Ответы на экзамен по истории политических и правовых учений - файл n2.doc
приобрестиОтветы на экзамен по истории политических и правовых ученийскачать (324.1 kb.)
Доступные файлы (47):
n2.doc
Вопрос 4. Учение Аристотеля о государстве и праве Маленькие города-государства, неспособные к прочному объединению и пребывающие в постоянных междоусобицах; рабство; физический труд презирался; расцвет афинской демократии; войны с Персией; поражение Афин в Пелопонесской войне; начался закат античной Греции; кризис системы привел к расцвету политической мысли.
Происхождение государства. Государство - творение природы, продукт естественного развития (в его основе - потребности людей; человек - животное политическое, общественное (не может жить один, нуждается в контактах с себе подобными, в объединении с ними).
Ступени объединения (семья; деревня (селение); полис; по мере расширения круга объединения возрастает количество благ, получаемых человеком от общения, и безопасность; большее значение приобретает разделение труда; полис достаточно велик, чтобы удовлетворить все потребности человека; цель полиса - благо граждан).
Характеристика государства (определение государства). Полис (объединение людей и территория, находящиеся под властью одного правителя, имеющие одну конституцию (единство власти и территории придают ему целостность)).
Полис - общение свободных и в известном смысле равных людей, обладающих разумом и способных самоопределяться, управлять своими действиями (власть в нем распространяется на свободных и равных граждан).
Рабовладение (естественно и неизбежно; существует с незапамятных времен; установлено для пользы господина и раба; раб лишен разума, управлять им естественно).
Полис как наиболее совершенная форма общественного объединения стоит выше семьи и индивида (сфера ведения охватывает многие области; общность имущества противоестественна, частная собственность соответствует природе (она - следствие самолюбия; что выгодно гражданину - выгодно полису, богатство граждан соответствует общему благу).
Общая собственность противоестественна (общий интерес - ничейный; общность имущества не дает стимулов к производству, содействует лени, стремлению воспользоваться трудами других; таким имуществом трудно управлять).
Осуждение корыстолюбия и чрезмерного обогащения (2 формы накопления богатства - своим трудом (через производство, создание материальных ценностей - увеличение общего богатства, выгодна полису); эгоистическое (торговля, спекуляция, ростовщичество)).
Упразднение семьи уничтожает стимулы к труду, заботе о близких, альтруизму.
И числа граждан устранить всех, кто не способен самостоятельно приходить к разумным решениям (рабы, чужеземцы, ремесленники, торговцы, матросы) (женщины не наделяются гражданскими правами).
Граждане - те, кто участвует в законосовещательной и судебной деятельности (между ними не может быть полного равенства; совершенный гражданин - тот, кто может быть избран на любую должность).
Формы государства (идеальное государство). Государства делит по числу участвующих в управлении на 3 группы (властвует один человек, немногие, большинство) (добавляет критерий качественный и этический - правильные и неправильные формы - в зависимости от того, думают ли правители об общем благе или о своих интересах).
Классификация форм правления (каждый вид в 2 вариантах - правильном и неправльном, могут трансформироваться друг в друга, если не достигают цели): 1) монархия ? тирания;
2) аристократия ? олигархия;
3) полития ? демократия.
Худшая из всех форм правления - тирания; аристократия предпочтительнее монархии (чтобы не вырождалась, необходима группа очень хороших людей); олигархия - полное неравенство.
Демократия - неустойчивая форма правления (предпочтительнее олигархии и выше аристократии).
Полития - совершенная форма правления (вариант власти большинства; сочетает лучшие стороны олигархии и демократии) (граждане - только лица, обладающие средним достатком; участвуют в народном собрании, выбирают магистратов).
Смена форм государства в результате переворотов (причина переворотов - нарушение справедливости (при демократии - абсолютизация равенства; при олигархии - неравенство)).
Лучший способ обеспечения стабильность - установление политии, смешанного строя, укрепление среднего класса.
Понятие права (отличие от закона; виды права). Благодаря своему общему характеру законы свободны от страстей (уравновешенный разум, которому не мешают эмоции, симпатии и антипатии).
В полисе должно господствовать право, а не люди.
Право - нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей форму и стабильность.
Важнейший признак закона - его принудительная сила (большинство людей не склонны поступать добродетельно - необходимость принуждения на правовой основе).
Право - воплощение справедливости (законное и справедливое должны совпадать; цель права - общее благо, ассоциирующееся со справедливостью; право регулирует отношения свободных и равных людей и отношения властвования и подчинения).
Право не однородно по форме, по происхождению (различается естественное право (везде признано, не нуждается в законодательном оформлении) и условное право (нормы, установленные людьми в форме законов и соглашений); различается писаный и неписаный закон
Стабильность права (уважает обычаи, не одобряет решения государственного регулирования и законотворчества, не считающегося с традициями; искусство законодателя - создавать законы, соответствующие государству
Право как идеальное понятие не отождествляется с условным, рукотворным правом (с законом) (закон может быть справедливым или несправедливым; даже несправедливый закон имеет обязательную силу; грань между идеалом и действительностью - возможность совершенствования права, закона).
Аспекты справедливости (общее благо и равенство -> два вида справедливости (уравнивающая (основана на арифметическом равенстве) и распределяющая (оправдывает неравенство); для обеспечения справедливого распределения власти, почестей, прав, обязанностей необходимо учесть вклад каждого в общее благо).
Важный показатель справедливости - отсутствие крайностей между бедностью и богатством (ничего чрезмерного) (справедливость ассоциируется с заботой о чужом благе; несовместима с эгоизмом).
Особенности теории. Критика коммунистической идеи и апология частной собственности.
Закон запрещает то, чего он не предписывает.
Справедливость и умеренность (идеолог среднего класса).
Вопрос 4. Учение Аристотеля о государстве и праве