Алексеева Л.В. Юридическая психология - файл n1.doc

приобрести
Алексеева Л.В. Юридическая психология
скачать (1946 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1946kb.14.09.2012 01:52скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


УДК 34:159.9(075.8) ББК 88.4я73 А47
Л. В. Алексеева. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: учебное А47 пособие. — Москва: Проспект, 2010. — 312 с.

А47

Алексеева Л. В. Юридическая психология: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2010. — 312 с.
Учебное пособие предназначено студентам, обучающимся по юриди­ческой специальности либо юридическому направлению с применением дистанционных технологий, но может использоваться при всех формах обучения.

Пособие содержит рабочую программу дисциплины, учебно-темати­ческий план, тексты лекций, планы семинарских занятий и материалы для практикума, рекомендации по самостоятельной работе, задания и вопро­сы для самоконтроля и контроля, список литературы, словарь.
Пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры клинической и юри­дической психологии. Рекомендовано к печати Учебно-методической комис­сией Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ.
Рецензенты:

В. Ф. Енгалычев, д-р псих, наук, проф., зав. кафедрой общей и юридиче­ской психологии Калужского государственного педагогического универ­ситета;

Е. Л. Доценко, д-р псих, наук, проф., зав. кафедрой общей и социальной психологии Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ.

ISBN 978-5-392-01215-2

9785392012152

УДК 34:159.9(075.8) ББК 88.4я73


© Л. В. Алексеева, 2010 © ООО «Проспект», 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 8

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ
ВИДАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 15

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 18

Глава 1. Общая характеристика юридической психологии... 18

  1. Значимость психологии в современном мире 18

  2. Предмет и значимость юридической психологии 19

  3. Направления юридической психологии

и основные ее задачи 21

1.4. Связь юридической психологии с другими

науками и отраслями психологии 23

1.5. Методы юридической психологии 25

Резюме 31

Вопросы для самопроверки 32

Глава 2. Личность и правосознание 34

  1. Правосознание 34

  2. Юридическая значимость понятия личности 49

  3. Нормальная и аномальная личность 53

  4. Нормальная и аномальная жизненные позиции

личности 54

Резюме 61

Вопросы для самопроверки 62

Глава 3. Криминальная психология 63

  1. Преступник как аномальная личность 63

  2. Разнообразие психологических характеристик преступника 69

  3. Психологические подходы к типологии преступных личностей 71

  4. Психология преступления 75

Резюме 81

Вопросы для самопроверки 82

Глава 4. Психология потерпевшего 83

  1. Психологический портрет «жертвы» 83

  2. Психологическая характеристика потерпевшего 90

Резюме 96


Вопросы для самопроверки 97

Глава 5. Психологические основы отечественного
законодательства 98

5.1. Проблема субъекта преступления в уголовном

праве 98

5.2. Психологическая характеристика субъекта

в контексте законодательства 109

  1. Психологический анализ признаков субъекта преступления в УК РФ 111

  2. Психологическая и юридическая характеристика вины 126

  3. Психологическая характеристика социального субъекта 138

  4. Юридически значимые способности 140

  5. Юридически значимые эмоциональные состояния 151

  6. Преступная группа как субъект деяния 154

Резюме 159

Вопросы для самопроверки 160

Глава 6. Судебно-психологическая экспертиза 162

  1. Судебная экспертиза как особое процессуальное действие 162

  2. Круг вопросов, выносимых на разрешение экспертов-психологов 164

  3. Понятие об объекте и предмете экспертного исследования психолога 165

  4. Содержание законодательства

и предметы СПЭ 167

6.5. Особенность экспертно-психологических

понятий 170

Резюме 176

Вопросы для самопроверки 178

Глава 7. Пенитенциарная психология 179

  1. Психология заключенного 179

  2. Особенность межличностных отношений осужденных 181

  3. Проблема изменения психического склада

человека 182

Резюме 189

Вопросы для самопроверки 190

Глава 8. Психология личности юриста и его
профессиональной деятельности 191

  1. Психология личности и деятельности юриста 191

  2. Психология юридического труда 193

  3. Психология деловых отношений

и профессионального общения 201

Резюме 206

Вопросы для самопроверки 207

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 208

ПРАКТИКУМ 212

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ 249

Тесты для самоконтроля 249

Ключи к тестам для самоконтроля 269

Вопросы для подготовки к зачету 270

ГЛОССАРИЙ. 272

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ 282

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 283

ПРИЛОЖЕНИЯ 289

Приложение 1. Механизм работы психики как

психической организации 289

Приложение 2. Психические функциии и феномены

в модели психической организации 290

Приложение 3. Модель взаимодействия функции отношения с другими функциями психической

организации 291

Приложение 4. Субъектные и объектные атрибуты

личности 294

Приложение 5. Виды или уровни субъектности личности . 294

Приложение 6. Режимы работы психики 295

Приложение 7. Ипостаси — разные сущностные

характеристики психики человека 298

Приложение 8. Субъектная и объектная позиции

в проявлении психики человека 301

Приложение 9. Психолого-юридическая

характеристика вины 303


ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее пособие посвящено изложению курса «Юридичес­кая психология» для студентов, обучающихся по юридической спе­циальности либо юридическому направлению. Материалы курса подготовлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основании государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускников высших учебных заведений. По­собие отличается от рекомендованных для высшей школы учебников «Общая и юридическая психология», «Юридическая психология» прежде всего ограниченным объемом. В тоже время, охватывая ши­рокий спектр современных научных представлений, образующихся на стыке правовой науки и психологии, я стремилась выразить ори­гинальную авторскую позицию, включив в содержание курса новые психологические и психолого-юридические модели.

Тематический план курса «Юридическая психология» для студен­тов, обучающихся дистанционно, включает 8 часов лекций, 4 часа практических занятий, 100 часов самостоятельной работы, а также зачет как форму контроля. В связи с тем что основной упор в программе подготовки делается на самостоятельную работу, ее организацию и материал, для ее осуществления отводится значительное место.

В соответствии с логикой курса весь материал пособия разделен на три части. Первая часть посвящена теоретическому курсу юри­дической психологии, в которую включены как темы, вынесенные в лекционный курс, так и другие, в которых излагается авторская позиция. Для целостного освоения курса студентам даются задания по темам, выходящим за объем пособия. Вторая часть — практи­кум — обеспечивает практическое освоение и закрепление материала. Третья часть пособия направлена на организацию самостоятельной работы студентов, контроля их работы и самоконтроля. Она содержит перечень контрольных вопросов, педагогические тесты, словарь, список рекомендуемой литературы.

Курс «Юридическая психология» опирается на курс «Общая психо­логия», не вошедший в пособие. Общая психология является базовой частью для всех отраслей психологии, обеспечивает введение в пси­хологию, знакомит с ее основами, важными понятиями, значимыми подходами. Наиболее важная информация обще психологического характера дана в виде схем в Приложении.

Несмотря на древность психологии — науке о душе1, огромный вклад в нее многих ученых и исследователей2, посвятивших ей жизнь, ее значительное влияние на культуру людей3, а также на ее внедре­ние в жизнь каждого человека4, как наука, раскрывающая сущность психики, она довольно молода, и, несмотря на огромные успехи, ее результаты во многом несовершенны5. Это выражается в недоста­точности целостного описания строения психики и объяснения ее работы, выделения механизмов, установления закономерностей, отраженных четким понятийным аппаратом и стройными взаимо­дополняющими теориями.


1 См. издания по истории психологии.

2 См., например, издания по психологии личности.

3 Прежде всего фрейдизма.

4 Каждый человек пользуется психологией и является в той или иной степени психологом, житейская психология — один из истоков научной.

5 Обращаю внимание, что это — авторская позиция. Обычно в учебном пособии для студентов принято излагать устоявшуюся научную информацию, но все же она не истина в последней инстанции.

6 Это не значит, что студентам не надо изучать психологию как несовер­шенную науку, не установившую абсолютную истину. Ее установление невоз­можно. В отсутствие «конечного» знания о психике есть к чему стремиться, есть что анализировать, есть чему психологу посвящать жизнь, раскрывая сущность первого, второго и т. д. порядка, в стремлении к истине.

7 Источники информации — не столько это учебное пособие, сколько иная литература: учебники, хрестоматии, разнообразная литература, вклю­чая «развалы» в книжных магазинах в отделе «Психология», вызывающие интерес не только психологов.

Сложнейший предмет изучения этой науки — психика — до сих пор характеризуется «белыми пятнами»: непознанным и таинственным, а психологические теории — разнообразными, порой несовпадающими и противоречивыми моделями, усложняющими ее освоение6. В связи с этим изучение психологии требует от студента не только восприятия, внимания, воображения, но и анализа, собственных рассуждений, про­веряющих возникающие сомнения и оценивающих предлагаемые подхо­ды. Профессионально употреблять полученные знания возможно, если наряду с разнообразными известными подходами7 образована единая психологическая (в данном случае психолого-юридическая) модель, которая юристом-профессионалом и будет применяться на практике.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины

Курс «Юридическая психология» направлен на изучение ком­плексной дисциплины, находящейся на пересечении содержания правовой науки и психологии и составляющей обязательную основу в подготовке юриста. Курс содержит описание, систематизацию и объяснение явлений, относящихся к проявлению человека в правовом контексте, развитие профессионального способа осмысления пси­хики человека, учит юриста, несмотря на формальность правового подхода, применяя психологические знания, учитывать субъективную сторону событий, происходящих в правовом контексте.

Задачами курса являются развитие психолого-юридических спо­собностей, отличающих профессионала в области права и психологии от обывателя, имеющего юридические и психологические знания.

Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Юридическая психо­логия» связан с такими курсами, как «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Крими­нология», «Криминалистика», «Судебная психиатрия», «Судебная экспертиза».

Требования ГОС:

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

<— выделять случаи, в которых необходимы психологические по­знания;


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ





Количество учебных часов по дисциплине



Виды учебных работ

Количество часов

1

Лекции

8

2

Семинарские(практические)занятия

4

3

Самостоятельная работа

100




Всего

112


Содержание лекционного курса

Психология как особая наука. Психика и ее роль в жизни живот­ных м человека. Структурно-функциональный подход к психике. Отрасли современной психологии. Основания деления современной психологии по отраслям: предмету исследования, видам жизнеде-ятельностей, обслуживающихся психологией.

Юридическая психология как комплексная наука: ее прикладной и фундаментальный аспекты. Предмет, задачи, система и содержание юридической психологии, ее методология и специфика методов ис­следования. Юридическая психология в системе научных отраслей знания: взаимоотношение с общей психологией, другими психо­логическими отраслями и другими науками. Отрасли юридической психологии: криминальная, оперативно-розыскная, следственная, судебно-экспертная, судебная, исправительная, коррекционная, психология правового воспитания, психология труда работников правоохранительных органов и представителей других юридических профессий.

Сознание. Самосознание: Общая характеристика правосознания. Правосознание как отражение. Правосознание как самоуправление. Особенности правосознания россиян.

Интегративная психологическая характеристика человека и его частные психологические характеристики как особи, индивида, личности, индивидуальности. Понятие индивидуальных особен­ностей психики. Юридическая значимость понятий личности и индивидуальности.

Нормальная и аномальная личность. Виды аномалии личности. Нормальная и аномальная жизненная позиция человека. Виды ано­мальной жизненной позиции и возможности ее исследования.

Психология преступника. Индивид, личность, индивидуальность, субъект как важные психологические характеристики человека. Юри­дическая значимость этих понятий. Психология личности и законо­дательство. Особенности преступной личности и личности преступ­ника. Личность преступника как аномальная. Формы существования психического: процесс, состояние, черта. Формирование преступной личности. Типовой и индивидуальный подход к характеристике личности преступника. Проблема построения психологического портрета преступника.

Психология преступления. Преступление как деятельность и са­моуправление. Юридическая значимость понятия субъекта. Общее и различное у личности и субъекта. Личность и ее субъектно-объектная сущность. Личность как социальный субъект. Функции субъекта. Субъектно-объектная сущность личности. Уровни субъектности личности.

Деформация субъектности личности. Режимы функционирования психики: бессознательное, переживание, сознавание, рефлексия. Виды и возможности самоуправления человека в правовой ситуации.

Психологический портрет «жертвы». Объективные и субъективные (психологические) основания виктимности человека. Психология потерпевшего. Потерпевший как двойная жертва. Юридически зна­чимые способности потерпевшего.

Психология преступной группы. Понятие роли и статуса в группе. Межличностные отношения и групповая дифференциация. Пси­хологическое взаимодействие и воздействие в группе. Преступная группа как субъект деяния.

Соотношение значения личности и субъекта в праве. Субъектность личности и уголовное законодательство. Проявление субъектности личности в полной и неполной мере. Психологические основы уго­ловной ответственности. Психологическая характеристика вменяе­мого лица. Психологическая характеристика субъекта преступления. Психология вины. Юридически значимые способности обвиняемого и свидетеля. Аффект и другие юридически значимые эмоциональные состояния.

Понятие экспертизы. Порядок и основание назначения экспертизы. Права и обязанности эксперта. Психолог как носитель специальных познаний. Формы использования специальных психологических познаний: психолог как консультант, специалист, эксперт. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ). Объект и предмет СПЭ. Одно­родная и комплексная экспертиза. Понятие судебно-психиатрической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы

(КСППЭ). Особенности их предмета. Понятие о компетентности и пределах компетентности. Компетентность и пределы компетен­тности психолога в проведении СПЭ и КСППЭ. Принципиальные условия использования психологии как специальных познаний для получения новых фактов. Виды экспертиз по характеру проведения: стационарная, амбулаторная; комплексная; комиссионная; допол­нительная, повторная и т. п. Виды СПЭ по предмету исследования: СПЭ способности свидетеля давать правильные показания, СПЭ юридически значимого эмоционального состояния у обвиняемо­го, СПЭ меры проявления способности осознавать значение своих действий и руководить собой у несовершеннолетнего обвиняемого, СПЭ способности несовершеннолетнего потерпевшего оказывать сопротивление, СПЭ способности малолетних и несовершеннолет­них потерпевших понимать сексуальный характер и насильственное значение совершаемых действий и т. п.

Предмет пенитенциарной психологии. Награда и наказание как результат самоуправления человека. Специфика соотношения пре­ступления и наказания. Характеристика личности осужденного. Особенности межличностных отношений в группе заключенных. Причины и результат изменения образа права, правосознания и само­сознания осужденного в местах лишения свободы. Психологические технологии и возможности позитивного преобразования личности осужденного.

Психология личности юриста, особенности требований к ней, предъявляемые профессией и обществом. Социально-психологи­ческая характеристика профессиональной деятельности юриста, противоречия в ее осуществлении. Познавательные, коммуника­тивные и организационно-управленческие аспекты как наиболее важные в профессиональной деятельности юриста. Характеристика деловых и межличностных отношений. Психология воздействия. Психологические особенности оперативно-розыскной, следственной деятельности и судопроизводства, нотариальной и других видов про­фессиональной деятельности. Профессиограмма юриста, отражение в ней специфики профессиональной деятельности. Психологические характеристики успешной и неуспешной профессиональной де­ятельности. Возможности преодоления юристами психологических проблем, возникающих в профессиональной деятельности и жизни в целом.

Перечень тем практических занятий

Тема

Количество часов

Личность и правосознание

2

Криминальная психология

2


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Календарно-тематический план работы



Тема

Время, от­водимое на изучение темы

Виды учебной работы; время, рекомендуемое на выполнение

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

1

Общая характеристика

юридической

психологии

10

Изучение теоре­тических матери­алов

6

Тесты, ответы на во­просы

Ответы на вопро­сы, выполнение практических заданий

4

2

Личность

и правосознание

10

Изучение тео­ретических мате­риалов

6

Тесты, ответы на во­просы

Ответы на вопро­сы, выполнение практических заданий

4

3

Криминальная психология

15

Изучение тео­ретических мате­риалов

10

Тесты, ответы на во­просы

Ответы на вопро­сы, выполнение практических заданий

5





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Указания по самостоятельному изучению теоретической части

дисциплины

В связи с тем что части «Введение в психологию», «Общая психо­логия» не входят в этот сборник, предварительно следует обратить­ся к дополнительной литературе. Это может быть'курс «Введение в психологию», «Общая психология» или первая часть курса «Общая и юридическая психология», предложенные в списке литературы.

Рекомендуется:

— разрабатывать собственный поиск источников. Прочитанное становится ядром компетентности специалиста,

а обдуманность прочитанного — основой убежденности его позиции. При знакомстве с содержанием психологических понятий полезно обращаться к словарям, а также энциклопедиям.

Приступая к изучению психологии, рассмотрите основные ха­рактеристики психики, дающие о ней целостное представление. Когда хотят охарактеризовать человека, описывают его интеллект, способности, характер, темперамент, эмоциональные переживания и т. п. Все это психические характеристики человека. Психоло­гия — наука о психике, бесценном даре, который получил человек от природы и который он развивает в своей жизни. В чем состоит этот дар? В том, например, что с помощью познавательных процессов психики, среди которых ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение, человек может понимать мир, в котором живет. В целом благодаря работе психики человек, управляя собой, может взаимодействовать с этим миром.

Психологи — профессиональные специалисты в области психики. Они изучают, как работает психика, стремятся научными методами измерить ее показатели, описать законы ее работы. Любая наука обеспечивает процесс познания, психология не исключение. Че­ловек — самый сложный объект для исследования, его внутренний мир безграничен как Вселенная. На многие вопросы учеными еще не даны исчерпывающие ответы. Например, о психологии самосо­знания и творчества, человеческих отношений и чувств, человеч­ности и бесчеловечности, о механизмах агрессивности человека, об особенностях психологии мужчины и женщины, о специфике русского менталитета, о духовности, о психологии счастья, успеха, взаимопонимания, свободы.

Безусловно, знание психологии необходимо и непсихологам. Лю­бой человек может использовать психологию в решении различных жизненных проблем, в том числе и в профессиональной области. Одним из таких специалистов является юрист.

Указания по выполнению практических занятий

К выполнению практического занятия по каждой теме можно приступить до изучения теоретического материала, чтобы удостове­риться в необходимости постижения теории. Усвоив теоретический материал по каждой теме и ответив на вопросы, можно приступить к практическим заданиям. Закрепление теоретического материала на практикуме предлагается совершить в два этапа. На первом — зна­комиться с темой, а затем приступать к практикуму, а на втором этапе, когда все темы изучены, снова вернуться к практическим заданиям.

На первом этапе подготовки внимательно познакомьтесь с каж­дым заданием и описываемой ситуацией. Постарайтесь найти как минимум два решения задания. В том, какое из них верное, необ­ходимо утвердиться на втором этапе, после того как вся программа курса будет пройдена.

Указания к промежуточной аттестации с применением балльно-рейтинговой системы оценки знаний

Наименование работ/этапов

Тестовые задания

Всего (в баллах)

Зачет

1 -й этап










Номер теста и заданий

1-20

20




2-й этап










Номер теста и заданий

21-40

20




3-й этап










Номер теста и заданий

41-60

20




Итоговая аттестация

40

Итого

100

Проведение аттестации студентов, обучающихся в ИДО, осущест­вляется путем компьютерного тестирования.

При итоговой проверке студенту предлагается 10 тестовых заданий, которые он должен выполнить за 20 минут.

Критерии оценки: «отлично» — 109 верных ответов, «хорошо» — 8-7, «удовлетворительно», «зачтено» — 6-5.

Максимальное количество баллов за итоговое тестирование — 40. В билете 10 тестов, каждый тест — 4 балла.

Аттестованным по дисциплине «Юридическая психология» счи­тается студент, набравший 61-100 баллов.

Тестовые задания для подготовки к зачету расположены в разделе «Задания для контроля».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Глава 1. Общая характеристика юридической психологии

1.1. Значимость психологии в современном мире

Современный период общественного развития, развития человека как субъекта — хозяина своей жизни — характеризуется значитель­ным повышением спроса на психологические знания. По мнению некоторых ученых, мы вошли в психозойскую эру. Психологические познания используются при воспитании детей и управлении семей­ными взаимоотношениями, организации бизнес-команды и веде­нии переговоров, для снижения уровня стресса и решения проблем самореализации, в избирательных кампаниях, при производстве рекламы и при продажах, в производстве разнообразных экспертиз, в том числе судебно-психологических по уголовным и гражданским делам. Психология помогает человеку осваивать земное и косми­ческое пространство, понимать себя и других людей, преодолевать затруднительные и экстремальные ситуации, принимать обыденную жизнь, а в целом делать себя самого более успешными и сильным, свободным и креативным, гуманным и счастливым.

Психология — наука, выбравшая для изучения такой предмет, как психика (древнее название — душа). В свою очередь, психика — осо­бая субъективная реальность, позволяющая существу, наделенному ею, самоорганизовываться в жизни, т. е. управлять собой.


1 Перечень известных функций психики, ее модель в виде психической организации, включающей 13 функциональных звеньев, а также феномены, которые связаны с системообразующей ролью каждого звена, смотрите в Приложении 1 и 2.

Психика как особая субъективная реальность возникает на ос­нове таких всеобщих свойств природы, как отражение, развитие, организация. Она существует в виде продукта развития природы, проявляясь способностью живых существ, включающей в себя отра­жение действительности, субъективное отношение к ней, отладку взаимодействия с ней, а в целом это особый вид самоорганизации, самоуправление, способность руководить собой1. Итак, психология — наука, изучающая психику как по-особому организованное явление, как специфическое субъективное самоуправление, возникающее у животных и человека.

Основу психологии разрабатывает общая психология. В целом пси­хология разделена на различные направления, которые имеют специфи­ческие предметы изучения. Это возрастная, педагогическая, социальная и инженерная, а также патологическая психология. Как направления выделены психология искусства, религии, семьи и пр. Юридическая психология также одно из научных ответвлений психологии.
1.2. Предмет и значимость юридической психологии

Юридическая психология — направление психологической на­уки, возникшее для изучения психических явлений, образующихся в правовом контексте. Последнее — очень широкий план ситуаций, опосредствованный нормами права. Например, опасное для окру­жающих людей поведение в общественных местах, неправомерный характер деловых взаимоотношений, негативное или позитивное отношение к правовым нормам или институтам, позволение или даже устремление нарушать общественные нормы и законы либо желание стоять на страже закона, бороться с преступностью, созда­вать законы, развивать законодательную базу и т. п.

Юридическая психология является комплексной наукой, она образована в результате интеграции психологии и юриспруденции. Ее комплексность — в способе ее организации, в ее интегративном предмете: она возникла для изучения закономерностей проявления психики человека в ситуациях, регулируемых правом.

В наше время открываются рабочие места юридических психо­логов. В ряде вузов страны готовятся специалисты по юридической психологии. Они, проявляя специальные познания, будут работать экспертами-психологами или психологами в системе УВД, УИН, ФСБ и прокуратуре. В психологической подготовке нуждаются также юристы, сталкивающиеся в своей работе с «проблемами человеческого фактора». Таким образом, современная ситуация стимулирует психо­логов и юристов развивать юридическую психологию, ее научный и практический потенциал. Именно юристы стояли у истоков ее раз­вития, осознав необходимость для юриспруденции психологических познаний в судебной и оперативной деятельности, в возможности изучить личность человека, ставшего преступником, организовать дачу правдивых показаний, оценить правильность свидетельских показаний.

Так, А. Р. Ратинов1 отмечал: «Правовая теория не отказалась и не могла отказаться от использования данных психологии. Реальная потребность в этом была столь очевидна и настоятельна, что она вынуждала юристов в научных исследованиях прибегать к указани­ям общей психологии, которые прилагались и приспосабливались к решению правовых вопросов либо к самостоятельному психологи­ческому изучению и обобщению следственной и судебной практики и разработке на этой основе психологических рекомендаций» (2000. С. 9-10). Однако непрофессиональное использование знаний харак­теризуется не только свежим взглядом на проблему, но и грубыми ошибками при ее решении, которые в виде рекомендаций могут внедряться в практику2.

Итак, кроме характеристики юридической психологии как комп­лексной науки3, ее характеризует как научная фундаментальность, так и прикладной характер. То есть ее теория и методы прилагаются к юридической деятельности в виде знаний, рекомендаций, пси­хотехнологий, методов. Таким образом, разработка юридической психологии имеет выраженную практическую значимость.


1 Ратинов А. Р. Судебная психология как наука // Юридическая психоло­гия: хрестоматия /сост. В. В. Романов, Е. В. Романова. М., 2000. С. 9—32.

2 Одной из таких ошибок является рекомендация создания специального Уголовного кодекса для людей «крайних типов темперамента». Например, для холериков в силу их неуравновешенности. Можно представить, насколько у несдержанных людей, считающих себя холериками, такое предложение повысит уровень бравирования и пестования в себе несдержанности, гнев­ливости вплоть до самоэкзальтации.

3 Науки, опирающейся на методологию комплексного подхода.

4 Ситковская О. Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Зерцало, 1999.

Г. М. Миньковский4 справедливо, на мой взгляд, отмечал: «Ко­нечно, юридическая психология развивается на базе использова­ния данных общей психологии... Но это не значит, что данная от­расль психологической науки, как и любая другая отрасль, не имеет собственного достаточно обширного "теоретического поля". Ведь необходима методология интерпретации, детализации, дополнения общепсихологических знаний в специфических областях человечес­кого поведения. Более того, ряд закономерностей такого поведения, несмотря на достаточно высокий уровень обобщения, общую психо­логию просто не интересует». Взгляд же на юридическую психоло­гию как на сугубо прикладную науку «буквально загоняет ее в угол локальных тем» (1999. С. 7).

Итак, современная юридическая психология должна развивать­ся не только в прикладном, но и фундаментальном аспекте. Такое развитие реально происходит и способствует как становлению науч­ной полноценности юридической психологии, так и решению с ее помощью прикладных юридических задач, подняв их на истинно научный уровень. Фундаментальность юридической-психологии по-зиционно уравнивает ее с правовой наукой. Они обе делают вклад в законотворческую и правоприменительную деятельность. Например, значима роль юридической психологии в раскрытии психологичес­кой сущности основных норм права. Следствие этому — развитие законодательной базы. Так, при создании действующего УК РФ сделана серьезная попытка внедрения психологических знаний. Она показала, что психологам не только есть что предложить правоведам, но также и то, что такое использование не должно быть прикладным и подконтрольно лишь психологам. Подобное можно сказать и об УПК РФ, а также ГК РФ и ГПК РФ.

Среди важных современных проблем юридической психоло­гии — разработка ее категориального аппарата при соотношении психологических и системы правовых понятий, развитие различ­ных ее направлений, технологий, психотехник и методов, а также разработка организации контроля за использованием психологии в законотворчестве и правоприменении. Раскрытие разнообразия вклада юридической психологии следует рассмотреть через основные ее направления и решаемые ею задачи.
1.3. Направления юридической психологии и основные ее задачи

В настоящее время произошло разветвление юридической пси­хологии на криминальную, оперативно-розыскную, следственную, судебно-экспертную, судебную, исправительную. Такая дифферен­циация показывает острую необходимость в компетентных иссле­дованиях, так как направления имеют не только общую основу, но и специфику. Пенитенциарный психолог, например, скорее всего окажется некомпетентным в судебно-психологической экспертизе и, в свою очередь, оба эти специалиста — в составлении профессио-грамм различных видов юридической деятельности.

В разных юридических профессиях, несмотря на их общность, актуальными оказываются разные психологические проблемы, требующие психологической разработки и решения либо с помо­щью специалистов-психологов, либо самими юристами, используя юридическую психологию. Современные социально-юридические проблемы имеют огромный общественный резонанс и не решаются лишь силой и властью закона. К таким проблемам можно отнес­ти несовершенство закона, снижение уровня правового сознания граждан, рост преступности, низкую раскрываемость преступлений, неэффективность исправительных воздействий на осужденных, уро­вень психологической устойчивости у участников боевых действий и чрезвычайных происшествий, а также стрессогенность труда во многих юридических профессиях.

Современную юридическую психологию, которая в период своего становления называлась судебной, можно представить такой харак­теристикой ее отраслей.

Криминальная психология, изучающая психологические механиз­мы преступления, занимается изучением образования преступного умысла, исследует личность преступника, структуру преступной группы, психологические особенности потерпевших.

Следственная психология занимается психологией реконструк­ции события преступления, психологией отдельных следственных действий: допроса, осмотра места происшествия, обыска, опознания и др.

Судебная психология изучает психологические особенности су­дебного процесса, психологию его участников, психологию допроса в суде.

Судебно-психологическая экспертиза позволяет в судопроизводст­ве разрешать вопросы с привлечением специалиста, обладающего специальными психологическими познаниями.

Психология социальной реабилитации (ранее именовавшаяся исправительно-трудовой психологией) изучает психологические аспекты перевоспитания осужденных, психологию воспитательного процесса и его участников, структуру групп осужденных и др.

Психология правового воспитания занимается изучением форми­рования правосознания, понимания норм права, отношения к этим нормам.

Психология труда работника правоохранительных органов изу­чает психологические закономерности успешности труда юриста, способствует решению различных проблем. Например, осущест­вление профотбора на ряд специальностей, его проходят служащие

УВД России при формировании отрядов, осуществляющих службу в «горячих точках». Психологи организуют работу по профилактике возникновения нервно-психических перегрузок и профессиональной деформации, а также помогают решать любые возникшие проблемы, имеющие психологическую природу.

Среди задач, решаемых юридической психологией, наиболее значимыми являются следующие:

— разработка воспитательно-профилактических и реабилитаци­онных мер;

- изучение психологических аспектов раскрытия преступлений, разоблачения тех, кто к ним причастен;


1.4. Связь юридической психологии с другими науками и отраслями психологии

Юридическая психология опирается в своих исследованиях на об­щую психологию. Общая психология занимается изучением основных закономерностей работы психики, разрабатывает методы и систему общих понятий, являясь базовой частью психологии, играющую в ней фундаментальную роль. В то же время общая психология в своих разработках использует знания, полученные в различных отраслях психологии: возрастной, педагогической, экономической, социальной, дифференциальной, патопсихологии, психологии религии и др.

Так, например, чтобы раскрыть психологию групповых право­нарушений несовершеннолетних, необходимо знать их возрастные особенности, психологию деятельности и самоуправления, психологию межличностных отношений, развития группы, группового поведения и другие вопросы общей, возрастной и социальной психологии.

А чтобы разобраться с психологической стороной проблемы неуплаты налогов, необходимо раскрывать ее через формирование и функционирование смысловой сферы самосознания человека. Смысл и устремление платить налоги возникают при наличии сле­дующих психологических факторов: 1) когда этот вклад оценивается налогоплательщиком как полезный вклад в развитие государст­ва, страны, общества; 2) когда выгоды этого вклада оцениваются не меньше, чем издержки; 3) когда возможно получение обратной связи в виде информации, как распорядились этими средствами;

  1. когда есть возможность влиять на способ вложения этих средств;

  2. когда есть положительная оценка реальных результатов и их личной пользы (прямой или косвенной) для налогоплательщика. Ослабление этих факторов снижает личностный смысл этой акции, а их отсутствие формирует негативную личностную позицию, при которой единственным мотивом этой акции является возможность избежать санкций.

Человек, находящийся в экономическом пространстве, ориенти­рующийся на общественные нормы и заботящийся о полезности для него происходящего, несомненно, включен и в правовой контекст. Таким образом, многие проблемы криминального проявления чело­века в области экономики могут быть решены только на пересечении экономики, психологии и права. В связи с этим необходимо отметить, что экономическая и юридическая психология может иметь общий объект исследования — экономические преступления.

Дифференциальная психология, изучающая индивидуальные психологические различия, их причины и последствия, позволяет проявляться индивидуальному подходу в решении многих вопро­сов в области юридической психологии. Изучение таких различий важно как в отношении отдельного человека, так и групп людей, объединенных каким-либо признаком. Например, изучение личности обвиняемого или преступника.

Юридическая психология опирается на психологию труда, разра­батывая психологические основы различных юридических профес­сий, а также на инженерную психологию при разрешении проблем взаимоотношения человека и техники, например при расследовании преступлений на транспорте или при управлении сложными техни­ческими средствами.

Многие проблемы юридической психологии находятся на пе­ресечении не только с юриспруденцией, но и с философией, ма­тематикой, биологией, психиатрией, сексопатологией и другими науками. Например, проблему врожденности преступности можно изучать и решать лишь в комплексе с биологией, связь преступности и отклонений в психике — с психиатрией, сексопатологией, прогноз всплеска преступности в критические периоды жизни общества — с социологией и математикой, возможность искоренения преступ­ности — с философией.

1.5. Методы юридической психологии
В целом с учетом традиционного деления методических подходов в психологии на неэкспериментальный и экспериментальный начнем рассмотрение с группы неэкспериментальных методов.

К неэкспериментальным методам исследования личности относятся наблюдение, самонаблюдение, биографический и автобиографический, беседа, анализ продуктов деятельности, в том числе и криминальной, метод экспертных оценок и др. В криминальной психологии и судебно-психологической экспертизе важную роль играет изучение материалов уголовного дела и других документов. Изучение материалов дела — один из методов, существенно отличающий работу, например, судебно-пси-хологического эксперта от любого другого психолога.

Очень значимым неэкспериментальным методом является метод наблюдения, а также самонаблюдения, позволяющий подвергнуть анализу комплекс эмпирически выделенных признаков вовне, а также в себе самом. Наблюдаемые признаки подвергаются трактовке — толкованию, объяснению. Главное — необходимо понять скрытую причину реакции, поведения, поступка. Например, почему человек «пошел на преступление», в связи с чем жертва не могла оказывать сопротивление, почему присяжные заседатели приняли именно это решение и пр. Причина может быть разной: внутренней или внешней, осознаваемой или неосознаваемой, намеренной или случайной, ожидаемой или непредсказуемой, ситуационной или связанной с личностными свойствами и позициями.

Важным при трактовке наблюдаемого человека является учет возможностей проецирования на него своих собственных индивиду­альных особенностей, приписывания наблюдателем своих мотивов и причин поведения. Нахождение, обнаружение причин поведения получило в психологии название «каузальная атрибуция».

Исследования Е. Джоунса и Р. Нисбера показали, что наблюда­тель и деятель по-разному объясняют причины поведения. Деятель, объясняя свое поведение, чаще обращается к требованиям ситуации и обстоятельствам, а наблюдатель, наоборот, видит причины во внут­ренних условиях — личностных диспозициях деятеля. То есть если действует другой — «он сам такой», если же действую я — «таковы обстоятельства». Причем при объяснении собственных поступков оно строится таким образом, чтобы результаты не противоречили и, более того, не травмировали субъекта и его самооценка под­тверждалась.

В неэкспериментальном подходе используется опрос, который может быть осуществлен в виде беседы и анкетирования. Опрос может быть связан с объяснением человеком причины своего по­ступка, обоснованием своего поведения или импульса к активности. Например, уплаты или неуплаты налогов, сдерживания или несдер­живания своей агрессивной вспышки.

Однако результаты опроса (и это надо учитывать) не всегда совпа­дают с истинными причинами деяния, и этому есть несколько объ­яснений. Во-первых, человек не всегда может до конца разобраться в факторе, побудившем его действовать, сделать тот или иной выбор или отказаться от чего-то. В таком случае предъявляется осознанная мотивировка. Например, один работник в коллективе активно кри­тикует идеи другого. Сам он объясняет это стремлением к истине, справедливости (так это представлено в его сознании), однако то, ради чего это делалось, связано с бессознательной мотивацией в самоутверждении. То есть причина поведения может быть неосоз­нанной и, следовательно, неизвестной самому человеку.

Во-вторых, побудительная причина может быть преднамеренно искажена человеком, для того чтобы лучше выглядеть в глазах людей, перед которыми он раскрывается. Возможно, и в собственных глазах. Например, как писал известный отечественный психолог В. С. Мер­лин, у карьериста и властолюбца подлинной причиной, лежащей в основе его действий, является недостаточное высокое положение, неудовлетворенность этим положением. Но самого себя и других он может убеждать в том, что нуждается не в высокой должности, а в других условиях работы, при которых мог бы приносить больше пользы делу. Таким образом, желание власти или тщеславие могут быть как сознательными, так и бессознательными. В первом случае эта информация содержится в сознании респондента (опрашиваемо­го), однако у него есть основания ее не раскрывать. Во втором случае он и сам истинной информацией о своей мотивации не располагает. Значит, даже при желании не может ее сообщить.

Метод опроса значительно зависит от того, как, когда и кто его совершает. Например, в профилактической работе с нарушителями дисциплины. О мотивах пропуска уроков подросток менее всего рас­положен говорить самому учителю, легче правдивую информацию он сообщит родителям или более нейтральному лицу — психологу, еще легче — друзьям, от которых ожидает сочувствия и поддержки.

Метод анонимного анкетирования может снять проблему защиты от огласки конфиденциальной информации. Если в анкете предла­гаются проблемные ситуации и работает механизм проекции (когда индивидуальные особенности проецируются «на опросный лист»), в этом случае можно ожидать большей откровенности в ответах. Так, говоря о чьем-то поведении, предполагают возможные варианты выбора своих установок или стратегий, респондент проецирует на ситуацию свои психологические особенности, т. е. сам может по­тенциально поступить так. Такие приемы, как анонимность, отве­ты нейтральному лицу, несообщение истинной цели исследования (исследование правосознания, криминальных намерений и т. п.), включение «маскирующих» вопросов, повышают результативность опроса.

Любой результат, полученный неэкспериментальным путем, луч­ше проверить на практике в проблемной мотивирующей ситуации. Можно предложить однотипные деяния, выполняемые по разным причинам. Например, о причине поведения по общепринятым пра­вилам (задается конкретная ситуация):

  1. из-за страха наказания;

  2. чтобы люди не подумали, что я плохой;

  3. чтобы не огорчать близких людей;

  4. чтобы получить похвалу или подарок;

5) в правилах содержится полезный опыт поколений людей.
Понимание содержания или иерархии мотивов, установок и по-
зиций людей позволяет в дальнейшем прогнозировать качество их
правового поведения.

Другой подход: сочетание методов. Например, объединить метод беседы с наблюдением и анализом продуктов деятельности. То есть объединить и сравнить результаты того, что человек говорит о себе, как он ведет себя и какие получает результаты в разных ситуациях. Так, например, в беседе со следователем подросток сообщает, что не знает, какими чертами он характеризуется. На подсказку следователя, что о нем сказала бы мама и что учительница, он продолжил: мама сказала бы о нем, что он хороший сын, а учительница сказала бы, что он хороший ученик. Однако в тетрадках, которые он достал из порт­феля по просьбе следователя, не встречались хорошие оценки.

Для получения разносторонней психологической характеристи­ки личности следует привлекать различных компетентных лиц как экспертов. Причем статусная позиция эксперта может быть разно­образной: сбоку (коллега, одноклассник, друг), сверху (начальник, учитель для ученика), снизу (подчиненный для начальника, ребенок для родителя).

Для получения объективных данных используется метод обобщения независимых характеристик. Так, например, недостаточно получения на обвиняемого характеристики лишь с последнего места работы. Ис­пользуя биографический метод исследования (обследования), следует собирать данные о социальном формировании личности и развитии субъектности человека на протяжении его жизни. Для характеристики обвиняемого важными оказываются сведения о родителях и среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношения с окружающими, сведения о его учебе, работе, интересах, склонностях, способностях, характере. В ряде случаев важны медицинские документы, данные о раннем развитии, полученных травмах и перенесенных заболева­ниях. Могут быть полезны результаты автобиографического метода, отраженные в письмах и дневниках.

Экспериментальный метод имеет одно существенное отличие от неэкспериментального: для экспериментального исследования следует специально создавать условия, причем экспериментатор может активно в них вмешиваться. Так, например, если мы будем изучать неэкспериментально уровень притязаний человека, мы мо­жем наблюдать за ним в разных ситуациях и обобщать то, на что он претендует, можем также анализировать результат беседы с ним. В эксперименте достаточно предложить задачи разной трудности для достижения определенного результата, и испытуемый проявит свои притязания. Заметим, что объективный результат получается, если обобщены результаты различных методик и подходов. В данном случае эксперимент дополняется наблюдением и беседой.

Для изучения скрытых мотивов (влечений, побуждений) К. Юнг в 1919 г. предложил ассоциативный эксперимент. Был разработан стандартный стимульный материал — список слов, на которые ис­пытуемый должен давать в ответ слово, первое пришедшее на ум по ассоциации со стимульным словом. Информацией для анали­за становились заторможенность реакции (увеличение латентного периода), непонимание слова-раздражителя или его механическое повторение, общее поведение испытуемого (беспричинный смех, жалобы, покраснение) рассматриваются как указания на наличие эмоционально окрашенных (т. е. значимых) представлений.

В эксперименте нередко используются приборы и аппаратура. Так, «детектор лжи» возник из ассоциативного эксперимента на основе сопряженной методики А. Р. Лурии. В эксперименте использовалась аппаратура, которая фиксировала различные психофизиологические реакции испытуемого при предъявлении ему стимулов в виде списка слов, на которые он давал не только словесный ответ в виде возникшей ассоциации на слово-стимул, но и двигательный: нажимал при этом на ключ, замыкающий электрическую сеть. По показателям прибора исследователь мог отличить специфическое отношение испытуемого к предъявляемым словам и установить эмоционально нейтральные и значимые стимулы. Шаг к «детектору лжи» был.сделан, когда была установлена связь (корреляция) эмоционально значимых стимулов и события преступления.

Важные виды экспериментов — лабораторный и естественный; диагностический и формирующий. Лабораторный и естественный эксперименты отличаются по степени осознания испытуемого своей роли «подопытного». В естественном эксперименте у испытуемого осознания этого факта нет, в лабораторном есть, что отражается на получаемых результатах. Судебно-психологическая экспертиза по этому признаку относится к лабораторному эксперименту. В эксперт­ной ситуации естественность проявления подэкспертного во многом зависит от профессионализма эксперта. Получение искусственных, т. е. фальшивых и ложных, данных о подэкспертном уничтожает доказательственную роль экспертного исследования, как и любого другого эксперимента.

Разновидность диагностического и формирующего эксперимента также важна в юридической психологии. Эти виды эксперимента, оправдывая свои названия, решают разные задачи. Диагностический эксперимент направлен на постановку «диагноза»: установление осо­бенностей проявления той или иной психологической способности, черты, состояния, процесса, функции и т. п. Например, диагностика способности свидетеля давать правильные показания; установление у обвиняемого таких черт, как агрессивность, жестокость; диагности­ка внимательности и наблюдательности у оперативных работников или стрессового состояния у служащих, а также выявление у них особенностей проявления мышления либо воображения в условиях риска и т. д.

В формирующем эксперименте стоит задача изучить психологи­ческую особенность в процессе формирования. Для этого в начале эксперимента производится диагностика особенности проявления этого психологического феномена (явления), затем испытуемому предлагается пройти формирующий эксперимент, выполненный по определенной программе. После этого происходит контроль­ная диагностика. Экспериментатор имеет возможность сравнить, как данная программа способствует психологическим изменениям человека. Например, снятию у него нервно-психического напряже­ния, формированию внимания, расширению способов совладания с жизненными ситуациями, формированию коммуникативной ком­петентности, управлению собой или другими и т. п. Можно считать любой психологический тренинг, в котором стоит исследовательская задача, формирующим экспериментом. Когда же доказана его эф­фективность, он внедряется в практику психологической службы и приносит реальную пользу.

Современная экспериментальная психодиагностика — специаль­ная процедура экспериментального обследования — включает в себя различные методы и конкретные методики в виде тестов и стандар­тизированных опросников. Психодиагностика — одна из важных процедур в профессии психолога, особенно психолога, занимающегося профотбором, а также судебно-психологического эксперта.

Важную информацию об индивидуально-психологических осо­бенностях человека и его личности можно получить с помощью Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI), включающего 566 вопросов, а также опросников Айзенка, Кеттелла, Лири, Роттера и др.

Психика должна изучаться системно, поэтому важно как иссле­дование мотивационной и эмоциональной сфер, так и интеллекта, особенностей темперамента, характера, воли и уровня зрелости личности, способностей, степени ее субъектности. Для этого ис­пользуются методики, диагностирующие познавательные процессы и способности, различные личностные свойства и отношения, как сознательные, так и бессознательные. Поскольку обследование имеет конкретную цель, его достаточность определяется ее достижением, а методы подбираются с учетом этого фактора.

Важную роль в исследовании бессознательного человека играют проективные методы, например, такие тесты, как фрустрационные картинки Розенцвейга, пятна Роршаха, цветовой тест Люшера, тест руки Вагнера, неоконченные предложения, рисуночные тесты и др. Все они сложны в использовании и требуют специальной под­готовки.

Неэкспериментальные и экспериментальные методы могут осу­ществляться продольным способом, т. е. длительно (лонгитюдиально). При таком способе изучение личности может охватывать или само длиться на протяжении нескольких лет, а может и всей прошедшей жизни. Указанные методы могут осуществляться также срезовым способом. Например, проблему влияния профессионально-юри­дического образования на формирование правосознания студентов можно изучить продольно, исследуя одних и тех же студентов от поступления в вуз до его окончания. Но можно практически одно­временно предложить тестовые задания студентам разных курсов, сделав своеобразные срезы, а затем результаты сравнить, не тратя на проведение исследования годы подготовки специалистов в вузе. Объективность и достоверность психологических исследований до­стигается при помощи валидных методик, системности исследования, математических методов обработки полученных результатов и других специальных процедур.

Методы юридической психологии — профессиональные способы психологического познания, и хотя ими полезно владеть и юристам в русле выполнения своих профессиональных обязанностей, сущест­вуют значительные ограничения для них в проведении эксперимен­тальной психодиагностики.

Резюме

Юридическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности проявления психики человека в ситуациях, регули­руемых правом. Она не станет полноценным связывающим звеном между психологией и правом и будет обречена считаться вспомога­тельной и второстепенной для права наукой, если не будет развивать теоретические основы в научном и междисциплинарном аспектах, актуальные как в правоприменительной, так и законотворческой деятельности.

Поскольку юридическая психология выделяет для изучения разно­образные предметы, охватывая разнообразные аспекты реальности, такие, как возникновение преступного замысла, особенности при­нятия группового решения присяжными заседателями, психологи­ческие особенности прокурора, специфика правосознания россиян и другие, она делится на различные направления. Их специальное рассмотрение следует ниже.

Методы юридической психологии берут свое начало из общей психологии, поэтому психолого-юридическое исследование и об­следование происходят как неэкспериментально, так и эксперимен­тально. К неэкспериментальным методам изучения психики в целом и личности в частности относятся наблюдение, самонаблюдение, биографический и автобиографический метод, беседа, анализ про­дуктов деятельности, в том числе и криминальной, метод экспертных оценок и др. К экспериментальным методам, в свою очередь, относятся лабораторный и естественный эксперименты, как формирующие, так и диагностирующие. Одним из важных проявлений лабораторного эксперимента в юридической психологии, включающем в себя и использование неэкспериментальных методик, стала судебно-пси-хологическая экспертиза.

Отличительные признаки методов юридической психологии за­ключаются в следующем:

Юридической психологией как самостоятельным направлением не только выделены из общей психологии, а также других отраслей психологии, но и впоследствии развиты методы и методики, играю­щие значимую роль для достижения психолого-юридических целей. Так, значимость неэкспериментальных методов дает основание раз­витию метода наблюдения (в том числе и включенного) и беседы. А значимость оценки правдивости получаемой информации, в том числе и показаний по делу, служит стимулом развития разнообразных способов познания, объединенных названием «детектор лжи».
Вопросы для самопроверки

  1. Что изучает юридическая психология?

  2. В чем значимость юридической психологии?

  1. Что значит «юридическая психология — комплексная на­ука»?

  2. Как соотносится юридическая психология с общей психоло­гией?

  3. Какие задачи стоят перед юридической психологией и с помощью каких направлений юридической психологии они решаются?

  4. Как связана юридическая психология с другими отраслями психологии?

  5. Какую прикладную роль может исполнять психолог в юриди­ческой практике?

  1. В чем фундаментальность подхода юридической психологии или она всего лишь прикладная для правовых наук отрасль психологии?

  2. Какие методы использует юридическая психология?

  3. Почему для юридической психологии важен метод самонаблю­дения?

  4. В чем специфика методов юридической психологии?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


УДК 34:159.9(075.8) ББК 88.4я73 А47
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации