Ответы на вопросы - Экономика отрасли 2011 - файл n1.doc

приобрести
Ответы на вопросы - Экономика отрасли 2011
скачать (171.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc172kb.14.09.2012 01:16скачать

n1.doc


1 виды рынков по уровню конкуренции

При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

1. чистая (совершенная) конкуренция;

Совершенная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

Признаки совершенной конкуренции:

  • множество продавцов и покупателей

  • однородность и делимость продаваемой продукции

  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

  • высокая мобильность факторов производства

  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

2. монополистическая конкуренция;

Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Монополистическая конкуренция — распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная.

3. олигополия

Олигополия - тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.

4. чистая монополия

Чистая монополия - положение на рынке товаров и услуг, характеризуемое наличием одного продавца данного вида товара или услуги.

2 Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

Конкуренция - важнейшее условие существования рынка, где сталкиваются интересы частных, противостоящих друг другу товаропроизводителей. Она пронизывает всю систему отношений на рынке. Успех одних означают ущемление интересов других участников рынка..

В соответствии со сферами конкурентной борьбы различают два вида конкуренции – внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.

В результате внутриотраслевой конкуренции формируется единая отраслевая стоимость товара, служащая общественным нормативом затрат на производство, общая среднеотраслевая структура капитала и скорость его оборота.

Положительными следствием внутриотраслевой конкуренции является быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса в производство и удешевление производимой продукции. Те предприниматели, которые обеспечивают на своих предприятиях более высокую эффективность использования ресурсов, получают дополнительную прибыль, которая существует до тех пор, пока остальные фирмы отрасли не выйдут на такой же уровень применения техники, управления и организации труда. Результатом становится снижение общей среднеотраслевой себестоимости единицы продукции. К негативным последствиям внутриотраслевой конкуренции следует отнести неизбежную имущественную дифференциацию производителей: компании, обеспечившие себе временное лидерство, получают возможность его закрепить, капитализируя свою высокую прибыль.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предприятиями разных отраслей.

Следствием межотраслевой конкуренции является распределение капиталов по отраслям в соответствии со структурой рыночного спроса, выравнивание доходности разных отраслей и формирование среднеотраслевых цен производства, не совпадающих с их стоимостью. Реальные цены сделок колеблются около цен производства. Естественно, установление равной доходности разных отраслей является только тенденцией, а не фактическим состоянием. В реальной жизни прибыльность различных областей деятельности постоянно меняется вследствие структурных изменений, вызванных производственно-техническими, демографическими, природными, географическими и рыночными факторами.

4. Гостиничный продукт и его элементы.

Продукт – это комплексное понятие, характеризующее множество взаимосвязанных элементов, необходимых для удовлетворения потребностей людей во внедомашнем питании, во временном размещении и в туризме. Продуктом является все, что может удовлетворить потребности или желания. Понятие продукта чаще всего ассоциируется с матеральными предметами, например, такими, как автомобиль, гарнитур или напиток.

Клиент обычно не приобретает продукт только для вступления в право обладания им, не ради его физических свойств, а только для использования. Гостиничная услуга позволяет как минимум облегчить путешествие, подобно тому как возможность самого путешествия обеспечивает транспортное средство. Продукт характеризуется такими параметрами как количество, ассортимент, номенклатура, качество, цена.

Сущность продукта клиент может рассматривать с различных точек зрения.

Во-первых, он обращает внимание на внутренние особенности продукта. Клиент обращает внимание прежде всего на расположение предприятия, оказывающего гостиничные услуги, его разновидность (гостиница, пансионат, турбаза) и категорию, а затем на внешний вид. К внутренним особенностям отнесем также непосредственное окружение объекта и различные приметы, позволяющие выделить данный объект из окружения, например сайт в Интернете, позволяющий забронировать место, наличие в аэропорту специальных телефонных аппаратов, напрямую и бесплатно соединяющих с гостиницей, прибытие к аэропорту специального микроавтобуса из гостиницы с соответствующими надписями или обозначение дороги к ней с помощью указателей.

Во-вторых, клиент принимает во внимание основную полезность продукта. Этой полезностью является обеспечение путешествующим отдыха и утоления голода. Клиент принимает во внимание возможность самостоятельного или общего пользования помещением, размер номера, его оснащение, обеспечивающее больший или меньший комфорт, а также доступность и вид гастрономического предприятия, выбор блюд, соответствие времени ею работы своим потребностям.

В-третьих, клиент учитывает сумму полезности, которую можно получить от продукта. В случае туристской базы суммой полезности может быть ночлег в многоместном помещении и горячий напиток или возможность полюбоваться утром горным пейзажем. В случае пятизвездной гостиницы сумму полезностей может составить многодневное пребывание в апартаментах, состоящих из нескольких комнат и оснащенных некоторыми индивидуальными вещами, доставка еды по индивидуальному заказу в любую точку гостиницы, дополнительное оборудование в плане места и приспособлении, необходимых для работы и другие услуги предлагаемые клиенту.

5 Емкость рынка услуг предприятий отрасли.

Емкость рынка – это совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен. Емкость рынка зависит от степени освоения данного рынка, эластичности спроса, от изменения экономической конъюнктуры, уровня цен, качества товара и затрат на рекламу. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения.

Емкость рынка ресторанных услуг - их потенциальный объем в стоимостном или натуральном выражении. Емкость рынка зависит от многих факторов и определяется для определенного промежутка времени. При оценке емкости рынка необходимо учитывать следующие группы факторов: географические, социально-экономические, и ряд специфических факторов (например изменения моды, появление новых технологий и оборудования которые трудно прогнозируемы).

Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости. Расчет емкости рынка должен носить пространственно-временную определенность.

Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость.

При составлении модели развития рынка необходимо:

1)определение перспектив развития конкретного рынка не может осуществляться изолировано от других социально-экономических прогнозов (демографических, региональных и т.д.), от аналогичных проектировок по взаимодополняемым и взаимозаменяемым товарам.

2) учет влияния на развитие товарного рынка большого числа факторов, тенденции развития которых в будущем могут существенно изменяться, определяет необходимость построения нескольких вариантов моделей развития рынка и нахождение оптимального варианта из нескольких.

3)определение степени агрегации товарных групп. Надо четко представить, на каком уровне следует строить прогноз емкости.

Все эти моменты в значительной степени зависят от периода прогноза. Различают несколько видов прогнозирования: конъюнктурное (3 – 6 месяцев), краткосрочное (1 – 2 года), среднесрочное (3 – 5 лет), долгосрочное (5 – 10 лет), перспективное (более 10 лет).

Основными источниками информации о будущих характеристиках рынка являются:

человеческий опыт и интуиция;

экстраполяция тенденций, процессов, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно известны;

модель исследуемого процесса, отражающая или желательные тенденции его развития.


6. Индустрия гостеприимства и ее основные сегменты.

Ресторанный бизнес (общепит, внедомашнее питание) – отрасль, удовлетворяющая разнообразные потребности общества в питании и отдыхе вне дома. Осуществляет производство, реализацию и организацию потребления кулинарной продукции.

Ресторан – тип предприятия питания, в котором создаются условия не только для питания, но и для отдыха.

Гостиничный бизнес – удовлетворяет общественные потребности во временном размещении людей (сон и отдых, кров, безопасность).

Гостиница – титульный вид предприятий РГБ. Это имущественный комплекс, представляющий из себя здания или часть здания с номерами и соответствующим оборудованием, имеет единое руководство и осуществляет прием, обслуживание, обеспечение отдыха и питания посетителей. Является наиболее распространенным типом коллективных средств размещения.

Туризм – это совокупность предприятий и других субъектов, удовлетворяющих потребности людей в путешествии.

РГБ относится к третичному производству.

Сюда относится:

Гостиницы и рестораны:

Деятельность гостиниц

Производство услуг

Деятельность прочих мест временного проживания

Туристический лагерь, комплекс, пансионаты, дома отдыха

Деятельность по сдаче в наем меб. Комнат

Предоставление мест временного проживания в желелзно-дорожных спальных вагонах и прочих транспортных средствах

Детские лагери

Деятельность ресторанов:

Деятельность основных типов предприятий питания (рестораны, кафе, бары, столовые)

Поставка продуктов общественного питания

Транспорт и связь:

Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, а именно деятельность туристических агенств и организация комплексного обслуживания туристов.

8Классификация гостиниц в РФ.

Классификация – подразделение предприятий на однородные группы для целей анализа, прогнозирования и управления.

средства размещения - помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов;
номер в средстве размещения - одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимыми для временного проживания туристов;
1) По организационно-правовому признаку - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

2) В зависимости от форм собственности - частные, муниципальные, государственные, а также предприятия смешанной формы собственности.

3) по видам

средства размещения делятся на следующие виды: гостиницы, мотели, молодежные гостиницы (хостелы); дома отдыха; пансионаты; гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг.

4) По признакам

1) по месту расположения:

в центре города; придорожные; в окрестностях городов; в аэропортах; в деловом центре, на курорте, плавучие отели

2) по вместимости:

- малые — вместимостью до 150 мест (не более 100 номеров);

- средние — 150—400 мест (до 300 номеров);

- большие — свыше 400 мест (свыше 300 номеров).

3) По продолжительности работы:

1) работающие круглогодично; 2) работающие два сезона; 3) односезонные.

4) По обеспечению питанием:

5) По уровню цен на номера:

- бюджетные (25-35 долларов США); - экономичные (35-55 долларов США);

- средние (55—95 долларов США); - первоклассные (95-195 долларов США);

6) по обслуживаемому контингенту:

Отель «люкс» - элитарные условия проживания руководителям самого высокого уровня за очень высокую цену.

Отель высокого класса - широкий набор услуг, предоставляемых обученным персоналом, бизнесменам, участникам конференций, индивидуальным туристам; он оснащен дорогой мебелью и оборудованием. Цена проживания — выше средней.

Отель среднего уровня - широкий круг потребителя, снижая эксплуатационные расходы и придерживаясь среднего уровня цен.

Отель экономического класса - в черте города, не предоставляет услуг питания - для бизнесменов, индивидуальных туристы.

Мотель —для туристов, путешествующих на автотранспорте.

Курортная гостиница - полный набор услуг, имеет много спортивных сооружений, детских площадок; цены — выше средних, ориентированы на различные категории туристов.

9) по функциональному значению:

Spa, Apart, Art, Бутик, Казино, Когресс, Бизнес-отели, Курортные, и т. д.

10) По уровню комфорта:

Уровень комфорта — это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:

- состояние номерного фонда: площадь номеров (м2), доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств и т.д.;

- состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.п.;

11 Классификация предприятий общественного питания

Предприятие общепита – предприятие, предназначенное для производства кулинарном продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

Единая официальная классификация предприятий общепита отсутствует, в РФ предприятия общепита подразделялись на тип, класс и уровень наценки (цен).

Тип предприятия – комплексная характеристика, состоит из технической оснащенности, методов и качества обслуживания, ассортимента продукции и квалификации персонала.

Основные типы пр-тий питания: ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная.

Ресторан — титульный тип предприятия общепита, который осуществляет производство, реализацию, организацию потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного приготовления, а также реализацию ликеро-водочных, табачных и других товаров, и организует культурно-развлекательную программу.

Кафе — предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции и услуг.

Бар — обслуживание у стойки и в зале, производство и реализация достаточно широкого ассортимента.

Столовая — общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

Закусочная — предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей.

Классификация предприятий общепита по вторичным признакам:

1. местоположение: городские, привокзальные, придорожные, в средстве размещения…

2. по обслуживаемому контингенту: общедоступные (открытые) и закрытые(студенческие, в армии…)

3. ассортимент: широкий, ограниченный, узкий.

4. специализация: - по национальным кухням.

5. размер:

- по числу мест (рестораны 50-150 – средние, > 150 – крупные, 50 < - небольшие)

- по площади торгового зала

- по числу работников

6. форма обслуживания: самообслуживание, частичное обслуживание официантом, полное обслуживание официантом.

7. время функционирования, сезонность.

8. формат предприятия: ресторан высокой кухни, демократичный ресторан, быстрое обслуживание, самообслуживание, быстрое питание (fastfood).

9. уровень цен (средняя цена чека)

10. организационная структура управления: сетевые, несетевые.

11. коммерческое (платит потребитель) и некоммерческое (армия) питание

12. caitеring – обслуживание вне помещения питания.

12 Классификация предприятий сферы туризма

Турфирмы делятся на 2 вида: туроператоры и турагенты.

Туроператор (организатор тура) – производитель турпродукта, занимающийся комплектацией (формированием) тура, продвижением и реализацией тура.

Туроператор обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, готовит рекламно-информационные материалы по турам, рассчитывает стоимость тура и передает их турагентам для последующей реализации конечным потребителям.

Туроператоры делятся на:

  • По виду деятельности:

- операторы массового рынка (продают большое число турпакетов в страны массового туризма с использованием чартерных перевозок)

- специализированные операторы (специализация на конкретном продукте или сегменте рынка, виде туризма, стране, сезоне)

- по интересу (сафари)

- по месту назначения

- по клиентуре (семейный, бизнес, молодежный туризм)

- по средства размещения (турбаза, дом отдыха)

- по виду транспорта

2) по месту деятельности:

- местные (внутренний туризм), выездные(зарубежные туры), операторы на приеме (обслуживание прибывающих)

3) по уровню активности:

- инициативные (сложные маршруты из услуг местных операторов в разных местах маршрута)

- рецептивные (на приеме, комплектуют туры и программы в месте приема, используют прямые договоры с поставщиками услуг)

Турагент – реализует турпродукт в виде готовых комплексов или свободного набора услуг.

Турагенты занимаются продвижением сформированных туров

Классификация турагентов:

  • по продаже туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения

  • транспортно-туристические агенства (по организации транстуров)

  • турагент при туроператоре, который реализует его туры

  • многопрофильный турагент (продажа любых туров от разных операторов)

и специализированные турагенты (специальный отдых для определенной категории)

Главная функция туроператоров и турагентов – соединение производителей услуг и потребителей услуг, необходимых при путешествиях.

Основные их отличия:

  1. по источникам формирования доходов (туроператор – доход- разница между продажной ценой тура и ценой покупки услуг, турагент – комиссионное вознаграждение)

  2. принадлежность турпродукта (туроператор – собственный продукт, турагент – обращается к туроператору, если есть покупатель)

  3. различие в размерах предприятий (туроператор – крупное и среднее предприятие, турагент – небольшое, тенденция к созданию цепей)




13 Классификация средств размещения

3 направления классификации:

1) стандартная (ВТО, ЕС)

Деление на индивидуальные(частное жилье, предоставляемое потребителю платно или бесплатно) и коллективные средства размещения (помещения, имеющие 5 и более номеров)

Коллективные средства размещения делятся на:

- гостиницы и аналогичные средства размещения

- специализированные средства размещения

- прочие

2) внутригосударственная классификация

- набор нормативно-правовых актов, система, дифференцирующая по уровню обслуживания (в мире около 30 национальных систем)

Например: система звезд, применяемая во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, России и ряде других стран, участвующих в международном туристском обмене;

система букв, используемая в Греции;( Все греческие гостиницы делятся на четыре категории: А, В, С, D. Гостиницы категории А соответствуют четырехзвездному уровню, В — трехзвездному, С — двухзвездному. Гостиницам высшей категории в Греции нередко присуждается категория «de Luxe».)

система «корон» или «ключей», характерная для Великобритании;

система разрядов (люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый), используемая на территории бывшего СССР

3) внутрисетевая классификация

Например, цепь Ассог (Франция) предлагает несколько марок предприятий, располагающих разнообразной палитрой услуг и цен:

5) Sofitel;

4) Novotel;

3) Mercury, которая по уровню комфорта и цен подразделяется еще на 3 группы:

Relais Inn — предлагает стандартные номера, качественное обслуживание по умеренным ценам;

Hotel Mercury — услуги более высокого уровня, индивидуальное обслуживание, комфортабельное размещение;

Grand Hotel — прекрасное расположение гостиницы, изысканный комфорт и высокий уровень обслуживания круглосуточно;

2) Ibis

1) Etap

Без звезд) Formule 1

4) классификация средств размещения предприятиями турбизнеса

Например: Ассоциация британских турагентств — British Travel Authority (BTA):

бюджетные гостиницы (1 звезда). Расположены в центральной части города и имеют минимум удобств;

гостиницы туристского класса (2 звезды). Располагают баром и рестораном;

гостиницы среднего класса (3 звезды). Уровень обслуживания достаточно высок;

гостиницы первого класса (4 звезды). Очень высокое качество проживания и отличный уровень обслуживания;

гостиницы высшей категории (5 звезд). Уровень обслуживания и проживания экстракласса.

14. Конкурентоспособность услуг предприятий отрасли.

Анализ конкурентоспособности предприятия - это расчет, интерпретация и оценка комплекса показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия, формирующие его конкурентоспособность.

Основными методами анализа конкурентоспособности предприятия являются:

*горизонтальный (продольный) или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;

*вертикальный (глубинный) анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного «спуска» на более низкие уровни детализации;

*факторный анализ - анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;

*сравнительный анализ - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями основных конкурентов.

Для, предпринимательской деятельности в области гостиничного бизнеса характерна высокая степень конкуренции. Под конкуренцией понимается соперничество между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заинтересованными в достижении одной и той же цели - максимизации прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

Конкурентоспособность продукта (услуги) - это совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот продукт, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет успех на рынке, то есть способность данного продукт быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов.

Критерий конкурентоспособности - это качественная и (или) количественная характеристика продукта (услуги), служащая основанием для оценки конкурентоспособности данного продукта (услуги).

Единичный критерий конкурентоспособности - это одна из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность (например, цена продажи, степень автоматизации прибора).

Комплексный критерий конкурентоспособности - это совокупность характеристик, определяющих конкурентоспособность. Разновидностями комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерии.

Групповой критерий конкурентоспособности - группа характеристик, определяющих конкурентоспособность. Групповой критерий может включать в себя (уровень качества продукта (услуги); имидж; уровень новизны; цену; информативность продукта (услуги))

Фактор конкурентоспособности - это непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин уменьшения значения отдельных критериев конкурентоспособности и выявление факторов, повышающих конкурентоспособность (так называемый факторный анализ) - важный момент в деятельности предприятий-изготовителей и предприятий - продавцов.

Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая должна проводиться при освоении нового вида продукции (услуг).

Формирование конкурентоспособности включает установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности товара (услуги) на всех этапах его создания и продвижения до потребителя.

15. Конкуренция на рынке услуг предприятий отрасли.

Конкуренция — один из главных элементов рыночного механизма.

Режим здоровой конкуренции — необходимое условие рыночных отношений. Это важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и качества услуг, удовлетворения запросов потребителей, снижения издержек и стабилизации цен.

В рыночной системе конкуренция выступает как двигатель экономики и как средство против застоя. Это главный механизм, побуждающий к непрерывному совершенствованию производства.

Стратегическая группа — это группа фирм в отрасли, которые являются прямыми конкурентами или используют схожие стратегии деятельности на рынке. Стратегические группы могут иметь ограничивающие барьеры входа на рынок, типа лицензий, а также в выборе новых технологий, подготовке специализированной рабочей силы, развитии филиальной сети, в работе с клиентурой.

Конкурентные преимущества — это также уникальные активы фирмы, новые сферы деятельности, которые стратегически важны для бизнеса и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Конкурентные преимущества заявляют о себе тогда, когда можно получить высокую прибыль.

В стремлении достичь конкурентных преимуществ, важно ориентироваться на запросы клиентов, убедиться в том, что эти преимущества позитивно воспринимаются клиентурой.

Функции конкуренции:

  • при наличии, конкуренция предприятий создают только те товары и услуги, к-ые они в состоянии реализовать

  • заставляет производителя рационально использовать ресурсы, повышает производительность

  • рыночная конкуренция заставляет производителя предлагать новую продукцию потребителю.

Сущ-ет 2 типа входных барьеров: стратегические и нестратегические.

Стратегические – те, к-ые опред-ся конкурентной стратегией. Нестратегические – реальные, данные нам в ощущении, объективные параметры рынка.

Нестратегические дел-ся на:

- административные

- гражданские

- социально-экономические

Административные – барьеры ограничения деят-ти, сформулированные или явившееся средством применения нормативных актов. Гражданские – наличие гражд. барьеров свидетельствует о развитии рыночных отношений. Соц. – экономические – емкость рынка, т.е. насколько рынок насыщен, каков уровень доходов, обеспечивающих данный уровень потребления, состояние инфраструктуры рынка, уровень капитальных вложений, преимущества в уровне затрат.

Стратегические барьеры – создаются сознательной д-тью самих фирм, поведением, к-ое препятстувет проникновению в отрасль новых производителей. Стратег. барьеры дел-ся на 2 группы: 1. связ-ые с установлением цен - ценовые 2. неценовые явл-ся рез-ом ценовых стратегий.

16.Конъюнктура рынка услуг предприятий отрасли.

Коньюнктура - сложное и быстро меняющееся явление. Она складывается из множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным законам, и характеризуется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке. Эти особенности коньюнктуры делают результативным широкое использование статистических методов сбора и анализа информации о состоянии рынка.

Коньюнктура рынка имеет четыре принципиальные отличительные черты (или свойства): динамичность, пропорциональность, вариабильность и цикличность.

Состояние рынка модно охарактеризовать через систему количественных и качественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации. Перечислим основные показатели коньюнктуры рынка:

-масштаб рынка - его емкость, обьем операций по купле-продаже товара (товарооборот),число предприятий различных типов, выступающих на рынке;

-степень сбалансированности рынка - соотношение спроса и предложения;

-тип рынка (конкурентный, монополистический и т.д.);

-динамика рынка (изменение основных параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции);

-степень деловой активности (заполненность хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, обьемов динамика сделок и т.п.);

-уровень устойчивости/колеблемости основных параметров рынка в динамике и пространстве (географическом и экономическом) - показатели вариации;

-уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть поражение на рынке);

-сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);

-цикличность рынка, т.е. положение рынка в определенной точке/стадии экономического или сезонного цикла;

-средняя норма прибыли (сумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности).

Оценки рыночной коньюнкуры выставляются на основе комбинирования рыночных индикаторов. К рыночным индикаторам относятся: поступление товаров (поставка или в качестве альтернативы обьем производства),продажа товаров (товарооборот в стоимостных или натуральных единицах), товарные запасы (в стоимостном выражении или в днях оборота), цены (в денежных единицах или в отношении к доходу), прибыль (или рентабельность).



17 Место отрасли с структуре национальной экономики.

Структура нац. экономики.

Развитие производительных сил яв-ся главным фактором общественного разделения труда и формирование отраслей. Экономика народного хоз-ва имеет много структур, изучение различных структур связано с выявлением места и роль в народ. хоз-ве, составляющих его комплексов, определением путей более эффективного функционирования.

Строение комплекса отражает:

строение экономики, соотношение ее подсистем, звеньев их взаимосвязи между ними.

Система народного хоз-ва включает 100 тысяч предприятий, организаций производственного комплекса и непроизводственной сферы.

Сфера матер. произ-ва - включает совокупность отраслей материального производства, в к-ой создаются материальные блага, удовлетворяющие потребности людей.

Нематериальная сфера — совокупность отраслей народного хоз-ва продукция к-ых выступает в виде определенной целесообразной деятельности, т.е. в виде услуг.

Отрасль экономики — совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий.

Отрасль — совокупность всех производственных единиц, осуществляющих одинаковых или сходный вид производственной деятельности.

Разделение общественного труда:

- общее (матер, нематер. произ-во)

- частное

- единичное

Частное - проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри отрасли, как матер. так и нематер. сферы.

Единичное — находит свое выражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятии.

18. Место и роль сферы услуг в экономике.

В структуре рыночной экономики любой страны неотъемлемой ее частью наряду с производством различных товаров является производство разнообразных услуг. И это естественно, поскольку производство в рыночной экономике реагирует на спрос, представляющий собой денежное выражение потребностей населения. Они же, как известно, растут в соответствии с законом возвышения потребностей. При этом в общей массе потребностей людей опережающими темпами растут потребности в разнообразных услугах. В условиях роста доходов населения это ведет к увеличению платежеспособного спроса.

Сфера услуг является не только неотъемлемой частью экономики, но и развивается опережающими темпами, тем самым постоянно увеличивая долю услуг в составе ВВП. Об этом красноречиво свидетельствует статистика большинства стран, прежде всего США.

По данным на 2005 год 77% ВВП приходится на производство услуг. Что касается РФ, сфера услуг составляет 53% от всего ВВП. Таким образом, сфера производства услуг в РФ значительно ниже, чем в США, что обусловлено рядом причин. Во-первых, в советское время сфера услуг была развита не достаточно, поэтому и бытовало выражение, что сервис у нас ненавязчивый. Во-вторых, переход к рыночным отношениям в нашей стране происходит болезненно как в экономике в целом, так и в сфере услуг. Так, увеличение доли сервиса в валовом внутреннем продукте России сопровождалось резким спадом производства массовых услуг. В-третьих, низкий уровень доходов значительной части населения сказывается на уровне платежеспособного спроса как в целом, так и на услуги. К тому же многие новые виды сервиса предлагают услуги высокодоходного характера, т.е. нацеленные преимущественно на небольшую часть обеспеченных и сверхобеспеченных людей. В то же время частный капитал не склонен осваивать малорентабельные сервисные производства, необходимые низкодоходным категориям населения. В расходах населения нашей страны большая доля приходится на питание. И лишь 10% на услуги, тогда как в США более половины расходов населения тратится на разнообразные услуги.

Тем не менее, доля услуг в составе ВВП отечественной экономики постепенно растет, особенно последние годы. За последние 10-15 лет отечественный сервис освоил множество разновидностей услуг, с которыми общество советского периода впрямую не сталкивалось: консалтинг, инжиниринг, лизинг, психологическое и семейное консультирование, культурно - валеологические услуги, игровой и шоу бизнес и др.

В качестве сегмента отечественной сферы услуг, рожденного современными условиями жизнедеятельности общества, выступают Интернет - услуги, приобретающие для потребителей комплексный характер. Совершенно очевидно, что по мере роста доходов населения, совершенствования и развития предприятий сферы услуг их доля в составе ВВП будет увеличиваться.

Т.о., в условиях современной экономики возрастают роль и значение сферы сервиса, поскольку ее развитие способствует:

  • Более полному удовлетворению постоянно растущих потребностей населения и тем самым повышению уровня и качества жизни людей;

  • Созданию новых рабочих мест и увеличению занятости населения;

  • Увеличению валового внутреннего продукта и возрастанию возможностей решения актуальных экономических и социальных проблем развития страны.

19. Общественное питание как сегмент индустрии гостеприимства.

Для классификации предприятий питания индустрии гостеприимства используется ряд критериев наиболее важными среди них являются ( характер торгово–производственной деятельности( Бар — предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.

Кафе — предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.

Столовая — общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее или реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

Закусочная — предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей.);месторасположение(городские рестораны, вестибюль бар, вспомогательный бар, бар при бассейне и т. д.); контингент обслуживаемых клиентов( общедоступные предприятия питания, связанные с обслуживанием определенного контингента клиентов); ассортимент продукции(полносервисный, специализированный); вместимость; форма обслуживания(самообслуживание, с частичным обслуживанием официантам, с полным обслуживанием официантам; с обслуживанием буфетчиками); время функционирования ( постоянно действующие, сезонные, работающие в вечернее и дневное время и ночное);уровень обслуживания ( люкс, высший, первый).

В структуре гостиничных комплексов может быть несколько предприятий питания различных типов, размеров, а может и не быть ни одного. В больших гостиницах обычно несколько предприятий питания, как правило, ресторанов, кафе, баров, с разной специализацией разным уровнем цен на блюда и напитки. Согласно Положению о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации, ресторан или кафе как тип предприятий питания обязательно должны присутствовать в структуре средств размещения, имеющих категории 2* и 3*. Обязательное наличие ресторана с несколькими залами (в том числе банкетным с возможностью трансформации в конференц-зал), а также кафе и бара предусмотрено для гостиниц и других средств размещения туристов, имеющих категорию 4* и 5*. При проведении оценки средств размещения различных категорий такой критерий, как наличие в их структуре ресторанов, кафе и других предприятий оценивается в 1 балл за каждое предприятие питания, но не более 6 баллов в целом, наличие же ресторана национальной кухни или специализированного ресторана с фирменными блюдами оценивается в 5 баллов.

20. Особенности турагентской деятельности


Турагентская деятельность— деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем— турагентом. При этом под туристским продуктом понимается право на тур, предназначенное для реализации туристу. Деятельность турагента так же возможна только при наличии турагентской лицензии.

Деятельность турагента


В соответствии с Положением о лицензировании турагентской деятельности лицензирование турагентской деятельности осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Срок действия лицензии на осуществление турагентской деятельности 5 лет.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении турагентской деятельности являются:

  • наличие у турагента (структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) не менее 20 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет, а также наличие у руководителя турагентства (руководителя структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 3 лет;

  • наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности;

  • повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих турагентскую деятельность, а также турагента — индивидуального предпринимателя;

  • доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

  • оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;

  • предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности.


21 Особенности туроператорской деятельности


Туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем — туроператором. Туроператорская деятельность возможна только при наличии туроператорской лицензии.

Деятельность туроператора


В соответствии с Положением о лицензировании туроператорской деятельности лицензирование туроператорской деятельности осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Срок действия лицензии на осуществление туроператорской деятельности — 5 лет.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются:

  • наличие в штате туроператора — юридического лица не менее 7 работников, осуществляющих туроператорскую деятельность;

  • наличие у туроператора (структурного подразделения, которое осуществляет туроператорскую деятельность) не менее 30 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у руководителя туроператора (руководителя структурного подразделения, осуществляющего туроператорскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет;

  • наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности;

  • повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую деятельность, а также туроператора — индивидуального предпринимателя;

  • доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

  • оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации;

  • предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности.

26. Понятие альтернативных издержек в рыночной экономике.

В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный выбор. Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь, называются альтернативными издержками, издержками неиспользованных возможностей или вмененными издержками.

Вот одна из возможных формулировок закона издержек (закона Барона Фридриха фон Визера (1851 – 1926)):

действительная ценность какой-либо вещи есть недополученные полезности других вещей, которые могли быть произведены (приобретены) с помощью ресурсов, потраченных на производство (приобретение) данной вещи.

Ясно, что понятие альтернативных издержек не может существовать без предпосылок о наличии множества продавцов, покупателей, потребителей. Оно может проявляться, правда, для какого-то отдельного индивида, но это общественное понятие.

Другое условие, предполагаемое понятием альтернативных издержек, - это наличие конкуренции. Конкурирующие способы употребления производственных ресурсов, конкурирующие способы расходования запаса – все это предполагает конкурирующих производителей или потребителей, продавцов или покупателей.

Только в условиях конкуренции издержки отражают ценность альтернативного употребления ресурсов.

Концепция альтернативных издержек.

В теории ценности концепция полезности и концепция издержек производства традиционно противостояли друг другу. Визер же попытался преодолеть дуализм полезности и издержек. Ценность производительных благ определяется в австрийской теории ценностью (предельной полезностью) продукта, который можно произвести с их помощью. Изготовляя одни блага, производитель жертвует возможностью произвести что-либо другое, и именно «общая полезность других продуктов, которые можно получить с помощью данных

производительных средств», составляет для него издержки. Таким образом, концепция изержек у Визера оказалась чисто австрийской: издержки состоят у него из неполученной субъективной полезности, не содержат никаких реальных затрат факторов производства, как у представителей классической школы или Маршалла, и не связаны с антиполезностью («тяготами») труда, как у Джевонса. Такие издержки непосредственно соизмеримы с полезностью продукта, так что любой экономический субъект без труда осознанно или неосознанно произведет необходимый расчет затрат и результатов.

31. Продукт общественного питания и его элементы

Продукт- это комплексное понятие, характеризующее множество взаимосвязанных элементов, совокупность вещественных и невещественных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей людей в:

  • внедомашнем питании

  • временном размещении

  • путешествиях.

Продукт характеризуется такими качествами как количество, ассортимент, качество, цена, номенклатура и т.д.

Продукт общественного питания- это кулинарная продукция, т.е. прошедшая кулинарную обработку, в виде блюд, напитков, кондитерских и прочих изделий, а так же условия для потребления кулинарной продукции.

Продукция собственноrо производства - это пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания либо подвергшиеся какой-либо обработке, а также блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т. д.

По степени готовности продукцию собственного производства подразделяют на готовые блюда и кулинарные изделия и полуфабрикаты, которые требуют в дальнейшем дополнительной доработки.

К прочей продукции собственного производства относят бутерброды, изделия, запеченные в тесте, горячие напитки, мороженое, безалкогольные напитки собственного производства, молочно-кислую продукцию и т.п., а также полуфабрикаты, изготовленные для продажи (мясные, рыбные, крупяные, овощные, очищенный картофель и др.), кондитерские, мучные изделия.

Удельный вес оборота продукции собственного производства зависит от типа предприятия питания (столовая, кафе, ресторан, закусочная, бар) и составляет от 45% до 90%.

К продаже покупных товаров относится реализация готовой продукции, не подвергавшейся какой-либо кулинарной обработке. Покупные товары поступают в готовом виде от других предприятий пищевой промышленности и отпускаются населению без какой-либо обработки (хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, консервы, реализуемые в банках, мороженое, фрукты, ягоды и т. п.).

К покупным товарам относятся также некоторые изделия, не являющиеся продуктами питания (алкогольные напитки, пиво, безалкогольные напитки, табачные изделия, спички). Реализация покупных товаров в стоимостном выражении составляет оборот по покупным товарам.

Реализация продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты, кулинарные магазины составляет розничный товарооборот предприятий питания. В состав розничного товарооборота предприятий питания включается продажа: .

  • готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки (блюд, кулинарных, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий) и покупных товаров, включая отпуск обедов на дом, а также через магазины, отделы кулинарии, палатки, киоски, развозную, разносную и другую торговую сеть, принадлежащую данному ресторану, за наличный расчет;

  • горячего питания работающим с последующим удержанием его стоимости из заработной платы;

  • цветов, сувениров и других непродовольственных товаров.

33 Рекреация как сегмент индустрии гостеприимства

Рекреация — восстановление физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности. Практически под Р. понимают отдых после рабочего (учебного) дня, рабочей недели, во время очередного отпуска или каникул.

Рекреация тесно связана с проблемой свободного времени Разнообразные занятия людей в свободное время, направленные на восстановление здоровья и физических сил, всестороннее развитие личности, называются рекреационной деятельностью.

Рекреационная деятельность основана на применении рекреационных ресурсов, к которым относят природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, растительность, водоемы), редкие природные объекты (водопады, карстовые пещеры, красивые ландшафты, экзотические для данной местности виды растений, месторождения полудрагоценных камней и пр.), культурные и исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные технические сооружения.

Для отдыха и оздоровления населения широко применяются спортивно-оздоровительные комплексы, имеющиеся в городах и поселках как при крупных предприятиях и учреждениях, так и в районах по месту жительства.

К самым простым по структуре и общему режиму оздоровительным учреждениям, предназначенным для организованного отдыха практически здоровых людей, в т.ч. и родителей с детьми, относятся пансионаты. В них обеспечиваются проживание, питание, культурные и спортивные мероприятия. Реже они имеют небольшие медицинские кабинеты или отделения. Проживающие в пансионатах на курортах могут пользоваться лечением в общекурортных поликлиниках.

Дома отдыха — оздоровительные учреждения для отдыха, в т.ч. и семейного, и профилактики заболеваний у практически здоровых людей, а также для климатолечения лиц, перенесших заболевания.

Молодежные спортивно-оздоровительные лагеря создаются в основном в период летних каникул у школьников и студентов. Предназначены для здоровых лиц. Отличительной чертой их является значительный объем самообслуживания; срок пребывания от 20 до 60 дней.

Пионерские лагеря бывают в основном летние и зимние в период школьных каникул, хотя есть и круглогодичные.

В правильной организации рекреационной деятельности важное значение имеют учреждения здравоохранения. В задачи этих учреждений входят контроль за санитарным состоянием рекреационных учреждений и рекреационных ресурсов — пляжей, водоемов для купания, источников подземных минеральных вод и т.д..



34. Ресторанные цепи

Ресторанные цепи представлены преимущественно предприятиями быстрого питания. Часть рынка услуг общественного питания, которая принадлежит ресторанным цепям, можно разделить на восемь сегментов по специализации на определенных блюдах. Существенная доля рынка быстрого питания принадлежит компаниям, выпускающим сэндвичи. Наиболее известной сетью таких ресторанов является Subway. Широко распространены и ресторанные цепи, специализирующиеся на приготовлении гамбургеров. Среди них особо следует выделить McDonald’s и Burger King. Третий сегмент рынка быстрого питания составляют предприятия по приготовлению пиццы (например, цепь Pizza Hut). Четвертый сегмент – рестораны, специализирующиеся на приготовлении блюд из цыплят (Kentucky Fried Chicken). Пятый – рестораны, предлагающие мексиканские блюда (Tako Bell, El Toito). Шестой, седьмой и восьмой сегменты рынка быстрого питания – это предприятия, главным блюдом которых соответственно являются стейки, блюда из морепродуктов, блинчики.

Вопросами координации функционирования гостиничных цепей и ассоциаций независимых гостиниц и ресторанов в Европе занимается Комитет гостиничной и ресторанной индустрии Европейского сообщества – ХОТРЕК (англ. Committee of the Hotel and Restaurant Industry in the Eutopean Community).

36. Рынок услуг предприятий отрасли

Сегодня российский рынок общественного питания увеличивается весьма неплохими темпами, так как общая экономическая ситуация в России представляется достаточно стабильной.

Эксперты рынка уверены, что нынешний рост рынка общепита – только начало, настоящий взрыв еще впереди. Причем произойдет он, скорее всего, за счет именно среднеценовых закусочных. Потенциал рынка сетевого фаст-фуда в России задействован только на 15-20%, и заполнение его будет продолжаться еще как минимум 5 лет.

По ценовому признаку заведения общественного питания можно классифицировать на:

-элитные рестораны, fine dining (средний счет – от 50 долл.)

-демократичные заведения, casual dining (средний счет – 10-50 долл.)

-заведения быстрого обслуживания, фаст-фуд (средний чек – 5-10 долл.)

-кафе, кофейни (средний счет – 5-15 долл.)

-клубы, автобуфеты и столовые

Лидирующее место в общественном питании занимают заведения быстрого обслуживания, или закусочные фаст-фуд, причем не только в России, но и во всем мире.

Ресторанный рынок в России начиная с 1998 г. переживает бурный рост, причем наиболее быстрыми темпами растет рынок общественного питания Москвы. В столице сосредоточено около 2 тыс. 800 ресторанов, хотя эта цифра приблизительна, так как многие источники включают в число ресторанов бары, клубные заведения и кафе. Это достаточно много, но все же в 3-4 раза меньше, чем в Праге, и в 8-9 раз меньше, чем в Париже. Объем столичного ресторанного рынка, согласно приблизительной оценке, составляет около 3 млрд долл. Многие столичные рестораны даже в будний день заполнены на 70-80%. Сегодня рынок ресторанных услуг вступил в новый этап своего развития, когда посещение ресторанов, закусочных, бистро перестало быть чем-то экзотическим и постепенно стало обыденностью для многих людей.

Несомненно, что гостиничные рынки Москвы и Санкт-Петербурга оказывают доминирующее влияние на состояние гостиничной отрасли страны в целом. Однако в последние годы и здесь наметились некоторые сдвиги, проявляющиеся, в первую очередь, в сокращении доли столиц в общем отраслевом балансе. Если в 1999 году отели Москвы и Санкт-Петербурга генерировали более 80% дохода, то в 2002 году – уже только 70%. По оценкам исполнительного директора DISCOVERY Research Group Ильи Ломакина, в настоящий момент совокупные доходы гостиниц Москвы и Санкт-Петербурга не достигают показателя в 50%.
Процесс деконцентрации происходит на фоне оживления гостиничных рынков других регионов. К числу таких стремительно развивающихся районов относится, в первую очередь, город-курорт Сочи, инвестиционная привлекательность которого не уступает столичным городам, а также ряд городов-миллионеров, например, Екатеринбург.

37. Рынок: содержание, функции. Элементы рыночного механизма.

Рынок — это обязательный компонент товарного хозяйства. Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие.

Первое условие — общественное разделение труда и специализация. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг.

Второе условие — экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных и принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию).

Третье условие — разрешение проблемы трансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по измерению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие — самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

Функции рынка:

1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных "первичных"связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.

2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.

3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.

4. "Санитарная" роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств

Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);

2) объекты (различных видов рынка товаров);

3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;

4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;

5) механизм ценообразования.

Рыночный механизм оптимизируется за счет действия конкуренции. Причиной возникновения конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно выделить конкуренцию между продавцами и конкуренцию между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен.

38.Рыночные цены и особенности отраслевого ценообразования

Цена – это количество денег, требуемых за единицу товара.

В хозяйственной жизни цена имеет много названий: стоимость блюда по меню, средняя цена чека, наценка общественного питания.

Цена имеет специфическую форму в нашей отрасли. Мы сталкиваемся с ценами: арендная плата, зарплата рабочих, чаевые, % по кредиту (цена использования заемных средств).

По участию в хозяйственном обороте цены: Оптовые и Розничные

Тарифы – специфические цены на услуги.

Особенности ценообразования в отрасли:

  • Для цен нашей отрасли характерна высокая эластичность. Для ряда продавцов характерно также наличие разрыва между моментом установления цен и моментом реализации товара по этой цене.

  • Высокая степень влияния на цены конкурентов

  • Сезонная дифференциация цен и тарифов

4.Высокая степень ориентации на психологические особенности потребителя

5.Ориентация цен не на среднего потребителя, а на типовые группы клиентов.



44.Социально-экономическое значение отрасли.

Социально-экономическое значение туризма (внутреннего, въездного, выездного)

Туризм - это одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства.

Особенность туризма (въездного, выездного, внутреннего) заключается в том, что он влияет на экономику через спрос и потребление туристов. Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а потребитель-турист прибывает к месту производства и потребления товаров и услуг. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения.

Туризм (въездной, выездной, внутренний) как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни. Эффективность туризма в восстановлении сил и трудоспособности человека, и следовательно, психофизиологических ресурсов всего общества, заключается в разнообразии и активности видов туристской деятельности.

С помощью общественного питания решается ряд социальных проблем. Прежде всего люди, занятые здесь, получают возможность восстановить затраченную ими в процессе работы энергию. Важная роль предприятий общественного питания заключается в том, что, выполняя функции производства, реализации и организации потребления пищи, они удовлетворяют одну из основных личных потребностей людей. Объектом реализации на рынке является готовая к потреблению пища и услуги по ее общественно-организованному
потреблению. Таким образом, социальное и экономическое назначение подотрасли состоит в том,- чтобы наилучшим образом и наиболее полно на научной основе удовлетворить потребности людей в продуктах питания, заменить домашнее приготовление пищи общественным и освободить людей от непроизводительного труда в домашнем хозяйстве.
Развитие общественного питания и его повседневная деятельность осуществляется на основе выполнения предприятиями взаимосвязанных комплексных групп функций: производственных, торговых и функций по предоставлению потребителям услуг, связанных с приемом пищи непосредственно на предприятиях.

39.СОБСТВЕННОСТЬ И ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ

Экономическая сущность категории собственности на средства производства характеризует способ взаимосвязи производственных факторов, иначе говоря, рабочей силы со средствами производства, а именно с землей и капиталом, посредством экономических или неэкономических отношений, возникающих по поводу найма. Присвоение и отчуждение формируют систему отношений, возникающих в общественной форме присвоения, т. е. собственности. Отсутствие у всех возможности использования средств производства при исключении вероятности вступления с их собственником в определенные отношения отражает присвоение.

Отчуждение представляет собой лишение права возможности этого лица использовать какой—либо фактор производства в производственном процессе и его потреблении.

Процесс хозяйствования – это использование субъектами экономических отношений благ по целевому назначению.

Хозяйствование, выступая в виде экономической категории, относится не к состоянию, а к конкретному процессу. Собственность как экономическая категория характеризует субъект собственности, а именно его различные возможности по распоряжению принадлежащими ему объектами собственности, т. е. отражает конкретное состояние. На основании этого целесообразно для анализа поведения экономических субъектов выделить в экономической теории понятия «собственник» и «хозяйствующий субъект».

С теоретической стороны собственность и хозяйствование, оба выступающие в виде экономических категорий, отличаются друг от друга свойственными им признаками: состоянием и процессом. С практической точки зрения границы разделения у приведенных двух данных категорий, а именно между собственником земли, капитала, рабочей силы и хозяйствующим субъектом, т. е. предприятием, организацией, фирмой, отсутствуют. Другими словами, собственники факторов производства в обязательном порядке принимают

форму хозяйствующих субъектов. Одним их проявлений данного факта является процесс принятия решения экономическим субъектом о применении принадлежащей ему собственности, а именно в ходе собственного хозяйствования либо посредством их передачи другим субъектам хозяйствования с целью пользования за отдельную плату.

Самым распространенным примером взаимосвязи собственности и процесса хозяйствования является ценная бумага, а именно обыкновенная акция. Данная акция выступает в роли носителя решающего права голоса собственником в ходе принятия решения по поводу процесса хозяйствования. Допустим, при получении окончательного результата, т. е. прибыли, принимается решение о его распределении, а также является носителем законного права на получение субъектом сумм дивидендов по окончательным итогам хозяйственной деятельности.

49. Транспорт как сегмент индустрии гостеприимства.

Транспортные услуги в гостиничном обслуживании.

Транспортные услуги – один из важных видов обслуживания в гостиницах. К ним относятся: бронирование билетов, заказ такси, прокат автотранспорта и т.д.

Бронирование билетов на различные виды транспорта можно выполнять с помощью новейших информационных технологий. Некоторые глобальные компьютерные сети достигли в этом больших успехов.

Гостиницы, подключившиеся к глобальным сетям бронирования, имеют возможность внести в их банк данных информацию о самой гостинице, о видах номеров, их описание и цены.

Заказ такси.

Гостиница предоставляет гостю возможность заказать такси 2 способами:

- в городской службе такси;

- предоставляя собственные такси гостиницы.

При заказе такси в городской службе администратор, принявший заказ, выписывает карточку. Оплата такси производится самим гостем водителю – в зависимости от маршрута поездки.

При наличии в гостинице собственной службы такси заказ гостя передается администратором непосредственно в службу. Все машины имеют фирменный знак гостиницы (наименование, эмблема, телефон службы такси и т.д.)

Прокат машин. Процедура проката автомобилей проста: при условии, что возраст туриста не менее 21 года и не превышает 70 лет, достаточно предъявить паспорт и водительское удостоверение (российского или международного образца) работнику службы проката.

К моменту заключения договора удостоверение должно быть действительно е менее 2 лет. Цена проката зависит от класса автомобиля.

Разделение туризма по способу передвижения: - автомобильный, ж/д, авиа, теплоходный, автобусный, велосипедный и т.д.

В ресторанном бизнесе роль транспорта также немаловажна. Чтобы продукты, необходимые для приготовления блюд были во время доставлены в ресторан требуется слаженная работа транспортной компании, обслуживающей данное предприятие общественного питания. Многие рестораны предлагают такую услугу, как доставка заказов потребителям на дом, где роль транспорта очень важна. Предприятие общ питание должно располагать различными видами транспорта, такими как специальные морозильные камеры, небольшие автомобили, необходимые для быстрого перемещения по городу с целью доставить заказ вовремя потребителю, грузовые машины для перевозки продуктов, не требующих соблюдения особые мер хранения, и напитков, и т.д.

50. Туризм и его место в индустрии гостеприимства

Туризм – отрасль хозяйственной экономической деятельности , которую ведут предприятия туризма, направленная на удовлетворение потребностей в путешествии. Турфирмы подразделяются на туроператоров и турагентов.

Туристические агентства — это розничные фирмы, выполняющие роль посредников между туроператорскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и клиентами-туристами, с другой.

Туроператорские фирмы — это прежде всего оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии и турагенствами. Они реализуют туры от своего имени через турагенства либо непосредственно клиентам.

  • Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну.

  • Обеспечивает огромное количество рабочих мест

  • Туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны

  • Туристическая деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства

В России туристический бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации