Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры - файл n1.doc

приобрести
Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры
скачать (3344 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3344kb.13.09.2012 20:52скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
СНОЕЫ ТЕО



Учебник

для

техникумов

физической культуры



ОСНОВЫ ТЕОРИИ

И МЕТОДИКИ

ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ


Под общей редакцией проф. А. А. Гужаловского

Допущено Государственным комитетом СССР
.Ч^Ч по физической культуре и спорту в качестве


%

J4 учебника для техникумов физической культуры

Библиотека! у

БГОИФК I МОСКВА

ОИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ» 1986

ББК 75.1 075

Авторский коллектив: В. М. Выдрин, А. А. Гужаловский, В. Н. Кряж и др.

Рецензенты: кафедра теории и методики физического воспитания ГЦОЛИФКа

Е. Н. Нижник, преподаватель основ теории и методики физической культуры

Молдавского техникума физической культуры

Основы теории и методики физической культуры:

075 Учеб. для техн. физ. культ./Под ред. А. А. Гужалов-

ского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с, ил.

Учебник написав на основе утвержденной программы по данному предмету, являющемуся профилирующим в техникумах физической куль­туры. При создании учебника авторы учитывали современные данные науки, а также передовое опыт практической работы по физической культуре и спорту.

Для учащихся техникумов физической культуры.

4201000000—108

О 19-86 ББК 75.1

009(01)—86

© Издательство «Физкультура и спорт>, 1986 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предмет «Основы теории и методики физической культуры»
является основным, профилирующим в учебном плане подготовки
специалистов в техникумах физической культуры, так как овла­
дение его материалом служит необходимой теоретической базой
для освоения знаний, умений и навыков всех специальных спор­
тивно-педагогических дисциплин. lBсвою_рчередъ, успешное изу-/
чение основ теории и методики физической культуры предпола­
гает знание вопросов марксистско-ленинской философии, анато-1
мии, физиологии, педагогики, истории, организации и управления/
физической культурой и т. п.

Учебник «Основы теории и методики физической культуры» является первым учебником по данной дисциплине, поскольку раньше в средних физкультурных учебных заведениях изучался курс «Теория и методика физического воспитания», содержание которого вошло составной частью в данный предмет.

При написании учебника авторы опирались на принципиаль­ные положения, изложенные в специальных постановлениях ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам дальнейшего развития физической культуры и спорта в стране, учитывали современные требования жизни советского общества и новейшие данные в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и других направлений использования фи­зической культуры. Учебник состоит из трех частей. В первой части изложены общие вопросы теории физической культуры. Освоение их дает возможность учащимся техникумов представить себе место и значение советской физической культуры в нашей жизни. Здесь даются основные термины и понятия, которыми должен свободно владеть профессионально грамотный специалист. Раскрывается сущность физического воспитания как составной части физической культуры, дается разносторонняя характери­стика физических упражнений, которые являются основным средством физического воспитания, излагаются принципы и мето­ды физического воспитания и вопросы, связанные с обучением двигательным действиям и воспитанием физических способностей.

Во второй части учебника дается характеристика советской системы физического воспитания, раскрываются основные направ­ления использования физической культуры (общая, профессио­нально-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка, спортивная тренировка, физическая культура в условиях быта и профессиональной деятельности).

В третьей части учебника изложены основы методики работы с различными контингентами населения, начиная с дошкольного и кончая пожилым возрастом. Методические вопросы базируются

з

на строгой научной обоснованности и по возможности насыщены фактически конкретным материалом об особенностях направлен­ного использования физической культуры в жизни различных контингентов населения.

Таким образом, учебник охватывает все основные стороны теории физической культуры профессиональной деятельности спе­циалиста.

Учебник подготовлен авторским коллективом кафедры теории и методики физического воспитания Белорусского государствен­ного ордена Трудового Красного Знамени института физической культуры с участием специалистов родственных кафедр других институтов и техникумов физической культуры.

В написании учебника принимали участие: проф. В. М. Выд-рин — гл. 1, 8, 11, 12, 13, 14; канд. пед. наук В. Н. Кряж — гл. 2, 10, проф. В. Д. Мазниченко — гл. 3, 4, 6; канд. пед. наук Ю. Ф. Ку-рамшин — гл. 5; канд. пед. наук В. П. Попов — гл. 7 (совместно с канд. пед. наук Ю. Г. Грузновым, раз. 7.1); канд. пед. наук Л. Ф. Шитикова — гл. 9, 16; канд. пед. наук В. Я. Бунин — гл. 15; проф, А. А. Гужаловский и канд. пед. наук С. В. Молчанов —гл. 18, 19; в написании гл. 17 принимали участие А. ■ А. Гужаловский (разд. 17.7—17.9), канд. пед. наук Н. М. Моисеев (разд. 17.3— 17.6), Л. Ф. Шитикова (разд. 17.1, 17.2), Б. П. Журавинский (разд. 17.9.3 совместно с А. А. Гужаловский).

Часть I СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 1 ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НАУКА И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

1.1. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Различные понима­ние и толкование (а тем более незнание профессиональных тер­минов) затрудняют как общение специалистов, так и препода­вателя с учащимися, лишают возможности грамотно обучать и воспитывать людей.

В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «физическое образование», «физическая подготовка», «физическое совершенст­во», «физические упражнения» и др.

Для освоения этих специфических понятий необходимо знать понятия более общего характера, существующие в науке и в быту, так как профессиональные термины формируются и опре­деляются на основе общих, родовых понятий.

Для физической культуры родовым является понятие «кулы тура». Это очень сложное и многогранное явление, присущее всему человеческому обществу и каждому человеку.

В научном понимании культура — это способ и качественная сторона деятельности человекаГТйассов, всего общества по освое­нию, созданию, хранению и распространению материальных и ду­ховных ценностей*. Значит, культура — это и сам процесс дея­тельности, и его результаты. В классовом обществе культура всег­да имеет классовый характер.

Деятельность человека может быть материально, социально и духовно преобразующей. Она может быть направлена на при­роду (окружающую среду), на общество и на самого человека. Изменяя природу, человек изменяет и себя, совершенствует свои физические, интеллектуальные, нравственные, волевые и другие качества. В этом весьма сложном социальном процессе человек выступает, с одной стороны, как носитель (субъект) определен-

* В быту этот термин применяется часто по отношению к одному какому-либо виду деятельности (культура поведения, культура производства, культура быта и т. п.).

5

ного уровня собственного культурного развития, поскольку имен­но он является деятелем. Его развитие определяется как наслед­ственностью, так и социальными условиями и потребностями самой личности, класса, общества. С другой стороны, он является объектом деятельности, так как все, что делается в области куль­туры, прямо или опосредованно направлено на человека, на со­вершенствование его биологической и социальной сущности.

Следовательно, культура направлена на формирование, разви­тие и практическое использование сил и способностей человека как главного субъекта исторического действия. Она имеет весьма сложную структуру и многочисленные функции, отвечающие по­требностям индивидуального и общественного развития личности. Отсюда становится понятным, что развитие способностей челове­ка происходит только в процессе деятельности, побудитель­ной причиной которой являются потребности общества и личности. В свою очередь, человеческая деятельность состоит из отдельных взаимосвязанных действий (например, трудовая деятель­ность—'из трудовых действий, движений; учебная — из учебных; спортивная — из спортивных). Специфическими действиями в об­ласти физической культуры являются физические упражне­ния. / Физическаякультипа^- органическая часть культуры общества и личности. Sffo такаяобласть деятельности, которая удовлетво­ряет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам их жизнедеятельности, \и-прежде всего к труду.

Ее частями являются физическое воспитание, спорт, физиче­ская рекреация, физическая реабилитация. Каждая из них удов-f летворяет определенные потребности общества и личности.

rh,,r,„t,„n„„„ „„|^щтпи"пnnAri-TTHH-nnvfiti процесс, направлен­ный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей че­ловека. Как и воспитание в целом, физическое воспитание является общей категорией личности и общества. Конкретное содержание и направленность этой общественно необходимой деятельности обусловливаются классовыми интересами и особен­ностями исторического развития общества, его потребностями в физическом совершенствовании людей. ЛщАгчнюсть фттрншпт.. воспитания содтртгг п Т9М, ит pf' fy"i"!"nft явпигтпт ПРШГутггт ^венно**о^у"риир"71р"'дгр»нян v рачиитир физических гппрпАнпгтрй занимающихся. В процессе физического воспитания осуществля­йся также общее воспитание личности, поскольку оно формиру­ет интересы, мотивы, нормы и правила поведения людей, их цен­ностные ориентации и т. п.

Физическая подготовка — часть физического воспита­ния, педагогический процесс развития физических способностей и двигательных навыков с учетом требований производства, вида деятельности (военного дела, вида спорта). Так, например, су­ществует физическая подготовка монтажника-высотника, пожар­ника, танкиста, легкоатлета. Результатом физической подготовки

б

является физическая подготовленность человека к успешным действиям в области своей профессии и занятия. Различают о б-щую физическую подготовку (ОФП) к труду вообще и специальную (СПФ), к данному конкретному труду или виду деятельности (например, спортивной).

Физическо д_ р g flu? " тд° — часть физического воспитания, процесс изменения форм и функций организма, а также резуль­тат этого изменения (рост, вес и т. п.) ."Оно может идти стихийным путем (естественное физическое развитие ребенка) и целенаправ­ленно, под влиянием специально подобранных физических упраж­нений в процессе физического воспитания или тренировки. По­этому управление физическим развитием людей в соответствии ^ современными требованиями представляет собой одну из глав­ных задач физической культуры.

Cnopj1 игровая, соревновательная деятельность, основанная на использовании физических упражнений и направленная на достижение наивысших результатов. Направленность к высшим достижениям, специализация, состязательность и зрелищность являются его главными признаками как части физической куль" туры. Спорт удовл^тв.пра<"г "^тр^бир^ти в .гпргп1швато|Щ|Ттап""1т.г и трлкндгтн" и в изучении и раскрытии резервных возможностей

Физическая рекреация — осуществление активного от­дыха людей с помощью физических упражнений, получение удоволь­ствия от этого процесса. Она удовлетворяет потребности людей в развлечениях с помощью физических упражнений, переключении с одного вида деятельности на другой, отвлечении от обычных ви­дов ее (бытовых, профессиональных, спортивных).

Физическая реабилитация — деятельность по-^восста-новлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека. Она удовлетворяет потребно­сти в лечении и восстановлении сил человека средствами физи­ческой культуры: физическими упражнениями, массажем, баней, водными процедурами и т. п.

Таким образом, указанные части (компоненты физической культуры) полностью удовлетворяют все потребности в физиче­ской подготовке (в широком смысле слова) человека ко всем формам его жизнедеятельности. Они включают в себя все мно­гообразие видов, форм использования физических упражнений, естественных сил природы, режимов питания, труда и отдыха. Чтобы правильно отнести данный вид или форму к, соответству­ющей части физической культуры, достаточно ответить на вопрос, какие потребности человека они удовлетворяют.

3 1.2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ _


Как уже указывалось, культура направлена не только на пре­образование внешней социальной и природной среды, но прежде всего на воспитание человека, формирование его личности, миро-

7

воззрения, форм и характера поведения и т. п. В процессе куль­турной деятельности человек не только создает ценности, но и формирует себя в многообразии форм своего выражения. Его задатки формируются в способности, которые, в свою очередь, воплощаются в результатах его деятельности.

Развитие человека определяется в основном двумя факторами. Первый характеризуется естественными, биологическими (ге­нетическими) предпосылками к развитию. Раскрытие законо­мерностей этого естественного развития позволяет избирательно и целенаправленно воздействовать на организм человека, исходя из заложенных в нем, генетически обусловленных предпосылок, планировать и прогнозировать результаты его всестороннего раз­вития. Второй фактор определяется социальными потреб­ностями общества в подготовке людей к разнообразным фор­мам и способам жизнедеятельности. С этой целью создаются средства и методы комплексного воздействия на человека.

Наиболее общей социальной потребностью в советском обще­стве является всестороннее и гармоническое развитие людей и создание объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований.

Человека и его культуру создал труд, т. е. преобразующая деятельность, в процессе которой человек, изменяя природу, из­менял и свою собственную природу. Как органическая часть культуры, физическая культура также решает проблему воспро­изводства человека, его сил и способностей, является одним из важных средств формирования культуры человека и общества.

Связь физической культуры с культурой общества в целом обусловлена единством их происхождения и ролью в формирова­нии человека, а также взаимным влиянием всех частей культуры в процессе ее развития. Поэтому физическая культура является внутренне присущей человеческому обществу частью культуры на любой стадии его развития.

Физическая культура связана с такими общекультурными сто­ронами жизни общества, как экономика, политика, образ жизни, историко-этнографические особенности развития народов и др. Она обогащает общество такой информацией, какую культура не может получить ни из какого другого источника (например, о деятельности человека в экстремальных условиях космоса, спор­та).

Таким образом, физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением только задач физического развития, а выполняет и другие со­циальные заказы общества в области политики, морали, воспи­тания, эстетики. Она не имеет границ — социальных, профессио­нальных, биологических, возрастных, географических. Однако в классовом антагонистическом обществе физическая культура всег­да имеет классовый характер.

Физической культуре посвящены специальная литература, средства массовой информации (журналы, газеты, кино, радио, телевидение). Она способствует возникновению новых направле-

8

яий в развитии материальной и духовной культуры (техника, стро­
ительство, наука, художественная литература, музыка, кино, архи­
тектура, театр, живопись, скульптура). Все это взаимосвязано
и выступает-одной иа форм проявления социальной обусловлен­
ности и классового характера физической культуры как специ­
фической "Области общественно необходимой деятельности. Так,
например, "физическая культура удовлетворяет потребности лю­
дей в общении, в играх и развлечениях. в пе.рр.мр.нр. двяталъдрсти,
в некоторый фирМсЯ^самовыраженй'Й личности через социально-
&ктЩ^ую'^п^^^-?^'г'>п^' """*"""—"•"-"""'"""' * -

Физическая культура включает в себя науку (комплекс спе­циальных научных дисциплин), органы руководства и управления, систему организации, кадры и систему их подготовки (физкуль­турное образование), материальную базу (инвентарь, оборудо­вание, базы, Дворцы спорта и т. п.). В ее содержание входит также специфическая двигательная деятельность и активность людей, основой которых являются физические упражнения.

Физическая культура имеет деятельную (т. е. сами про­цессы деятельности) " р fi ft у т ь т п т гг п п у гп (л виде специфиче­ских материальных, духовных и иных ценностей, полученных в данной области) стороны. К ним относится степень физического совершенства людей и физической их подготовленности к труду и другим формам общественно полезной жизнедеятельности, со­стояние здоровья, осознанный интерес к физическим упражнениям, внедрение физической культуры в жизнь и быт советских людей и многое другое.

Советская физическая культура, тесно связанная с политикой партии, способствует коммунистическому воспитанию. Именно поэтому она всегда была и остается одним из важнейших и обя­зательных средств всестороннего развития человека.

В нашем обществе всестороннее и гармоническое развитие ин­
дивида осуществляется не только в интересах общественного про­
изводства, но и самого человека. <ФииздзЈская культура личности
представляет собой ту часть-культуры человека.'^'Г^^'^п^е^ЗВР"
^ ет стёгГЕнь радвихия^физических сил и двигательных наЪыковГ"а
'также уровень жизнедеятельности и жизнеспособности человека,
"Состояние е.щ здоровья, раскрывает пот^циаЯШШ'^ЗШбЖШ^Ж'
физической деятрльупггр* ■*f*fft'R?4?'"Пптимя~льн1мУ"ур^^чУ^ияи'"Р!'
лЗГощ развития"^ггает возможность осуществлять на высоком урТов-
JS^ft0Фeccйш^aлl^ . куль;

^УЛЗ-выступает как обширная социальная ~о"бласть^ проявления результатов содержательного творческого труда, личных дарова-

1.3. СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Любое сложное общественное явление и каждая область че­ловеческой. деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации, или структуру. В понятие «структура» вхо­дит два основных характерных признака: состав и строение.

9

Состав—это количество частей или элементов, из которых состоит данное явление. Это количество должно быть вполне до­статочным, но вместе с тем и совершенно необходимым.

В структуру культуры общества входит много элементов (час­тей). Каждый из них представляет собой конкретную область деятельности со своими специфическими целями, задачами, сред­ствами. Физическая культура также имеет исторически сложив­шуюся структуру, в состав которой входят такие ее части, как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация.

Физическое воспитание является самой древней частью физи­ческой культуры, которая своими корнями уходит в первобытную педагогику, и вместе с тем наиболее организованным и регламен­тированным элементом физической культуры. Оно имеет стройную, исторически сложившуюся систему целей и задач применительно к возрасту, полу, физическому развитию и состоянию здоровья занимающихся.

В соответствии с конкретными целями и задачами физическое воспитание использует наиболее эффективные средства, поз­воляющие укреплять здоровье, совершенствовать телосложение и функциональные возможности человеческого организма, фор­мировать систему специальных знаний, двигательных навыков и умений. Все многообразие средств физического воспитания реа­лизуется в интересах личности и общества на основе научно обоснованных принципов и с помощью специфических и об­щепедагогических методов. Наконец, физическое воспитание имеет исторически проверенные и высокоэффективные формы организации занятий физическими упражнениями. Все это определяет ведущее положение физического воспитания как от­носительно самостоятельной части физической культуры.

Другим составным компонентом физической культуры явля­ется спорт. В спортивной деятельности раскрываются психофизи­ческие способности человека на предельных уровнях. Это своего рода «лаборатория», в которой моделируется, изучается и раскры­вается возможность деятельности человека в экстремальных усло­виях. Каждый рекордсмен, чемпион выполняет роль первопроход­ца, который показывает остальным людям возможность дости­жения результата, который когда-то казался немыслимым. Люди находят в спорте один из способов самоутверждения собственной личности, победы над временем, весом, соперником, над собой.

В сфере спорта расширяются возможности общения людей, сопереживания, эстетического и высокоэмоционального восприя­тия, разумного использования внерабочего времени. Это особен­но важно в настоящее время, в условиях убыстряющегося темпа развития научно-технической революции. Люди, вовлеченные в стремительный ритм современной жизни, испытывают острый де­фицит общения, неформальных отношений и связей между собой. А это неблагоприятно сказывается на их психике, состоянии пси­хического здоровья.

Общение в сфере спорта способствует установлению взаимо-

10

понимания между народами стран с различными социально-эко­номическими условиями, борьбе за мир, за разрядку междуна­родной напряженности.

Самостоятельной частью физической культуры является физи­ческая рекреация. Ее необходимость обусловлена потребностями производства и других видов деятельности в средствах активно­го отдыха и восстановления сил. Дело в том, что характер произ­водства оказывает весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на чело­века может проявляться из-за воздействия производственной среды (загазованность, шум, вибрация и т. п.), характера само­го труда (тяжелый физический, монотонный), особенности рабо­чей позы, статичности и других факторов. Поэтому средства предотвращения неблагоприятных влияний и устранения нежела­тельных последствий труда на человека должны быть разные. От жестких, экстремальных (спортивные состязания) до мягких, до­ступных людям любого возраста (прогулки, подвижные игры, пассивный отдых, сон).

Кроме того, научно-техническая революция в системе произ­водства, а также процессы урбанизации жизни и быта людей формируют у них чувство естественного желания более частого общения с природой.

ЦК КПСС и Советское правительство уделяют большое вни­мание вовлечению в занятия физическими упражнениями совет­ских людей самых различных возрастов, воспитанию у них по­требности к занятиям такого рода. Рекреативные формы фи­зической культуры являются одним из реальных и доступных пу­тей решения этой задачи.

В силу всего этого рекреативные формы физической культуры являются мощным фактором вовлечения различных слоев насе­ления в занятия физическими упражнениями, внедрения физиче­ских упражнений в повседневную жизнь и быт советского народа.

Составной частью физической культуры является физическая реабилитация, т. е. процесс восстановления с помощью физиче­ских упражнений временно утраченных или сниженных физиче­ских способностей, лечения травм, полученных в процессе труда или спортивных занятий. Физическая реабилитация непосредст­венно смыкается с лечебной физической культурой (ЛФК).

Совокупность всех этих частей физической культуры полно­стью удовлетворяет все общественные потребности в физической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой деятельности, в восстановлении сил, израсходованных в процессе труда, а также и в раскрытии всего многообразия двигательных возможностей человека.

Структура физической культуры характеризуется не только составом, но и строением. Под строением понимается характер связей -между частями физической культуры. Эти связи могут носить либо координационный характер (взаимодействие на од­ном^ уровне), либо подчиненный, субординационный.

Все части физической культуры (физическое воспитание,

и

спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация) носят однопорядковый характер, являясь органическими частями физи­ческой культуры, не подчиненными друг другу. В то же время каждая из этих относительно самостоятельных частей несет в себе отдельные элементы других частей физической культуры, и все они взаимосвязаны и взаимно обусловлены.

Так, например, в процессе физического воспитания широко используются спортивные состязания, эстафеты, рекреативные формы. В спортивной тренировке широко применяются формы и методы физической рекреации, а последняя пользуется элементар­ными формами спортивных соревнований, спортивным инвентарем и оборудованием, содействует решению задач физического воспи­тания и спорта.

Тем не менее каждая часть прежде всего решает свои, особые, конкретные задачи посредством не только общих, но и своих спе­цифических методов и форм организации. Каждая из этих частей также имеет свою структуру (т. е. состав и строение), о чем будет сказано в соответствующих главах учебника.

1.4. ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи прежде всего общекультурные социаль­ные функции. К ним можно отнести такие, как образовательная, воспитательная, нормативная, преобразовательная, познаватель­ная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и др.

Главные направления развития советской физической куль­туры, общекультурные социальные функции определены в ряде партийных и правительственных программных документов. В них постоянно подчеркивается, что физическая культура направлена на решение задач создания материально-технической базы ком­мунизма, на формирование коммунистических общественных от­ношений и воспитание нового человека, повышение его творче­ской социальной активности, воспитание воли, целеустремлен­ности, мужества и т. п.

Физическая культура выполняет общекультурные социальные функции с помощью своих специфических средств.

Как самостоятельная часть культуры общества, физическая культура имеет свои специфические социальные функции. Они органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как об­щественно необходимой деятельности, ее способность удовлетво­рять запросы общества в области физического воспитания.

Эти функции по признакам общности их проявления можно свести в следующие группы.

1. Общее развитие и укрепление организма всех людей неза­висимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физиче­ского развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укреп­ление здоровья, сдерживание процессов инволюции и т. п.).

12

  1. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности и зищите Родины (повышение работоспособности, устойчивости про­тив неблагоприятных условий труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.).

  2. Удовлетворение потребностей людей в активном отдыхе и рациональном использовании нерабочего времени (развлечения, игры).

  3. Развитие волевых, физических способностей и двигатель­ных возможностей человека до предельных уровней.

Чтобы правильно понять функции физической культуры, сле­дует иметь в виду, что вся культура в целом представляет собой преобразовательную деятельность.

Преобразовательная деятельность физической культуры по отношению к природе носит сугубо опосредованный характер (создание загородных баз, открытых бассейнов, гребных кана­лов и т. п.). По отношению к обществу она проявляется в обла­сти организации, управления физической культурой. Главная цель всей преобразовательной деятельности физической культу­ры— физическое и духовное преобразование самого человека. Одним из видов преобразовательной деятельности с целью физи­ческого или духовного самоусовершенствования является измене­ние форм и функций человеческого организма под воздействием целенаправленных физических упражнений, применение которых научно обосновано с позиции биологии, педагогики и психологии.

Социалистическое общество, имея главной целью всесторон­нее и гармоническое развитие личности и создание реальных со­циально-политических и материально-экономических условий для этого, на каждом этапе своего развития принимает программы, реализация которых ведет общество к намеченной цели. Такими общесоциальными программами являются Программа партии, пя­тилетние планы.

Физическая культура развивается на методологической основе этих программных документов, а ее конкретные, специфические функции отражены в комплексе ГТО, Единой всесоюзной спортив­ной классификации (ЕВСК), в высших достижениях советских и зарубежных спортсменов.

Каждая часть физической культуры (физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация) имеет свои конкретные функции, которые по отношению к специфиче­ским функциям физической культуры являются внутренними.

Таким образом, физической культуре, как органической части культуры общества, присущи три категории функций: общекуль­турная, специфическая и внутренняя.

1.5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

«Основы теории и методики физической культуры» — научная дисциплина, представляющая собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функ-

13

ционирования и направленного использования с целью всесто­роннего и гармонического развития людей.

Эта дисциплина создавалась и развивается на основе маркси­стско-ленинских методологических концепций теории и истории культуры общества.

Развиваясь под влиянием труда в процессе своей культурной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных дейст­вий. Его физические способности вначале совершенствовались в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между под­готовкой к труду и его результатами. Возникали первобытные стихийные основы обучения и воспитания как необходимые усло­вия подготовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого сложного процесса первобытной «педагогики» постепен­но, по мере исторического развития общества, выделилась и фи­зическая культура как область специальной деятельности, в ко­торой решаются задачи физической подготовки людей к труду и жизни.

В ходе развития человека и общественного производства воз­никла социальная (общественная) потребность определить общие цели и конкретные задачи, а также и специальные средства физи­ческой подготовки людей к жизни, методы (способы) использова­ния этих средств. На первых порах развития человеческого обще­ства все эти вопросы решались по интуиции, стихийно. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию.

Чтобы решать все вопросы на профессиональном уровне, со­временный специалист по физической культуре должен владеть большим объемом достаточно глубоких знаний, основанных на последних данных науки.

Физическая культура постепенно превратилась в область ши­рокой и сложной социальной деятельности, которая требует научно-практического подхода с позиции различных наук: фило­софии, истории, социологии, педагогики, психологии, биологиче­ских наук (физиологии, анатомии и др.).

Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требований к физической подготовленности людей, к деятельно­сти в различных областях жизни появляются предпосылки к воз­никновению теории. Возникает и развивается теория физиче­ского воспитания — наука об общих закономерностях физи­ческого воспитания как педагогического процесса и необходимой части общего воспитания.

Теория физической культуры относится к категории социаль­ных педагогических наук, так как она связана с процессами обу­чения и воспитания человека в интересах определенных классов, общества. Она изучает физическую культуру как органическую часть культуры общества, сложную область социально необходи­мой деятельности, тесно связанную с другими явлениями и сто­ронами социальной жизни общества.

14

Задачи теории физической культуры заключаются в том, что­бы обнаружить, раскрыть, объяснить и обосновать влияние средств физического воспитания на человека, найти рацио­нальные методы их использования и целесообразные формы.

«Основы теории и методики физической культуры» также и учебная дисциплина, вооружающая специалистов необходимыми знаниями для их практической деятельности.

В содержание «Основ теории и методики физической культу­ры» входят такие вопросы, как определение ее структуры и функ­ций, цели, задач и средств, создание и практическое использова­ние понятийного аппарата, выявление целей, задач, содержания, принципов и методов ее составных частей. Раскрываются слож­ные взаимосвязи с другими областями деятельности общества и другими сторонами коммунистического воспитания: нравствен­ным, умственным, трудовым, эстетическим.

Как учебная дисциплина «Основы теории и методики физиче­ской культуры» является главной, профилирующей в учебном плане техникумов физической культуры. Она определяет общее профессиональное образование специалиста в данной области, его знания, конкретную профессиональную направленность дея­тельности, взгляды, убеждения. Любая конкретная деятельность в области физической культуры непременно опирается на теорию физической культуры.

Таким образом, «Основы теории и методики физической куль­туры»— единая научно-учебная дисциплина, тесно связанная с другими дисциплинами учебного плана. Она создает необходимые предпосылки и условия для профессионального роста и совершен­ствования специалиста, для понимания путей и перспектив раз­вития любого конкретного направления в области физической культуры, уяснения ее социального значения, роли и места в условиях зрелого социализма.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Дайте определение понятий «культура», «физическая культура», «физи­ческое воспитание», «спорт», «физическая рекреация», «физическая реабилита­ция».

  2. Почему физическая культура является частью культуры общества?

  3. Какова структура физической культуры?

  4. Каковы задачи каждой части физической культуры?

  5. Что такое социальные функции физической культуры и их структура? Дайте характеристику ее функций.

  6. Дайта характеристику «Основ теории и методики физической культуры» как учебного предмета и научной дисциплины.

15

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации