Гуреев В.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ О судебных приставах - файл n1.docx

приобрести
Гуреев В.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ О судебных приставах
скачать (230.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx231kb.13.09.2012 20:51скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах"
(в ред. Федеральных законов от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.03.2007 N 29-ФЗ, от 22.07.2008 N 132-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 19.07.2009 N 194-ФЗ)




Предисловие



Деятельность государственных служащих в качестве своей главной цели преследует повышение качества жизни человека, обеспечение его прав, свобод и законных интересов.

В России институт судебных исполнителей имеет весьма глубокую историю и на протяжении столетий непосредственно связывался с деятельностью судебной власти, а сами судебные приставы фактически выступали в качестве работников судов. Во многом именно этим обуславливается этимология названия должности - "судебный пристав".

В настоящее время судебные приставы являются государственными гражданскими служащими и, соответственно, относятся к исполнительной ветви власти, что, однако, нисколько не умаляет их значения в механизмах принудительного исполнения судебных актов и обеспечения установленного порядка деятельности судов.

Комментируемый закон за всю отечественную историю стал первым нормативным правовым актом, принятым на законодательном уровне и непосредственно посвященным правовому статусу судебного пристава, а также организационно-правовым основам деятельности службы судебных приставов. И хотя более чем за десятилетний период применения закона был выявлен целый комплекс недостатков, вследствие чего он претерпел значительные изменения, а многие из его статей были изложены в новой редакции, концепция государственной системы принудительного исполнения осталась неизменной.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах"*(1) уточнил и несколько расширил полномочия судебных приставов, а также привел в целом комментируемый закон в соответствие с действующим законодательством.

Представленный комментарий учитывает все последние изменения и дополнения в Закон о судебных приставах, а также в подзаконные нормативные правовые акты, посвященные деятельности судебных приставов. Кроме того, при его написании использовалось актуальное законодательство о государственной службе, об исполнительном производстве; обобщалась судебная практика и правоприменительная практика Федеральной службы судебных приставов.

Автор выражает искреннюю надежду на то, что настоящий комментарий окажется полезным в работе не только судебных приставов, но также судей, прокуроров, адвокатов и иных практикующих юристов. Кроме того, он призван помочь студентам учебных заведений, обучающихся по юридической специальности, аспирантам, преподавателям, а также всем тем, кто интересуется вопросами правового регулирования деятельности судебных приставов Российской Федерации.

Глава I. Общие положения



Статья 1. Задачи судебных приставов

В соответствии с комментируемой статьей на судебных приставов в Российской Федерации возлагается решение важных для государства и общества задач:

1) обеспечение установленного порядка деятельности судов;

2) осуществление исполнения актов юрисдикционных органов;

3) предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности ФССП России.

Указание на последнюю задачу отсутствовало в первоначальной редакции рассматриваемой статьи и, хотя с некоторым опозданием, но вполне обоснованно появилось в соответствии с Законом N 194-ФЗ.

Первая задача реализуется судебными приставами по ОУПДС. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями. Предварительное расследование преступлений осуществляют дознаватели службы судебных приставов.

При этом необходимо учитывать, что деятельность судебных приставов в качестве своей главной цели направлена на претворение в жизнь основополагающей конституционной нормы, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Судебные приставы по ОУПДС обеспечивают исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Нормативной правовой основой указанной деятельности наряду с Конституцией РФ и комментируемым Законом выступают УК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Указ Президента РФ N 1316, Административный регламент N 384, Инструкция N 226, а также ряд других актов.

При этом согласно Административному регламенту N 384 исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:

- обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

- выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;

- исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

- обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

- проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела вещественных доказательств и их сохранности;

- поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

- взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

- предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;

- осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

- участие в совершении исполнительных действий.

Исходя из буквального толкования комментируемой статьи следует, что деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов распространяется на все федеральные суды, к которым в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"*(2) относятся:

- КС РФ, ВС РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- ВАС РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Поскольку в систему судов общей юрисдикции входят и мировые суды - суды субъектов РФ, то на них также должна распространяться компетенция судебных приставов по ОУПДС.

В то же время остается открытым вопрос о том, возлагается ли на судебных приставов задача по обеспечению установленного порядка деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Приходится констатировать, что комментируемой статьей указанный вопрос прямо не решен.

Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства.

Задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение исполнительных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).

Принудительное исполнение юрисдикционных актов является неотъемлемой частью правосудия. Так, в решениях Европейского суда по правам человека последовательно находит свое отражение позиция, согласно которой исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как "часть суда"*(3). При этом осуществление исполнительного производства возложено на орган исполнительной власти - ФССП России, государственным служащим которой и выступает судебный пристав-исполнитель.

Решение указанной в комментируемой статье задачи предполагает законодательное определение условий и порядка принудительного исполнения юрисдикционных актов.

Согласно Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

Необходимо отметить, что из приведенного правила имеются исключения. Так, установленный действующим законодательством порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации и ее субъектам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а также по искам к бюджетным учреждениям может быть охарактеризован в настоящее время известной спецификой. Речь прежде всего идет о нормативно-правовой основе совершаемых действий по исполнению, а также об уполномоченных государственных органах, обеспечивающих данное исполнение.

Статья 7 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в указанных актах, могут исполняться в том числе и иными государственными органами и должностными лицами. При этом ч. 2 ст. 7 названного Закона уточняет, что данные органы исполняют требования на основании исполнительных документов в порядке, который может устанавливаться и иными федеральными законами. Такой случай предусмотрен самим же Законом об исполнительном производстве, содержащим ссылку на особый порядок исполнения. Так, в ч. 2 ст. 1 данного Закона определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ. В настоящее время такой порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ определяется гл. 24.1 БК РФ, которая была введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"*(4) и является специальной по отношению к Закону об исполнительном производстве. К органам, уполномоченным исполнять подобные исполнительные документы, относятся Минфин России или соответствующие финансовые органы субъекта РФ (муниципального образования), а также органы казначейства. Лишь в отдельных случаях исполнение судебного акта становится возможным и посредством направления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.

Из сказанного можно заключить, что задача исполнения юрисдикционных актов трактуется в комментируемой статье для целей Закона о судебных приставах в узком смысле.

К недостаткам комментируемой статьи можно отнести отсутствие в ней стоящих на практике перед судебными приставами задач в сфере административной юрисдикции.
Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов

Комментируемая статья посвящена раскрытию правовой основы деятельности судебных приставов в Российской Федерации. Из ее содержания можно сделать вывод о том, что для решения стоящих перед судебными приставами задач они должны руководствоваться нормативными правовыми актами только федерального уровня, особое место среди которых принадлежит Конституции РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15). Иными словами, Конституция РФ обладает верховенством над законами и подзаконными актами, в том числе и теми, которые регламентируют принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обеспечение установленного порядка деятельности судов.

Принципиально важным для судебного пристава является конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и их защита - обязанность государства (ст. 2). Более того, в России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Собственно говоря, приведенные положения должны лежать в основе деятельности всех органов государственной власти. Особое значение они имеют и для службы судебных приставов.

К примеру, при осуществлении судебными приставами по ОУПДС привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, важно помнить, что достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления; запрещено насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение (ст. 21).

Принудительное же исполнение актов юрисдикционных органов судебными приставами-исполнителями должно осуществляться, в частности, в строгом соответствии с конституционным требованием необходимости признания и равной защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8). Это предполагает одинаковое отношение в рамках исполнительного производства ко всем формам собственности с особенностями, установленными соответствующим законом.

К не менее важным конституционным положениям, оказывающим непосредственное влияние на содержание деятельности судебного пристава, относятся также:

- неприкосновенность жилища (ст. 25);

- гарантированность судебной защиты прав и свобод, а также возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц (ст. 46);

- право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53);

- возможность создания федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78);

- порядок утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти (ст. 112) и некоторые др.

В развитие конституционных положений принимаются как федеральные конституционные, так и федеральные законы. Хотя комментируемая статья и не содержит указания на первые, тем не менее, вполне очевидно, что они также составляют основу правового регулирования деятельности не только самих судебных приставов, но и службы судебных приставов в целом. В частности, речь идет о следующих нормативных правовых актах: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"*(5); Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"; Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"*(6); Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"*(7).

К числу федеральных законов, составляющих основу правового регулирования деятельности судебных приставов, комментируемая статья относит Закон о судебных приставах и Закон об исполнительном производстве. Названные законы выступают в качестве специальных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности судебных приставов. Первый затрагивает вопросы правовой регламентации деятельности судебных приставов-исполнителей, судебных приставов по ОУПДС, их права, обязанности, а также гарантии правовой и социальной защиты. Кроме того, комментируемый закон рассматривает общие положения организации деятельности службы судебных приставов, анализ которых, однако, свидетельствует о достаточно фрагментарном и поверхностном подходе со стороны законодателя, что в настоящее время едва ли следует признать удовлетворительным.

Закон об исполнительном производстве определяет порядок и условия принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц (ч. 1 ст. 1 Закона).

Комментируемая статья содержит указание на другие федеральные законы, которыми должны руководствоваться в своей деятельности судебные приставы. Их можно разделить на материальные и процессуальные федеральные законы.

К числу первых можно отнести:

- Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"*(8), определяющий правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службой;

- Закон о государственной гражданской службе, устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы, правовое положение (статус) гражданских служащих, к которым в соответствии с действующим законодательством и относятся судебные приставы;

- ГК РФ, в рамках которого осуществляется определение правового положения лиц, выступающих участниками исполнительного производства; объектов гражданских прав, на которые обращается взыскание в рамках принудительного исполнения судебными приставами юрисдикционных актов; особенности обращения взыскания на заложенное имущество; порядок проведения публичных торгов;

обязательственные отношения в исполнительном производстве, а также ряд других вопросов частноправового характера;

- Трудовой кодекс РФ, устанавливающий процедуру рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, порядок выдачи удостоверения комиссии по трудовым спорам, являющегося исполнительным документом, а также рассматривающий вопросы, связанные с восстановлением работника на работе;

- СК РФ, содержащий правовые нормы об алиментных обязательствах и их взыскании; порядок исполнения решений суда по делам, связанных с воспитанием детей.

К числу вторых относятся:

- ГПК РФ, содержащий правовые предписания о: принудительном приводе свидетелей в случае их неявки в судебное заседание без уважительных причин по вторичному вызову (ст. 168); удалении из зала лиц, нарушающих порядок в судебном заседании (ст. 159); выдаче судом исполнительного листа (ст. 428), в том числе и на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 423); выдаче дубликата исполнительного листа или судебного приказа (ст. 430); перерыве и восстановлении срока предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 432); разъяснении исполнительного документа (ст. 433); отсрочке или рассрочке исполнения, изменении способа и порядка его исполнения, индексации присужденных денежных сумм (ст. 434); приостановлении и возобновлении исполнительного производства (ст. 436-438); прекращении исполнительного производства (ст. 439, 440); порядке оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий или бездействия (ст. 441); повороте исполнения решения суда (ст. 443-445); имуществе должника, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (ст. 446);

- АПК РФ, являясь федеральным законом, обеспечивающим в целом процедуру экономического правосудия, включает нормы о: порядке исполнения определения арбитражного суда об обеспечении иска (ст. 96); исполнении мирового соглашения (ст. 142); удалении из зала лиц, нарушающих порядок в судебном заседании (ст. 154); исполнении решения или определения арбитражного суда (ст. 182, 187, 318); разъяснении исполнительного документа (ст. 179); выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 236-240); приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 241-246); судебном иммунитете иностранных государств применительно к исполнению решений российских арбитражных судов (ст. 251); выдаче, содержании и сроках предъявления исполнительного листа к исполнению (ст. 319-321); восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению (ст. 322); выдаче дубликата исполнительного листа (ст. 323); отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта арбитражного суда, изменении способа и порядка его исполнения (ст. 324); повороте исполнения судебного акта (ст. 325-326); приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительного производства (ст. 327); отложении исполнительных действий (ст. 328); оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий или бездействия (ст. 329); ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение судебным приставом-исполнителем своих обязанностей (ст. 330); ответственности за утрату исполнительного листа (ст. 331); ответственности за неисполнение судебного акта банком или иной кредитной организацией и другими лицами (ст. 332). Применительно к деятельности судебных приставов немаловажное значение принадлежит КоАП РФ, в частности, предусматривающий административную ответственность за неисполнение распоряжения судебного пристава по ОУПДС (ст. 17.3); воспрепятствование законной деятельности судебного пристава (ст. 17.8); нарушение законодательства об исполнительном производстве (ст. 17.14); неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (ст. 17.15). При этом в настоящее время, исходя из ст. 23.68, судебные приставы-исполнители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 13.26, ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ, от имени ФССП России.

Кроме того, к законодательным актам, затрагивающим деятельность судебных приставов, относятся: БК РФ, НК РФ, УК РФ, Закон об оружии, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"*(9), Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"*(10), Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"*(11) и др.

Комментируемая статья в качестве правовой основы деятельности судебных приставов рассматривает и нормативные правовые акты подзаконного уровня: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты Минюста России.

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, но в то же время они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ).

Важнейшее для судебных приставов значение имеют: Указ Президента РФ N 1316, Положение о Минюсте России, а также указы Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"*(12); от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции"*(13); от 10 апреля 2004 г. N 519 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы"*(14); от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти"*(15); от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"*(16); от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"*(17), а также некоторые др.

Среди нормативных правовых актов Правительства РФ, затрагивающих деятельность судебных приставов, следует особо выделить: Перечень боевого ручного стрелкового и иного оружия, а также Постановления Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 180 "Об утверждении норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи Федеральной службы судебных приставов"*(18); боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Федеральной службы судебных приставов"; от 24 декабря 2008 г. N 1018 "О порядке и размерах финансирования расходов, связанных с осуществлением приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю"*(19); от 21 июля 2008 г. N 550 "Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора"*(20); от 9 апреля 2001 г. N 280 "О форменной одежде судебных приставов"*(21); от 6 апреля 1999 г. N 386 "Об утверждении перечня должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации"*(22); от 27 декабря 2004 г. N 850 "О порядке обеспечения прокурорских работников, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения"*(23) и др.

Согласно пп. 9 п. 8 Положения о Минюсте России данный государственный орган вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (приказы, распоряжения и другие акты), которые обязательны для исполнения государственными и муниципальными органами, их должностными лицами, организациями и гражданами.

В связи с тем, что ФССП России подведомственна Минюсту России, на последнее возлагается нормативно-правовое регулирование, в том числе в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных, а также актов других органов.

Примечательно, что ст. 3 Закона об исполнительном производстве не относит к числу актов, составляющих законодательство об исполнительном производстве, нормативные правовые акты Минюста России.

Исходя из существующих правил толкования, применению подлежит акт, обладающий высшей юридической силой, что приводит нас к выводу о том, что нормативные правовые акты Минюста России напрямую не относятся к законодательству об исполнительном производстве. В то же время, возложение на Минюст России функций по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности предопределяет возможность издания им нормативных правовых актов, посвященных организационно-методическим вопросам принудительного исполнения юрисдикционных актов.

К числу актов, имеющих непосредственное отношение к деятельности судебных приставов, относятся: совместное Постановление Минтруда России и Минюста России от 15 августа 2002 г. N 60/1 "Об утверждении норм нагрузки судебных приставов"; Приказы Минюста России от 6 апреля 2005 г. N 33 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях"*(24); от 4 апреля 2008 г. N 81 "Об организации работы по выплатам компенсаций в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью судебного пристава"*(25); Инструкция N 226; Административные регламенты N 192 и N 384, а также ряд иных актов.

В комментируемой статье ничего не сказано о международных договорах Российской Федерации. Однако в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы и подлежат преимущественному применению в случаях возникновения коллизий с нормами национального законодательства. Не является исключением и законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов.

Примерами международных договоров, в рамках которых решаются двусторонние вопросы исполнения иностранных судебных решений, могут служить: Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам"*(26); Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 25 февраля 1993 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам"*(27); Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам"; Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой от 20 ноября 2000 г. "О сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам"*(28); проект договора между Российской Федерацией и Монголией от 4 апреля 1998 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам".
Статья 2.1. Использование словосочетания "судебный пристав"

Комментируемая статья отсутствовала в первоначальной редакции Закона и была введена лишь Законом N 194-ФЗ.

Ее появление в законодательном акте обусловливается тем, что в России в связи с достаточно активным в последние годы развитием рынка частных услуг по взысканию задолженностей (рынка коллекторских услуг) получила определенное распространение практика использования для обозначения сотрудников коллекторских агентств таких названий, как "частный судебный пристав", "альтернативный судебный пристав" и т.п., что потенциально вводит в заблуждение относительно их правового статуса.

Комментируемая статья впервые в истории современной России на законодательном уровне вводит определенные ограничения на использование словосочетания "судебный пристав", имеющие в качестве своей основной цели обеспечение реальной возможности получения всеми заинтересованными лицами достоверной информации о характере оказываемых им услуг, а также укрепление авторитета органов государственной власти.

Исходя из этого, словосочетание "судебный пристав" теперь может использоваться только в отношении:

1) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. В настоящее время указанные функции возложены на ФССП России;

2) структурных подразделений ФССП России;

3) должностных лиц ФССП России;

4) профессиональных союзов судебных приставов;

5) структурных подразделений профессиональных союзов судебных приставов;

6) должностных лиц профессиональных союзов судебных приставов. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что введенный запрет на свободное использование словосочетания "судебный пристав" является хотя и правильной, но, к сожалению, отнюдь не универсальной мерой противодействия тем лицам, которые стремятся к получению определенных выгод для собственного бизнеса за счет использования схожих терминов и аббревиатур, способных привести к формированию искаженного представления о них у третьих лиц*(29).
Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

Комментируемая статья содержит основные требования, которые законодатель предъявляет к лицу, желающему замещать должность судебного пристава.

Установленные критерии объективно обусловлены задачами, возложенными на ФССП России, и являются минимально необходимыми для успешного выполнения судебным приставом своих должностных обязанностей.

Для замещения должности судебного пристава кандидат должен: во-первых, быть гражданином Российской Федерации, во-вторых, достигнуть возраста 21 год*(30), в-третьих, иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, в-четвертых, не иметь судимости, в-пятых, быть способным по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности судебного пристава, и наконец, в-шестых, обладать состоянием здоровья, позволяющим лицу замещать должность судебного пристава.

Для старшего судебного пристава и его заместителя установлен повышенный образовательный ценз - он должен иметь высшее юридическое образование.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной гражданской службе. Соответственно, гражданин, желающий стать судебным приставом, должен отвечать также и тем требованиям, предъявляемым к лицам, поступающим на государственную гражданскую службу, которые установлены Законом о государственной гражданской службе.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации