Дипломная работа - Особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной медицинской группы - файл n1.doc

Дипломная работа - Особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной медицинской группы
скачать (180.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc181kb.13.09.2012 18:14скачать

n1.doc

Министерство образования и науки РФ.

Оренбургский государственный педагогический университет.

Институт физической культуры и спорта.

Кафедра спорта и

Медико - биологических

Основ физического воспитания.
Шумова Валентина Павловна

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ.

(Выпускная квалификационная (дипломная) работа)


Научный руководитель:

доцент кафедры МБОФВ и С.

отличник народного просвещения Лошманова Р.С

Допущена к защите:

« » 2007 г.

Кандидат медицинских наук

Заведующий кафедрой

МБОФВ и С.

Тихомиров О.И.
Оренбург 2007 г.
Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико–методические особенности проведение уроков

физической культуры с учащимися специальной медицинской группы. 1.1.Общая характеристика занятий физической культуры с учащимися

специальной медицинской группы.

1.2. Методика проведения занятий с учащимися специальной медицинской

группы.

1.3. Организация проведения уроков физической культуры с учащимися

специальной медицинской группы.

Глава II. Организация и методика экспериментального исследования.

2.1 Задачи и методы исследования.

2.2 Организация исследования.

2.3 Результаты исследования.

Выводы.

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7
Введение

Как помочь детям стать здоровыми? Учителя физиче­ской культуры, родители должны знать, что ответы на этот вопрос помогут вам найти решение многих проблем в деле воспитания здорового ребенка.

Ребенок — наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка надо потру­диться. Только рационально осуществляемый совмест­ными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средст­вами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач здоровьесбережения может помочь сохранить ребенку здоровье.

В российском образовании наметилась перспектива развития системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей. Одним из новых направлений в педагогической де­ятельности учителя и методиста физкультуры является адап­тивное физическое воспитание (АФВ) изучающее аспекты физического воспитания детей и подростков, которые в свя­зи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать все возможности общепринятой системы физического воспитания. В основу АФВ положена сово­купность медико-психолого-педагогических установок, направленных на восстановление здоровья и адаптацию (при­способление) детей с ослабленным здоровьем к условиям современной жизни.

Особенно актуальной является проблема физического воспитания в настоящее время, т. к. существенного улуч­шения здоровья и физического развития детей и подрост­ков за последние годы не отмечается. Детям, которые пе­ренесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная актив­ность, соответствующая функциональному состоянию организма.

Такие дети, относящиеся по медицинским показа­телям к специальным медицинским группам, не долж­ны заниматься по программам физического воспита­ния, разработанным для здоровых детей, а должны заниматься в специальных медицинских группах. Для учащихся спецмедгруппы применяют специальные, многообразные методики, учитывающие специфику их заболеваний.

Применяя средства лечебной физкультуры (ЛФК), адаптивное физическое воспитание решает проблему ин­теграции детей с ограниченными физическими возмож­ностями в общество и непосредственно связано с фило­софией гуманизма.

Родители и учителя должны помочь детям восстано­вить утраченное здоровье после болезни и адаптировать (приспособить) их к жизни. Для этого необходимо знать основные положения учения о здоровье, болезни, сроки восстановления (реабилитации) здоровья детей после пе­ренесенных заболеваний; уметь применять эти знания в школе на уроках физической культуры в специальных ме­дицинских группах и дома при выполнении специальных физических упражнений.

Объект исследования – процесс физического воспитания на занятиях с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Предмет исследования: Комплексы физических упражнений.

Цель: Разработать программу физического воспитания с учащимися СМГ.

Задачи:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу.

  2. Разработать комплексы физических упражнений.

  3. Экспериментально доказать эффективность применяемых упражнений

Гипотеза: Разработанный и примененный комплекс упражнений повысит интерес к физической культуре и улучшение в состоянии здоровья.

Практическая значимость: Представленные средства и методы в совокупности с принципами дидактики - доступности, последовательности, систематичности приведут к улучшению состояния здоровья у детей, отнесенных к СМГ.
Глава 1. Теоретико–методические особенности проведение уроков

физической культуры с учащимися специальной медицинской группы.

1.1.Общая характеристика занятий физической культуры

с учащимися специальной медицинской группы.

Согласно положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения все учащиеся распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы.

На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии они распределяются для занятий физическими упражнениями на основную, подготовительную и специальную медицинские группы.

| К основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.

К подготовительной медицинской группе (далее ПМГ) относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.

К специальной медицинской группе (далее СМГ) относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенной учебной программой. С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов детей, относящихся к СМГ по тяжести и характеру заболевания, рекомендуется подразделять на две подгруппы -«А» и «Б».

К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями. К подгруппе «Б» относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.). Деление на подгруппы - это тот фактор, который определяет режим занятий Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья направляются на занятия лечебной физической культурой в лечебно-профилактические учреждения (там, где это возможно) или им назначаются соответствующее лечение и наблюдение. Допустимой физической нагрузкой для них являются занятия по специальной учебной программе. Перевод из одной медицинской группы в другую производится совместно врачом и учителем, с учетом результатов дополнительного медицинского обследования и результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются:

- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение; повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

- освоение основных двигательных навыков и качеств;

- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;

- разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе и т.п.

Для проведения занятий привлекаются учителя физической культуры, имеющие физкультурное образование и прошедшие специальные курсы. Такие курсы организуются на базе института повышения квалификации работников образования. Оплата труда учителей, проводящих занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, должна производиться в соответствии с их тарификацией по ставкам заработной платы учителей

2.1 Методика проведения занятий с учащимися специальной медицинской группы

СМГ группы комплектуются на следующий учебный год в мае-июне. На основании

заключения врача и учителя физической культуры директор издает приказ по школе. В приказе указывается списочный состав групп, диагноз или шифр заболевания каждого ученика, время проведения занятий, учитель, проводящий занятия.

Группы для занятий по физической культуре комплектуются в количестве не менее 10человек. В практике работы не существует единых для всех школ рекомендаций по комплектованию учебных групп. Каждая школа решает этот вопрос самостоятельно, исходя из количества учащихся и их анатомо-функциональной характеристики. Существует несколько вариантов

комплектования учебных групп.

1 вариант. В учебную группу зачисляются учащиеся разных параллелей классов, но с однородным характером заболевания. При этом разница в возрасте не должна превышать три года.

П вариант. В учебную группу зачисляются учащиеся одной параллели классов, но с различным диагнозом.

Ш вариант. В учебную группу зачисляются учащиеся, различные как по возрасту, так и характеру заболевания.

Школьный врач знакомит учителя физкультуры со списками учащихся, с состоянием их здоровья. Далее они совместно разрабатывают план и тактику проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, на год, на летние каникулы, индивидуально на каждого учащегося, намечают сроки проведения врачебно-педагогических наблюдений. Все это вносят в индивидуальную карту), в которой в дальнейшем будут отражены общие сведения об учащихся (фамилия, имя, отчество, год рождения, класс,

диагноз заболевания, осанка, длительность перерыва в занятиях физическими упражнениями, поурочный учет ЧСС, содержание задач урока, индивидуальные задания).

Школьники СМГ, с которыми проводятся занятия по физической культуре, проходят дополнительное медицинское обследование в течение учебного года.

Следует отметить, что организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми учащимися. Они предъявляют к директорам школ, учителям и медицинским работникам значительно большие требования. В СМГ занимаются школьники разного возраста, пола, страдающие различными недугами и психологически не

готовые к занятиям физкультурой. Некоторые учителя физкультуры и медицинские работники детских поликлиник и школ недостаточно знакомы с основами физического воспитания и врачебного контроля, не умеют определять адаптацию ребенка к физическим нагрузкам, в результате чего необоснованно большое число учащихся оказываются в числе освобожденных от уроков физкультуры.

Информация о состоянии здоровья школьников и распределении их на медицинские группы поступает нередко директорам школ и учителям с большой задержкой, в связи с чем занятия в СМГ или начинаются с большим опозданием, или вообще не проводятся.

Недостаточная работа с родителями приводит к тому, что они не проявляют должного интереса к вопросам физического воспитания своих детей, более того, предпочитают оберегать их от необходимой двигательной активности, добиваясь всеми путями освобождения от занятий физкультурой.

Физическое воспитание организуется для всех школьников СМГ на протяжении всего учебного года и осуществляется в следующих формах:

- учебные занятия (в объеме 102 часа в год);

- дополнительные занятия;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию учителя физической культуры или в режиме дня под руководством родителей;

- оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

- массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время, в каникулы (физкультурные праздники, игры и развлечения, прогулки, катание на лыжах, коньках, плавание, ближний туризм и т.д.).

Большое значение для учащихся с ослабленным здоровьем имеет рациональный режим дня, включающий обязательное пребывание на свежем воздухе в течение 4-5 часов.

Школьники СМГ не допускаются к участию в спортивных соревнованиях, однако их необходимо привлекать к судейству и в посильные для них формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре.

Основной формой физического воспитания учащихся СМГ являются уроки, проводимые отдельно от других школьников 3 раза в неделю продолжительностью 40-45 мин. Посещение их учениками СМГ обязательно. Ответственность за это возлагается на учителя, ведущего

уроки физкультуры и классного руководителя. Контролируют работу СМГ заместитель директора и врач.

Приступая к занятиям с учащимися специальной группы, учитель должен помнить, что уроки необходимо проводить в чистом, хорошо проветриваемом помещении, а лучше, по возможности, на открытом воздухе. В процессе урока нужно включать 1-2 паузы по 1-2 минуты для отдыха. Следует учить детей полному расслаблению мышц. Все движения

должны выполняться спокойно, плавно, без напряжения. Переходить из одного исходного положения в другое учащиеся должны не спеша, избегая резких движений.

Необходимо научить правильному дыханию через нос.

Для оценки влияния физических упражнений на школьника, правильности распределения нагрузки в занятиях, механизмов приспособительных реакций организма, можно использовать простые и доступные методы исследования и методические приемы.


Внешние

признаки утомления


Небольшое утомление


Среднее утомление


Выраженное

утомление


Окраска кожи


Легкая


Значительная


Побледнениеили синюшность


Потливость


Незначительная


Большая


Чрезмерная


Выражение лица


Спокойное


Напряженное


Страдальческое


Характер дыхания


Учащенное, ровное


Учащенное, периодические глубокие

вдохи

и выдохи


Резкое

учащенное,

поверхностное и аритмичное


Координация движений, внимание


Четкое,

бодрое

Выполнение

команд


Неуверенные движения, покачивания,

нечеткое

Выполнение

заданий


Дрожание

конечностей,

частые

покачивания,

отставание

в ходьбе

от группы


Жалобы


Нет


На усталость, боль

в мышцах.


Головокружение головную боль, шум

Визуальные наблюдения дают возможность судить о степени утомления по внешним признакам, см. таблицу.

Характеристика внешних признаков утомления

Практика показывает, что больше внимания необходимо уделять развитию основных двигательных качеств, не забывая при этом о закаливании, пропаганде здорового образа жизни, знаний по медицине, гигиене, самоконтролю и т.д, причем эта работа должна осуществляться комплексно и обязательно регулярно.

Уроки обязательно должны дополняться системой домашних заданий, физкультминуток на уроках, организацией правильного двигательного режима на переменах, занятиями в группах продленного дня, проведением массовых спортивных мероприятий.

В ряде школ занятия физкультурой с учащимися СМГ проводятся совместно с основной и подготовительной группами - это проще в организационном отношении, но сложнее в методическом. Кроме того, ослабленные дети, как правило, малоподвижны, недостаточно координированы, упражнения выполняют неумело, робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек со стороны сверстников. Учитывая эти обстоятельства, занятия с ними следует проводить только отдельно от здоровых школьников. Это позволит избежать многих методических и педагогических ошибок.


1.3 Учебная работа. Организация учебного процесса специальной медицинской группы.

Занятия со школьниками условно делятся на два периода: подготовительный и основной. Подготовительный период обычно занимает всю первую четверть. Его задачи: постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы и весь организм школьника к выполнению физической нагрузки; воспитать у учащихся потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями; научить их быстро находить и правильно считать пульс, обучить элементарным правилам самоконтроля (судить о состоянии здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, по различной степени утомляемости на уроке физкультуры)1.

В первые 6-8 недель занятий с учащимися необходимы специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применяться только в сочетании с общеразвивающими. При их подборе нужно учитывать характер заболеваний, уровень функциональных возможностей, данные физического развития и подготовленности каждого учащегося.

Примерная схема построения первых восемнадцати уроков выглядит следующим образом: построение, подсчет пульса, объяснение задач урока, ходьба (1-2 мин) с выполнением дыхательных упражнений, общеразвивающие упражнения с обязательным включением дыхательных и на расслабление (8-10 мин), подсчет пульса, отдых сидя, индивидуальное выполнение специальных упражнений, рекомендованных для отдельных групп заболеваний (7-10 мин).

В подготовительный период особое внимание уделяется обучению школьников правильному сочетанию дыхания с движением. Как правило, у ослабленных детей преобладает поверхностное грудное дыхание. Поэтому на первых уроках их необходимо обучать правильно дышать в положении лежа, сидя и стоя. Для овладения полным дыханием используется следующий методический прием: правая рука кладется на живот, левая - на грудь; правая рука контролирует опускание диафрагмы, левая - расширение грудной клетки в верхнем отделе. Необходимо приучать детей делать вдох и выдох через нос. Сочетанию движений с дыханием надо обучать в медленном и спокойном темпе. На занятиях применяется и метод звуковой гимнастики с произношением на выдохе гласных а, у, о и согласных ф, ш, с. В первой четверти 50% всех упражнений проводится в исходном положении лежа и сидя в медленном темпе. Каждое упражнение вначале повторяется 3-4раза,потом 6-8 раз. В течение первой четверти изучаются индивидуальные особенности каждого школьника, его физическая подготовленность, бытовые условия, психологические особенности, способность

организма переносить физическую нагрузку урока физкультуры.

Основной период по длительности зависит от приспособляемости организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.

Задачи основного периода: освоение основных двигательных умений и навыков программы по физической культуре для учащихся СМГ, повышение общей тренированности и функциональной способности к перенесению физической нагрузки в школе и дома.

В содержание уроков этого периода постепенно включаются общеразвивающие упражнения, виды легкой атлетики: метание малых мячей в цель и на дальность правой и левой рукой, медленный бег, эстафетный бег с отрезками от 10 до 30 м, прыжки в длину и высоту с места и с небольшого в 3-5 шагов разбега; элементы художественной и спортивной гимнастики: танцевальные шаги, некоторые висы и упоры, упражнения в равновесии; подвижные игры и элементы спортивных игр. Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

Уроки рекомендуется проводить на стыке смен или на пятом-шестом уроках при односменных занятиях в школе.

Схема построения уроков в СМГ в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей.

Вводная часть длится до 15 мин. включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуют с

дыхательными упражнениями. Нагрузка должна повышаться осторожно и постепенно на основе гибкого и рационального применения средств и упражнений, обеспечивающих подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части не рекомендуется предлагать большое количество упражнений, намного увеличивать нагрузки.

В водную часть урока должны войти такие элементы, как построение, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, упражнения с набивными мячами, бег в медленном темпе, а также упражнения на гимнастической скамейке.

В основной части урока (20-22 мин.) школьники овладевают основными двигательными навыками, получают определенную для них оптимальную физическую нагрузку. В этой части решаются задачи общего развития мышечной системы, органов дыхания и кровообращения, формирования правильной осанки, совершенствования общей координации движения, овладения двигательными навыками, воспитания волевых качеств.

Средствами являются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на повышение уровня общего физического развития и активного отдыха занимающихся.

Большое значение при этом приобретают подбор и чередование упражнений, дозировка нагрузки, организация санитарно-гигиенических условий, использование естественных сил природы.

В заключительной части урока (3-5 мин.) необходимо создать условия для того, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести итоги занятий. В этой части рекомендуется применять простые упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги и обязательно отдых сидя или лежа.

Показателями, характеризующими воздействие физической нагрузки является интенсивность и моторная плотность урока. Интенсивность определяется подсчетом пульса после упражнений в каждой из частей урока. Подсчет производится за 10 сек. отрезки времени, затем вычерчивается физиологическая кривая частоты пульса. Правильная кривая имеет плавный подъем в начале урока, максимальное повышение (до 80-100% от исходной величины) с несколькими пиками при наиболее интенсивных упражнениях в основной части

и снижение к концу урока. Хороший эффект от физических упражнений отмечается, если они вызывают увеличение частоты сердечных сокращений в пределах 140-150 ударов в мин.

2.4 Врачебно-педогогический контроль в физическом воспитании СМГ

В работе с детьми и подростками с нарушенным здоровьем врачебно-педогогическому контролю придается значение еще больше, чем в физическом воспитании здоровых. Врачебно-педогогический контроль представляет собой систему медицинских и педагогических наблюдений, обеспечивающих эффективное использование средств и методов физического воспитания, укрепления здоровья и совершенствования физического развития. Основы врачебно-педогогического контроля в нашей стране разработаны рядом ученых: Н.Д.Граевской, А.Г.Дембо, Г.М.Куколевским, С.П. Летуновым, Р.Е.Мотылянской, С.Н.Поповым.

Врачебно-педогогический контроль решает следующие задачи:

В связи с решаемыми задачами, содержанием врачебно-педогогического контроля являются:

Врачебная часть контроля определяет выбор средств физического воспитания и видов спорта с учетом индивидуальных нарушений, определяет объем занятий, специальные мероприятия, которые необходимо провести до и после занятий физической культурой, проводит класси­фикацию спортсмена и медицинское освидетельствова­ние, выделяет противопоказания, оценивает степень воз­действия процесса физического воспитания на организм ребенка с нарушенным здоровьем (незначительное, уме­ренное, значительное, чрезмерное).

Различают этапный, текущий и оперативный контроль.
Этапный контроль оценивает уровень развития функ­циональных возможностей систем и органов, лежащих в ос­нове работоспособности. Проводится в соответствии с этапами (четверть, полугодие) занятий физической культурой,
их задачами и содержанием. Включает в себя медицинское обследование: осмотр специалистами, функциональ­ные пробы, лабораторные анализы и инструментальные исследования. Проводится в медицинских учреждениях
врачами. I
Современный врачебно-педагогический контроль включает также физиологический контроль двигательных качеств: тестирование физическими нагрузками с целью выяснения пределов силы и структуры силовых возможностей и при движениях в различных суставах.
При этом по этапам оценивается динамика физиологических процессов, функциональных свойств, регуляции физиологических функций. С этой целью определяются показатели, которые характеризуют физиологические параметры;
обеспечивающие высокую работоспособность при нагрузке факторы преодоления утомления.

Для этого исследуют: размеры, формы, пропорции тела, объем сердца, жизненную емкость легких, дыхательный объем, кислородную емкость крови, сосудистую проводимость, общий объем крови, уровень гемоглобина, состав мышечных волокон, энергетические запасы и другие.

Текущий контроль решает следующие задачи:

--- определение соответствия режима нагрузок возможностям организма через оценку общей напряженности функционального состояния организма;

— оценку соответствия физических упражнений их планируемой направленности.

Для этой цели используются выяснение жалоб на со­стояние здоровья и общего самочувствия, медицинский осмотр и изучение следующих показателей: уровень ос­новного обмена, частота сердечных сокращений, артериаль­ное давление, изменения на электрокардиограмме и др.

Следует знать симптомы перегрузки:

— боль или чувство дискомфорта в области груди, жи­вота, шеи, челюсти или рук;

— тошнота во время или после выполнения физиче­ских упражнений;

— появление непривычной одышки во время выпол­нения физических упражнений;

— головокружение или обморок;

— нарушение ритма сердечной деятельности;

— сохранение высокого показателя ЧСС после 5мин отдыха и дольше.

Оперативный контроль предполагает:

— проведение оценки влияния каждого тренировоч­ного занятия на организм ребенка;

— определение направленности и напряженности на­грузок по уровню срочных адаптационных реакций орга­низма;

— проведение оценки степени достижения конкрет­ной цели каждого тренировочного занятия;

— осуществление оперативной коррекции трениро­вочного эффекта отдельных упражнений и тренировоч­ного занятия в целом.

При проведении оперативного контроля определяют:

во время нагрузки: температуру тела, ЧСС и частоту дыхания, их соотношение, легочную вентиляцию;

после нагрузки: характеристики, отражающие утомле­ние после нагрузки. — изменения на электрокардиограм­ме, жизненной емкости легких, силы дыхательных мышц.

Педагогический контроль подразумевает контроль соотношения динамики воздействий (преподавателя и других внешних факторов — семьи, близкого окруже­ния, общественного мнения, общечеловеческих ценнос­тей) на обучаемого и его «отклика» на эти воздействия.

В мероприятиях врачебно-педагогического контроля определяется состояние организма учащегося в настоя­щий момент (текущее состояние), учитывается состояние, в котором ребенок находился ранее (генез) и делаются по­пытки предсказать его вероятное состояние в будущем (прогноз).

По данным врачебно-педагогического контроля вы­является общая нагрузка на организм учащегося на заня­тиях физическими упражнениями. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки, по­степенно повышающаяся к своему максимальному значе­нию в основной части занятия и снижающаяся к концу заключительной части. Характер физиологической кри­вой зависит от периода занятий, функционального со­стояния и индивидуальной ответной реакции организма на физическую нагрузку.


Методы исследования индивидуальных особенностей детей в процессе физического воспитания

Для выяснения связи и действия внешних факторов на здоровье ребенка, эффективности процесса физиче­ского воспитания в результате педагогических воздействий необходимо знание четырех основ, характеризующих двигательную подготовленность учащихся с нарушенным здоровьем: физического развития, физической подготов­ленности, функционального состояния и адаптации орга­низма к мышечной деятельности (Булич, 1986).

1.Оценка физического развития

С целью изучения и оценки показателей физического развития учащихся применяют методы наружного осмот­ра и антропометрических исследований. Определение роста в положении стоя и сидя, массы тела, окружностей грудной клетки, живота, талии, бедра, голени, плеча и предплечья, шеи, жизненной емкости легких, толщины жировой прослойки, а также формы ног, состояния свода стопы и типа телосложения.

2. Характеристика двигательных качеств

Методы определения двигательных качеств у учащих­ся к настоящему времени разработаны достаточно под­робно и позволяют дать комплексную характеристику развития силы различных мышечных групп, их выносли­вости, проявляющихся в динамических и статических усилиях, быстроте движений, подвижности в суставах и многих других качествах. Для решения практических вопросов, возникающих в работе по физическому воспи­танию с учащимися специальных групп, рекомендуют определять следующие показатели развития двигатель­ных качеств..

Частоту движений кисти можно определить при по­мощи степ-теста. Испытуемый, взяв шариковую ручку или карандаш, по сигналу исследователя наносит точки на листок лежащей перед ним бумаги. Задание выполня­ют в течение строго определенного времени (10 или 15 с). Количество точек, сосчитываемое по следам на бумаге, указывает на частоту движений кисти.

Статическую выносливость мышц кисти определяют с помощью аппарата для измерения артериального давле­ния. Соединив свернутую туго манжету с аппаратом и проверив герметичность системы, предлагают испытуе­мому с максимальной силой сжать грушу, соединенную с манжетой. Отметив величину этого усилия, испытуемому после кратковременного отдыха предлагают сжать грушу тонометра с половинным усилием. В момент сжатия ман­жеты начинают отсчет времени. Показатель статической выносливости определяют в секундах как время поддер­жания усилия, равного половине максимальной силы кисти.

Равновесие определяют наиболее простым способом по методу М.Е. Ромберга в предложенной позе (испытуе­мый стоит на одной ноге, руки на поясе, другая нога со­гнута в колене и пяткой касается колена опорной ноги). Определяют время удержания равновесия после приня­тия устойчивого положения в этой позе (в секундах). От­счет времени ведут по секундомеру и прекращают в мо­мент потери равновесия.

Усложненным вариантом пробы является выполне­ние упражнения в равновесии при закрытых глазах. Вре­мя удержания равновесия при этом значительно (в 2— 3 раза) сокращается.

3. Уровень физической подготовленности

Физическую подготовленность обычно определяют при помощи физкультурных контрольных нормативов, которые позволяют оценить уровень мышечной работо­способности в конкретных проявлениях двигательной деятельности. Так как в каждом из таких нормативов на­грузка выполняется до предела (иначе не будут получены объективные характеристики работоспособности), то большая часть из них не может быть использована для учащихся специальных медицинских групп.

Основными показателями физической подготовлен­ности, в связи с невозможностью использовать большин­ство прямых проб, являются косвенные показатели, с по­мощью которых на основании изменений отдельных признаков функционального состояния организма, свя­занных с физической подготовленностью, удается судить об ее уровне.

В качестве прямых, непосредственно характеризую­щих физическую подготовленность показателей могут быть использованы следующие двигательные пробы и умения.

а) Проба на развитие мышц живота — переход из поло­жения лежа в положение сидя без помощи рук. Выполня­ется из и. п. — лежа на спине, руки вдоль тела, ноги за­креплены в упоре. Облегченный вариант: руки на поясе, перейти в положение сидя. Затрудненный вариант: руки согнуты в локтях и находятся за головой. Перейти в поло­жение сидя. Наиболее трудный вариант: прямые руки вы­тянуты за голову и соединены в замок. Перейти в положе­ние сидя.

б) Проба на развитие мышц живота — поднимание ног до положения угла в упоре. Производится учащимся в упоре на брусьях (или близко стоящих столах, спинках стульев). Захват пальцами опорной поверхности облегча­ет выполнение упражнения. Напротив, опора о поверх­ность предмета ладонями затрудняет выполнение пробы, которая заключается в способности поднять выпрямлен­ные ноги до положения горизонтали и, не удерживая их более чем 1 с, опустить вниз. Усложненная разновид­ность этой пробы — поднимание прямых ног из положе­ния виса на гимнастической стенке. Еще более тяжелым вариантом, который не следует рекомендовать в качестве первой попытки для учащихся специальных групп, явля­ется поднимание прямых ног в висе на перекладине.

в) Проба на развитие мышц спины — из и. п. — лежа на груди, руки за головой, ноги закрепляют в упоре. Под­нять голову и верхнюю часть туловища от пола. Зафикси­ровать это положение (не более 1 с).

г) Проба на развитие мышц ног — приседание на одной ноге, удерживаясь рукой о рядом стоящий стул или стол. Затрудненный вариант — то же, без опоры рукой.

д) Проба на меткость броска — метание малого мяча в цель с расстояния 10м.

е) Проба на дальность броска — метание гранаты.

ж) Проба на равновесие — «ласточка».

з) Проба на координацию — прыжки через скакалку на одной и двух ногах.

4.Диагностика функционального состояния организма и его адаптивных возможностей

Тесная функциональная взаимосвязь между сердеч­но-сосудистой и дыхательной системами, с одной стороны, и физической работоспособностью организма, с другой, по­зволяют использовать ряд показателей кровообращения и дыхания в условиях напряжения этих систем для оценки адаптации организма к мышечной деятельности. Наибо­лее ценны в диагностическом отношении для оценки функционального состояния организма учащихся специ­альных групп следующие пробы.

Функциональная проба с 10 приседаниями позволяет выявить степень адаптации сердечно-сосудистой систе­мы и всего организма к условиям физических нагрузок. Для учащихся специальных медицинских групп в качест­ве дозированной нагрузки применяют 10 приседаний, выполняемых за 15 с.

Методика проведения функциональной пробы: после 3—5 мин отдыха в положении сидя у обследуемого счита­ют пульс и измеряют систолическое (максимальное) и диастолическое (минимальное) артериальное давление по способу Короткова. Пульс считают каждые 10 с, пока не получат подряд 2—3 одинаковые цифры, полученные данные записывает, измеряют артериальное давление и, не снимая манжеты с левой руки, выполняют нагрузку. Глубоко приседая, он выбрасывает руки вперед и раз­гибает пальцы, а выпрямляясь, сгибает руки в локтевых суставах и сжимает пальцы в кулаки. При приседании громко считает (раз, два, три и т. д.), чем исключается за­держка дыхания.

Во время проведения пробы необходимо следить за сохранением стандартных условий выполнения нагруз­ки, за внешними признаками обследуемого. Закончив приседания, испытуемый садится, у него подсчитывают пульс впервые 10 с, затем измеряют кровяное давление (30—40 с) и вновь продолжают подсчитывать пульс до стойкого возвращения к исходным величинам. После этого еще раз измеряют артериальное давление. В ходе выполнения пробы, в период восстановления отмечают изменение окраски лица, появление одышки, дрожания конечностей, потоотделения и других признаков, харак­теризующих приспособляемость организма обследуемого к выполнению данной нагрузки. Результаты пробы зано­сят в карточку функциональной пробы.

Оценку одномоментной функциональной пробы про­изводят по реакции пульса, артериального давления, по продолжительности периода восстановления, а также по внешним признакам и поведению учащегося. Определя­ют степень учащения пульса в абсолютных цифрах и в процентах. Процент учащения пульса после нагрузки (так называемая «возбудимость») вычисляют по разности между величиной пульса после нагрузки и до нее, полу­ченное значение выражают в процентах по отношению к исходной величине, т. е.: 25 - 16 = 9; 9 х 100 : 16 = 56%. Возбудимость пульса, как правило, не должна превышать 65-80%.

Учитывают время восстановления пульса после на­грузки до исходных величин; чем меньше этот период, тем благоприятней оценка реакции организма на физическую нагрузку. Время восстановления пульса до исходного уровня при благоприятной реакции равно 2—3 мин. При ухудшении адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам пульс учащается на 12—18 ударов в 10 с, что составляет 100—150% от исходных величин, а период его восстановления длится 4—5 мин и более.

Вычисляют изменения артериального и пульсового давления после нагрузки. Увеличение пульсового дав­ления (разница в миллиметрах между максимальным и минимальным давлением) расценивается как поло­жительный фактор, уменьшение — как отрицательный; систолическое давление при нагрузках должно увели­чиваться, диастолическое — уменьшается. В зависи­мости от характера сдвигов в деятельности сердеч­но-сосудистой системы после дозированных нагрузок различают хорошую (нормотоническую), удовлетвори­тельную и неудовлетворительную реакции.

При заключении о состоянии сердечно-сосудистой системы по данным функциональной пробы учитывают результаты наблюдения за внешним видом и поведением испытуемого во время и после пробы: выраженное по­краснение или побледнение лица, одышка, значительное потоотделение, дрожание рук свидетельствуют о небла­гоприятной реакции на нагрузку.

Комбинированную функциональную пробу на ско­рость и выносливость, предложенную С.П. Летуновым, используют для наиболее подготовленных в физическом отношении учащихся. Эта проба основана на определе­нии адаптации сердечно-сосудистой системы к разным по интенсивности и продолжительности физическим нагрузкам. Проба состоит из: 1)20 приседаний, 2) бега на месте (в течение 15с) с максимальной интенсив­ностью — нагрузка на скорость, 3) бега на месте (в тече­ние 3 мин) в темпе 180 шагов/мин — нагрузка на вынос­ливость. Для учащихся специальных групп рекомендуют 2-минутный бег.

Комбинированная функциональная проба позволяет разносторонне исследовать функциональную способ­ность сердечно-сосудистой системы, поскольку нагрузки на скорость и на выносливость предъявляют к аппарату кровообращения разные требования.

Скоростная нагрузка помогает выявить способность к быстрому усилению кровообращения, нагрузка на выносливость — способность организма устойчиво поддерживать усиленное кровообращение на высоком уровне в течение относительно продолжительного вре­мени.

После подсчета пульса в положении сидя по 10-секундным отрезкам времени и определения артериаль­ного давления обследуемый делает 20 приседаний в те­чение 30 с (приседая, вытягивает руки вперед). В первые 10 с после нагрузки проверяют число ударов пульса, а в промежутки между 15-й и 40-й секундами — артери­альное давление. После этого вновь подсчитывают пульс и с приходом его к норме (но не ранее чем через 2 мин после нагрузки) еще раз измеряют артериальное давление.

Затем выполняют вторую часть пробы — бег на месте в течение 15 с в максимально быстром темпе, с высоким подниманием ног и энергичной работой рук. После этого обследуемый отдыхает 4 мин, при этом первые 10 с каж­дой минуты подсчитывают пульс, а с 15-й секунды изме­ряют артериальное давление.

Далее выполняют третью часть пробы — бег на месте в темпе 180 шагов/мин. По окончании бега определяют пульс и артериальное давление в течение 5 мин. С целью более подробного изучения начального периода восста­новления рекомендуется после каждой нагрузки измерять частоту пульса в течение двух 10-секундных промежутков времени. Полученные результаты записывают по следую­щей схеме (табл. 1).

Поскольку с помощью комбинированной пробы уста­навливают особенности приспособительной реакции сер­дечно-сосудистой системы к нагрузкам на скорость и вы­носливость, результаты пробы могут быть использованы для решения некоторых вопросов планирования процес­са физического воспитания, в частности для выбора средств и конкретных физических нагрузок, в наиболь­шей степени способствующих повышению функциональ­ных возможностей организма.

Пробы с задержкой дыхания в практике физического воспитания чаще всего используют в двух вариантах:


с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи).

Пробу с задержкой дыхания на вдохе выполняют сле­дующим образом. Испытуемый делает пробный вдох, за­тем полностью выдыхает воздух и после полного (но не­предельного) вдоха задерживает дыхание. В. момент задержки дыхания включают секундомер.

Пробу с задержкой дыхания на выдохе выполняют также после пробного вдоха и выдоха. Сделав вдох, испы­туемый делает спокойный (не предельно возможный!) выдох и задерживает дыхание. С момента задержки дыха­ния включается секундомер, который останавливают при первом вдохе.

В связи с разнообразием диагнозов у учащихся специ­альных медицинских групп нет возможности привести средние показатели функциональных проб, которые от­ражали бы определенные уровни адаптации организма к физическим нагрузкам. Поэтому важно иметь в виду, что наиболее ценный показатель, имеющий функциональ­но-диагностическое значение, — это регистрирующаяся при помощи каждой из проб динамика изменений функ­ционального состояния организма учащихся. Сопостав­ляя показатели функциональных проб с используемыми в процессе физического воспитания нагрузками и самочув­ствием занимающихся, (данные дневников самоконтро­ля), можно получить объективную характеристику изме­нений состояния, и адаптивных возможностей организма учащихся специальных групп.


Медико-педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проходил на базе Первомайской средней школы (директор школы Потехенченко Маргарита Михайловна) среди учащихся 9-11 классов.

Совместно с врачом были составлены списки учащихся по состоянию их здоровья. Далее была разработана программа занятий, план проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий на учебный год, индивидуально на каждого учащегося, наметили сроки проведения врачебно-педогогических наблюдений. Все это внесено в индивидуальную карту, в которой в дальнейшем были отображены результаты медицинских осмотров, диагнозы, рекомендации врача и учителя физической культуры.

В эксперименте участвовали две группы учащихся, по состоянию здоровья отнесенные к специальной медицинской группе.

I – я группа учащиеся отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимаются самостоятельно выполняя или не выполняя рекомендации врача и учителя физической культуры.

II – я группа учащиеся отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающиеся по специально разработанной прграмме.

Проводились занятия два раза и неделю после уроков первой сме­ны, преимущественно на открытом воздухе. В основную часть уроков включены элементы легкой атлетики, гимнастики, спор­тивные игры. Большое внимание уделялось правильному дыха­нию, формированию осанки школьников. Постоянно следили за самочувствием каждого ученика, обращая внимание на индивидуальные задания, которые дифференцируются в за­висимости от индивидуальной подготовленности, возраста и пола учащихся. Комплексы упражнений составляется сов­местно с врачами ЦРБ и изменяется ежемесячно.

Урок обычно начинался с построения учащихся у гимнастической стенки, проверки пульса. Далее проводились упражнения на формирование правильной осанки: ходьба с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения.

В основной части урока учащиеся развивали силовую вынос­ливость, выполняли упражнения для мышц спины и живота, совершенствовали координацию движений, для за­крепления навыка правильной осанки. С этой целью учащимся последовательно (лежа, сидя и стоя) выполняли разнообразные упражнения для мышц туло­вища, верхних и нижних конечностей, в том числе в висах на гимнастической стенке. Включены и специальные корриги­рующие упражнения в выгибании, противовыгибании туловища с опорой на предмет, элементы хореографии у гимнастической стенки, элементы художественной гимнастики и танцевальные упражнения как с предметами (скакалки, мячи, обручи), так и без них.

Для развития силовой выносливости мышц спины использовались повторно выполняемые статические уп­ражнения (постепенно до одной минуты в каждом положе­нии), упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, в висах. Конец основной части урока отводится для интерес­ных и доступных для детей подвижных игр, эстафет, упражне­ний с длинной и короткой скакалкой.

В заключительной части физические нагрузки постепенно снижаются. Применялись ходьба, упражнения на расслабле­ние, дыхательные упражнения. В конце урока следует провер­ка пульса, осанки.

Занятия проводятся под контролем медицинского работника.

За три года работы с учащимися СМГ переведены в основную медицинскую группу 5 человек из 46.


2.3 Результаты эксперимента и его обсуждение

Для выявления результативности нашего исследования было проведены сравнительные статистические характеристики, отражающие индивидуальные и общие показатели физического развития обеих групп. Значения каждой группы сравнивались между собой. По результатам оценки морфологических признаков: показатели массы тела, окружности головы, грудной клетки, учащиеся не имели достоверных различий. Анализ функционального состояния выявил, что контрольная группа отстает от экспериментальной, что свидетельствует о недостаточной адаптации к физическим нагрузкам и подчеркивает необходимость повышения функциональных возможностей средствами физической культуры.


Показатели функционального состояния (ЧСС, ЧДД, АД) в покое у экспериментальной группы не имеют достоверных различий с показателями контрольной группы, однако при выполнении «малых » и «средних» физических нагрузок. Функциональные показатели (ЧСС, ЧДД, АД) характеризуют дезадапционную реакцию организма, а период восстановления функций превышает нормальный в два раза, что свидетельствует о низких адапционных возможностей контрольной группы к перенесению нагрузок.

Неадекватный возрастной норме уровень функциональных параметров сказывается на физической подготовленности контрольной группы, которые отстают от экспериментальной группы по развитию таких физических качеств, как скоростные, силовые, скоростно-силовые; по показателям выносливости, координационным способностям, Вестибулярной устойчивости, скорости реакции.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации