Мосунов А.А. Стандартизация, сертификация, метрология. В 4-х частях - файл n3.doc

приобрести
Мосунов А.А. Стандартизация, сертификация, метрология. В 4-х частях
скачать (204.3 kb.)
Доступные файлы (4):
n1.doc154kb.21.05.2005 01:14скачать
n2.doc270kb.21.05.2005 01:10скачать
n3.doc268kb.21.05.2005 01:09скачать
n4.doc360kb.21.05.2005 01:08скачать

n3.doc



Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный педагогический университет

«СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ »

(конспект лекций)
ЧАСТЬ 3
«ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ»


Екатеринбург, 2005

УДК 006

Составитель А.А.Мосунов

Научный редактор

СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ: конспект лекций по курсу «Стандартизация, сертификация, метрология». Ч.3. «Подтверждение соответствия»/А.А.Мосунов. Екатеринбург: УрГПУ, 2005, 26 с.


В конспекте лекций приведены основные понятия, цели, принципы, формы подтверждения соответствия, а также системы, схемы, порядок добровольной и обязательной сертификации продукции и услуг.

Библиогр.: 10 назв. Табл. 3. Прил.2.

Подготовлено кафедрой технологии и предпринимательства.
Уральский государственный

педагогический университет, 2005

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1. Основные понятия…………………………………………………………….5

2. Цели, принципы и формы подтверждения соответствия…………………..6

3. Добровольное подтверждение соответствия………………………………..7

4. Обязательное подтверждение соответствия………………………………...8

5. Участники системы сертификации....................................…………………13

6. Схемы сертификации продукции и услуг………………………………….15

7. Порядок обязательного подтверждения соответствия……………………18

8. Организация деятельности органов по сертификации……………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...………….………………………………………………….23

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ…………………………………………………...24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…...……………………………………...24

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..26


ВВЕДЕНИЕ
Деятельность по установлению требований к качеству продукции, услуг, процессам их производства и реализации основана на системах стандартизации, оценки соответствия.

В условиях государственного управления экономикой в процессе управления качеством участвовали с одной стороны - государство в лице предприятий, выпускающих продукцию и оказывающих услуги, совместно с контролирующими и регулирующими органами, а с другой – потребители.

В составе органов, контролирующих деятельность предприятий по качеству продукции, входили отделы технического контроля предприятий, ведомственные комиссии, органы вневедомственного контроля. Главная задача контролирующих органов – предотвращение выпуска предприятиями продукции или услуг, не соответствующих требованиям стандартов и технических условий, утверждённым образцам, положениям проектно - конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров.

В девяностых годах прошлого века в ходе становления в России экономики рыночного типа получили развитие существенные процессы:

- появление производителей продукции и услуг негосударственных форм собственности;

- увеличение номенклатуры и объёма товаров и услуг;

- расширение внутреннего и международного товарообмена;

- усиление внутренней и международной конкуренции производителей товаров и услуг;

- возникновение реальных перспектив вступления России в международные экономические и торговые организации – Европейский Союз, ВТО.

Названные процессы в сочетании с мировым техническим прогрессом привели к необходимости изменения системы оценки и управления качеством продукции и услуг. В этих условиях эффективным способом гарантии качества, широко применяемым в мировой практике, явилось подтверждение соответствия требованиям стандартов третьей стороной, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя (покупателя), - сертификация.

Становление рыночной экономики было поддержано законодательно основополагающими Федеральными законами Российской Федерации:

- «О защите прав потребителей» от 07.02.92;

- «О стандартизации» от 10.06.93;

- «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93.

Дальнейшее развитие экономики России потребовало совершенствования процессов стандартизации и оценки соответствия. Достижению этой цели призван способствовать федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.02.

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции, процесса, работы, услуги предъявляемым к ним требованиям. Одной из форм оценки соответствия является общепризнанный в мировой практике способ - сертификация соответствия.

Сертификация (лат.) – «сделано верно». Чтобы убедиться в том, что продукция «сделана верно», в процессе сертификации необходимо ответить на вопросы:

- каким требованиям продукция, процесс, работа, услуга должны соответствовать?

- как путём можно получить доказательства этого соответствия?
1. Основные понятия
Аккредитация – официальное признание компетентности физического или юридического лица выполнять работы в области оценки соответствия.

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям ТР.

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие продукции требованиям ТР.

Заявитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Знак обращения на рынке – обозначение, информирующее приобретателя о соответствии продукции требованиям ТР.

Знак соответствия – обозначение, информирующее приобретателя о соответствии продукции требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции её существенным признакам.

Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции, объектов, процессов требованиям ТР, положениям стандартов, условиям договоров.

Приобретатель – юридическое или физическое лицо, получающее товар или услугу для производственных, бытовых или личных целей.

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объекта требованиям ТР, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям ТР, положениям стандартов, условиям договоров.

Система сертификации – совокупность правил проведения сертификации, участников сертификации, правил функционирования системы.

Схема сертификации – состав, порядок и последовательность действий третьей стороны по оценке соответствия продукции, услуг, систем качества.

Форма подтверждения соответствия – определённый порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ или оказания услуг требованиям ТР, положениям стандартов, условиям договоров.
2. Цели, принципы и формы подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия осуществляют в целях:

- удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов требованиям ТР, стандартов и условиям договоров;

- содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ;

- осуществления международного экономического, научно - технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляют на основе принципов:

- доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

- недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования ТР;

- установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определённых видов продукции в соответствующем ТР;

- уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения и затрат заявителя;

- недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определённой системе добровольной сертификации;

- защиты имущественных интересов заявителей;

- соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

- недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия применяется равным образом и в равной мере независимо от:

- страны или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг;

- видов или особенностей сделок и лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, конечными потребителями.

Подтверждение соответствия на территории РФ имеет характер:

- добровольный;

- обязательный.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляют в форме:

- добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляют в формах:

- принятия декларации о соответствии;

- обязательной сертификации.

Порядок применения форм обязательного подтверждения устанавливает федеральный закон «О техническом регулировании».
3. Добровольное подтверждение соответствия.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации в форме добровольной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется для установления соответствия товара, услуги требованиям национальных стандартов, стандартов организаций, систем добровольной сертификации, условиям договоров.

Орган по добровольной сертификации:

- осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

- оформляет и выдаёт сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

- предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, предусмотренного соответствующей системой добровольной сертификации;

- приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Система добровольной сертификации устанавливает:

- перечень объектов добровольной сертификации и их характеристик;

- правила выполнения работ по сертификации;

- порядок оплаты работ по сертификации;

- возможность применения знака соответствия.

Система добровольной сертификации проходит регистрацию в федеральном органе по техническому регулированию, который ведёт единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации.

Системы добровольной сертификации характерны:

- активной ролью заявителя (выбирает требования к объекту, методы проверки, стандарты и другие нормативные документы, систему и схему сертификации);

- самоорганизацией системы (создание системы возможно любым субъектом хозяйственной деятельности, юридическим или физическим лицом);

- открытостью, возможностью для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников, правилами и процедурами сертификации;

- самостоятельностью, невмешательством федеральных и местных органов власти, общественных структур в деятельность системы.

Объекты, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут быть маркированы знаком соответствия системы. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для него способом (типографской печатью, тонкоплёночными технологиями, голографическими изображениями), месте (на товаре, упаковке, технической и сопроводительной документации, рекламе) в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

Знак соответствия:

- убеждает приобретателя, потребителя в надлежащем качестве и безопасности товара, услуги;

- помогает органам госнадзора принять решение о возможности реализации товара;

- является для страховых компаний гарантией безопасности товара.

В РФ действуют более ста систем добровольной сертификации, в том числе системы сертификации:

- в бизнесе и торговле;

- продукции машиностроения и приборостроения «Абрис»;

- веществ и материалов по химическому составу;

- банковских технологий;

- средств и систем в сфере информатизации;

- объектов и услуг;

- систем качества и производств Росстандарта;

- средств измерений;

- морской техники;

- интеллектуальной собственности;

- услуг связи;

- услуг информационных технологий и систем качества предприятий;

- программных средств, применяемых в обязательном медицинском страховании.
4. Обязательное подтверждение соответствия
Обязательное подтверждение соответствия проводится в случаях, установленных соответствующим ТР. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Форма и схемы устанавливаются ТР с учётом степени риска не достижения его целей. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу на всей территории РФ независимо от схем обязательного подтверждения соответствия. Работы по обязательному подтверждению соответствия оплачивает заявитель. Стоимость работ устанавливает Правительство РФ.

Декларирование соответствия осуществляют по одному из вариантов:

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (третьей стороны).

Заявителем может быть юридическое или физическое лицо, являющееся частным предпринимателем, изготовителем, продавцом, представителем иностранного изготовителя на основании договора с ним, круг заявителей устанавливает соответствующий ТР. Схему декларирование соответствия с участием третьей стороны ТР устанавливает, если отсутствие третьей стороны не приводит к достижению целей подтверждения соответствия.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательные материалы, в качестве которых использует техническую документацию, результаты собственных испытаний, исследований и (или) другие документы. Состав доказательных материалов определяет соответствующий ТР.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает:

- протоколы исследований, испытаний и измерений, проведённых в испытательной лаборатории (центре);

- сертификат системы качества, в отношении которого предусмотрен контроль (надзор) органа по сертификации.

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и содержит:

- наименование и указание местонахождения заявителя;

- наименование и указание местонахождения изготовителя продукции;

- информацию об объекте подтверждения соответствия;

- наименование ТР, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

- указание схемы декларирования соответствия;

- заявление-декларацию изготовителя, продавца о безопасности продукции при её использовании в соответствии с целевым назначением;

- сведения о проведённых исследованиях, испытаниях и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям ТР;

- указание срока действия декларации о соответствии;

- иные сведения, предусмотренные соответствующим ТР.

Срок действия декларации о соответствии определяет соответствующий ТР. Форму декларации утверждает федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Оформленная по установленным правилам декларация подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трёх дней. Порядок ведения реестра деклараций о соответствии, форму представления сведений в реестр, порядок оплаты определяет Правительство РФ.

Декларация о соответствии и доказательные документы хранятся у заявителя в течение трёх лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.

До вступления в силу соответствующего ТР Правительство РФ определяет и ежегодно дополняет номенклатуру (перечень) отдельных видов товаров и услуг, в отношении которых распространяется возможность принятия декларации о соответствии вместо обязательной сертификации.

В номенклатуру входят:

- продукция резинотехническая;

- приборы и аппараты оптические;

- подшипники;

- садово-огородный инвентарь;

- продукция деревообработки;

- продукция лёгкой и текстильной промышленности;

- продукция пищевой промышленности, животноводства, растениеводства;

- медицинские изделия.

Обязательное подтверждение соответствия в форме обязательной сертификации осуществляет орган по обязательной сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации устанавливает соответствующий ТР. Соответствие продукции требованиям ТР подтверждает сертификат соответствия, выданный заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия оформляется на русском языке и содержит:

- наименование и указание местонахождения заявителя;

- наименование и указание местонахождения изготовителя продукции;

- наименование и указание местонахождения органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

- информацию об объекте сертификации;

- наименование ТР, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

- заявление органа по обязательной сертификации о соответствии продукции, услуги предъявляемым к ней требованиям;

- информацию о проведённых исследованиях, испытаниях, измерениях;

- информацию о документах, представленных заявителем в качестве доказательств соответствия продукции требованиям ТР;

- указание срока действия сертификата соответствия.

Срок действия сертификата определяет соответствующий ТР. Форму сертификата соответствия утверждает федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

Обязательную сертификацию осуществляет орган по сертификации, аккредитованный в порядке, установленном Правительством РФ.

Орган по обязательной сертификации:

- привлекает на договорной основе для проведения исследований, испытаний и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ;

- проводит анализ документов, принимает решение, оформляет и выдаёт сертификат соответствия, лицензию на применение знака обращения на рынке;

- ведёт реестр выданных им сертификатов соответствия;

- осуществляет инспекционный контроль за объектами сертификации, если контроль предусмотрен схемой обязательной сертификации, договором;

- информирует органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей её;

- приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;

- обеспечивает представление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

- устанавливает стоимость работ по сертификации на основании утверждённой Правительством РФ методики определения стоимости работ.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведёт единый реестр выданных сертификатов соответствия. Порядок ведения единого реестра, форму предоставления сведений в реестр, порядок оплаты устанавливает Правительство РФ.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований, испытаний и измерений протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований, испытаний и измерений.

Продукция, соответствие которой требованиям ТР подтверждено в установленном порядке, может быть маркирована знаком обращения на рынке. Изображение знака устанавливает Правительство РФ. Знак не является специально защищённым знаком и наносится заявителем в информационных целях любым удобным для него способом.

Заявитель в области обязательного подтверждения соответствия имеет право:

- выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определённых видов продукции соответствующим ТР;

- обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на предъявляемую к сертификации продукцию;

- обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Заявитель в области обязательного подтверждения соответствия обязан:

- обеспечивать соответствие продукции требованиям ТР;

- выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после подтверждения соответствия;

- указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате или декларации соответствия;

- предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР, а также другим заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия – декларацию, сертификат соответствия или их копии;

- приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если истёк срок действия, приостановлено или прекращено действие декларации, сертификата соответствия;

- извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

- приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не удовлетворяет требованиям ТР на основании решений органов государственного контроля (надзора).

При ввозе на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, заявитель одновременно с таможенной декларацией передаёт в таможенные органы декларацию о соответствии или сертификат соответствия. Полученные за пределами территории РФ документы о подтверждении соответствия, протоколы исследований, испытаний и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами РФ.

В РФ действуют несколько десятков самостоятельных систем обязательного подтверждения соответствия, в том числе системы обязательной сертификации:

- авиационной техники и объектов гражданской авиации;

- посуды;

- лесопромышленной продукции;

- товаров детского ассортимента;

- электрооборудования на соответствие стандартам безопасности;

- металлорежущего, деревообрабатывающего и слесарно-монтажного инструмента;

- металлообрабатывающих станков;

- сельскохозяйственной техники;

- транспортных средств и прицепов;

- технических средств на электромагнитную совместимость;

- нефтепродуктов;

- пищевых продуктов и продовольственного сырья;

- химической продукции;

- «Электросвязь».

Документы об аккредитации, выданные органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) до вступления в силу федерального закона «О техническом регулировании», а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

Номенклатура товаров, услуг (работ), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, приведена в табл 1.


Таблица 1


Номенклатура

продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации.

Введена в действие 01.10.98 постановлением ГОСТ РФ № 5 от 23.02.98.


Продукция



Услуги

Товары машиностроительного комплекса.

Бытовые.

Товары электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности.

Пассажирского транспорта.


Медицинская техника.

Связи.

Товары сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности.

Туристские и экскурсионные, гостиничные.

Товары лёгкой промышленности.

Торговли.

Товары сырьевых отраслей и

деревообработки.

Общественного питания.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

ТО и ремонт автотранспортных средств.

Тара.

Химическая чистка и крашение.

Изделия пиротехники.

Жилищно-коммунальные.

Ветеринарные биологические препараты.

Образовательные.

Прочие.


5. Участники системы сертификации
Система сертификации – совокупность участников, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

В систему сертификации входят:

- национальный орган по сертификации;

- центральный орган по сертификации;

- орган по сертификации;

- испытательная лаборатория (центр);

- совет по сертификации;

- научно-методический центр по сертификации;

- комиссия по апелляциям;

- заявители сертификации.

Национальный орган по сертификации - федеральный орган исполнительной власти - Федеральное агентство РФ по техническому регулированию и метрологии, осуществляющий организацию работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами.

Центральный орган по сертификации – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку систем, правил, порядков сертификации однородной продукции.

Орган по сертификации – региональный орган, проводящий сертификацию, созданный на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющийся третьей стороной. Основные функции органа:

- формирование и актуализация фонда нормативных документов;

- разработка и ведение организационно-методических документов;

- приём и рассмотрение заявок на сертификацию;

- определение испытательной лаборатории, органа по оценке системы качества, проверке производства;

- оформление и выдача сертификата установленной формы, регистрация в Государственном реестре;

- признание зарубежных сертификатов;

- организация инспекционного контроля продукции, системы качества;

- отмена или приостановление действия сертификатов по результатам инспекционного контроля;

Заявители должны иметь беспрепятственный доступ к информации об услугах органа, правилах сертификации, результатах испытаний и сертификации, исключая информацию конфиденциального характера или содержащую коммерческую тайну.

Испытательная лаборатория (центр) – организация, имеющая статус юридического лица, являющаяся третьей стороной и осуществляющая для целей сертификации испытания конкретного вида продукции или конкретные виды испытаний с оформлением протоколов.

Совет по сертификации – орган, разрабатывающий рекомендации по формированию единой политики сертификации, повышению эффективности работ, распространению информации о деятельности системы. В состав совета входят представители центрального органа по сертификации, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, министерств, ведомств, служб, агентств, изготовителей продукции, испытательных лабораторий, общественных организаций.

Научно-методический центр по сертификации – центр, созданный при центральном органе по сертификации и осуществляющий системные исследования, разрабатывающий методические и практические рекомендации для ведения технико-экономического анализа работ по сертификации.

Комиссия по апелляциям – комиссия, рассматривающая в установленный срок жалобы, поданные по результатам сертификации, извещает подателя и орган по сертификации о принятом решении. Комиссию создаёт центральный орган по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов. В работе комиссии участвуют представители Федерального агентства РФ по техническому регулированию и метрологии, министерств, ведомств, служб, агентств, органов по сертификации, испытательных лабораторий, изготовителей сертифицируемой продукции.

Заявители сертификации – изготовители продукции, исполнители работ, продавцы, обратившиеся в орган по сертификации. Заявители обязаны:

- направлять заявку на проведение сертификации, предоставлять продукцию, необходимую нормативную, техническую и иную документацию;

- обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов;

- маркировать продукцию знаком обращения на рынке;

- обеспечивать беспрепятственное выполнение полномочий должностными лицами органов по сертификации и инспекционному контролю;

- приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов.

Права и обязанности заявителя регламентированы федеральным законом «О техническом регулировании».
6. Схемы сертификации продукции и услуг
Схема сертификации продукции – перечень мероприятий и последовательность действий третьей стороны по оценке соответствия различных видов продукции или услуг. Мероприятия объедены в три группы:

- испытания в испытательной лаборатории;

- проверка производства (системы качества);

- инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества).

Среди мероприятий:

- испытания образца или партии продукции;

- анализ состояния производства, системы качества;

- рассмотрение декларации о соответствии;

- рассмотрение дополнительных документов, полученных заявителем помимо сертификации (протоколы приёмочных испытаний, гигиенический сертификат, ветеринарный сертификат, сертификат пожарной безопасности, сертификаты или декларации субпоставщиков, сертификаты происхождения, протоколы испытаний в зарубежных лабораториях).

Система сертификации продукции предусматривает несколько схем. Выбор схемы зависит: от вида продукции; особенностей производства, испытаний, поставки, использования продукции; требуемого уровня доказательности; возможных затрат заявителя. Схему устанавливает ТР.

Схемы сертификации продукции, применяемые в РФ, разработанные с учётом рекомендаций ИСО/МЭК и практики подтверждения соответствия ЕС, приведены в табл. 2.

Схемы 1…8 полностью соответствуют рекомендациям ИСО/МЭК. В российской практике дополнительно применяют модифицированные схемы 2а, 3а, 4а, а также схемы 9…10а, основанные на декларации изготовителя.
Таблица 2.

Схемы сертификации продукции




схемы

Испытания

в испытательных лабораториях

Проверка производства

(системы качества)

Инспекционный контроль

сертифицированной продукции (системы качества)

1

Испытание типового образца продукции


--


--



То же

Анализ состояния

производства

--

2

То же

--

Испытания образцов продукции, взятых у продавца



То же

Анализ состояния

производства

То же

3

То же

--

Испытания образцов продукции, взятых у изготовителя



То же

Анализ состояния

производства

То же

4

То же

--

Испытания образцов продукции, взятых у продавца



То же

Анализ состояния

производства

Испытания образцов продукции, взятых у изготовителя

5

То же

Сертификация производства или системы качества

Контроль стабильности условий производства или функционирования системы качества

6

Рассмотрение декларации о соответствии

Сертификация системы качества

Контроль стабильности функционирования системы качества

7

Испытания

партии продукции

--

--

8

Испытания каждого образца

--

--

9

Рассмотрение декларации о соответствии


--


--



То же

Анализ состояния

производства

--

10

То же

--

Испытания образцов, взятых у изготовителя или продавца

10а

То же

Анализ состояния

производства

То же


Современным актуальным направлением развития сертификации в российской и мировой практике является сертификация услуг (см. табл.3.1).

Объектами сертификации в сфере услуг могут быть:

- услуги, работы;

- организации, предоставляющие услуги, выполняющие работы;

- персонал, предоставляющий услуги, выполняющий работы;

- производственный процесс;

- система управления качеством.

Схемы, относящиеся к сертификации услуг и работ, включают:

- оценку мастерства исполнителя, процесса оказания услуги;

- аттестацию предприятия, сертификацию системы качества;

- проверку результатов оказания услуги;

- инспекционный контроль за сертифицированными услугами.

Особенности услуг как объекта сертификации:

- субъективность проверки результата услуги (например, причёски);

- невозможность испытаний результата услуги (испытаний сложной бытовой техники после ремонта по установленным жёстким правилам испытаний);

- непосредственный контакт исполнителя и потребителя услуги требует оценки мастерства исполнителя с учётом этики общения (услуги косметического кабинета);

- предоставление услуги и её потребление происходит одновременно (парикмахерские услуги);

- некоторые характеристики услуг зависят от региона (транспортное обслуживание, общественное питание).

Схемы сертификации услуг, применяемые в РФ, приведены в табл. 3.
Таблица 3

Схемы сертификации услуг




схемы

Оценка мастерства исполнителя

Оценка процесса оказания услуги

Аттестация предприятия

Сертификация

системы качества

Выборочная проверка

результата услуги

Инспекционный контроль

1

Оценка мастерства


--


--


--

Выборочная проверка

Проверка

результатов

услуги

2


--

Оценка процесса


--


--

Выборочная проверка

Контроль

стабильности процесса

оказания услуги

3


--


--


--


--

Выборочная проверка

Выборочная проверка результата услуги

4


--


--

Аттестация


--

Выборочная проверка

То же

5


--


--


--

Сертификация


--

Контроль

стабильности функционирования системы

7. Порядок обязательного подтверждения соответствия
Порядок подтверждения соответствия на примере наиболее сложной процедуры подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации можно представить в виде этапов:

- подача заявки на сертификацию;

- оценка соответствия продукции (услуг), системы качества, персонала;

- анализ документов;

- принятие решения;

- оформление и выдача сертификата соответствия;

- оформление и выдача лицензии на применение знака обращения на рынке;

- инспекционный контроль.

- мероприятия по результатам инспекционного контроля.

Подача заявки на сертификацию – заявитель выбирает орган по сертификации и направляет заявку установленной формы. При отсутствии органа по сертификации заявитель может обратиться в территориальный орган Федеральной службы РФ по техническому регулированию и метрологии или иной орган исполнительной власти. Орган по сертификации в течение одного месяца сообщает заявителю своё решение, в котором указаны условия сертификации – схема, наименование испытательной лаборатории, перечень нормативных документов, на соответствие которым будет проведена сертификация.

Оценка соответствия – имеет особенности в зависимости от объекта (схемы) сертификации. Для продукции – аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет отбор и идентификацию образцов изделий, проводит испытания, оформляет и передаёт протоколы результатов испытаний заявителю и в орган по сертификации. Если схема предусматривает проверку производства, системы качества комиссия органа по сертификации проводит эти мероприятия и оформляет их актами. Для услуг (работ) орган по сертификации проводит мероприятия, соответствующие принятой схеме.

Анализ документов – протоколы испытаний, акты оценки производства, системы качества, квалификации персонала и иные документы, представленные заявителем, подвергаются анализу, для подготовки решения о соответствии продукции (услуг) требованиям ТР.

Принятие решения – на основании анализа документов, подготовленных органом по сертификации, испытательной лабораторией и представленные заявителем, эксперт составляет заключение, орган по сертификации принимает решение о соответствии продукции (услуг) требованиям ТР.

Оформление и выдача сертификата соответствия, лицензии на применение знака обращения на рынке – если решение положительное, орган по сертификации оформляет и выдаёт сертификат соответствия, лицензию на применение знака обращения на рынке, регистрирует выданные документы в Государственном реестре. Если решение отрицательное, орган по сертификации выдаёт отказ с указанием причин. Форма сертификата соответствия, срок его действия определяются правилами системы сертификации.

В сертификате соответствия продукции указаны:

- регистрационный номер, срок действия сертификата (3…5 лет);

- наименование органа по сертификации, выдавшего сертификат;

- наименование продукции, код по ОКП;

- заявление о соответствии продукции предъявляемым требованиям;

- нормативные документы, на соответствие которым выдан сертификат;

- протоколы исследований, акты проверки производства и иные документы, на основании которых выдан сертификат соответствия;

- подписи эксперта, руководителя органа по сертификации.

Инспекционный контроль – проводит орган, выдавший сертификат соответствия, если инспекционный контроль предусмотрен схемой сертификации. Контроль проходит в виде плановых (один раз в год в течение срока действия сертификата) и внеплановых (при поступлении рекламаций, при внесении существенных изменений в конструкцию изделия) проверок. В инспекционную комиссию входят представители территориального органа Федеральной службы РФ по техническому регулированию и метрологии, обществ потребителей и других заинтересованных организаций. Инспекционный контроль включает анализ информации, полученной в ходе проверок.

По результатам инспекционного контроля эксперт органа по сертификации составляет акт и принимает решение:

- о продолжении действия сертификата соответствия;

- о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия.

Отмена действия сертификата соответствия происходит при несоответствии продукции (услуги) требованиям ТР, при изменении нормативного документа на предмет сертификации.

Мероприятия по результатам инспекционного контроля - проводит изготовитель на основании предписания об устранении нарушений требований ТР, выданном органом государственного контроля (надзора).

Обязательное подтверждение соответствия продукции в форме декларирования соответствия, добровольная сертификация проходят по упрощенной процедуре. При добровольной сертификации систему добровольной, а при её отсутствии систему обязательной сертификации, схему сертификации выбирает заявитель. При положительном решении органа по подтверждению соответствия заявитель получает документы установленной формы - декларацию соответствия, сертификат соответствия. Указанные документы имеют одинаковую юридическую силу.
8. Организация деятельности органов по сертификации
Качество сертификации товаров и услуг определяет высокая компетентность и независимость органов по сертификации, а также способность удовлетворять запросы заявителей и других заинтересованных лиц.

Деятельность органа по сертификации должна быть:

- открытой в информационном обеспечении;

- доступной в организационном и финансовом отношениях;

- антидискриминационной по признакам формы собственности и страны нахождения изготовителя (поставщика).

В административную структуру органа по сертификации входят:

- исполнительный директор;

- координационный (управляющий) совет;

- наблюдательный совет;

- комиссия по сертификации;

- комиссия по оценке системы качества;

- апелляционная комиссия;

- испытательная лаборатория.

Исполнительный директор - руководит текущей работой органа по сертификации в области аккредитации.

Координационный (управляющий) совет - обеспечивает деятельность органа по сертификации. Основные функции координационного совета:

- формирование и контроль реализации политики, определяющей деятельность органа;

- контроль стоимости работ по сертификации;

- определение в необходимых случаях состава нештатных специалистов, привлекаемых на договорных условиях для выполнения работ по сертификации;

- организация взаимодействия с национальным органом по сертификации и другими организациями, занимающимися вопросами оценки соответствия.

В координационный совет входят представители всех заинтересованных структур - министерств, служб, агентств, профессиональных ассоциаций, банков, страховых компаний, промышленных предприятий, научных и учебных организаций.

Наблюдательный совет – осуществляет общий надзор за деятельностью органа по сертификации, состоит из представителей организации учредителя.

Комиссии по сертификации и оценке системы качества - изучают отчёты экспертов, проводивших оценку соответствия, и принимают решения о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия (см. прил.1).

Апелляционная комиссия - рассматривает жалобы, поступившие от заявителей на действия и решения органа по сертификации. В комиссию входят специалисты в области сертификации, независимые юристы.

Испытательная лаборатория – проводит испытания и оформляет протоколы испытаний продукции (см. прил.2), может входить в состав органа по сертификации или быть самостоятельной организацией.

Аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляют в целях:

- подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работу по подтверждению соответствия;

- обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

- создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляют на основе принципов:

- открытости и доступности правил аккредитации;

- компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

- недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

- обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

- недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

- недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляют в порядке, установленным Правительством РФ.

Испытания продукции в целях оценки соответствия осуществляют испытательные лаборатории. Испытательная лаборатория может быть самостоятельной организацией, частью органа по сертификации или другой организации. Основные требования, предъявляемые к испытательным лабораториям (центрам):

- обладание статусом юридического лица;

- обеспечение испытаний квалифицированным персоналом, оборудованием, методиками;

- исключение возможности оказания давления на сотрудников с целью фальсификации результатов испытаний;

- предоставление результатов испытаний в виде протоколов установленной формы;

- соблюдение мер секретности конфиденциальной информации и защиты прав собственности.

Сведения о товаре (надёжности, экономичности, технических параметрах) с целью сравнения аналогичных товаров различных производителей получают по результатам сравнительных испытаний, проводимых в аккредитованных испытательных лабораториях. Анализ результатов публикуют в специальных изданиях.

Полученные за пределами территории РФ документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами РФ. При отсутствии такого договора товары, ввозимые на территорию РФ, проходят процедуру подтверждения соответствия на общих основаниях.

Орган по сертификации и его должностное лицо, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям ТР, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр), эксперты за предоставление недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) измерений несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Финансирование работ в области технического регулирования осуществляют за счёт бюджетных средств, которые идут на:

- проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР;

- создание и ведение Федерального информационного фонда ТР и стандартов;

- реализацию программы разработки ТР, национальных стандартов, а также проведение экспертиз проектов ТР и стандартов;

- разработку общероссийских классификаторов;

- уплату взносов в международные организации по стандартизации.

Средства в федеральный бюджет поступают в виде:

- средств, полученных от заявителей за проведение работ по оценке соответствия;

- штрафов, накладываемых органами государственного контроля (надзора) на юридических и физических лиц;

- средств, вырученных от распространения стандартов, каталогов, справочников.

Расширение международного общественного движения в защиту прав человека и возрастание конкурентной борьбы на товарном рынке привели к повышению внимания к социальной лояльности.

Социальная лояльность – степень выполнения фирмой требований конвенций Международной организации труда (МОТ) и ООН в отношении использования детского труда, принудительного труда, обеспечения безопасности и гигиены работ, рабочего времени и вознаграждения, соблюдения свободы ассоциации и прав заключения коллективных договоров.

Принят международный стандарт SA 8000, который базируется на Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребёнка, рекомендациях Международной организации труда (МОТ), стандартах ИСО. Производители товаров заинтересованы в проведении независимого аудита, сертификации по требованию SA 8000 с целью получения сертификата соответствия социальной лояльности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восстановление в начале двадцать первого века национального промышленного потенциала Российской Федерации, рост поставок по импорту, расширение списка стран партнёров в международной торговле привели к лавинообразному увеличению объёма, расширению номенклатуры товаров и услуг, подлежащих обязательной оценке соответствия. По опыту мировой практики и данным Федерального агентства Российской Федерации и по техническому регулированию и метрологии объём потенциально опасной продукции, подлежащей обязательной сертификации, достигает 80…90% от общего объёма и имеет тенденцию роста.

Практика сертификации в РФ выявила ряд существенных недостатков:

- неэффективность организационных принципов сертификации;

- завышенную номенклатуру товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации;

- необоснованный выбор сложных схем сертификации;

- неравномерное территориальное размещение органов по сертификации и испытательных лабораторий;

- дефицит квалифицированных кадров.

Перечисленные факторы привели к неоправданным материальным, временным, финансовым и людским затратам на организацию и осуществление процедур обязательного подтверждения соответствия.

В начале двадцать первого века в Российской Федерации назрела необходимость совершенствования и оптимизации процедур подтверждения соответствия, увеличения доли товаров и услуг, для которых обязательная сертификация может быть заменена менее затратной формой подтверждения соответствия - декларированием соответствия.

Федеральный закон «О техническом регулировании» предоставил новые возможности по дальнейшему совершенствованию оценки соответствия товаров и услуг обязательным требованиям стандартов.

Дальнейшее совершенствование процедур оценки соответствия является необходимым и определяющим условием роста национального валового продукта, успешной интеграции экономики России в мировую экономическую систему, расширения международного экономического и научно-технического сотрудничества, роста объёма и совершенствования структуры международного товарообмена в интересах нашего государства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Цели, принципы подтверждения соответствия.

2.. Характер, формы подтверждения соответствия.

3. Добровольное подтверждение соответствия.

4. Обязательное подтверждение соответствия по форме декларирования.

5. Обязательное подтверждение соответствия по форме сертификации.

6. Участники системы сертификации.

7. Схемы сертификации продукции.

8. Схемы сертификации услуг.

9. Порядок обязательного подтверждения соответствия.

10. Организация деятельности органов по сертификации.

11. Цели, принципы аккредитации органов по сертификации.

12. Финансирование работ по сертификации.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 711 с.

2. Сертификация. Сборник нормативных документов Российской Федерации. / Под ред. д.т.н., проф. Фомина В.Н., - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС». – 2000. - 144 с.

3. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. – М.: Высш. Школа, 2002. – 422 с. : ил.

4. Басаков М.И. Сертификации продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии: Учебное пособие. Издание 2-е, испр. и доп. – Ростов на /Д: издательский центр «МарТ», 2002. – 256 с.

5. Федеральный закон «О техническом регулировании». – М.: Ось-89, 2003. – 48 с. (Актуальный закон).

6. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2004. – 560 с.: ил.

7. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2004. – 335 с.

8. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. - 432 с.: ил.

9. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 48 с.

10. Яблонский О.П., Иванова В.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. – Ростов на/Д: Феникс, 2004. – 448 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФОРМА СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ НА ПРОДУКЦИЮ


ГОССТАНДАРТ РОССИИ

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р

СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ

№__________
Срок действия с ___________по ___________

Орган по сертификации _____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
удостоверяет, что должным образом идентифицированная заявителем продукция_________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
код К-ОКП
изготовитель (продавец)_____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
код ТН ВЭД
соответствует требованиям нормативных документов____________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
сертификат выдан на основании______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
дополнительная информация_________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
Руководитель органа __________________ ______________________

М.П. подпись инициалы, фамилия

Эксперт __________________ ______________________

подпись инициалы, фамилия



Сертификат имеет юридическую силу на всей территории Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ФОРМА ПРОТОКОЛА ИСПЫТАНИЙ

Испытательная лаборатория __________________________________________

Регистрационный номер РОСС RU____________________________________

Юридический адрес_________________________________________________
Регистрационный номер пробы (образца)___________
ПРОТОКОЛ

испытаний проб (образцов)

от_______________ 200 __ г.
ЗАЯВИТЕЛЬ______________________________________________________

__________________________________________________________________
Наименование пробы (образца)_______________________________________

Дата выработки____________________________________________________

Изготовитель______________________________________________________

Величина партии___________________________________________________

Дата получения образца_____________________________________________

Дата и место отбора проб____________________________________________

Дата проведения испытаний__________________________________________

Дополнительная информация_________________________________________

__________________________________________________________________
Проба (образец) испытана на соответствие______________________________

__________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ


№ п/п

Наименование показателей

Результат испытаний

Нормируемые показатели

НД на методы испытаний

1.

2.

3.















Испытание провели: _______________ ________________

подпись (Ф. И. О.)

_______________ ________________

подпись (Ф. И. О.)



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации