Шпаргалка - Развернутые ответы на экзамен по Контролю и ревизии - файл n1.doc

Шпаргалка - Развернутые ответы на экзамен по Контролю и ревизии
скачать (63.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc348kb.13.03.2011 14:53скачать

n1.doc

  1   2   3   4

  1. Понятие контроля, его цели и задачи.

В условиях рыночной экономики контроль является одной из важнейших функций в системе управления. Контроль представляет собой процесс, обеспечиваю­щий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, и направленный на успешное достижение поставленных целей.

Объектами контроля в экономике являются хозяйственные средства и хозяйственная деятельность. Контроль хозяйственных средств позволяет обеспечить их сохранность и рациональное использование на предприятии. Контроль хозяйственной деятельности направлен на повышение ее эффективности, предупреждение и устранение бесхозяйственности и других негативных явлений. В контроле обоих объектов важными являются профилактика и выявление экономических преступлений. Объекты контроля тесно связаны с объектами учета.

Любая хозяйственная операция, отражаемая в бухгалтерском учете, не находится вне контроля, что обеспечивается благодаря принципу двойной записи и ее контрольному значению, тождественности данных синтетического и аналитического учета, равенству актива и пассива баланса.

Контроль охватывает все виды управленческой деятельности, он осуществляется на различных уровнях:

1. На уровне каждого должностного лица

2. На уровне подразделения

3. На уровне предприятия или фирмы

4. На уровне отрасли

5. На уровне региона

6. На уровне страны

Цель контроля - это объективное изучение положения дел определенных отраслях деятельности Предприятия и выявле­ние отрицательно сказывающихся факторов.

К основным задачам экономического контроля относят:

- укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;

- обеспечение сохранности принадлежащего организации имущества, денежных средств и выявление фактов недо­стач, потерь и порчи;

- достижение целевого, экономного и рационального ис­пользования всех средств, находящихся в распоряжении организации;

- выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства;

- проверка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности;

- выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.


  1. Функции контроля

Содержание экономического контроля вытекает прежде всего из тех функций, которые он выполняет в системе управле­ния.

К их числу относятся:

информационная функция - заключается в том, что ин­формация, полученная в результате экономического кон­троля, является основанием для принятия соответствую­щих управленческих решений, обеспечивающих нор­мальное функционирование контролируемого объекта;

профилактическая функция - заключается в том, что экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшем;

мобилизующая функция - заключается в привлечении организаций к мобилизации всех имеющихся у них ре­сурсов для достижения поставленных целей и эффектив­ного ведения производства;

воспитательная функция - заключается в приобщении людей к управлению производством, воспитывает у ра­ботников предприятий, организаций неукоснительное со­блюдение законности, а также четкого исполнения своих обязанностей.

Таким образом, функции контроля в обществе с рыночной эко­номикой состоят в благоприятствовании деятельности субъектов хозяйствования различных форм собственности с помощью эко­номических рычагов и стимулов (кредитование, инвестирование, налогообложение и т.д.).

Контроль помогает государству осуществлять беспрерывное наблюдение и проверку работы на объекте управления, устанав­ливать причины нарушения законодательства) следить за пра­вильностью распределения и потребления общественного продукта и использования финансовых ресурсов. Функции контроля обусловливаются действием основного экономического закона общества и его интересами.

Экономический контроль способствует повышению эффективности производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий с разными формами собственности. При этом объединяются государственный контроль (в лице налоговых инспекций) и внутренний контроль владельцев (предпринимателей), заинтересованных в выполнении государственных заказов, контрактов, заданий с целью повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности. Контроль выполнения этих заданий дает возможность определить их научную обоснованность, прогрессивность, напряженность, обеспеченность ресурсами, т.е. качество управленческих решений, принимаемых владельцами (предпринимателями).

Контроль помогает государству защищать интересы потребителей, проверять качество продукции, всех видов обслуживания, обеспечить доступность и достоверность информации о количестве, качестве и ассортименте продукции на рынке.


  1. Виды Контроля

В зависимости от субъекта

1. Внутренний контроль предусмотрен Уставом организации, фирмы, когда предусмотрено создание ревизионной комиссии на фирме, штатного аудитора-бухгалтера, приглашенный аудитор по договору с оплатой за оказание фирме консалтинговых, юридических или аудиторских услуг.

2. Внешний контроль могут осуществлять государственные, международные контролирующие организации и негосударственные контролирующие органы, такие как союз потребителей, профсоюзы, аудиторские фирмы и компании, экспертные бюро, сертификационные, лицензионные и другие общественные объединения.

По характеру контрольных функций и сфере их примене­ния выделяют:

1. Правовой контроль - осуществляется в сфере государ­ственного управления, обеспечивает точное и неукосни­тельное соблюдение законов всеми субъектами хозяй­ствования и должностными лицами.

2. Экономический контроль - осуществляется в сфере уп­равления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

3. Производственно-технический контроль - осуществля­ется в сфере производственного процесса и является спо­собом оперативного регулирования хода производства.

В зависимости от времени проведения контроля различают:

1. Предварительный контроль - осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контро­лю. Цель - предупреждение незаконности и нецелесообразнос­ти проведения хозяйственных операций.

2. Текущий контроль - производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель - опера­тивное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

3. Последующий контроль - осуществляется после совер­шения хозяйственных операций. Цель — установление досто­верности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

В зависимости от источников контрольных данных вы­деляют:

1. Документальный контроль - контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являют­ся первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

2. Фактический контроль - контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем про­ведения инвентаризации фактического наличия и состояния хра­нения хозяйственных средств.

По охвату проверяемых объектов выделяют контроль:

1) сплошной - проверка объектов (хозяйственных опера­ций) в сплошном порядке, который характеризуется боль­шой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятель­ности хозяйствующих субъектов;

2) выборочный - ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

По периодичности проведения можно выделить:

1) систематический (регулярный) контроль - произво­дится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и ауди­торского контроля;

2) разовый (эпизодический) контроль - обусловлен в ос­новном теми или иными общественными интересами' (инициативами).

По способам осуществления различают следующие виды контроля:

1. Ревизия - всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.

2. Экономический анализ - заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой дея­тельности предприятий (неиспользованные ресурсы, фи­нансовое состояние и платежеспособность, оценка иму­щества, ликвидность и т.д.). Практическое осуществле­ние экономического анализа как способа контроля совме­щается обычно с другими способами (проверками, обсле­дованиями, ревизиями).

3. Хозяйственный спор - это способ выявления, соблюде­ния законности и обеспечения законных прав в хозяй­ственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются орга­нами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.

4. Следствие (расследование) - представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физичес­ких лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуще­ствляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.

5. Обследование - применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных воп­росов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состоя­ния складского хозяйства, пожарной безопасности, охра­ны труда и т.д.
4. Организационные формы контроля

По организационным формам ревизионный контроль в Российской Федерации подразделяется следующим образом:

Вневедомственный контроль осуществляют государственные органы управления и органы специализированного контроля: Государственная налоговая служба, Счетная палата, федеральное казначейство РФ, Контрольно-ревизионное управление МФ РФ и др.

Внутриведомственный контроль осуществляется министерствами, главными управлениями и другими объединениями по отношению к подведомственным им организациям, в потребительской кооперации - контрольно-ревизионными управлениями Центросоюза, областных, краевых и республиканских союзов.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется за производственной и хозяйственной деятельностью организаций администрацией и функциональными отделами управления, а также за финансовой, производственной, хозяйственной деятельностью потребительских обществ, союзов и их предприятий.

Государственный контроль - осуществляют органы госу­дарственной власти и управления и административные орга­ны. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:

- Общегосударственный контроль - осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель - обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более пол­ного удовлетворения потребностей.

- Отраслевой контроль - способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель - выяв­ление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли.

- Специализированный контроль — возложен на специа­лизированные инспекции, которые осуществляют про­верку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, вхо­дящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный).

Аудиторский контроль - независимый контроль за дея­тельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-пред­принимателями или аудиторскими фирмами. Цель — про­верка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприя­тии операций, правильности их отражения в учете.

Общественный контроль - осуществляется неправитель­ственными организациями и отдельными физическими лица­ми на основе добровольности и безвозмездности. К нему от­носится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель — проверка решения социальных вопро­сов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.


  1. Понятие ревизии и ее задачи

Ревизия - составная часть системы управленческого конт­роля, призванная установить законность, достоверность, целесо­образность и экономическую эффективность совершенных хо­зяйственных операций.

Ревизия представляет собой систему обязательных конт­рольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом перио­де хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организа­цией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законода­тельством РФ и нормативными актами установлена ответствен­ность за их осуществление.

Цель ревизии - осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяй­ственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличи­ем и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержден­ными нормами, нормативами и сметами.

Задачи ревизии:

- обеспечение финансовой дисциплины;

- экономное и целевое использование бюджетных средств;

- выявление резервов роста доходной базы бюджета и со­бираемости налогов;

- сохранность материальных и финансовых ресурсов, их эффективное использование;

- своевременное и правильное прохождение всех этапов бюджетного процесса и сметного финансирования;

- проверка законности совершаемых субъектом хозяйство­вания хозяйственных и финансовых операций;

- правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

- пресечение фактов бесхозяйственности, расточительнос­ти и других видов нарушений, а также принятие мер но возмещению причиненного ущерба;

- выявление неиспользуемых резервов повышения эффек­тивности экономической деятельности субъекта хозяй­ствования.

Ревизии осуществляются специальными контрольно-ревизи­онными органами (контрольно-счетными палатами, контрольно-ревизионными управлениями, отделами, комиссиями), работники которых имеют, как правило, специальную подготовку, что обес­печивает реализацию принципа действенности и эффективности экономического контроля. Это относится как к государственному штатному контрольно-ревизионному аппарату, так и к ревизион­ным комиссиям хозяйственных обществ, кооперативных и обще­ственных организаций, поскольку в стране действует специаль­ная система подготовки и повышения квалификации всех конт­рольно-ревизионных кадров.


  1. Виды ревизии

Ревизия - это наиболее действенная форма последующего контроля. Ее основная цель - изучить специальными приемами документального контроля и контроля исполнения экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций, проводимой как государственными службами в соответствии с законом, так в коммерческих организациях. Ревизия является важным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.

Ревизия отличается от других форм контроля определенной периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к внешнему контролю.

По способу организации ревизии, проводимые органами государственного контроля, могут быть плановыми и внеплановыми. В ряде случаев допускаются внезапные ревизии, проводимые без предварительного уведомления проверяемого субъекта. Так же выделяют перманентные ревизии -это ревизии, которые проводятся постоянно в связи со спецификой проверяемого объекта, например, ревизия кассы.

По объему охвата проверяемого объекта ревизии подразделяются на полные и частичные. Полные ревизии предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности организации. При частичной ревизии проверяются только определенные стороны деятельности.

Также в соответствии с этой классификацией ревизии могут быть сплошными, выборочными и комбинированными.

При сплошной проверяются все первичные документы и записи в регистрах бухгалтерского учета за весь ревизуемый период,

При выборочной проверке изучается только часть документов, заранее отобранная ревизором.

Комбинированные ревизии, которые представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки (например, в ходе полной ревизии поставлена задача проверки всей деятельности организации, при этом финансовая деятельность проверяется сплошным методом, а производство — выборочно)

По кругу вопросов, подлежащих проверке, различаются ревизии сквозные, тематические комплексные и некомплексные.

Сквозные охватывают проверкой несколько связанных между собой организаций.

Тематические ревизии проводятся по отдельным специальным вопросам одновременно на нескольких организациях.

К комплексным относятся ревизии, которые охватывают все стороны деятельности ревизуемой организации – организационную, экономическую и финансовую. комплексные ревизии, в ходе которых изучается широкий круг вопросов хозяйственной деятельности организации. Такие ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты. Комплексные ревизии — наиболее эффективный способ проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Цель таких ревизий - объективная, полная и правильная оценка работы анализируемой системы, разработка технически и экономически обоснованных предложений по ее совершенствованию и обеспечению успешного выполнения экономических показателей деятельности организации.

Некомплексные ревизии, которые проводит обычно один ревизор путем проверки хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности.

По способу контроля за результатами ревизионной работы :

дополнительные ревизии, которые проводят, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации;

повторные ревизии, которые практикуются для усиления контроля за качеством ревизионной работы. Обычно их проводят после плановой ревизии за тот же период. Цель повторной ревизии — выяснить, как организация ликвидирует недостатки, отмеченные в акте плановой ревизии.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на:

вневедомственные ревизии - проводятся органами го­сударственного контроля (Счетной палатой РФ, Мини­стерством финансов РФ, Федеральной налоговой служ­бой), которые наделены контрольными правами по отно­шению к предприятиям (организациям, учреждениям) всех отраслей экономики, независимо от их ведомствен­ной подчиненности;

ведомственные ревизии - проводятся контрольно-ре­визионным аппаратом вышестоящих органов в подве­домственных им организациях (предприятиях, учрежде­ниях);

внутрихозяйственные ревизии — проводятся работни­ками предприятий, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.
7. Планирование ревизионной работы

Планирование контрольно-ревизионной работы включает в себя определение на предстоящий период перечня условий осуществления трудовых процессов по экономическому контро­лю соответствующего контрольно-ревизионного органа.

Контрольно-ревизионная служба составляет перспективные и текущие планы, которые различаются продолжительностью планируемого периода.

Перспективные планы составляются на 3-5 и более лет, и вклю­чают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, ее совершенствованию, по подготовке и повышению квали­фикации кадров, по разработке нормативно-справочных материа­лов. Эффективность перспективного планирования контрольно-ре­визионной работы выражается в целенаправленном и рациональ­ном использовании труда работников экономического контроля.

Текущие планы составляются на предстоящий календарный год и включают в себя перечень работ, связанных непосредствен­но с осуществлением контрольных функций. В отличие от перс­пективных планов они характеризуются большой детализацией. Годовой план состоит из двух разделов: документальные ревизии и тематические проверки. К годовому плану прилагается график отпусков, список работников, направляемых на курсы повыше­ния квалификации, планы проведения совещаний, семинаров.

Годовые планы визируются руководителем контрольно-реви­зионной службы (группы, отдела, управления) и утверждаются руководителем соответствующего органа.

Ревизионные комиссии организаций в годовых планах своей работы должны предусматривать, как правило, не менее двух ре­визий хозяйственно-финансовой деятельности организации.

На основе годовых и квартальных планов контрольно-реви­зионной работы каждым работником контрольно-ревизионного аппарата разрабатывается индивидуальный план работы на предстоящий период, в котором указываются виды работ, подлежащих выполнению в этом периоде, даты и сроки их выполнения, фамилии соисполнителей. Эти планы вручают исполнителям не позже чем за 10 дней до начала месяца, чтобы они имели время для подготовки к ревизии.

Индивидуальные планы подписываются соответствующими исполнителями и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. При планировании контрольно-ревизионной работы следу­ет предусмотреть равномерную загрузку работников ревизион­ного аппарата. В среднем на одного ревизора планируется око­ло 8 ревизий (примерно две трети рабочего времени), осталь­ное время отводится на подготовку к ревизиям, учебу, участие в семинарах и др.

На проведение каждой ревизии участвующим в ней работни­кам выдается специальное удостоверение, которое подписывает­ся руководителем контрольно-ревизионного органа, назначив­шего ревизию, и заверяется печатью данного органа.

Организация ревизии финансово-хозяйственной деятельнос­ти предприятия включает выбор объекта ревизии и подготовку ревизии. Объем и содержание ревизии определяют потребность в специалистах, которых необходимо привлечь для проверки, то есть формируется ревизионная бригада.

Затем за 3-5 дней до начала ревизии издается распоряжение руководителя ревизующей организации о назначении ревизии, где указывается полное наименование ревизуемого предприя­тия, вид ревизии, период, за который проверяется деятельность предприятия, фамилия, имя, отчество каждого члена ревизион­ной бригады, определяется ее руководитель и срок ревизии.
8. Порядок действий ревизора на объекте и общие принципы построения акта ревизии.

Ревизор должен оповестить работников ревизуемого предприятия о начавшейся ревизии и ее сроках.

По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизионной группы (ревизор) предъявляет руководителю этого предприятия приказ или распоряжение о проведении ревизии. После этого производится проверка кассовой наличности (инвентаризация кассы). При отсутствии кассира помещение кассы опечатывается.

Руководитель ревизуемого предприятия предоставляет рабочее помещение, транспорт.

Когда имеются сведения, сигналы о хищении материальных ценностей или нарушении правил их отпуска, ревизию следует начинать с инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Руководитель ревизуемого предприятия издает распоряжение, согласно которому работники обязаны предъявлять по требованию ревизора денежные средства и товарно-материальные ценности для их фактической проверки, а также первичные документы, учетные регистры, отчеты, сметы, служебную переписку и другие документы; давать в устной и письменной форме необходимые объяснения и справки; своевременно принимать необходимые меры для устранения выявленных недостатков и нарушений и т.д. При проведении комплексной ревизии руководитель предприятия обязан созвать со­вещание с руководителями отделов, служб и структурных подразделений, на котором руководитель ревизионной группы представляет всех ее членов, сообщает о цели, задачах и программе ревизии.

Проведению документальной ревизии должно предшествовать обследование ревизуемого предприятия. Для этого ревизионная группа (ревизор) изучает размещение аппарата управления, отдельных служб, цехов и других структурных подразделений, места хранения оборудования и товарно-материальных ценностей, подъездные пути и т.п.

Ревизионное обследование является первым этапом проверки непосредственно на месте, и оно позволяет членам ревизионной группы (ревизору) установить недостатки в работе предприятия и отдельных его служб, в хранении и использовании оборудования, техники, материальных ценностей и других объектов контроля.

Во время обследования предприятия руководитель ревизионной группы (ревизор) должен решить, где и какие товарно-материальные ценности следует подвергнуть контрольной инвентаризации.

Контрольные инвентаризации проводятся, как правило, в начале ревизии. Вместе с тем они широко применяются и в ходе ее осуществления, когда выявляются те или иные нарушения, недостатки или расхождения в документальных данных и возникает необходимость в использовании данного приема фактического контроля.

До начала проведения документальной ревизии следует ознакомиться с состоянием бухгалтерского учета. Если имеется отставание в учете, то руководитель ревизионной группы (ревизор) совместно с руководителем и главным бухгалтером ревизуемого предприятия должен наметить мероприятия по его ликвидации. Одновременно с этим следует выслать всем поставщикам и покупателям, прочим де­биторам и кредиторам извещения о проводимой ревизии с просьбой сообщить о состоянии расчетов и имеющихся претензиях к ревизуемому предприятию.

После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.

Для систематизации материалов ревизии ревизор должен регистрировать вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе предприятия в своих рабочих документах. Регистрация установленных фактов в документах должна про­изводиться по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой (содержанием) основного акта документальной ревизии.

Изъятия ревизорами необходимых подлинных документов, когда сохранность их в ревизуемом предприятии не гарантируется, а также в случаях выявления фиктивных документов, совершения подделок и подлогов производится на основании письменного распоряжения судебно-следственных и других органов, имеющих на это право. Взамен изъятых документов в делах ревизуемого предприятия представляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями ревизующего и главного бухгалтера или другого ответственного лица ревизуемого предприятия.

На последующих этапах ревизионного процесса оформляются материалы ревизии, реализуются материалы ревизии и организуется контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителями ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

Акт ревизии считается документом, обобщающим результа­ты ее проведения и имеющим юридическую силу, т.е. принимае­мые в качестве источников доказательства. Такие свойства акта ревизии обусловливают необходимость соблюдать общий поря­док его оформления.

Акт ревизии должен быть также лаконичным документом, написанным просто, ясно, деловым языком.

Акт составляется, как правило, в трех экземплярах. Один экземпляр оформленного акта ревизии вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения. Другой - направляется руководителю организации, назначившей ревизию, а третий - остается в делах контрольно-ревизионного отдела. Все приложения к основному акту ревизии нумеруются: в конце акта необходимо перечислить все приложения к нему. Акт ревизии состоит из вводной (общей) и описательной (ос­новной) частей.

В вводной части акта указываются объект и объем ревизии, время ее проведения, проверяемый период, состав ревизионной комиссии, руководители ревизионной организации, информация о проверяемой организации (организационно-правовая форма, реквизиты. вид деятельности и т.д. ). Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреб­лений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списа­ния материальных ценностей и т.д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответ­ственных лиц ревизуемой организации квалифицировать их по­ступки, намерения и цели (в частности «расхитил денежные средства», «присвоил государственное имущество»).
9. Права и обязанности ревизора.

В рыночных условиях хозяйствования, в период широкого использования автоматизированных систем управления и компь­ютеризации и при наличии разных форм собственности значи­тельно повышается роль контроля, усиливаются функции и зада­чи государственной контрольно-ревизионной службы.

Качество и эффективность ревизионной работы зависят от правильности подбора и квалификации ревизоров.

Основной служебной обязанностью ревизора является каче­ственное и своевременное проведение ревизий и проверок. При выполнении служебных обязанностей он обязан:

- знать действующее законодательство, постановления правительства, приказы и распоряжения вышестоящих органов, инструктивные и другие нормативно-правовые материалы, относящиеся к деятельности ревизуемого предприятия, и строго ими руководствоваться в практи­ческой работе;

- владеть всем комплексом способов и приемов конт­рольно-ревизионной работы и умело их использовать в процессе практической деятельности;

- объективно освещать выявленные ревизией факты нару­шений и злоупотреблений с указанием виновных лиц, размера причиненного материального ущерба и причин вскрытых нарушений и злоупотреблений;

- оказывать помощь работникам ревизуемой организации в устранении вскрытых недостатков и допущенных нару­шений, объяснять действующие положения, если ошибки и недостатки в работе были допущены в результате их незнания;

- участвовать в выработке мер по устранению выявленных в процессе ревизии недостатков и нарушений в работе ревизуемой организации;

-доложить коллективу ревизуемой организации результа­ты ревизии;

- проверить выполнение решений по результатам преды­дущей ревизии и отразить в акте полноту и своевремен­ность его выполнения

Для успешного выполнения своих обязанностей ревизору предоставлены следующие права:

- требовать предъявления всех необходимых по ходу реви­зии материалов, характеризующих деятельность ревизуе­мой организации и отдельных должностных лиц;

- требовать от руководителя ревизуемой организации про­ведения контрольных обмеров выполненных объемов ра­бот, проведения инвентаризации основных средств, то­варно-материальных ценностей, денежных средств и рас­четов; проводить контрольные проверки правильности их проведения;

- рассматривать и опечатывать при необходимости кассы, склады, кладовые, архивы и другие помещения;

- запрашивать от других организаций (предприятий, уч­реждений) справки и копии документов по операциям с ревизуемой организацией;

- изымать в установленном порядке подлинные документы, содержащие подлог, и сохранность которых не гаранти­руется;

- получать от должностных лиц письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий;

- передавать по согласованию с лицом, назначившим реви­зию, материалы в правоохранительные органы, прини­мать меры к возмещению ущерба и привлечению к административной и дисциплинарной ответственности винов­ных лиц

Ревизор несет ответственность в установленном порядке за несвоевременность, неполноту и ненадлежащее качество про­водимой ревизии, необъективность освещения результатов реви­зии, полное или частичное сокрытие обнаруженных нарушений и злоупотреблений или их занижение, неправильность и необос­нованность выводов по результатам ревизии и неполное уста­новление материального ущерба, использование служебного по­ложения в корыстных целях.
10. Методы документального контроля

Системность в ревизии достигается комбинированным ис­пользованием различных способов и приемов логического и математического, документального и фактического контроля.

Существуют две группы методов документального контроля.

Методы формально-правовой проверки документов предполагают:

- проверку соблюдения правил составления, полноты и

подлинности оформления документов;

- сопоставление учетных и отчетных показателей с показателями бизнес-планов и установленными нормативами;

- проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйствен­ных операций, т.е. проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам;

- проверку арифметических расчетов - перерасчет, т.е. арифметический контроль.

Методы проверки реальности (достоверности) отра­женных в документах обстоятельств и процессов подразу­мевают:

- сопоставление данных документов, отражающих опера­ции с данными документами, которые являлись основани­ем для этих операций;

- получение письменного подтверждения от третьих лиц о реальности остатков на счетах денежных средств, счетах расчетов и других;

- проверку записей в регистрах бухгалтерского учета и от­четности, правильности корреспонденции счетов;

- аналитические процедуры (самостоятельно осуществляе­мые ревизором расчеты, часто значительные по объему);

- прослеживание, то есть проверяющий исследует некото­рые первичные документы, проверяет отражение их дан­ных в регистрах аналитического и синтетического учета, находит заключительную корреспонденцию и убеждает­ся в правильности (неправильности) отражения в учете соответствующей операции;

- специальные методы (встречная проверка, взаимная про­верка, контрольное сличение, восстановление натураль­но-стоимостного учета, логическое исследование хозяй­ственных операций);

- подготовку альтернативных балансов, как промежуточ­ных - сырья, материалов, выхода продукции, так и зак­лючительного.

Методические приемы документального контроля также под­разделяются на:

Приемы проверки отдельного документа:

Формальная проверка, т.е. визуальная проверка документов: проверка правильности заполнения реквизитов, отсутствия нео­говоренных исправлений, наличия и подлинности тех реквизи­тов, которые предусмотрены для данного типа документов.

Арифметическая проверка предполагает пересчет итоговых результатов, взаимоувязки начислений и удержаний и т.д.

Нормативно-правовая проверка подразумевает проверку со­блюдения различных нормативов, инструкций, положений.

Приемы проверки нескольких документов по однотип­ным или взаимосвязанным хозяйственным операциям (встреч­ная проверка, взаимная сверка).

Встречная проверка представляет собой сопоставление двух различных вариантов одного и того же документа, а также учет­ных регистров, которые находятся в двух различных организаци­ях либо в двух различных подразделениях одного и того же пред­приятия (позволяет выявить: излишнее списание товарно-мате­риальных ценностей, денежных средств, присвоение выручки от реализации продукции, работ и услуг).

Взаимная сверка - сопоставление различных по своему наименованию и характеру документов, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвя­занных операций (позволяет выявить: создание неучтенных из­лишков готовой продукции, сырья, материалов, необоснованного начисления и выплаты заработной платы и других).

Приемы проверки системных бухгалтерских записей (контрольное сличение, восстановление количественно-суммо­вого учета, хронологическая проверка товарно-материальных ценностей и денежных средств, сканирование, подготовка аль­тернативного баланса).

Контрольное сличение - проверка главным образом коли­чественной информации о движении однородных ценностей за межинвентаризационный период. Особенности контрольного сличения позволяют выявить злоупотребления персонала, кото­рые связаны: с созданием неучтенных излишков отдельных ви­дов ТМЦ; с сокрытием части выручки, полученной от населения за реализацию и др.

Хронологическая проверка движения товарно-материальных ценностей и денежных средств заключается в том, что их остатки определяют не только на дату той или иной инвентаризации, но при необходимости - на каждую дату (на конец каждого дня) любого межинвентаризационного периода.

Сканирование, т.е. просмотр первичных документов и отче­тов, составленных на их основе материально, ответственными ли­цами за ряд смежных периодов.

Прослеживание - прием, при котором анализируется пер­вичный документ, устанавливается его реальность, правильность обработки, переноса в учетный регистр и обоснованность бух­галтерской записи.

Подготовка альтернативного баланса - позволяет выя­вить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов, вы­хода продукции и тем самым убедиться в достоверности исчис­ленного финансового результата.
  1   2   3   4


Понятие контроля, его цели и задачи
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации