог баланса вход. только остат. стоимость.

Первонач. стоимость объектов ОС может измен-ся только в случае их: переоценки, реконстр-и, модерниз-и, достройки, дооборуд-я, частичн. ликвид-и.

Немат. активы(НА)-совок. приобр. или созд. самой орг-ей цен-тей, не имеющ. мат-веществ. формы, срок полезн. исп-я кот. более 1 года и исп. для пр-ва товаров и оказ-я услуг.

К НА относ. имущ. права:

1. на объекты пом. соб-ти-на изобретения, полезн. модели, пром. образцы, секреты пр-ва, ноу-хау, тов. знаки, фирм. наимен-я.

2. на произв-я науки, лит-ры, иск-ва,кот. явл. объектами авт. права

3. на объекты смежных прав-на исполнение, постановку, фонограмму, передачу по ТВ.

4. на программы для ЭВМ и комп. базы данных

5. права польз-я прир. ресурсами, землей

6. прочие-лицензии на осущ-е вида деят-ти, внешнеторг. операций.
22. Учет наличия и поступления ОС и НА

В организации рук-ль создает 2 комиссии по ОС: по приемке и списанию ОС с баланса (определяет готовность поступающих объектов к эксплуатации, принимает их и составляет документ о принятии, фиксирует недоделки в объекте, кот. надо устранить); по амортиз. политике (определяет полезный срок исп-ия каждого объекта, способ начисления амортизации и др.).

Все первичные документы по ОС явл-ся типовыми. Они утверждены Минфином и исп-ся всеми предпр-ми без изменений. Основным первичным документом на поступление ОС явл-ся Акт о приеме-передаче ОС. Перемещение объектов внутри орг-ии оформ-ся накладной.

Каждому принятому в эксплуатацию объекту присваивается инвентарный номер путем нанесения краской или прикреплением металл. жетона. На каждый объект на основании Акта открывают инвентарную карточку, в кот. заносят все данные об объекте. Все карточки помещаются в картотеку, кот. хранится в бухгалтерии. Для того, чтобы иметь данные о наличии ОС в подразделениях орг-ии, бухгалтерия сост-ет на каждое подразделение инвент. список.

Для учета ОС предусмотрены сч. 01, 03. К счету 01 м.б. открыты субсчета: выбытие ОС, арендованные ОС, ОС полученные в лизинг. Счет 03 исп-ют орг-ии, предоставляющие объекты ОС в прокат, аренду, лизинг с целью получения дохода.

ОC могут поступать в орг-ию из разных источников, что отражается в учете:

1. приобретение или строительство объектов Все затраты предварительно собираются на сч. 08, а затем по мере приемки объектов в эксплуатацию, списываются со сч. 08, т.е. делается проводка: Д 08 К60,10, 70,69 и др. На фактические затраты по строительству, приобретению (первонач. стоимость ): Д01,03 К08.

2. безвозмездное получение: от одного собственника: Д01 К83- на остаточную стоим-ть объекта согласно акту; от другого собственника: Д01 К98- по рыночной стоимости объекта на дату оприходования. Затем по мере начисления амортизации сч.98 ежемесячно уменьш-ся и делают запись: Д98 К92- на сумму ежемес. аморт-ии. Постепенно 98 закроется.

3. поступление от учредителей в счет вклада в уст. фонд: К 75 Д 01- на стоимость, согласованную м/у учредителями на основе заключения независимой экспертизы.

4. излишки ОС, выявленные при инвентаризации приходуются по их рыночной стоим-ти на момент оприходования: Д01 К92.

5. поступление от своих филиалов, отделений, выделенных на отдельный баланс. На первонач. стоим-ть: Д01 К79. На переданную сумму аморт-ии по объекту: Д79 К 02.

Аналит. учет ОС ведут по каждому инвент. номеру в инвент. карточках. При небольшом кол-ве объектов допускается вести учет в инвент. книге.

Синтет. учет НА ведут на сч. 04 по первонач стоим-ит, в кот входят: стоим-ть по отпускным ценам поставщиков; суммы, уплаченные сторонним орг-ям за услуги по приобретению и оценке НА; суммы регистрац. сборов, гос пошлин и др. ананлогичных платежей, произвед-х в связи с приобретением НА и доведением их до состояния, пригодного к исп-ию; % по кредитам и займам, полученным на приобретение НА до их ввода в эксплуатацию; фактич. затраты самой орг-ии на создание НА.

Каждому НА присваивается инвент. номер. Аналит. учет ведут по каждому инвент. объекту в инвент. карточках учета НА. Первичный документ на оприходование- Акт приемки НА.

Бух записи на поступление НА такие же, как по оприх-ию ОС, но вместо 01 исп-ся 04. Если орг-ия сама создает НА, то в ее учете делают записи: Д08 К10,23,60,70,69,76 и др.

При вводе в действие созданного орг-ей НА создается комиссия, кот дает заключение о возможности исп-ия полученного результата в качестве НА. При положительном решении делается запись: Д04 К08- на сумму фактич затрат по созданию НА.

23.Порядок начисления аморт-ии ОС и НА. Учет амортиз. фондов

Амортизация-перенесение стоимости ОС на готовую продукцию, работы, услуги. Она начисляется по всем видам ОС кроме земли, воды, недр, и др. прир. ресурсов; объектов, находящихся в реконструкции и тех. перевооружении; объектов, законсервированных(до 1 года); вооруженной техники, автодорог общего пользования и др объектов.

Ам-ия начисляется в течение срока полезного исп-ия объекта, кот устан-ся Комиссией по амортиз-ой политике в самой орг-ии. Ам-ия начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления объекта в орг-ию. Прекращает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия объекта из орг-ии.

Порядок расчета суммы ам-ии: 1. линейный: ам-ия начисл-ся равномерно в теч полезного срока службы объекта (СПИ): годовая норма ам-ии = 100%/СПИ ,месячная норма ам-ции в %=год.норма ам-ции/12мес,месечная сумма ам-ции=первонач ст-ть объекта*месс норма ам-ции в %/100%

2. способ суммы чисел лет (СЧЛ) полезного исп-ия: СЧЛ = СПИ(СПИ+1)/2 В 1-ом году эксплуатации годовой % ам-ии опред-ся = СПИ/СЧЛ * 100%. Месечная норма ам-ции за 1-ый год=%ам-ции в 1-ом году/12мес. Месечная сумма ам-ции=первоначальная стоимость*месс норма ам-ции за 1-ый год/100%. Во 2-ом году эксплуатации год %ам-ции=СПИ-1/СЧЛ*100% и т.д.

3. способ уменьшаемого остатка .За 1-ый год эксплуатации год. норма ам-ии в % = год. норма ам-ии в % * 2,5 Годовая сумма = первонач стоим-ть * год норма ам-ии в % за 1-ый год / 100%... Сумма ам-ции в теч 2-ого года считается от остат ст-ти и т.д.

4. производительный способ: необходимо знать ресурс объекта, т.е. сколько прод-ии, полуфабрикатов и т.д. планируется получить за весь ожидаемый СПИ. Норма амортиз отчислений на ед-цу прод-ии = первонач стоим-ть / объем выпуска за СПИ. Сумма амортиз отчислений за месяц = объем прод-ии за месяц * норма амортиз отчислений на ед-цу.

Синтетич учет амортиз отчислений ведут на пассивном счете 02.Записи в учете:

1) по ОС, используемым в предпринимат деят-ти, а также находящимся в простое до 3 мес, в т.ч. и в ремонте, ам-ии начисл-ся: Д23,25,26 и др. К02; 2) по ОС, использ в предпринимат деят-ти, но находящимся в простое из-за полной остановки пр-ва (в т.ч. в связи с проведением ремонтов) продолжительностью свыше 3 мес, а также по объектам в запасе и на консервации свыше 1 года: Д91 К02; 3) на сумму ам-ии по объектам, числящимся в составе обслуживающих производств и хозяйств: Д29 К02; 4) по объектам, сданным в аренду или лизинг, ам-ию начисляет та сторона, у кот на балансе согласно договору будут числиться эти объекты. Ежемесячно сумма ам-ии по объекту отраж-ся в его инвент карточке.

При исп-ии линейного метода орг-ям разрешается производить текущую (ежемесячную) индексацию амортиз отчислений. Если уровень инфляции по индексу потребит цен за предшествующий месяц к предыдущему составил не менее 2 %. При этом индекс изменения цен берется на прод-ию произ-технич назначения. Если индекс не превышает 2 %, отражение суммы индексации в отчетном месяце произв-ся исходя из индекса, использованного при предыдущей индексации. Проиндексированная сумма ам-ии отраж-ся в учете увеличения затрат: Д23,25,26 и др К83.

Ам-ияНА начисляется в теч СПИ линейным, нелинейным или производит способами. При невозможности опред-ия срока службы НА нормы амортиз отчислений устан-ся: 1) по товарным знакам и знакам обслуживания исходя из 20 лет их исп-ия; 2) по др НА - исходя из 10 лет. Ам-ия по НА стоимостью до 2-х баз величин начисляется один раз в сумме первонач их стоим-ти.

Синтеич учет ам-ии НА ведут на счете 05. При начислении ам-ии дебитуются счета затрат в зависимости от места эксплуатации, исп-ия НА: Д23,25,26,29 и др. К05. Если к-н НА в отчетном месяце не исп-ся, то ам-ия по такому НА начисляется линейным способом: Д92 К05.

Амортиз фонд воспроизводства ОС явл-ся источником кап вложений для объектов произв назначения и жилищного строит-ва. Он учит-ся на забалансовом счете 010. По Д данного счета отражают сумму начисленного амортиз фонда, а по К – его исп-ие по назначению. Расчет данного фонда производится нарастающим итогом с начала года по удельному весу ам-ии в составе затрат на пр-во, перемноженному на фактич. себестоим-ть реализ прод-ии, работ, услуг.

Порядок опред-ия амортиз фонда воспроизводства НА такой же, как и по ОС: рассчитанная сумма учит-ся на забалансовом счете 013.
24. Учет затрат на ремонт ОС, их реконстр. и модерниз. Резервирование средств на ремонты

Ремонтные работы предпр-ия могу производиться силами своих ремонтных цехов, мастерских или силами своих ремонтных бригад, либо привлекать на договорных условиях специализ сторонние орг-ии. Все затраты на текущий, средний и кап ремонты включаются в себестоим-ть прод-ии, работ, услуг по месту эксплуатации ремонтируемых объектов.

Если ремонты выполняются своими вспомогат цехами, то предварительно все затраты по ремонту собираются по Д 23 с К разных счетов в завис-ти от израсходованных ресурсов: Д23 Д10,70,69,76 и др. По мере завершения ремонтов затраты со счета 23 списываются по цехам-заказчикам: Д25 (ремонтируются ОС общепроизв назначения-здания цехов), 26 (объекты общехоз назначения), 29 (объекты обслуж производств и хозяйств), 23 (объекты вспомогат производств) К23.

Если ремонты выполняются силами своих ремонтных бригад, то фактич затраты списываются непосредственно на цехи-, подразделения-заказчики ремонта: Д23,25,26,29 К 10,70,69,76 и др.

Если объемы работ большие и они произв-ся неравномерно в теч года, то разрешается все фактич расходы по ремонтам списать в Д 97, а затем до конца года расходы, собранные по Д97 равномерно спис-ся в Д счетов цехов-заказчиков: Д23,25,26,29 К97.

Если для ремонта привлекаются сторонние орг-ии, то с ними заключается договор, указ-ся стоим-ть ремонта, порядок расчетов за ремонты и ответственность сторон за невыполнение договорных обязательств. По мере предъявления счетов за выполненные работы: Д23,25,26,29,97 К60. Перечисление денег подрядчикам: Д60 К51.

Если у пр-ия предстоят большие затраты на ремонт, а сам ремонт будет произв-ся неравномерно в теч года, то пр-ям разрешено резервировать средства на ремонт. Резервирование может быть в 2 формах: 1. путем ежемес образования ремонтного фонда, кот опред-ся перемножением стоим-ти ОС по подразделениям орг-ии в группировке по классификационным группам ОС (здания, сооружения и т.д.) на норматив затрат на ремонты по каждой классификац группе в % от стоим-ти ОС. 2. создание резерва средств на ремонты. Резерв рассчит-ся ежемес путем деления плановой суммы всех затрат на ремонты на 12. Ежемес, начиная с января, средства резервируются, т.е. на сумму ремонтного фонда или резерва на ремонт: Д23,25,26,29 К96. По мере выполнения ремонтов фактич затраты на них спис-ся за счет созданного резерва средств и повторно в себестоим-ть не влюч-ся, т.е. Д96 К10,07,69,76,23,60. В конце года неиспольз ср-ва резерва на ремонт сторнируются-на сумму неиспольз резерва на ремонт делают запись красными чернилами: Д23,25,26 и др. К96. Остаток ремонтного фонда не сторнируется и переходит на след год.

Затраты на модернизацию обор-ия, реконструкцию ОС в затраты не включаются. Эти затраты считаются капитальными: они по мере их окончания увеличивают первонач стоим-ть реконтр-х и модерниз-х объектов, т.е. в учете на сумму таких затрат делают проводки: Д08 К10,70,69,76,60,23, а затем по мере принятия в эксплуатацию отремонтир-х и отреконстр-х объектов на фактич затраты, собранные на счете 08: Д01 К08, т.е. увеличивают первонач стоим-ть данных объектов.

Первичным документом на завершение работ по ремонту и модернизации, реконструкции явл-ся Акт приемки отремонтир-х, реконстр-х и модерниз-х объектов.
25.Учет выбытия основных средств и нематериальных активов.

Для оформления первичной документации на выбытие ос и для оценки отходов при ликвидации объектов приказом руководителя создаётся комиссия. Спец. комиссия оформляет:

  1. В случае продажи, безвозмездной передачи, передачи в уст.фонд других организаций, лизинг, сдачи в аренду, оформл. акт «О приёме-передачи объекта ос»

  2. При списании ос комиссия оформл. акт «О списании объектов ос», а при списании автотранспорта- «О списании автотранспортн. средств».

Выбытие ос в синтетич. учёте отражается записями:

1)реализация ос

2) ликвидация объекта по износу:

Финансов. Результат от продажи и ликвидации объектов ос выявляют на сч 91.

3) Передача ос своим подразделениям, филиалам, выдел. на отдельные балансы

4) Безвозмездная передача в пределах 1 собственника

5) Безвозмездная передача другому собственнику, ликвидация при авариях и стихийных бедствиях

6) недостачи по инвентаризации

7) передача ос в уст. фонд другой организации

Инвент. Карточки выбывающих объектов изымаются из картотеки, кроме того о выбытии объектов делается отметка в инвент. списке ос по месту их эксплуатации. Проводки на выбытие нематериальных активов такие же как и на выбытие ос,но с испольозованием сч 04.

Первичный документ на выбытие НА- Акт на списание НА.
26.Учет операций по аренде и лизингу основных средств.Учёт аренды. Учёт у арендодателя

Предприятие может сдать отдельные объекты ос в краткосрочную аренду (до 1 г) или же долгосрочную(больше 1 г). Долгосрочная аренда может быть с выкупом объекта арендатора или без с последующим возвратом. Арендные отношения между АД и АП оформляются договором аренды. Для АД сдача в аренду может быть одним из видов его основной деятельности, если это предусмотрено учредит. документами. При краткоср. аренде объекты остаются на балансе АД. Если у АД сдача имущества в аренду явл. одним из сновных видов деятельности, то в его учёте делаются записи:

На первонач. стоимость объектов Дт 01 субсч. Ос, сданные в аренду Кт 01 субсч. Собственные ос

На сумму ежемесячно начисленной арендной платы Дт 76 кт 90

На сумму ежемесячно начисленной амортизации Дт 20 Кт 02

На сумму фактических затрат по ремонту и обслуживанию объекта согласно договору Дт 20 Кт 10,23, 70, 69

На сумму фактических затрат , собранных за месяц на сч 20 Дт 90 Кт 20

Начисление НДС с арендной платы Дт 90 Кт 68

Поступления арендной платы от АП Дт 51 Кт 76

Если сдача в аренду не является его основной деятельностью, то все доходы и расходы от аренды АД учитыв. на сч 91.

На первонач. стоимость объектов Дт 01 субсч. Ос, сданные в аренду Кт 01 субсч. Собственные ос

На сумму ежемесячно начисленной арендной платы Дт 76 кт 91

На сумму ежемесячно начисленной амортизации и фактических затрат по содержанию и ремонту Дт 91 Кт 02,10,23,69,70

Начисление НДС с арендной платы Дт 91 Кт 68

Поступления арендной платы от АП Дт 51 Кт 76
  1   2   3   4   5


1. Виды учета, их взаимосвязь. Измерители, применяемые в учете
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации