Программа-минимум кандидатского экзамена по курсу Философия науки - файл n1.doc

приобрести
Программа-минимум кандидатского экзамена по курсу Философия науки
скачать (239 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc239kb.14.09.2012 02:03скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5



Министерство образования Российской Федерации

ПРОГРАММА - МИНИМУМ

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по курсу

«Философия науки»
Программа-минимум

содержит 60 стр.
2002
Введение


Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех специальностей.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ, СПбГУ, ИИЕиТ, РАМН, МГПУ под общей редакцией д.фил.н. академика Степина В.С.

В соответствии со Структурой программы все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки". Из второй части Программы сдающие кандидатский минимум выбирают только те разделы, которые относятся к их специализации.

Так, например, аспиранты физических специальностей сдают экзамен по основам философии науки и по философским проблемам физики.
Структура Программы:

Часть I

Основы философии науки

Составители: академик В.С.Степин, д.ф.н. В.В.Миронов, д.ф.н. М.А.Розов

Часть II


Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук

1. Философские проблемы физики

Составители: д.ф.н. - Акчурин И.А., д.ф.н. - Баженов Л.Б.,

к.ф-м.н. - Коняев С.Н., д.ф.н. - Мамчур Е.А., д.ф.н. – Сачков Ю.В.

2. Философские проблемы астрономии и космологии

Составитель: д.ф.н. – Казютинский В.В.

3. Философские проблемы химии

Составитель: д.ф.н. – Печенкин А.А.

4. Философские проблемы биологии и экологии

Составители: д.ф.н. Борзенков В.Г., д.ф.н. Гирусов Э.В., д.ф.н. Лисеев И.К.

5. Философские проблемы медицины

Составитель: д.ф.н. - Анохин А.М.

6. Философские проблемы наук о Земле (география, геология)

Составитель: д.ф.н. – Лямин В.С.

7. Философские проблемы техники

Составитель: д.ф.н. – Горохов В.Г.

8. Философские проблемы социально-гуманитарных наук

Составители: д.ф.н. – Микешина Л.А., д.ф.н. – Федотова В.Г.

9. Философские проблемы математики

Составители: д.ф.н. - Барабашев А.Г., к.ф.н. - Григорян А.А., д.ф.н. - Демидов С.С., д.ф.н. - Панов М.И., д.ф.н. - Перминов В.Я.

10. Философские проблемы информатики

Составитель: д.ф.н. - Аршинов В.И.


Часть I
Основы философии науки
1. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
3. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис­следования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
4. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и не­классический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
5. Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.
6. Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" си­стем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле­ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
7. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Рекомендуемая основная литература:


  1. М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г.

  2. В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

  3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г.

4. М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.

5. А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.

6. А.П. Огурцов. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 г.

7. К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

8. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.

9. Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.

10. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.

11. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.

12. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов)/ Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.
Дополнительная литература:


  1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987 г.

  2. Наука в культуре. М., 1998.

  3. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001 г.

  4. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996 г.

  5. В.С. Степин. Теоретическое знание. М., 2000 г.

  6. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 г.

  7. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

  8. Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 г.

  9. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

  10. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989г.

  11. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.

  12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,

  13. А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М., 2001 г.

  14. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

  15. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000 г.

  16. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996 г.

  1   2   3   4   5


Министерство образования Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации