Плахотник В.М., Яришкіна Л.О. Природоохоронна діяльність на залізничному транспорті України: проблеми і рішення - файл n1.doc

приобрести
Плахотник В.М., Яришкіна Л.О. Природоохоронна діяльність на залізничному транспорті України: проблеми і рішення
скачать (6378.3 kb.)
Доступные файлы (15):
n1.doc862kb.12.11.2001 13:26скачать
n2.doc575kb.25.07.2001 13:29скачать
n3.doc417kb.25.07.2001 17:07скачать
n4.doc517kb.25.07.2001 17:29скачать
n5.doc40kb.25.04.2005 11:38скачать
n6.doc20kb.26.07.2001 16:01скачать
n7.doc238kb.18.06.2001 13:35скачать
n8.doc188kb.08.11.2001 15:53скачать
n9.doc33kb.25.07.2001 17:31скачать
n10.doc35kb.18.06.2001 13:36скачать
n11.doc68kb.18.06.2001 13:37скачать
n12.doc1219kb.25.07.2001 17:39скачать
n13.doc6722kb.25.07.2001 19:02скачать
n14.doc53kb.26.07.2001 16:29скачать
n15.doc26kb.26.07.2001 17:07скачать

n1.doc

  1   2   3   4
ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ УКРАИНЫ:

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Под редакцией Академика Транспортной академии Украины Г.Н. Кирпы
Киев

Транспорт Украины

2001


ББК 39.6

П76

УДК 628.52
Плахотник В.Н., Ярышкина Л.А., Сираков В.И., Таньшин В.Т.,

Савина Т.Л., Бойченко А.Н. / Под ред. Кирпы Г.Н.


Рецензенты: Дворецкий А.И., докт. биол. наук, проф. ДНУ,

Барбаш В.А., канд. техн. наук, доц. КПИ

П76 Природоохранная деятельность на железнодорожном транспорте Украины: проблемы и решения / Плахотник В.Н., Ярышкина Л.А., Сираков В.И., Таньшин В.Т., Савина Т.Л., Бойченко А.Н. / Под ред. Кирпы Г.Н. – К.: Транспорт Украины, 2001.– 244 с.: ил.–

ISBN 5-7705-0161-8.

В монографии рассмотрены наиболее актуальные проблемы природопользования на железнодорожном транспорте Украины. Определены основные источники загрязнения атмосферы, природных водоемов и земель выбросами, сбросами и отходами структурных подразделений железных дорог Украины. Рассмотрены существующие технологические методы и аппаратура для очистки промышленных выбросов в атмосферу, сбросов в природные водоемы, утилизации отходов; методы и средства контроля загрязнения биосферы и даны рекомендации по применению отечественных приборов в природоохранной практике. Рассмотрена система информационного сопровождения природоохранной деятельности на железнодорожном транспорте.

Для специалистов предприятий железнодорожного транспорта, научных работников и студентов специальностей "Экология и охрана окружающей среды", "Водоснабжение и водоотведение".

ББК 39.6
© Укрзализныця. Главное управление развития и инвестиций, 2001

© Издательство «Транспорт Украины»,2001

ВВЕДЕНИЕ
Охрана окружающей среды является одной из важнейших и наиболее острых проблем, стоящих в настоящее время перед человечеством. Возрастающая интенсивность промышленного и сельскохозяйственного производства приводит к глобальным изменениям, последствия которых для нашей планеты или ее отдельных регионов трудно не только преодолеть, но и надежно прогнозировать. С провозглашением независимости Украины и переустройством ее как суверенного, демократического правового государства, с развитием гласности мы получили возможность осознать действительную глубину экологического кризиса, в котором оказалась наша страна и искать пути выхода из этого положения.

Рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности населения - неотъемлемая часть устойчивого экономического и социального развития Украины.

Наряду с отраслями, традиционно нарушающими экологическое равновесие, энергетикой, металлургией, химией и др.– значительное влияние на окружающую среду оказывают различные виды транспорта, в том числе железнодорожный транспорт. Влияние железнодорожного транспорта на экологическую обстановку в Украине обусловлено следующими факторами:

За последнее время на железнодорожном транспорте активизировалась работа по снижению вредного воздействия на окружающую воздушную и водную среду, улучшению использования природных ресурсов, соблюдению природоохранного законодательства. Однако эта работа не в полной мере отвечает современным требованиям, так как не обеспечивает комплексный подход к решению природоохранных проблем, недооценивает важность выполнения природоохранных мероприятий, вследствие чего средства на их осуществление направляются по остаточному принципу.

Данная природоохранная работа и ее информационное сопровождение выполнено с целью более глубокого освещения экологической обстановки на железнодорожном транспорте Украины, а также возможных путей ее улучшения.

Глава 1. Проблемы природопользования на железнодорожном транспорте Украины
1.1 Воздействие железнодорожного транспорта на природную среду.

В современных условиях ни одна отрасль не может существовать без транспортной системы. Украина имеет хорошо развитую сеть всех видов транспорта, но основная роль в транспортном комплексе принадлежит железным дорогам. На их долю приходится 64 % всех перевозок.

Железнодорожный транспорт Украины – технически сложный транспортный комплекс, рассредоточенный практически по всей территории.

Эксплуатационная длина железнодорожных линий составляет 22301,9 км, из которых электрифицировано 9169,8 км.

Для обеспечения перевозочного процесса на сети 6 железных дорог размещены 1684 станции, 68 основных и 34 оборотных локомотивных депо, 51 грузовое вагонное депо, 16 пассажирских вагонных депо, 110 дистанций пути, 23 механизированных дистанции погрузочно-разгрузочных работ, 38 ПМС, 37 дистанции гражданских сооружений, 69 дистанций сигнализации и связи, 43 дистанции электроснабжения и другие предприятия, чья производственная деятельность связана с различными видами воздействия на окружающую среду.

Особенностью работы железнодорожного транспорта является круглосуточная, беспрерывная работа по перевозке пассажиров и грузов, а также наличие в процессе перевозки большого количества опасных грузов.

По данным статистики в странах ЕС опасные грузы составляют 15-20 % всех грузов, перевозимых по железным дорогам и внутренним водным путям. Сюда следует отнести взрывоопасные грузы, газы, огнеопасные жидкости, огнеопасные твердые материалы, окисляющие вещества, отравляющие и инфицирующие вещества, радиоактивные материалы, коррозионные и иные материалы. Разлив или потеря части опасных грузов при аварийных ситуациях представляет экологическую опасность. Перевозка сыпучих грузов (уголь, строительные материалы и др.) на открытом подвижном составе приводит к высоким потерям в процессе перевозки и значительному загрязнению окружающей природной среды (выдувание мелких фракций, просыпание груза через щели и т.д.).

Железнодорожный транспорт потребляет ежегодно более 65 млн. м3 воды, из которых более 40% сбрасываются в поверхностные водоемы в виде стоков, загрязненных нефтепродуктами, взвешенными веществами, солями тяжелых металлов, синтетическими поверхностно-активными веществами (СПАВ) и др. В атмосферный воздух железнодорожными предприятиями из стационарных источников выбрасывается более 50 тыс. тонн вредных веществ, из которых улавливается и обезвреживается около 30%. В результате производственной деятельности железнодорожных предприятий ежегодно образуется более 65 тыс. тонн отходов.

Железнодорожными сооружениями на Украине выключено из сельхозоборота порядка 263 тыс. га.


    1. Основные источники загрязнения на железнодорожном транспорте.


Загрязнение воздушного бассейна выбросами вредных веществ является одной из важнейших экологических проблем на железнодорожном транспорте. Ежегодно в атмосферу поступает значительное количество разнообразных веществ, каждое из которых в определенной степени опасно для живых организмов, сооружений, зданий, памятников культуры и т.п. Атмосфера загрязняется продуктами сгорания топлива, углеводородами, соединениями тяжелых металлов, аэрозолями кислот, щелочей, красок и т.п.

Годовой суммарный выброс вредных веществ в атмосферу объектами железнодорожного транспорта Украины в 1995-1999г.г. составил приблизительно 150 тысяч тонн без учета пыления сыпучих грузов при перевозках.

Значительная часть выбросов (около 85 %) образуется за счет сжигания топлива при эксплуатации дизельного магистрального и маневрового подвижного состава, рефрижераторных поездов; на долю стационарных источников приходится 10-15% валового объема выбросов.

Наиболее важными источниками загрязнения атмосферы среди стационарных источников являются локомотивные и вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава и железнодорожной техники, производственные и коммунальные котельные.

Анализ распределения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по хозяйствам железнодорожного транспорта Украины представлен в табл. 1.1.

Приблизительно 90% валового объема загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками, приходится на долю котельных , около 5% – на остальные теплоагрегаты (кузнечные горны, сварочные посты, печи для сушки и термообработки и т.п.), использующие твердое, жидкое и газообразное топливо. При этом в атмосферу выбрасывается около 20 тысяч тонн в год золы, оксидов азота, серы, углерода. Остальные выбросы (около 5%) связаны с такими технологическими процессами, как окраска, механическая обработка, сварка металлов, химчистка, зарядка аккумуляторов, испытание аппаратуры, нанесение гальванопокрытий и т.п.

Образующиеся при разнообразных производственных процессах вредные вещества выбрасываются системами вентиляции в атмосферу, загрязняя приземный слой воздушного бассейна. Значительная часть технологического оборудования не оснащена системами очистки выбросов (пылегазоочистные установки (ПГОУ) имеет – 60-80% оборудования); эксплуатация имеющихся систем очистки и контроль за их работой осуществляется на низком техническом уровне и не отвечает современным требованиям (эффективность 50-75%). В результате загрязненность воздушного бассейна в районах расположения крупных предприятий железнодорожного транспорта чрезвычайно высока.

Таблица 1.1

Дифференциация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по основным подразделениям железнодорожного транспорта Украины.


№№

п/п

Наименование подразделений отрасли

Количество вредных веществ, выбрасываемых всеми источниками загрязнения, %

Всего

Твердые

Газообразные и жидкие

1

Вагонные депо

16,3

10,7

17,9

2

Локомотивные депо

18,5

12,3

20,3

3

Заводы по ремонту подвижного состава и железнодорожной техники

31,3

14,9

36,3

4

Хозяйство гражданских сооружений

24,1

29,1

22,6

5

Шпалопропиточные заводы (ШПЗ)

0,2

0,2

0,3

6

Щебеночные заводы

9,6

32,8

2,6

Основными технологическими потребителями воды на железнодорожном транспорте являются вагонные и локомотивные депо, промывочно-пропарочные станции (ППС), пункты подготовки вагонов, дирекции по обслуживанию пассажиров, заводы по ремонту подвижного состава. Общий объем водопотребления железных дорог Украины составляет более 67 млн.м3 в год.

Качество сточных вод железнодорожных предприятий изменяется в широких пределах: от условно чистых до загрязненных нефтепродуктами, фенолами и другими химическими веществами. Большая часть потребляемой воды сбрасывается в виде сточных вод (СВ) в водоемы или на узловые и городские канализационные очистные сооружения. Загрязнение водоемов промышленными сточными водами создает потенциальную опасность для здоровья населения, ограничивает использование водоемов для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых целей, наносит большой вред рыбному и сельскому хозяйству.

Общий объем сброса сточных вод от железных дорог Украины в поверхностные водоемы составил в 1999 году более 20 млн.м3.

Источниками образования отходов на железнодорожном транспорте являются все его структурные подразделения. Крупные транспортные предприятия, к числу которых можно отнести, в частности, локомотивные, вагонные депо, железнодорожные станции, заводы по ремонту железнодорожной техники и обеспечивающие их базы, как правило, создают и аккумулируют твердые отходы (в том числе мусор).

Причиной загрязненности территорий железнодорожных путей и предприятий являются утечки нефтепродуктов на пути и междупутья из цистерн во время перевозок, по причине неисправности котлов и сливных приборов цистерн и неплотности люков, попадания масла при экипировке локомотивов, разлива нефтепродуктов на территориях складов горюче-смазочных материалов. На ШПЗ основными загрязнителями территории являются сланцевые и каменноугольные масла, содержащие в своем составе фенолы.

В таблице 1.2 приведена характеристика загрязненной территории основных видов железнодорожных предприятий.

Таблица 1.2

Характеристика загрязнения площадей

железнодорожных предприятий


Наименование предприятия

Средняя площадь, га

Площадь загрязненной территории, %

Концентрация нефтепродуктов, мг/кг

общая

загряз-ненная

Станции и пункты технического обслуживания вагонов

50

5

10

0,5-2,0

Депо локомотивные

5

1

20

0,1-4,0

Депо вагонные

4,5

0,9

20

0,1-0,3

Шпалопропиточные заводы

10

2,4

24

0,3-1,0

Промывочно-пропарочные станции

12

3

25

0,5-4,0

Пункты подготовки грузовых вагонов

3

0,15

5

0,2-0,4

Пункты подготовки пассажирских вагонов

2

0,06

3

0,1-0,3

Количество отходов, образовавшихся на предприятиях железных дорог Украины в 1999 году составило:

I класса – 20,34 тн (люминесцентных ламп – 35494 шт.);

II класса – 3507,23 тн;

III класса – 1692,04 тн;

IV класса – 65507,14 тн


    1. Антропогенное влияние на природную среду.




      1. Динамика выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от

стационарных источников предприятий железнодорожного транспорта
Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников железных дорог Украины приведены в табл. 1.3

Таблица 1.3

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу

железными дорогами Украины в 1992 – 1999 г.г.


Наименование показателей

Количество, т/год

1992

1995

1999

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу, всего

в том числе:

твердые;

газообразные и жидкие

из них:

  • SO2

  • CO

  • NOx

  • CxHy





39136,9
9016,07

30249,16
13705,70

8298,21

2673,49

5571,76



23282,84
5665,78

17617,06
6628,96

4779,15

1916,78

412,26


20307,39
6054,58

14252,78
6862,92

5127,76

1577,55

438,23

В целом по железным дорогам Украины в последние годы наблюдалось уменьшение общего объема выбросов от стационарных источников. Так за период с 1995 по 1999 г.г. выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников железнодорожного транспорта уменьшился на 2,975 тыс.тонн или на 12,8% . Стационарными источниками железных дорог Украины в 1999 году выброшено в атмосферу 20,3 тыс.тонн загрязняющих веществ.

Такая же тенденция уменьшения выбросов в атмосферу наблюдалась на четырех из шести железных дорог. Наибольшее снижение выбросов от стационарных источников в 1999 году по сравнению с 1995 годом наблюдалось на Донецкой железной дороге (36,5%), Приднепровской железной дороге (30,9%), Южной железной дороге (2,9%), Львовской железной дороге (2,5%) (см.рис. 1.1).

В то же время на некоторых дорогах наблюдалось увеличение выбросов загрязняющих веществ за счет ухудшения топливного баланса (увеличение доли угля и мазута в потреблении топлива котельными). Так на Южной дороге выбросы загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с 1995 годом возросли на 18,5 %, а на Одесской – на 57,6%.





Рис.1.1 Выброс загрязняющих веществ в атмосферу железными дорогами в 1992-1999г.г.

1.3.2 Основные загрязнители атмосферы.
Анализ состава выбросов структурных подразделений железных дорог Украины показал, что выбросы основных загрязняющих веществ (пыль, диоксиды азота и серы, оксид углерода, углеводороды) за последние годы уменьшились (см. рис. 1.2 –1.3). Причиной этого стало сокращение объема перевозок, внедрение мероприятий по снижению выбросов в атмосферу, передача части котельных в коммунальную собственность.

Среднегодовое количество твердых веществ, выбрасываемых предприятиями всех железных дорог за последние шесть лет, практически не изменилось.

Некоторое снижение уровней выбросов твердых веществ произошло на предприятиях Донецкой (18,5%) и Приднепровской (2,7%) дорог. Одновременно с этим, произошло резкое увеличение выбросов твердых веществ на Одесской (72,9%), Южной (49,9%), Львовской (12,2%) дорогах.

Выбросы оксидов азота в атмосферу в среднем по сети железных дорог снизились в 1999 году на 3,9% по сравнению с 1995 годом. При этом следует отметить, что четыре дороги: Донецкая, Приднепровская, Юго-Западная и Львовская снизили выбросы соответственно на: 47,2%; 16,8%; 14,5%; 11,6%, а Южная и Одесская дороги увеличили выбросы соответственно на: 24,4% и 84,0%.

Выброс диоксида серы в 1999 году по дорогам Украины составил 6,86 тыс.тонн, что на 3,4% меньше, чем в 1995 году. Значительно снизился выброс SO2 предприятиями Приднепровской (43,7%), Южной (29,8%), Юго-Западной (17,8%) и Львовской (8,0%) дорог. Вместе с тем значительно увеличился выброс SO2 на Одесской (57,8%) и Донецкой (17,6%) дорогах.

Выбросы СО в атмосферу предприятиями железных дорог Украины увеличились в 1999 году на 6,8%, что соответствует тенденции всех отраслей Украины. Значительно увеличился выброс СО на предприятиях Одесской (в 1,11 раз), Южной (77,8%), Юго-Западной (12,2%) дорог. Только на Приднепровской и Донецкой дорогах наблюдалось снижение выбросов СО в атмосферу на: 30,7% и 8,7%, соответственно (см. рис. 1.4).

Выбросы углеводородов предприятиями железных дорог Украины колебались в широких пределах. Так для Одесской, Юго-Западной и Донецкой дорог наблюдалось резкое увеличение выбросов в 2,31; 2,0 и 1,31 раза, соответственно. Для Приднепровской, Львовской и Южной дорог было характерно снижение выбросов углеводородов на 76,9%; 61,9% и 56,9%, соответственно. Это связано в первую очередь с разной структурой топливных балансов дорог, во-вторых – с разным темпом передачи котельных дорог на балансы коммунальных предприятий регионов.
1.3.3 Забор и использование воды железными дорогами Украины
Данные о водопотреблении железных дорог Украины приведены в таблице 1.4.

В 1999 году осталась тенденция к уменьшению объема забора и использования воды. Всего из водных объектов в 1999 году забрано 72,31 млн.м3 воды, что на 52,1% меньше, чем в 1995 году.

В 1999 году использовано 67,7 млн.м3 воды, что на 24,3% меньше, чем в 1995 году. Основная причина уменьшения объема забора и использования воды – в спаде производственной деятельности на Украине. Динамика водопотребления железных дорог приведена на рис. 1.5.







Рис.1.2 Выброс твердых загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями железных дорог Украины в 1999 г.




Рис.1.3 Выброс газообразных и жидких загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями железных дорог

Украины в 1999 г.



Рис.1.4 Выброс СО в атмосферу предприятиями железных дорог Украины в 1992-1999 г.г.



Рис.1.5 Использование воды железными дорогами Украины в 1992-1999 г.г.

Объемы использования воды на хозяйственно-питьевые и производственные нужды составили в 1999 году 23,92 млн.м3 и 15,38 млн.м3 что на 55,5% и 56,8% меньше, чем в 1995 году, соответственно. Динамика использования природных вод дорогами Украины приведена на рис.1.6.

Таблица1.4

Водопотребление по железным дорогам Украины

в 1992 – 1999 г.г.


Наименование показателей

Объем, млн. м3/год

1992

1995

1999


Забор воды

Использовано воды, всего

в том числе:

  • на хозяйственно-питьевые нужды;

  • на производственные нужды.

Объем воды в оборотных системах, млн. м3.



186,46

115,89
61,05

54,86

12,17


150,95

89,40
53,76

35,64

12,19


72,31

67,70
23,92

15,38

12,10


Только Львовская дорога увеличила объем водопотребления по сравнению с 1995 годом на 13,2%, все остальные дороги уменьшили этот показатель от 48,3% (Южная дорога) до 16,2% (Приднепровская дорога).

Объем использования воды в оборотных системах за шесть лет практически не изменился и составляет около 12 млн.м3.


      1. Сброс сточных вод в водные объекты


В 1999 году объем сброса сточных вод железными дорогами Украины составил 22,7 млн.м3 и уменьшился по сравнению с 1995 годом на 2,29 млн.м3 или 9,2% (см. табл. 1.5).

Из общего количества сброшенных вод 9,32 млн.м3 (41,1%) загрязненных, из которых 0,74 млн.м3 (7,9%) без очистки; 8,58 млн.м3 (92,1%) недостаточно очищенных. Количество нормативно-очищенных сточных вод на очистных сооружениях дорог составило в 1999 году 12,06 млн.м3 (53,1%).

Динамика сброса сточных вод предприятиями железнодорожного транспорта приведена на рис. 1.7-1.8.

Из железных дорог Украины в 1999 году наименьший сброс в водные объекты загрязненных сточных вод приходился на Южную и Львовскую железные дороги – 0,612 млн.м3 и 0,146 млн.м3 соответственно.

По сравнению с 1995 годом Одесская и Приднепровская железные дороги увеличили сброс загрязненных сточных вод в водоемы соответственно на 77,8% и 61,9%, а Юго-Западная дорога – в 77 раз, что связано реально с увеличением объема сброса производственных сточных вод, большой изношенностью очистных сооружений и, возможно, неточностью статистической отчетности дорог.



Рис.1.6 Водопотребление железных дорог Украины в 1999 г.



Рис.1.7 Объем водоотведения железными дорогами Украины в 1992-1999 г.г.



Рис.1.8 Сброс загрязненных сточных вод железными дорогами Украины в природные водоемы в 1999 г.

Таблица 1.5
Водоотведение по железным дорогам Украины

в 1992 – 1999 г.г.


Наименование показателей

Объем, млн. м3/год

1992

1995

1999

Сброшено сточных вод в природные водоемы,

в том числе:

загрязненных

из них:

  • без очистки;

  • недостаточно очищенных;

нормативно-чистых;

нормативно-очищенных на

сооружениях:

  • биологической очистки;

  • физико-химической очистки;

  • механической очистки.

26,97
11,00
0,64

10,36

0,91

14,97
13,45

0,80

0,72

24,99
7,96
0,47

7,48

2,21

14,84
14,14

0,63

0,07

22,70
9,32
0,74

8,58

1,18

12,06
12,03

-

0,03


1.3.5 Сброс загрязняющих веществ в природные водоемы
Начиная с 1992 года, сброс загрязняющих веществ в природные водоемы железными дорогами Украины постоянно уменьшался. Данные о количествах загрязнений, сбрасываемых в природные водоемы предприятиями железных дорог Украины приведены в табл. 1.6, а динамика этого процесса по сети дорог представлена на рис.1.9.

Таблица 1.6

Сброс основных загрязняющих веществ в водоемы

железными дорогами Украины


Загрязняющие вещества

Сброс в водоемы, т/год

1992

1995

1999

Взвешенные вещества

БПК

Нефтепродукты

СПАВ

Тяжелые металлы (в т.ч. железо)

836,3

665,5

45,2

4,7

2,3

578,5

490,4

23,3

5,94

1,37

247,2

202,8

1,37

4,10

1,73





Рис.1.9 Количество загрязнений, сброшенных в природные водоемы со сточными водами железных дорог

Украины в-1992-1999 г.г.

1.3.6 Структура образования и использования отходов
Данные об объеме отходов, образовавшихся на железных дорогах Украины в 1992-1999г.г. представлены в табл. 1.7.

Таблица 1.7

Объем отходов, образовавшихся на железных дорогах Украины

в 1992 – 1999 г.г.


Класс опасности

Количество отходов, т/год

1992*

1995

1999


I

II

III

IV


1463 шт./0,02 тн

4121,6

8485,4

64258,0


12516 шт./-

6631,5

8296,3

74220,3


35494 шт./20,34тн

3507,23

1692,04

62507,14

* – данные не полные

В 1999 году общая масса образовавшихся отходов на предприятиях железных дорог Украины составила 67,73 тыс. тн, что на 21,48 тыс. тн или 24,1% больше, чем в 1995 году. Количество образовавшихся люминесцентных ламп в 1999 году составило 35494 шт., что в 2,84 раза больше, чем в 1995 году, что вероятно связано не с реальной ситуацией на производстве, а с изменением порядка учета этого вида отходов (см.рис.1.10)

Масса отходов II класса опасности уменьшилось в 1999 году по сравнению с 1995 годом на 3,12 тыс.тонн или на 47,6%, а III и IV классов опасности – соответственно на 6,6 тыс.тонн (79,6%) и 11,71 тыс.тонн (15,8%).

Количество использованных отходов всех классов незначительно, что обусловлено общей экономической тенденцией уменьшения объемов производства, что в свою очередь является условием уменьшения объемов финансирования природоохранных мероприятий, направленных на увеличение уровня использования отходов не только на железнодорожном транспорте, но и во всех отраслях промышленности Украины.

Данные об объемах образования отходов на железных дорогах Украины приведены в табл.1.8.

Таблица 1.8

Объем отходов, образовавшихся на предприятиях

железных дорог Украины в 1999 году (т/год)

Железные дороги

Класс опасности отходов

І (рт.лампы)

І

ІІ

ІІІ

ІV

Донецкая

7300

-

542,69

309,644

27798,243

Львовская

2563

-

86,906

256,8

12,815

Одесская

3670

-

751,56

290,79

10946,738

Южная

4750

20,937

1014,232

75,759

9345,97

Юго-Западная

9642

-

248,195

16,77

1052,96

Приднепровская

7569

-

863,648

742,277

13350,411

Всего:

35494

20,937

3507,231

1692,04

62507,137



Рис.1.10 Объем отходов, образовавшихся на железных дорогах Украины в-1999 г.
Анализ приведенных данных показывает, что все дороги Украины с 1995 по 1999 годы уменьшили объемы образования отходов. Следует отметить, что максимальное снижение образования отходов II, III и IV классов опасности зафиксировано на Одесской (80,8%), Донецкой (89,8%), Львовской (99,8) дорогах соответственно. Резкое снижение количества образовавшихся отходов IV класса связано с тем, что ранее при определении этого показателя многие дороги учитывали лом черных металлов.

Следует отметить, что максимальное увеличение образования люминесцентных ламп наблюдается на Приднепровской в 3,43 раза.


1.3.7 Хранение и удаление отходов.

Условия хранения и удаления отходов на железнодорожном транспорте Украины, как и в других отраслях промышленности, часто не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, что приводит к загрязнению подземных вод, грунтов, атмосферного воздуха.

Ни одна из дорог не имеет собственных полигонов для централизованного хранения отходов. В 1999 году на Приднепровской железной дороге начато строительство полигона на станции Кривой Рог- Главный.

В 1999 году структурными подразделениями железных дорог Украины обезврежено 21,7% токсичных отходов, направлено в хранилища организованного хранения .3,8%, в места неорганизованного хранения – 1,8%.


    1. Природоохранная работа стран-членов ОСЖД.


Вопросы охраны окружающей среды являются одними из наиболее важных и приоритетных для любой сферы деятельности человечества. Мировое сообщество обеспокоено нарастанием угрозы глобального экологического кризиса, на борьбу с последствиями антропогенных влияний выделяются поистине огромные средства. Только к концу ХХ века, стало отчетливо ясным прозорливое предсказание одного из наиболее крупных философов и просветителей мира Жана Батиста Ламарка: «Человек – самая могучая ветвь природы. Но он истребит самого себя тем, что сделает свою землю непригодной для обитания». Статистика показывает, что железнодорожный транспорт занимает значительное место в нарушении сложившихся экологических равновесий, его влияние на природу длительное время недооценивалось и в результате проблемы транспортной экологии длительное время оставались практически нерешенными. Между тем, очевидно, что эти проблемы сложны и многообразны и их решение может быть успешным только при условии объединения усилий ученых и представителей транспортного комплекса многих стран.

Организация Содружества железных дорог охватывает огромную территорию от Балтийского и Черного морей до Тихого океана, на которой проживает около трети населения Земли, в ее состав входят наиболее мощные железнодорожные державы. Транспортные потоки, пересекающие границы стран-членов ОСЖД являются одними из наиболее масштабных. Организация перевозочного процесса и даже деятельность транспортной инфраструктуры в отдельной стране не может рассматриваться и планироваться вне связи с аналогичной деятельностью других, в первую очередь приграничных стран. Это в значительной мере касается и оценки экологических влияний, а также мероприятий по их уменьшению. В этой связи Комитет ОСЖД уделяет вопросам экологии значительное внимание. Организована и на протяжении многих лет проводит энергичную деятельность I Комиссия Комитета – Комиссия по транспортной политике, экологии и комбинированным перевозкам. Природоохранная деятельность стран-членов ОСЖД нашла свое отражение в проведении целого ряда важных разработок, выработке нормативно-технических документов и рекомендаций, реализация которых позволяет не только значительно улучшить экологическую ситуацию на железных дорогах этих стран, но и имеет немаловажное значение для всех государств мира.
1.4.1 Рекомендации по охране окружающей среды в области международных железнодорожных перевозок с особым учетом пограничных и перегрузочных станций, включая комбинированные перевозки опасных грузов.
Целью разработки "Рекомендаций" является представление принципов и требований по охране окружающей среды, существенных при планировании, проектировании, размещении, постройке, модернизации и эксплуатации железнодорожных перегрузочных станций с особым учетом пограничных станций. Практическое использование "Рекомендаций" должно быть предопределено периодической экспертизой их подробного содержания и приспособлением к изменяющимся нормативам и требованиям.

"Рекомендации" комплексным образом охватывают проблематику по охране окружающей среды, обращая внимание на человека, как неотъемлемый элемент натуральной среды.

Предметом "Рекомендаций" является определение общих правил проектирования, модернизации, строительства и эксплуатации, с целью предотвращения негативных изменений окружающей среды, а также аварий, вызываемых опасными веществами в районе железнодорожных перегрузочных станций. Рекомендации содержат указания по уменьшению негативных последствий воздействия на окружающую среду за счет планировки территорий, проектных решений, технических и организационных мер, а также действия в случае чрезвычайной опасности. Рекомендации содержат также указания на случай аварий, которые могут вызывать трансграничные последствия (см. Приложение 1).


      1. Рекомендации по унификации экологических нормативов при

эксплуатации железнодорожного транспорта.
В рамках сотрудничества железные дороги стран-членов ОСЖД должны проводить единую природоохранную политику и принимать меры, направленные на предотвращение загрязнения воздушной и водной среды, почв.

Одним из условий разработки эффективной природоохранной политики является определение стандартов качества окружающей среды, учитывающих одновременно экологические приоритеты и имеющиеся ресурсы. Нормы охраны окружающей среды предназначе­ны для предотвращения отрицательных последствий деятельности человека на его здоровье и природу. Нормы должны определять качество окружающей среды путем установления максимально до­пустимых уровней загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве.

Нормы охраны окружающей среды определяют предельные зна­чения загрязнения, в случае превышения которых загрязнителем принимаются соответствующие меры, направленные на снижение загрязнения и восстановление качества природной среды.

Расходы на природоохранную деятельность не должны быть ниже 2,5-3% ВНП и доля государственной поддержки природоох­ранных мероприятий может доходить до 70% (США-55%, Австрия>70%).

В настоящее время деятельность как национальных, так и международных правительственных и неправительственных органи­заций по стандартизации, прежде всего, таких как Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электро­техническая комиссия (МЭК), направлены на разработку междуна­родных стандартов окружающей среды. Единство требований, норм и показателей качества, заложенных в них в соответствии с требованиями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), бу­дет способствовать тому, что стандарты смогут использоваться в любой стране с учетом экологических условий территорий: фо­новых концентраций загрязнений, коэффициента экологической ситуации и значимости.

Рекомендации по унификации экологических нормативов для железнодорожного транспорта подготовлены на основе анали­за материалов, полученных от железных дорог стран-членов ОСЖД, ре­комендаций ВОЗ, нормативов Европейского Союза (см. Приложение 2).

Рекомендации призваны определить единый подход к оценке выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природ­ную среду при эксплуатации железнодорожного транспорта.

Для практического использования "Рекомендации" должны периодически пересматриваться с учетом технических достижений производства, экономических возможностей, изменения мировых стандартов.
1.4.3 Актуализация оценки воздействия транспорта на окружающую среду.
Разработка была выполнена специалистами по экологии железнодорожного транспорта Словацкой Республики и включает комплексный анализ воздействия различных видов транспорта – железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного на окружающую среду. Несмотря на то, что цифровой материал разработки ограничен сведениями по Словацкой Республике, он представляет значительный интерес для экологов всех стран-членов ОСЖД. Особенно интересны описанные методы квантификации отвода земли, квантификации эмиссий, шумов и вибраций, методология оценки отрицательных воздействий транспорта и другие.


      1. Совершенствование оперативного контроля при перевозке

и временном хранении опасных грузов.
Работа выполнена Украинским научно-исследовательским институтом "УкрНИИтранспроект" с привлечением специалистов ряда институтов Национальной Академии наук Украины, университетов, железных дорог, экспертов-экологов стран-членов ОСЖД. К разработке проявлен интерес ряда стран, эта разработка будет развиваться в будущем. Разработка включает создание средств обнаружения компонентов экологически опасных грузов в случае начала деструктивных процессов в цистернах, средств передачи информации от датчиков, находящихся на подвижном составе машинисту локомотива и далее – на диспетчерский пункт, а также создание системы оперативных организационно-технических мероприятий, направленных на анализ поступившей информации и принятие решений. Аналогичные системы предложены для мест временного хранения и обработки грузов. Работа оформлена в виде текста и таблиц, а также наглядных структурных схем, что облегчает адаптацию материала.


      1. Оценка воздействия шума от железнодорожного транспорта

на окружающую среду.
Разработка выполнена специалистами университетов и железных дорог Китайской Народной Республики, ее отличает высокий научный уровень, тщательность проработки и обоснованность рекомендаций. При создании разработки авторы вышли за рамки сведений, полученных от стран-членов ОСЖД и включили ряд данных и положений по странам Европейского Союза, Японии и Америки. В настоящее время специалисты Китайской Народной Республики готовят эту разработку к изданию в форме рекомендаций для стран-членов ОСЖД. Кроме того, получены приглашения от научных журналов Украины и России для публикации этих материалов в периодической печати.


      1. Разработка эксплуатационно-технических требований к объектам энергопотребления и системам энергоснабжения на железнодорожном транспорте с учетом электромагнитной безопасности.


Хотя эта разработка находится на грани проблем экологии и техники безопасности, она полезна, т.к. выполнена с привлечением достаточно объемного и весомого материала. Разработчик – МПС России (главным образом Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта) провел большую работу по инвентаризации источников электромагнитных излучений, разработке единых методик проведения измерений, а также требуемых нормативов электромагнитных излучений от железнодорожной техники. Несомненный интерес представляют сведения о биологическом влиянии электромагнитных полей на живые организмы, накопленные специалистами ряда стран.

Деятельность I комиссии Комитета ОСЖД по проблемам экологии развивается, она включает разнообразные актуальные направления транспортной экологии, решение которых требует действительность, практика работы железных дорог. В стадии разработки находятся проекты Болгарских железных дорог "Создание экологически безопасных технологий обестравления железнодорожных линий", совместный проект Российской Федерации и Украины "Разработка рекомендаций по ликвидации отходов от деятельности железнодорожного транспорта". Получает распространение инициатива железных дорог стран-членов ОСЖД проведения информационных сообщений и распространения соответствующих материалов о природоохранной деятельности на железных дорогах их стран или отдельных регионов. Это касается материала "Стратегия охраны окружающей среды Венгерских железных дорог", аналогичных отчетных материалов Польских железных дорог и др. Настоятельной становится задача более тесной информационной взаимосвязи специалистов-экологов, работающих в странах-членах ОСЖД и МСЖД.



    1. Капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное

использование природных ресурсов

Капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов приведены в приложении 3.

  1   2   3   4


ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ УКРАИНЫ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации