Новая история стран Азии и Африки. Программа курса - файл n1.docx

приобрести
Новая история стран Азии и Африки. Программа курса
скачать (105.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx106kb.13.09.2012 18:15скачать

n1.docx

  1   2
ПРОГРАММА КУРСА

«Новая история стран Азии и Африки»

часть I: XVII – 60-70 гг. XIX вв.
Страны Востока к началу нового времени. Проблема особенностей социально-экономического и политического развития в исторической науке: проблемы формирования капитализма в странах Востока, дискуссии об азиатском способе производства, концепции Васильева Л.С. и Седова А.А., цивилизационный метод.

Экспансия европейских стран на Восток и ее последствия. Основные черты капиталистической колониальной системы.

Первые антиколониальные восстания народов Востока.
Китай в XVII - XVIII вв.
Китай под властью маньчжурских феодалов
Обострение кризиса династии Мин. Крестьянская война 1628 – 1644 гг. Завоевание Китая маньчжурами. Внутренняя политика династии Цин. Роль императоров Канси (Е Сюн) и Юнчжэна в восстановлении традиционной государственности Китая, земельно-налоговая политика. Положение города.

Внешняя политика Цинов. Изоляция Китая, завоевательная политика маньчжурских правителей. Русско-китайские отношения.

Усиление кризисных явлений в жизни китайского общества в конце XVIII – нач. XIX вв. Борьба китайского народа против маньчжурского владычества. Тайные общества. Народные восстания. Культурная жизнь китайского общества.

Начало закабаления Китая капиталистическими державами.

Экспансия английской Ост-индской компании в Китае, торговля опиумом. Борьба в правящих кругах Китая в связи с опиумной торговлей. Первая англо-китайская (опиумная) война. Неравноправные договоры 1842 – 1844 гг.

Последствия войны, падение престижа Цинской династии, ухудшение положения народных масс.
Великая крестьянская война 1850 – 1864 гг. и образование государства «Тайпин Тяньго».

Учение Хун Сюцюаня. Начало крестьянской войны, ее движущие силы. Провозглашение Тайпин Тяньго, его общественный и государственный строй. Идеология тайпинов. Земельное уложение. Походы тайпинов. Внешняя политика и соглашения с иностранцами. Обострение противоречий в руководстве тайпинов. Переворот 1856 г. и его последствия. Восстания в Шанхае, Фуцзяни и Гуандуне. Вторая война Англии и Франции против Китая. Тяньцзинские и Пекинские соглашения, их роль в подавлении тайпинского движения. Деятельность Ли Сючена. Падение тайпинского государства.


Крестьянская война тайпинов в трудах советских исследователей.

Народные восстания в Шаньдуне, Юньнани. Дунгано-уйгурское восстание. Якуб-бек и его политика.
Япония в XVII – 1 пол. ХIХ вв.

Сегунат Токугава.
Особенности социально-экономического и политического устройства сегуната Токугава. Политика изоляции страны. Усиление торгово-ростовщических слоев общества. Разрушение социальной структуры сегуната. Расслоение и обезземеливание крестьянства. Крестьянские и городские восстания. Возрастание роли города. Изменения в культурной жизни страны, учение «сингаку», «тениндо», движение «Е наоси». Зарождение японского национализма, общество «кокугакуха», социально-экономическая политика сегуната в ХIХ в. Изменения в системе образования, роль частных школ, роль светского влияния в просвещении. «Открытие» Японии в 1854 г. и его последствия. Формирование оппозиционного движения режиму Токугава.
Корея со 2 пол. XVII до 70 – х гг. ХIХ в.
Социально-экономические отношения и аграрный строй. Ремесло и торговля. Крестьянские восстания и борьба феодальных клик. Корейская культура в XVII – XVIII вв.

Обострение кризиса феодальной системы в ХIХ в. и крестьянские восстания, восстание Хон Ген Нэ. Начало вторжения капиталистических держав в Корею и политика правительства Тэвонгуна. Борьба корейского народа против чужеземцев. Новые тенденции в культуре.
Монголия под властью маньчжур.
Особенности социально-экономического и политического устройства монгольских ханств. Роль Золотого рода. Маньчжурское завоевание XVII – XVIII вв. Антиманьчжурское движение 1755 – 1758 гг. Маньчжурская система управления, «Уложение» 1789 г, формирование бюрократической структуры. Внедрение китайского торгово-ростовщического капитала и его последствия.

Связи Монголии с Россией.

Ламаизм и его роль в развитии культуры монгольского общества.

Государства Индокитайского полуострова в XVIII - ХIХ вв.
Вьетнам. Особенности социально-экономического и политического устройства. Кризис традиционных структур. Восстание Нгуенов 1743 г. Государства Нгуенов и Чиней. Восстание тэйшонов. Внешняя политика. «Реалисты» и «консерваторы».

Вьетнам в 40-50 – е гг. ХIХ в.

Французская колониальная агрессия и захват Южного Вьетнама.

Кампучия во вт. пол. XVII – 70 –х гг. ХIХ вв.

Особенности социально-экономического и политического устройства. Основные социально-политические процессы. Реформы Чей Четта (к. XVII – н. XVIII в.). Внешняя политика. Попытки укрепления государства в сер. XVIII в. Военно-политический кризис начала ХIХ в. Реформы Анг Дуонга. Кампучия и Франция в 60 – е гг. ХIХ в.
Индонезия в сер. ХIХ в.

Формирование и расцвет Нидерландской Индии.
Индонезия во вт. пол. XVII в. Особенности социально-экономического и политического развития. Европейская экспансия, голландская Ост-Индская компания.

Установление нидерландского господства в Бантаме и восстание под руководством Сурапати. Голландская колониальная система и ее последствия. Антиголландские восстания. Упадок Нидерландской Ост-Индской компании. Раздел Матарама. Англо-голландское соперничество и захват Индонезии Англией. Реформы Раффлза на Яве. Восстановление голландского господства. Восстание Дипонегоро в 1825 – 1830 гг. Система «принудительных культур». Внешние владения.
Индия сер. XVII – сер. ХIХ вв.
Государство Великих Моголов во вт. пол. XVII в. Внутренняя и внешняя политика Аурангзеба. Феодальное землевладение, сельские общины, город, ремесло и торговля.

Индийское купечество и европейский торговый капитал. Нарастание сепаратистских тенденций. Восстания в Северной Индии. Образование Маратхатского государства. Распад державы Великих Монголов и его последствия.
Начало британского завоевания Индии во вт. пол. XVIII в.
Англо-французское соперничество в Индии и его последствия. Ограбление Бенгалии методами первоначального накопления. Создание колониальной системы управления. Земельно-налоговые системы: заминдари и райатвари. Захватнические войны англичан в Южной Индии. Положение в Махараштре после поражения при Панипате в 1761 г. Субсидиарные договоры с англичанами.

Колониальная Индия в пер. пол. ХIХ в. Народные восстания и бунты феодалов в первой трети ХIХ в. Захватнические войны Ост-Индской компании в 1814 – 1826 гг. Изменения в методах эксплуатации Индии. Отмена монополий Ост-Индской компании на торговлю с Индией и начало превращения Индии в аграрно-сырьевой придаток Англии.

Кризис традиционных городских структур и рост новых городов.

Формирование новых слоев землевладельцев и возникновение индийской интеллигенции. Рам Мохан Рои и начало просветительского движения в Индии. Общественно-политические организации 30 – 50 – х гг. ХIХ в.

Завоевание Ост-Индской компанией северо-западных областей Северной Индии и государства сикхов.
Индийское народное восстание 1857 – 1859 гг.
Социально-классовые последствия британского господства к сер. ХIХ в. Реформы Дальхузи. Причины восстания 1857 – 1859 гг., его характер, движущие силы, роль сипаев, феодальных правителей. Основные районы восстания: Дели, Ауд, Канпур. Историческая роль и значение восстания в оценках исследователей.
Дурранийское государство в Афганистане сер. XVIII в.

Борьба против английского вторжения.
Социально-экономическое и политическое устройство. Борьба против индийских и иранских завоевателей. Завоевательные походы Ахмет-шаха, внутренняя политика. Распад державы Дуррани и политическая раздробленность Афганистана. Приход к власти Дост Муххамеда, его внутренняя и внешняя политика. Англо-русское соперничество, миссии Виткевича и Бернса. Первая англо-афганская война. Последний период правления Дост Муххамеда и реформы Шер Али-Хана.
Иран во вт. пол. XVII – сер. ХIХ вв.
Социально-экономический строй Ирана во вт. пол. XVII в. распад государства Сефевидов, феодальные усобицы в Иране. Надир-шах, его внутренняя и внешняя политика. Распад государства Надира и феодальная усобица во вт. пол. XVIII в. Керим-хан Зенд, его внутренняя и внешняя политика. Установление власти Каджаров.

Положение Ирана в конце XVIII в. Борьба Англии и Франции за Иран, русско-иранские войны. Обострение англо-русских противоречий в Иране. Усиление зависимости Ирана от Англии и России. Иранский вопрос и проникновение иностранного капитала в Иран.
Бабидские восстания в Иране.
Социально-экономические последствия проникновения европейских государств в Иран. Усиление социального и имущественного расслоения общества, кризис традиционного ремесла и торговли. Учение Баба, деятельность секты бабидов. Коммуна бабидов в Мазандеране. Восстания в Зенджане и Нейризе. Характер бабидского движения, причины поражения, историческое значение. Два течения: бехаизм и радикалы. Историография бабидского движения. Реформы Мирзы Таги-хана. Захват Герата иранскими войсками и англо-иранская война 1856 г. Парижский мирный договор.
Османская империя во вт. пол. XVIIXVIII вв.
Османское общество к началу нового времени. Особенности политического и социально-экономического устройства. Экономическая жизнь во вт. пол. XVII – XVIII вв. Финансовые проблемы и усиление налогового гнета. Борьба народных масс во вт. пол. XVII в. Реформы Кепрюлю. Войны Османской империи с европейскими державами. Новые тенденции в социальной жизни. Попытки преобразований в Османской империи XVIII в., деятельность Ибрагима Мутефферика. Политика Ибрагим-Паши (1718 – 1730 гг.). Восстание патрона Халила. Белградский мир и капитуляции 1740 г. Ослабление султанской власти. Роль левантийской торговли. Международное положение Османской империи во вт. пол. XVIII в.
Османская империя в период реформ.
Османское общество на рубеже XVIII - ХIХ вв. Реформы Селима III. «Восточный вопрос» в к. XVIII – нач. ХIХ вв. Национально-освободительное движение на Балканах. Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг. и Андрианопольский мир.

Реформы Махмуда II. Египетский вопрос и борьба великих держав за влияние на ближнем Востоке.

Особенности экономического и социального развития Турции в пер. пол. ХIХ в. Танзимат – первый период. Крымская война 1853 – 1856 гг. и Парижский мирный договор. Второй период Танзимата.

Либерально-конституционное движение в Турции. Образование общества «новых османов».
Арабские страны.
Арабские страны в составе Османской империи. Социально-экономический строй арабских народов. Формы феодальной собственности и методы феодальной эксплуатации. Мамлюкский эмират в Египте. Хусейнидский Тунис. Алжир деев. Ливия при Караманлы. Хасанидский Ирак. Ваххабиты в Аравии. Борьба Али-бея и Захира аль Омара против турок.

Французская экспедиция в Египет. Реформы Мухаммеда-Али и укрепление независимости Египта. Вмешательство держав в «египетский кризис» 1839 – 1841 гг. и его последствия.Либеральные реформы 1854 – 1879 гг. Роль Суэцкого канала в закабалении Египта иностранным капиталом.

Восстановление прямого турецкого управления в Сирии, Ливане, Ираке и Ливии. Реформы. «Арабское возрождение». Антифеодальные восстания в Сирии и Ливане в 40 – 60 – х гг. ХIХ в. Вмешательство Англии и Франции в ливанский вопрос. Французская оккупация Ливана. Ливанская автономия. Проникновение иностранного капитала в Сирию и Ливан.

Колониальная экспансия Франции в Северной Африке. Восстание алжирского народа под руководством Абд эль-Кадера против французских захватчиков.

Англо-французская борьба и финансовое закабаление Туниса. Марокко в XVII – пер. пол. ХIХ вв.

Сенуситы в Ливии. Арабская общественная мысль в 50 – 70 – е гг. ХIХ в.
Тропическая Африка со вт. пол. XVII в. до 70 – х гг. ХIХ в.
Влияние работорговли и колониальных войн на общественное развитие африканских народов.

Внутреннее положение в странах Западной Африки. Феодальные государства. Восстание Османа дан-Фодио. Культура городов-государств дельты Нигера. Европейские владение в Западной Африки. Деятельность Королевской африканской компании. Первые англо-ашантийские войны. Создание Либерии.

Проникновение арабских купцов и работорговцев во внутренние районы Восточной Африки. Провозглашение английского протектората над Занзибаром.

Создание централизованного Эфиопского государства и борьба против английской агрессии.
Южная Африка со вт. пол. XVII в. до 70 – х гг. ХIХ в.
Начало европейской колонизации Южной Африки. Голландская Ост-Индская компания и основание Капской колонии.

Процессы этнической консолидации. Образование союзов племен и развитие государственности у зулусов, басуто. Деятельность Чаки и Мошеша.

Английская и бурская экспансия. «Великий Трек» и создание республик Трансвааль и Оранжевая. Антиколониальная борьба зулусов, басуто, коса.

ч. II (1870 – 1918 гг.)
Новые явления в развитии европейских стран (НТР, монополии, укрепление позиций финансовой олигархии, рабочее движение, политические партии, изменения в общественной и культурной жизни), их влияние на страны Востока. Формирование мирового капиталистического хозяйства и место в нем колониальных и зависимых стран. Интенсификация старых методов эксплуатации: налоги, таможенные сборы, рынок сбыта, военные грабежи и контрибуции. Формирование новых методов эксплуатации, деятельность монополий (вывоз капитала) по превращению стран Востока в источники сырья и дешевой рабочей силы, строительство добывающих, перерабатывающих сырье на экспорт, транспорт, коммуникации, порты. Борьба за передел мира, концессии, займы, контрибуции.

Разрушение традиционных общественно-экономических структур стран Востока. Попытки реформ со стороны правящих кругов в Османской империи, Иране, Китае, Корее, Вьетнаме, Афганистане, Японии, реформы колониальных властей в Индии, Индонезии в модернизации традиционных обществ.

Возникновение отдельных колониально-капиталистических анклавов с национальной буржуазией (мелкие и средние предприниматели, пролетариат).

Появление религиозно-реформаторских и буржуазно-националистических движений, начало рабочего движения. Формирование национально-освободительного движения – революции на Филиппинах, в Иране, Османской империи, Китае, подъем национально-освободительного движения в Индии, Индонезии, Вьетнаме, Бирме и др. как попытки добиться национальной независимости и быстро модернизировать общества. Политическая борьба по проблемам преобразований.
Япония в 70 – 90 гг. ХIХ в.
Реформы «Мэйдзи»: административная, военная, школьная, социальная, аграрная, их роль в модернизации страны.

Политика правительства в создании современной промышленности. Крестьянские восстания и самурайские бунты.

«Движение за свободу и народные права» и его роль в формирование современной политической структуры. Конституция 1889 г.

Особенности развития капитализма в Японии в современной историографии.

Внешняя политика: экспансия в Корее, война с Китаем (1894 – 95 гг.).

Зарождение рабочего и социалистического движения.

Империалистическая Япония 1900 – 1917 гг.
Формирование японского милитаризма. Роль в обществе монополистических концернов, крупных землевладельцев и высших феодальных сословий, их влияние на внутреннюю и внешнюю политику. Закон «об охране общественного спокойствия».

Англо-японский союз. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. Антивоенное движение в Японии, рабочее движение. Дело Котоку, деятельность Катаямы.

Япония в годы первой мировой войны. Усиление роли монополий. Обострение классовой борьбы. Экспансия в Китае. Японо-американское соперничество. Культура.
Китай во вт. пол. ХIХ – нач. ХХ вв.
Усиление колониальной экспансии капиталистических держав в Китае (Пекинские и Тяньцзинские соглашения). Попытки Цинов укрепить свои позиции, политика «самоусиления». Война Франции против Китая 1884 – 1885 гг., война Японии против Китая 1894 – 1895 гг., борьба держав за сферы влияния в Китае, обострение социально-экономического кризиса. Проблема формирования капиталистических отношений в Китае в историографии.

Кан Ювэй и реформаторское движение «Союз защиты государства». Сунь Ятсен и начало революционного движения. Восстание ихэтуаней. «Заключительный протокол» (1901 г.) – оформление полуколониального положения Китая.
Китай в период «пробуждения Азии» и в годы Первой мировой войны.
«Новый курс» правительства Цинов и развитие капитализма в первом десятилетии ХХ в. Формирование либерально-оппозиционного движения: «движение за возвращение прав», «петиционное движение».

Создание общекитайской революционной партии «Объединенного Союза» (Тунмэн). Три принципа Сунь Ятсена. Рост массового движения. Маневры правительства Цинов. Восстания в Гуаньчжоу и Сычуани.

Учанское восстание – начало Синьхайской революции. Победа республиканских сил в центральных и южных провинциях. Временное правительство в Нанкине. Начало гражданской войны. Избрание Сунь Ятсена президентом Китайской республики.

  1. Политика капиталистических держав в отношении китайской революции. Отречение Цинской династии, избрание Юань Шикая президентом. Политическая борьба в республиканском Китае. «Вторая революция» и поражение республиканцев.

Историография Синьхайской революции.

Китай в годы Первой мировой войны. Образование современных индустриальных центров. Усиление национальной буржуазии, рост рабочего класса.

Агрессия Японии в Китае и «21 требование». Юань Шикай и попытки реставрации монархии. Зарождение милитаристских клик. Китай в годы Первой мировой войны.
Корея во вт. пол. ХIХ – нач. ХХ вв.
Социально-экономическое положение Кореи во вт. пол. ХIХ в. Усиление экспансии европейских стран и Японии и заключение неравноправных договоров. Движение тонхаков и борьба в правящих кругах.

Японо-китайская война 1894 – 1895 гг. и Корея.

Соперничество капиталистических держав и внутреннее положение Кореи в конце ХIХ начале ХХ вв. Русско-японская война и установление японского протектората в Корее, аннексия Кореи, японский колониальный режим.

Борьба корейского народа против японских колонизаторов. Корея в годы первой мировой войны.
Монголия.
Социально-экономическое развитие. Рост национально-освободительного движения. Влияние первой русской и китайской революции на положение в Монголии; активизация борьбы за независимость.

Позиция России и Англии и образование автономного феодально-теократического государства. Общественный и политический строй государства Богдо-гэгэна. Внутренняя и внешняя политика. Развитие общественной мысли и культурное движение. Экспансия китайского торгово-ростовщического капитала, положение аратства. Агрессия Японии и Монголии в годы Первой мировой войны.
Страны Индокитайского полуострова.
Социально-экономическое и политическое развитие Вьетнама во вт. пол. ХIХ начале ХХ вв. Завоевание Францией Вьетнама, установление «протектората» над Лаосом и Кампучией. Создание «Индокитайского союза». Зарождение национально-освободительного движения.

Борьба европейских держав за превращение Таиланда в полуколонию. Реформы и их последствия.

Установление британского господства в Бирме и Малайе. Национально-освободительное движение.

Индонезия.
Голландский колониальный режим и социально-экономическое развитие страны. Колониальная экспансия Голландии, покорение Аче и Малайи. Реформы 60 – 70 – х гг. ХIХ в., отмена «принудительных культур», «политика «открытых дверей», модернизация страны.

Зарождение национально-освободительного движения на Яве. Буди Утомо и Сарекат Ислам. Индонезия в годы Первой мировой войны.
Филиппины.
Социально-экономическое развитие во вт. пол. ХIХ в. Формирование местной предпринимательской среды, рост национального самосознания. Движение за реформы. Восстание в Кавите. Деятельность Хосе Рисаля, первые национальные организации.

Национально-освободительная революция 1896 – 1898 гг. Ликвидация испанского колониального режима. Вмешательство США и установление американского господства. Филиппины в годы Первой мировой войны.
Индия.
Реформы колониальных властей, деятельность английского капитала, модернизация экономики и социальной структуры. Развитие национальной промышленности.

Народные выступления в 60 – 70 –х гг. Возникновение национализма, религиозно-реформистское движение. Деятельность Шри Рамакришны, Вивекананды, Тилака, Тагоров, общества «Брахмо Самадж», «Арья Самадж» и др. «Ренессанс» в Бенгалии. Образование Индийского Национального Конгресса и его деятельность. Ахмед-хан и начало мусульманского движения. Фабричное законодательство. Первые организации рабочих.
Освободительное движение и британский колониальный режим в Индии.
Социально-политическая обстановка в Индии и политика вице-короля Керзона.

Русская революция 1905 г. и освободительное движение в 1905 – 1908 гг., «сварадж» и «свадеши».

Разжигание индусско-мусульманской вражды. Раскол Индийского Национального Конгресса. Процесс Б. Тилака и всеобщая забастовка в Бомбее.

Реформы Морли-Минто. Политика британских властей в Индии накануне и в годы первой мировой войны. Положение народов Индии. Антианглийские выступления. Деятельность организации «Годар». Зарождение халифатистского движения.

Лакхнаусские съезды ИНК и Мусульманской Лиги. Начало деятельности М. К. Ганди.
Сопротивление народов Афганистана английским колонизаторам.
Английская агрессия в Афганистане и вторая англо-афганская война 1878 – 1880 гг. Гандамакский договор и восстание в Кабуле. Англо-афганский договор 1893 г. Восстание пуштунских племен против английских захватчиков. Англо-русское соглашение 1907 г. и Афганистан. Движение младоафганцев. Афганистан в годы Первой мировой войны.
Иран во вт. пол. ХIХ – нач. ХХ вв.
Внутренняя и внешняя политика Насер-эдина Каджара. Рост частнопомещичьего землевладения, развитие капиталистических отношений. Становление и развитие иранской буржуазии. Зарождение национализма в Иране. Рост антииностранных настроений, народные выступления против английской табачной монополии и других концессий. Роль духовенства.

Превращение Ирана в полуколонию: займы, концессии. Соперничество Англии и России в Иране, раздел Ирана на сферы влияния. Борьба за Персидский залив. Английская нефтяная концессия и Шахиншахский банк. Деятельность российских капиталистов в Северном Иране. Усиление активности США и Германии в Иране.
Иранская революция 1905 – 1911 гг.

Иран в годы Первой мировой войны.
События декабря 1905 г. в Кермане и Тегеране, начало революции. Рост движение за конституцию, деятельность духовенства. Созыв меджлиса, принятие конституции, ее характеристика. Создание муджахедских организаций, их деятельность. Крестьянские выступления, начало рабочего движения.

Англо-русское соглашение 1907 г. Консолидация реакционных сил. Контрреволюционный переворот 1908 г. в Тегеране.

Тебризское восстание 1908 – 1909 гг. Помощь закавказских революционеров. Первые социал-демократические организации. Восстание в Реште, поход на Тегеран гилянских федаев и бахтиарских племен. Свержение шаха Али – Мухаммеда. Созыв второго меджлиса, его политика. Ультиматум и интервенция Англии и России. Вторжение турецких войск. Поражение революции и его основные причины.

Борьба держав за влияние в Иране во время Первой мировой войны. Оккупация Ирана войсками воюющих держав. Национально-освободительное движение в годы войны.


Османская империя во вт. пол. ХIХ – нач. ХХ вв.
Внутренняя и внешняя политика султанского правительства. Реформы 50 – 60 – х гг. Движение «новых османов». Рост социальных, конфессиональных, национальных противоречий. Конституция 1876 г.

Влияние русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. на положение империи. Разгон парламента и установление «зулюма» Абдул-Хамидом II.

Внутренняя и внешняя политика: пан-исламизм и османизм; создание Управления Оттоманского долга. Концессии, займы. Усиление классового, национального и религиозного гнета. Зарождение младотурецкого движения. Деятельность партий «Единение и прогресс» и «Лиги децентрализации и частной инициативы». Освободительное движение на Балканах.

Младотурецкая революция 1908 г. Восстановление Конституции 1876 г. Контрреволюционный переворот 1909 г. Приход к власти младотурок. Их внутренняя и внешняя политика. Распад империи. Триполитанская и балканские войны. Турция накануне и в годы Первой мировой войны.

Социально-экономические изменения в Турции. Рост турецкой торговой буржуазии, усиление турецкого национализма. Политика геноцида в отношении национальных меньшинств.

Рост антивоенных настроений, обострение классовых противоречий. Поражение и развал турецкой армии. Мудросское соглашение. Крах политики младотурок.
Арабские страны.
Политика Англии в Египте, превращение Египта в полуколонию. Конституционное движение 1879 – 1881 гг. Восстание Араби-паши.

Оккупация английскими войсками Египта, установление английского правления.

Формирование новых общественных сил. Мустафа Камиль и зарождение египетского национализма. Деятельность сеида Джемаль-ад-дина аль Афгани. Мухаммед Абдо и реформаторское движение. Образование политических партий и профсоюзов.

Восстание махдистов в Судане. Английская интервенция и захват Судана. Англо-французское соперничество. Фашодский кризис. Соглашение 1899 г.

Триполитанская война 1911 г. Захват Ливии Италией.

Французская оккупация Туниса в 1881 г. Бардосский договор о протекторате и конвенция в Ле Мара.

Алжир под властью Франции. Восстание Мукрани. Национально-освободительное движение.

Превращение Марокко в полуколонию. Мадридская конференция 1880 г. Марокканские кризисы 1905 – 1911 гг. Установление французского протектората.

Арабские страны в годы Первой мировой войны. Рост арабского национализма.
Тропическая Африка.
Империалистический раздел Африки. Берлинская конференция 1884 – 1885 гг. Методы колониальных захватов. Привилегированные компании.

Французские завоевания в Западной и Экваториальной Африке. Английские захваты в бассейне Нигера и на Золотом Береге.

«Свободное государство Конго». Германские колонии Того и Камерун. Антиколониальная борьба африканских народов. Войны под руководством Симори и Ахмаду.

Империалистическая экспансия в Восточной Африке, Эфиопии и на Красноморском побережье. Соперничество европейских держав за раздел Африки. Война Италии в Эфиопии. Восстание Бушири, «маджи-маджи». Освободительная борьба сомалийцев во главе с Мухаммедом бен-Абдаллой.

Итоги раздела Африки. Организация колониального управления и методы эксплуатации. Социально-экономические изменения. Начало национально-освободительного движения.
Южная Африка.
Социально-экономическое развитие. Золотая и алмазная лихорадка. Создание монополий. Роль компаний «Де Бирс» и Британской южноафриканской компании. Политика Сесиля Родса.

Английская, германская, португальская и бурская экспансия. Англо-зулусская война 1879 г. Вооруженное сопротивление суто и коса. Восстание гереро кой-коинов против немецкого господства. Англо-бурская война и создание Южно-Африканского Союза. Расистское законодательство.

Изменения этнического состава Южной Африки. Возникновение индийской общины. Метисы. Зарождение пролетариата и интеллигенции в среде небелого населения.

Новые формы сопротивления. Начало рабочего движения. Социалистические организации. Интернациональная социалистическая лига. Возникновение Африканского национального конгресса. Индийский Конгресс Наталя и деятельность М. Ганди в Южной Африке.

Южная Африка в годы первой мировой войны. Захват Юго-Западной Африки Южно-Африканским Союзом.

ИСТОЧНИКИ


  1. Хрестоматия по новой истории. – М., 1963, т. I; 1965, т. II

  2. Акимкина Н.А., Люксембург М.А. Практикум по истории стран зарубежного Востока. – М., 1963.

  3. Колониальная политика капиталистических держав (1870 – 1911). Практикум. – М., 1967.

  4. Русско-индийские отношения в ХIХ в. Сборник документов. – М.: Восточная литература, 1997.


ЛИТЕРАТУРА





  1. История стран Азии и Африки в новое время (учебное пособие). – МГУ, 1989, ч. I; 1991, ч. II.

  2. Антонова К.А., Бонгард – Левин Г.М., Котовский Г.И. История Индии. – М., 1979.

  3. Новая история Индии. – М., 1961.

  4. История Востока. Восток на рубеже средневековья и нового времени XVI – XVIII вв. – М.: Восточная литература, 2000.

  5. История Китая. Под ред. Меликсетова А.В. – Изд-во МГУ, 1998.

  6. История Ирана. – М., 1977.

  7. Гасратян М.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. – М., 1982.

  8. История Африки в ХIХ – нач. ХХ вв. – М., 1984.

  9. Новая история Китая. – М., 1972.

  10. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицин И.М. История Японии. – М., 1988.

  11. Индонезия. – М., 1983. Справочник, исторический очерк.

  12. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. – М., 1977.

  13. Проблемы докапиталистических обществ Востока. – М., 1971.

  14. Узловые проблемы истории докапиталистических стран Востока. – М., 1990.

  15. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 – е изд. т.9/.

  16. Энгельс Ф. Персия и Китай / Там же, т. 12/.

  17. Ленин В.И. Пробуждение Азии. ПСС т. 22.

  18. Ленин В.И. Демократия и народничество в Китае. ПСС т. 21.

  19. Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая 1894 – 1914 гг. – М., 1980.

  20. Симония Н.А. Восток: пути развития. – М., 1974.

  21. Века неравной борьбы (Национально-освободительное движение в Азии и Африке). Отв. ред. В.Н. Никифоров. – М., 1976.

  22. Тарле Е.В. Очерки по истории колониальной политики западно-европейских государств (конец XV – нач. ХIХ вв.). – М., 1965.

  23. Эволюция восточных обществ. Синтез государственного и современного. – М., 1986.

  24. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1997.

  25. Васильев Л.С. История Востока. – М.: Высшая школа, 1993, т. II ч. III.

26. История Востока. Восток в новое время (конец III-начало XX вв.) М. 2004 из-во «Восточная литература» РАН, кн. 1.

27. Новая история стран Азии и Африки XVI-XIX века. М., 2004, из-во «Владос»,ч.2.

Программа составлена на основе «Программы дисциплины «История стран Азии и Африки» для государственных университетов. Специальность 2008 – история. – М.: Изд-во МГУ, 1987

и учебного пособия «История стран Азии и Африки в новое время». – МГУ, 1989, ч. I, 1991, ч. II.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Изучение курса «История стран Азии и Африки в новое время» студентом осуществляется тремя видами работ: лекционные занятия, семинарские занятия и самостоятельная работа.

Задача лекционного курса - познакомить студентов с устоявшимися представлениями по истории народов Востока с XVII до начала Xв., учитывая не только многомерность исторического процесса и альтернативность научных подходов к его изучению, но и основные исторические концепции, которые лежат в основе познания прошлого.

Для эффективного усвоения курса, необходимо, чтобы перед лекцией Вы обязательно ознакомились с материалом соответствующей темы, изложенной в учебниках. Для этого можно пользоваться учебной литературой.

Однако учтите, что указанные в рабочей программе учебники есть минимум для определения круга проблем, которые Вам необходимо знать. Для анализа дискуссионных проблем, требующих ознакомления студентов с различными, в основном противоположными, точками зрения к каждой лекции прилагается необходимый перечень литературы, требующей дополнительного изучения.

Для ознакомления с новыми трактовками, представлениями и даже теориями необходимо регулярно знакомиться с различными точками зрения, как правило, в первую очередь изложенными в журналах «Восток», «Азия и Африка сегодня», «Вопросы истории», и других изданиях, публикующих новые, аргументированные взгляды на отдельные проблемы истории Востока.

Помните! Историк обязан знать не только литературу по теме, но и источники, отражающие проблему. Особое внимание при самостоятельной работе обратите на анализ источников, которые даны в списке к каждой теме.

Помните! Всякая точка зрения имеет право на существование, если она аргументирована источниками, их анализом, если ее носитель не отбрасывает отдельные блоки источников, а пытается их научно интерпретировать.

Во время лекции необходимо вести конспект, содержащий основные теоретические положения и примеры по излагаемому лектором материалу.

Конспект лекций должен содержать:

Для более продуктивного усвоения учебного материала целесообразно перед новой лекцией повторять по конспектам предыдущий материал. Данная методика позволит сформировать целостное представление об историческом процессе.

Семинарские занятия являются важной формой учебного процесса, способствующей усвоению куpca отечественной истории.

Основные задачи этих занятий сводятся к тому, чтобы научить студента самостоятельно мыслить, изжить имеющиеся штампы и способствовать расширению общей исторической культуры. В ходе занятий студент должен научиться применять выработанную методику в практике конкретно-исторических исследований. Научная работа студента также начинается с практических занятий.

При подготовке к семинарским занятиям помните:

Во-первых, необходимо четко усвоить поставленную проблему, определенную темой и вопросами занятия. При чтении литературы и источников не отвлекайтесь от этих вопросов, усвойте выводы исследователя, то, как он к ним пришел, какие аргументы использовал.

Во-вторых, конспект не должен занимать много места, необходимо, чтобы он был кратким, удобным для использования и содержал в себе следующие моменты:

Главное - Ваше мнение должно быть четко аргументировано.

Примерная схема конспекта:

Вопрос: Каким было положение крестьянства согласно земельным законам сёгуната Токугава?

Вывод:Кузнецов и Сырицин считают, что крестьяне были поставлены в жёстскую зависимость от землевладельев – даймё и самураев. Молодяков считает, что японские крестьяне были относительно свободны при условии уплаты налогов.

Далее определите, может быть, с помощью литературы, в чем противоречия подходов. Определите свою точку зрения, но аргументировано. Сделайте Ваш вывод по этому вопросу.

Требования к конспекту для семинарских занятий:

  1. Должен быть в отдельной тетради, подписанный.

  2. Обязательно писать план занятия с указанием темы, вопросов, списка литературы и источников.

  3. Отражать проблематику всех поставленных вопросов (анализ источника, литературы).

  4. Иметь по ним аргументированные выводы. Слово «аргументированные» является ключевым. Главное - доказуемость выводов.

В-третьих, Вы только тогда можете считать себя подготовленными к занятию, когда у Вас сформируется собственная точка зрения на поставленный вопрос, подтвержденная знанием источников и различных точек зрения исследователей.

Важной формой контроля за уровнем самоподготовки является проведение промежуточных и рубежных форм аттестации. К промежуточным формам аттестации относится сдача блоков, коллоквиума, выполнение тестов и контрольных работ.

Первой и основной формой промежуточного контроля является «блок», включающий несколько тем курсового материала. «Блок» позволяет оценить степень усвоения студентом материала лекционных и практических занятий, а также степень самостоятельной подготовки. В рамках курса проводится три «блока» по отдельным хронологическим периодам (см. Тематический план). Успешная сдача студентом «блоков» может автоматически освободить от рубежной формы контроля – экзамена. Студенты не сдающие «блоки» автоматически выходят на итоговый экзамен.

При подготовке к «блоку» (экзамену) студенту рекомендуется не только повторить лекционный материал, но и ознакомиться с предлагаемой дополнительной литературой по каждой теме, усвоить основные концепции.

Успех сдачи «блока» (экзамена) зависит от:

Второй формой промежуточного контроля является коллоквиум. Данная форма промежуточного контроля предполагает самостоятельную подготовку студента по заранее предложенной теме с последующим обсуждением наиболее дискуссионных вопросов с целью выявления знаний студента по предлагаемой теме и оценки его навыков самостоятельной работы.

Третьей формой промежуточного контроля является контрольная работа. Целью выполнения контрольных работ является выявление степени самостоятельной подготовки по темам контрольных. Контрольные работы выполняются студентом самостоятельно в письменном виде и сдаются на проверку преподавателю, ведущему семинарские занятия.

Для успешного выполнения контрольных работ студенту необходимо заранее познакомиться с рекомендуемыми источниками и литературой, составить конспект по каждому вопросу (см. требования к конспекту семинарских занятий).

Четвертой формой промежуточного контроля является тест. Подготовка к тесту предполагает самостоятельную проработку студентом предложенной темы с последующим ответом на вопросы, методом выбора одного правильного из нескольких предложенных вариантов.

Для успешного выполнения теста студенту рекомендуется действовать по следующему алгоритму:

Перед подготовкой к тесту

Во время теста

Оценка всех форм промежуточного контроля студентов на основе их самостоятельной работы осуществляется на основе критериев, предложенных в рабочей программе.

Рубежными формами контроля являются зачет и экзамен. Целями рубежных форм контроля является выявление у студента:

Успех сдачи зачета или экзамена зависит от:

Для успешной сдачи зачета и экзамена студенту необходимо:

Оценка знаний студентов по рубежным формам контроля осуществляется на основании требований, изложенных в рабочей программе.
Б. Методические указания для преподавателей, ведущих семинарские занятия

Семинарские занятия должны способствовать углубленному изучению наиболее сложных проблем исторической науки и способствовать активизации учебно-познавательной деятельности студента.

Преподаватель ведущий семинарские занятия должен:

- способствовать формированию у студента базы теоретического и фактического багажа знаний, акцентируя внимание студента на концепциях специалистов-историков и информационном поле исторического первоисточника;

- выработать у студента навыки самостоятельной, исследовательской работы путем анализа теоретической и фактической информации на основе критического анализа;

- развивать умение систематизировать и обобщать первоначальную информацию с целью построения аргументированных выводов.

Реализация данных задач возможна за счет создания на семинарском занятии деловой ситуации, по средствам постановки проблемных вопросов и дискуссий по отдельным вопросам. Не нужно опасаться, если в процессе обсуждения у студента сформируется своя позиция, отличающаяся от мнений ведущих по данной проблеме специалистов-историков. Главное, чтобы позиция студента была аргументирована и подтверждена фактами из первоисточника.


Тематика семинарских занятий и методические рекомендации по новой истории стран Азии и Африки (часть I, II)
Часть I

Тема: Основные проблемы истории Востока (2 часа).


  1. Общее и особенное в развитии стран Востока и Запада.

  2. Проблемы АСП в советском востоковедении.

  3. Концепция развития стран Востока академика Н.И. Конрада.

  4. Метод сравнительного анализа Парсонса в применении к характеристике традиционных обществ Востока.



Литература:
Маркс К. К критике политической экономии. – т. 13. 2-е изд. Сочинений.

Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. – т.46, ч.1.

Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока. – М., 1971.

Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. – М., 1977.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. – М., 1983.

Узловые проблемы истории докапиталистических обществ Востока. – М., 1990.

Конрад Н.И. Избранные труды. История. – М., 1974.

Конрад Н.И. Запад и Восток. – М., 1972.

Кульпин Э.С. Восток (Человек и природа на Дальнем Востоке). М., 1988.

История Востока. Восток на рубеже средневековья и нового времени XVI- XVIII вв. М., изд-во «Восточная литература». Т.3. 2000. статья: «Цивилизации Востока и Запада на рубеже нового времени».

Седов А.А. К типологизации средневековых общественных систем Востока. – НАА, 1987, № 5.

Эволюция восточных обществ. Синтез традиционного и современного. – М., 1986.
В советском востоковедении существуют различные подходы к пониманию своеобразия исторического развития стран Востока. Преобладающим является метод, основанный на пятичленной формации. Этот метод бвл разработан советскми историками в 30-е гг. XX в. во главе с академиком Струве. Его последователи считают, что в основе стран развития Востока лежат те же основанные характеристики, что и на Западе. С этих позиций написаны многочисленные исследования, учебники. Этот подход нашел отражение в блестящих работах Конрада Н.И. В 60-х гг. XX в. начались дискуссии об АСП, толчком к которой послужило переосмысление высказываний К. Маркса об особенностях развития стран Востока. Эти положения были развитиы в работах Васильева Л. С., в его концепции о государственном способе производства. Дискуссия об АСП продолжается на страницах журнала «Народы Азии и Африки» Института востоковедения АН СССР.Большой интерес представлеят социаологический метод Паттерсона, позволяющий по новому взглянуть на проблемы общественно- политического развития.

Тема: Социально-экономическое и политическое развитие стран Востока в XVII - п.п. XIX вв. (2 часа).

Китай в ХVП – п.п. ХIХ вв.


  1. Основные черты традиционного китайского общества.

А) Социально-политическая организация.

B) Государство и отношения собственности.

C) Конфуцианство.

D) Проблема формационной характеристики китайского общества в исследовательской литературе.

  1. Китай под властью маньчжуров.

A) Завоевание Китая маньчжурами (1644-1683) и установление династии Цинов.

B) Внутренняя и внешняя политика Цинов. Роль императора Канси в восстановлении государственности Китая (1662-1722 гг.).

Источники и литература:
Хрестоматия по новой истории. М., 1963. т.1. сс. 597-629.

Избрант Идес, Адам Брант. Записки о русском посольстве в Китае (1692-1695 гг.). – М., 1967, гл. XI, XIII-XIV, дневники пребывания посольства в Пекине.

История стран Азии и Африки в новое время. 1 часть. М., изд-во МГУ, 1989.

История Китая. Под ред. Меликсетова А.В. М., изд-во МГУ. 1998, гл.10.

Новая история Китая. М., 1972. ч.1, гл.1-2.

Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая 1894-1914. М., 1980. гл.1.

История Востока. Восток на рубеже средневековья и нового времени XVI-XVIII вв. М., изд-во Восточная литература. 2000, гл.15, 18, 35.

Дополнительная литература:

Новое в изучении истории Китая. История и историография. М., 1988.

Кульпин Э.С. Восток (Человек и природа на Дальнем Востоке). М., 1998, табл. 1, 2.

Китайская философия (энциклопедический словарь). М., изд-во Мысль, 1994.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб. Изд-во Лань, 1999.

Тихвинский С.Л. История Китая и современность. М., 1976. сс. 63-124.

Очерки истории Китая с древности до «опиумной войны». Под ред. Шан Юэ. М., 1959.

Сидихменов В.Я. Маньчжурские правители Китая. М., изд-во «Наука», 1985. р.1,2,3.

Фань Вэнь Лань. Новая история Китая. М., 1955, гл.1, р.1.
При подготовке первого вопроса следует остановится на том, что в основе социально-политической организации китайского общества лежала конфуцианская модель. Отсюда вытекает ведущая роль государства в китайском обществе, его воздействие на отношения собстенности. Постарайтесь понять, почему честная собственность в китайцском обществе не сташла структурообразующим фактором, почему в Китае не сложилось третье сословие, несмотря на многочисленный класс торговцев, ремесленников, владельцев мануфактур, на наличие частной собтсвенности на землю, разитых товарно-денежных отношениях. Характеризуя конфуцианство, отметьте его высокую способность к сглаживанию социальных противоречий, высокую степень внутренного и внегонего котроля личности и обшества, покажите, какие стороны учения выдвигались на первый план властьимущими. Объясните сущность определения китайского общества как арендно-бюрократического, данного Непомниным О.Е., чем оно отличается от принятого определения катайского общества как феодального. Освещая второй вопрос, покажите, почему и каким образом немногочисленорому маньчжурскому народу удалось завоевать Китай. Обратите внимание на то, что в то время, когда в Европе разрабатывались идеи естественных прав человека в образовании государства на основе общественного договора, манчьжурские правители при поддержке ученого сословия Китая шеньши, возрождали традиционные методы управления. Дайте характеристику их внутренней политики, покажите причину активной внешней политики манчьжур. В заключение покажите кризисные явления, которые переживает Китай с конца XVIII в. (сокращение госудасртвенного землевладения, рост стоимости земли, налогов, арендной платы, разорение крестьянства, коррупция в государственном аппарте, расслоение маньчжур, бунты, восттания), что облегчило проникновение в страну капиталистических держав.
Тема: Япония сегуната Токугава (2 часа).


  1. Основные черты сегуната Токугава.

А) Социально-политическая организация японского общества. Отношение сегуна и императорской власти.

В) Отношения собственности. Положение городов.

С) Неоконфуцианство – идеологическая основа сегуната. Место религии.

D) Внешняя политика.

  1. Кризис сегуната во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.

А) усиление позиций торгово-ростовщического сословия.

В) изменение отношений собственности. Разрушение системы синокосе.

С) крестьянские и городские движения.

D) изменения в культурной жизни страны. Новые идейные течения: тэнно, тениндо, сингаку.

  1. «Открытие» Японии и его последствия.


Источники и литература:
Хрестоматия по новой истории. – М., 1963, т.1, р. Япония.

Документы по истории японской деревни. – М., 1966, ч.1, к. XVII п. пол. XVIII вв.

Головнин В.М. Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812, 1813 гг. и приобщением замечаний его о японском государстве и японском народе. – Хабаровск, 1972.

История стран Азии и Африки в новое время. 1 часть. М., изд-во МГУ, 1989.

История Востока. Восток на рубеже средневековья и нового времени XVI-XVIII вв. М., изд-во «Восточная литература». 2000, гл. 19, 37.

Дополнительная литература:

Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. Конец XVI - начало XX вв. М., 1986.

Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. – М., 1988.

Ханин З.Я. Парии в японском обществе. – М., 1980. гл.1-2. Приложение.

Подпалова Г.И. Народные движения в Японии перед революцией 1868 г. В кн. Историко-филологические исследования. Сб. статей памяти академика Н.И. Конрада. – М., 1974.

Подпалова Г.И. О типологии японского феодализма. Сб-к: Типы общественных отношений на Востоке в средние века. – М., 1982.

Тояма Сигэки, Мэйдзи Исин. Крушение феодализма в Японии. – М., 1959, гл.1.

Искендеров А.А., Тоетоми Хидэеси. – М., 1984.

Долин А. Путь самурая. Азия и Африка сегодня. М., 1983, № 9,10.

Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (Этнопсихологические очерки). – М., 1985.

Кирквуд К. Ренессанс в Японии. – М., 1988.

Синтаро Накамура. Японцы и русские. – М., 1983.

Конрад Н.И. Японская литература. – М., 1974.

Цель данного занятия- показать особенности социально-политической структуры, установленной сеуганами из клана Токугава. Следует обратить внимание на то, что сегунат Токугава явился квинтэссенцией опыта почти пятисотлетней активной деятельности военного сословия буси в Японии. Создавая систему управления, Токугава использовал опыт своих предшественников, особенно реформы Тоетоми Хидэеси. Покажите, какие цели преследовали сегуны Токугава, что явилось результетом их деятельности, сходство и отличия сегуната с социально-полиической структурой средневековой Европы нового времени. Обратите внимание на то, какую роль в жизни японского общества играли синтоизм, буддизм и концфуцианство, почему сегуны своей идеологией избрали конфуцианство чжусианского толка и запретили христианство. Постарайтесь понять, в чем смысл существования созданной сегунами Токугава системы, какую роль она играла в истории японского общества. Покажите, какие процессы вызвали кризис этой системы, какую роль в этом сыграли новые идейные течения: сингаку, тенинде, тэнно. Обратите внимание на особенности крестьянских и городских движений, на деятельность самурайской оппозиции, на то, что «открытие» Японии способствовало разрушению сегуната.
Тема: Индия во второй половине ХVП – XVIII вв. (2 часа)
1. Социально-политический и экономический строй империи Великих Моголов.

А) Особенности социально-экономической структуры индийского общества.

Б) Государственное устройство.

С) Религия и культура.

2. Распад державы Великих Монголов.

  1. Проникновение европейцев в Индию в XVII – начале XVIII вв.

Источники и литература:
Хрестоматия по новой истории. – М., 1965, т.1, р. Индия, сс. 518-522.

Акимкина Н.Л., Люксембург М.А. Практикум по истории стран зарубежного Востока. – М., 1963, сс. 7-20.

Лебедев Г.С. О нравах и обычаях индийцев. В кн. Глазами друзей (русские об Индии). – М., 1957.

Гюго Г. Записки об Индии. – М., 1978.

Новая история Индии. – М., 1961, ч.1, гл. 1-3.

Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. – М., 1979, сс. 146-221.

Ашрафян К.З. Некоторые факторы типологизации социально-экономического развития Индии в средние века. Сб-к: Типы общественных отношений на Востоке в средние века. – М., 1982.

Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии. – М., 1981, гл. 4-5.

Ванина Е.Ю. Идеи и общество в Индии XVI-XVIII вв. М., изд-во Наука, 1993.

История стран Азии и Африки в новое время. 1 часть. М., изд-во МГУ, 1989.

История Востока. Восток на рубеже средневековья и нового времени XVI-XVIII вв. М., изд-во Восточная литература. 2000, гл. 8, 25.

Новая история стран Азии и Африки XVI- XIXвв. М. 2004, из-во Владос.Н

Гамаюнов Л.С. О марксовой концепции социально-экономического строя Индии. – НАА, 1968, № 3.

Ашрафян К.З. Дели, история и культура. – М., 1987.

Неру Дж. Открытие Индии. – М., 1989, ч.1, гл. 4-6.

Крашенников В.Л. Лев Майсура (Историческая повесть). – М., 1971.
Цель данного занятия- объяснить, почему Индия, страна во много раз численно и территориально превосходящей Англию, стала ее колонией. Для этого, на основе рекомандованных истоников и литературы, дайте анализ состояния индийского общества к началу новго времени. Покажите роль догматов индуизма в сойиально-политической и экономической структуре индийского общества, роль мусульманских представлений в организации государства Великих Моголов, силу традиции, уровень и значение народных движений. Объясните, почему в этот период культура Индии переживала упадок. Покажите, какую роль в распаде империи Великих Моголов сыграли жестокое угнетение народов и междуусобная борьба в правящем классе. Далее объясните, какоей влияние на Индию оказала деятельность европейских колонизаторов, торговцев Ост-Индийских компаний
Тема: Иран в XVII – п.п. XIX вв.


  1. Особенности социально-политической и экономической структуры Иранского общества. Роль ислама в организации жизни общества. Влияние кочевых племен.

  2. Упадок государства Сефевидов, феодальные усобицы в Иране.

  3. Установление власти Каджаров. Экспансия европейских государств.


Источники и литература:
Хрестоматия по новой истории. – М., 1965, т.1, р. Иран, гл. 1-4.

Новая история Ирана. Хрестоматия. М., изд-во Наука, 1988.

История стран Азии и Африки в новое время. 1 часть, М., изд-во МГУ, 1989.

История Востока. Восток на рубеже средневековья и нового времени, XVI-XVIII вв. М., изд-во Восточная литература. 2000, гл. 5, 23.

Новая история стран Азии и Африки XVI-XIXвв.М., 2004, из-во Владос,ч.2.

Эволюция политических систем на Востоке (Иран, Пакистан, Турция: традиции и демократизация). М., изд-во Восточная литература. 1999, гл. 1, § 1.

История Ирана. – М., 1977, гл. 8-15.

Иванов М.С. Антифеодальные восстания в Иране в сер. XIX века. – М., 1982, гл. 2.

Кузнецова Н.А. Иран в первой половине XIX в. – М., 1983, гл. 1-4.

Крутихин М. Из жизни каджарских шахов. Азия и Африка сегодня, 1984, № 10.

Климович Л.И. Книга о Коране (о происхождении и мифологии). – М., 1988.
Цель данного занятия- показать и обосновать, почему и каким образом происходит упадок иранского общества, который приводит к превращению Ирана в зависимое от европейских стран государство. Следует показать уровень развития иранского общества, роль мусульманских традиций в жизни общества, особенности менталитета, кризис традиционного общества, формы, в которых он проявлялся. Обратите внимание на своеобразие политического устройства Ирана, роль кочевых племен в экономической и политической жизни страны, на переплетении традиций и обычаев иранцев, уходящих корнями в древность с опытом приходиших народов. Объясните, почему Иран с конца XVIII в., становится объектом пристального внимания со стороны Англии, России и Фрнации, причины русско-иранских войн, влияние договоров с европейскими державами на развитие Ирана.
Тема: Формы и методы колониальной экспансии европейских стран на Востоке в XVII – п.п. XIX вв. (2 часа).


  1. Деятельность Ост-Индских компаний (голландской, английской, французской).

А) Бонгайский договор 1667 г. и его роль в покорении государств Индонезийского архипелага Голландией.

Б) Субсидарные договоры английской и французской Ост-Индских компаний в Индии.

С) Военные действия европейских стран на Востоке: войны английской Ост-Индской компании с Майсуром, маратхскими княжествами, сикхами, «опиумная» война с Китаем, захват Южного Вьетнама, попытки насильственного открытия Кореи, «открытие» Японии.

  1. Формы и методы управления колониями.

А) Регентства голландской Ост-Индской компании, государственная система принудительных культур на Яве, последствия голландского господства.

Б) Английская колониальная администрация Индии (княжества и президентства). Двойное управление, налоговые системы: заминдари, райотвари, маузвари.

С) Французский колониальный режим во Вьетнаме.

Н

Источники и литература:
Хрестоматия по новой истории. – М., 1963, т.1.

Акимкина Н.Л., Люксембург М.А. Практикум по истории стран зарубежного востока. – М., 1963.

Маркс К. История торговли опиумом. – Соч., т. 12, сс. 564-571.

Маркс К. Английские жестокости в Китае. – Соч., т. 12, с.170.

Маркс К. Договор между Китаем и Британией. – Соч., т.9, сс. 98-105.

Маркс К. Ост-Индская компания, ее история и результат ее деятельности. – Соч., т.9, сс. 151-160.

Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. – Соч., т.9, с. 224-230.

Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. – М., 1979, сс. 283-316.

Дополнительная литература:

Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории XIV – XIX вв. – М., 1991, гл. 3,4.

Бродель Ф. Игры обмена. – М., 1988.

Новая история Индии. – М., 1961, гл. 4-6.

Новая история Китая. – М., 1972, ч.2, гл.1.

История стран Азии и Африки в новое время. – М., 1989, ч.1.
Цель данного занятия- показать, каким образом европейцам удалось подчинить отдаленные, очень богатые по стравнению с Европой, страны с длительной ситорией. Следует обратить внимание на ряд факторов: превосходство европейцев в вооружении, умелое использование ими распрей и междуусобиц правящих классов в странах Востока, но главное- уровень менталитета личности традиционного общества, обусловившего изветную пассивность народов. Проанализируйте договоры, заключенные европейцами с госудасртвами Востока. Разбирая второй вопрос, обратите внимание на то, как создавалась сситема колониальног управления, в чем отличия английской системы от голландской и французской.
Занятие 1. Китай. Великая крестьянская война тайпинов.

(1850-1864).


  1. Первый период крестьянской войны 1850-1853 гг.

А) обострение кризиса Цинской династии.

Б) Учение Хун Сюцюаня.

С) Начало крестьянской войны.

  1. Второй период 1853-1856 гг.

А) Завоевание Нанкина и провозглашение «Тайпин Тяньго».

Б) «Земельное уложение Небесной династии» - основной закон нового государства.

С) Практическая деятельность тайпинов.

  1. Третий период 1856-1864 гг.

А) Обострение противоречий в лагере тайпинов.

Б) Политика западных держав по отношению к тайпинам и Цинской династии.

С) Роль шэньши в поражении восстания (деятельность отрядов Цзен Гофаня и Ли Хунчжана).

D) Причины поражения и историческое значение крестьянской войны тайпинов.
Источники и литература:
Хрестоматия по новой истории. – М., 1965, т.2, с. 608-630.

Новая история Китая. – М., 1972, ч.2, гл. 2-4.

История Китая. М., изд-во МГУ, 1998, гл.XI.

Делюсин Л.П. Земельная программа Небесной династии и ее оценки. Сб-к Китайские социальные утопии. М., Наука, 1987.

История стран Азии и Африки в новое время. 1 часть. М., изд-во МГУ, 1989.

История Востока. Восток в новое время (конец XVIII- начало XX в.), книга 1, гл.16.

Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов. – М., 1967.

Илюшечкин В.П. «Крестьянский коммунизм» тайпинов. – Народы Азии и Африки (НАА), 1972, № 3.

Илюшечкин В.П. Историография крестьянской войны тайпинов (краткий очерк). Сб-к: Узловые проблемы истории докапиталистических обществ Востока. – М., 1990.

Далин С.А. Китайские мемуары 1921-1927 гг. – М., 1983, ч.2, экскурс в историю.

Кара-Мурза Г. Великая крестьянская война и Тайпинское государство в Китае 1850-1864. – М., 1957.

Королева Н.А. Дискуссия историков КНР о характере и движущих силах восстания тайпинов. В сб. «Аграрные отношения и крестьянское движение в Китае». – М., 1974.

Маркс К. Договор между Китаем и Британией. – Соч., т.9.

Маркс К. Новая Китайская война. – Соч., т.13.

Маркс К. Китайские дела. – Соч., т.15.

Тихвинский С.Л. История Китая и современность. – М.,1976, сс. 128-129.

Васильев Л.С. Крестьянские восстания на традиционном Востоке: социально-экономическое содержание и историческая роль. В сб. «Общественные движения и их идеология в добуржуазных обществах Азии». – М., 1988.

Фань Вэньлань. «Новая история Китая». – М., 1955, гл. 3, р. 6-9.
Одной из ярких особенностей истории Китайского общества являются мощные крестьянские войны, которые приводили к смене династий (восстание под руководством Лю Бана и установление династии Хань в III в. д.н.э., династии Сун в IX в. н.э., крестьянская война под руководством крестьянина Чжоу Юаньчжаня и установление им династии Мин, крестьянская война Ли Цзычена и воцарение династии Цинн). Столь же мощной по своему потенциалу была крестьянская война в середине XIX в., потрясшая основы манчжурского владычества в Китае. Цель данного занятия - выяснить, почему и как началась этай война, какие социальные слои приняли в ней участие, как развивались события, какое госудасртво создали восставшие, принципы и идеи, положенные в его основание (христианство, конфуцианство, легизм, утопия «датун», опыт государственного строительства древнего Китая), какова была внутренняя политика и внешняя Тайпин Таньго.

Тщательно проанализируйте «Земельное уложение небесной династии»- важнейший источник по истории тайпинов. Обратите внимание на личности руководителей тайпинов Хун Сюцюаня, Ян Сюцина, Ши Дакая, Ван Чэнхоя и др. Раскрывая вопрос о причинах поражения и гибели Тайпин Таньго, обратите внимание на противоречия и противоборства среди руководства тайпинов, на роль китайских шэньши и помещиков, зажиточных крестьян, на позицию европейских держав и США по отношению к Цинам и тайпинам. Попытайтесь обосновать, почему попытка возрождения старого общественного устройства обречена на провал. Говоря об историческом месте восстания, обратите внимание на то, какое воздействие оно оказало на внутреннюю и внешнюю политику Цинов, которая в конечном итоге разрушила традиционные устои китайского общества и, оно вступило на драматический путь модернизации, на то, какое воздействие восстание оказало на развитие освободительных сил в Китае и ряде стран Дальнего Востока. Объясните, почему сохраняется интерес к этой теме, как развивается изучение этого важного исторического явления в советской историографии, какие точки зрения существуют.
Занятие 2. Бабидские восстания в Иране в сер. XIX в. (2 часа).


  1. Кризис правления династии Каджаров. Социально-экономические последствия проникновения европейских государств в Иран.

  2. Деятельность секты бабидов, учение Мухаммеда Али, образование радикального течения.

  3. Характеристика коммуны в Шейх-Таберси. Восстание в Зенджане и Нейризе.

  4. Начало правления шаха Насер-эд-дина, реформы мирзы Таги-Хана.

  5. Причины поражения и историческое значение восстания.


Источники и литература:
Хрестоматия по новой истории. – М., 1965, т.2, р. Иран, гл. 1-3.

Новая история Ирана. Хрестоматия. – М., изд-во Наука, 1988.

История стран Азии и Африки в новое время. I часть. – М., изд-во МГУ, 1989.

Энгельс Ф. Персия и Китай. – Соч., т.2, сс. 218-224.

История Ирана. – М., 1977, гл. 17.

История Востока. Восток в новое время ( конец XVIII- начало XX в.), книга 1, М., из-во «Восточная литература» РАН ,2004, ч.2, гл.4.

Иванов М.С. Антифеодальные восстания в Иране в сер. XVI в. – М., 1982, гл. 3-6. Заключение.

Иванов М.С. Очерки истории Ирана. – М., 1952, р. Новая история, гл. 9.
Кузнецова Н.А. Иран в п.п. XIX в. – М., 1983, р. Антифеодальная религиозно-политическое движение бабидов.

Новая история стран Азии и Африки XVI-XIXвв. М.,2004,ч 2.
Цель занятия- определить роль и историческое место движения бабидов в Иране, для этого следует выяснить причины, социальные силы и характер восстаний. Покажите, как внутренняя и внешняя политика Каджаров за пол века своего господства обострила кризисные явления традиционного иранского общества, в каких формах они протекали, к каким социальным и политическим сдвигам это привело. Разбирая вопрос об учении Муххамеда Али Баба, обратите внимание на его гуманистическую направленность, на значимость традиционного религиозного сознания общества, на роль основных принципов ислама в формировании учения.

Покажите односторонность толкования учения Баба рядом советских исследователей. Объясните суть радикального течения, причины его явления среди учеников Баба. Разбирая вопрос о восстаниях, обратите внимание на первоначальный мирный характер деятельности комунны бабидов в Шейх-Таберси, надеявшихся на практике воплотить идеи Баба и добиться успеха методами примера и убеждения. Рассматривая вопрос о социальных силах восстаний, покажите роль низшего духовенства, объясните, почему оно было руководителем восставших. Определяя характер восстания, обратите внимание на спорность его определения как антифеодального (см. ст. Васильева Л.С. Крестьянские восстания на традиционном Востоке: социально-экономическое содержание и историческая роль. Сб-к «Общественный движения и их идеология в добуржуазных обществах Азии.-М., 1988.). Покажите, в какой степени эти восстания были направлены против европейской экспансии и, что сближает бабидское движение в Иране с осободительными движениями народов Востока в сер. XIX в.
Занятие 3. Борьба народов Индии и Индонезии против колониальной эксплуатации (2 часа).


  1. Народное восстание в Индии 1857-1859 гг.

А) Причины и начало восстания, роль сипаев и феодальной знати.

В) Деятельность восставших в Дели.

С) Восстания в Канпуре и Ауде.

D) Политика британских властей в подавлении восстания.

Е) Причины поражения восстания и его историческое значение.

  1. Народная война на Яве 1825-1830 гг. под руководством Дипо Негоро (доклад).


Источники и литература:
Акимкина Н.Л., Люксембург М.А. Практикум по истории стран зарубежного востока. – М., 1968.

Хрестоматия по новой истории. – М., 1965, т.2, р. Индия, Индонезия.

Добролюбов М.А. Восстание сипаев. В кн.: Глазами друзей. – М., 1957.

История стран Азии и Африки в новое время. I часть. М., изд-во МГУ, 1989.

История Востока. Восток в новое время (конец XVIII – начало XX в.), т.4, книга 1, ч.2, гл.4.

Маркс К. Известия из Индии. Восстание в Индии. – Соч., т.12, сс. 257-260, 284-290.

Энгельс Ф. Взятие Лакхнау. Английская армия в Индии. Соч., т. 12, сс. 452-458, 507-511.

Новая история Индии. – М., 1961, ч.3, гл. 10, ч.4, гл.1.

Народное восстание в Индии 1857-1859 гг. Сб-к ст., 1957.

Неру Дж. Открытие Индии. – М., 1989, с. 64-71.

Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. М., 1989, р.109.

Синха Н.К. Банерджи А.Ч. История Индии. – М., 1957, гл. XVIII, р.3, гл. XXIX, р.2.

История Индонезии. – М., 1979.

Индонезия. – М., 1983, справочник, исторический очерк.

Новая история стран Азии и АфрикиXVI-XIXвв. М.,из-во Владос, 2004,ч.2.
Цель занятия- раскрыть характер, движущие силы и историческое место восстаний в Индии и Индонезии. При этом следует обратить внимание на то, что народы этих стран боролись против господства колонизаторов, завоевавших страны в XVIII-нач. XIX в. Покажите, как традиционные налоговые системы, приспособленные колонизаторами для своих целей, (заминдарами и райатварами в Индии, принудительные культуры в Индинезии)т.е. устранение из них традиционных страховых институтов, при сохранении основных принципов, привели к резкому обнищанию и массовой гибели населения. Объясните, почему восстание в Индии подняли сипаи Бенгальской армии и во главе его встали, главным образом, представители мусульманской знати во главе с Бахадур-шахом, как впоследствии англичане это использовали. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся в Дели, деятельность вооставших, стремление их руководителей ввести жизнь города и окрестностей в привычное русло. Возродить традиционные методы правления, влияние поражения сипаев в Дели на дальнейший ход событий. Расскажите о восстаниях в Канпуре, Лакхнау, о его героях: Ахмадулле, Лакшми Бай. Раскрывая причины поражения восстания, объясните, почему сипаев Бенгальской армии не поддержали сипаев Бомбейской и Мадрасской армий, сикхи, какую роль сыграли политические маневры англичан, уровень деятельности самих восставших. Рассматривая вопрос об историческом месте восстания, обратите внимание на то, как оно подвело черту под традиционным пониманием устройства жизни общества. Следует указать, что англичане извлекли из опыта восстания уроки для укрепления своего господства и, в 60-80 гг. XIX в. были проведены преобразования, которые стимулировали развитие капитализма в Индии, а вместе с ним трансформировали социальную и духовную общества.

Рассказывая о восстании Дипо Негоро на Яве, обратить внимание на то, что была попытка изгнать голландских колонизаторов и возродить прежние порядки, что восстание удалось подавить, используя амбиции яванской знати, ее сепаратизм и междуусобицы. После подавления восстания голландцы возродили систему принудительных культур, которая привела, в конечно счете, к подрыву их позиций в Юго-Восточной Азии.
  1   2


ПРОГРАММА КУРСА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации