Шпаргалка - Ответы на экзаменационные вопросы по Учету и анализу банкротств - файл n1.doc
приобрестиШпаргалка - Ответы на экзаменационные вопросы по Учету и анализу банкротствскачать (401.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Понятие и причины возникновения кризиса. Понятие кризиса тесным образом связано с природой соц.-эк-ой системы, к-ая может проявляться в двух аспектах: функционирование (сохранение своих особенных функций для поддержания целостности) и развитие (приобретение новых качеств в условиях изменяющейся внешней среды). Взаимосвязь этих двух тенденций носит диалектический характер: упр-е достигнутым функционированием имеет стабилизирующий характер и одновременно сдерживает развитие орг-ции, а упр-е развитием пр-ия носит инновационный характер, разрушающий достигнутый уровень функционирования. Обострение противоречий через преобладание деструктивных сил порождает опасность возникновения и развития кризиса, угрожает жизнестойкости соц.-эк-ой системы. Причины кризиса м/б различными: 1. объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и 2. субъективными, порожденными ошибками и недостатками в управлении. Кроме того, они м/б внешними и внутренними. Внешние причины связаны с несовершенством управления на макро- и микроуровнях, с инновациями, природными изменениями (ухудшение эколог. ситуации) и с обстоятельствами непреодолимой силы. Внутренние причины кризиса связаны с неэффективным менеджментом, непрофессионализмом персонала, усложнением деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности. Последствия кризиса могут сопровождаться резкими изменениями или мягким, длительным и поступательным выходом из него. Посткризисные изменения в развитии пр-ия могут носить долгосрочный или краткосрочный хар-р, а также м/б обратимыми или необратимыми, отличаться кач-ыми и кол-ыми характеристиками.
2. Роль кризисов в экономической жизни предприятия. Негативные тенденции часто подводят предприятия к несостоятельности. Особенно это актуально в последнее время. Разразившийся в 2008 г. мировой эк. кризис охватил практически все отрасли эк-ки России. Антикризисные меры Правительства позволили стабилизировать ситуацию, но несмотря на положительные моменты создания макроэк-ких условий для эк-кого роста ещё не до конца переломили негативные тенденции, хотя и обозначили реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. В целом
причины недостаточной эффективности орг-ции состоят в следующем: 1. низкая эффективность функционирования сис-мы упр-я; 2. недостаточный ур-нь ответственности рук-лей перед учредителями и собственниками за последствия принимаемых решений; 3. малые суммы уставного капитала АО; 4. слабая проработка механизма исполнения решений судебного делопр-ва в части обращения взыскания на имущество должника; 5. снижение инвестиционной привлекательности бизнеса; 6. снижение конкурентоспособности пр-ий на внутреннем и внешнем рынках из-за наличия устаревших технологий и ассортимента продукции; 7. сложность с получением достоверной инф-и о финн.-эк-ком состоянии пр-ия. Грамотная орг-ция упр-я может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления платежеспособности орг-ции в целях ее сохранения за счет смены собственника или реорганизации. При других условиях кризис может привести к полной ликвидации орг-ции, к смене собственника и перестройке процесса функционирования предприятия. Успех упр-я пр-ем в кризисной ситуации зависит от понимания сущности протекающих на нем в это время процессов, хар-ра и особенностей их проявления. Кризисные ситуации возникают и в период раз-я пр-ия, расширения пр-ва и при начальной стадии спада его эк. активности. Это связано с изменениями объемов пр-ва, сбыта продукции, ростом дебит. и кредит. задолж-ти, дефицитом оборотных средств. Кризис. явления проходят несколько
стадий раз-я: 1. эк. несостоятельность (скрытая стадия банкротства); 2. финн. нестабильность; 3. неплатежеспособность (реальное банкротство); 4. стадия официального признания банкротства. Несмотря на все негативные тенденции, кризис выполняет не только разрушительную, но и стимулирующую роль, т.е. в рез-те обесценения основного капитала создаются условия его обновления. Зная классификационные признаки кризисных ситуаций, можно своевременно их опр-ть и найти способы их предотвращения.
3. Особенности и виды эк. кризисов. Кризисы неодинаковы по своей сути, причинам, условиям возникновения и последствиям. Различают след.
классификацию кризисов:
I. по масштабам проявления: общие и локальные.
Общие охватывают всю соц.-эк-кую сис-му,
локальные – только часть её.
II. по проблематике кризиса: макрокризис и микрокризис.
Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проявления.
Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.
III. по структуре отношений: эк-кие, соц-ые, организационные, психологические, технологические.
Эк-кие означают резкое ухудшение эк-го состояния хоз-ва страны, проявляющееся в спаде пр-ва, нарушениях хоз-х связей, банкротстве пр-ий. В данной группе выделяют финн. кризис, характери-йся расстройством фин. сис-мы страны, сопровождаемое инфляцией, неплатежами.
Соц-е возникают при обострении противоречий и столкновений интересов различных соц-х групп: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей.
Организационные проявляются как кризисы разделения и интеграции деят-ти, распределения функций, регламентации функционирования отдельных подразделений.
Психологические – это кризисы психологического состояния чел-ка, проявляющиеся в виде стресса, преобретающего массовый хар-р.
Технологические – возникают как кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях.
IV. по причинам возникновения: природные, общественные и экологические.
Природные вызваны природными условиями деят-ти и жизни чел-ка (землетрясения, ураганы).
Общественные вызваны общ-ыми отношениями во всех проявлениях.
Экологические возникают при изменении природных условий, вызванных деят-тью чел-ка (истощение ресурсов).
V. кризисы м/б: предсказуемые и неожиданные, явные и латентные, острые и мягкие, затяжные и временные.
Предсказуемые вызываются объективными причинами, накоплением факторов возникновения и могут прогнозироваться.
Неожиданные возникают в рез-те грубых ошибок в упр-и, способствующих расширению и распространению кризисных явлений.
Явные протекают заметно и легко обнаруживаются.
Латентные - скрытые, протекают незаметно, и потому опасны.
Острые ведут к разрушению структур эк-кой системы.
Мягкие протекают последовательно и безболезненно.
Затяжные возникают вследствие неумения управлять кризисными ситуациями и непониманием их сущности.
Временные – следствие негативных факторов, кратковременно влияющих на соц.-эк. обстановку.
4. Критическое состояние предприятия. Под
критическим понимается положение, характеризующееся ощутимым ухудшением состояния пр-ия и возникновением тенденций, несущих угрозу банкротства. Проблемы функционирования пр-ия, как правило, делятся на острые, связанные с угрозой неплатежеспособности, и проблемы повышения конкурентоспособности.
Острые проблемы типичны для пр-ий, находящихся в двух полярных состояниях: 1. неблагополучном, для к-го хар-ны спад пр-ва и уменьшение оборота и др. признаки приближения к неплатежесп-ти и 2. процветающие, когда наблюдается тенденция очень быстрого роста оборота в 2-6 раз за год (в основном хар-но для орг-ций торговли и фирм, работающих в области высоких технологий).
Типичные признаки критического состояния заключаются в след.: 1. снижается рентабельность, кредиты в основном направляются на погашение %-ов и возврат ранее взятых кредитов (кредитная ловушка); 2. все чаще возникают накладки, срывы поставок клиентам, руководство с трудом может оценить состояние фирмы, к-ой все сложнее управлять и любые неблагополучные события создают угрозу банкротства. В
1-ом случае основными причинами, приводящими к критическому положению явл-ся неспособность руководства приспособиться к меняющимся условиям внешней среды. Главные причины во
2-ом случае – болезнь роста: отставание системы управления и других внутренних механизмов (оставшихся от времени орг-ции малой фирмы) от новых масштабов деят-ти, неумение вовремя и комплексно вводить необходимые изменения, непонимание неизбежности перехода от ненасыщенного рынка с большой маржой, составляющей десятки-сотни %-ов, к насыщенной, когда прибыль приходится считать до 1 %-а. Иными словами финн. неблагополучие – это рез-т плохого упр-я и непрофессионального менеджмента. Анализ статистич. материалов показывает, что 85-90%-ов пр-ий, испытывающих сложности в процессе функционирования, имеют потенциальные возможности повышения эффективности на 20-30 %-ов. Для достижения необходимых рез-тов руководству необходимо исп-ть целый комплекс мер, направленных на повышение финн. пок-лей.
5. Стратегия антикризисного управления. Эк. механизм антикризисного упр-я состоит из след. основных
элементов (подсис-м): 1. диагностика финн. состояния 2. оценка бизнеса пр-ия 3. маркетинг 4. организационно-производственный менеджмент 5. упр-е персоналом 6. фин. менеджмент 7. антикризисная инвестиционная политика 8. антикризисное бизнес-планирование 9. орг-ция ликвидации пр-ия. Формир-е стратегии антикризисного упр-я состоит из нескольких
этапов: 1. анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса; 2. анализ состояния пр-ия, находящегося в кризис. ситуации; 3. пересмотр миссии и системы целей пр-ия. Антикризисное упр-е в первую очередь связано с рег-ем потоков ден. ср-в и затрат, формирующих кредит. задол-ть. В связи с этим выделяются след.
направления упр-я фин. потоками:
1. обеспечение достаточности ден. ср-в. Сущ-ют различные методы опр-я суммы ср-в, поступающих на пр-ие в плановом периоде: уточненный (аналитический), укрупненный и экспресс-метод. Уточненный требует значительных эк-ких расчетов, позволяет учитывать объем реализации в плановом периоде и динамику остатков отгруженной, но не оплаченной продукции. Укрупненный метод юолее простой, но обеспечивает грубый рез-т, поскольку основан на исп-и статистики оплаты отгруженной продукции в отчетном периоде. Экспресс-метод наименее трудоемкий, основан на исп-и отчетных данных, оцениваются только ден. ср-ва, поступающие в виде выручки за реализованную продукцию.
2. процедура экономии текущих затрат пр-ия. Важнейшей задачей финн. оздоровления явл-ся минимизация текущих затрат. Данные меры направлены на сокращение потоков обяз-в и дефицита ден. ср-в.
3. Реструктуризация кредиторской задол-ти пр-ия. Меры фин. оздоровления направленные на реструктуризацию (отсрочка задол-ти) могут предусматривать след. процедуры: 1) отсрочка и рассрочка платежей 2) зачет взаимных требований 3) переоформление задол-ти в виде займа 4) продажа долговых обяз-в 5) перевод краткосрочных обяз-в в долгосрочные 6) погашение задол-ти посредством передачи кредитору имущества должника 7) списание задолж-ти.
4. Упр-е дебиторской задол-тью. Предполагает контроль за оборачиваемостью ср-в в расчетах. При этом для кризисного пр-ия важна не только продолжительность оборота, но и чтобы она не оказалась длиннее оборота кредитор. задол-ти. Упр-е дебитор. задол-тью предполагает отбор покупателей, если у орг-ции имеется возможность выбора.
Критерии отбора: платежеспособность контрагента и соблюдение им платежной дисциплины. Другим рычагом явл-ся опр-е условий оплаты продукции. Кроме того упр-е дебитор. задол-тью включает группировку долгов по «возрасту», т.е. насколько давно они д/б быть оплачены, и степени уверенности в их погашении. также фин. служба орг-ции должна рассчитывать значение так называемых дебиторских коэф-тов (коэф-т погашаемости дебитор. задол-ти, коэф-т оборота счетов к получению, коэф-т длительности периода обращения дебитор. задол-ти).
6. Методологическое и законодательное обеспечение анализа фин. состояния пр-ий при угрозе банкротства. Формир-е единого методологического подхода при анализе фин. состояния пр-ия и оценке структуры их балансов, а также повышения эффективности мероприятий по фин. оздоровлению обеспечивается рядом нормативных док-тов, разработанных различными ведомствами, правительственными и иными структурами. К ним относят: Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 г. «Об орг-ции проведения учета и анализа фин. состояния стратегических пр-ий и орг-ций и их платежесп-ти», Постановление Правительства РФ от 22.05.2003 г. №299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего», Приказ Минпромэнерго РФ № 57, Минэкономразвития РФ № 134 от 25.04.2007 г. «Об утверждении методических рекомендаций по составлению плана (программы) фин. оздоровления», Приказ Минэкономразвития РФ от 21.04.2006 г. № 104 «Об утверждении методики проведения фед. налоговой службой учета и анализа фин. состояния и платежесп-ти стратегических пр-ий и орг-ций», Приказ Минюста РФ от 14.08.2003 г. № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего», Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства», Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. «Об утверждении правил проведения арбитражными управляющими фин. анализа», Методические указания по проведению анализа фин. состояния орг-ции от 23.01.2001 г. № 16. Эти материалы содержат методику расчета пок-лей, включенных в систему критериев для опр-я неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных пр-ий и оценки реальных возможностей восстановления их платежеспособности. Они также опр-ют нек-ые методические подходы к анализу структуры баланса и оценке фин. состояния пр-ия.
7. Информационная база анализа несостоятельных орг-ций. Инф-я о деят-ти орг-ции, ее имидж играют важную роль в улучшении фин. состояния, поэтому для адекватного развития рыночных механизмов и методов упр-я д/б исп-на достоверная, прозрачная инф-я. Источником инф-и для проведения фин. анализа служит различный набор док-тов, сформированный в рамках системы б/у. Для анализа деят-ти ХС исп-ют также научно-техническую, административно-правовую и эк. инф-ю. Все источники данных делятся на плановые, учетные и внеучетные. К
плановым источникам относятся все типы планов, к-ые разрабатываются на пр-ии, а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания. К
учетным источникам относятся: бух-ий, статистический, налоговый, оперативный учет и отчетность. К
внеучетным источникам относятся док-ты, к-ые рег-ют хоз. деят-ть: 1. офиц. док-ты: законы, указы президента, постановления Правительства, акты ревизий, приказы руководителя; 2. хоз-но-правовые док-ты: договоры, соглашения, решения Арб. суда, рекламации; 3. решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива пр-ия; 4. материалы изучения передового опыта; 5. техническая и технологическая документация; 6. материалы спец. исследований состояния пр-ва на отдельных рабочих местах. Комплексное исп-е перечисленных источников инф-и и правильное их сочетание позволяет всесторонне изучать работу пр-ий и полнее выявлять резервы их эк. и соц. развития. Ведущую роль в информац. обеспечении занимает оперативно-техническая и статистическая отчетность. Однако главенствующую роль играют пок-ли фин. отчетности. Последняя должна отвечать
требованиям: понятность, уместность, надежность, сопоставимость. Наиболее информативной формой бух. отчетности для анализа и оценки фин. состояния считается
бух. баланс. Он занимает центр. место в анализе, контроле и упр-и эк. процессами по основным направлениям: 1. упр-е собственностью, фин. потоками и фин. рез-ми и 2. упр-е логистическими процессами, движение сырьевых ресурсов, готовой продукции, фин. вложениями.
Ф. №2 явл-ся одним из важнейших источников инф-и для анализа пок-лей рентабельности, опр-и величины чистой прибыли. С помощью данной формы решаются задачи анализа рез-тов деят-ти орг-ции, в частности проводится: оценка динамики пок-лей прибыли, выявление и измерение влияния факторов на прибыль, оценка резервов роста прибыли
. Отчет об изменении капитала. С помощью него проводится анализ состава и движения собственного капитала орг-ции.
Отчет о движении ден. ср-в позволяет существенно углубить и скорректировать выводы относительно ликвидности и платежеспособности орг-ции, ее будущего фин. потенциала. Данные
Ф. № 5 хар-ют движение заемных ср-в, дебит. и кредит. задол-ти, наличие амортизируемого имущества, движение ср-в, направляемых на финансирование долгосрочных инвестиций, наличие фин. вложений.
8. Оценка качества инф-и, формируемой в системе бух. учета. Одна из основных задач б/у согласно ФЗ – формир-е полной и достоверной инф-и о деят-ти орг-ции и ее имущественном положении. Достоверной и полной считается бух. отчетность, сформированная исходя из правил, установленных законодательством по б/у. Методич. рекомендации о порядке формир-я отчетных пок-лей опр-ют общие
требования к ее формир-ю: 1. для обеспечения достоверности данных б/у и отчетности орг-ции обязаны проводить инвентаризацию имущества и обяз-в; 2. данные отчетности должны включать пок-ли деят-ти всех подразделений, в т.ч. выделенные на отдельный баланс. 3. если выясняется недостаточность данных для формир-я полного представления о фин. положении орг-ции, то в бух. фин. отчетность орг-ция включает дополнит. пок-ли и пояснения к рекомендованным пок-лям; 4. при формир-и фин. отчетности д/б обеспечена нейтральность содержащейся в ней инф-и; 5. пок-ли об отдельных активах, обяз-вах, доходах, расходах и хоз. операциях должны приводиться в фин. отчетности обособленно в случае их существенности. Пок-ль считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на эк. решения заинтересованных пользователей. Сущ-ой признается сумма, состовляющая не менее 5 %-ов к валюте баланса. 6. по каждому числовому пок-лю фин. отчетности д/б приведены данные как минимум за 2 года; 7. в фин. отчетности не допускается зачет м/у статьями актива и пассива, статьями прибыли и убытков. В современных условиях входящие в состав отчетности формы не являются жестко регламентированными, а составляются орг-циями с учетом рекомендаций Минфина РФ. Требования, предъявляемые пользователями к фин. отчетности, наз-ют
кач-ми харак-ми отчетной инф-и - это: 1.
Уместность опр-ся ее возможностью оказывать влияние на эк. решения пользователей. Она рассматривается с т.з. содержания инф-и и ее существенности. 2.
Понятность означает доступность для понимания. 3.
Надежной считается инф-я, в к-ой нет существенных ошибок. 4.
Сопоставимость инф-и означает сравнимость данных и обеспечивается постоянством методов ведения учета.
Искажения отчетности: 1. искажения, влияющие на ясность инф-и, но не затрагивающие размера фин. рез-та или капитала, наз-ют
вуалированием и 2. искажения, представляющие собой нарушение реальности данных, связанные с искажением значения фин. рез-та наз-ют
фальсификацией. Исп-е контрольных процедур и аудит. проверок способствует своевременному обнаружению и исправлению неточных фин. пок-лей.
10. Отношения, регулируемые законом о банкротстве. 26.10.2002 г. был принят третий фед. закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ. Первый закон был принят в 1992 г. В нем нашли отражение основные тенденции мирового законодательства. Широко исп-ся дореволюционный опыт рег-я несостоятельности орг-ции. Вместе с тем он также учитывал особенности переходного периода в России. Закон 1998 г. в большей мере соответствовал современным условиям эк. раз-я страны и значительно подробнее, чем прежний, регулировал отношения, возникающие в связи с банкротством юр. и физ. лиц. В то же время он имел ряд недостатков, ставших причиной принятия закона от 2002 г. Настоящий закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным, рег-ет порядок и условия осущ-я мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при необходимости удовлетворить требования кредиторов. Законодательство о несостоятельности явл-ся комплексным и состоит помимо указанного закона из др. ФЗ и подзаконных актов, содержащих в себе нормы административного, уголовного и процессуального права. В законе содержится много особенностей, связанных со всеми стадиями пр-ва по делу о несостоятельности: от возбуждения пр-ва до исполнения актов арбитражного суда. Действие закона распространяется на все юр. лица, за исключением казенных пр-ий и учреждений. Они наделяются собственником (РФ, субъект РФ, муницип. образование) имуществом на праве оперативного упр-я. Собственник несет ответственность по долгам, поэтому требования м/б удовлетворены полностью. Не м/б признаны банкротами политич. партии и религиозные орг-ции. Определяя соотношения норм закона о банкротстве и правил о несостоятельности, содержащихся в междунар. договорах, то данный закон в полной мере соответствует междунар. праву. На иностр. кредиторов по делам о банкротстве российских должников распространяется нац-ный правовой режим. Решение судов иностр. гос-в по делам о несостоятельности признаются на территории РФ в соответствии с междунар. договорами.
11. Лица, имеющие право на обращение в арбитражный суд. Дело о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в Арб. суд с таким заявлением. При этом определяющее значение имеют внешние признаки банкротства, т.е. когда юр. лицо не способно удовлетворить требования кредиторов по ден. обяз-вам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3-х месяцев с даты, когда они д/б быть исполнены. Для опр-я наличия признаков банкротства учитываются: 1. размер ден. обяз-в, в т.ч. задол-ти за переданные товары, выполненные работы и услуги, суммы займов с учетом %-ов, размер задол-ти, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, обяз-в по выплате выходных пособий и оплате труда, вознаграждения по авторским договорам, а также обяз-в перед учредителями. 2. размер обяз-х платежей без учета установленных законодательством штрафов и иных санкций. Дело о несостоятельности м/б возбуждено, если требования к должнику-юр. лицу составляют не менее 100 000 руб., а к должнику-гражданину – не менее 10 000 руб.
Круг лиц, имеющих право на обращение в суд включает: 1. должника – во всех случаях, в т.ч. при его ликвидации, самостоятельно в предвидении банкротства; 2. кредитора – в связи с неисполнением ден. обяз-в с учетом требований к форме и содержанию заявления; 3. прокурора, налоговые органы, Фед. службу России по фин. оздоровлению и банкротству (ФСФО) – в связи с неисполнением обязательных платежей; 4. иных лиц – уполномоченных органами гос. власти и местного самоупр-я (учредителями должника). Право на обращение в Арб. суд с заявлением возникает после истечения 30 дней с даты направления исполнительного док-та в службу судебных приставов и его копии должнику или принятия решения налоговыми органами о взыскании задол-ти за счет имущества должника.
12. Обязанность и ответственность по подаче заявления о признании должника банкротом. В соотв-и со ст. 9 ФЗ О несостоятельности должник обязан обратиться в Арб. суд с заявлением о признании его банкротом в предвидении банкротства, если: 1. удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения ден. обяз-в, обяз-в по уплате налогов и сборов, таможенных пошлин или иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; 2. органом должника, уполномоченным на принятие решения о ликвидации, принято решение об обращении в Арб. суд с заявлением должника; 3. органом, уполномоченном собственником имущества должника – унитарного предприятия, принято решение об обращении в Арб. суд с заявлением должника. При этом руководитель должника или учредитель, члены ликвидационной комиссии обязаны возместить убытки в случае нарушения закона о подаче заявления должника, а также фиктивном и преднамеренном банкротстве. Под
фиктивным банкротством понимается обращение должника в Арб. суд с заявлением о банкротстве при отсутствии признаков банкротства в силу не только наличия у него имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, но и когда должником признаны необоснованные требования заявителя или он не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя. При установлении факта фиктивного банкротства должник несет ответственность перед кредиторами за ущерб, причиненный им в связи с возбуждением дела о банкротстве.
Преднамеренным признается
банкротство должника по вине его учредителей, руководителей должника или иных лиц, к-ые имеют возможность иным образом опр-ть его действия.
Гражданско-правовым последствием преднамеренного банкротства м/б возложение на виновных лиц субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед его кредиторами в случае недостаточности имущества должника.
Размер требований кредиторов опр-ся как разница м/у общей суммой кредит. задол-ти и ст-тью имущества. Фиктивное банкротство влечет административ. ответственность в размере штрафа 5 000 руб. или дисквалификацию на срок до 3-х лет. Преднамеренное банкротство влечет наложение администр. штрафа или дисквалификацию на срок 1-3 года. Фиктивное или преднамеренное банкротство в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 50 000 до 80 000 руб. либо лишением свободы на срок от 6 лет со штрафом в размере до 10 000 руб.
14. Подача заявления должником. Дела о банкротстве рассматриваются только Арб. судами независимо от того, кто явл-ся заявителем или должником, даже если заявитель иностр. орг-ция или гражданин. Для отнесения дела к подведомственности Арб. суда определяющее значение имеют внешние признаки банкротства. Заявление должника подается в письменной форме с подписью руководителя. В заявлении д/б указано полное наименование юр. лица и его адрес, наименование Арб. суда, д/б указаны сумма требований кредиторов по ден. обяз-вам в размере, к-ый не оспаривается должником; сумма задол-ти по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, о/т и выплате выход. пособий работникам должника; сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам; сумма задол-ти по обяз-ным платежам. Должник обязан обосновать в своем заявлении невозможность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, предоставив бух. баланс на последнюю отчетную дату; расшифровки кред. и дебит. задол-ти; опр-ть перспективы удовлетворения требований кредиторов. В заявлении должника указываются сведения о принятых в пр-во Арб. судами исковых заявлений к должнику, т.к. с этого момента приостанавливается исполнение док-тов по имущественным взысканиям. Для опр-я фин. состояния должник должен приложить к заявлению список своих кредиторов и должников. Также необходимо приложить к заявлению решение учредителей должника об обращении в Арб. суд в целях участия в процессе по делу о банкротстве представителей собственников должника, необходимо приложить к заявлению соответствующие решения или протокол о назначении этих представителей. К заявлению также прилагаются док-ты, подтверждающие правовой статус должника (учредительные и док-ты о гос. регистрации). К заявлению прилагается квитанция об уплате гос. пошлины.
13. Основные понятия, используемые в банкротстве. В ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» исп-ся след. понятия.
Несостоятельность (банкротство) – признанная Арб. судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по ден. обяз-вам и/или исполнить обязанность по уплате обяз-х платежей.
Должник – гражданин, в т.ч. ИП или юр. лицо, оказавшееся неспособным удовлетворить требования кредиторов по ден. обяз-вам и/или исполнить обязанность по уплате обяз-х платежей в течение срока, установленного законом.
Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору опредленную сумму денег по гражданско-правовой сделке и/или иному, предусмотренному ГК РФ или бюджетным законодательством основаниях.
Обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет, в т.ч. штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате данных платежей.
Руководитель должника – единоличный исполнительный орган юр. лица или руководитель коллегиального исполнительного органа.
Кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права ребования по ден. обяз-вам и иным обяз-вам об уплате обяз-х платежей, выплате выходных пособий.
Конкурсные кредиторы – кредиторы по ден. обяз-вам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам, а также учредителей должника по обяз-вам).
Уполномоченные органы – фед. орган исполнит. власти, уполномоченный Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обяз-ных платежей и требований РФ по ден. обяз-вам, а также органы исполнит. власти субъектов РФ, органы местного самоупр-я, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по ден. обяз-вам соответственно субъектов РФ, муниц. образований.
Орган по контролю (надзору) – фед. орган исполнит. власти, уполномоченный Правительством РФ на осущ-ние функций по контролю (надзору) за деят-тью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Санация - меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного пр-тия, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежесп-ти должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.
Наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа фин. состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Фин. оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежесп-ти и погашения задол-ти в соот-вии с графиком погашения задол-ти.
Внешнее упр-е - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежесп-ти.
Конкурсное пр-во - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения пр-ва по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
15. Принятие и отказ в принятии заявления Арб. судом. Судья Арб. суда обязан принять заявление, если оно соответствует всем требованиям, в противном случае он отказывает в принятии заявления. Не позднее 5 дней со дня поступления заявления судья выносит опр-е о принятии заявления либо об отказе в принятии, либо возвращении. Судья
отказывает в принятии заявления, если: 1) дело не подлежит рассмотрению в Арб. суде; 2) в отношении него уже имеется решение Арб. суда о несостоятельности; 3) требование составляет менее 100 000 руб. для юр. лица и менее 10 000 руб. для физ. лица; 4) задол-ть сущ-ет менее 3-х месяцев. Судья
возвращает заявление, если: 1. не соблюдены форма и содержание заявления; 2. дело неподсудно данному Арб. суду; 3. до вынесения опр-я о принятии заявления поступило заявление о его возврате; 4. не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения в сроки, установленные судом. Дело о банкротстве д/б рассмотрено на заседании Арб. суда в срок, не превышающий 7 мес. с даты поступления заявления. По рез-там рассмотрения дела Арб. суд принимает один из след. судебных
актов: 1. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного пр-ва; 2. решение об отказе признания должника банкротом; 3. опр-е о введении фин. оздоровления; 4. опр-е о введении внешнего упр-я; 5. опр-е о прекращении пр-ва по делу о банкротстве; 6. опр-е об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения; 7. опр-е об утверждении мирового соглашения. Пр-во по делу подлежит
прекращению в случае восстановления платежесп-ти, т.е. погашении требований кредитора или в случае мирового соглашения, или в случае завершения конкурсного пр-ва.
Приостановление пр-ва означает временное прекращение судебного разбирательства. Пр-во по делу м/б приостановлено по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве в случае: 1) обжалования судебных актов; 2) обжаловании решений собрания кредиторов; 3) в иных предусмотренных АПК случаях.
Понятие и причины возникновения кризиса