Контрольная работа - Понятие права владения землей и его виды; Правовое регулирование залога земли - файл n1.doc
Контрольная работа - Понятие права владения землей и его виды; Правовое регулирование залога землискачать (71.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Содержание
Содержание 2
1. Понятие права владения землей и его виды 3
2. Правовое регулирование залога земли 8
Задача 11
Список использованных источников 13
1. Понятие права владения землей и его виды
Право собственности не является единственной правовой формой реализации экономических отношений собственности, в том числе и земельной. Они могут быть оформлены и с помощью иных, разнообразных вещных, а также обязательственных прав.
Вещные права отличает особое содержание, они носят бессрочный характер. Вещные правоотношения являются абсолютными, виды, способы приобретения вещных прав, форма и условия их действительности строго определены законодательством.
В отличие от обязательственных, вещные права имеют всегда индивидуально-определенный объект, устанавливаются независимо от воли субъектов, не являющихся носителями таких прав. При столкновении вещных и обязательственных прав последние уступают место первым. Иск в защиту вещных прав может быть направлен против каждого лица, нарушающего право.
Вещные права защищаются с помощью абсолютных исков, а обязательственные - преимущественно обязательственно-правовыми средствами. Есть и иные различия в характеристике вещных и обязательственных прав.
Важнейшими вещными правами на землю являются:
право собственности;
право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
право постоянного пользования земельным участком;
земельные сервитуты.
Среди обязательственных прав в науке земельного права выделяют:
аренду;
рентное право;
право доверительного управления земельным участком и ряд других.
Двойственную правовую природу имеют залоговые правоотношения, которые включают и обязательственно-правовые и вещно-правовые элементы. По этой причине залог земли относят к числу как вещных, так и обязательственных прав.
Появление вещных прав на землю, углубление их содержания связано с приватизацией земли. Под приватизацией земель следует понимать обращение их в частную собственность и как процесс перехода владения, пользования и распоряжения землей от государства к частным лицам и их коллективным образованиям. Кроме передачи (продажи) земли в собственность, формами ее приватизации служат также пожизненное наследуемое владение землей пользование землей и аренда земельных участков.
Понятие «владение» в обыденной жизни известно каждому гражданину. Оно обозначает физическое господство над вещью. Данное понятие не ново для правовой системы. История создала юридические формы владения и держания и право землевладения, отличное от права собственности. Еще в римском праве были известны такие «права на чужие вещи», как эмфитевзис и суперфиций (долгосрочное пользование чужим земельным участком, передаваемое по наследству, и вещное, отчуждаемое, передаваемое по наследству право возведения строения на чужом городском участке и право пользования этим строением). Своеобразность этих институтов состояла в том, что право владения землей практически приближалось к праву собственности.
Понятия «землевладение», «землевладелец» были известны дореволюционному русскому и зарубежному праву, В то время они практически были адекватны собственности на землю и правам собственников земли. В обиходе «владение» и «право собственности» употребляются как тождественные понятия. В этой связи следует различать право владения как правомочие собственника и как самостоятельный независимый институт, существующий наряду с институтом собственности. Владение — один из элементов многих правоотношений (вещных и обязательственных), в которых фактическим владельцем выступает несобственник, обладающий вещами, принадлежащими собственнику.
В Республике Беларусь появление права землевладения было осуществлено путем принятия Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 28 февраля 1990 г. В соответствии со ст. 5, 9, 20 данного Закона Республика Беларусь могла предусмотреть лишь дополнительные случаи (пели) предоставления земельных участков во владение, а также установить предельные размеры земельных участков, предоставляемых во владение, дополнить основания их изъятия. Остальные же вопросы правового регулирования землевладения были отнесены к компетенции Союза ССР.
Право землевладения как правовой институт охватывает систему норм, определяющих круг правомочий землевладельцев, условии и порядок использования земли на праве землевладения, основания возникновения, изменения и прекращения этого права.
Право землевладения как субъективное право представляет собой предусмотренные нормами земельного права правомочия конкретного субъекта права землевладения. Его можно рассматривать не только как совокупность прав и обязанностей землевладельцев, но и как особое правоотношение по землевладению, и как самостоятельный правовой титул - использование земли на праве землевладения.
Кодекс о земле регулирует отношения граждан в области пожизненного наследуемого владения землей. Оно, по представлению цивилистов, представляет собой особое вещное право граждан бессрочно владеть и пользоваться земельным участком установленного размера в предусмотренном законом порядке с определенной хозяйственной или потребительской целью. Аналогично как право владеть и пользоваться земельным участком, передаваемые по наследству данные права определяют и представители науки земельного права.
Право пожизненного наследуемого землевладения граждан является самостоятельным институтом современного земельного права и имеет свои отличительные черты.
Общими принципами права землевладения граждан являются:
производность и зависимость от права государственной собственности на землю;
устойчивость, стабильность;
самостоятельность и рациональность;
целевой характер;
платность.
Производность и зависимость права землевладения от права государственной собственности на землю состоит в том, что право землевладения возникает в порядке, установленном государством; его формы и виды закреплены законодательно; наряду с предоставлением и изъятием земель государство устанавливает условия пользование ею; государство контролирует надлежащее использование земельных участков.
Устойчивость, стабильность права землевладения выражается прежде всего в том, что его прекращение может иметь место только в случаях, прямо предусмотренных законом. В частности, если землевладельцы не нарушают правил использования земли, установленных государством, то они не могут быть лишены права пользования ею. Землевладение граждан является пожизненным, хотя такое право носит фактически бессрочный характер, нельзя его приравнять к пожизненной (долгосрочной) наследуемой аренде. Право землевладения - самостоятельное право, существенно отличное от права землепользования и иных вещных прав на землю, а также от обязательственных прав на нее (например, от аренды).
Право землевладения - одно из правовых средств обеспечения рационального использования земли, его отличает самостоятельность, целевой характер, состоящий в том, что государство при предоставлении земель всегда называет цели их использования на праве пожизненного наследуемого землевладения.
Использование земельных участков в строгом соответствии с их целевым назначением является важнейшей обязанностью землевладельцев. Землевладелец может использовать ее для всех видов деятельности, не нарушающих основное целевое назначение земельного участка.
В целях обеспечения экономическими методами рационального использования - земель, формирования средств для осуществления мероприятии по землеустройству, повышения качества земель и их охраны, а также социального развития территории установлены платежи за землю. Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
2. Правовое регулирование залога земли
Согласно ст. 58 Кодекса о земле, земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан Республики Беларусь, собственности юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом залога только в качестве материального обеспечения своевременного возврата банковского кредита.
Часть земельного участка, находящегося в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, может являться предметом залога, если это не противоречит требованиям статьи 17 настоящего Кодекса.
В течение всего срока действия залога земельный участок остается собственностью залогодателя.
В случае неисполнения залогодателем обеспеченного залогом обязательства банк-залогополучатель имеет право от имени залогодателя реализовать при сохранении целевого назначения земельный участок соответствующему сельскому (поселковому), городскому (городов областного подчинения и города Минска), районному исполнительному и распорядительному органу, гражданину или юридическому лицу, которые могут быть собственниками такого участка, и из вырученной суммы удовлетворить свои претензии к залогодателю.
Залогодателями земельных участков могут быть граждане, юридические лица Республики Беларусь, право собственности на земельные участки которых удостоверено государственным актом.
Залогополучателями земельных участков могут быть банки, перечень которых определяется Президентом Республики Беларусь.
Указом Президента Республики Беларусь от 2 января 2007 г. № 20 «Об особенностях передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в ипотеку для получения банковского кредита» установлено, что земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), могут передаваться в ипотеку только вместе с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями) или незавершенными законсервированными капитальными строениями, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Предметом ипотеки не может быть земельный участок с расположенным на нем капитальным строением (зданием, сооружением), если на это строение в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
Для передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в ипотеку для получения банковского кредита заключается в письменной форме договор об ипотеке, который подлежит государственной регистрации в установленном порядке в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения земельного участка. Если залогодателем земельного участка является гражданин Республики Беларусь, то договор об ипотеке должен быть также удостоверен нотариально либо регистратором указанной территориальной организации по месту нахождения земельного участка.
Договор об ипотеке является основанием для государственной регистрации права залога земельного участка, которая осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора об ипотеке;
В договоре об ипотеке указывается стоимость принимаемого в ипотеку земельного участка, которая не может быть ниже его кадастровой стоимости.
Стоимость расположенных на земельном участке капитальных строений (зданий, сооружений) или незавершенных законсервированных капитальных строений в договоре об ипотеке не может быть ниже их стоимости, определенной рыночным методом;
В случае изъятия у залогодателя для государственных или общественных нужд обремененного ипотекой земельного участка и предоставления ему в частную собственность другого земельного участка одновременно с государственной регистрацией создания этого участка и возникновения права частной собственности на него с согласия банка, выдавшего кредит, заключается новый договор об ипотеке либо вносятся изменения в действующий и осуществляется государственная регистрация права залога на данный земельный участок.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь №568 от 13 сентября 2006 года количество банков, которые могут выдавать кредиты под залог земельных участков, увеличено с 8 до 16. Раньше такую возможность имели шесть системообразующих банков (Беларусбанк, Белагропромбанк, Белпромстройбанк, Белинвестбанк, Белвнешэкономбанк и Приорбанк), а также два банка с высокой долей государственной собственности в уставных фондах (Паритетбанк и Славнефтебанк). Теперь, кроме перечисленных, принимать землю в залог могут Белгазпромбанк, банк "Москва - Минск", Межторгбанк, Белросбанк, Минский транзитный банк, Трастбанк, Технобанк и Белорусский народный банк.
Задача
Иванов имел в частной собственности земельные участки 0,5 га. Для ведения личного подсобного хозяйства и 0,2 га для строительства и обслуживания жилого дома. В июне 1997 г. он решил сдать участок в аренду своей родной сестре, гражданке Российской Федерации. При этом было установлено, что в качестве арендной платы Иванов получил одну треть урожая, выращенного на данных участках.
Является ли данный договор действительным?
Каков порядок сдачи частных земельных участков в аренду?
В силу действующего Кодекса Республики Беларусь о земле, данный договор является недействительным, поскольку согласно ст. 47 Кодекса, граждане Республики Беларусь, в частной собственности которых находятся земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства, могут передавать их в аренду
гражданам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков, а также с учетом того, что жилые дома, дачи и садовые домики могут передаваться в аренду только вместе с земельным участком в размерах, предусмотренных статьями 70, 72, частью второй статьи 73 настоящего Кодекса. А в данном случае сестра Иванова является гражданской Российской Федерации.
Порядок передачи земли в аренду сводится к следующему:
Желающие арендовать земельный участок обращаются с заявлением в соответствующий исполнительный или распорядительный орган, к гражданину или юридическому лицу - собственнику земельного участка. Как правило, с просьбами об аренде обращаются граждане, постоянно проживающие в данной местности. Но в случаях, если это приезжие, необходимо представить дополнительные документы (о прежней трудовой деятельности, составе семьи, трудоспособности ее членов и др.). Передача земли в аренду осуществляется в порядке отвода.
Основным документом, регулирующим отношения арендатора и арендодатели, является договор аренды.
В ст. 7 Закона об аренде установлен принцип добровольности и равноправия сторон при заключении договора аренды.
Сторонам предоставляются равные юридические возможности при формировании условий договора. В договоре арендатор как пользователь самостоятельно определяет направление своей деятельности, права по распоряжению произведенной им продукцией, полученными доходами. Согласно ч. 2 ст. 577 ГК плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных соответствующий договор не считается заключенным (ст. 578 ГК Республики Беларусь). Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор аренды или субаренды в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в соответствующем исполнительном и распорядительном органе по месту нахождения арендуемого земельного участка.
Список использованных источников
Кодекс Республики Беларусь о земле в ред. Закона Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 170-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 179, 2/1267
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З в ред. Закона Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 212-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 20007 г., № 118, 2/1309
Об особенностях передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в ипотеку для получения банковского кредита: Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 20 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон, ресурс] / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.
Бакиновская О.А. Земельное право. – Мн.: Тетрасистемс, 2006. – 160 с.
Демичев Д.М. Земельное право. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 301 с.
Товстик Н. Земля в залог // СБ Сегодня 29 января 2007 г.
Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. – Мн.: Книжный дом, 2003. – 544 с.
Шингель Н.А. Земельное право Республики Беларусь. Общая часть. – МН.: БГУ, 2004. – 87 с.
Содержание