План-конспект урока по математике во 2 классе вспомогательной школы. Сложение и вычитание в пределах 10 - файл n1.doc
приобрестиПлан-конспект урока по математике во 2 классе вспомогательной школы. Сложение и вычитание в пределах 10скачать (57.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
План-конспект пробного урока по математике для 2 класса вспомогательной школы Бануль Елены Николаевны Тема: Сложение и вычитание в пределах 10.
Цель: Формирование у учащихся умений складывать и вычитать в пределах 10.
Задачи:
формировать у учащихся умения составлять и решать арифметические примеры и задачи в пределах 10 с опорой на наглядный материал; совершенствовать навыки узнавать, называть и показывать геометрические фигуры через работу с наглядным материалом; закрепить навыки счета в пределах 10;
развивать мыслительные операции, формировать умения анализировать, обобщать и делать выводы о проделанной работе с опорой на наглядный материал и решения проблемной ситуации;
воспитывать усидчивость, трудолюбие в ходе выполнения заданий, формировать у учащихся интерес к предмету и умение концентрировать внимание на словах учителя.
Ход урока:1. Организационный этап. Эмоциональная установка на успех предстоящей работы - Здравствуйте, ребята. Сейчас будет урок по математике.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Схематическое рисование своего настроения в начале урока Ребята, с каким настроением вы начинаете урок, у всех ли хорошее настроение? Покажите мне картинки, соответствующие вашему настроению. У кого плохое настроение, надеюсь, к концу урока оно улучшится.
2. Мотивационный этап. Сюрпризный момент. Ребята, а кто помнит, какой праздник был на этой неделе, мы поздравляли мам, бабушек, сестричек? (8 марта) Правильно ребята. Вы наверняка делали подарки своими руками(открытки, цветы). Вот и наш школьник Петя тоже сделал маме открытку. И только он собрался идти домой отнести маме подарок, как с ним вот что случилось: он попал в сказку. С ним стали случаться невероятные вещи. Он потерялся и не знает, что ему делать. Поможем Пете добраться домой, чтобы он смог поздравить маму?
Сообщение темы и задач урока. Дети, сегодня на уроке мы будем складывать и вычитать, решать задачу, чтобы помочь Пете.
Основной этап.
Работа с геометрическим материалом. Ребята, а знаете как Петя попал в сказку? Он нечаянно прошел не в ту дверь и очутился в сказочном мире. Посмотрите, вот эта дверь. Давайте внимательнее посмотрим, с чего она состоит.(с геометрических фигур) А какие геометрические фигуры вы здесь видите? Покажите мне все круги, квадраты, овалы, прямоугольники, треугольники. Молодцы. Если увидите такую дверь, осторожно, не входите!
Зрительная гимнастика. Ребята, чтобы наши глаза в пути не устали, давайте их потренируем немного. Посмотрите глазами вправо, влево, вверх, вниз. Найдите в классе глазами квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Молодцы!
Устный счет. Первым, кого встретил Петя в сказке, был
волшебник гномов. У того была проблема: он никак не мог сосчитать, даже с помощью волшебства, домики в своей деревне. Давайте поможем ему. Но нам нужно посчитать вслух, как заклинание. Начинаем. Ребята, а по-моему 1 домика не хватает. Вы заметили какого? Правильно, вот он. Давайте еще раз посчитаем. Опять не хватает. Какого? Ох уж эти волшебные домики, постоянно шутят над гномом. Но мы смогли их посчитать. Давайте посчитаем в обратном порядке. И гном указывает нам идти через болото.
Пальчиковая гимнастика. В сказке, куда попал Петя, даже пальчики на ваших руках волшебные и ходят друг к другу в гости. Посмотрите и повторяйте за мной:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Составление и решение примеров. Идет наш Петя к болоту. А на болоте он встречает(кого вы думаете?) самого
Водяного. Тот посмотрел на нас, понял, что мы не волшебники и сказал, что помогать не будет, только если мы сможем сосчитать его лягушек-подружек. Ребята давайте сосчитаем. Но из воды еще выпрыгнуло несколько лягушек. Сколько их сейчас? Мы будем здесь складывать или вычитать? Почему? Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму.(Веду запись на доске под рисунками 4+3=7)Водяной посмотрел, что мы правильно посчитали и сказал нам идти в горы. Давайте запишем этот пример в тетради.
Пошли мы в горы. Пришли. А тут как налетит на нас
дракон! Как закричит! «Что случилось у тебя?» – спрашивает Петя. А у дракона летучие мыши пропали. Осталось только столько.(3) Стали мы считать, и еще 3 летучие мыши прилетели. Сколько сейчас стало мышей? Мы будем здесь складывать или вычитать? Почему? Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму. ( Веду запись на доске под рисунками 3+3=6) Запишем пример в тетради. Согласился нам дракон помочь, найти выход из сказки. Подсказал он нам, что нужно идти в темный непроходимый лес и искать старика-лесовика. Тот нам поможет.
Пошли в лес. Пришли к
старику-лесовику. А у того горе – посадил он 5 мухоморов, а волки вытоптали 3. Чтобы узнать, сколько мухоморов осталось, нужно складывать или отнимать? Почему? Какой знак ставим? В этом примере как называется число 5?(Уменьшаемое) А число 3? (вычитаемое). Так сколько мухоморов осталось? (2) Как это число называется в примере? (разность). (5-3=2)Записываем пример в тетрадь. Старик-лесовик говорит, что забыл от старости как выйти из сказки и отправляет нас с Петей во широкий луг волшебный к доброй фее.
Приходим мы на волшебный луг. А
добрая фея плачет. Жили у нее на лугу 8 бабочек-красавиц, да вот злая колдунья спрятала 3 бабочки. Чтобы узнать, сколько бабочек осталось у феи, нужно складывать или отнимать? Почему? Назовите Уменьшаемое, вычитаемое. Чему будет равняться разность? (5) 8-3=5 Записываем пример в тетрадь.
Физкультминутка. Вот и утро! Бабочки, хватит спать!
Перед тем, как вылетать.
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Вверх крыло, вниз крыло,
(Поднимаем сразу одну руку вверх, опускаем вниз, а потом повторяем движения другой рукой) Нам сегодня повезло –
Будем долго мы летать,
Двумя крыльями махать!
(Машем двумя руками очень быстро) Составление и решение задачи. (Детям, которым это слишком сложно, даю индивидуальное задание на раскрашивании цифр и составление разрезных картинок с цифрами)
Ребята, давайте поможем доброй фее найти бабочек. А кто знает, где любят прятаться бабочки? Правильно, в цветах. Ребята, а какие цветы вы знаете? Ух, как много. Вот у феи на лугу тоже много цветов. И бабочки, скорее всего там и спрятаны. Давайте посмотрим цветы феи.
Давайте посчитаем, сколько цветов всего у феи.(9) Но пока мы ходили, потоптали 4 цветка. Ребята, скажите мне, это задача?(нет) Почему? (нет вопроса) Какой вопрос можно задать в этой задаче? (Сколько цветов осталось?) Получилась задача? (да)
Я вам прочитаю задачу ещё раз, а вы подумайте и ответьте на мой вопрос: «О чём говорится в задаче?» (о цветах)
Сколько цветов было на лугу? Покажите соответствующую цифру.(Учитель записывает эту цифру на доске.)
Сколько цветов мы потоптали? Покажите соответствующую цифру. (Учитель записывает эту цифру на доске.)
Какой вопрос в задаче?
Зарисуем задачу в тетрадях. Берем красный карандаш и рисуем 9 кружков.
Зачеркнем столько кружков, сколько цветов потоптали.
Что нужно узнать в задаче?
Чтобы узнать, сколько осталось цветов, мы будем прибавлять или отнимать?
Если отнимать, то какой знак поставим? (Учитель записывает арифметический знак на доске.)
Теперь посчитаем все цветы на доске. Сколько всего цветов? (9) Посчитайте у себя в тетрадях, сколько у вас цветов?
Записывается решение задачи учителем на доске: 9-4=5
Прочитаем решение задачи: «От 9 отняли 4 получилось 5»
Что спрашивалось в задаче?
Ответили ли мы на вопрос задачи?
Запишите в тетради с доски решение задачи. Помним, что задача записывается посередине. Ответ подчеркиваем.
- Давайте вспомним, что значит цифра 9 ?
- Что значит цифра 4?
- Что значит цифра 5?
Мы решили задачу? Добрая фея сказала, что знает, как нам вернуться домой. Нужно снова пройти в волшебную дверь. Но необходимо знать ключ, чтобы пройти обратно. Она нам дала такие примеры, чтобы мы, решив их, узнали ключ. Давайте еще поможем Пете, ведь ему нужно спешить домой к маме.
2+6=
9-1=
3+5=
10-2=
Заключительная часть.
Подведение итогов. Ребята, какое число у нас все время получается? (8) Наверное это ключ к дверям. Давайте найдем геометрические фигуры, которых здесь 8. Давайте посчитаем круги, треугольники, овалы, прямоугольники. Каких геометрических фигур здесь 8? (квадратов) Правильно, вот наша дверь и открылась. Петя побежал к своей маме, чтобы поздравить ее с праздником.
Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Кому мы помогали? О чем мы решали задачу?
Оценка деятельности учащихся. Вы очень хорошо работали на уроке. Особенно отличились … . Не хотели стараться … . Мы помогли Пете, он очень благодарен нам.
Схематическое рисование настроения в конце урока. Какое настроение у вас в конце урока? (игра «Солнышко и тучка»: спрашиваю у каждого ребёнка, какую картинку он выбирает).
План-конспект пробного урока по математике