Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит - файл n1.doc

приобрести
Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит
скачать (438.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4254kb.26.05.2009 21:34скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57




Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Финансы, 1999. - 479 с.


Глава 1. СУЩНОСТЬ, функции и виды денег 1

1. 1. Деньги: их необходимость и происхождение 1

1. 2. Функции денег 4

1. 3. Виды денег 11

Глава 2. Денежное обращение и денежная система 16

2. 1. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение 16

2. 2. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег 18

2. 3. Денежная система и ее элементы 22

2.4. Денежная система РФ 25

2. 5. Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России 28

3. 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов 33

3. 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве 39

3. 3. Финансы Российской Федерации в условиях углубления рыночных реформ 41

3. 4. Финансовая система и характеристика ее звеньев 42

Глава 4. Управление финансами и финансовая политика 46

4. 1. Управление финансами 46

4. 2. Финансовая политика 50

4. 3. Современная финансовая политика Российской Федерации 57

Глава 5. Финансы и контроль 60

5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике 60

5. 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля 63

5. 3. Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие 65

5. 4. Негосударственный финансовый контроль 73

Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий 75

6. 1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий1 75

6. 2. Принципы организации финансов предприятий 78

6. 3. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий 80

6. 4. Выручка от реализации продукции 82

6. 5. Производственные фонды 87

6. 6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия 91

Глава 7. Бюджет государства 94

7. 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства 94

7. 2. Состав и структура расходов федерального бюджета 97

7. 3. Состав и структура доходов федерального бюджета 103

7. 4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования 117

Глава 8. Государственный кредит 118

8. 1. Сущность и функции государственного кредита 118

8. 2. Классификация государственных займов 122

8. 3. Управление государственным кредитом 124

8. 4. Российская Федерация как заемщик 125

8. 5. Российская Федерация как гарант 132

8. 6. Российская Федерация как кредитор 134

8. 7. Займы территорий 135

Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система 136

Глава 10. Бюджетный процесс 143

10. 1. Понятия бюджетного планирования и бюджетного процесса 143

10. 2. Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации 144

Глава 11. Территориальные финансы 155

11. 1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований 155

11. 2. Состав территориальных финансовых ресурсов 156

11. 3. Законодательная основа территориальных финансов 157

11. 4. Территориальные бюджеты — главная финансовая база территориальных органов власти 161

11. 5. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территорий 171

11. 6. Муниципальные внебюджетные фонды 172

11. 7. Территориальное сводное финансовое планирование 174

Глава 12. Внебюджетные специальные фонды 177

12. 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 177

12. 2. Внебюджетные фонды Российской Федерации 180

Глава 13. Социальное обеспечение 192

13. 1. Экономические основы и принципы социального обеспечения 192

13. 2. Государственные пенсии 198

13. 3. Социальные пособия 206

Глава 14. Страхование 212

14. 1. Участники страховых отношений и их интересы 212

14. 2. Классификация и виды страхования 214

14. 3. Организация страхования в Российской Федерации 219

14. 4. Финансовые аспекты страховой деятельности 220

14. 5. Инвестиционная политика страховщика 222

14. 6. Финансовые результаты в страховании и тарифная политика 225

14. 7. Перестрахование 227

14. 8. Некоммерческие организации в сфере страхования 230

Глава 15. Кредит и его функции 232

15. 1. Кредит как форма движения ссудного капитала 232

15. 2. Основные этапы развития кредитных отношений 235

15. 3. Основные принципы кредита 236

15. 4. Базовые функции кредита 239

15. 5. Основные формы кредита и его классификация 241

Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции 248

16. 1. Функции и операции центральных банков 248

16. 2. Центральный Банк России и его операции 251

Глава 17. Коммерческие банки и их операции 260

17. 1. Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения 260

17. 2. Пассивные операции коммерческих банков 264

17. 3. Активные операции коммерческих банков 266

17. 4. Комиссионные и трастовые операции банков. Корреспондентские отношения между банками 272

Глава 18. Безналичные расчеты 275

18. 1. Основы организации безналичных расчетов 275

18. 2. Формы безналичных расчетов 280

18. 3. Расчеты пластиковыми карточками 287

Глава 19. Рынок ценных бумаг в российской федерации и фондовая биржа 289

19. 1. Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации 289

19. 2. Развитие рынка ценных бумаг в 1993 - 1996 гг. 295

19. 3. Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг 298

19. 4 Совершенствование рынка ценных бумаг в РФ 299

Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей 301

20. 1. Мировая валютная система и ее модификация 301

20. 2. Валютная система Российской Федерации 307

20. 3. Платежный баланс России 313

20. 4. Проблемы внешней задолженности России 315

Словарь терминов 318



Глава 1. СУЩНОСТЬ, функции и виды денег

1. 1. Деньги: их необходимость и происхождение



Деньги известны появились как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

Для натурального хозяйства, свойственного низкому уровню развития производительных сил, было характерно производство продукции для собственного потребления. Обмен касался лишь случайно оставшихся излишков. Общественное разделение труда (выделение земледелия, скотоводства, а затем ремесел) вызвало к жизни постоянный обмен продуктами труда, т. е. необходимость товарного производства. Обмен — это движение товара от одного товаропроизводителя к другому и предполагает эквивалентность (скот = зерну = топору = холсту), что требует соизмерения разных по виду, качеству, форме, назначению товаров. Это соизмерение разных товаров требует единой общей их основы.

Такой основой является стоимость товаров, т. е. общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в этом товаре. Именно общественный труд (а не индивидуальный труд отдельного производителя) делает товары соизмеримыми. При обмене одного товара на другой на рынке общество тем самым подтверждает, что на эти товары затрачен труд, т. е. оба товара имеют стоимость. В связи с тем, что труд, затраченный на производство отдельных товаров, различен, товары имеют разную стоимость. Отсюда возникает необходимость количественно измерить общественный труд или стоимость, т. е. появляется понятие меновой стоимости (1 овца равна 1 мешку зерна).

Меновая стоимость — это способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях, т. е. обеспечивается количественное сравнение товаров.

При натуральном производстве продукт удовлетворял потребности производителя и его семьи, т. е. для них он имел значение как потребительная стоимость (способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека). При производстве товара для обмена товаропроизводитель интересуется прежде всего его стоимостью и только во вторую очередь — потребительной стоимостью, ибо если товар не обладает потребительной стоимостью, то он никому не нужен и его невозможно обменять.

Продукт, не предназначенный для обмена, имеет лишь потребительную стоимость для производителя. Товар при обмене должен обладать стоимостью для производителя и потребительной стоимостью для покупателя. Эти свойства товара выступают как единство противоположностей: единство, так как они присущи одному товару, а противоположность, поскольку один и тот же товар для одного человека не может быть одновременно и потребительной стоимостью, и стоимостью.

Эволюция обмена товаров предполагает развитие форм стоимости.

• Первая форма — простая, или случайная, форма стоимости свойственна низкой ступени развития производительных сил. При натуральном хозяйстве избыток продуктов возникал лишь периодически от случая к случаю. Товары, попавшие на рынок, случайно измеряли свою стоимость через посредство другого товара. Меновая стоимость при таком обмене резко колебалась во времени и пространстве. Однако уже в этой простой форме стоимости заложены основы будущих денег (например, 1 овца равна 1 мешку зерна).

Для скотовода овца важна не как потребительная стоимость, а как стоимость, которая проявляется только в обмене на рынке. Ему нужна потребительная стоимость зерна. На рынке товар-овца ищет своего антипода и играет активную роль, так как скотовод стремится найти зерно в обмен на свой товар. Зерно служит материалом (формой) для выражения стоимости овцы, т. е. пассивно отражает общественный труд, затраченный на выращивание овцы. Следовательно, зерно становится внешним проявлением общественного труда, т. е. эквивалентом, и находится в эквивалентной форме стоимости.

Эквивалентная форма стоимости имеет следующие особенности:

потребительная стоимость товара-эквивалента (зерна) служит формой проявления своей противоположности — стоимости товара (овцы);

труд частный, индивидуальный труд, затраченный на производство товара-эквивалента (зерна), выражает свою противоположность — общественный труд;

конкретный труд, заключенный в товаре-эквиваленте (зерне), служит формой проявления абстрактного труда.

Вторая — это развернутая форма стоимости. С дальнейшим разделением труда и ростом производства все больше продуктов-товаров поступает на рынок. Один товар встречается при обмене с множеством других товаров-эквивалентов. Например, 1 мешок зерна = 1овце = 1 топору = 1 аршину холста и т. д.

Третья — всеобщая форма стоимости, когда товар становится главной целью производства. Каждый товаропроизводитель за продукт своего труда стремился получить всеобщий товар, который нужен всем. В связи с такой объективной необходимостью из товарной массы стали выталкиваться товары, выполняющие роль всеобщего эквивалента. Всеобщими эквивалентами становились скот, меха, у племен Центральной Африки — слоновая кость. Однако на этой роли такие товары задерживались не надолго, поскольку не удовлетворяли требованиям товарного обращения и по своим свойствам не соответствовали условиям эквивалентности.

В результате развития обмена всеобщим эквивалентом в течение длительного периода становится один товар, преимущественно металл. Этот процесс конструирования товара на роли всеобщего эквивалента — очень сложный и длительный. Он определил появление четвертой формы — денежной формы стоимости.

Для денежной формы стоимости характерны следующие черты:

один товар монополизирует на продолжительное время роль всеобщего эквивалента;

натуральная форма денежного товара срастается с его эквивалентной формой. Это означает, что потребительная стоимость товара-денег внешне скрывается, а остается лишь его всеобщая общественная форма ценности.

Для превращения товара в деньги необходимо:

а) общее признание данного факта как покупателем, так и продавцом, т. е. оба субъекта не могут отказаться при обмене своих ценностей на данный товар-деньги;

б) наличие особых физических свойств у товара — денег, пригодных для постоянной обмениваемости;

в) длительное выполнение товаром — деньгами роли всеобщего эквивалента.

Деньги возникли стихийно из обмена. В роли денег выступали разные товары, но более пригодными оказались драгоценные металлы — серебро и золото. Деньги по своему происхождению — это товар. Выделившись из общей товарной массы, они сохраняют товарную природу и имеют те же два свойства, что и любой другой товар: обладают потребительной стоимостью, например, золото в форме денег может использоваться для украшения и удовлетворять эстетическую потребность человека, и стоимостью, поскольку на производство товара — денег (золота) затрачено определенное количество общественного труда.

В то же время деньги в отличие от обычных товаров являются особым товаром:

потребительная стоимость товара, выполняющего роль всеобщего эквивалента, как бы удваивается (кроме конкретной потребительной стоимости, они имеют всеобщую потребительную стоимость, поскольку с их помощью человек может удовлетворить любую потребность);

стоимость денег имеет внешнюю форму проявления до их обмена на рынке.

Товар-деньги всегда можно обменять на любой другой товар, необходимый владельцу, в то время как стоимость обычного товара скрыта и обнаруживается в процессе обмена, когда товар продается на рынке.

Деньги — историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. В далеком прошлом всеобщим эквивалентом выступали меха, скот, украшения. Позже, когда обмен принял систематический характер, в роли денег стали использоваться металлы, вначале медь, затем серебро и, наконец, золото.

Деньги разрешили противоречие товарного производства: между потребительной стоимостью и стоимостью. С появлением денег товарный мир раскололся на две части: один товар — деньги и все остальные товары. Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а их стоимость — на стороне денег. Товары, участвующие в обмене, выступают как потребительные стоимости. Деньги становятся выразителем этих потребительных стоимостей всех товаров через свою стоимость

Таким образом, особенность денег выражается в следующем:

деньги — это стихийно выделившийся товар; это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента; деньги разрешили противоречия между потребительной стоимостью и стоимостью, свойственные всем товарам, в том числе и деньгам.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации