Дипломная работа - Коммерческая деятельность ЦУМ-Минск - файл n1.docx

Дипломная работа - Коммерческая деятельность ЦУМ-Минск
скачать (212.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx213kb.13.09.2012 20:59скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5



РЕФЕРАТ


Дипломная работа: 86 с., 22 табл., 4 рис., 29 источн., 9 прилож.
ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ, РЕЗЕРВЫ, РЕКЛАМА, ПОСТАВЩИКИ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
Цель дипломной работы: обоснование рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности и выявление резервов повышения ее эффективности.

Объект дипломного исследования – хозяйственная деятельность ОАО «ЦУМ-Минск».

Предмет дипломного исследования – результаты коммерческой деятельности розничной торговой организации ОАО «ЦУМ-Минск».

Исследования и разработки: Исследованы сущность и содержание коммерческой деятельности торговой организации; показатели коммерческой деятельности; проведен анализ основных экономических показателей и показателей коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ-Минск»; выявлены пути совершенствования хозяйственных связей с поставщиками; пути совершенствования изучения спроса; пути улучшения рекламной деятельности в ОАО «ЦУМ-Минск».

Областью возможного практического применения результатов дипломного исследования является ОАО «ЦУМ-Минск».

Методы исследования: теоретический и практический анализ; умозаключение и логическое обоснование, анкетирование, группировки, экономико-математические методы и др.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

___________

(подпись студента)


THE ABSTRACT

The thesis: 86 with., 22 tab., 4 fig., 29 sour., 9 apps.
TRADING ORGANIZATION, COMMERCIAL ACTIVITY, EFFICIENCY, INDICATORS, RESERVES, ADVERTISING, SUPPLIERS, ECONOMIC COMMUNICATIONS
The thesis purpose: a substantiation of recommendations about perfection of commercial activity and revealing of reserves of increase of its efficiency.

Object of degree research – Open Society economic activities «Central Department Store Minsk».

Subject of degree research – results of commercial activity of retail trading organization of Open Society «Central Department Store Minsk».

Researches and workings out: the essence and the maintenance of commercial activity of trading organization Are investigated; indicators of commercial activity; the analysis of the basic economic indicators and indicators of commercial activity of Open Society «Central Department Store Minsk» is carried out; ways of perfection of economic communications with suppliers are revealed; ways of perfection of studying of demand; ways of improvement of advertizing activity to Open Society «Central Department Store Minsk».

Area of possible practical application of results of degree research is Open Society «the Central Department Store Minsk».

Research methods: the theoretical and practical analysis; conclusion and a logic substantiation, questioning, groupings, economic-mathematical methods, etc.

The author of work confirms that the settlement-analytical material resulted in it correctly and objectively reflects a condition of investigated process, and all borrowed of the literature both other sources theoretical and methodological positions and concepts are accompanied by references to their authors.

СОДЕРЖАНИЕ



Введение ……………………………………………………….…..………….

5

    1. Сущность и содержание коммерческой деятельности торговой

организации………………………………………………………………………7

    1. Сущность и социально-экономическое значение коммерческой

деятельности …………………………………………………………………….7

    1. Содержание коммерческой деятельности…………………………………12

1.3 Показатели оценки коммерческой деятельности………………………….20

2 Анализ коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ-Минск»………………..31

2.1 Краткая характеристика ОАО «ЦУМ-Минск»……………………………31

2.2 Анализ основных экономических показателей ОАО «ЦУМ-Минск»…..35

2.3 Анализ основных показателей коммерческой деятельности…………….47

3 Пути совершенствования коммерческой деятельности ……………………66

3.1 Пути совершенствования хозяйственных связей с поставщиками………66

3.2 Пути совершенствования изучения спроса и формирования

ассортимента …………………………………………………………………….70

3.3 Рекламная деятельность и пути ее улучшения…………………………….74

Заключение……………………………………………………………………….80

Список использованных источников…………………………………………...85

Приложение А Организационная структура ОАО «ЦУМ-Минск»……..........87

Приложение Б Перечень дополнительных услуг оказываемых в ОАО «ЦУМ-Минск»……………………………………………….………….………………..88

Приложение В Основные финансово-экономические показатели в ОАО «ЦУМ-Минск»………………………………………………….…………..…………….89

Приложение Г Отчет о прибылях и убытках за 2008 г. …….……...…………90

Приложение Д Отчет о прибылях и убытках за 2009 г…….………………….91

Приложение Е Бухгалтерский баланс за 2008 г ……………….………………92

Приложение Ж Бухгалтерский баланс за 2009 г ……………….……………...93

Приложение З Отчет по труду за 2008 г …………………………….…............94

Приложение И Отчет по труду за 2009 г …………………………….…………95

.

ВВЕДЕНИЕ


Специфическая особенность хозяйственной деятельности торговой организации состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле необходима грамотная организация как торгового, так и технологического процесса.

Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др.

Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе.

Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает в себя такие виды организации коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение товаров и др.

Основными принципами организации этих процессов в торговых организациях являются:

обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;

достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения.

В торговой организации коммерческая деятельность непосредственно влияет и на его экономические результаты, и на социальную эффективность торговли в целом. Экономическая и социальная эффективность торговли находятся в тесной взаимосвязи. Экономическую эффективность коммерческой деятельности следует оценивать по экономическим результатам, характеризующим работу организации в целом: обобщающим экономическим показателям (товарооборот, издержки, прибыль, цены); показателям использования ресурсов (выработка, товарооборачиваемость); качеству торгового обслуживания (широта, устойчивость и обновляемость ассортимента); качеству товаров.

Изучение процессов реализации задач коммерческой деятельности — важный элемент оперативного исследования на уровне торговой организации и региона.

Приведенные выше доводы доказывают актуальность темы дипломного исследования.

Целью дипломной работы является обоснование рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности и выявление резервов повышения ее эффективности.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:

- исследовать сущность и содержание коммерческой деятельности торговой организации;

- исследовать показатели коммерческой деятельности;

- провести анализ основных экономических показателей и показателей коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ-Минск»;

- выявить пути совершенствования хозяйственных связей с поставщиками;

- определить пути совершенствования изучения спроса;

- разработать пути улучшения рекламной деятельности в ОАО «ЦУМ-Минск».

Объект дипломного исследования – хозяйственная деятельность ОАО «ЦУМ-Минск».

Предмет дипломного исследования – результаты коммерческой деятельности розничной торговой организации ОАО «ЦУМ-Минск».

В дипломной работе использованы данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности ОАО «ЦУМ-Минск».

Дипломное исследование проводилось с использованием следующих методов: теоретический и практический анализ; умозаключение и логическое обоснование, анкетирование, группировки, экономико-математические методы и др.


1 Сущность и содержание коммерческой деятельности торговой организации
1.1 Сущность и социально-экономическое значение коммерческой деятельности
Слово «коммерция» (комерциум) - латинского происхождения и в переводе на наш язык означает «торговля», а в более широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение прибыли [1]. От этого слова произошел термин «коммерческая деятельность». Например, представители Гарвардской школы бизнеса дали следующее определение: «Коммерческая деятельность существует для того, чтобы прибыльно удовлетворять потребительские требования». Авторы [2, 3, 4] предлагают различные варианты определения понятия «коммерция»:

коммерция - это деятельность организаций и предприятий, а также
отдельных лиц по осуществлению предприятий купли-продажи товаров и
услуг с целью удовлетворения потребностей населения и получения
прибыли;

коммерческая деятельность - это вид торгового предпринимательства или
бизнеса, который лежит в основе любой по-настоящему цивилизованной
рыночной экономики;

коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой
организационно-хозяйственные операции, обслуживающие совершение актов купли-продажи с целью получения прибыли;

коммерческая деятельность - особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которого зависят конечные результаты торговой
организации.

Исходя из приведенных выше формулировок, можно сделать следующее обобщение. Коммерческая деятельность представляет собой совокупность знаний о рациональной организации торгово-технологического процесса, способах и методах эффективного выполнения торговых операций.

Коммерческая деятельность имеет место всегда, когда происходит процесс купли-продажи, что способствует развитию товаро-денежных отношений. Эта деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики в процессе обмена товарами, услугами, сырьем техникой и т.д.

Целью коммерческой деятельности является продажа наибольшего количества товаров и услуг с максимальными доходами одновременным обеспечением высокой репутации организации, достижения устойчивого сбыта в будущем.

Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой оперативно-организационную деятельность торговых организаций, направленную на совершение процессов купли-продажи для получения прибыли и удовлетворения спроса населения.

Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Беларуси. Объектами торговли являются товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров [5].

Торговая организация, имея дело с потребительским рынком, поставляет на него товары и обеспечивает покупателей необходимыми данными, характеризующими товары, их надежность, гарантийные сроки, цены, условия продажи. С рынка организация получает обратную информацию: данные о конкурирующих товарах, потребностях и возможностях покупателей, объемах и темпах продажи товаров.

Реализуют коммерческую деятельность организации и предприятия, осуществляющие куплю-продажу товаров (услуг). В отличие от производственного предприятия торговое покупает товары для последующей перепродажи. Именно в торговой организации происходит процесс купли-продажи (смена формы стоимости). Основным задачами розничной торговой организации являются: обеспечение населения товарами в нужном ассортименте и с надлежащим уровнем качества; получение прибыли.

Для решения поставленных задач в организации, как правило, создаются коммерческие службы, имеющие различную структуру. Основными функциями таких коммерческих служб является, прежде всего, обеспечение ритмичной и непрерывной работы самой организации и формирование товарной политики организации, проведение закупочной работы для последующей реализации.

Для успешной коммерческой деятельности важно правильно выделить стратегические цели и способы их достижения, а это возможно при наличии компетентных специалистов, способных принимать обоснованные нестандартные решения.

Коммерческая деятельность в условиях высокого уровня насыщения рынка товарами должна быть направлена на изучение жизненного цикла товаров, своевременное обновление ассортимента. Для этого необходимо использовать новые методы вывода товаров на рынок, проводить пробные продажи, с тем чтобы наиболее точно учесть интересы потребителей.

Неотъемлемой частью коммерческой деятельности в условиях рынка является реклама, которая способствует повышению конкурентоспособности товара и торговой фирмы.

Маркетинговая концепция ориентирована на конечного потребителя, его интересы. Тот, кто наиболее точно учтет и с наименьшими затратами удовлетворит их, получит наилучший коммерческий результат. В этом и заключается экономическая сущность коммерческой деятельности.

В рыночной экономике коммерческая деятельность строится на принципах, представленных на рисунке 1.1.


Основные принципы коммерческой деятельности


соблюдение интересов государства

исключение неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли

свободный вход на рынок и уход с рынка

Стремление к результативной работе, то есть получене прибыли

Ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам

Проявление личной инициативы персонала коммерческих служб

Выделение приоритетов

Умение предвидеть коммерческие риски

Гибкость, направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка

Использование маркетинговых исследований



Основные принципы коммерческой деятельности


Рисунок 1.1 - Принципы развития коммерческой деятельности в условиях

рыночной экономики

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с.12]
В розничной торговой сети завершается процесс доведения товара от производителя до потребителя и происходит розничная продажа товаров, смена форм стоимости и компенсация затрат. Именно на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребителем товара, поэтому очень важно предложить потребителю товар в нужном ассортименте и на требуемом уровне качества.

Задачами коммерческой службы торговой организации являются: активная работа со своими коммерческими партнерами; вовлечение в товарооборот продукции организаций - изготовителей и других поставщиков различных форм собственности, в том числе индивидуальных предпринимателей. С этой целью необходимо расширять сферу договорных отношений, повышать эффективность действенность договорных обязательств, укреплять договорную дисциплину, формировать товарную политику.

Под коммерческой политикой понимается определение перспективных и текущих задач коммерческой деятельности, способов их решения. Она зависит от экономики товарного рынка, цен торговой организации, ее реальных возможностей, поиска альтернативных вариантов коммерческих действий. Без коммерческой политики невозможно успешное функционирование торговой организации. К числу основных задач коммерческой политики торговой организации целесообразно отнести усиление влияния на рынке; выявление и заполнение новых рыночных ниш; расширение ассортимента товаров; повышение конкурентоспособности; повышение уровня торгового обслуживания.

Однако следует учитывать, что коммерческая политика периодически корректируется с учетом изменяющихся условий.

Коммерческая работа в торговле - это деятельность, направленная на решение целого комплекса задач (рис. 1.2). Их изучение и решение - важный элемент повышения эффективности коммерческой деятельности.

Поэтому комплекс задач коммерческой деятельности субъектов потребительского рынка следует рассматривать через удовлетворение потребностей населения. Именно потребитель, реализуя свои интересы, оказывает определяющее влияние на поведение предпринимателей на рынке при заключении сделок, выборе сегмента рынка, организации сбыта и продажи товаров, формировании ассортиментной, ценовой политики.  

 В коммерческую деятельность как систему входят следующие элементы:

- изучение и прогнозирование покупательского спроса;

- определение потребности в товарах;

- формирование конкурентоспособности ассортимента товаров и управление им;

- формирование товарных запасов и управление ими;

- договорная работа;

- закупка товаров;

- контроль за выполнением договорных обязательств по поставкам товаров;

- рекламно-информационная деятельность;

- услуги, сервисное обслуживание. [11, с.26]
  http://nbene.narod.ru/comm/fcomm41.gif

Рисунок 1.2 - Комплекс задач коммерческой деятельности

на рынке товаров и услуг

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [29]
Основными принципами коммерческой деятельности являются:

- соблюдение действующего законодательства;

- высокая культура обслуживания покупателей;

- оптимальность коммерческих решений;

- доходность, прибыльность [7, c.26].

Коммерческая деятельность тесным образом связана с внешней средой в основе данных процессов лежит модель товарного рынка: потребность -> спрос -> предложение -> продукт -> цена -> сделка -> обмен. [11, с.24]

Специалистам торговых организаций необходимо хорошо знать законы и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск. Коммерческая деятельность строится на основе соблюдения требований деловой этики.
Переход от административно-командной системы к рыночной экономике потребовал коренной перестройки коммерческой деятельности торговых организаций. В современных условиях она строится на основе принципов полного равноправия торговых партнеров, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств. При этом существенно расширился круг коммерческих структур, появились их новые организационно-правовые формы.

Таким образом, предметом коммерческой деятельности является купля-продажа товаров. Однако в самом широком смысле слова следует в качестве товара рассматривать не только произведенные материально-вещественные объекты, но и услуги, и даже объекты интеллектуальной собственности. Товар как объект коммерческих операций (сделок купли-продажи) обладает потенциальной и реальной полезностью.

Потенциальная полезность товара (услуги и т.п.) или способность какого-либо продукта труда удовлетворять индивидуальные конкретные потребности с учетом доступности по цене определяется двумя его неотъемлемыми характеристиками: качеством и ценой. Соотношение между ними, сложившееся в той или иной рыночной ситуации, дает возможность потенциальному потребителю решать принципиальный вопрос – нужен ли и доступен ли ему данный предлагаемый товар.

Реальная полезность товара появляется в момент его приобретения потребителем (реализации продавцом), т.е. в результате обмена.

Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием ее развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т.е. коммерческая деятельность. Ее цель – увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.

1.2 Содержание коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность включает несколько этапов. [12, с.13]

Этап 1. Информационное обеспечение коммерческой деятельности на основе комплексного исследования рынка.

Главным источником получения необходимой коммерческой информации является комплексное изучение рынка. Необходимо знать спрос и предложение, конъюнктуру рынка. Должна быть информация о товаре, его потребительских свойствах, качестве, назначении. Следует детально изучить потребителя: количество обслуживаемого населения, его структуру, социальный состав, покупательную способность. Для успешной работы на рынке следует иметь информацию о конкурентах, их сильных и слабых сторонах, потенциальных возможностях и намерениях.

Организации розничной торговли имеют неоспоримые преимущества перед другими участниками процесса товародвижения в вопросе изучения спроса, так как именно здесь покупатель встречается с товаром и дает ему соответствующую оценку. Именно на этом заключительном этапе продвижения товар получает признание, что делает все предыдущие затраты коммерчески оправданными или происходит отторжение товара и коммерсант несет убытки. Чем сильнее конкуренция на розничном рынке, тем выше коммерческий риск по продвижению товара к потребителю.

Процесс изучения спроса в розничной торговле представляет собой сбор, обработку и анализ необходимой информации для стратегических, тактических и оперативных решений по развитию производства товаров народного потребления, а также по их закупке и продаже. Из этого определения становится понятна стратегическая важность работы по изучению спроса в розничной торговле для последующего использования этой информации производственными предприятиями. Эта информация может предлагаться предприятиям-производителям в качестве маркетинговой услуги и от этого розничный торговец может иметь дополнительный доход.

Этап 2. Установление хозяйственных связей с поставщиками товаров.

После выбора партнеров по доведению товаров до потребителя осуществляются коммерческие операции по установлению хозяйственных связей. Эта работа предполагает определение формы хозяйственных связей, разработку проекта договора, переговорный процесс по согласованию условий договора, подписание договора.

Хозяйственные связи торговли и промышленности представляют собой систему взаимоотношений по поводу организации продвижения товаров производственно-технического и народного потребления. Они охватывают комплекс материально-вещественных, денежно-стоимостных, производственно-технических, организационно-управленческих и правовых отношений.

Субъектами хозяйственных связей могут быть как физические, так и юридические лица любых организационно-правовых форм. В зависимости от их роли субъекты хозяйственных связей могут выступать в качестве продавцов, покупателей, посредников (агентов). Оформление хозяйственных связей осуществляется путем заключения одного или нескольких договоров.

Хозяйственные связи отдельных организаций торговли и промышленности выражают связи между производством и потреблением. Это определяет их экономическую сущность, которая заключается в организации производства и доведения до потребителей необходимых им товаров в требуемом ассортименте и количестве. Приобретая или отказываясь от покупки предложенных ему изделий по определенной цене, потребитель товара осуществляет экономическую оценку эффективности совместной деятельности организаций промышленности и торговли. Эффективно действующая система хозяйственных связей позволяет обеспечивать оптимальное использование всех ресурсов экономики при максимально возможном удовлетворении потребительского спроса [4, c.24].

Связи торговли и промышленности являются составной частью всего хозяйственного механизма страны. Однако хозяйственный механизм в целом сложное и комплексное понятие, он влияет на форму и содержание связей конкретных предприятий через систему административных и экономических методов управления. Эта система должна обеспечивать в рамках хозяйственных связей приоритет интересов потребителя. Рациональное сочетание административных и экономических методов управления – характерная черта развитой рыночной экономики.

Все многообразие хозяйственных связей можно условно разделить на несколько основных групп, в зависимости от структуры связей – прямые (двусторонние) и опосредованные (многосторонние); сроков действия – кратко-, средне- и долгосрочные и состава участников – внутриреспубликанские и внешнеторговые.

Прямые хозяйственные связи предусматривают, что предприятия промышленности и организации розничной торговли взаимодействуют непосредственно, без участия оптовых посредников. Они предполагают наличие только двух партнеров, но возможно заключение и долевых договоров, при которых сторону поставщика или покупателя представляют несколько предприятий. Долевые договоры поставки получили распространение в потребительской кооперации, когда несколько организаций розничной торговли выступают на равных правах перед одним поставщиком и несут самостоятельную материальную ответственность за исполнение своих обязательств.

Достоинством прямых связей является более высокая скорость продвижения товаров к потребителю и относительная экономия средств. Скоропортящиеся товары и товары с ограниченными сроками хранения (хлеб и хлебопродукты, молоко и молочные изделия, свежая рыба и некоторые другие) обычно доставляются непосредственно в розничную сеть. Прямые связи используются и в том случае, если отсутствует необходимость в пополнении и подсортировке товаров на оптовых складах [4, c.26].

Этап 3. Управление торговым ассортиментом.

Ассортимент является одним из важнейших факторов, определяющих степень соответствия (своего рода баланса) предложения и потребности конкретных изделий.

На современном этапе ассортиментная политика направлена на создание таких товаров (услуг) и с такими потребительскими свойствами, которые соответствовали и удовлетворяли потребности определенных контингентов потребителей, ведь потребность становится более индивидуальной, более конкретной.

Основной функцией ассортимента товаров является удовлетворение потребностей совокупного потребителя. Поэтому основным законом функционирования ассортимента товаров выступает закон адекватного соотношения ассортимента, с одной стороны, и потребностей с другой стороны.

В условиях рынка соотношение ассортимента и потребностей населения всегда выступает в форме определенного соответствия. Чаще всего, как свидетельствует практика и утверждает теория, различные характеристики ассортимента должны соответствовать потребностям населения, покупательскому спросу. Вместе с тем, вполне возможна, и такая ситуация, когда, наоборот, потребительский спрос идет вслед за ассортиментом, приспосабливается к нему.

Основными параметрами ассортимента являются объем ассортимента, структура ассортимента, полнота ассортимента, широта ассортимента, коэффициент стабильности, коэффициент обновления и др.

Формирование ассортимента - это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.

Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения — от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом торговый ассортимент в конечном звене товародвижения - магазине выступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров и формирования ассортимента, так как позволяет удовлетворить спрос покупателей и получить прибыль от реализации товаров и услуг.

Этап 4. Коммерческая деятельность по организации розничной продажи и ее стимулированию.

Содержание коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров включает в себя следующие элементы:

- определение организационных форм торговли и выбор методов розничной продажи товаров;

- работу по стимулированию продаж;

- рекламно-информационную работа;

- выбор спектра услуг и организация сервисного сопровождения продаж;

- разработку стандарта торгового обслуживания;

- формирование положительного образа организации розничной торговли.

Организация розничной продажи товаров предполагает создание комплекса взаимосвязанных элементов, обеспечивающих эффективное осуществление процесса реализации товаров и услуг потенциальным покупателям. Она включает выполнение ряда коммерческих операций, связанных с выбором оптимальных организационных форм торговли и методов продажи. На этой основе осуществляется комплекс действий по организации и технологии торговли. При этом разрабатывается рациональная планировка, подбираются соответствующие виды оборудования, средства информации и рекламы, проводится работа по определению штата персонала торгового зала, организационно отрабатывается комплекс услуг и сервиса.

Существенное значение в решении проблем организации эффективной системы продаж принадлежит выбору оптимальных для обслуживаемого сегмента и собственника форм организации розничной торговли.

Под формой организации розничной торговли следует понимать систему элементов построения розничной торговли на основе определенных принципов, характеризующихся стратегическими подходами собственников к использованию определенных видов розничной торговой сети, методов продажи, политики ценообразования, организации обслуживания, размещению точки продажи и планировочного решения ее внутреннего устройства.

При использовании одной формы организации розничной торговли могут быть одновременно задействованы несколько методов продажи товаров. Так, магазинная форма, предполагающая торговлю через стационарную розничную торговую сеть, может на одной торговой площади предлагать к продаже товары методом самообслуживания, через прилавок, по заказам, в кредит, по образцам и др. Такой подход используется, например, в универмагах. Комиссионная форма магазинной торговли может использовать в качестве методов реализации непродовольственных товаров как прогрессивные, так и традиционные методы продажи или комбинацию из нескольких методов в зависимости от специфики товаров, размеров торговой площади и других факторов.

В соответствии с действующими в Республике Беларусь нормативными документами к формам организации торговли относят мелкорозничную, развозную, посылочную, фирменную и комиссионную торговлю, а также продажу по телефону, продажу уцененных товаров, продажу по подписке, распродажи, сезонные базары и ярмарки, выставки-продажи.

5-ый этап. Рекламно-информационная работа.

Главная коммерческая цель рекламы — обеспечить успешное продвижение товара на рынок, формирование спроса и увеличение объемов продажи, но при этом она должна быть эффективной: затраты на рекламу должны покрываться полученными в результате ее воздействия на сбыт доходами и приносить прибыль. Эффективность рекламы является результатом тщательно продуманной и квалифицированной творческой работы, которая состоит в синтезе многообразных знаний, гипотез, идей.

Содержание функций торгового менеджмента по организации рекламы внутри магазина  определяется задачами повышения уровня обслуживания покупателей, развития товарооборота и роста экономической эффективности торговой деятельности.

Увеличению реализации товаров способствует их правильная выкладка в сочетании с различными средствами рекламы. Рекламная выкладка решает три задачи:

- информирует покупателей об имеющихся в продаже товарах;

- знакомит их с качеством, способами применения и особенностями конструкции товаров;

- напоминает о сопутствующих товарах.

В зависимости от целей рекламную выкладку можно разделить на выкладку-информацию, выкладку-консультацию и выкладку-напоминание.

Разновидностью внутримагазинной рекламы являются выставки-продажи, демонстрация бытовой техники в действии. Активизируют продажу и демонстрации новых моделей одежды, обуви, головных уборов, предметов туалета.

В процессе купли-продажи велика роль устной рекламы, исходящей от продавца. Ее цель – добиваться, чтобы покупатель не потерял интерес к товару. Предлагая товар, продавец объясняет его назначение, особенности применения, свойства. Совет продавца часто является решающим фактором покупки товара. Грамотную консультацию и рекламу товару может дать только профессионально подготовленный продавец, умеющий исчерпывающе ответить на любой интересующий покупателя вопрос о предлагаемых для продажи товарах.

6-ой этап. Предоставление комплекса услуг и сервисное обслуживание.

Услуги, оказываемые розничной торговлей покупателям, многообразны. Их спектр зависит от типа магазина и ассортиментного профиля, месторасположения, площади магазина (в том числе торговой), а также ряда коммерческих факторов.

Министерством торговли Республики Беларусь утверждены примерные перечни торговых услуг по типам магазинов с целью их расширения и повышения качества. Так, для универмага предусмотрено 46 видов услуг. Подобная же работа проводится и в системе потребительской кооперации.

Сервис в розничной торговле - подсистема коммерческой деятельности, обеспечивающая комплекс услуг и удобств, непосредственно не связанный с продажей товаров и обеспечивающий наиболее благоприятную коммерческую среду для продажи товаров.

В условиях развивающейся на розничном рынке конкуренции целесообразно использовать сервисную дифференциацию, т.е. предложение услуг, соответствующих товарам и по своему качеству превосходящих услуги конкурентов.

Последний этап - разработка стратегии коммерческой деятельности.

Основными задачами формирования коммерческой стратегии торговой организации являются:

- выбор эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые необходимо развивать; 

- определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых для осуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности; 
- оценка результатов отдачи.

Стратегический план торговой организации составляется в следующей последовательности: 
1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды. 
2. Определение хозяйственной политики торговой организации. 
3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы. 
4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, продаж, организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия.

Стратегический план торговой организации состоит из следующих разделов: 
1) Цели и направления деятельности;

2) Текущие и долгосрочные задачи;

3) Базовая стратегия;

4) Функциональные стратегии;

5) Описание наиболее важных программ; 

6) Описание внешних операций;

7) Объем капитальных вложений и распределение ресурсов;

8) Формулировка резервных стратегий.

При составлении стратегического плана используется следующая информация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; финансовый план.

Стратегия торговой организации разрабатывается на различные периоды времени в зависимости от степени предсказуемости будущего, продолжительности периода внедрения идеи, отраслевой принадлежности предприятия и уровня технической оснащенности (от 3 до 10 лет).

Существуют следующие разновидности базовых стратегий: 
- стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений;

- стратегия лидерства за счет экономии на издержках;

- стратегия дифференциации, предполагающая наделение товара исключительными свойствами и значительными инвестициями в маркетинг;

- стратегия фокусирования – ориентация на нужды одного сегмента рынка или конкретной группы показателей [2, с. 123].

Особенности розничного рынка предопределяют специфику коммерческой деятельности в розничной торговле.

Так, высокий уровень конкуренции требует высокой квалификации специалистов, работающих в коммерции, а именно знаний в области торгового маркетинга, организации и технологии торговли, менеджмента, логистики, аутсортинга, психологии и этики в торговле, защиты прав потребителей и других наук и областей прикладных знаний.

Требования современного розничного рынка определяют спрос на такие квалификации, как специалист коммерции, управляющий коммерческой деятельностью, менеджер торгового зала, менеджер по продажам, логист, мерчендайзер, специалист по продажам и на другие ранее неизвестные на рынке труда специальности. Это объясняется тем, что коммерческая деятельность на розничном рынке становится все более сложной. Она требует неординарных решений, комплекса специальных знаний, усилий и навыков по продвижению товаров и услуг к конечному потребителю и вместе с тем становится все более интересной, ответственной и творческой.

Принципиальной и важной особенностью современной коммерческой деятельности является тот факт, что она может отвечать требованиям рынка только в том случае, если осуществляется на основе маркетинга-менеджмента, т.е. на основе теории и практики маркетингового управления процессами, трудовыми, материальными, финансовыми и информационными ресурсами организации торговли.

Организация коммерческой деятельности на основе маркетингового управления позволяет практически привести потенциальные ресурсы организации в соответствие с намеченными стратегическими целями, которые, в свою очередь, определены с учетом возможностей и требований рынка. Именно поэтому в содержании коммерческой деятельности появился такой этап, как разработка стратегии коммерческой деятельности. Не будучи панацеей от неудач на рынке, маркетинг тем не менее обогащает теорию и практику коммерческой деятельности, приспосабливает и развивает ее инструментарий к условиям развития конкурентных отношений.

Таким образом, к основным элементам коммерческой деятельности относятся:

1 Информационное обеспечение коммерческой деятельности на основе комплексного исследования рынка. Главным источником получения необходимой коммерческой информации является комплексное изучение рынка.

2 Установление хозяйственных связей с поставщиками товаров, предполагающее определение формы хозяйственных связей, разработку проекта договора, переговорный процесс по согласованию условий договора, подписание договора.

3 Управление торговым ассортиментом направлено на создание таких товаров (услуг) и с такими потребительскими свойствами, которые соответствовали и удовлетворяли потребности определенных контингентов потребителей, ведь потребность становится более индивидуальной, более конкретной.

4 Коммерческая деятельность по организации розничной продажи и ее стимулированию.

5 Рекламно-информационная работа призвана обеспечить успешное продвижение товара на рынок, формирование спроса и увеличение объемов продажи.

6 Предоставление комплекса услуг и сервисное обслуживание, которые обрамляют процесс продажи товаров и делают его более привлекательным и даже интересным для потенциальных покупателей.

7 Разработка стратегии коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность представляет совокупность знаний о рациональной организации торгово-технологического процесса, способах и методах эффективного выполнения торговых операций.

Коммерческая деятельность в розничной торговле - это вид системной деятельности на розничном рынке, связанный с созданием и реализацией ассортимента товаров (услуг), отвечающего требованиям конкретных групп покупателей и обеспечивающего высокий конкурентный статус предприятия.

1.3 Показатели оценки коммерческой деятельности
Система показателей оценки коммерческой работы организаций торговли представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Система показателей оценки коммерческой работы организаций торговли


Направление коммерческой деятельности

Показатель эффективности коммерческой работы

Ассортимент товаров и его формирование

Широта ассортимента

Глубина ассортимента

Коэффициент обновления ассортимента

Коэффициент устойчивости ассортимента

Планирование товарного предложения и обеспечение товарами

Индекс роста товарооборота

Прирост (сокращение) времени обращения товаров

Степень соответствия товарных запасов нормативу

Индекс выполнения плана закупок

Степень выполнения договорных обязательств поставщиками

Ритмичность поступления товаров по ассортименту

Коэффициент допустимого уровня качества товаров

Индекс валового дохода

Формирование и стимулирование спроса

Соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса

Экономическая эффективность

Прирост валового дохода от коммерческих операций

Прирост прибыли от коммерческой деятельности

Соотношение доходов и расходов по закупке и реализации товаров


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [15, c. 94]
Среди инструментов коммерческой деятельности торговой организации ассортиментная политика занимает особое место.

Первый блок в системе оценки коммерческой деятельности - “Ассортимент товаров и его формирование” - состоит из четырех показателей.

Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности. Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы [1, с.51].

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания. Рассмотрим основные показатели торгового ассортимента.

Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Каково же отношение потребителя к широте ассортимента? С одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.

Глубина - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Наибольшее значение показатели глубины ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше глубина ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. Повышенная глубина ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами. Следует учесть, что чрезмерное увеличение глубины ассортимента также может затруднить выбор потребителя, поэтому глубина должна быть рациональной [1, c.58].

Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия товаров в торговой организации разработанному ассортиментному перечню. Под устойчивостью (стабильностью) ассортимента товаров следует понимать бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина. Полнота и устойчивость ассортимента розничных торговых организаций определяется с помощью показателей, именуемых коэффициентами полноты и устойчивости ассортимента.

При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация. Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.

Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации. В условиях дефицита по этому показателю проверяли работу магазинов. По мере насыщения рынка товарами казалось, что надобность в этом показателе отпала. Однако при приватизации многие торговые организации изменили профиль или реальный ассортимент, исключив из него дешевые товары повседневного спроса. Для предотвращения таких негативных явлений вернулись к этому показателю, переименовав его в «ассортиментный перечень». Замена термина «минимум» на «перечень» не очень удачна в сочетании с прилагательным «ассортиментный» (напомним, ассортимент — набор или перечень товаров).

Ассортиментный перечень утверждается органами местного самоуправления. Он включает два-три вида товаров повседневного спроса из каждой группы, определяющих профиль торговой организации. Несоблюдение его считается нарушением правил торговли.

Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования. Наибольшей гармоничностью отличается групповой ассортимент и его разновидности, наименьшей - смешанный. Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер. Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина или отдельных его секций. К преимуществам гармоничного ассортимента следует отнести наименьшие затраты изготовителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя - на поиск и приобретение товаров, близких по назначению или дополняющих друг друга [1, c.56].

Коэффициент обновления ассортимента свидетельствует о развитии и характере хозяйственных связей торговли, как с отечественными, так и зарубежными партнерами, а также работе организаций по обновлению ассортимента. Коэффициент устойчивости ассортимента характеризует видовой состав предлагаемых товаров в товарной группе (подгруппе). Этот блок особенно важен для оценки работы организаций, реализующих товары предусмотренного ассортиментного перечня.

В рыночной экономике формирование ассортимента является прерогативой самих торговых организаций. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак группировки товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплексность спроса, взаимная дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.

Второй блок показателей — «Планирование товарного предложения и обеспечение товарами» — состоит из восьми показателей, отражающих планируемый рост товарооборота организаций, изменение в его структуре на основе товарного предложения, объем планируемого валового дохода, товарных запасов, товарооборачиваемость, качество товара. Эти показатели составляют основу планов закупки товаров, выбора поставщиков, определения условий поставки, ассортимента, сроков, партионности поставки, цен и расчетов с поставщиками и т.д. Чем выше индексы этих показателей, тем эффективнее хозяйственные связи. Здесь значение имеют долгосрочность, степень постоянства хозяйственных связей и, особенно, выполнение договорных обязательств.

Наибольшая результативность коммерческой деятельности наблюдается на крупных предприятиях различных форм собственности, что объясняется наличием долговременных хозяйственных связей с крупными поставщиками. Это обеспечивает высокую информированность специалистов данной группы организаций о рыночной ситуации на текущий момент и ее перспективах.

Группу показателей третьего блока — «Формирование и стимулирование спроса» — целесообразно использовать при оценке соответствия объема и структуры спроса товарному предложению. Предлагаемые показатели рассчитываются по предприятию исходя из ассортимента, его широты, данных о спросе населения и факторов, влияющих на степень завершенности покупок.

В изучении покупательского спроса и торговой конъюнктуры можно выделить следующие основные направления:

1) текущее, или оперативное, изучение конъюнктуры рынка; выявляет тенденции изменения спроса, обнаруживает запасы товаров, не пользующихся спросом;

2) составление конъюнктурных обзоров;

3) изучение и моделирование закономерностей покупательского спроса.

В основе оптимизации ассортимента товаров для организаций розничной торговли лежит изучение различных видов покупательского спроса с целью последующего анализа использования полученных результатов [26, c. 97].

Наиболее распространенной формой проявления спроса является показатель розничного товарооборота. Анализ его структуры помогает выявить предпочтения покупателей в отношении тех или иных товаров. При оптимизации ассортимента целесообразно проводить учет ежедневной реализации по количеству, сумме, а также распределение спроса по времени (например, по дням недели). Наряду с показателями продаж можно получить данные о количестве покупателей и средней сумме покупки.

Товарооборот как выражение спроса позволяет судить лишь о реализованных потребностях покупателей. Существуют еще и нереализованные потребности, а значит – и неудовлетворенный спрос. Причинами возникновения такого спроса могут быть и отсутствие в продаже необходимых потребителям товаров, и слишком высокие, не соответствующие доходам населения, цены на них.

Изменение спроса может быть связано как со снижением потребности покупателей в одних и увеличением потребности в новых, заменяющих их, товарах, так и с расширением потребностей в товарах, спрос на которые уже сложился. В этих случаях говорят о формирующемся спросе.

Таким образом, при изучении спроса учитываются три его вида:

Учет реализованного спроса проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения на отдельные товары. Об объеме и структуре такого спроса судят по размеру продажи товаров. С этой целью используют результаты инвентаризаций, оперативные данные о запасах и поступлении товаров и т.д. Применение современных компьютерно-кассовых систем позволяет вести ежедневную регистрацию проданных товаров и формировать отчеты с выводом их на печать. При этом могут быть учтены не только наименование, количество, цена товаров, но и целый ряд других характеристик [6, c.157].

Информация о реализованном спросе позволяет делать выводы о сезонных колебаниях. Под сезонными колебаниями понимаются такие изменения уровня динамического ряда, которые вызываются влияниями времени года. Их роль очень велика в торговле. Для изучения сезонных колебаний необходимо иметь уровни за каждый квартал, а лучше за каждый месяц. Для измерения сезонных колебаний обычно исчисляются индексы сезонности (Isi):
Isi = Yi / Y *100, (1)

где Yi – среднее значение товарооборота в определенный месяц на основании фактического товарооборота последних лет;

Y – среднее значение товарооборота в месяц на основании фактического товарооборота последних лет.

В крупной организации розничной торговли индекс сезонности можно исчислять по каждой группе товаров.

Одной из эффективных форм изучения неудовлетворенного спроса является также учет и анализ индивидиуальных заказов и заявок покупателей на товары, которых не было в продаже в момент посещения магазина

Учет неудовлетворенного спроса в организации розничной торговли проводится различными способами. Например, в магазинах могут вестись специальные книги, куда заносятся заявки покупателей на товары, отсутствующие в продаже. При поступлении этих товаров покупателей извещают по телефону или с помощью почтовых открыток. Кроме того, с целью изучения этого показателя в розничных торговых организациях возможно проведение анкетных опросов покупателей. Узнать, какие товары из отсутствующих в продаже покупатели хотели бы приобрести, помогают и беседы, проводимые продавцами в процессе обслуживания покупателей.

Это направление коммерческой деятельности неразрывно связано с блоками, характеризующими планирование товарного предложения и формирование ассортимента товаров. Именно в результате предложения товаров потребителю формируется спрос, а в результате анализа спроса населения осуществляется закупка товаров и определяется ассортиментная и ценовая политика. В этом блоке важное место принадлежат рекламной работе торговых и производственных предприятий.

Четвертый блок — «Экономическая эффективность коммерческой деятельности» — характеризует результативность управления коммерческой работой как конкретной организации, так и совокупности организаций на определенной территории. Эти показатели завершают и обобщают оценку коммерческой деятельности.

В торговой организации коммерческая деятельность непосредственно влияет и на его экономические результаты, и на социальную эффективность торговли в целом. Экономическая и социальная эффективность торговли находятся в тесной взаимосвязи. Экономическую эффективность коммерческой деятельности следует оценивать по экономическим результатам, характеризующим работу предприятия в целом: обобщающим экономическим показателям (товарооборот, издержки, прибыль, цены); показателям использования ресурсов (выработка, товарооборачиваемость).

В связи с этим рассмотрим экономические показатели оценки коммерческой деятельности торговой организации.

Анализ финансового положения.

Анализ финансового состояния предприятия осуществляется в соответствии с Правилами по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности (утверждены приказом Минфина, Минэкономики, Мингосимущества, Минстата № 46/ 76/ 1850/ 20 от 27.04.2000 г.).

Под оптимальным финансовым состоянием предприятия понимается сбалансированность отдельных структурных элементов его активов и капитала, а также его способность обеспечивать высокий уровень эффективности их использования.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния являются: Бухгалтерский баланс (ф. № 1); Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2); Отчет о движении фондов и других средств (ф. № 3); Отчет о движении денежных средств (ф. № 4); Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5); Данные статистической отчетности и оперативного учета.

Методика расчета и анализа показателей финансового состояния для торговых организаций представлена в таблице 1.2.

Для оценки уровня конкурентоспособности торговой организации рассчитываются коэффициенты: абсолютной ликвидности, промежуточной ликвидности, промежуточной ликвидности, текущей ликвидности, автономии, финансовой неустойчивости, напряженности, маневренности, коэффициенты оборачиваемости оборотных активов и рентабельности, исчисленные из прибыли итоговой, чистой прибыли к разным финансовым показателям.
Таблица 1.2 Показатели финансовой оценки уровня конкурентоспособности торговой организации


Показатель

Методика расчета

Содержание

1

2

3

Коэффициент абсолютной ликвидности

(Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства

Показывает способность выполнить неотложные финансовые обязательства фирмы за счет готовых средств платежа

Коэффициент промежуточной ликвидности

(Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Средства в расчетах) / Краткосрочные обязательства

Показывает эффективность использования высоколиквидных активов и готовых средств платежа

Коэффициент текущей ликвидности

Текущие активы / Краткосрочные обязательства

Показывает возможность удовлетворения всей текущей задолженности за счет всех текущих (оборотных) активов

Коэффициент автономии


Собственный капитал / Валюта баланса

Показывает долю собственного капитала в ресурсах предприятия и степень независимости от внешних источников финансирования

Коэффициент финансовой неустойчивости


Заемные средства /

Собственный капитал


Показывает соотношение между заемными и собственными средствами, т.е. степень зависимости от внешних источников финансирования

Коэффициент маневренности

Собственные оборотные средства /

Собственный капитал

Показывает долю собственных средств, находящихся в высокооборотной форме


Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Собственные оборотные

средства /

Оборотные

средства

Показывает долю собственных источников в оборотных средствах предприятия, т.е. степень независимости оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости активов

Товарооборот по себестоимости / Средняя сумма активов

Показывает число оборотов всех активов предприятия за анализируемый период

Коэффициент оборачиваемости текущих активов

Товарооборот по себестоимости / Сумма текущих активов

Показывает количество оборотов, совершенных оборотными средствами

Окончание таблицы 1.2

1

2

3

Коэффициент оборачиваемости товарных запасов

Товарооборот по себестоимости / Средняя сумма товарных запасов

Показывает уровень использования товарных запасов как основной части оборотных средств, а также степень удовлетворения спроса и эффективность маркетинговой деятельности

Коэффициент рентабельности вложенного капитала

Балансовая прибыль / Средняя сумма вложенного капитала

Показывает уровень прибыли, генерируемой всеми активами предприятия

Коэффициент рентабельности собственного капитала

Чистая прибыль / Средняя сумма собственного капитала

Характеризует прибыльность собственного капитала, инвестированного в предприятие

Коэффициент рентабельности продаж

Прибыль от реализации товаров и услуг / Товарооборот

Характеризует прибыльность торговой (основной) деятельности предприятия


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2, с. 38, табл. 2.3]
Оценка соответствия используемого производственно (торгово)-технологического процесса современным технологиям.

Производственно (торгово)-технологический процесс оценивается по следующим критериям:

Показателями эффективности торгово-технологического процесса торговой организации могут быть определены следующие (таблица 1.3).
Таблица 1.3 – Показатели эффективности торгово-технологического процесса организации


Показатель

Методика расчета

1

2

Выработка на одного работника

Товарооборот / Среднесписочная численность работников

Фондоотдача

Товарооборот / Средняя стоимость основных фондов

Затратоотдача

Товарооборот / Издержки обращения

Окончание таблицы 1.3

1

2

Коэффициент износа

Сумма начисленного износа / Первоначальная (полная восстановительная) стоимость

Нагрузка на 1 м2 торговой площади

Товарооборот / Торговая площадь

Фондовооруженность

Средняя стоимость активных основных фондов / Средняя численность торгово-оперативного персонала

Ресурсоотдача

Товарооборот / Средняя сумма основных фондов, оборотных средств и фонда заработной платы

Товарооборачиваемость

Средняя сумма товарных запасов / Однодневный товарооборот по себестоимости

Коэффициент ритмичности поставок

Число поставок по графику / Общее число поставок

Темп изменения товарооборота в сопоставимых ценах

Темп изменения товарооборота в действующих ценах / Индекс цен

Коэффициент реализации товаров

Товарооборот / (Запасы товаров на начало + Поступление товаров^

Коэффициент оседания товаров в запасах

Запасы товаров на конец / (Запасы на начало + Поступление товаров)

Коэффициент обновления товарных ресурсов

Поступление товаров / (Запасы на начало + Поступление товаров)

Коэффициент эффективности услуг

Стоимость реализованных услуг / Затраты на их оказание

Уровень доходности

Валовой доход / Товарооборот

Индекс цены торговой услуги

Темп прироста валового дохода / Темп прироста товарооборота в сопоставимых ценах


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2, с. 39, табл. 2.4]
Анализ организации и управления:

Критериями оценки в области организации и управления являются:

-действующая система планирования;

-оперативность управления;

-профессионализм руководства и управления;

-рациональность оргструктуры управления;

-информационное обеспечение и технологии управления.

Оценка эффективности применяемого маркетинга.

В области маркетинга эффективность оценивается следующими критериями:

- ассортиментная политика;

- ценовая политика;

- рекламная деятельность;

- организация хозяйственных связей, их стабильность и
эффективность;

- характер коммерческих сделок и их эффективность;

- конкурентоспособность продукции и услуг.

Анализ эффективности стимулирования труда:

Состав рабочей силы и стимулы к труду оцениваются следующими критериями:

- обеспеченность рабочей силой;

- производительность и эффективность труда;

- уровень заработной платы и социальных выплат;

- стабильность состава коллектива.

Оценка эффективности коммерческой деятельности организаций необходима при планировании хозяйственной деятельности, выявлении причин невыполнения плановых заданий, изыскании резервов повышения эффективности работы организации, определении стратегии его развития. Оценка коммерческой деятельности дает представление об адаптации предприятия к рыночным условиям, позволяет не только выработать стратегию и тактику поведения торговых организаций, но и повысить эффективность управления ими на уровне территории. Ее применение позволяет хозяйствующим субъектам определять слабые и сильные стороны торговой деятельности и сконцентрировать все условия на направлениях, являющихся наиболее перспективными и доходными.

С учетом взаимосвязи уровня коммерческой деятельности с конечными результатами торговой организации необходимо изучать и оценивать степень влияния факторов, определяющих на коммерческий успех.

Рассмотрим ключевые факторы коммерческого успеха.

1. Состояние материально-технической базы торговой организации и ее соответствие современным требованиям:

2. Финансовые факторы коммерческого успеха:

3. Кадровый потенциал:

4. Организационные факторы:

5. Факторы, влияющие на результативность хозяйственных взаимоотношений субъектов рынка:

Наличие множества факторов, их взаимозависимость, динамизм определяют сложность коммерческой деятельности, многовариантность решений, принимаемых зачастую в условиях неопределенности, что сопряжено с хозяйственным риском. Это требует изучения и глубокого анализа степени влияния различных факторов на конечный результат торговой организации, определяет необходимость выделения ключевых факторов, обеспечивающих высокий уровень коммерческой работы и возможность увеличения доходов.

Таким образом, факторы коммерческого успеха можно разделить на зависящие от торговой организации и не зависящие от нее. К первой группе относятся: объем деятельности торговой организации, ее ассортимент и структура, организация управления коммерческой деятельностью, структура торгового аппарата, квалификация персонала, эффективность его работы, финансовое состояние организации. К факторам, не зависящим от торговой организации, следует отнести: налоговую и финансовую политику правительства; состояние платежеспособности населения, вкусы, предпочтения, спрос; состояние экономики республики: инфляцию, динамику производства товаров; таможенную политику; демографическую ситуацию; уровень конкуренции, конкурентную среду и т.д. Необходимо учитывать степень влияния этих факторов, изучать их, уметь грамотно использовать для получения наилучшего экономического результата.

2 Анализ коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ-Минск»
2.1 Краткая характеристика ОАО «ЦУМ-Минск»
Центральный универмаг Республики Беларусь был открыт 5 ноября 1964 года. ОАО "ЦУМ-Минск" создано на основании приказа Минского городского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 31.12.1998 №306 путём преобразования арендного торгового предприятия "ЦУМ-Минск" в соответствии с Законом РБ "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", правовыми актами о приватизации и разгосударствлении государственной собственности. Общество является правопреемником имущественных прав и обязанностей названного арендного предприятия. Учредителями ОАО "ЦУМ-Минск" являются Минский городской Комитет по управлению госимуществом и приватизации РБ и коллектив арендного предприятия "ЦУМ-Минск".

ОАО «ЦУМ-Минск» является одним из самых крупных в республике торговым центром, который расположен в центральной части города Минска по адресу – пр. Независимости, 54.

ОАО «ЦУМ-Минск» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь, и Уставом открытого акционерного общества «ЦУМ-Минск», утвержденного собранием акционеров.

Целью создания ОАО «ЦУМ-Минск» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством.

Общество является собственником имущества и денежных взносов, переданных ему учредителем; продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной и иной деятельности; полученных доходов, а также иного имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством.

Основным видом деятельности открытого акционерного общества «ЦУМ-Минск» являются: розничная торговля товарами; розничная торговля на рынках; хранение и складирование; эксплуатация и сдача в наем собственного имущества; производство свежевыпеченного хлеба и хлебобулочных изделий; рестораны, кафе, бары; деятельность в области охраны общественного порядка и безопасности. Срок деятельности общества не ограничен.

Характеристика:

Юридическое наименование: ОАО «ЦУМ-Минск»

Характер деятельности: промышленные и продовольственные товары

Число занятых: 1124 человека (на 01,09,2008)

Основная сфера деятельности: розничная торговля товарами народного потребления

Режим работы: с 9 до 21(воскресенье – с 10 до 18 часов)

ОАО «ЦУМ-Минск» по товарной специализации относится к универсальным магазинам

По форам обслуживания ОАО «ЦУМ-Минск» является магазинам с совмещенной формой обслуживания – самообслуживания, обслуживание через прилавок, по образцам.

ОАО "ЦУМ-Минск" осуществляет розничную торговлю и торгово-производственную деятельность; розничную торговлю алкогольными и табачными изделиями; реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней; оптовую и комиссионную торговлю, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; перевозку грузов; создание складов временного хранения. Уставный фонд ОАО "ЦУМ-Минск" определен в размере 153 668,4 млн.бел.руб. и состоит из 1 024 456 простых именных акций номинальной стоимостью 150 тыс.бел.руб.

ОАО "ЦУМ-Минск" осуществляет розничную торговлю и торгово-производственную деятельность; розничную торговлю алкогольными и табачными изделиями; реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней; оптовую и комиссионную торговлю, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; перевозку грузов; создание складов временного хранения. Уставный фонд ОАО "ЦУМ-Минск" определен в размере 153 668,4 млн.бел.руб. и состоит из 1 024 456 простых именных акций номинальной стоимостью 150 тыс.бел.руб.

Коллектив ОАО «ЦУМ-Минск» дважды удостаивался высокой награды – премии «Бронзовый Меркурий»: в 1998 г. – за проведение реконструкции и достижение высоких финансово-экономических показателей, в 2001 г. – за лучшую организацию торгово-бытового обслуживания населения, обеспечение высокого уровня культуры торговли, высокоэффективную хозяйственную деятельность, развитие и совершенствование торговой отрасли в городе и республике.

Схема организационной структуры ОАО «ЦУМ-Минск» представлена в приложении А.

Высшим органом управления предприятием является собрание акционеров. В его компетенцию входят следующие задачи:

- внесение изменений и дополнений в устав;

- изменение уставного фонда;

- определение основных направлений деятельности общества, утверждение его планов и отчетов об их выполнении;

- утверждение годовых отчетов, а также отчетов и заключений ревизионной комиссии, распределения прибылей и покрытия убытков, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков предприятия;

- создание, реорганизация и ликвидация общества;

- решение иных вопросов в соответствии с уставом.

В период между собраниями акционеров руководство деятельностью предприятия осуществляет наблюдательный совет. Он осуществляет организацию выполнения решений собрания акционеров, утверждает сметы расходов на содержание органов управления и контроля, в том числе на обучение и повышение квалификации членов наблюдательного совета, ревизионной комиссии и дирекции, осуществляет найм и освобождает от должности директора, согласовывает назначение и освобождает от должности членов дирекции, осуществляет контроль за деятельностью дирекции, привлекает аудиторов для проверки деятельности предприятия и решает другие задачи.

Члены наблюдательного совета избираются ежегодно очередным собранием акционеров из числа акционеров и их представителей.

Возглавляет универмаг директор. Руководство текущей деятельностью данного общества осуществляет дирекция и директор, которые подотчетны по всем вопросам своей деятельности Собранию акционеров и Наблюдательному совету. Директор действует на основании контракта, заключенного в порядке, предусмотренном законодательством.

Он осуществляет текущее руководство деятельностью универмага, обеспечивает выполнение решений общего собрания участников и выполняет следующие функции:

  1. несет ответственность за деятельностью организации;

  2. издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками;

  3. применяет к работникам меры поощрения и дисциплинарного взыскания;

  4. утверждает штатное расписание, применяет на работу и увольняет работников;

  5. заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и иные счета

Немаловажную роль играет наличие в ОАО "ЦУМ-Минск" отдела организации торговли, который осуществляет следующие функции:

  1. внедрение современных методов и форм торгового обслуживания;

  2. оказания дополнительных услуг покупателям;

  3. разработка и осуществления мероприятий по совершенствованию торгового процесса;

  4. обеспечение информацией покупателей по вопросам торгового обслуживания в универмаге;

  5. рекламная, информационная и дизайнерско-оформительская деятельность;

Отдел организации торговли обеспечивает наилучшие условия эффективного, систематического, позитивного скоординированного приложения знаний и умений работников, необходимых для совершенствования торгового процесса универмага, для полного удовлетворения потребностей как новых так и постоянных покупателей.

Существуют такие структурные подразделения, как отдел кадров, коммерческий отдел, отдел цен, отдел организации торговли, экономический отдел, отдел АСУ, бухгалтерия, в состав которой входят следующие отделы: учета товаров и тары на складах, учета товаров и тары в розничной торговле, финансово-расчетных операций, расчетов с рабочими и служащими, а также сектора по учету основных фондов и по безналичным расчетам и др.

Таким образом, правильно организованная работа структурных подразделения ОАО "ЦУМ-Минск" позволяет универмагу достичь высоких результатов деятельности.

Коммерческий отдел выполняет коммерческие функции. Ответственными исполнителями коммерческого отдела являются товароведы, основные функции которых закреплены в должностной инструкции товароведа.

На товароведа возлагаются следующие функции:

1.Определение соответствия качества материальных ресурсов нормативным документам и заключенным договорам.

2.Осуществление связей с поставщиками и потребителями продукции.

3.Оперативный учет поступления и реализации товарно-материальных
ценностей.

4.Участие в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей.

5.Оформление документации на поставку и реализацию продукции,
составление отчетности.

6.Контроль за соблюдением правил хранения
товарно-материальных ценностей на складах.

В состав универмага входят 6 товарных отделов, сформированных по потребительскому назначению: хозяйственные товары, обувно-галантерейные товары, швейно-трикотажные товары, товары для дома, культтовары, продовольственные товары. Каждый из отделов в свою очередь, делится на секции, в которых представлен широкий ассортимент товаров. Формированием ассортимента и изучением спроса покупателей занимается коммерческая функция. В ее функции входит также организация закупки товаров, организация выставок, ярмарок и распродаж товаров. Роль данного структурного подразделения велика, так как от правильно организованной его работы зависит не только текущая деятельность универмага, но и конечный финансовый результат.

Универмаг имеет два филиала: отдел № 5 «Комаровский», расположенный по ул. В.Хоружей, и отдел № 6 «Товары для женщин», расположенный по ул. Куйбышева.

Эти отделы являются его структурными подразделениями и находится на балансе ОАО "ЦУМ-Минск".

Универмаг оказывает 30 бесплатных и 40 платных услуг покупателям: раскрой тканей, доставки товаров на дом, оформление подарков, хранение товаров в бюро услуг, подгонка купленных в универмаге швейных изделий. Одной из последней и более значимых услуг является открытие детской комнаты в универмаге. Дополнительные услуги. Оказываемые покупателям, пряма влияют на увеличение товарооборота универмага.

Перечень дополнительных услуг, оказываемых ОАО "ЦУМ-Минск" представлен в приложение Б.

Продажа товаров осуществляется за наличный и безналичный расчеты, в кредит, а также по пластиковым карточкам (Виза, Маэстро, Виза электрон)

ОАО "ЦУМ-Минск" управляет специалисты высокой квалификации. В основе кадровой политики организации лежат 2 основных критерия – образования и опыт работы в сфере торговли. Для всех специалистов разработаны должностные инструкции.

В универмаге представлен широкий ассортимент товаров, в основном белорусского производства - от продуктов питания до товаров хозяйственно-бытового назначения.

Ассортимент товаров в универмаге «ЦУМ-Минск» формируется по различным признакам. При этом учитывается действие многих факторов:

1) тип и размер предприятия. ОАО «ЦУМ-Минск» является крупным универсальным магазином, имеет большую торговую площадь, квалифицированный персонал. Планировка торгового зала обеспечивает свободное движение покупательского потока, кратчайшее движение товаров из помещения для хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения. Торгово-технологическое оборудование магазина удобное и современное. В универмаге используются прогрессивные методы обслуживания.

2) техническая оснащенность торгового предприятия. ОАО «ЦУМ-Минск» отличается высокой технической оснащенностью торгово-складским оборудованием;

3) численность обслуживаемого населения. ОАО «ЦУМ-Минск» обслуживает достаточно большое количество покупателей г.Минска и гостей столицы.

4) место расположения предприятия по отношению к другим торговым предприятиям. ОАО «ЦУМ-Минск» занимает выгодное расположение, так как имеется хорошее транспортное сообщение. Рядом с универсамом находится станция метро, остановка общественного транспорта.
2.2 Анализ основных экономических показателей ОАО «ЦУМ-Минск»
Основные показатели хозяйственной деятельности универмага представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЦУМ-Минск» за 2008-2009 гг.


Показатели

2008г.

2009г.

Откло-нение (+,-)

Темпы измене-ния, %

1

2

3

4

5

1. Товарооборот

в действующих ценах, млн.р.

всего в действующих ценах без НДС и налога с продаж, млн.р.

в сопоставимых ценах, млн.р.


150774

124430
150774


182606

153715
170660


31832

29285
19886


121,1

123,5
113,2

2. Сумма налогов, включаемых в выручку, млн.р.

26344

28891

2547

109,7

3.Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, млн.р.

97069

119637

22568

123,2

4. Расходы на реализацию, млн.р.

в % к товарообороту


23526

15,6

27652

15,1

4126

-0,5

117,5

96,8

5. Доходы от реализации, млн.р.

в % к товарообороту

27361

18,1

34078

18,7

6717

0,6

124,5

103,3

6. Прибыль от реализации, млн.р.

в % к товарообороту

3835

2,5

6426

3,5

2591

1,0

167,5

140,0

7. Убыток от внереализационных доходов и расходов, млн.р.

-1962

-3131

-

-

8. Прибыль от операционных доходов и расходов, млн.р.

233

308

75

132,2

9. Прибыль итоговая, млн.р.

2106

3603

1497

171,1

10. Налоги и отчисления, уплачиваемые из прибыли, млн.р.

1397

1969

572

140,9

11. Чистая прибыль, млн.р.

в % к товарообороту

709

0,5

1634

0,9

925

0,4

230,5

180,0

12. Среднесписочная численность

1126

1152

26

102,3

13. Производительность труда

в действующих ценах, млн.р.

в сопоставимых ценах, млн.р.


133,9

133,9


161,1

148,1


27,2

14,2


120,3

110,6


Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ЦУММинск»
Объем розничного товарооборота за 2008 год составил 150774 млн.руб., за 2009 год – 182606 млн.руб. и возрос по сравнению с прошлым годом на 21,1 % в действующих ценах, что составило 31832 млн. руб. Темп прироста товарооборота в сопоставимых ценах составил 13,2%.

За 2009 год доход от реализации товаров составил 34078 млн. рублей или 18,7% к обороту. По сравнению с 2008 годом уровень дохода от реализации товаров увеличился на 0,6% к обороту.

Расходы на реализацию за 2009г. составили 27652 млн.руб., или 15,1% к обороту. По сравнению с прошлым периодом уровень расходов снизился на 0,5% к обороту.

В ОАО «ЦУМ-Минск» за 2009г. получена прибыль от реализации 6426 млн. руб., что на 2591 млн. руб. больше, чем в 2008г., что составило 3,5% к обороту. На величину прибыли отчетного периода оказали влияние наличие прибыли от операционной деятельности и убыток от внереализационных операций. В результате прибыль отчетного периода составила в 2009 году 3603 млн.руб., темп прироста составил 71,1%.

Размер чистой прибыли в 2009 году увеличился на 925 млн.руб. и составил 1634 млн.руб., темп прироста – 230,5%.

Среднесписочная численность работников организации за 2009 г. по сравнению с прошлым периодом увеличилась на 26 человек, или на 2,3%, и составила 1152 человек.

Производительность труда в действующих ценах увеличилась на 27,2 млн.руб. или на 20,3%, в сопоставимых ценах – на 17,2 млн.руб. или на 10,6%. Товарооборот на 1 мІ торговой площади в 2009 году составил 18,4 млн.руб. в действующих ценах и 17,2 млн.руб. в сопоставимых ценах.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЦУММинск», рассчитанные за периоды 2008-2009 гг., свидетельствуют о выполнении принятых обязательств. В течение 2009 года в торговой организации постоянно проводилась активная, целенаправленная работа по увеличению объема товарооборота, что обеспечило высокие темпы прироста этого показателя. Проведенный анализ основных финансово-хозяйственных показателей деятельности ОАО «ЦУМ-Минск» свидетельствует о стабильном и устойчивом развитии торговой организации. Все показатели хозяйственной деятельности имеют положительную динамику, организация работает с прибылью.

Эффективность деятельности торговой организации во многом определяется динамикой товарооборота. Развитие розничного товарооборота ОАО «ЦУМ-Минск» характеризуется данными таблицы 2.2.

  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации